Что означает слово маджахетка
Значение слова «моджахед»
Моджахед — это не только воин, но также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада. Таким образом, моджахедом может быть и учитель, и священнослужитель, и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом — мучеником, засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Усилия на пути Аллаха, совершаемые моджахедом, не примутся, если это всё делалось не ради Аллаха, а ради славы, денег, мести или из иных корыстных побуждений, а также побуждений, которые касаются навязывания особами другого вероисповедания, то есть являющимися «неверными» по мнению моджахедов.
моджахе́д
1. военн. полит. участник различных мусульманских вооружённых движений и формирований ◆ Только признание моджахедов воевавшей стороной, прямые переговоры с ними об обмене военнопленными ― ведь в Кабуле и Ташкенте есть пленные моджахеды ― могут привести к освобождению советских военнопленных! А. Д. Сахаров, «Горький, Москва, далее везде», 1989 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В августе 1999 года, в очередной вспышке междоусобной войны в здешних горах [на границе Киргизии и Таджикистана], на станцию пришёл отряд моджахедов численностью около 50 человек. В. Губарев, В. Котляков, «Когда от любви тают льды…», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Когда война за национальную независимость была проиграна, смысл партизанской войны для ичкерийцев был утерян. У моджахедов же был свой, другой смысл. Они сражались не за Ичкерию, они завоёвывали рай. Г. Садулаев, «Шалинский рейд», 2009 г. // «Знамя» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: волокитный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В чем разница между талибом, шахидом и моджахедом. Простое объяснение непонятных терминов
Все эти слова мы часто слышим из СМИ, но далеко не каждый знает их истинные значения. Данную статью мы сделаем в форме небольшого словарика, в котором максимально просто объясним некоторые термины.
Пожалуй, стоит начать именно с этого слова, т.к. все остальные понятия являются его частными случаями.
Итак, исламист – это мусульманин, который стремится к насаждению Ислама, максимальному его распространению.
Грубо говоря, исламист хочет, чтобы все люди приняли Ислам и жили по законам шариата (своду законов, проистекающих из Корана и других священных текстов). Исламисты – противники светских, христианских и буддистких государств.
Чаще всего термин «исламист» связывают с понятием «религиозный фанатик», т.к методы исламистов, порой, бывают очень радикальными.
Вот если бы кто-то составлял сканворд, то слово «Талиб» он бы зашифровал так:
«Исламист в Афганистане»
Талибы были настолько успешны, что в 1996 году им удалось взять верховную власть в стране и продержать ее до самого прихода армии США. Именно с исламистами Талибана * и воевали американцы.
Распространение талибана * летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU
А вот с моджахедами в том же самом Афганистане более 9 лет воевал СССР. В нашем списке это слово, пожалуй, имеет самое большое количество синонимов:
Все эти слова обозначают примерно одно и то же, просто с разными оттенками: Мусульманин, участвующий в священной войне за Ислам.
Такая религиозная война у мусульман называется «Джихад» (отсюда и слово «джихаддист»).
Вообще, моджахеду не обязательно участвовать в войне при помощи автомата или танка.
Моджахедом может быть женщина, которая рожает воинов для Джихада. Мулла, который читает молитвы. Крестьянин, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий – кто угодно, кто помогает войне.
Есть даже такой вид моджахедов, как «секс-джихаддистки» (Джиха́д ан-ника́х). Это девушки, которые едут на войну, чтобы сексуально удовлетворять моджахедов. Это я сейчас не шучу, такое явление действительно присутствовало (в том же ИГИЛе * ).
Таких моджахедок называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют подобное поведение, однако у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «жена на день». То есть это, с их точки зрения, не блуд, а самые настоящие священные узы (просто не на всю жизнь, а на несколько часов).
Это слово уже было упомянуто чуть выше. На афганском языке (пушту) это слово означает «враг».
Соответственно, «душманами» во время Афганской войны советские войны называли моджахедов. Так что получается, что афганский моджахед и душман – это, в некотором роде, синонимы.
Ахмад Шах Масуд – один из главных полевых командиров афганских моджахедов
Тоже разновидность моджахедов. Басмачи вели свою священную войну против советской власти в Средней Азии.
Наиболее активное противостояние шло в 30-е годы, когда почти всех басмачей подавили (героем той войны был, например, М. Фрунзе, именем которого названы улицы почти в каждом городе).
