Что означает слово мода
Значение слова «мода»
1. Господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде. Быть одетым по моде. Мода на высокие каблуки. Выйти из моды. Войти в моду. □ Дочки их не отставали от моды и были подвиты и напудрены через меру. Авдеев, У нас во дворе.
2. мн. ч. (мо́ды, мод). Образцы предметов одежды, отвечающие господствующим вкусам данного момента. Моды сезона. Журнал мод.
3. Прост. Обыкновение, привычка. — У меня нет моды деньгами платить. Всем плачу чаем да сахаром. Чехов, Писатель. — Сколько раз я тебе повторяла, чтобы ты никогда не смел стучать в дверь ногами. Что это еще за мода? Катаев, Электрическая машина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Важным атрибутом моды является следование новому и представление его как ценности. Принцип новизны и модности зависит не столько от объективного времени создания предмета, сколько — от момента его вхождения в систему выбранных ценностей. Модные элементы одежды — как правило, имеют прямые аналоги в прошлом. Теряя новизну в глазах окружающих предмет становится старомодным.
Принято считать, что моду поддерживают два основных устремления. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус. Второй — давление социальной системы: страх оказаться вне общества, боязнь изоляции и т. д. По другой классификации, подражание само по себе является формой биологической защиты.
Индустрию моды поддерживают журналы, блоги, специализированные тренд-агентства.
Крупнейшие дома моды: Dolce&Gabbana, Armani, Lacoste, Prada, Gucci, Calvin Klein, Hugo Boss AG, Chanel.
МО’ДА, ы, ж. [фр. mode]. 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что-н. в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. М. стричь волосы или м. на стриженые волосы. || Привычка, новая манера поведения (простореч.). У меня нет моды деньгами платить. Чхв. А еще тоже моду взяли вечера с огнем сидеть. Чхв. 2. только мн. Предметы туалета, отвечающие последней моде, преимущ. в образцах. Женские моды. Журнал мод. 3. Признак, к-рый наиболее часто встречается в данной группе явлений (стат.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мо́да I
1. преобладание в определённый период времени тех или иных вкусов в одежде, искусстве, литературе и т. д.
2. образцы одежды, отвечающие вкусам определённого периода времени ◆ Четыре года назад, на первой Неделе высокой моды, столичная публика с удивлением обнаружила, что высокой моды для мужчин не бывает (мужской удел ― унылое прет-а-порте, готовая к носке одежда). «Жизнь прекрасна// «Столица», 1997.11.24», 1997 г.
3. разг. привычка ◆ Он еще завёл моду на волейбол ходить — это два часа по понедельникам и средам.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
мо́да II
1. физ. луч света, введённый в сердцевину оптоволокна под углом, меньшим критического
2. физ. одна из гармоник волны ◆ В одномодовом оптоволокне дифференциальная задержка отсутствует, так как по его более узкому сердечнику может распространяться только одна мода.
мо́да III
1. стат. наиболее частое значение в выборке
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова плюха (существительное):
Значение слова мода
Словарь Ушакова
м о да, моды, жен. (франц. mode).
1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что-нибудь в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженые волосы.
2. только мн. Предметы туалета, отвечающие последней моде, преим. в образцах. Женские моды. Журнал мод.
3. Признак, который наиболее часто встречается в данной группе явлений (стат.).
Энциклопедия моды и одежды
Словоупотребление «быть одетым по моде» ( a la mode ), восходит к XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Сама же мода, как утверждают историки культуры родилась в XII-XIII вв., когда в костюме стали появляться элементы, применение которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например, шляпы высотой в метр, шлейфы длиной с сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурами.
Начиная с XVII в. Франция прочно закрепила за собой звание законодателя моды и это звание она удерживает до сих пор. Дважды в год все взоры обращаются к Парижу, к модным коллекциям фирм «от кутюр». Традиции парижской моды зародились в далеком прошлом. Еще в эпоху Возрождения, когда влияние итальянского вкуса распространялось на всю Европу, в Венеции на площади Св. Марка выставлялись французские куклы, одетые в придворные туалеты, и богатые венецианки копировали их наряды. Дважды в год от берегов Франции отплывал корабль, загруженный куклами, одетыми по парижской моде. Когда этот корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении военных действий.
