Что означает слово непраздная в православии
Непраздная женщина в православии — кто это такая
Много церковных слов пошли из старорусского языка. В наш час их уже не употребляют, и веряне (даже давно посещающие храм) часто ломают голову над значением того или иного выражения.
Непраздная женщина — это…
Реже на Руси так говорили о женщине, занятой работой. Также в то время использовали слово «праздный». Оно означало «пустой», «без дела», «ничем не занятый». До сих пор можно услышать выражение «праздно шатающийся», то есть «тот, кто ходит без дела». А еще могут сказать «праздное слово» — это будут слова, не подкрепленные опытом.
Но чаще (и именно это толкование дошло до наших дней, преимущественно в церковной терминологии) так говорили о женщине, которая носит под сердцем ребенка.
В Библии главной женской задачей было рождение детей («женщина… спасается через чадородие»). И чем больше чад у верянки, тем больше уважает ее православие. Беременность в христианской вере считается основной работой представительниц слабого пола. Отсюда и непраздность — ведь, нося под сердцем малыша, женщина не «сидит без дела».
Избавление от праздности
Легко догадаться, что жизнь в браке, но в статусе бездетной, вера называет праздностью.
Многие современные леди после росписи в ЗАГСЕ и даже венчания предпочитают некоторое время не иметь детей, живя для себя. Таких женщин православная церковь считает грешными, ленивыми, призывая каяться в этой непраздности, поститься в знак смирения и молиться.
Но есть и другие случаи: пара живет в любви и молится о детях, но годы идут, а малышей все нет. Такие женщины идут в храм и читают молитвы об избавлении от праздности, то есть, проще говоря, прося Господа и святых о наступлении беременности.
Такая праздная женщина может:
Обращаться к образам можно и своими словами, просто изливая перед ними душу. Есть и особые молитвы о беременности. Например:
Реже праздной церковь называет женщину, независимо от ее замужнего статуса, все свое свободное время посвящающую развлечениям вместо того, чтобы заниматься богоугодными делами (молитвами, помощью бедным).
Как молиться беременным женщинам
Беременные обращаются к иконе Богоматери «Непраздная». Это немного непривычный образ, на котором Матерь Божья изображена без малыша на руках, но с ребеночком во чреве.
Читать принято такую молитву:
Кстати, данная икона возникла не просто так. Это — иллюстрация сцены из Евангелия, в которой святой Иосиф узнал, что его нареченная Мария носит под сердцем ребенка. Он решил отпустить ее. Одной рукой Дева на иконе утирает слезы, а другой клянется, что не знала мужчины и не изменила своему суженому.
Как нам известно, после этого разговора праведный Иосиф, который очень любил Марию, не отказался от нее, да и ее Сына впоследствии растил, как своего.
Некоторые непраздные женщины боятся ходить в храм, так как там нужно много стоять, иногда бывает толкотня, а некоторые суеверные дамы и вовсе опасаются, что их сглазят (хотя суеверие и не приличествует православным). На самом деле еще апостол Павел призывал беременных почаще посещать Дом Божий. Он говорил, что регулярное посещение места молитвы очень полезно для молодых мам.
Не бойтесь никакого сглаза. А вот волнение по поводу толпы на крупных богослужениях вполне справедливо. Поэтому можете посещать церковь в не праздничные дни, а на службе сидеть — вам нельзя переутомляться даже ради молитвы, чтобы не навредить малышу.
Нужна ли молитва во время родов?
Однозначного ответа на данный вопрос нет даже у священников.
Одни говорят, что не нужна. Другие советуют молиться не самой женщине, а ее ближайшим родственницам. Третьи утверждают, что в час самой тяжелой «работы» молитва поддержит и укрепит.
В любом случае можете взять в родзал маленькую заламинированную (ее поверхность можно даже протереть антисептиком) иконку «Помощница в родах». Она считается самой сильной в такие минуты. К тому же, на обратной стороне образка будет и молитва к этой иконе.
Как молиться за беременных
Есть особые молитвы за непраздных женщин (родственниц, подруг, соседок). Их читают и в храме перед иконами, и дома.
Некоторые люди молятся и за здравие женщины, и за ее ребенка. Это неправильно — обращаться к Богу нужно только за мать (она крещеная, а не появившийся на свет малыш — еще нет).
Также за беременных можно оставлять в церкви записки. К ее имени (церковному, а не мирскому) нужно приписывать слово «беременная», «плодоносящая» или «непраздная».
Если вы очень волнуетесь о здравии такой женщины, или же ей уже вот-вот предстоит рожать, можете заказать сорокоуст за ее здравие. Благодаря этому за ее здоровье в храме будут целый месяц молиться священники. Сорокоуст заказывают в свечной лавке.
