Что означает слово лихоимство
Значение слова «лихоимство»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛИХОИ’МСТВО, а, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Взяточничество.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лихои́мство
1. устар. процесс взимания, мягкого вымогательства чужой собственности, денег или плодов чужих трудов
2. устар. порок любостяжания, жадность, алчность
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самоотчёт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «лихоимство»
Предложения со словом «лихоимство»
Цитаты из русской классики со словом «лихоимство»
Понятия, связанные со словом «лихоимство»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «лихоимство»
Они полагали, что отец – человек жестокий, но решительный, храбрый, сможет защитить их от лихоимства бандитов с большой дороги, порождения войны.
– Как же, – сказал рыцарь, – затем и идёшь, чтобы своим лихоимством вытянуть все жилы из дворян, а женщин и мальчишек разорять красивыми безделушками.
Распространены были в масонской среде лихоимство и взяточничество.
Синонимы к слову «лихоимство»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Лихоимство
Смотреть что такое «Лихоимство» в других словарях:
лихоимство — взяточничество, вымогательство, мздоимство, ростовщичество, рвачество, хапужничество Словарь русских синонимов. лихоимство см. взяточничество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ЛИХОИМСТВО — ЛИХОИМСТВО, лихоимства, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Взяточничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Лихоимство — см. Взяточничество … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
лихоимство — лихо’имство (Мар.7:22 ) требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Лихоимство — ср. разг. Поведение, поступки лихоимца. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лихоимство — лихоимство, лихоимства, лихоимства, лихоимств, лихоимству, лихоимствам, лихоимство, лихоимства, лихоимством, лихоимствами, лихоимстве, лихоимствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Лихоимство — взымание лихвы, вымогательство, любостяжание, взятки … Краткий церковнославянский словарь
лихоимство — лихо имство, а … Русский орфографический словарь
лихоимство — а; ср. Устар. Взяточничество, ростовщичество. Осудить л … Энциклопедический словарь
лихоимство — вымогательство, взятки … Cловарь архаизмов русского языка
Лихоимство
В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались. И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.
Что же это за явление такое – лихоимство?
Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий. И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал. Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.
В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни. А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям. Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни.
И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным. И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества. Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству. А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью. Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.
Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла. Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.
Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать. Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания. Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.
Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться. Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения. Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.
Чтобы выросло поколение добрых правителей, нужно с самого детства учить людей жизни по заповедям Божиим
Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф. А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра. И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми. И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности. О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.
Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?
Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:
Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).
Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.
Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Лихоимство — что это за грех в православной традиции
В православной традиции даны четкие определения грехам, которые человек должен искоренить молитвами и прошениями Богу и святым. Один из таких грехов имеет отношение к алчности и корыстолюбию. Лихоимство — это буквально обирание людей для собственного обогащения, эксплуатация труда и способностей.
Человек одержим страстью накопления, ради этого он готов идти по головам других людей. Лихоимством страдал племянник нашей соседки, еле отмолили. Рассмотрим, что делать, если человек стал одержим страстью лихоимства. Также я расскажу вам, чем отличается лихоимство от скверноприбытчества и мшелоимства.
Лихоимство и идолослужение
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Святое писание говорит, что все мы рождены во грехе. Это наша природа, от которой очень трудно избавиться. Но в помощь человеку даны святые угодники, ангелы и архангелы. Если грешник осознаёт свою испорченную грехом природу и желает исправиться, Бог всегда придет на помощь. Другое дело, если человек не собирается исправляться, если ему уютно жить греховной жизнью. В этом случае никто не придет к нему на помощь, потому что он в ней не нуждается.
Слово лихоимство соответствует греческому слову πλεονεξία, однако, это греческое слово переводится не только как лихоимство. Есть еще два перевода: любостяжание, корыстолюбие. Понятно, что это имеет отношение к незаконному обогащению и откровенному грабежу средь бела дня.
Лихоимец поклоняется одному богу — демону Маммоне, который прельщает людей быстрым обогащением. Это демон ненасытности, которая поражает людские сердца и отвращает от Божьих заповедей. Многие думают, что никаких демонов не существует, потому что их не видно. Что плохого в быстром обогащении, что плохого в изобилии и богатстве? На самом деле ничего плохого в изобилии и богатстве нет, и даже царь Соломон владел несметными сокровищами. Вопрос в другом — какими путями получено это богатство.
