Что означает слово оранта
Оранта
Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.
Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.
Оранта (римские катакомбы, первая половина IV в.)
Значение слова «оранта»
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.
Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.
оранта
1. один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: циркач — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Панагия и Оранта
Татьяна Черникова, доктор исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Одним из излюбленных типов икон для иконописцев и для верующих является изображение Богоматери. Вообще на Руси почитание Самой Богоматери и Ее икон, наверное, стоит вровень с поклонением Самому Иисусу Христу и почитанием Его икон. Поэтому это очень важная часть духовной жизни христиан.
Среди икон Богоматери есть такой тип, где Она одна и изображена в полный рост. Причем эти иконы, как правило, очень большие по размеру, и в домонгольской Руси играли в храме ту же роль, что в византийском храме обычно играли мозаики и фрески. Но в деревянном храме, а таких было на Руси большинство, невозможно было ни написать фреску, ни тем более сделать мозаику. В связи со сложной технологией мозаика вообще не прижилась на Руси, поэтому большие ростовые иконы имели большое значение в монументальной религиозной живописи.
Один тип такой иконы – Великая Панагия – Оранта. Вообще в переводе с греческого «Панагия» означает «Всемилостивейшая», «пан» – это «все», то есть милость распространяется на всех. Оранта – это Богородица, молящаяся за человечество, просящая снисхождения у Своего Сына. Поэтому в таком чисто русском явлении, как иконостас, который в русских церквях отделяет алтарь от того нефа, где молятся верующие, обязательно есть ряд, который называется деисус. В центре находится Иисус Вседержитель как Великий Судья на Страшном Суде, а с обеих сторон от Него расположены апостолы, иногда пророки и обязательно Богоматерь, Которая молит о прощении, спасении человечества.
Особый тип Оранты – это Оранта с поднятыми руками. Еще этот тип иконы называют Нерушимая стена, который первоначально исходит от мозаики Киевской Софии. Другой тип таких же ростовых икон может называться «Знамение». Это когда Богородица изображена в полный рост, но на Ее груди медальон, в котором находится изображение Иисуса Христа либо в образе Младенца с взрослым лицом, либо в более поздних иконах в образе Эммануила, то есть Иисуса-подростка. Эта икона как бы рассказывает о той миссии, которую выполняет в этом мире Бог в образе человека, идя на жертву, для того чтобы спасти христиан и человечество. В этом и заключается знамение, которое должен понять христианин, смотрящий на эту икону.
Остальные изображения Богородицы очень часто выполнены в поясном ракурсе, и на них Божья Матерь часто присутствует не одна, а с Христом и даже некоторыми другими персонажами.
И, наконец, есть иконы, где образ молящейся Оранты и образ Знамения совмещены в одной иконе. Одной из древнейших икон такого вида является икона «Ярославская Оранта», или «Ярославская Богоматерь Знамения». Название «ярославская» она получила потому, что была привезена из Ярославля, куда, правда, по мнению многих историков, попала в XVIII из Ростова, в виду переноса в Ярославль митрополичьей кафедры.
По поводу этой домонгольской иконы, написанной примерно в 1218 году, то есть начале XIII века, идет большой спор. Многие считают эту икону, написанную здесь, на Руси, русским иконописцем, началом целой ярославской иконописной школы, очень развившейся впоследствии и важной для русской иконописи школы. Другие же напротив говорят, что, хотя потом существовала знаменитая ярославская школа иконописи, однако, сама «Оранта – Знамение» не имеет к ней прямого отношения. По одной из версий эта икона была написана в Ростове, находилась там до XVIII века в храме Успения Богородицы, и была написана киевским, то есть уже русским, знаменитым иконописцем, имя которого известно нам из источников – Алимпий. Он довольно смело совместил два византийских канона написания Богородицы в полный рост – Знамения и Оранты. Поэтому часть специалистов называют икону «Оранта», а другие говорят, что главное – то, что на груди Богородицы присутствует медальон с изображением Христа, и, скорее всего, это «Знамение». В книгах эта икона упоминается под обоими названиями и, конечно, является одним из самых знаменитых образов Богородицы, изводы от которой русские иконописцы писали начиная уже с XIII века и далее в XIV, XV и в более поздние века.
Описание и значение иконы Богоматери Оранта, о чем просят и текст молитвы
Оранта – один из видов изображения Богородицы, также называемый «Великая Панагия». Это один из самых интересных и почитаемых образов, в котором Богоматерь выступает заступницей, покровительницей. К Богоматери Оранта взывают с мольбой о спасении души, духовном и телесном исцелении, помощи в тяжелые периоды жизни. Оранта наделяет силами для духовной борьбы и противостояния невзгодам, подводит заблудшую душу к истинному пути.
