Что означает слово модерн
Значение слова «модерн»
2. То, что современно и модно. — Вам, современным, подавай что-нибудь такое… неореализм, синтетику, модерн. А. Васильев, Вопросов больше нет.
3. неизм. прил. Современный и модный. Мебель модерн.
[От франц. moderne — новейший, современный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
МОДЕ’РН [дэ], в знач. неизмен. прил. [фр. moderne] (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль м. Мебель в стиле м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
моде́рн
1. искусств. художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX века и характеризующееся стремлением к чистоте, «естественности» линий ◆ Французский и бельгийский ар нуво, немецкий югендстиль, стиль либерти в Италии ― их сейчас не различают, а называют просто модерн. Владислав Быков, Ольга Деркач, «Книга века», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скипетр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова модерн
Словарь Ушакова
мод е рн [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книж.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн.
Энциклопедия моды и одежды
2. То, что современно и модно.
3. разг. современный, модный.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
(фр. moderne – новый, новейший, современный)
течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм.
стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ – нач. ХХ вв. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Архитектурный словарь
стиль, преобладавший в архитектуре и декоративном искусстве Европы с 1880-х годов до Первой мировой войны, который во Франции и Британии назывался «ар-нуво», в Германии «югендстиль», в Австрии «сецессион», в Италии «либерти»; отличался творческим использованием естественных криволинейных форм, гибких текучих линий, стилизованных растительных узоров, стремлением отойти от архитектурных и декоративных стилей, основанных на археологической реконструкции прошлого.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Словарь антонимов русского языка
Дизайн. Словарь терминов
МОДЕРН (франц. moderne – новейший, современный) («ар нуво», «югенд-стиль») – стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. XIX – нач. XX в. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (X. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Москва. Энциклопедический справочник
стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Ф.О. Шехтеля. Среди характерных московских построек в стиле модерн: Сандуновские бани (Корпус магазинов, 1895, архитектор Б.В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899—1903, архитектор В.Ф. Валькот), дома Миндовского (Поварская улица, 44) и Исакова (улица Пречистенка, 28) — оба начала 1900-х гг., архитектор Л.Н. Кекушев.
В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908—12, архитектор А.В. Щусев; здание Казанского вокзала и др.).
Литература: Кириченко Е.И., Москва на рубеже столетий, М., 1977.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МОДЕРН [ д э ].
1. а, м. Направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура модерна.
2. а, м. То, что современно и модно (разг.). В погоне за модерном.
3. неизм. Современный, модный (разг.). Мебель м. Танцы м.
| прил. модерн, неизм. (к 1 знач.). Стиль м.
Модерн
Содержание
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.) русск. «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
Фернан Кнопф. Искусство, или нежность сфинкса. 1896.
В. Серов. Похищение Европы. 1910
Маска на здании (Москва).
Скульпторы
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
Прикладное и станковое искусство
Художественное стекло
Посуда, керамика
Витражные конструкции
Ювелирное дело, металл, гравировка
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
Книжная иллюстрация и графика
См. также
Литература
Ссылки
Постимпрессионизм | |
---|---|
Конец XIX в. | Неоимпрессионизм · Интимизм · Пуантилизм · Клуазонизм · Синтетизм · «Наби» · Модерн |
Начало XX в. | Фовизм · «Синий всадник» · «Мост» · Экспрессионизм · Кубизм · Активизм |