Подытожим
Вот как звучат молитвы беременных о счастливом вынашивании крошки и благополучных родах (запись сделана священником):
Непраздная женщина в Православии
Кто такая непраздная женщина в Православии?
Что значит выражение «непраздная женщина» в Православии? Чтобы полноценно ответить на этот вопрос, нужно иметь представление о значении женщины в православном мировоззрении. Также необходимо разобраться в понятии «праздность». В этом нам помогут Священное Писание, труды Святых Отцов и ответы современных священников.
Значение женщины в Православии
Женщина представляет собой противоположную мужчине ипостась человеческой природы. Соединяясь в благословлённом Богом браке, они дополняют друг друга, образуют «единую плоть» (Быт. 2:24). В таком состоянии мужчина и женщина должны духовно возрастать и продолжать род (Быт. 1:28). Но только женщина имеет высокое призвание носить и хранить в себе другую жизнь:
«Женщина… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2:15).
Протоиерей Андрей Ткачёв называет семью святыней и алтарём женщины. Зачастую это незаметное, рутинное служение, которое не всегда оценивается должным образом. Но именно семья является осью мира, вокруг которой всё вращается:
«Женщина-мать, женщина-хозяйка, женщина-любящая супруга – это существо, держащее весь мир в своих ладонях. Мне очень нравится английская пословица: “Миром правит рука, качающая колыбель”. Ведь подумайте: все ньютоны, шекспиры, наполеоны рождены женщиной, вскормлены женщиной, женщиной воспитаны».
Священник Дмитрий Соколов называет любовь и самопожертвование потребностью женской души, законом её бытия:
«Какое чувство стало образцом любви чистой, живой и глубокой у всех народов и на всех языках? Любовь женщины, любовь матери, которая, после всех страданий, потрудившись день, прободрствовав ночь, считает для себя достаточным вознаграждением одну улыбку, ласку дитяти».
Брак – лестница к Богу
Следует помнить, что деторождение – важная, но и не главенствующая функция брака. Находясь в супружеском союзе, мужчина и женщина прежде всего призваны к усердному духовному совершенствованию. Его ступени ведут к высшей цели – единению с Богом, спасению во Христе.
Апостол Павел учил, что любовь является главной добродетелью, без которой все остальные духовные достижения лишены смысла (1Кор.13:1). Святая Церковь понимает брак как идеальную школу подлинной жертвенной любви. Протоиерей Глеб Каледа отмечает:
«В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. В какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче».
Священное Писание уподобляет брак союзу Христа и Церкви (Еф. 5:22-25). Как Церковь почитает Господа, так и жена должна чтить мужа. Она создана верной помощницей, подругой для него. Протоиерей Дмитрий Соколов отмечает:
«Жена должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного… Не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной».
А муж призван любить и хранить жену, как Христос, взошедший ради Церкви на крест. Отношение к супруге должно быть благоразумным и трепетным, словно к хрупкому сосуду (1Пет. 3:7). Когда супруги трудятся над собой, возделывают добродетель любви, совместно посещают храм, участвуют в молитве и Таинствах, то они, по словам преподобного Паисия Святогорца, неразрывно сливаются воедино и освящаются присутствием Третьего – Сладчайшего Христа («Слова», том 4).
Понятие «праздность»
Чтобы лучше понимать слово «непраздная», вначале следует рассмотреть значение понятия «праздность». Православие понимает праздность как противоположность труда и усердия. Это безделье, леность, пустые слова или действия. Протоиерей Фёдор Повный отмечает, что через праздность мы попусту растрачиваем духовные силы, посланные нам от Бога. Господь предостерегает нас от этого греха:
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).
Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что праздным является и то слово, которое не подкреплено личным трудом и опытом. Когда человек учит других тому, чего сам не познал. Когда он является мудрым не подлинно, а лишь внешне («Слова»).
Также праздность – это расслабленность души, невнимание к своему духовному состоянию. Этот грех отравляет и разлагает человеческое естество, непременно влечёт за собой многие другие страсти. Святитель Тихон Задонский наставляет:
«Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности. Всегда пребывай в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или буди в богомыслии, или ручное какое дело делай» (Творения).
Непраздная женщина в Православии – что это значит?
Непраздная женщина в Православии – это та, которая носит в себе ребёнка. Такое наименование издревле использовалось на Руси. Даже сегодня в церковных поминовениях беременных женщин принято указывать с добавлением этого прилагательного. Почему же их так называют?
