Что означает слово может во 2 шаге
Второй Шаг.Пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
«Пришли к убеждению»: мы должны куда-то прийти и в чем-то убедиться. Сначала я испытываю страх, доверяю чужому опыту, но проверяю и только потом прихожу к убеждению.
Мы бессильны, и все мы нуждаемся в силе, благодаря которой мы можем жить; это должна быть сила, имеющая силу направлять нашу жизнь.
Теперь единственная сила, которой мы обладаем, — это сила делать выбор, право выбора. Сила выбора — это единственная данная нам Богом сила.
Не говорится: «Мы верим в Силу». Говорится, что мы верим в то, что есть Сила, способная сделать что-то.
Что означает слово «может»? В нем скрыта возможность. Может да, а может, нет. Не говорится, «которая вернет». Итак, что же это означает? Это означает, что что-то может произойти, если.
Это предполагает условия. Что это за условия? Те условия, которые я должен выполнить, чтобы позволить Богу сделать Его работу: позволить Богу войти в ваше сердце. Если вы не выполните это условие, то останетесь по одну сторону двери, а Иисус — по другую.
В наших целях ненормальность определяется так: «Многократно делать одно и то же в надежде получить другой результат и никогда не получая его». То есть, мы получаем все тот же результат — самоубийственный для нас самих и обычно разрушительный для других.
Верьте в то, во что вы верите, и испытайте это во втором шаге. А результатом будут те обещания, о которых мы слышали: новая сила, свобода, душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.
Значение слова «шаг»
2. только ед. ч. Пеший способ передвижения, темп движения при ходьбе (обычно в сочетаниях: замедлить шаг, ускорить шаг и т. п.). Прибавить шагу. □ Выйдя из кладбища, мы идем молча, и она замедляет шаг — нарочно, чтобы подольше идти со мной рядом. Чехов, Моя жизнь. [Власова], ускорив шаг, догнала сына и, стараясь не отставать от него, пошла следом. М. Горький, Мать. Он то пускался бежать, то, задохнувшись, переходил на шаг. Б. Полевой, Горячий цех. || Самый медленный аллюр. Рысь сменилась шагом, который становился все медленнее. И. Гончаров, Воспоминания. Наконец мы перевели лошадей на рысь, потом на шаг и несколько минут ехали молча. Тихонов, Кавалькада.
3. только ед. ч. Характер передвижения пешком; поступь, походка. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Л. Толстой, Война и мир. Ходила Фатевна быстрым развалистым шагом, скорее плавала, 697 чем ходила. Мамин-Сибиряк, Сестры. || Определенный вид ходьбы, передвижения (в военном деле, спорте). Идти строевым шагом. □ Ни метра не пустовало на шоссе, и всем находилось место. Вольным шагом двигалась пехота пополнения. Леонов, Взятие Великошумска. Твердо и мерно звучал солдатский шаг по камням мостовой. В. Глинка, Старосольская повесть.
4. перен.; с определением. Действие, поступок. Необдуманный шаг. Рискованный шаг. Важный шаг. □ — Женитьба — шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность. Чехов, Человек в футляре. Надо было сразу, с первого же дня, сделать нужные шаги, принять меры. Фурманов, Мятеж.
5. перен. Развитие, движение чего-л. (обычно в сторону улучшения, совершенствования), ступень, этап в развитии чего-л. О, Русь! Ты несчастна — я знаю; Но все ж, озирая мой пройденный путь, Я к лучшему шаг замечаю. Н. Некрасов, Устал я, устал я… мне время уснуть! В последнее время Варвара Александровна сделала еще шаг в прогрессе эмансипации: она стала курить. Писемский, Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына.
6. Расстояние между стопами ног при движении как мера длины. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной. Пушкин, Евгений Онегин. Солдаты стояли шеренгами, на шаг расстояния друг от друга. Куприн, Поединок.
7. Спец. Определенное расстояние между соседними повторяющимися однотипными элементами. Шаг колонн. Шаг резьбы (расстояние между подобными точками соседних витков). Шаг зубчатого колеса.
7 цитат Конфуция, которые изменят ваш образ мышления
Примените их на практике, чтобы сделать жизнь более осознанной, добродетельной и счастливой.
Конфуций (551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.) был влиятельным китайским социальным философом, чье учение актуально до сих пор. Его работа была сосредоточена на том, как вести добродетельную жизнь, и вращалась вокруг принципа «жэнь» – «любви к другим». Он верил, что жэнь можно реализовать на практике, используя Золотое правило морали: «Не навязывать другому того, чего не желаешь себе».
