Что означает слово метрополитен

Происхождение слова «метрополитен»

Поговорим еще об этимологии. В Лондоне изначально линии метрополитена строились и эксплуатировались компаниями, конкурируя с друг-другом, так что слово “Metropolitan” осталось торговой маркой одной из них, со временем и переходом всех линий под муниципальный контроль, осталось лишь названием одной из них.

В самом прямом смысле, это была городская железная дорога, исключительно мелкого заложения и с немалым количеством открытых участков проложенных чаще в выемке, нежели в тоннеле, так как эксплуатировать последние с паровозным дымом было проблематично.

Лишь спустя 27 лет, в 1890, в Лондоне открыли первой участок истинной “Tube” («трубкой») – тоннелей глубокого заложения уже с электрической тягой. Изначально, на линиях «трубы» планировалась канатная тяга (как на тех-же канатных трамвайчиках в Сан-Франциско), но в последний момент возникли проблемы с подрядчиком, и на линии было решено попробовать на тот момент еще экспериментальную технологию с электротягой.

Надо заметить, что тогда это были маленькие электровозы, нежели привычные нам в метрополитенах электропоезда.

Но в шотландском Глазго, а также Бостоне и Нью-Йорке за океаном, такой неприятной ассоциации не было, так что в этих городах слово Subway прижилось именно за транспортной системой.

Тем временем, в неанглоязычных Венгрии и Франции, названия строящихся подземок Будапешта и Парижа решили перенять именно от той знаменитой Metropolitan Line, так вот и появилось слово «Метро».

Более конкретно, при строительстве парижского метрополитена было решено создать отдельную компанию, которая получила название Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris. Слово «mеtropolitain» во французском языке носило нарицательное значение «столичный».

Постепенно, слова «метрополитен» и «метро» приобрели значение городской внеуличной железной дороги во французском языке, а потом в таком качестве пришли и в другие языки, в том числе и русский.

Собственно, и более поздние метрополитены в англоязычных странах (например систему в Вашингтоне, открытую в 1976) уже тоже окрестили “Metro” т.к. этот термин был более, ну скажем, «современным» и «европейским» чем слово “subway”, которое ассоциировалось с, прежде всего, не самой эстетичной на тот момент подземкой Нью Йорка.

Источник

Значение слова «метрополитен»

Что означает слово метрополитен

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами (например, городской монорельс). Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй в тоннелях, по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов).

Крупнейшие метрополитены в мире:

по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (469 станций, 34 маршрута)

по длине линий — Шанхайский (588 км) и Пекинский (573,6 км)

по годовому пассажиропотоку — Пекинский и Шанхайский

по суточному пассажиропотоку — Пекинский и Московский.

Самые маленькие метрополитены: в иранском Тебризе, венесуэльском Маракайбо, индийском Гургаоне, итальянской Катании.

Лозанна, Брешиа и Ренн — самые маленькие города мира, имеющие метрополитен.

МЕТРОПОЛИТЕ’Н [тэ], а, м. [фр. mtropolitain, букв. столичный, от греч. métropolis — метрополия]. Подземная или на эстакадах

железная дорога в крупных городах.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

метрополите́н

1. рельсовый вид общественного транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землёй

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово метрополитенПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: юношески — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

МЕТРОПОЛИТЕН

Смотреть что такое «МЕТРОПОЛИТЕН» в других словарях:

Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г … Википедия

Метрополитен — метро (франц. mйtropolitain, буквально столичный, от греч. metrуpolis главный город, столица), городская внеуличная (главным образом подземная) железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Первая линия метрополитена была… … Художественная энциклопедия

метрополитен — см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. метрополитен сущ. • метро • подземка … Словарь синонимов

метрополитен — а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain а, покупали билеты. спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МЕТРОПОЛИТЕН — (французское metropolitain, буквально столичный, от греческого metropolis главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена… … Современная энциклопедия

