Что означает слово ликвидный автомобиль
Ликвидность – что это такое простыми словами
Рассматривая, то или иное предприятие в качестве партнёра, мы должны быть уверенными, что оно завтра не станет банкротом. Несложные расчёты ликвидности помогут определить, как идут дела у компании сегодня и какие перспективы её ожидают в будущем.
Что такое ликвидность
Ликвидность – это возможность превратить все имеющиеся активы в деньги. Чем быстрее можно продать имущество с наименьшими потерями в рыночной цене, тем больше ликвидность. К примеру, валюту можно быстро перевести в рубли, а на строения можно полгода искать покупателя и не факт, что он купит его за первоначальную стоимость.
При возникновении проблем ликвидное предприятие может быстрее расплатиться долгами, продав некоторое имущество, и остаться на плаву. Компания считается ликвидной, если активов (денег, имущества) у неё больше, чем пассивов (долгов).
Для чего оценивать ликвидность
Оценка ликвидности нужна, если у вас есть намерения сотрудничать с конкретным предприятием. Благодаря несложным расчётам можно понять, сколько активов у компании, насколько она платёжеспособна и сможет ли она в случае необходимости быстро рассчитаться со своими кредиторами.
Компания, которая имеет деньги на счёте и запас продукции на складе, считается ликвидной. В случае необходимости она быстро реализует продукцию и рассчитается с долгами. Такой компании оформят поставку товара без предоплаты или быстро оформят кредит.
У компании с низкой ликвидностью есть долги и пусто на счетах, поэтому с ней вряд ли кто-то захочет сотрудничать, поскольку от неё придётся долго ждать денег.
Виды ликвидности и коэффициенты
Ликвидность предприятия
Ликвидность предприятия рассчитывается из соотношения долговых обязательств к ликвидным активам. Иначе говоря, оценивается платежеспособность компании. Эта информация находится в открытом доступе, все активы компании можно увидеть в бухгалтерском балансе.
Активы предприятия бывают оборотными и внеоборотными:
Оборотные активы, в отличие от внеобортных, считаются более ликвидными.
Ликвидность банка
На самом деле это понятие условное. Под термином «ликвидность банка» обычно подразумевается способность банка выплатить деньги всем клиентам, которые вложили средства в этот банк. У банка есть оборотные и внеоборотные активы.
Чем больше оборотных активов (деньги, акции, облигации), которые можно быстро обратить в деньги, тем больше ликвидность банка. Большое количество выданных кредитов снижает ликвидность банка. Уровень платёжеспособности банков в РФ находится под контролем Центробанка России.
Ликвидность рынка
Можно просчитать ликвидность не только для отдельного предприятия, но и для целого рынка, например, для рынка цветных металлов или для рынка государственных услуг. Если на рынке постоянно заключаются сделки с небольшой разницей между покупкой и продажей, такой рынок будет иметь высокую ликвидность. Важно, чтобы сделок было настолько много, что каждая из них в отдельности не могла бы повлиять на стоимость товара.
За единицу ликвидности рынка берут параметр «чёрн», который при высокой ликвидности должен быть больше 15. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Чёрн = сумма всех заключённых контрактов/стоимость товара, реально полученного по этим контрактам.
Ликвидность ценных бумаг
Это понятие по отношению к ценным бумагам означает возможность быть быстро проданными по цене близкой к рыночной. Также ликвидность характеризует собой высокий спрос и предложение на ценную бумагу.
На примере акций различают:
Есть два показателя, которые влияют на ликвидность ценной бумаги. Это разница между самой большой ценой заявки на покупку и самой маленькой ценой заявки на продажу (спред) и объём торгов (количество завершенных сделок).
График, представленный ниже, показывает, что чем выше доход с ценных бумаг, тем выше риски.
Ликвидность денег
Деньги должны равняться своему номиналу. Если ими можно свободно расплатиться, значит, они ликвидны. Высокой ликвидностью обладают деньги в странах с хорошей экономикой. Если покупательская способность денег падает и снижается их ликвидность, значит, растут цены на услуги и товары.
Ликвидность недвижимости
Если недвижимость можно легко продать, значит, она ликвидна. Как правило, быстро продать квартиру, дом или строение не получится, поскольку требуется найти покупателя и оценить актив. Сделка может оформляться долго, поэтому недвижимость менее ликвидна в сравнении с иными активами, например, с ценными бумагами.