Конфуций поощрял стремление к обучению и приверженность ритуалам как форме самодисциплины. Он говорил о важности внутренней гармонии и ее глубокой связи с физическим миром.
Ниже мы собрали 7 цитат древнего мыслителя – научитесь применять эту философию на практике, чтобы вести более осознанную, добродетельную и счастливую жизнь.
1. «Тот, кто передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки. Неважно, с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное не останавливаться»
Современное общество отстаивает менталитет «все или ничего» как величайший подход к изменениям. Возможно, и вы были жертвой такого мышления. Вы думали: чтобы стать предпринимателем – нужно сперва уйти с работы; чтобы стать писателем – надо опубликовать 300-страничную книгу.
Быть может, это наивное мышление родилось из увлечения средствами массовой информации, которые кишат рассказами об успехах смельчаков. Независимо от источника есть одна вещь, которая неизбежна: наша одержимость горными вершинами как воплощением успеха сузила наш взгляд и приглушила свет на истинный путь к успеху – восхождение.
Мы настолько одержимы вершиной, что совершенно забываем, что нужно сделать, чтобы туда добраться: медленно, но верно и последовательно предпринимать усилия по восхождению.
Вы не сдвинете гору с места, если будете идти прямо на нее. Нужно шаг за шагом откалывать от нее по одному маленькому камешку. Конфуций предлагает нам жить в соответствии с этой простой философией, которая подчеркивает непрерывный прогресс, а не мгновенное совершенство.
Как применить: Последовательность – ключ к устойчивым, долгосрочным изменениям. Не пытайтесь двигать горы – просто уносите с собой небольшие камни, по одному за раз. Не будьте зайцем, будьте черепахой. Медленно и уверенно побеждайте в этой гонке.
Вам не нужно увольняться с работы, чтобы начать бизнес, – вы можете начать там, где находитесь. Вам не нужно писать целую книгу, чтобы стать писателем, – вы можете начать со статьи в день.
2. «Куда бы вы ни пошли, всегда следуйте туда всем сердцем»
В обществе, которое продолжает преследовать материальные достижения, а не духовное превосходство, это та самая цитата, которую мы должны всецело принять к сведению.
Своими словами Конфуций еще раз напоминает нам, что к чему бы мы ни тяготели – даже к этому глубоко укоренившемуся призванию, которому нам якобы нужно следовать, – мы должны идти по этому пути с наполненными сердцами. Мы не должны принижать себя и покоряться неуверенности. Вместо этого мы должны подняться «с коленей» и уверенно продолжать путь с верой в себя.
Конфуций также предлагает признать, что наше счастье, самооценка и чувство удовлетворения – это не неуловимые вещи, которые мы должны преследовать. Они не привязаны к месту назначения в будущем; мы несем их во всей полноте в процессе нашего пути. Мы будто раскапываем их и достаем изнутри со словами: «А вот и вы».
Как применить: Позвольте себе притягиваться к тому, к чему призывает вас сердце. Идите по этому пути, не теряя веры. И по мере того, как вы будете это делать, не забывайте нести в себе всю полноту своего счастья и самооценки. Создайте свои собственные ценности и помните, что вам некуда «ехать» – вы уже там.
В этом и есть секрет радостной и мирной жизни – ценить то, что у вас уже есть, работая над тем, что вы хотите, и понимая, что счастье – это не конечная точка, а сам путь.
3. «Истинное знание – в том, чтобы знать пределы своего невежества»
В этих словах Конфуций фиксирует то, что в современной психологии называется эффектом Даннинга-Крюгера: тип когнитивной предвзятости, в соответствии с которой люди, некомпетентные в чем-либо, не могут распознать свою собственную некомпетентность.
Дело в том, что масштабы невежества людей часто для них невидимы. Вот почему человек, несмотря на отсутствие знаний или опыта в конкретной области, все еще может думать, что он – истинный знаток. Хотя на самом деле он просто не осознает степень своего собственного невежества.
Такое явление часто испытывают предприниматели на ранних этапах своего профессионального пути. Бизнесмены принимают смелые решения, избегая советов окружающих, опрометчиво воспринимая их как неправильные.
Так происходит до тех пор, пока они не повысят свою осведомленность и не признают: вопреки тому, во что они изначально верили, они не очень хорошо управляют финансами, не уверены, как создать спрос на продукт, и не знают, как управлять своими эмоциями или вырабатывать хорошие привычки.