МЕТРОПОЛИТЕН — (метро) вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном… … Большой Энциклопедический словарь

МЕТРОПОЛИТЕН — [тэ], метрополитена, муж. (франц. métropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Метрополитен — имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М., в которых предлагалось разгрузить Невский проспект, соединив между собой вокзалы города, относятся к 1889. В 1901 инженер Печковский представил проект комбинированной подземно надземной… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

МЕТРОПОЛИТЕН — (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между… … Научно-технический энциклопедический словарь

Метрополитен — метрo (фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), городская скоростная внеуличная жел.… … Геологическая энциклопедия

Источник

Метрополитен

рельсовый/монорельсовый путь, контактная сеть

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Крупнейшие метрополитены в мире:

Самые маленькие метрополитены: в Перудже, Хайфе, Катании и Генуе.

Перуджа, Лозанна, Ренн — самые маленькие города мира, имеющие метрополитен.

Содержание

Определение метрополитена

Большое разнообразие систем внеуличного скоростного городского и пригородного транспорта делает затруднительной однозначную их классификацию. Все определения метрополитена условны. В отношении многих транспортных систем можно с уверенностью сказать, что они являются (или, наоборот, не являются) метрополитенами, но в то же время существует ряд «пограничных» и «гибридных» транспортных систем.

Конечное решение о том, отнести ту или иную транспортную систему к метрополитенам, или нет, зависит от принятого определения или может делаться эмпирически. Например, в Серфаусе и Новом Афоне существуют подземные железные дороги, имеющие некоторое сходство с подземными линиями метрополитена, и потому неформально часто так и называемые. Но метрополитеном такие подземные железные дороги все же не являются.

Основные признаки метрополитена

В 1981 году Комитет метрополитенов МСОТ предложил такое определение «метрополитеновской железной дороги»: «железная дорога, предназначенная быть составной частью сети, позволяющей перевозить большие количества пассажиров в пределах урбанизированной зоны посредством транспортных средств на рельсах с внешним управлением, находящаяся в пространстве, целиком или частично расположенном в тоннелях и безраздельно отданном под такое использование».

Создатель сайта urbanrail.net и автор нескольких книг о метрополитене Роберт Швандль предлагает следующие определяющие признаки метрополитена [1] :

Также он предлагает ещё один признак: совпадение уровня пола вагона и перрона, но этот признак не обязателен. При этом не указано какой должна быть путевая инфраструктура. Т. е. по Швандлю, практически, она может быть любой: традиционные рельсовые пути (традиционный метрополитен), ALWEG (наиболее распространенный тип городских пассажирских монорельсов), струнный транспорт Юницкого и т. д.

Это определение обладает некоторой условностью. Под него не подпадает, например, Чикагский метрополитен, который имеет одноуровневые пересечения с дорогами (хотя Швандль всё равно рассматривает эту систему как метрополитен в виде исключения). Ряд метрополитенов в прошлом работали на иных видах тяги (паровая, канатная), а в некоторых метрополитенах имеются отдельные участки с низкой интенсивностью работы.

В частности Швандль рассматривает Вуппертальскую подвесную дорогу как полноценную систему метрополитена, что может быть недопустимо с точки зрения других определений, накладывающих разные по строгости ограничения на техническую реализацию метрополитена.

Неопределяющие признаки

Что означает слово метрополитен

Как правило, транспортные специалисты не считают определяющим признаком способ размещения трассы (подземный, наземный, надземный), хотя в России существует стереотипное представление о метрополитене как о преимущественно подземном виде транспорта.

Также не является определяющей принятая система токосъёма (контактный провод, контактный рельс, токоведущая шина). Хотя для метрополитена больше, чем для других видов транспорта, характерно использование контактного рельса, очень часто встречаются и иные технические решения.

