Что означает слово нокс
Что означает слово нокс
Ножи конструкции Скрылёва
Национальное объединение корпоративных секретарей
нитро-олеумная кислотная смесь
начальник отдела капитального строительства
начальник службы капитального строительства
Смотреть что такое «НОКС» в других словарях:
Нокс — английская фамилия, имеет также и другие значения. Фамилия Нокс, Александер (1907 1995) канадский актёр и писатель. Нокс, Альфред (1870 1964) британский генерал, участник гражданской войны в России. Нокс, Бадди (1933 1999) американский певец и… … Википедия
нокс — сущ., кол во синонимов: 2 • богиня (346) • ночь (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Нокс Д. — Джон Нокс Джон Нокс (англ. John Knox; ок. 1513 24 ноября 1572 г.), крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века, заложивший основы пресвитерианской церкви. Содержание 1 … Википедия
Нокс — (John Knox, 1505 72) шотландский реформатор, родился в зажиточной семьи южной Шотландии, учился в Университете Глазго у Дж. Мэра (Mair), который ранее был в Париже и усвоил оппозиционные теории соборных деятелей XV в. Нокс не приобрел солидного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
нокс — 1. [3/1] Ноксерон, таблетки, используемые наркоманами для усиления действия других наркотиков. Нокс любой торч усиливает (Ноксерон усугубляет состояние наркотического опьянения от любого наркотика). Жаргон наркоманов 2. [0/0] Человек… … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
Нокс — I (Knox) Альфред Уильям (30.10.1870 9.3.1964), английский генерал. Принадлежал к Консервативной партии. Окончил Королевский военный колледж (1891), штабной колледж (1905), после чего служил в Генштабе и военном министерстве. В 1911 18… … Большая советская энциклопедия
НОКС — (Knox), Джон (1505 или 1513 24.XI.1572) шотл. церк. реформатор, основатель кальвинистской (пресвитерианской) церкви в Шотландии. Происходил из зажиточной крест. семьи. Окончил ун т в Глазго, с 30 х гг. священник в г. Сент Андрус. С сер. 40 х гг.… … Советская историческая энциклопедия
НОКС — (Кnох) Джон (1505 или ок 1514, близ Хаддингтона, 24 11 1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель шотл пресвитерианской церкви, педагог Образование получил в шотл ун те Св Эндрю (по др сведениям, в ун те Глазго) В 30 х гг священник, частный… … Российская педагогическая энциклопедия
НОКС Дж. — (Knox) Джон (ок.1513–72), вождь кальвинистов в Шотландии. Сын крестьянина. Окончил ун–т в Глазго, принял сан католич. священника. В 40–х гг. стал склоняться к протестантизму, после чего эмигрировал в Швейцарию, где сблизился с *Кальвином. В 1555… … Библиологический словарь
Что означает слово нокс
Смотреть что такое НОКС в других словарях:
(John Knox, 1505—72) — шотландский реформатор, родился в зажиточной семьи южной Шотландии, учился в Университете Глазго у Дж. Мэра (Mair), который ране. смотреть
НОКС (Кпох) Джон (1505 или ок. 1514, близ Хаддингтона,-24.11.1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель пресвитерианской церкви в Шотландии. Пр. смотреть
НОКС (Кпох) Альфред Уильям (30.10. 1870-9.3.1964), английский генерал. Принадлежал к Консервативной партии. Окончил Королевский военный колледж (1891. смотреть
(Knox)Джон, 1505-72, шотландський релігійний реформатор; засновник і організатор пресвітеріанської Церкви в Шотландії, яка спиралася на доктрину, близь. смотреть
(Knox) Джон, 1505-72, шотландський релігійний реформатор; засновник і організатор пресвітеріанської Церкви в Шотландії, яка спиралася на доктрину, близьку до кальвінізму; англ. переклад Біблії. смотреть
НОКС (KNOX), ДЖОН
(1505 или ок. 1514-1572) — деятель Реформации, основатель шотландской пресвитерианской церкви, педагог. В 30-х гг. священник. В 40-х гг. примкнул к п. смотреть
НОКС АЛЬФРЕД УИЛЬЯМ
НОКС ГЕНРИ