Беременная женщина не может пребывать в безделье. Даже отдыхая, она непрестанно трудится, взаимодействуя с плодом, поддерживая его жизнь. Каждое мгновение беременности наполнено смыслом. Вынашивание ребёнка и роды – великий подвиг, сопряжённый с различными испытаниями физического и психологического характера. Поэтому «непраздные» женщины нуждаются в активной поддержке и молитвах окружающих. Протоиерей Фёдор Бородин отмечает:
«Редко кто из женщин в положении не меняется: трудно рано вставать, тошнит, одолевает слабость. Беременная становится психически значительно более уязвимой, нервозной… К беременной нельзя подходить с обычными мерками. Жизнь семьи меняется; муж должен по-другому себя вести, больше терпеть, и снисходить, и нести значительно большую нагрузку».
Священник напоминает, что ребёнка ещё до рождения нужно знакомить с Божьей благодатью. Матери следует освящать себя и свой плод молитвой, посещением богослужений, участием в Таинствах Исповеди и Причастия. Преподобный Порфирий Кавсокаливит учит:
«Женщины должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь… Они должны с любовью молиться о своих детях. Святые чувства матери и её святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия».
Существуют специальные православные молитвы за «непраздных» женщин. Их главной покровительницей является Дева Мария, которая выносила и родила Спасителя мира. Есть даже особая богородичная икона «Непраздная», перед которой принято молиться о благополучной беременности и удачных родах. Также об этом традиционно просят перед иконами «Поможение родам» и «Феодоровская».
Молитвы за непраздных (беременных) женщин
Молитва Господу
Господи Иисусе Христе Боже наш, от превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействием Святаго Духа, изволивый рождену быти от Пресвятыя Девы яко младенцу, повиену и положену во ясли, Cам Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: раститеся и множитеся и наполните землю, помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имя), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольныя и невольныя грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради я ангелы Твоима и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя. Аминь.
Молитва Богородице
Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.
Непраздная: почему так раньше называли беременную женщину
Термин «непраздная» сохранялся в фольклоре столетиями. Именно так, а не иначе раньше называли беременную женщину. Более того, это было не просто народное «прозвище», а синоним. Подтверждение тому – памятники церковнославянской литературы: «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф 24, 19; Мк 13, 17). Да и в записках о здравии беременных до сих пор добавляют: «непраздная».
Беременность на Руси считалась одним из самых важных этапов в жизни женщины. Именно поэтому с беременностью было связано столько примет, поверий и ритуалов. Так, женщина, находившаяся в положении, как можно дольше скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Тогда верили, что лучше всего дитя развивается в том случае, если об этом никто кроме матери не знает. Понятно, что многие родственники и соседи в какой-то момент начинали догадываться о том, что происходит, но всегда подыгрывали будущей матери и никогда не задавали прямых вопросов. Считалось, что подобными расспросами на беременную можно навести порчу. Когда же появлялись явные признаки, спросить у женщины напрямую о ее положении имели право лишь супруг, мать и свекровь.
С того момента, когда о беременности становилось известно домочадцам, они окружали будущую мать подчас небывалой прежде заботой. Если женщина хотела отдохнуть, ее не бранили за то, что она отлынивает от работы. Вообще, обязанности, связанные с применением физической силы, непраздной старались не поручать. Тем более, что в таком случае женщина могла «встряхнуться» или «зашибиться», и это повредило бы не только ей самой, но и ребенку. Под любым предлогом домочадцы пытались дать беременной «задание» полегче. По мере приближения родов опека становилась все более и более навязчивой. Иногда, когда рабочих рук не хватало, в дом для выполнения каких-либо работ приглашали даже соседей, чтобы только не привлекать к труду будущую мать.
Да и в церковнославянском языке слову «беременная» соответствует «непраздная». Недаром написано: «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф 24, 19; Мк 13, 17). Даже плодоносящая, вопреки словарю Д. Н. Ушакова, имеет несколько иной смысл в церковной традиции. Во время сугубой ектении возносится прошение: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…» И здесь речь вовсе не о женщинах, находящихся в положении. Плодоносящие – это те, кто «из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды», кто «советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими увеличивает благолепие церкви». Конечно, если в записке о здравии будет указано «плодоносящая», то священник поймет, о ком идет речь. Однако принято все же писать «непраздная».
К слову о религии. Как только ребенок начинал шевелиться в утробе, будущая мать принималась читать по ночам молитву: «Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостливая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам». Женщина, ожидающая ребенка, обращалась к Богородице по понятным причинам. Вообще непраздная женщина считалась на Руси отмеченной Богом. Недаром в русских легендах беременная женщина часто сравнивалась с Богородицей, вынашивающей младенца Иисуса.
В том числе именно поэтому к будущей матери относились с большим уважением, старались не сквернословить и не драться в ее присутствии. Тем более, что наши предки верили в том, что настроение женщины во время беременности способно повлиять на состояние здоровья ребенка. Мало того, на женщину в положении нельзя было даже таить обиду. Для этого за несколько недель до родов к беременной приходили родственники и просили прощения, в ответ каялась и будущая мать. Дело в том, что непраздная тоже должна была следить за своим поведением: жить праведно, никого не обижать (даже животных), не произносить ругательств, не воровать и т.д. Непрощенная обида могла «связать» роды и привести к несчастью.