Нужно признать, как много вам еще предстоит узнать. А затем начать открытия, углубляясь в мир саморазвития. Приготовьтесь стать лучше, начать задавать трудные вопросы и искать правильные ответы.
Помните другие слова Конфуция:
«Тот, кто спрашивает, выглядит дураком всего пять минут. Тот, кто этого не делает, остается дураком на всю жизнь».
Как применить: Не будьте дураком всю свою жизнь – сомневайтесь во всем. Обладайте жаждой знаний. Читайте книги и обучайтесь, чтобы обогащать свой ум. Осознавайте степень собственного невежества и принимайте, что вам нужно научиться гораздо большему, потому что в этой жизни вы вечный студент.
4. «Во всем есть красота, но не каждый ее видит»
Мы живем в эпоху быстрых алгоритмов и информационной перегрузки. С самого пробуждения нас кормят информацией о том, что мы должны есть, покупать, чувствовать и думать. В среднем более 11 часов в день мы «приклеены» к нашим экранам. Мы стали так одержимы поиском способов увеличить продуктивность, что неудивительно, что 44% сотрудников стали «выгорать».
Что нужно сделать сейчас каждому из нас, так это замедлиться и стать более внимательными.
Нужно осознать, что аромат жизни не рассеивается в ритме стремлений, он парит под мелодию тишины. Вы не сможете почувствовать запах, вкус и красоту вокруг вас, если вы постоянно бежите. Вы должны остановиться и оглянуться вокруг. Вы должны открыть свое сердце, чтобы увидеть то, что слепо для глаз.
Эта перспектива внимательности сегодня более актуальна, чем когда-либо прежде, но есть еще один важный аспект: под поверхностью всего, что вы видите, и находится скрытая красота.
Истинная красота, жизнь и все, что в ней несовершенно, расцветает от этого естественного несовершенства. Если что-то ломается – оно не становится уродливым или бесполезным. Точно так же наличие шрамов на теле не означает, что вы недостойны. Не прячьтесь в тени собственного солнца – научитесь полностью любить и ценить то, что может сломаться.
Как применить: Что действительно важно в жизни, так это ценить моменты, в которых мы находимся, и осознавать очарование самых простых вещей, которые предлагает жизнь: закат и его яркую палитру, смену времен года, звук ветра и шуршащих листьев. Так что останавливайтесь, чтобы ловить красоту, которая неподвластна течению времени.
5. «Чем больше человек размышляет о хороших мыслях, тем лучше будет его мир и мир в целом»
Подумайте: если вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм ужасов, что вы почувствуете? Скорее всего, вы будете напряжены и испуганы.
А если бы вы остались на том же месте, но вместо ужастика включилась бы комедия? Вы бы стали более расслабленными. И если бы фильм на экране оказался забавным – вы бы даже смеялись.
А теперь по полочкам:
Если в процессе медитации вы будете думать о плохих, страшных, обидных мыслях, вы испытаете негативную и тревожную реальность. Подумаете о хорошем – ваш жизненный опыт станет лучше.
Как применить: Вы тот, кем вас делают ваши мысли. Если вам не нравится ваша реальность (фильм, который вы смотрите) – измените фильм, который проецируется на экране (мысли в вашей голове).
Начните кормить свой разум позитивными утверждениями и мыслями, которые расширяют возможности, и наблюдайте, как они меняют ваш жизненный опыт к лучшему.
6. «Мы можем научиться мудрости тремя способами: во-первых, путем размышлений – наиболее благородным способом; во-вторых, путем имитации – наиболее простым способом; и, в-третьих, путем опыта, который является самым горьким»
Медитация обязательна для формирования позитивных мыслей. Но одни мысли не изменят вашу реальность – вы тоже должны принять меры. Рассмотрим четыре этапа, через которые мы проходим, чтобы провоцировать желанные изменения:
Магия – настоящее изменение – проявляется на заключительном этапе, потому что только там мы действительно учимся и получаем опыт. И именно поэтому Конфуций говорил, что опыт – самый горький этап.
Рефлексия благородна, потому что она не вызывает пот. Имитация проста, потому что не требует больших усилий. Но опыт или действие горько, потому что требует от нас дискомфорта. Он выталкивает нас далеко за пределы нашей «безопасной» зоны, но это то самое место, где мы испытываем настоящий рост. Все это Конфуций объясняет в следующих трех предложениях:
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Послушайте, что говорят вам другие, – и вы забудете. Посмотрите, что делают другие, – и вы запомните. Сделайте это самостоятельно, – и вы, наконец, поймете.
