Что означает слово листопаднички
Фонетический разбор слова «листопаднички»
Фонетический разбор «листопаднички»:
«Листопаднички»
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «листопаднички»
Фонетический разбор слова «листопаднички»
Карточка «листопаднички»
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Конспект урока по литературному чтению: » Листопадничек.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (2 урок)
· преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
· слушать и понимать речь других, выразительно читать.
· находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру, размышлять о характере и поступках героя
· прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность
· формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.
· выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Тип урока: закрепление знаний.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Ребята, вы у меня очень умные, дисциплинированные, самые лучшие. Не волнуйтесь, отвечайте громко, четко. Я очень надеюсь, что вы на уроке будете работать активно. А сейчас речевая разминка. Прочитайте все вместе
Серый зайка, не мечтай,
Лучше сказки почитай!
Зайка носик почесал
Зайкам сказки почитал!
-Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы,
-Прочитайте, выделяя голосом существительные.
II I . Постановка темы и цели урока
О ком говорится в этом стихотворении? Как вы думаете, о каком произведении будем говорить сегодня, в котором главный герой тоже заяц?
(И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»)
Назовите тему урока. (И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»)
Зная тему, определим цель урока (Анализировать, учиться правильно и выразительно читать, определять идею, делать выводы, ценить дружбу, обсуждать и рассуждать, думать, сравнивать, высказывать своё мнение и слушать чужое).
А теперь прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.
Какие7 правил чтения вы знаете?
1. Название текста. 2 Автор 3. Герои 4. События 5. Новизна 6. Непонятное 7.Смысловая доминанта. Главное в тексте
-Почему сказка называется «Листопадничек? А как по другому назвали бы сказку вы?
-Проверим, что знаете об авторе.
— Назовите фамилию, имя и отчество автора.
— Что означают эти числа в жизни писателя?
1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер)
— В каких экспедициях участвовал? (в экспедиции по освоению Северного морского пути)
-Что было главной добычей после каждой охоты? (книги)
— Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? («Заячья газета»)
— Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп)
-Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
— Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
— мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
— непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
— любознательный (задаёт вопросы бобрам);
— терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
— добрый (помогал нянчить бобрят);
— заботливый (кормит бобрят);
— смелый (научился плавать);
— любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
Составьте синквейн о зайчике
2 – 2 прилагательных;
4 – ключевое предложение из текста;
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
Заботится, боится, ныряет
Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.
Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:
• трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
• запасливые (готовят корм на зиму);
• гостеприимные (приютили зайца);
• заботливые (волнуются за бобрят);
• смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
• чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
Из каких же частей состоит сюжет данного произведения?
1) Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте как называют охотники осенних зайчат. Найдите и прочитайте о чем мечтал самый маленький зайчонок. Найдите и прочитайте журавли собирались к отлету. Найдите и прочитайте о чем плакали листопаднички. Найдите и прочитайте, что сказал листопадничек братьям, когда убегал в теплые края
2) Чтение по ролям Сейчас прочитаем отрывок по ролям, где говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
(автор, зайчонок, бобр)
3) Вставьте подходящее слово из текста:
· А в бобровой хатке (2 этажа)
· В уголке на сене сладко – сладко спят пушистые (бобрята)
· Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур (лопаткой)
· -Бррр! Ах, какая (холодная) вода!
· Мы звери (трудолюбивые).
Попробуйте с помощью опорных слов составить мини рассказ от имени Листопадничка – Какой-Я? Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.
Намучился отведал подумал
Остался Листопадничек побежал
Натерпелся Вспоминал испугался
Восстановите опорную сеть (Работа в парах)
покажите, как зайчики любуются журавлями
заяц побежал за журавлями
бил по стенке испугался выдры
запйчик оказался в воде, вылетел из воды
обнял маму и заснул
4) Составление цитатного плана
На столе карточки. Выбираете карточки и читаете. А теперь кто из вас считает, что ваша цитата в сказке раскрывает начало поднимите руку. Прочитайте. Ребята, что у нас получился? (план) Какой план? (цитатный) из скольки частей получился план?
1.»Называют охотники осенних зайчат листопадничками».
2. «– А я один побегу за журавлями в теплые страны».
3. «-Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду».
4. «– Плыви, спасайся, а то пропадешь!»
5. «С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым. «
5) Составление картинного плана
У вас было домашнее задание нарисовать иллюстрации к сказке. Вот они перед вами. Ваша задача соотнести свои цитаты и рисунки. Выходите и рассматриваете рисунки, выбираете тот рисунок, который по вашему мнению подходит к вашей цитате. Берете рисунки в руки, показываете и зачитываете. Итак, ребята, что у нас получился? Какой план?
Составьте по плану рассказ о герое произведения «Листопадничек»
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
5. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
6. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
5. Новизна. Что нового вы узнали из сказки «Листопадничек»? (Я узнал, что зайчат, родившихся осенью называют листопадничками, что бобрята строят хату и тд)
На прошлом уроке мы разбирали незнакомые слова. Дома вы должны были выучить эти слова. У меня на столе карточки со словами и карточки с значениями этих слов. Подойдите к столу и выберите любую карточку. Все, у кого слова строятся вдоль доски, у кого значение слов садятся за парты. Внимание! А сейчас все внимательно прочитайте, что у вас написано на карточке. Вам необходимо найти свою пару. Для этого вы называете слово, а вы внимательно слушаете и если ваше значение подходит к этому слову, то подходите к своей паре и читаете. Если на ваше слово никто не отзовется, вы сами ищите свою пару.
7. Смысловая доминанта. Главное в тексте
Работа с пословицами
Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
1. Много спать – дела не знать.
2. Дома и стены помогают.
3. Чужая сторона – дремучий бор.
4. В гостях хорошо, а дома лучше!
5. Друзья познаются в беде.
6. Сердце матери лучше солнца греет
Это и будет смысловой доминантой сказки. Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» –
-Какая тема сказки? (Доброта, взаимовыручка, любовь)
-Какова главная мысль сказки? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни)
-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос:
-Чему учит сказка? Надо слушаться родителей, нет места дороже и ближе родного дома
К каким сказкам относится «Листопадничек»? Литературные сказки.) Почему вы так считаете? (потому что сказка обработана автором и автор выражает свое отношение к героям и событиям?)
— А к какой группе сказок относится сказка «Листопадничек»? Объясните почему. (Это сказка про животных. В сказке главные герои животные. Ж ивотные разговаривают, события нереальные)
-Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
-Со всеми ли задачами мы сегодня справились?
— Оцените, как вы поработали.
1. Знал значения всех непонятных слов.
2. Знал ответы на все вопросы про автора.
3. При работе успел выполнить все задания.
4. Понял смысловую доминанту.
5. Активно работал на уроке.
— Какие задания показались вам интересными?
— Ребята, с каким чувством, настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)
X. Домашнее задание.
— Ребята, представьте себе, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумайте свой рассказ.
XI. Заключительные слова учителя
– В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесёте смысл этой пословицы с содержанием сказки? (если бы Л-к не убежал из дома, то не осознал бы, где на самом деле лучше, и кто ему дорог. Как мы уже сказали, в гостях хорошо, но дома лучше. Хальмгагар келдм Орсн боран гиидг, ирсн гиич хярдг. Мана гиичнр бас хярх. Ода хальмг авьясар ирсн гиичнрт хальмг авьясар белг огхм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.