Поэтому почти все желания и капризы беременной женщины выполнялись. К тому же считалось, что того, что хочет будущая мать, хочет и пока не появившийся на свет ребенок. Отказать в чем-либо женщине, находившейся на сносях, считалось непростительным грехом. Более того, если праздник в доме, где жила непраздная женщина, был вовсе не ее честь, гости всегда приносили подарок и для нее. И это неспроста: несмотря на такое отношение, женщина, готовившаяся стать матерью, действительно была непраздной, а выполняла свое предназначение на земле.
Непраздная: будущая мама в храме
Как будущей маме, с точки зрения Православной Церкви, наиболее благоприятно проводить время в храме.
В церковном обществе статус беременной женщины всегда был неизменно высоким, на нее смотрели как на хранительницу новой жизни, новой богоподобной личности, ее окружали особой заботой и попечением. Традиции помогали будущей матери вынашивать духовно и физически здоровых наследников.
На Руси женщину, носящую под сердцем своим ребенка, называли непраздной, что означает пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью. Уже сам термин этот свидетельствует о том, что беременность рассматривалась социумом как дело или, более того, служение обществу и Церкви. Святая Библия также говорит об этом:
«Женщина. спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»
(1 Тим. 2, 15).
Умение приходит от опыта и учебы. Кажется, чему учиться беременной? Мудрый Господь так создал наше тело, что все биологические процессы развития и роста плода происходят без участия ума и воли,так сказать, автоматически. Биологические – да, но человек – это не только тело, но и душа. И если вы хотите родить доброе, любящее чадо, без труда не обойтись. Об этом свидетельствует и наука. Пренатальная психология, изучающая психику еще не родившихся детей, доказывает, что основные личностные характеристики формируются именно в период внутриутробного развития человека.
Еще древнеримские патриции стремились окружить своих плодоносящих супружниц роскошью и покоем, огородить их от всевозможных волнений и неприятных видов. Христианство глубже взглянуло на проблему – отсутствие негативных впечатлений у будущей матери еще не гарантирует духовного здоровья для потомства. Необходимо еще до рождения привить младенцу благодатный опыт жизни. Церковь дает мудрые советы для непраздных христианок.
Прежде всего будущим мамам нужно получить особую божественную силу, иначе называемую благодатью, преображающую и очищающую наши души. Не откладывайте свой поход в церковь. После рождения малыша времени для себя у вас уже не будет, вы станете приходить в храм крестить и причащать кроху, но причаститься самой будет очень проблематично. Так что, пока есть время – сходите на исповедь. Особенно это рекомендуется тем, кто еще никогда не очищал свою душу от груза грехов и суеты – сейчас самое время. Думается, вы вряд ли хотите, чтобы ваши личные ошибки и несовершенства сказались на характере малыша? Лучше поскорее избавиться от них. Что для этого надо? Окинуть критическим взглядом свою жизнь. Результаты такого непредвзятого самоанализа можно конспективно изложить на клочке бумаги и поспешить в любое утро в ближайший храм на исповедь. Таинство покаяния помогает нам избавиться от греховных привычек и зависимостей, а также ограждает наше будущее поколение от их передачи по наследству.
Другим важным и необходимым таинством является причастие. Обычно люди готовятся к нему трехдневным постом. Но теперь это не для вас. С того момента, как вы поняли, что в вашем теле живет две души, пост, как воздержание в пище, для вас полностью отменяется. Теперь рекомендации по питанию вы будет получать только от доктора. И в период беременности, и до тех пор, пока не перестанете кормить кроху грудью.
Помните, у вас теперь важная служба – забота о подрастающем поколении. Находясь на ней, вы так же, как и военнослужащие, полностью освобождаетесь от гастрономического поста. Достаточным будет, если вы придете к таинству причастия натощак. Но не забывайте о духовной подготовке, надо постараться почитать молитвы ко святому причастию. Найти их вы можете в Молитвослове, который приобретете в любой церкви.
Эта книга принесет вам много пользы, если постараться вникнуть в смысл молитв. Только помните, что это не чтение непонятных слов, а живое общение одной личности с Другой – высшей Личностью. Если вы научитесь хоть немного такому общению тогда, когда под вашим сердцем бьется другое маленькое сердечко, у вас никогда не возникнет в будущем принципиальных разногласий с детьми. Ведь у вас будут одинаковые и непреходящие на все времена интересы и устремления. А главное – у вас будет Один любящий и заботливый Отец – Бог, детьми которого все мы являемся. Жаль, что не все это понимают.