Если богатство получено с Божьей помощью, то оно служит прославлением Создателя и Творца жизни. Но если богатством прельщает Маммон, то цель его предельно ясна — растлить душу:
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)
Не каждая душа может противостоять такому напору энергии материальных благ, многие люди готовы променять вечную душу на скоротечные земные блага. До сих пор в интернете можно найти обряды продажи души ради временных земных благ, как будто их можно забрать с собой в могилу. Человек не понимает, что на этой земле он лишь гость, и что пребывание в материальном мире имеет свои временные ограничения — 100 лет. Но люди настолько ослеплены шансом быстро разбогатеть, что просто забывают о том, что это всё временное.
На заметку! Лихоимцы — служители демона Маммоны, даже если они об этом не знают.
Считается, что в подчинении Маммона находится 9-й круг ада. Там он обитает в дворце из чистого золота, инкрустированного самоцветами и драгоценными камнями. Только жертвами этому неправедному богатству становятся дети. Маммон забирает нерожденных и новорожденных детей как дань своему покровительству. Причем забирает он не только тех детей, родители которых отдали ему душу: он будет забирать их у всех поколений. Аборты, выкидыши, мертворожденные — это всё жертвы страшного демона под именем Маммон.
Православное понимание лихоимства
В православной терминологии лихоимством или лихоиманничеством называется наживательство на затруднительном положении других людей. Особа, которая любит присвоить чужое, не заработав этого честным путём, стараниями и приложением усилия к результату и является нарушителем восьмой библейской заповеди.
Ещё апостол Павел говорил, что с лихоимцами не стоит садиться за один стол «трапезничать». Примечательно, что если пьянице или распутному человеку грехи отпускались, когда он искренне покаялся, то страдающему греховной страстью к получению чужого для полного очищения души необходимо было не только покаяться и пройти обряд причастия, но и полностью вернуть то, что он получил в течение жизни мошенническим путём. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений Божьего завета, ведь наживаться на горестях и нищете других людей во все времена было аморально и чуждо вере Христианской.
В церковном словаре существует несколько синонимов слова лихоимство. К ним причисляются:
Принято считать, что этому греху подвержены люди неверующие в Бога и его милость. Известно, что в сердце истинного верующего христианина нет места страстям и пагубным влечениям и привычкам. Только жадные, завистливые и алчные люди ступают на шаткий путь лихоимства. К действиям, входящим в разряд нарушения восьмой библейской заповеди относятся:
Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей Интернета есть пояснения слова «лихоимство». Виртуальное пространство Википедии характеризует им такие действия, как мягкий (неагрессивный), но настойчивый процесс взимания и вымогательства чужой собственности, денег или других материальных вещей, для получения которых человек трудился. В качестве синонимов можно назвать несколько вариаций слов:
Ненасытная страсть
Важно! Любая страсть, кроме страсти к Богу, считается греховной.
Эта страсть поражает душу человека, который отступил от Бога и заповедей. Он сделал свой выбор в этой жизни — погибель души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он будет жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. На самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Люди не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны лишь охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо обманывать, поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ.
Примеры лихоимства в современном мире:
Обманутым демоном людям придется несладко. Если другие грехи (блуд, пьянство, чревоугодие) прощаются сразу после их искоренения, то с лихоимством намного сложнее: нужно вернуть людям награбленное. Как это сделать, если большую часть награбленного лихоимцы успели потратить? Есть второй путь покаяния — раздать награбленное нищим и остаться без копейки денег, чтобы покаяться. Сможет ли лихоимец сделать этот шаг? А ведь многие монахи отказывались от своих законных состояний и наследства ради служения Богу в чистоте помыслов и с чистыми руками. На такой шаг способен лишь тот, кто искренне служит Богу.
Определение понятий
Новоначальным православным людям могут быть неясны некоторые понятия, которые сохранились не искаженными на церковнославянском языке. Недопустимо переводить богослужебные тексты на русский язык, так как современные слова не способны передать всей глубины и не обладают нужной емкостью. Поэтому следует приложить старания, чтобы не менять писания под собственные прихоти.
Известные всем православным христианам Божии заповеди выглядят краткими и предельно понятными. Но каждая из них обладает большой глубиной и мудростью, которую люди черпают из поучений и толкований святых отцов. Так, всего одну заповедь можно нарушить множеством различных грехов, имеющих общий корень.
Определение понятия «сребролюбие»
Восьмая заповедь гласит «Не укради». Ее можно нарушить не только прямым воровством, но и такими поступками, как мшелоимство или мздоимство. В чем они заключаются и отличаются?
Скверноприбытчество
Это разновидность страсти сребролюбия. Понятие обозначает получение прибыли, наживы, дохода нечестным, греховным образом. Сюда относится и тунеядство. Православным катехизисом оно определяется как получение платы за невыполненную работу. Таким образом, происходит кража и оплаты труда, и пользы, которую можно было бы своим трудом принести обществу.