Описание и значение иконы в православии
«Оранта» – икона Богоматери. Слово «Оранта» латинского происхождения, переводится как «молящаяся». А латинское слово «Панагия» из другого названия иконы означает «пресвятая».
На иконе Богоматерь предстает в покровительствующей позе. Руки раскинуты в стороны и приподняты. Ладони открытые, повернуты вверх, к Небесному Престолу. Изображение Божией Матери может выполняться и в полный рост, и поясно.
На иконе присутствует второе лицо – Христос Эммануил. Древнееврейское слово «Эммануил» означает «с нами Бог». Таким именем величают Христа, написанного в юношеском возрасте.
Фактически «Оранта» – вариация Богородицы с младенцем, но нестандартная. Обычно Богоматерь и Христос на иконах изображены полубоком, младенец делает благословляющий жест одной рукой. На иконе же «Оранта» юный Христос написан в круге на груди Матери, он тоже раскинул обе руки в жесте благословения и покровительства. Взгляд Христа по-взрослому серьезный, мудрый, а Богородица смотрит кротко, покорно перед Божьей волей.
Аналогичный тип написания святых образов применяется для икон «Знамение», «Неупиваемая чаша», «Живоносный источник».
В иконописи каждый прорисованный элемент имеет значение. Касаемо иконы «Оранта»:
История появления
Изображения с молитвенной позой Богоматери известны еще с ветхозаветных времен. Первые образы с покровительственным жестом рук археологи обнаружили в подземных христианских обителях периода Римской империи, среди мозаик в византийских церквях. В период Древнего Рима икона описываемого типа была необычайно популярной у первых христиан.
В Византии икона «Оранта» получила распространение после периода иконоборства (8-9 века). Вскорости изображение стало распространенным и традиционным в православной и католической иконописи.
Примечательно, что первые иконы Богоматери Панагия не включали образ юного Христа. Богородица в единоличном образе изображалась многие столетия. Однако русские иконописцы практически не создавали единоличные изображения Пречистой Девы, что обусловлено догматами Православной Церкви и традициями иконописи. Поэтому в православных церквях повсеместно чаще всего можно увидеть Богородицу, грудь которой закрывает ее сын Христос Эммануил.
В церквях покровительствующая Богоматерь обычно находится на алтарных преградах, среди верхнеярусных росписей или на половинчатом куполе апсиды.
Самое древнее в мире из известных ныне образов Богоматери Оранта – достопримечательность киевского Софийского собора. Мозаика, находящаяся в куполе центральной апсиды, существует столько, сколько существует сам древний храм, возведенный византийскими зодчими (первая половина 11 века). Богоматерь словно встречает входящих в собор, привлекает к алтарю.
Второе название киевского лика – «Нерушимая стена». Религиоведы полагают, что такое название мозаика получила за свою «живучесть». Софийский собор пережил много бед и разрушений, его грабили, уничтожали, затем восстанавливали, достраивали. Но многие века бедствий не сказались на состоянии и целостности мозаики, она осталась невредимой.
Примечателен внешний вид киевской Богоматери. Она создана в типичном раннехристианском стиле, для которого характерны простота и незамысловатость образа, открытость и безмятежность лика. При этом Святая Дева стоит уверенно, выглядит сильной и несгибаемой.
Помимо киевского Софийского собора, новые и старинные иконы Богородицы Оранта находятся в храмах многих стран мира.
О чем просят перед образом
Икона «Оранта» считается невероятно сильной, чудотворной. К святому лику обращаются люди, нуждающиеся в духовной поддержке в тяжелые периоды жизни. Богоматерь Оранта исцеляет душу и тело, помогает справиться с самыми разными болезнями. Она подталкивает заплутавшего человека к истинному пути, помогает просветлиться, обрести стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, наполняет душу безграничной любовью к Всевышнему.
Человек, постоянно общающийся с Богоматерью Оранта, исцеляется духовно, избавляется от тревог и сомнений, обретает душевный покой.
Также икона Богоматери Оранта выполняет защитную функцию. В жилище, где она находится, не поселяются злые силы, недоброжелатели не могут причинить вред членам семьи. Святой образ настолько силен, что может даже защитить целый народ он вражеских атак. Многие верующие держат в доме молящуюся Богородицу, чтобы она защищала дом от грабителей, завистников, бандитов, злых людей.
Почитаемые образы
В России наиболее старыми и почитаемыми признаны два образа Богоматери Оранта – Ярославская и Новгородская.
Ярославская
Самый древний из существующих в стране образов молящейся Богородицы – Оранта Ярославская. Считается, что ее создал монах-иконописец Алипий, служивший в Киево-Печерской лавре. Второе название древнего лика – «Знамение Божьей Матери».