Основные свойства

Что означает слово метрополитен

В городах со сложившейся застройкой линии метро, как правило, проложены под землёй и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им. Метропоезда насчитывают, как правило, 4—8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 5—6 метров (но во многих системах встречаются и более узкие тоннели (например, в Берлине ширина узкопрофильных тоннелей — всего 2,3 метра)), предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100—160 м и ширину 5—20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской пассажирской транспортной системы. Стоимость сооружения метрополитена сильно зависит от условий окружающей среды и применяемых технологий строительства. Типичная стоимость километра подземной линии мелкого заложения — порядка 30 млн. USD (без учёта стоимости строительства станций).

В разных странах исполнение и параметры метрополитенов могут варьироваться (например, бывают почти полностью наземные системы), но отличительными чертами метрополитена являются: использование электрической тяги, высокая интенсивность и скорость движения поездов и большой пассажиропоток и, естественно, полная обособленность от прочего городского транспортного движения.

Размеры метрополитенов находятся в диапазоне от 2-километровой линии «мини-метро» в израильской Хайфе (см. Кармелит) до Нью-Йоркской системы «подземок» и «надземок» с общей протяжённостью линий более 1300 км.

Разновидностями метрополитена или близкими к нему по свойствам и назначению транспортными системами (в зависимости от принятого определения) являются Лёгкое метро, Преметро, S-Bahn (S-Tog и т. п.), городские монорельсы (кроме аттракционов и экскурсионных).

Терминология

Что означает слово метрополитен

Что означает слово метрополитен

Название «метрополитен» (метро) принято во многих странах. До сих пор подавляющее большинство действующих метрополитенов представляют собой разновидность железной дороги.

Нарицательный смысл слово «метрополитен» и общепринятое сокращение «метро» возникли в Париже. Чтобы город не оказался зависимым от национальной администрации железных дорог, при строительстве парижского метрополитена было решено создать отдельную компанию, которая получила название Парижской компании столичной железной дороги (фр. Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris ; слово métropolitain («метрополитен») во французском языке носило нарицательное значение «столичный»). Постепенно слова «метрополитен» и «метро» приобрели значение городской внеуличной железной дороги вообще во французском языке, а потом в таком качестве пришли и в другие языки (в том числе и русский).

Кроме того, Максимом Горьким в «Городе Жёлтого Дьявола» было введено [2] в русский язык слово-калька «подземка». Оно прижилось, но преимущественно в качестве обозначения зарубежных метрополитенов [3] (лондонская подземка, нью-йоркская подземка и т. д.), хотя в последнее время встречается в российской прессе и применительно к российским метрополитенам, проложенным в основном под землей. (Соответственно преимущественно эстакадные метрополетины называют «надземками» несмотря на то, что таких метрополитенов в России пока еще нет.)

Источник

Значение слова метрополитен

Словарь Ушакова

Москва. Энциклопедический справочник

Действует в Москве с 15 мая 1935. Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних пассажирских перевозок относятся к началу XX в. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в 1901 представило проект, разработанный инженером А.И. Антоновичем. Предполагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем между Трубной площадью и улицей Ильинкой и пятью линиями от кольца к Центру. Затем проект был пересмотрен при участии инженеров Н.И. Голиневича и Н.П. Дмитриева. Новый вариант предусматривал строительство кольцевой линии по контуру Камер-Коллежского вала, от которой отходили радиальные линии к Центральному вокзалу в Александровском саду.

Намечалось построить 4 радиуса: Тверской (Театральная площадь — Петровский парк), Покровский (от Центрального вокзала через Каланчёвскую площадь к Черкизову), Замоскворецкий (от Центрального вокзала под Москвой-рекой и Водоотводным каналом к Данилову монастырю) и Арбатский, который через Плющиху выходил бы к Новодевичьему монастырю. Конечные станции предполагалось объединить в кольцо, а позже от каждой должны были протянуться линии к Окружной железной дороге. Проект не рассматривался в официальных инстанциях.