Как применить: Потратьте 80% своего времени на действия, а 20% – на созерцание и размышление. Следуйте этому правилу, и достаточно скоро вы начнете восхищаться скоростью своего личностного роста и трансформации.
7. «Жизнь действительно проста, но мы пытаемся ее усложнить. Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта»
Конфуций считал: если праведный человек хочет реализовать свой потенциал и жить здоровой, гармоничной жизнью, он должен развивать чувство собственного достоинства и самодисциплину.
И для этого необходимо ежедневно практиковать определенные добродетели: скромность, доброту, честность, щедрость и сосредоточенность. При этом он предлагает оценить то, что у нас уже есть, и посмотреть, какое место наши личные трудности занимают в обширной вселенной.
Его слова напоминают нам, что удовлетворение зависит от знания того, как извлекать удовольствие от простоты, и что путь к получению желанного – это умение отдавать.
Как применить: Будьте щедрыми и добрыми, оставаясь при этом скромными и заземленными. Будьте щедры на свою искренность, но оставайтесь сосредоточенными. Будьте щедры на поступки, но помните о своем собственном невежестве и обо всем, чему вам еще предстоит научиться.
Эта цитата объединяет все вышеперечисленные уроки в одну основную идею: если ваши мысли сложны, то вы усложните всю свою жизнь. Но если в вашей голове – хорошие, простые мысли, вы, наконец, увидите жизнь такой, какой она должна быть:
«Смысл жизни – не в горе, а в маленьких камнях, которые лежат у ваших ног. Смысл жизни – не в совершенстве, а в красоте, которая вас окружает. Смысл жизни – не в конечном пункте, а в том, чтобы находиться в движении с ощущением уверенности в себе и счастья за каждый прожитый момент. Ведь «неважно, куда вы идете, главное – вы уже здесь».
Шаг 2
«Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие»
Первый Шаг лишает нас иллюзий о зависимости, Шаг Второй дает нам надежду на выздоровление. Второй Шаг говорит: то, что мы узнали о нашей наркомании в Первом шаге – это еще не конец истории. Боль и безумие, сопровождавшие нашу жизнь, излишни, говорит нам Шаг Второй. Их можно преодолеть и со временем мы научимся жить без них, работая по Двенадцати Шагам в Анонимных Наркоманах.
Второй Шаг заполняет ту пустоту, которую мы ощущаем, пройдя Первый. Приступая ко Второму Шагу, мы начинаем понимать, что может быть, всего лишь может быть, существует некая Сила, превосходящая нашу – Сила, способная успокоить нашу боль, утихомирить нас и вернуть нам здравомыслие.
Впервые столкнувшись с программой, многие из нас были озадачены косвенным утверждением о нашем безумии. От признания нашего бессилия до допущения нашего “безумия”, казалось бы, очень далеко. Но, ознакомившись с программой, мы через какое-то время начинаем понимать, о чем тут речь. Мы читаемБазовый Текст и видим, что наше безумие описано там как “повторение одних и тех же ошибок и ожидание других результатов”. Определенно это о нас! Ведь сколько раз мы пытались покончить с чем-то, с чем нам никогда не удавалось покончить раньше, и каждый раз мы уговаривали себя “На этот раз все будет по-другому”. Вот оно, отсутствие здравомыслия! Если мы проживем много лет, соблюдая принципы этого шага, то мы поймем истинную глубину нашего безумия; мы часто обнаруживаем, что Базовый Текст содержит лишь краткое описание.
Некоторые из нас сопротивлялись этому Шагу, думая, что он навязывает нам религиозность. Ничуть не бывало. В программе Анонимных Наркоманов нет ничего, абсолютно ничего, что основывается на религиозности членов Сообщества. Идея о том, что “каждый может присоединиться к нам, независимо от… религиозной веры или отсутствия таковой”, горячо поддерживается нашим Сообществом. Наши товарищи соблюдают щепетильность в этом отношении и не допускают ничего такого, что могло бы нарушить безусловное право всех наркоманов на их собственное индивидуальное понимание Силы более могущественной, чем они сами. Это духовная, а не религиозная программа.