Нокс Генри (Knox, Henry) (1750—1806), амер. генерал, в Войне за независимость в Сев. Америке командовал артиллерией. В 1775 г. из Тикондероги, через густые леса доставил пушки в Бостон (124 км), что вынудило англичан отступить. На протяжении всей войны оставался гл. советником Вашингтона, а после нее организовал Об-во ветеранов Цинциннати (1783). Воен. мин. Конфедерации и президента Вашингтона (1785—94); его план создания нац. милиции, был отвергнут. смотреть
НОКС ДЖОН
Нокс Джон (Knox, John) (ок. 1513—72), шотл. протест, реформатор, основатель шотл. пресвитерианской церкви. К 1546 г. попал под влияние протест, проповедника Уишарта. Участвовал в заговоре с целью убийства архиепископа Битона, за что был арестован французами и провел 19 мес. на каторге. В 1551 г. стал капелланом англ, короля Эдуарда VI, но с восшествием на престол Марии I Тюдор (1553) бежал во Франкфурт, затем в Женеву, где помогал эмигрантам из Англии и сблизился с Жаном Кальвином. Соч. Н. «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин» («First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women», 1558) вызвало недовольство англ, королевы Елизаветы I, но она разрешила ему вернуться в Шотландию (1559) при условии, что он возглавит протест, антифранц. фракцию. Будучи пастором церкви св. Гильберта в Эдинбурге, активно участвовал в составлении «Исповеди шотландцев» («Scots Confession», 1560) и «Первой книги Епитимьи» («First Book of Discipline», 1560). Был непримиримым противником Марии, королевы Шотландии. смотреть
НОКС ДЖОН
Джон Нокс — основоположник шотландской пресвитерианской церкви и «некоронованный глава шотландских протестантов» — родился около 1505 г. в бедном семействе в селении Джиффорд, близ Гаддингтона. Образование он получил в шотландских университетах Глазго и Сент-Эндрюса, после чего преподавал в Сент-Эндрюсе философию. Еще до канонического возраста Нокс был рукоположен в сан священника, но карьера его в этом качестве продолжалась совсем недолго. В то время церковь представляла в Шотландии значительную политическую и экономическую силу. Считается, что в руках духовных лиц находилось до половины всех шотландских земель. Прелаты имели перевес в парламенте и занимали важнейшие государственные должности. Однако выгоды исключительного положения были ими весьма дурно использованы. Шотландское духовенство отличалось испорченностью нравов и даже распущенностью. Многие прелаты жили вдали от своих епархий и аббатств, предавались пиршествам, охоте и без всякого стыда наделяли своих незаконных детей богатыми доходными статьями. И мирское и монастырское духовенство пребывало в варварском невежестве. Вследствие этого авторитет церкви пал чрезвычайно низко, и когда идеи Реформации стали проникать в Шотландию, они нашли здесь благоприятную почву. Признаки будущего переворота обнаружились около 1525 г. Тогда парламент под угрозой строго наказания запретил ввоз в страну лютеранских книг. Но эта мера оказалась малодейственной — пришлось прибегнуть к более крутым: арестам и казням. Первым шотландским мучеником за Реформацию стал Патрик Гамильтон, сожженный в Сент-Эндрю в 1528 г. Впрочем, его мужественная кончина только укрепила дух последователей — спустя десять лет к Реформации стало склоняться большинство дворян и горожан. Обращение Джона Нокса произошло в ту же пору, в 1530-е гг. Убедившись в правильности протестантской доктрины, он оставил преподавательскую деятельность в Сент-Эндрюсе и нашел убежище на юге Шотландии в качестве домашнего учителя в семействе Дуглас. Следующие десять лет его жизни прошли в полной безвестности. Если он и выступал тогда с проповедями, то лишь перед небольшими группами единоверцев. На большее он себя не считал способным и никому не навязывал своих взглядов. Понадобилось сильное внешнее воздействие, чтобы превратить никому неизвестного учителя в народного трибуна. В 1542 г. умер шотландский король Яков V, одобрявший идею реформирования церкви. После него осталась единственная наследница — малолетняя Мария Стюарт. Детство и юность она провела во Франции — на родине своей матери, урожденной герцогини де Гиз. В ее отсутствии регентом стал граф Арран. Поначалу он благосклонно относился к Реформации и даже