Что означает слово мелодия 2 класс
МЕЛОДИЯ
Смотреть что такое «МЕЛОДИЯ» в других словарях:
МЕЛОДИЯ — (греч.). Одногласное последование звуков, расположенных по определенным эстетическим правилам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЛОДИЯ греч. melodia, от melos, песня, и ado, петь, хвалить.… … Словарь иностранных слов русского языка
мелодия — См … Словарь синонимов
мелодия — и, ж. mélodie f., пол. melodia <, гр. melodia пение, песнь. 1. Мелодичность, напевность, благозвучие. Мелодия речи. БАС 1. Какая прекрасная мелодия! Сказал я, и тотчас опустил переднее стекло, чтобы лучше слушать ее. Карамзин 6 35. || Мелодия … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МЕЛОДИЯ — (от греческого melodia пение, напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль (содержательно неделимое целое), основной элемент музыки. Мелодия ряд ладово и ритмически организованных звуков … Современная энциклопедия
МЕЛОДИЯ — (от греч. melodia пение напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия ряд звуков, организованных ладово интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии… … Большой Энциклопедический словарь
Мелодия — (от греч. melos пение, melodie франц., нем., melodia итал.) певучее последование звуков, принадлежащих к какой нибудь гаммеили ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладаниеглавного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
мелодия — ажурная.(Абельдяев); затейливая (Белый); заунывная (Альбов); звучная (Бальмонт); кружевная (Абельдяев); крылатая (Пожарова); лучистая (Бальмонт); нежная (Чудов); скорбная (Гордин); сладкая (А.Каменский); стройная (Надсон); томно нежная (Благов);… … Словарь эпитетов
мелодия — МЕЛОДИЯ, голос, мотив, напев, партия … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Мелодия — (от греческого melodia пение, напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль (содержательно неделимое целое), основной элемент музыки. Мелодия ряд ладово и ритмически организованных звуков. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕЛОДИЯ — фирма звукозаписи. Основана в 1964, Москва. Записывает и распространяет преимущественно классическую музыку, компакт диски, кассеты, грампластинки … Большой Энциклопедический словарь
Годовая контрольная работа по музыке
Годовая контрольная работа по музыке
ученика (цы) 2 класса МКОУ Целинная СОШ _______ _________ _________
1.Что означает слово мелодия
2. При помощи чего записывают музыку?
А) букв Б) нот В) цифр
3. Что такое аккомпанемент
А) музыкальное сопровождение
Б) фамилия композитора
В) название произведения
4. Песня состоит из …
А) предложений Б) абзацев В) куплетов
5. Как называют человека, который поёт песню
А) рабочий Б) исполнитель В) спортсмен
А) музыкальная эмблема государства
7. Что сочиняет композитор
А) рассказы Б) сказки В) музыку
8. Какой инструмент не является русским народным
А) балалайка Б) баян В) скрипка
9. Кто не является композитором?
А) Д.Б. Кабалевский Б) С.С. Прокофьев
В) П.И.Чайковский Г) К. Чуковский
А) произведения устного народного творчества;
Б) произведения, написанные композитором.
11. Назовите авторов-создателей Гимна России.
12. Кто руководит оркестром? Напиши. ___________________________________________
13. Напиши, какой христианский праздник отмечают после Нового года?
Годовая контрольная работа по музыке
ученика (цы) 2 класса МКОУ Целинная СОШ _______ _________ _________
1. Что такое аккомпанемент
А) название произведения
Б) фамилия композитора
В) музыкальное сопровождение
2. Что сочиняет композитор
А) музыку Б) сказки В) рассказы
3. При помощи чего записывают музыку?
А) букв Б) нот В) цифр
4. Что означает слово мелодия
5. Песня состоит из
А) предложений Б) куплетов В) абзацев
6. Как называют человека, который поёт песню
А) исполнитель Б) рабочий В) спортсмен
В) музыкальная эмблема государства
8. Какой инструмент не является русским народным
А) фортепиано Б) баян В) балалайка
9. Кто не является композитором?
А) С.С. Прокофьев Б) Д.Б.Кабалевский
В) А.С. Пушкин Г) П.И.Чайковский
А) произведения, написанные композитором
Б) произведения устного народного творчества.
11. Кто руководит оркестром? Напиши._________________________________________
12. Назовите авторов-создателей Гимна России.
_____________________________________________________________________________13. Напиши, какой христианский праздник отмечают после Нового года?
Значение слова мелодия
Словарь Ушакова
мел о дия, мелодии, жен. (греч. melodia) (муз.).
1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.
2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.
Словарь музыкальных терминов
(от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли. Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. Прокофьев). «Дело других компонентов музыки — гармонии, инструментовки, контрапункта — дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художественное воздействие в одноголосии, в соединении с другими голосами (полифония) или с сопровождением (гомофония). Через мелодию выявляют свои возможности лад, ритм, метр, музыкальная форма, другие элементы музыки. Мелодия — это важнейшее выразительное средство музыки.
Существуют и частные значения термина мелодия:
1. Мелодия — последовательный ряд звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы на основе лада, метра в противоположность гармонии как объединению звуков в одновременности.
2. Мелодия — в гомофонном письме — главный голос, представляющий собой средоточие певучести, связанности и осмысленности.
3. Мелодия — смысловое и образное единство, концентрация музыкальной выразительности, музыкальная мысль. Тип мелодии ярко характеризует стиль, жанр, музыкального произведения, его национальный колорит.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
* Мелодическое исполнение. Мелодичная песня. *
Москва. Энциклопедический справочник
Государственная фирма (Тверской бульвар, 24), старейшее из ныне существующих в России предприятий звуковой индустрии, производящее и распространяющее фонограммы (музыкальные — всех видов и жанров, а также детские, литературные и прочие) на компакт-дисках, аудиокассетах, грампластинках. Основана в 1964 под названием Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»; объединила ранее существовавшие всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок и оптовые торговые базы.