Во время войны с Германией, басмачи вновь активизировались и на южных границах СССР стояло войско из 10 000 басмачей, готовых к атаке. Правда, они так ничего и не смогли сделать. По требованию СССР правительство Афганистана их разогнало, а кое-кого и посадило.
На самом же деле, шахид – это мусульманин, который жертвует собой ради веры, родины, чести или семьи. То есть на наш манер шахидом можно назвать даже Пушкина, т.к. он погиб за честь, или Зою Космдемьянскую, т.к. она погибла за родину.
7. Исламский фундаменталист (ИФ)
Ну, добьем до цифры 7:)
Фундаменталисты в общем смысле – это те, кто пропагандируют откат назад, возвращение к истокам. Соответственно, ИФ – это исламисты, которые призывают мусульман вернуться к основам Ислама и жить так, как жили первые мусульмане в Средние Века.
Наиболее радикальные ИФ выступают против прогресса, науки, образования, искусства (особенно художественного и музыкального). Хотя, есть фундаменталисты и менее строгие (например, они сейчас управляют Ираном). Подробнее ➤
Афганский моджахед
Афганский моджахед — название участников вооруженных формирований, сражавшихся с советскими и правительственными войсками в Афганистане в ходе гражданской войны в этой стране 1979—1989. Слово моджахед арабского происхождения и означает участника джихада.
Советская пропаганда называла их душманами (дари دشمن — dušman — враг), а советских солдат моджахеды именовали шурави (дари شوروی — šûravî — советский). Носили, как правило, традиционную афганскую одежду (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).
Содержание
Тактика
Тактика ведения боевых действий — партизанская.
Вооружение
Оружие (зенитные ракеты «Redeye» и «Стингер», мины, лёгкие системы залпового огня, радиостанции, автоматы) моджахеды получали из Пакистана, где находились их лидеры. Также определённую часть их военного имущества составляли трофеи, захваченные у афганской армии.
Лидеры
Союзники
История возникновения
После ввода советских войск в Афганистан, ЦРУ сформировало в Пакистане сеть учебно-тренировочных лагерей и баз снабжения моджахедов. В дальнейшем часть денег на своё существование моджахеды зарабатывали:
Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина — различный национальный состав (пуштуны, таджики, узбеки) и религиозный (шииты и сунниты). Разные источники спонсорской помощи.
В ряды моджахедов также вливались выходцы из других стран мира, особенно из Саудовской Аравии, контингенты из Алжира, Иордании, Египта, Бангладеш, Филиппин, группы малой численности из Марокко, Франции, Англии.
Основным опорным пунктом в Пакистане у моджахедов (в основном пуштунов) являлся город Пешавар. Под Пешаваром находился концентрационный лагерь советских военнопленных Бадабера. Крупным центром активности моджахедов на территории Пакистана был также город Кветта. На территории собственно Афганистана под их контролем находились в основном малонаселенные пустынные и горные районы. Основными зонами военной активности являлись районы городов Кандагар и Джелалабад, вдоль границы с Пакистаном находилось несколько крупных опорных баз, размещенных, как правило, в пещерах. Самыми известными из таковых считаются Джавара и Тора Бора.
Моджахеды и талибы: в чем сходство и различия?
Почему к талибам плохо относились в плену
В самом начале Афганской войны, официальная статистика не регистрировала никакой жестокости по отношению к пленным боевикам. Причиной всех зверств по отношению к душманам стала жестокость, с которой они относились к пленным советским солдатам. После восстания в лагере для военнопленных, Бадабере, где побег закончился провалом, отношение к плененным афганцам изменилось лишь в худшую сторону. Военнослужащие СССР превратили жизнь душманов в сущий ад, таким образом мстили за погибших сослуживцев.
Содержание
Другая причина жестокости
Афганские душманы в советском плену
Содержание пленных афганцев доставляло одни неприятности и проблемы. Некоторые из войск специального назначения позже признавались, что пленных боевиков и вовсе нет никакого смысла держать. Все как и в случае с языками — немецкими солдатами-пленниками, во время Второй мировой войны. Пленных брали ради информации и чем больше пленник знал, тем дольше мог прожить. Известны случаи, когда военнопленных боевиков и вовсе не кормили, потому что не хотели расходовать продовольствие, с которым и так было туго.