разрешил свободную продажу Библии в шотландском переводе. Но эта пора религиозного либерализма продолжалась недолго. Во главе шотландской церкви тогда стоял умный и энергичный кардинал Яков Беатон, человек, обладавший выдающимся государственным умом, но слишком ревностный и жестокий католик. Вскоре ему удалось совершенно овладеть доверием регента и отклонить его от протестантского учения. Гонения на реформаторов возобновились. Выдающимся протестантским проповедником в то время был Джордж Визарт, отвративший от католичества многих шотландцев. Беатону удалось добиться его осуждения, и несчастный был в 1546 г. сожжен на костре под стенами кардинальского замка Сент-Эндрюс. Эта жестокая расправа побудила протестантов на ответные действия. В следующем году 16 дворян, возглавляемые Норманом Лесли, пробравшись в замок, закололи кардинала кинжалами, а труп его повесили на стену. Сейчас же к смельчакам примкнули соседние дворяне, так что убийство Беатона послужило сигналом к настоящему восстанию. Регент с вспомогательными французскими войсками начал осаду. Среди тех, кто тогда укрепился в Сент-Эндрюсе, был и домохозяин Нокса. Таким образом, он тоже оказался в этом замке. Здесь и проявился его дар проповедника. Однажды осажденные собрались на общую молитву. После нее проповедник сказал присутствующим, что среди них также, вероятно, найдутся люди, способные проповедовать. В нынешнее страшное время гонений, продолжал он, всякий человек с сердцем и дарованием священника должен проповедовать. «Разве один из нас, а именно Джон Нокс, не имеет такого дарования и такого сердца? — спросил проповедник, обращаясь ко всем. — В чем же заключается в таком случае его долг?» Присутствующие ответили утвердительно: Джон Нокс настоящий проповедник, если он и дальше будет хранить молчание, то к нему следует относиться, как к трусу, в час испытаний покинувшему свой пост. Этот суровый приговор потряс Нокса. Он встал со своего места и пытался оправдаться, но не смог произнести ни слова, — слезы хлынули у него ручьем, и он бросился вон их капеллы. Несколько дней после этого Нокс испытывал крайне тяжелое состояние он чувствовал, как ничтожны были его способности по сравнению с величием новой обязанности. Но постепенно он совладал со своей слабостью и стал для гарнизона замка истинным духовным отцом. В конце концов, стесненные превосходящими силами противника, защитники Сент-Эндрюса должны были капитулировать. Вместе с другими пленниками Нокса сослали на французские галеры, перевозившие грузы по реке Луаре. Однажды какой-то офицер или священник поставил перед галерниками образ Богоматери и потребовал, чтобы они поклонились ему. Многие покорно исполнили это требование, но когда очередь дошла до Нокса, он воскликнул: «Матерь Божия, говорите вы? Нет, вовсе не Матерь Божия; это — кусок раскрашенного дерева, приспособленный скорее для того, чтобы плавать, чем для поклонения!» И он бросил икону в реку. В 1548 г. по ходатайству английского короля Эдуарда VI Нокс был освобожден из плена и пробыл два года в качестве проповедника в Бервике, куда его назначило английское правительство. Он вполне мог добиться высокого положения в англиканской церкви, однако отклонял все выгодные предложения. Английская Реформация казалась ему совершенно недостаточной. Нокса возмущали бесчисленные пережитки католичества как в богослужении, так и в самом устройстве англиканской церкви. После того как престол перешел к сестре Эдуарда, Марии I, яростной католичке, Нокс в 1554 г. отправился в Женеву. Здесь он вступил в тесные сношения с Кальвином и впервые занялся систематическим изучением богословия. Впрочем, даже кальвинизм представлялся Ноксу недостаточно чистой евангелической религией. Между тем в Шотландии власть перешла к королеве-матери Марии Гиз. Стараясь добиться хороших отношений с протестантами, она позволила им вернуться из эмиграции. В 1555 г. Нокс возвратился в отечество и стал проповедовать кальвинизм. Бесстрашие, с которым он обличал католическое