«Мелодия» ведёт своё происхождение от Грампласттреста Наркомата тяжёлой промышленности (создан в 1933), где были объединены Фабрика звукозаписи (студийный комплекс на Кузнецком мосту) и подмосковные заводы по производству грампластинок в Апрелевке и Ногинске. Управление треста помещалось на улице Разина (ныне улица Варварка). Для записей арендовался Октябрьский зал Дома Союзов, где 21 декабря 1933 была записана первая фонограмма.
В 1938 на Малой Никитской улице был открыт Дом звукозаписи (д. 24), куда перевели студийные структуры из Октябрьского зала и с Кузнецкого моста, а также Институт звукозаписи. В 1939 Институт стал называться Всесоюзный НИИ телевидения и радиовещания (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР)). Студии стали работать и на грампромышленность, и для Радиокомитета; создавалась единая фонотека. Осенью 1941 Фабрика звукозаписи и ВНИИТР были эвакуированы в Куйбышев; в помещении Дома звукозаписи в Москве осталась группа специалистов для работы в Комитете по радиовещанию, которая производила записи для вещания за рубеж. Осенью 1942 было возобновлено производство, а по возвращении из эвакуации (1943) продолжалась работа по записи пластинок. В 1957 Фабрика звукозаписи была преобразована во Всесоюзную студию грамзаписи (ВСГ), подчинённую Министерству культуры СССР. Гальванический и опытный прессовый цехи ВСГ в 1958 переведены в помещения упразднённого производства Техпром в Химках (ныне МОЗГ — Московский опытный завод грамзаписи, отделённый от ВСГ в 1978). С 1989 «Мелодия» ведёт самостоятельную экспортную политику. В 1990-х гг. в процессе демонополизации большая часть структур «Мелодии» либо обрела самостоятельность, либо была упразднена. Тем не менее «Мелодия» остаётся крупнейшим предприятием звуковой индустрии в России.
Значение слова «мелодия»
2. Музыкальность, мелодичность; благозвучие. И голос твой мне слышался впотьмах, Исполненный мелодии и ласки. Н. Некрасов, Мать.
[От греч. μελωδία — напев, песня]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Совокупность мелодий, обладающих любым типологическим родством, в теории нередко именуют словом «мелос» (см., например, Роды мелоса).
МЕЛО’ДИЯ, и, ж. [греч. melōdia] (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. М. речи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мело́дия
1. одноголосно выраженная музыкальная мысль; благозвучная последовательность звуков (как правило, однородных по тембру, но разных по тону), образующая определённое музыкальное единство, воспринимаемая как единое произведение
2. постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты
3. один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры, трактуемый в теории музыки и непосредственно воспринимаемый слухом как композиционно-техническое и ладовое целое
4. редк. голос многоголосной фактуры, безотносительно к композиционно-техническому и ладовому осмыслению многоголосного целого
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова доводка (существительное):
Урок музыки по теме «Мелодия – душа музыки». 2-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 2
Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2.) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?
Дети. (Высказывают свои предположения).
Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)
Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)
Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?
Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):
“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”. [1]
Учитель. Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?
Дети. Музыкальные звуки.
Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.
Учитель. Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.
Дети. На барабане не получается.
Дети. Барабан стучит все время один и тот же звук.
Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” [1]. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?
Дети. На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.
Учитель. Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?
Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.
Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.
Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.
Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.
Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.
Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.
Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.
Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?
Дети. Что мелодия бывает разной.
Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?
Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.
Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)
Дети. На стрелочку вниз.
Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)
Дети. На ступеньки вверх.
Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?
Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”
Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)
Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?
Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.
Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…
Дети. Чтобы сыграли.
Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?
Дети. Вокальную и инструментальную.
Учитель. Что же написано в голубом круге?
Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.
Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.
Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?
Дети. Два художника рисуют картины.
Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?
Дети. Портрет лебедей.
Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?
Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)
Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3.)
Дети. (Исполняют песню с движениями).
Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4.)
Дети. (Слушают музыку и выполняют задание).
Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?
Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.
Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.
Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.
Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?
Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.
Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?
Учитель. Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5.)
Дети. (Исполняют песню с движениями).
Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине. Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6.)
Презентация. Слайд 1. Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране?
Дети. Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки…
Учитель. Верно, а ещё металлофон и кастаньеты (показывает). На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните Задание 2. самостоятельно в Рабочей тетради, а потом мы сверимся.
Дети. (Выполняют задание).
Учитель. Хорошо. (После ответов детей по щелчку (слайд 2) на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.)
Слайд 3. Следующее задание: определите, как движется мелодия? (По щелчку звучит “Па-де-де” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)
Дети. По ступенькам вниз.
Учитель. Слайд 4. Правильно. А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы. (На экране картинки лебедя, пчелы и птенцов.) И объясните свой выбор.
Слайд 5. (По щелчку звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)
Дети. Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.
Учитель. Правильно. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (По щелчку звучит второе произведение.)
Учитель. Почти угадали. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н.А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?
Дети. Мелодия быстрая, как бы жужжащая.
Учитель. Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?
Дети. Это музыка про птенцов. Мы её слушали вначале года.
Учитель. Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (По щелчку звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)
Дети. Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная.
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
Дети. (Разгадывают кроссворд).
Учитель. Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.
Дети. Балет, опера и …
Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.
Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.
Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.
Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?
Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.
Учитель. Правильно. Какими бывают мелодии?
Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.
Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?
Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.
Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)
Дети. По ступенькам.
Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?
Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.
Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?
Учитель. Не забывайте о песнях.
Дети. “Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.
Учитель. Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!