Нам открывается вся прелесть Второго Шага, когда мы начинаем задумываться, что же именно может быть Высшей Силой для нас. Нам предлагается самим определить эту Силу, которая любит нас, заботится о нас и, что самое главное, может помочь нам вновь обрести здравомыслие. Второй Шаг не утверждает “Мы поверили в силу, более могущественную, чем мы сами”. Он гласит: “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие ”. Акцент делается не на то, кем или чем эта Сила является, а на то, что именно эта Сила сможет сделать для нас. Конечно же, сама группа – это Сила, более могущественная, чем наша собственная. И еще духовные принципы, содержащиеся в Двенадцати Шагах. Конечно же, аналогичное воздействие оказывает понимание того, что любой из наших членов обладает частичкой этой Высшей Силы. Если мы остаемся чистыми и продолжаем работу над этим шагом, то мы открываем для себя, что совершенно неважно, как долго продолжалась наша зависимость и как далеко мы зашли в своем безумии – нет предела возможностям Силы, более могущественной, чемнаша собственная, возвращении нашего здравомыслия.
Однако на первых нескольких собраниях с нами произошло что-тоиз ряда вон выходящее. Там были другие наркоманы, которые так же, как и мы, когда-то принимали наркотики, но сейчас были чистыми. Мы в них поверили. Мы знали, что можем им доверять. Они знали все о нашей наркомании – не просто места или географию наших постоянных сборищ, но и тот ужас и отчаяние, которые мы испытывали каждый раз, принимаянаркотики. Выздоравливающие наркоманы, которых мы встретили в Сообществе, знали обо всем так же хорошо, как это знали мы, потому что они были “там” сами.
Когда мы увидели, что другие члены Анонимных Наркоманов, такие же наркоманы, как и мы, были чистыми и свободными, то многие из нас впервые почувствовали надежду. Мы могли оставаться с кем-то после собрания. Мы могли слушать чьи-то истории, так похожие на наши. Многие из нас снова и снова переживают тот момент; даже спустя годы, он вспоминается всем нам.
Наша надежда растет по мере нашего выздоровления. Мы все время узнаем что-то новое о нашей болезни, а боль от этих открытий тонет в море надежды. Неважно, каким болезненным может быть процесс ломки нашего отрицания, его место внутри нас заполняется чем-то другим. Даже если мы не чувствуем, что мы во что-то верим, мы все равно верим в программу. Мы верим, что мы сможем вновь обрести здравомыслие, даже в самыхбезнадежных и тяжелых случаях.
На что я надеюсь сегодня?
Если мы хоть сколько-то сомневаемся в необходимости восстановления нашего благоразумия, то у нас будут проблемы с этим шагом. Чтобы справиться, нам нужно будет освежить в памяти Первый Шаг. А сейчас настало время серьезно поговорить о нашем безумии.
Верил ли я, что я мог контролировать прием наркотиков? И что из этого получилось, насколько безуспешны были мои попытки?
Что именно я совершил такого, во что мне сейчас с трудом верится? Попадал ли я по собственной милости в опасные ситуации, добывая наркотики? Совершал ли я поступки, за которые мне сейчас стыдно? Что за ситуации это были?
Принимал ли я безрассудные решения в результате моей наркомании? Терял ли я работу, друзей или другие контакты, отказывался ли я от достижения каких-то целей по причинам, не обусловленным моей наркоманией?
Причинял ли я когда-либо физические страдания себе или кому-то другому из-за своей наркомании?
Безумие означает для нас потерю перспектив и представлений о том, что можно и чего нельзя. Например, мы можем думать, что наши личные проблемы гораздо более важные, чем чьи-то еще; мы действительно можем вовсе не замечать потребностей других людей. Маленькие проблемы становятся для нас катастрофами. Мы теряем душевное равновесие. Наиболее яркими примерами безрассудного мышления могут быть представления о том, что мы можем оставаться чистыми сами по себе, или что употребление наркотиков было нашей единственной проблемой и что сейчас все хорошо, раз мы чистые. Анонимные Наркоманы часто описывают безумие, как представление о том, что мы можем прибегнуть к чему-то вне себя (к наркотикам, работе, пище, сексу), чтобы привести в порядок нечто внутри себя – наши ощущения.
Случалось ли мне как-то переоценить или недооценить что-нибудь?
Бывало ли такое, что моя жизнь висела на волоске?
Является ли признаком безумия мое представление о том, что симптомы моей зависимости (употребление наркотиков или какие-то другие проявления) и есть моя единственная проблема?