Изображение похоже на мозаику из Софии в Киеве. Богоматерь написана во весь рост, руки приподняты. Грудь закрывает круг, а в нем – Иисус Христос. Образ расшифровывается как переход от молитвенного заступничества к воплощению Бога в Христе. В иконе раскрывается предсказание Рождества Бога и последующих событий до ожидаемого второго пришествия.
Ныне Оранта Ярославская – часть иконописной коллекции Третьяковской галереи.
Новгородская
Нынешнее место древней иконы – новгородский Софийский собор. Прославление образа случилось в 12 веке. Тогда князь Андрей Боголюбский, поддерживаемый другими князьями, направился на завоевание Новгородской земли.
Была зима 1170 года. Захватнические силы существенно превосходили численность защитников Великого Новгорода. Горожане, видя, что им предстоит неравный бой, в котором вряд ли удастся выстоять, начали исступленно молиться Господу и Матери Его.
Новгородский архиепископ Иоанн, молясь в алтаре, услышал голос, который велел ему взять икону Богоматери из Спасо-Преображенской церкви, отнести ее к городским воротам, где начался яростный бой. Увидев выставленную икону, вражеские лучники всадили в нее множество стрел. Одна стрела впилась в лицо Богоматери. И тут из глаз Девы потекли слезы.
Увидев невероятное зрелище, враги отступили в ужасе, побежали прочь, толкая, избивая друг друга. Защитники бросились в погоню за убегающими неприятелями, атаковали их, сумели отстоять славный город. В честь победы определен день почитания Божьей Матери Нижегородской – 10 декабря.
Как правильно расположить в доме
В жилище Богоматерь Оранта либо ставят на главный иконостас, либо прикрепляют к стене в любой жилой комнате отдельно от других образов.
Текст молитвы
Молитва, обращаемая к Божьей Матери Оранта:
«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
ОРАНТА
Лит.: Кондаков Н. П., Иконография Богоматери, т. 1, СПБ, 1914, с. 60-100.
Смотреть что такое ОРАНТА в других словарях:
ОРАНТА
(от лат. orans, род. падеж огаntis — молящийся) один из иконографических типов богоматери. О. изображается в рост с поднятыми до уровня лика рук. смотреть
ОРАНТА
(лат. молящаяся) один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (ладонями наружу), т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы (ср. молитву Моисея во время битвы израильтян с амалекитянами (Исх XVII, 8-16). После сложения системы росписи православного храма (начиная с IX века) Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с миром дольним у нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает таким образом Своим божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм отсюда Богоматерь Оранта как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви (например, в композиции Вознесение’). Самостоятельные изображения Оранты в византийской и древнерусской иконописи не сохранились; этот образ используется только в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. смотреть
ОРАНТА
ОРАНТА
(лат. Та, яка молиться)один з іконографічних варіантів образу Богоматері, що сформувався в середньовіччі; Богородиця зображена на повен зріст, із розве. смотреть
ОРАНТА
(лат. — що молиться) Один з іконографічних типів Богоматері, монументальне зображення якої звичайно поміщається в консі центральної апсиді храму, а також на візантійських та давньоруських іконах. Фігура показана фронтально у зріст з піднятими до рівня лиця руками і долонями, зверненими до глядача, символізуючи тим самим захист віруючих, непохитність віровчення. Іконографія походить від зображень перших християн у римських катакомбах. смотреть
ОРАНТА
(лат. Та, яка молиться) один з іконографічних варіантів образу Богоматері, що сформувався в середньовіччі; Богородиця зображена на повен зріст, із розведеними та піднятими до рівня обличчя руками. Тип О. сягає ранньохристиянських розписів у Рим. катакомбах. У IХ-ХIII ст. О. набула поширення в монументальному живописі, іконах Візантії та Київської Русі; у системі розпису купольних храмів О. займала місце в консі центральної апсиди. смотреть
ОРАНТА
ОРАНТА
(лат. orans молящийся) один из иконографич. образов богоматери, сложившийся в ср. века. Богородица изображалась в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. О. получила распространение в иконографии и в живописи Византии и Др. Руси в 9-13 вв. смотреть
ОРАНТА
-и, ж. Один із найдавніших християнських образів; зображення фігури людини з піднятими в жесті моління руками; Богородиця.
ОРАНТА
Отар Орт Орнат Орн Оранта Рана Нтр Рано Рант Рао Нто Рон Рот Рота Таран Таро Натр Арт Арон Аорта Аон Антра Ант Аноа Анат Аант Трон Арат Арно Нарта Нато Тор Тонар Тон Нора Тара Нота. смотреть
ОРАНТА
власна назва, імен. жін. роду
ОРАНТА
Ударение в слове: Ор`антаУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: Ор`анта
ОРАНТА
ОРАНТА
-и, ж. Один із найдавніших християнських образів; зображення фігури людини з піднятими в жесті моління руками; Богородиця.