Наиболее известные руководители партий
Наказание — смерть
Что ждало афганских моджахедов в советском плену
Сослуживцы наказанных солдат, ясное дело, выражали сочувствие и требовали смягчения сроков. И это несмотря на то, что немыслимая жестокость войны превышала все возможные пределы. Вряд ли после такого можно надеяться, что солдаты смогут проявить милосердие к и без того, безжалостному противнику.
Отряды моджахедов и движение «Талибан»
Арабское слово «моджахед» буквально означает «борец», «совершающий усилие». В широкой трактовке — это любой участник джихада («усердия на пути Аллаха»). То есть моджахедом может быть не только воин, но и учитель, и священнослужитель, мать, воспитывающая своего ребенка.
В европейских языках термин «моджахед» часто воспринимается как «исламский боевик». Во многом это связано с тем, что моджахедами себя именовали многие вооруженные противники политики европейских государств, прибегавшие в том числе и к террору (например, афганские моджахеды).
В Афганистане моджахеды появились в 1979 году. Они набирались из местного населения и вели борьбу против советских войск и правительств Бабрака Кармаля, а затем Наджибуллы. Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа; «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — Священный Ислам». Движение моджахедов сумело завоевать безоговорочную победу в борьбе за умы афганцев, вследствие чего количество участников антиправительственных вооруженных формирований из года в год росло, достигнув к началу 1989 года — времени окончательного вывода советских войск — 250 тысяч человек. Афганские моджахеды получали финансовую и военную поддержку со стороны США, Пакистана, а также ряда арабских государств. На всем протяжении войны 1979-1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, органах госбезопасности и внутренних дел, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
Читать: Иракская война
ТАКТИКА МОДЖАХЕДОВ
«ТАЛИБАН»
После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. На севере страны группа полевых командиров образовала Северный альянс, объединявший в основном этнических таджиков и узбеков.
Читать: Операция «Маневр» в Афганистане
В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила свое существование. Тем временем на юге страны набирало силу движение «Талибан». В большинстве своем талибы были пуштунами по национальности и объявили себя защитниками интересов афганского народа. Их целью было построение в Афганистане исламского государства, основанного на законах шариата.
27 сентября 1996 года талибы без боя взяли Кабул и основали Исламский Эмират Афганистан. На подконтрольной территории они ввели шариатское право. Новое государство было признано лишь Пакистаном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Администрация США первоначально довольно благосклонно отнеслась к талибам (считается, что и само движение «Талибан» возникло не без поддержки США). Однако поддержка талибами исламских террористов, предоставление убежища Усаме бен Ладену, а также курс на радикальную исламизацию всех сторон жизни общества способствовали формированию негативного имиджа талибов в глазах мировой общественности. После терактов 11 сентября 2001 года США начали контртеррористическую операцию против Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке Северного Альянса свергли режим талибов. Талибы ушли в подполье и частично отступили в соседний Пакистан (провинции региона Вазиристан), где объединились под началом Хаджи Омара.
Читать: Третья Англо-Афганская война
С начала 2000-х годов Вазиристан является оплотом движения «Талибан». Талибы оттеснили традиционных племенных вождей и в 2004 году захватили фактическую власть в регионе. Используя Вазиристан в качестве тыловой базы, талибы активизировали операции против коалиционных войск в Афганистане и афганских сил безопасности. Количество боевиков «Талибана» быстро росло: если с 2006 года оно оценивалось примерно в 12 тысяч человек, то в 2010-м — уже в 27 тысяч. Им удалось установить контроль над рядом районов и провинций Афганистана. Положение складывается настолько серьезно, что аналитики высказывают сомнения в возможности нынешнего правительства Афганистана удержаться у власти после вывода международных сил безопасности — а это будет означать возвращение «Талибана» к власти.
Voted Thanks!
Возможно вам будет интересно:
Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен
Моджахеды в специальных лагерях и тюрьмах
Пленных предпочитали не брать, как со стороны афганских боевиков, так и со стороны советских солдат. И если такое случалось, то содержание пленника в некоторой степени зависело от его статуса, или звания. Большинство моджахедов содержали в обыкновенных тюрьмах, где допросы с пристрастиями были нередки. Но не везде было так страшно для пленных афганцев.