В 1902 инженер и предприниматель П.И. Балинский при участии инженера Е.К. Кнорре разработал новый проект метрополитена и представил его Городской думе. Иллюстрации к проекту выполнил художник Н.Н. Каразин. Общая протяжённость линий должна была составить 105 км; предполагалось построить 28 эстакад для наземных участков и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был располагаться вблизи Красной площади. Первый радиус должен был пройти в направлении Брестского (Белорусского) вокзала и далее на Петровско-Разумовское у Окружной железной дороги. Вторая очередь предусматривала строительство одного радиуса от Центра через Каланчёвскую площадь на село Алексеевское, также на пересечении с Окружной железной дорогой, и другого радиуса — в Черкизово, куда намечалось проложить монорельсовую дорогу и эстакаду, чтобы как можно меньше нарушать городскую застройку и пересечь р. Яузу. В третью очередь были включены линии от Зубовской, Кудринской и Калужской площадей до кольцевой железной дороги. Проект отличался высоким уровнем инженерных решений, но в Думе вызвал бурю протестов. Дума постановила: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

Не были приняты и другие предложения (в 1903 — проект К.В. Трубникова и инженера К.К. Руина; в 1912 — проект группы авторов во главе с инженером Г.Д. Хофманом). В 1918 архитектор Б.С. Сакулин предлагал в ходе перепланировки городских улиц построить линии метрополитена, которые связали бы Центр с железнодорожным пригородным движением.

Схема метрополитена была разработана в 1922 специалистами Службы коммунального хозяйства. Сеть метрополитена включала 12 радиусов, то есть шесть диаметральных линий (Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская), две кольцевые линии (Садовое и Бульварное кольца) и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен. В 1924 в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. Группа авторов (инженеры С.Н. Розанов, К.С. Мышенков, М.Н. Мошков, А.И. Горьков, В.Г. Цырис и др.) под руководством В.Л. Николаи в 1925—30 разработала проект сети метрополитена из четырёх диаметральных и одной кольцевой линий, который был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) «О строительстве в г. Москве метрополитена с 1933 г.» (15 июня 1931). В 1932 был подготовлен рабочий проект в техническом отделе Метростроя (с 1933 Метропроект). В работе приняли участие также английские, немецкие, французские инженеры.

Весной 1932 развернулись подготовительные работы к строительству метрополитена и одновременно началось обучение строителей и эксплуатационников. На городских улицах и площадях появились лозунги: «Даёшь метро!». Был объявлен всесоюзный набор молодёжи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтёры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, проходческие щиты, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальной прокат, медные листы, светильники.

Плотная городская застройка, подземные коммуникации, реки (Неглинная, Яуза, Ольховка, Чечера, Рыбинка, Ольховец), которые пересекали подземные трассы, осложняли строительство. Тем не менее сооружение первой очереди метрополитена было завершено к октябрю 1934; было пробито 16,8 км тоннелей. Первый пробный поезд прошёл по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». По всей трассе от «Сокольников» до «Парка культуры» поезда проследовали 5 февраля 1935. 15 мая 1935 началось пассажирское движение поездов через все 13 станций (с ответвлением к «Смоленской»). В день пуска было перевезено 370 тыс. человек.

В результате ввода в эксплуатацию второй очереди метрополитена 20 мая 1937 («Смоленская» — «Киевская», длина 1,7 км) и в марте 1938 («Площадь Революции» — «Курская», длина 3,6 км) линии «Сокольники» — «Парк культуры» и «Курская» — «Киевская» стали действовать самостоятельно. Пуском линии «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (длина 9,6 км) завершена вторая очередь (1938).