Если мы уже какое-то время провели чистыми, то мы можем заметить, что еще одна новая волна отрицания мешает нам разглядеть безумие в нашей жизни. Так же, как мы это делали в начале нашего выздоровления, нам нужно разобраться, какие безрассудные поступки мы совершили. Многие из нас обнаружили, что наше понимание безумия идет гораздо дальше, чем определение безумия в Базовом Тексте. Мы снова и снова делаем те же ошибки, даже если полностью осознаём возможные результаты. Может быть, наши страдания в данный момент так велики, что нас не волнуют последствия, или мы считаем, что сопротивление навязчивой идее нам обойдется дороже.
Когда мы действовали, одержимые навязчивой идеей, зная о возможных результатах, что мы заранее чувствовали и о чем думали? Что не давало нам остановиться?
Начинаем верить
Выше приведены отдельные доводы, объясняющие, почему на этом шаге у нас могут возникнуть трудности. Но могут быть и другие. Для нас важно распознать и преодолеть любые барьеры, которые могут помешать нам начать верить.
Есть ли у меня какие-то опасения насчет веры? Какие именно?
Есть ли у меня еще какие-то барьеры, которые мешают мне поверить? Какие именно?
Что для меня означает фраза “Мы пришли к убеждению…”?
Нам, наркоманам, всегда хочется, чтобы все происходило немедленно. Но стоит напомнить, что Второй Шаг – это процесс, а не событие. Большинство из нас не сможет, проснувшись однажды, сказать, что Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть намздравомыслие. Мы постепенно приходим к этому пониманию. Все же нам не стоит просто сидеть и ждать, пока наша вера придет сама по себе – в наших силах помочь ей.
Верил ли я когда-нибудь в то, о чем не имел достаточного представления? Что это было?
Какие примеры я знаю из рассказов выздоравливающих наркоманов о том, как они пришли к вере? Пытался ли я следовать какому-то из их примеров в своей жизни?
Как укрепилась моя вера с тех пор, как я начал программу выздоровления?
Сила более могущественная, чем наша собственная
В се мы пришли к выздоровлению, имея за плечами собственную жизненную историю. Эта история и определяет в большей степени наше понимание Силы, более могущественной, чем наша собственная. На этом шаге от нас не требуется иметь особые представления о природе или происхождении этой Высшей Силы. Понимание такого рода придет позже. На Втором Шаге нам важно пока представить Высшую Силу, как нечто, что может помочь нам. Мы здесь не занимаемся теологическими изысканиями или строгим соблюдением доктрин, мы просто ищем что-то, что помогает.
Насколько мощной должна быть Сила, более могущественная, чем наша собственная? Ответ прост. Наша наркомания, как отрицательная сила, несомненно была более могущественной, чем мы. Она опустила нас до безумия и заставила нас поступать так, как мыне хотели. Теперь нам нужно что-то, что помогло бы нам сражаться, и это что-то должно быть по крайней мере таким же мощным, как и наша наркомания.
Есть ли у меня проблемы с пониманием того, что есть сила или силы, более могущественные, чем я сам?
Что может быть гораздо сильнее меня?
Может ли какая-нибудь Сила, более могущественная, чем я сам, помочь мне оставаться чистым? Как?
Может ли какая-нибудь Сила, более могущественная, чем я сам, помочь мне выздоравливать? Как?
Некоторые из нас могут иметь очень четкое представление о природе Силы более могущественной, чем наша собственная, и в этом нет никакой ошибки. Но на самом деле Второй Шаг – это критическая точка, с которой многие из нас начинают формировать свое первое практическое представление о Силе, более могущественной, чем наша собственная. Многие наркоманы пришли к выводу, что прежде чем идентифицировать Силу более могущественную, чем наша собственная, весьма полезно подумать, а что же не может быть этой Силой? Кроме того, анализируя, что же именно может для нас сделать Сила более могущественная, чем наша собственная, мы постигать Ее сущность.
Мы можем изложить множество подходов к пониманию Силы более могущественной, чем наша собственная. Мы можем представить ее, как силу духовных принципов, как силу Сообщества Анонимных Наркоманов, как “Правила хорошего поведения”, как что угодно, лишь бы она любила нас, заботилась о нас и была бы сильнее нас. По сути дела, мы даже не обязаны иметь цельное представление об этой Силе, для того, чтобы использовать Ее для соблюдения чистоты и выздоровления.
Какие у меня есть очевидные доказательства тому, что в моей жизни действует Высшая Сила?