духовенство и сильных мира, казалось изумительным. В этом отношении он напоминал собой ветхозаветных пророков. Его отличали также нетерпимость и суровая приверженность к истине Господней. На всех, кто не признавал эту истину, он, подобно пророку, обрушивал беспощадный гнев. Введение Реформации Нокс начал с организации местных общин — конгрегации, где богослужение шло по кальвинистскому обряду. Каждый вступавший в общину давал обет не иметь ничего общего с римским идолопоклонством и строго соблюдать Слово Божие, хотя бы это стоило ему жизни. Наблюдая за деятельностью Нокса, которая грозила ей полной потерей власти, Мария Гиз должна была вскоре отказаться от своей снисходительности. Гонения на протестантов возобновились. Нокс, осужденный как еретик, вынужден был во второй раз уехать из Шотландии. Обратно он вернулся только в 1559 г., когда взаимоотношения между католиками и протестантами обострились до предела. Страна стояла на грани гражданской войны. Для ее начала протестантам не хватало только вождя. С возвращением Нокса он у них появился. Этот человек был словно создан для того, чтобы проповедовать Реформацию. Он обладал железной волей, твердым характером и при всем этом был совершенно бесчувственен ко всему, что находилось вне его целей и стремлений. Отличаясь сухим и прямолинейным умом, чуждый всяким мистическим стремлениям, властный и нетерпимый, он всегда стремился только к одному — безусловному исполнению Слова Божия в том смысле, в каком он его понимал. Едва вступив на землю Шотландии, Нокс произнес в Перте страстную проповедь о грехе идолослужения. Тотчас после этой речи местные жители бросились разбивать статуи и архитектурные украшения в своем кафедральном соборе. Их примеру последовали шотландцы в соседних городах. Реформационное движение приняло характер народной революции. Повсюду шло разрушение монастырей и аббатств. Через несколько дней мятеж распространился на большую часть государства. Множество церквей было опустошено, около 200 монастырей разрушено, повсюду отменялась католическая месса и вводилась литургия Эдуарда VI. Затем началась война с регентшей и католической партией. Протестанты одерживали одну победу за другой и наконец вынудили сторонников королевы, осажденных в Лейте, капитулировать. В июне 1560 г. Мария Гиз умерла. Собравшийся после этого шотландский парламент, к которому перешла реальная политическая власть, объявил об отмене верховенства Римского Папы над шотландской церковью, запретил отправление католической мессы и принял протестантское «Исповедание». В том же году состоялся съезд шотландского духовенства. Он принял в дело церковного правления обработанную Ноксом «Дисциплинарную книгу». Церковная реформа в Шотландии прошла по кальвинистскому образцу. Иерархия отменялась. Все пасторы считались равными. Управление в каждой общине переходило к выборной пресвитерии (церковному собранию), состоявшему из пасторов и мирян-старейшин. Высшую власть в церкви должна была представлять Генеральная ассамблея, образованная на тех же началах. Орган, алтари, распятие, иконы, свечи, четки и другие символы католического богослужения безусловно отменялись. Новая церковь получила название пресвитерианской. Она заняла господствующее положение в южных и центральных графствах Шотландии. На севере страны, где Реформация свершилась скорее руками лордов, чем народа, перемены не были столь радикальными — здесь сохранились епископы, подчинившиеся в дальнейшем королевской власти. После низвержения католичества, Ноксу было предоставлено первое проповедническое место в новой церкви — в Эдинбурге. Подобно Кальвину в Женеве, он повел упорную войну против легкости нравов в столице и всяких увеселений. Успехи его в этом направлении оказались скромнее, чем у его женевского собрата, но тому были свои причины. В 1561 г. в Шотландию после многолетнего отсутствия вернулась королева Мария Стюарт. Худшего соседства для Нокса трудно было вообразить. Мария была женщиной красивой и умной, но мелочной, чувственной