В марте 1954 закончилось сооружение Кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы. Кольцо замкнулось с открытием станций «Белорусская-кольцевая» и «Парк культуры-кольцевая». Позже на Кольцевой линии появился ещё ряд пересадочных станций на радиальные направления. В 50—60-х гг. получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Сокольническая линия продлилась до Преображенской площади в одну сторону и на юго-западе к Ленинским (Воробьёвым) горам и Университету — в другую. Калужско-Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Замоскворецкая линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе В конце 60-х гг. станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щёлковского шоссе. В 1961—65 добавилось 5 станций на Филёвской линии. В 1962 появились новые станции на Калужско-Рижской линии в сторону Черёмушек. В 1966 до Выхино продлилась Таганско-Краснопресненская линия. В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972—75, когда были введены в эксплуатацию участки от станции «Баррикадная» до станции «Пролетарская». В конце 1979 начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982, когда открылась станция «Третьяковская».

В 80-х — начале 90-х гг. продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Тёплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми. В начале 90-х гг. значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). В 1995 начала работать Люблинская линия, на которой введены в эксплуатацию 6 станций — от Курского вокзала («Чкаловская») до района Печатников.

С начала строительства метрополитена его станции создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений. В проектировании станций участвовали видные архитекторы (В.Г. Гельфрейх, А.Н. Душкин, Н.А. Ладовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев и др.), которые стремились не только создать наиболее комфортабельные условия для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Торжественные, мажорные по настроению художественные комплексы метрополитена украшены статуями и рельефами (скульпторы М.Г. Манизер, Г.И. Мотовилов и др.), монументально-декоративными композициями (живопись, майолика, мозаики, витражи работы А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, Е.Е. Лансере и др.); большое внимание уделялось «архитектуре света» — изощрённым эффектам искусственного освещения подземных перронов и переходов. Подбор различных облицовочных материалов в совокупности образует богатую колористическую гамму. При облицовке станций метрополитена было использовано свыше 20 видов мрамора из различных месторождений Урала, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Украины и др., а также лабрадор, гранит, порфир, родонит, оникс и другие материалы. С середины 50-х гг., в связи с переориентацией отечественного зодчества на удешевление и типизацию строительства, при сооружении станций метрополитена начали широко применять стандартные железобетонные конструкции, недорогие отделочные материалы (кафель, искусственный мрамор, гранитная крошка и др.) и осветительную арматуру; результатом стало резкое упрощение архитектурного облика станций, превращение их в утилитарно-обезличенные транспортные узлы. Возрождение индивидуального подхода к архитектурному проектированию станций метрополитена наметилось к концу 60-х гг.; лучшие традиции художественного оформления метрополитена продолжены работающими в этой области архитекторами и художниками в 70—90-х гг. (См. также статьи об отдельных станциях метрополитена)