Каких именно характеристик нет у моей Высшей Силы?
Какие именно характеристики есть у моей Высшей Силы?
Обретение здравомыслия
Мы считаем: поскольку наше безумие проявлялось в потере нашей способности видеть и воспринимать мир в истинном свете, то увидеть наше здравомыслие в жизни мы сможем тогда, когда начнем по-настоящему оценивать свои возможности, что, в свою очередь, поможет нам принимать более правильные решения. Мы считаем: у нас есть выбор – как нам действовать. Мы становимся зрелыми и благоразумными и прежде, чем что-либо предпринять, мы останавливаемся и анализируем ситуацию.
Конечно же, наша жизнь изменится. Многим из нас уже не трудно разглядеть здравомыслие в своей жизни, сравнивая то время, когда мы употребляли наркотики, с ранним периодом выздоровления, наш ранний период выздоровления – с временными периодами чистоты, а временные периоды чистоты – с продолжительным периодом выздоровления. Все это – процесс, а наша потребность в обретении здравомыслия со временем будет все возрастать.
Если мы новички в программе, то может быть, обретение здравомыслия для нас означает “больше не употреблять наркотики”, и если это так, то какие-то проявления безумия, напрямую или косвенно связанные с нашим употреблением, прекратятся. Мы перестанем совершать преступления, добывая наркотики. Мы прекратим сами себя загонять в угол, думая лишь о том, как бы употребить.
Если мы уже какое-то время в программе, то для нас уже не трудно поверить в Силу более могущественную, чем наша собственная, которая может помочь нам оставаться чистыми, но вопрос обретения здравомыслия, кроме значения “оставаться чистым”, для нас все еще не содержит четкого понятия. Очень важно, чтобы по мере нашего выздоровления развивалось наше понимание значения слова “здравомыслия”.
Что конкретно я могу считать примерами здравомыслия?
Какие необходимы изменения в моем мышлении и поведении, чтобы я вновь обрел здравомыслие?
В каких сферах моей жизни мне сейчас необходимо благоразумие?
Можно ли сказать, что обретение – это процесс?
Каким образом моя работа над другими шагами поможет мне обрести здравомыслие?
Насколько я уже мыслю здраво в моей сегодняшней стадии выздоровления?
Некоторые из нас могут быть не очень реалистичны в вопросе обретения здравомыслия. Мы можем думать, что мы никогда больше не будем испытывать ярости, или что будем все время вести себя безупречно, потому что начали работать по шагам, что у нас больше не будет проблем с навязчивой идеей, эмоциональными расстройствами и другими ненормальностями нашей жизни. Это описание может показаться экстремистским, но если мы чувствуем себя разочарованными нашими персональными успехами в выздоровлении или тем, сколько же времени нам придется потратить на “обретение здравомыслия”, то мы должны уметь распознать некоторые из наших убеждений в этом описании. Многие из нас пришли к выводу, что мы должны сохранять максимум спокойствия, констатируя любые проявления прогресса в нашем выздоровлении.
Каковы перспективы моего благоразумия? Они реалистичны или нереалистичны?
Сбылись ли мои реалистичные ожидания относительно прогресса в моем выздоровлении? Понимаю ли я, что выздоровление наступает спустя какое-то время, а не внезапно?
Если мы хотя бы раз поступили разумно, особенно в тех ситуациях, в каких раньше у нас бы образовались проблемы, то это уже свидетельствует о нашем здравомыслие. Были ли у меня подобные моменты в период моего выздоровления? Какие именно?
Духовные принципы
На Втором Шаге мы обратим внимание на принципы непредубежденности, готовности, веры, доверия и смирения.
Принцип непредубежденности, с которым мы сталкиваемся во Втором Шаге, происходит от понимания того, что мы не можем выздоравливать в одиночку, что нам необходима какая-то помощь. Он продолжается в наших попытках поверить, что мы можем принять помощь. Неважно, представляем ли мы себе, как именно Сила, более могущественная, чем наша собственная, собирается нам помогать, важно, что мы верим – это возможно.
Почему иметь предубеждения вредно для моего выздоровления?
Как в моей сегодняшней жизни проявляется непредубежденность?
Каким образом изменилась моя жизнь с тех пор, как я начал выздоравливать? Верю ли я, что дальнейшие изменения тоже возможны?