На ликвидность недвижимости могут повлиять разные факторы. К примеру, развитая инфраструктура приведёт к повышению цен на дома в этом районе, а размещение свалки – к удешевлению.
Но недвижимость нельзя назвать низколиквидным активом. Рассмотрим вариант для физического лица. Если есть денежные активы, например, в сумме 1,5 млн рублей, то их можно вложить в недвижимость или открыть счёт в банке. Если банк закроется, то человек получит компенсацию 1,4 млн рублей, остальные финансы сгорят. Если он купил квартиру, то её можно будет продать за эту сумму или дороже, в зависимости от разных факторов.
Ликвидность и сферы применения
Виды ликвидности и их коэффициенты
Прежде, чем вложить деньги в компанию, нужно оценить её ликвидность. Рассматриваем соотношение долгов этого предприятия и оборотного капитала. На основании этих расчётов будет понятно, сможет ли компания своевременно выплатить долги кредитором, если что-то в бизнесе пойдёт не так.
Рассмотрим и рассчитаем коэффициент для быстрой, текущей и абсолютной недвижимости.
Коэффициент быстрой ликвидности
Быстрая ликвидность – это отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Она рассчитывается по формуле, где Кдз – дебиторская задолженность, Дс – средства на счёте, Кфв – краткосрочные вложения, КО – краткосрочные обязательства:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО
Этот коэффициент должен быть не меньше 1. В этом случае компания способна рассчитаться с долгами, даже если у неё возникнут сложности.
Коэффициент текущей ликвидности
Текущая ликвидность Ктл (иначе коэффициент покрытия) рассчитывается по следующей формуле, где ОА – это оборотные активы, а КО – краткосрочные обязательства:
Этот показатель отвечает за платежеспособность предприятия. Чем выше коэффициент, тем платежеспособнее компания. Идеальный показатель > 2.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Показатель рассчитывается аналогично коэффициенту быстрой ликвидности, но при этом не учитывается дебиторская задолженность;
Нормальным будет показатель от 0,2 и выше.
Анализ ликвидности
Узнать платежеспособность компании можно по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса – это показатель ликвидности предприятия. По нему можно определить, как идут дела у компании, и сможет ли она вовремя рассчитаться по своим долгам.
Основным признаком ликвидности является превышение стоимости оборотных активов по отношению к краткосрочным пассивам. Чем выше этот показатель, тем лучше у компании финансовое состояние и тем выше её ликвидность.
Конкретно имеется в виду, есть ли у предприятия средства достаточные для погашения краткосрочных обязательств.
Активы компании бывают:
Текущие активы отличаются более высокой ликвидностью, нежели имущество компании.
Пассивы компании также можно разделить на группы:
Сопоставление пассивов и активов компании используется для определения ликвидности баланса.
Какие факторы влияют на показатель ликвидности
Ликвидность компании определяется количеством ликвидных активов (деньги на счетах, краткосрочные вложения, уставной капитал, запасы товара, которые можно быстро реализовать и получить деньги).
На ликвидность компании оказывают влияние внутренние факторы, которые можно определить из устава предприятия или из анализа финансовой отчётности. Это имидж и система управления предприятием, а также возможность рациональной организации структуры. Также учитывается мнение партнёров, клиентов и даже конкурентов, публикации о предприятии в средствах массовой информации.
Как повысить ликвидность
Повысить ликвидность можно, только повышая качество активов. Для этого следует уменьшить количество заёмных средств или совсем от них отказаться, но при этом увеличить прибыль и оборотный капитал.
Также можно повысить ликвидность компании, уменьшая дебиторскую задолженность, а именно, по договору цессии передать обязательства дебитора другим лицам.
Зачем нужна ликвидность?
Ликвидность компании нужно определить, если вы собираетесь работать с ней или покупать её акции. У ликвидной компании акции будут расти, значит, с ней можно преумножить свои деньги. Сотрудничать также лучше с ликвидной компанией, поскольку в этом случае она гарантированно сможет выполнять свои обязательства по счетам.
Как оценить ликвидность компании? Где взять данные?
Для оценки ликвидности понадобится бухгалтерская отчётность компании. Бухгалтерский баланс предприятия – это открытая информация, её можно найти в интернете. Нужно сравнить активы и пассивы компании, определив, как быстро она сможет заплатить по счетам. Важно: оборотных активов должно быть больше, чем пассивов. Тогда с компанией можно смело сотрудничать.