и суетной. Она обожала светские удовольствия и не скрывала своих католических симпатий. Естественно, что Нокс сразу встал в оппозицию к молодой королеве. Вместо приветственной речи он встретил Марию памфлетом «Первый трубный звук против чудовищного управления царства женщин», в котором называл шотландскую королеву «новой Иезавелью». Стараясь смягчить этого непримиримого старца, Мария пригласила его во дворец к обеденному столу. Однако Нокс отказался. «Приходите лучше в церковь послушать моих проповедей, если желаете обратиться на путь истинный», — отвечал он. Все свои проповеди Нокс отныне заканчивал одной и той же фразой, обращенной к народу: «Боже! Избави нас от тирании и блудницы!» Встречаясь с королевой, Нокс обычно обращался с ней цинично и грубо, читал ей в глаза наставления и часто доводил ее до болезненных припадков. Он был постоянным укором для веселого и далеко не безупречного (даже по понятиям католической морали) королевского двора. Пишут, что, возвращаясь однажды из кабинета королевы, Нокс встретил множество роскошно одетых придворных дам и сказал им: «Как вы красивы теперь, а ведь будет время, когда тела ваши станут грязью, а нежные души окажутся в когтях чертей!» Эту и ей подобные выходки сурового кальвиниста придворным приходилось безропотно сносить. В 1567 г., после низложения Марии Стюарт и бегства ее в Англию, власть в Шотландии перешла к ее малолетнему сыну Якову VI. Отношения Нокса с придворной партией не стали после этого лучше. В конце концов враги добились его удаления из Эдинбурга. Обратно на свой пост он вернулся только в 1572 г., незадолго до смерти. Говорят, что в последнюю минуту жизни, когда он уже не мог говорить, его спросили. «Надеетесь ли вы?» (Подразумевалось: на свое избранничество и спасение). В ответ Нокс поднял палец, указал им вверх и так скончался. смотреть
НОКС ДЖОН
(1505 или ок 1514, близ Хаддингтона, — 24 11 1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель шотл пресвитерианской церкви, педагог Образование получил в шотл ун-те Св Эндрю (по др. сведениям, в ун-те Глазго) В 30-х гг. священник, частный учитель В 40-х гг. примкнул к протестантам, с 1554 в эмиграции (Швейцария) Вернувшись в 1559 в Шотландию, развернул пропаганду кальвинизма, к-рый в 1560 был объявлен гос. религией Основы организации реформиров церкви H изложил в «Книге дисциплины» (1560), в к-рой также наметил план создания нац системы образования По плану предполагалось осуществление всеобщего образования, обеспеченного созданием единых шк систем В мелких населенных пунктах H намечал устроить приходские школы, в каждом городе — по одной грамматич. школе, а в каждом крупном городе — колледжи общего образования (arts Colleges) Обучением в ун-тах, по мысли H, должны быть охвачены все, кто проявил способность к высш. образованию Проект H предусматривал тесную связь между отд. ступенями школы (от начальной до ун-та), перевод учащихся из одной ступени в другую должен был осуществляться на основании отзывов учителей и переводных экзаменов H считал необходимым взаимодействие школы и церкви по плану в школах вводилось обязат религ. обучение, церковь должна была финансировать шк систему, оплачивать обучение детей из бедных семей Для введения реформы требовались значит. средства, к-рые H предлагал конфисковать у като-лич церкви Дворянство, рассчитывавшее на те же средства, воспротивилось реформе В результате шотл парламент не одобрил «Книгу дисциплины» и проектируемую H шк систему Тем не менее пед.идеи H оказали существенное влияние на развитие шотл школы, благодаря к-рому в Шотландии сложилась более демокр система образования, чем в Англии С о ч The history of the Reformation m Scotland, v l—2, L, 1949, Brief Exhortation to England The book of disciphne, L, 1960 Лит B r o w n P H, John Knox, A bio-graphy, v 1—2, L, 1895, S i m o n J, Education and society m Tudor England, Camb, 1966 В II Лапчинская. смотреть
НОКС ДЖОН
Значение слова «Нокс»
Нокс (каз. Нөкіс) — один из племён родов Казахстана.