Кстати, запреты на моду были и в Европе. Например, известно такое древнее распоряжение: «Дабы не допустить использования другим сословиям одежды неположенного звания, запрещается горожанам ношение драгоценностей, сережек, бриллиантов и рубинов, жемчуга, украшений из чистого серебра, изделий из некрашенного соболя, меха рыси и чернобурой лисы, дорогих заграничных кружев. Ремесленникам и простолюдинам под страхом штрафа запрещается ношение больших заграничных шалей, золотых и серебряных украшений на головных уборах. » (Указ герцога Магдебургского, 1648 г.).
Во второй половине XVIII в. появились первые журналы мод, сначала в Англии, затем во Франции, Германии, Италии, Голландии. Модели были нарисованы художниками со скурпулезной точностью, чтобы ни у кого из читателей не возникло вопросов относительно количества бантов или воланов, характера ткани или узора кружев. Журналы стали не только источником информации о моде, они способствовали воспитанию вкуса, пропагандировали культуру одежды и умение носить костюм. Художники становились известными, приобретали имя законодателей мод. Одним из первых стал известным портной из Англии Чарльз Ворт, который приехав во Францию продемонстрировал свои модели на манекенщицах. Это была одежда для Разных случаев светской жизни. Ворт создал знаменитую французскую «высокую моду» «от кутюр». Качество и мастерство исполнения моделей при нем было доведено до совершенства.
После первой мировой войны «королевой моды» стала Габриель Шанель, первые модели которой были созданы для работающих женщин. В 1928 г. она впервые ввела в женскую моду. Костюм типа мужского. Имя Шанель известно всему миру, оно стало определителем стиля одежды: «костюм Шанель», «пальто Шанель». При этом подразумеваются модели, имеющие определенные черты: прямой силуэт, мягкая обработка, длина, закрывающая колени, ткань в клетку или пестроткань, обязательная отделка декоративной тесьмой или шнуром и декоративная бижутерия.
В 60-е гг. появилась джинсовая мода: джинсы, известные более ста лет как рабочая одежда, вдруг обрели необыкновенную популярность у молодежи, а затем стали самой модной одеждой для всего населения XX в.
В 1964 г. Андре Курраж предложил укоротить длину платьев и юбок, а англичанка Мэри Куант подрезала ее настолько, что получилась самая короткая мода за все время ее существования. Мини-мода, рекомендовавшая длину юбок выше колен, превратила всех женщин в подростков. Но в 1969 г. появляется макси-мода и делает эти юбки длинными, романтичными и очень женственными. Наряду с официальной М. в эти же гг. появляется и антимода, которая разрушает и ниспровергает установившиеся каноны элегантности и хорошего вкуса. Одежда хиппи смешала все, механически соединив элементы костюмов разных стран (цыганскую одежду с индийской), линялые джинсы с яркими платками, майки с эполетами и дополнив одежду кошельками на груди, лезвиями на шее. В 80-е гг. возникает мода панков, затем рокеров, металлистов.
Мода всегда характеризует и дополняет картину жизни общества на данном этапе его развития. Она идет в русле изменений и потрясений своего времени. Своеобразным было развитие моды в нашей стране. В первые годы советской власти в создании костюма участвовали такие художники как А. Экстер, В. Мухина, Е. Прибыльская, В. Степанова. Но особый вклад в разработку отечественной моды вложила Н. Ламанова, которая на основе народных традиций стремилась создать советский национальный костюм. Провозгласив простоту кроя в связи с тем, что он ведет к экономии материала и удешевляет веши (это был важный аргумент в тяжелые годы разрухи), Н. Ламанова первой сделала попытку создать основы промышленного проектирования. Успех русской моды был отмечен на Всемирной выставке в Париже в 1925 г., а работы Н. Ламановой, В. Мухиной и Е. Прибыльской удостоены «Гран при». Позже в 60-70-е гг. появились новые художники-модельеры, такие как Т. Осьмеркина, Г. Исаева, Т. Файдель и др., которые внесли свой вклад в развитие международной М. Широко известны за пределами страны современные отечественные дизайнеры одежды В. Зайцев, Г. Зейналов, В. Юдашкин и др.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
☼ периодическая смена образцов культуры и массового поведения.