Автомобиль – это актив или пассив?
Всё зависит от того, как приобретён этот автомобиль. Если новая машина куплена на собственные деньги компании – это ликвидный актив. Автомобили взятые в лизинг или с использованием кредитных средств, взятые в аренду, равно как использование личного авто работника в служебных целях требуют дополнительных подсчётов с учётом затрат.
Ликвидность автомобиля: от чего она зависит?
Ликвидность автомобиля – это его способность быть быстро проданным по рыночной цене. Однако не существует точных способов определения ликвидности транспортного средства, так как она зависит не только от марки, возраста и технического состояния, но и от региона и, соответственно, спроса в этом регионе.
Ликвидность – это способность авто быть быстро проданным по рыночной цене
Дорогое авто не всегда ликвидно, т. е. быстро реализуемо. Например, в Москве Porsche Cayenne можно продать быстро и по рыночной цене, а в Твери или Самаре такая дорогая машина долго будет ждать нового хозяина, так как здесь покупательская способность населения ниже.
Что влияет на ликвидность автомобиля?
Хотя точно вычислить ликвидность нельзя, есть некоторые негласные показатели, которые влияют на стоимость. Так, авто, которое только выехало из салона, сразу теряет 15 % своей первоначальной цены. И за каждый год бережной эксплуатации нужно вычитать еще 10 %.
Перепродать автомобиль по более высокой цене, чем он был куплен, реально только тогда, когда он брался под восстановление. То есть в него были вложены деньги для улучшения технических характеристик и внешнего вида.
На ликвидность транспорта влияет:
Также на ликвидность влияет цвет. В России наиболее ликвидны черные, серебристые и серые машины.
Цвет авто влияет на ликвидность, самый ликвидный цвет – черный
Нельзя забывать и о дополнительных нюансах. Например, важна прозрачная история авто. Если машина была в аварии (даже незначительной), находится в залоге, проходит по документам в суде, ее ликвидность сразу же снижается.
Ликвидность в зависимости от марки авто
Исследования «Автостат» подтверждают, что ликвидность автомобиля зависит от его марки и от страны-производителя. Самые ликвидные машины – это самые популярные на рынке.
В 2016 году «Автостат» опубликовал рейтинг остаточной стоимости по месту производства с указанием брендов:
Если говорить о популярности конкретных моделей, то в 2016 году высокую ликвидность продемонстрировали: Mazda 3, Ford Focus, Toyota Corolla и Camry, Renault Logan, Opel Astra, Volkswagen Passat, Daewoo Nexia, Chevrolet Niva, Mitsubishi Lancer.
Определяя ликвидность, опираются на негласное правило: усовершенствования не должны увеличивать цену. Также нужно понимать, что тюнингованная машина менее ликвидна: никто не хочет переплачивать за усовершенствования, сделанные предыдущим владельцем.
Как оценить ликвидность авто и его рыночную цену?
Самостоятельную оценку ликвидности и определение рыночной стоимости машины многие автомобилисты сравнивают с вычислением «средней температуры по больнице», так как точных инструментов и формул для этого не существует.
Проще всего ориентироваться на объявления о продаже автомобилей в своем регионе. Достаточно найти 10 объявлений по продаже вашей марки авто с соответствующим годом выпуска и вычислить среднюю цену.
Для машин, которые покупались новыми, уценка составляет приблизительно 10 % за каждый год бережной (без ДТП) эксплуатации.
Как сумма займа в автоломбарде зависит от ликвидности?
Ликвидность очень важна для автоломбарда: при высокой ликвидности сумма займа может достигать 80 % рыночной цены. Если машина не очень ликвидная, например, дорогая или редкая, сумма займа может быть меньше – до 50% от цены.
Это связано с тем, что ломбарду невыгодно перепродавать авто, так как этот процесс сопряжен с издержками: хранение, организация аукциона, оформление сделки и т. д. Работа ломбарда ориентирована на то, чтобы зарабатывать на процентах по займу, а не на продаже машин, изъятых за неуплату.
Перед тем как брать деньги под залог автомобиля в автоломбарде, стоит трезво оценить ликвидность и рыночную стоимость собственного транспортного средства. Это поможет понять, на какую сумму можно рассчитывать.