Нокс — заклинание из мира Гарри Поттера, гасящее свет на конце волшебной палочки, противоположное заклинанию Люмос.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова камбоджиец (существительное):
Синонимы к слову «Нокс»
Предложения со словом «нокс»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «нокс»
Нокс писал, что все теории «человеческого прогресса во времени иллюзорны», расы неизменны, а «человеческая природа направлена на разрушение, но не на созидание», «раса – это всё в человеческой истории».
– Крейсеры американского флота «Миссисипи» и «Йорктаун», фрегат «Нокс».
– Пройдёт сто пятьдесят лет, – говорил механик, держа тетрадь своими пальцами с потрескавшейся кожей, – и никто не вспомнит о том, что были когда-то все эти «Митчелл» и «Хайнц»,»Нокс» и» Рамблер».
Синонимы к слову «Нокс»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как правильно пишется слово «нокс»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова перинка (существительное):
Синонимы к слову «Нокс»
Предложения со словом «нокс»
Значение слова «Нокс»
Нокс — может означать: Нокс (каз. Нөкіс) — один из племён родов Казахстана. (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «Нокс»
Нокс — может означать: Нокс (каз. Нөкіс) — один из племён родов Казахстана.
Предложения со словом «нокс»
Нокс писал, что все теории «человеческого прогресса во времени иллюзорны», расы неизменны, а «человеческая природа направлена на разрушение, но не на созидание», «раса – это всё в человеческой истории».
– Крейсеры американского флота «Миссисипи» и «Йорктаун», фрегат «Нокс».
– Пройдёт сто пятьдесят лет, – говорил механик, держа тетрадь своими пальцами с потрескавшейся кожей, – и никто не вспомнит о том, что были когда-то все эти «Митчелл» и «Хайнц»,»Нокс» и» Рамблер».
Что такое Нокс
Нокс в Энциклопедическом словаре:
Нокс — Джон (1505 или ок. 1514-72) — пропагандист кальвинизма в Шотландии,основатель шотландской пресвитерианской церкви. Политический противникшотландской королевы-католички Марии Стюарт.
Определение слова «Нокс» по БСЭ:
Нокс (Knox)
Альфред Уильям (30.10.1870-9.3.1964), английский генерал. Принадлежал к Консервативной партии. Окончил Королевский военный колледж (1891), штабной колледж (1905), после чего служил в Генштабе и военном министерстве. В 1911-18 военном атташе при британском посольстве в России. Во время 1-й мировой войны 1914-18 находился в русской действующей армии. В 1918-1920 глава британской военной миссии в Сибири. В ноябре 1918 — один из организаторов установления диктатуры адмирала А. В. Колчака (см. Колчаковщина). ведал поступающим из Великобритании снабжением для колчаковской армии. создал школу с британскими инструкторами для подготовки офицерского состава и т.д. Воспоминания Н. содержат фактический материал об участии русской армии в 1-й мировой войне.
Соч.: With the Russian Army 1914-1917, being chiefly extracts from the diary of a military attache, v. 1-2, L., 1921.
Нокс (Knox)
Джон (1505 или около 1514, близ Хаддингтона, — 24.11.1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель пресвитерианской церкви в Шотландии. Происходил из крестьянской семьи. В 30-е гг. священник. В 40-е гг. начал выступать с проповедями в духе протестантизма. В 50-е гг. — в эмиграции: несколько лет жил в Женеве, где тесно сблизился с Ж. Кальвином, под влиянием которого окончательно сложились протестантские взгляды Н. Вернувшись в 1559 в Шотландию, развернул пропаганду Кальвинизма, который в 1560 в соответствии с актом шотландского парламента был объявлен государственной религией. В 60-е гг. Н. стал главным проповедником в Эдинбурге, фанатическая преданность кальвинизму и непримиримость к католицизму выдвинули его в число наиболее ревностных противников шотландской королевы-католички Марии Стюарт. Публичные выступления Н. против Марии Стюарт, несмотря на теологическую оболочку, выражали тираноборческие идеи и оказали влияние на радикальную часть шотландских кальвинистов и английских индепендентов. Н. — автор
«Истории Реформации в Шотландии» (издана посмертно в 1587).
Соч.: Works, v. 1-6, Edin., 1846-64. The history of the Reformation in Scotland, v. 1-2, L., 1949.