М. присутствует в самых различных сферах человеч. деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и непосредств. среды его обитания (интерьер, разл. бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, худож. лит-ре, науке, речевом поведении и т.д. Будучи сложным многоаспектным явлением, М. издавна служит объектом изучения самых разл. наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экон. науки, эстетики, семиотики и др.
Еще А. Смит в «Теории нравств. чувств» (1759) отмечал влияние М. не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т.д., подчеркивая особое значение элитарных слоев как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в совр. ему об-ве (ранее, при господстве феодально-сословного строя, подобное подражание было невозможно).
Спенсер на основе анализа большого этногр. и историко-культурного материала выделил два вида подражат. действий:
1) мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом;
2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними.
Последний мотив лежит в основе возникновения М. Последователь Спенсера амер. социолог Самнер в книге «Народные обычаи» (1906) подчеркивал нормативный и принудит. характер М.
Н.К. Михайловский проанализировал социально-психол. аспект М. в связи с поведением толпы и явлением подражания. Франц. социолог Г. Тард считал М. наряду с обычаем осн. видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то М. — подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер.
Значит. вклад в теор. осмысление М. внес Зиммель, к-рый связывал ее существование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что М. существует только в об-вах с классовой бессословной структурой, с к-рой она тесно связана. Ее развитие происходит сл. образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), к-рые вновь заимствуются низшими классами, и т.д.
В. Зомбарт рассматривал М. как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее в об-ве искусств. потребности.
Амер. социолог и экономист Т. Веблен проанализировал роль престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании М.
Франц. философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличит. признаков высокого социального статуса в капиталистич. об-вах посредством М. Амер. лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль М. как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепления Я; эту функцию М. осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Выдающийся культурантрополог Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе «Три века М. в женской одежде: количественный анализ» (1940) провели историко-статистич. исследование изменений нек-рых параметров женской одежды за три столетия с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни.
Существуют попытки психоаналитич. (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена М. Изучались многообразные связи М. с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования П. Лазарсфельда, Э. Каца, Б. Барбера, Л. Лобела, Р. Кёнига и др.).
В работах Г. Блумера М. рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения М., по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение разл. соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в рез-те к-рого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.
В посл. годы преобладающее значение приобрел подход к изучению М. как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психич. регуляции, тесно связанному с осн. ценностями и тенденциями развития совр. об-ва. Общепризнано, что развитие и функционирование М. в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление геогр. и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая М. ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками являются худож. творчество, научные открытия, техн. изобретения, создание новых материалов и т.д. Развитие М. носит циклич. характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «Отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями.
М. — одна из знаковых систем, посредством к-рой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Коммуникативный цикл в М. состоит, в частности, в постоянной циркуляции специфич. «сообщений», отправляемых «производителями» через посредство «распространителей» к конечному адресату — потребителям; только на потребительской стадии потенциальная М. становится реальной.
М. служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от об-ва к об-ву, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значит. трансформации. В разл. об-вах и группах одна и та же М. зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться разл. и даже противоположные ценностные ориентации.
Исследования М. и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и др. областях.