Если пленник-моджахед действительно был полезен, его помещали в специальный лагерь для содержания. Не применяли к ним физических пыток и наказаний, так как те были нужны для обмена пленными. Это было более-менее гуманное содержание. Войны не бывает без насилия, и трагические события во время Афганской войны это доказали, согласны?
Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)
Моджахеды (душманы) переходят афгано-пакистанскую границу, 1985 год.
Крупные укрепрайоны афганских моджахедов
Основная статья: Укрепрайоны афганских моджахедов (1979—1989)
Вдоль границы с Пакистаном и Ираном находилось несколько крупных опорных баз и укрепрайонов моджахедов, неоднократно занимаемых Советскими войсками в ходе войсковых операций в период Афганской войны 1979—1989 годов. Наиболее известными из таковых считаются:
Отряды моджахедов и движение «Талибан»
Арабское слово «моджахед» буквально означает «борец», «совершающий усилие». В широкой трактовке – это любой участник джихада («усердия на пути Аллаха»). То есть моджахедом может быть не только воин, но и учитель, и священнослужитель, мать, воспитывающая своего ребенка.
В европейских языках термин «моджахед» часто воспринимается как «исламский боевик». Во многом это связано с тем, что моджахедами себя именовали многие вооруженные противники политики европейских государств, прибегавшие в том числе и к террору (например, афганские моджахеды).
В Афганистане моджахеды появились в 1979 году. Они набирались из местного населения и вели борьбу против советских войск и правительств Бабрака Кармаля, а затем Наджибуллы. Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии моджахедов была декларация основного принципа; «Долг каждого афганца – защищать от неверных свою Родину – Афганистан и свою веру – Священный Ислам». Движение моджахедов сумело завоевать безоговорочную победу в борьбе за умы афганцев, вследствие чего количество участников антиправительственных вооруженных формирований из года в год росло, достигнув к началу 1989 года – времени окончательного вывода советских войск – 250 тысяч человек. Афганские моджахеды получали финансовую и военную поддержку со стороны США, Пакистана, а также ряда арабских государств. На всем протяжении войны 1979-1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, органах госбезопасности и внутренних дел, среди местного населения моджахеды имели широко разветвленную и хорошо организованную разведывательную сеть.
ТАКТИКА МОДЖАХЕДОВ
«ТАЛИБАН»
После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. На севере страны группа полевых командиров образовала Северный альянс, объединявший в основном этнических таджиков и узбеков.
В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила свое существование. Тем временем на юге страны набирало силу движение «Талибан». В большинстве своем талибы были пуштунами по национальности и объявили себя защитниками интересов афганского народа. Их целью было построение в Афганистане исламского государства, основанного на законах шариата.
27 сентября 1996 года талибы без боя взяли Кабул и основали Исламский Эмират Афганистан. На подконтрольной территории они ввели шариатское право. Новое государство было признано лишь Пакистаном, Саудовской Аравией и ОАЭ. Администрация США первоначально довольно благосклонно отнеслась к талибам (считается, что и само движение «Талибан» возникло не без поддержки США). Однако поддержка талибами исламских террористов, предоставление убежища Усаме бен Ладену, а также курс на радикальную исламизацию всех сторон жизни общества способствовали формированию негативного имиджа талибов в глазах мировой общественности. После терактов 11 сентября 2001 года США начали контртеррористическую операцию против Исламского Эмирата Афганистан и при поддержке Северного Альянса свергли режим талибов. Талибы ушли в подполье и частично отступили в соседний Пакистан (провинции региона Вазиристан), где объединились под началом Хаджи Омара.
С начала 2000-х годов Вазиристан является оплотом движения «Талибан». Талибы оттеснили традиционных племенных вождей и в 2004 году захватили фактическую власть в регионе. Используя Вазиристан в качестве тыловой базы, талибы активизировали операции против коалиционных войск в Афганистане и афганских сил безопасности. Количество боевиков «Талибана» быстро росло: если с 2006 года оно оценивалось примерно в 12 тысяч человек, то в 2010-м – уже в 27 тысяч. Им удалось установить контроль над рядом районов и провинций Афганистана. Положение складывается настолько серьезно, что аналитики высказывают сомнения в возможности нынешнего правительства Афганистана удержаться у власти после вывода международных сил безопасности – а это будет означать возвращение «Талибана» к власти.