Соблюсти принцип готовности на Втором Шаге нетрудно. Сначала мы можем просто ходить на собрания и слушать, что рассказывают другие наркоманы о своем опыте проработки этого шага. Потом мы можем применить то, что слышали, в своем собственном выздоровлении. И конечно, мы попросим нашего спонсора проинструктировать нас.
Что именно я готов сделать, чтобы вновь обрести здравомыслие?
Готов ли я сегодня сделать что-нибудь такое, на что раньше я бы не решился? Что именно?
Работая над Вторым Шагом, мы не можем просто сидеть и ждать, пока в нас появится чувство веры. Мы должны над этим работать. Один из приемов, который помог многим из нас – это “действовать так, как будто” мы верим. Это не означает, что мы должны лгать сами себе. Мы также не должны лгать ни своему спонсору, ни кому-то еще, как далеко мы продвинулись в этом шаге. Мы делаем это не для того, чтобы кому-то понравиться или хорошо выглядеть. “Действовать так, как будто” просто означает жить так, словно мы верим, что наши надежды сбудутся. Для Второго Шага это означает просто жить, словно мы уже обрели здравомыслие. Для каждого из нас это может сработать по-разному. Многие из нас считают, что мы можем начать “действовать так, как будто”, посещая регулярно собрания и получая инструкции от своего спонсора.
Какими действиями я демонстрирую свою веру?
Насколько укрепилась моя вера?
Могу ли я строить какие-либо планы, веря, что моя наркомания мне не помешает?
Следовать принципу доверия – это значит преодолеть страх перед самим процессом обретения здравомыслия. Даже если мы совсем недавно живем в чистоте, мы, наверное, уже начали ощущать некую душевную боль в связи с нашим выздоровлением. Мы можем опасаться, что дальше будет еще больше боли. В каком-то смысле мы правы: боли будет еще больше. Но не будет такой боли, какую мы не сможем вытерпеть, и не будет такой, какую придется выносить одному. Если мы сможем поверить в свое выздоровление и укрепить свое доверие к Силе более могущественной, чем наша собственная, то мы сможем пройти через все страдания на пути к своему выздоровлению. Мы узнаем, что по другую сторону нас ожидает не какое-то призрачное счастье, а наше фундаментальное перерождение, которое позволит нам получать от жизни глубокое удовлетворение.
Какие у меня есть страхи, которые мешают моему доверию?
Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от этих страхов?
Чем я демонстрирую свою веру в выздоровление и свое доверие Силе более могущественной, чем я сам?
Принцип смирения исходит из нашего признания Силы. более могущественной, чем наша собственная. Для многих из нас стоит огромных усилий прекратить полагаться на собственное мнение и попросить помощи, но если мы сделаем это, то это будет означать наше согласие с принципом смирения, содержащимся во Втором Шаге.
Молил ли я сегодня о помощи Силу, более могущественную, чем моя собственная? О чем именно?
Просил ли я о помощи своего спонсора, придя на собрание и пообщавшись с другими наркоманами? Каковы результаты?
Идем дальше
Если мы готовы приступить к Третьему Шагу, то нам следует оглянуться на достижения Шага Второго. Письменное изложение своего понимания каждого шага, как подготовка к движению дальше, помогает нам прочувствовать соответствующие им духовные принципы.
Что я могу сделать, что поможет мне обрести веру?
Что я делаю, чтобы преодолеть какие-то нереалистичные ожидания в отношении обретения здравомыслия?
Как я понимаю Второй Шаг?
Как мои прежние знания и опыт помогли мне в работе над этим шагом?
Когда мы переходим к Третьему Шагу, внутри нас, вероятно, укрепляется чувство надежды. Даже если мы не новички в этой программе, мы все равно стали лучше понимать, что выздоровление, развитие и изменения не просто возможны, а неизбежны, если мы стараемся работать по шагам. Мы можем видеть, что есть реальная возможность избавиться от печати безумия, которой нас крепко отметила наша наркомания. Мы уже почти начали успокаиваться. Мы начали освобождаться от слепого повиновения нашему безумию. Исследовав свое безумие, мы начали просить Силу, более могущественную, чем наша собственная, защитить нас, если мы снова ступим на старую дорожку. Мы начинаем освобождаться от наших иллюзий. Нам больше не нужно испытывать ужас, скрывая нашу наркоманию или изолируя себя, чтобы скрыть наше безумие. Мы видели, как эта программа помогла другим, и поняли, что она начинает действовать и для нас. Через вновь обретенную веру мы достигаем готовности двигаться дальше и работать по Третьему Шагу.