Лит.: Мода: за и против. М., 1973; Петров Л.В. Мода как обществ. явление. Л., 1974; Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994; Lipovetsky G. L’empire de 1’ephemere. P., 1987; Besnard Ph., Desplanques G. Un Prenom pour toujours: La cote des prenoms hier, aujourd’hui et domain. P., 1991.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Что означает слово мода
Смотреть что такое «МОДА» в других словарях:
МОДА — это то, что выходит из моды. Коко Шанель Мода это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится. Мода это управляемая эпидемия. Джордж Бернард Шоу Одно из очарований моды в том, что она ничему не служит. Франсуаза Жиро Мода… … Сводная энциклопедия афоризмов
мода — См. обычай быть одетым по моде, вводить моду, в моде, выходить из моды. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мода популярность, поветрие, манера, обычай, обыкновение,… … Словарь синонимов
МОДА — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. М. присутствует в самых различных сферах человеч. деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и… … Энциклопедия культурологии
МОДА — (фр.). Временный условный обычай в обществе, выражающийся в покрое одежды, в нарядах, в нравах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДА господство в данное время каких либо вкусов, направлений и т. п … Словарь иностранных слов русского языка
МОДА — (mode) Наиболее частое или наиболее вероятное значение переменной. Если переменная является дискретной, то мода – это значение наивысшей доли распределения. Например, число детей в семье может быть равно 0 или любому целому числу; если мода равна … Экономический словарь
МОДА — МОДА, моды, жен. (франц. mode). 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что нибудь в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженые волосы. || Привычка … Толковый словарь Ушакова
мода — пошла • существование / создание, субъект, начало пошла мода • существование / создание, субъект, начало пришла мода • существование / создание, субъект, начало следовать моде • объект, зависимость, контроль … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Мода — Мода ♦ Mode «Справедливость так же зависит от моды, как и красота» («Мысли», 61–309). Действительно, справедливость, по меньшей мере человеческое правосудие, – коллективно и временно. Впрочем, на практике модой обычно называют то, что… … Философский словарь Спонвиля
МОДА — (французское mode, от латинского modus мера, способ, правило), 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних… … Современная энциклопедия
МОДА — (франц. mode от лат. modus мера, способ, правило),1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых… … Большой Энциклопедический словарь
Что означает слово мода
Неотъемлемый атрибут моды — погоня за новизной; при этом степень новизны/модности предмета или явления зависит не столько от его объективного времени создания (возникновения), сколько — от момента обретения им популярности и общественного признания. Так, модными электронными гаджетами могут стать далеко не уникальные технологически (или с точки зрения реальных потребительских свойств) приборы; модные элементы одежды — как правило, имеют прямые аналоги в прошлом.
Для слежения за модой существуют специализированные журналы.
Содержание
История моды
Индустрия моды
Индустрия моды — это определённый сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы.
Одежда
Мода в одежде — это смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым «по моде», фр. à la mode ) восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. С точки зрения искусства мода близка к концептуальному искусству, поскольку она заключается в сочетании различных элементов (прическа, материалы одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.
Примечания
Ссылки
Литература
Книги
Статьи
Блюхеры • Ботинки • Ботинки «чукка» • Броги • Дерби • Лоферы • Монки • Оксфорды • Слипперы
Бабуши • Лоферы • Мокасины • Обувь на платформе • Туфли (балетки • деленки • лодочки • Голливудские)
Босоножки • Вьетнамки • Сабо • Котурн • Пантолеты • Пантофли • Сандалеты • Сандалии • Шлёпанцы (сланцы) • Шлёпки
Ботинки для чечётки • Джазовки • Пуанты • Туфли фламенко • Ходули • Чешки
Бабуши • Баскины • Башмаки • Блюхеры • Ботин • Боты • Гэта • Дзори • Иподиматы • Каламани • Калиги • Кальце • Кальцеус • Котурн • Муллеус • Опанки
Косметика
косметика
Лицо: Консилер • Тональный крем • Румяна • Пудра • Маскирующее средство • Бинди • Мушка
Глаза: Подводка для глаз • Карандаш для глаз • Тени для век • Тушь для ресниц • Кайал • Накладные ресницы
Ногти: Лак для ногтей • Жидкость для снятия лака
Волосы: Помада • Лак для волос • Мусс для волос • Хна
и волосами
Лицо: Крем • Лосьон • Тоник для лица • Молочко • Скраб • Маска
Тело: Мыло • Гель для душа • Пена для ванн • Антиперспирант • Крема для ног
Волосы: Шампунь • Кондиционер для волос • Бальзам-ополаскиватель
производители