В 1996 на 11 действующих линиях радиально-кольцевой структуры, содержащей 157 станций, в том числе 52 пересадочные, выполнялось свыше 45% всех пассажирских перевозок городским транспортом. За один день в метрополитене поездки совершали 9 млн. человек. Длина всех линий составила 55,2 км; интервал между поездами составлял до 85 секунд. Московское метро характеризуется самой большой напряжённостью перевозок среди метрополитенов во всём мире. Обеспечение объёма перевозок, обслуживание пассажирских потоков в «часы пик», содержание путей, подвижного состава, эскалаторного, станционного, ремонтного хозяйств обеспечивают соответствующие службы. Подвижной состав метрополитена обслуживают 15 депо и ремонтный завод. Эскалаторная служба и опытно-электромеханический завод обеспечивают работу около 540 действующих эскалаторов (общая длина лестничного полотна 55,2 км) 30 типов и модификаций. Служба пути и служба тоннельных сооружений ночью (от 0 ч 30 мин до 4 ч 30 мин) осуществляют смену рельсов, стрелочных переводов, промывку тоннелей и станций и другие работы. Электромеханическая служба обеспечивает работу мощных вентиляторов для проветривания, насосных станций подземного водоотлива и других постоянно действующих инженерных сооружений. Инженерно-технические устройства системы производят воздухообмен более 10 трлн. м 3 воздуха в сутки при помощи 5000 вентиляционных установок. Системы силовых установок, питания подвижного состава включают 250 тяговых подстанций, 585 тяговых трансформаторов (суммарная мощность 950 тыс. кВ*А). Устройства автоматики, телемеханики [служба сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи] регулируют движение поездов (до 40 пар восьмивагонных составов в «часы пик»), обеспечивают диспетчерскую связь с машинистами. В метрополитене действуют 5 АТС с общей номерной ёмкостью 9520 номеров. Приёмом и отправкой пассажиров, уборкой станций занимается Служба движения. В соответствии с планами технического перевооружения в метрополитене осуществляются модернизация оборудования, замена устаревших по срокам эксплуатации, изношенных систем, обеспечивающих безопасность перевозки пассажиров. Ведутся работы по замене эскалаторов с улучшением технических параметров. Внедряются системы управления работой станций с применением средств локальной телемеханики, цветного теленаблюдения, видеозаписи. Совершенствуется система контроля прохода пассажиров в метрополитен, вырабатываются новые принципы обслуживания пассажиров. Ремонт и реконструкцию метрополитена ведут Мосметрострой и Мосметрореконструкция с субподрядными организациями и соответствующими службами метрополитена. Московский метрополитен, занимающий пятое место в мире по протяжённости, вышел на первое место по объёму перевозок. В 90-х гг. метрополитен оставался наиболее удобным и быстрым видом городского транспорта. Однако актуальной стала проблема устойчивого финансирования эксплуатации, реконструкции и технического перевооружения метрополитена. Темпы старения оборудования, обеспечивающего безопасность движения, стали превышать темпы обновления. В техническом обновлении метрополитена наметилось несколько направлений. Началась замена устаревших высоковольтных кабелей на кабели, не распространяющие горение, не выделяющие токсические вещества при тепловом воздействии; продолжалось внедрение люминесцентных ламп с бесстартёрным включением и увеличенным в 2 раза сроком службы при сниженном расходе электроэнергии; расширилось применение модернизированной уборочной техники — машин (с высоким давлением) для мойки станций, подвижного состава, тоннелей. В вагонном парке появились (1996) вагоны (выпущены АО «Метровагонмаш») с принципиально новыми условиями, с повышенной комфортностью для пассажиров и машинистов. Конструктивная скорость вагонов 100 км/ч, вместимость до 170 человек (при 3 стоящих пассажирах на 1 м 2 ). Проводится модернизация эксплуатируемых вагонов с целью повышения надёжности, улучшения пожарной безопасности, в салоне материалы заменяются на негорючие, устанавливаются пожаробезопасные приборы, проводится оснащение составов системой автоматического пожаротушения «Игла».

Правительством Москвы принято постановление «О схеме развития Московского метрополитена до 2010 года», которое предусматривает продление и реконструкцию действующей радиально-кольцевой системы линий и строительство новых линий. Будут строиться Митинская и Строгинская линии, продлеваться Люблинская, Калининская — в Новокосино, Серпуховско-Тимирязевская — в Бутово и Северный район, Сокольническая — в Гольяново и до Киевского шоссе, Замоскворецкая — до Химок и Братеева, Калужско-Рижская — в Мытищи, Таганско-Краснопресненская — в Жулебино. Начнутся проектирование и строительство системы новых линий с улучшенными технико-экономическими параметрами для обслуживания удалённых от Центра районов Внуково, Солнцево, Лосиноостровская, Бирюлёво, Бутово, Новоподрезково, Ховрино, Люберцы и районов формирования общегородских центров на границе Центрального административного округа — Парк Победы, деловой центр «Сити», Савёловский вокзал, Марьина роща, Лефортово, Кузьминки, Авиамоторная улица, Волгоградский проспект, Автозаводская улица, площадь Гагарина. Планируется построить 168 км новых линий и довести протяжённость сети до 420 км. Прогнозируемый годовой объём пассажирских перевозок 4—4,5 млрд. человек.

Литература: Мы строим метро. История, настоящее и будущее, М., 1983; Московский метрополитен, М., 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *