Что означает слово malevich
Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника
Казимир Малевич – это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое. Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.
Малевич, а есть ли смысл?
Я говорю «Малевич» – вы представляете черный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а еще много разных цветных фигур. И не только фигур. Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает – очень долго и скучно в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – это был протест. Творчество, как протест. Попытка создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать. Прошло сто лет, как был создан «Черный квадрат», а он до сих пор не дает людям покоя, и многие считают своим долгом свысока бросить «и я так могу». И вы так можете, и Малевич смог. Малевич был первым, кто додумался до такого – и поэтому стал популярным.
Даже художница Ольга Чекотовская и та черпает вдохновение из полотен мэтра!
Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.
Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.
Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг из этой подборки.
Как Малевич понимал живопись?
Об этом можно сказать одной цитатой:
«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
Чем оно отличается от произведения «нечистого»? Тем, что живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни.
Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.
Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.
Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.
Что еще рисовал Малевич?
Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.
Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:
После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.
А это – картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг – и мы увидим движение.
Еще одна «подвижная» картина – «Сбор урожая»:
А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.
Ткани от Малевича
Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.
По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.
А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.
Чем вдохновлялся Малевич?
Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.
ТОП-10 интересных фактов про Малевича
1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.
2. Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.
3. Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.
4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.
5. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.
6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.
Открытие памятника «Черному квадрату»:
Памятник творчеству Малевича:
7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.
8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.
9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.
10. Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.
7 фактов о «Черном квадрате»
1. Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.
2. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:
3. Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.
4. «Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.
5. Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.
6. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.
Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:
«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».
Значение слова малевич
малевич в словаре кроссвордиста
малевич
Энциклопедический словарь, 1998 г.
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т.н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научнопреподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).
Литература: Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Стокгольм: Гилея, 1976. Казимир Малевич. 1878-1935: Каталог выставки /Русский музей, Ленинград; Стеделик музеум, Амстердам; Государственная Третьяковская галерея. М., 1988-1989. Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М.: Искусство, 1993. Shadowa L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1920-1930. London: Thames and Hudson, 198
Большая Советская Энциклопедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «малевич»:
Википедия
Малевич — фамилия.
Примеры употребления слова малевич в литературе.
Эти и другие записи я не смогу забрать с собой, Малевич сразу предупредил об этом.
Мало ли что Авербах держал в своих руках все литературоведение, Малевич и Штеренберг командовали в живописи, а Мейерхольд разрушал русский театр, глумясь над Островским и Гоголем.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: malevich
Задом наперед читается как: чивелам
Малевич состоит из 7 букв
Как Малевич оказался в современном дизайне? Интерьеры, вдохновленные авангардом
Главенство цвета над формой, а формы над предметом — вот что такое авангардный супрематизм. Но как эта философия находит свое отражение в интерьере?
Автор статьи: Наталья Кочеганова
Он придумал супрематизм
Казимир Малевич, родившийся в 1879 году в Киеве, да своего геометрического фурора пробовал многое: импрессионизм, кубизм, футуризм. Лишь в 1913 году, в возрасте 34 лет, он дебютировал в роли супрематиста — тогда еще не существующего направления, создавая декорации к опере «Победа над солнцем». А уже в 1915 представил миру свой «Черный квадрат».
Супрематизм — слово, придуманное Малевичем, на базе латинского Supremus, что означает первенство. Малевич подразумевал первенство цвета над формой. А ключевая идея супрематизма — беспредметность.
Искусство в интерьеры
Художественные направления очень часто, начиная свое развитие в искусстве, переходят в архитектуру, а оттуда в интерьерный дизайн. Супрематизм — не исключение. Еще при жизни Малевича, когда он обосновался в Витебске и организовал там мощное движение сторонников, стены домов в городе расписывали супрематическими композициями.
Интерьер в стиле супрематизма часто называют смелым, сложным, авангардным. А вместе с тем он чрезвычайно прост и понятен. Геометрические формы и контрастные цвета — вот база супрематического интерьера.
Цвет и свет
Знатоки искусства знают, что в своем творчестве как супрематист, Малевич прошел три этапа: черный, цветной, белый. Соответственно, сюпрематизму подвластны все цвета. Главное, чтобы они контрастировали друг с другом.
Картины любят хорошее освещение, интерьерный супрематизм — тоже. Необходимо много пространства и света, чтобы подчеркнуть элементы стиля.
Стены и декор
Стиль предполагает исключительно гладкие однотонные стены, чаще белые, как холсты, к которым еще не притронулась рука художника. Логично было бы украсить эти стены репродукциями Малевича или его последователей.
Но… Послушайте историю. К своей первой выставке Малевич готовился тайно, никому не показывая своих картин. Накануне выставки к нему неожиданно нагрянул в гости художник Иван Пуни. Перепугавшись, Малевич в рекордные сроки написал книгу и даже успел напечатать ее к открытию выставки. Чего он испугался? Да того, что его идея может быть украдена, ведь нарисовать монохромные геометрические фигуры на холсте может любой! Поэтому в книге он закрепил свое первенство в качестве супрематиста.
А что это значит? Что вы в своем интерьере легко можете создать свою собственную геометрическую композицию прямо на стене.
Тот, кто владеет кистью в совершенстве, может использовать геометрию для создания оптических иллюзий, как это делает дизайнер Заха Хадид (Zaha Hadid).
Супрематическая мебель
Конечно же, мебель должна быть правильных геометрических форм. Натуральным материалам свойственны неровности, скругления и тому подобные отклонения от четких прямых линий. Поэтому супрематизму больше подходят пластик и стекло.
Текстилю нет
Для данного стиля свойственно отсутствие текстиля. Но там, где без него не обойтись, например, покрывала для кровати, необходимы все те же акцентированные геометрические формы.