Мшелоимство
Это еще одна разновидность страсти сребролюбия. Заключается в приобретении новых, бесполезных, ненужных в деле вещей. Это болезненное вещелюбие, при котором приобретение происходит ради вещи, а не пользы от нее.
По учению святого Игнатия Брянчанинова, под мшелоимством нужно понимать заведение любых предметов и вещей из прихоти и желания роскоши. Причем это может осуществляться разными путями:
Святой Максим исповедник учил, что если ум человека привязан к земным вещам, он не любит Господа. Происходит порабощение человека вещами, из-за чего забота о вечной участи уходит на второй план. Сам Иисус Христос учил собирать себе сокровище на небе, а не на земле, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21).
Получение взяток
Коллекционирование
Собирание ненужного
Лихоимство
Имея в себе корень сребролюбия, этот грех толкуется следующим образом:
Свт. Феофан Затворник толковал это понятие, как упование на имущество. При этом его объем не имеет значения, ведь можно возлагать больше надежды на маленькое имение, чем на Бога. А можно, будучи богатым человеком, всецело уповать на Господа и быть свободным от этой страсти.
Отличие от скверноприбытчества и мшелоимства
Скверноприбытчеством можно назвать обвес покупателей на рынке или в магазине. Только когда продавец делает это сознательно: настраивает весы на обвес. Если продавцу поставили неправильные весы, и он об этом не знает, — грех не засчитывается.
Также к скверноприбытчеству относится всё, что является прибылью на разжигании человеческих страстей. Сюда относится индустрия секса, азартные игры, продажа алкогольной/табачной продукции, продажа поддельных документов, скупка краденого, тунеядство, изготовление фальшивых денег. Это всё основано на сознательном обмане ради прибыли и обогащения. Но от лихоимства отличается отсутствием эксплуатации труда: человек как бы добровольно позволяет себя обманывать и даже чувствует себя счастливым.
Мшелоимство — это вымогательство. Человек настолько одержим страстью к деньгам, что только о них и думает. К мшелоимству относится не только грех взяточничества и вымогательства, но также чрезмерного накопительства и складирования ненужных вещей. Это прототип гоголевской Коробочки. Мшелоимство не нарушает права и свободы другого человека, как лихоимство, но тоже относится к грехам.
Как мы видим, мшелоимство и скверноприбытчество не эксплуатируют людей напрямую, а действуют обманом либо ставят перед выбором, как взяточники. Но в любом случае, человек может отказаться взаимодействовать с этими нечестными людьми, и ни в чем не пострадает. Лихоимство намного опаснее, оно манипулирует людьми и использует их зависимое положение. Человек понимает, что его жестоко эксплуатируют, но выбора другого у него нет — работает на лихоимца.
Что означает слово «лихоимство»
Известно, что корень этого слова «лихва» уходит в глубокое прошлое и означает обычную взятку, вымогательство или взятие процентов под одолженные деньги.
Лихоимство – это желание получить то, что тебе не принадлежит, но под очень благовидным «соусом». Я беру взятку, понимая, что беру что-то, не имеющее ко мне никакого отношения, что-то, что даётся мне за ту или иную услугу, которую я мог бы оказать просто так. Получение богатства неблаговидными способами – это самое настоящее лихоимство, считающееся, пусть не смертным, но очень серьёзным грехом.
Не заработанные собственным трудом средства или подати, но берущиеся с лёгкостью от другого человека с целью обогащения, всегда считались дурными, бесовскими. Конечно, кражей такие действия не назовёшь, но «пахнет» такой метод обогащения довольно смрадно.
Порок «мшелоимство»
Наравне с лихоимством существует также понятие мшелоимства.
Этот грех означает пристрастие к покупке всё новых и новых вещей или определённых благ, в которых человек не нуждается, а приобретает их из жадности.
Если разобрать слово «мшелоимство» на составляющие, то получим со старорусского языка «мшель», что значит вещь и «мшело», что значит покрываться мхом.
Отсюда дословно образуется, что грех мшелоимства это накопление вещей, которые уже «мхом покрылись», а их всё хранят и не выбрасывают. Примечательно, что можно проследить своеобразную связь между лихоимством и мшелоимством, человек, получая всё больше денег, покупает всё больше не нужных ему вещей, для демонстрации своего статуса.
Однако существует и лекарство от подобного «недуга». Для избавления от ненужного «мшела» необходимо проводить в местах проживания ежемесячные ревизии и попросту выбрасывать вещи, в которых нет нужды или отдавать их тому, кто действительно имеет в них необходимость.
Мшелоимство, что же это за грех?
Церковь же говорит, что есть смертные грехи и наказания за них. Не знакомые с Библией люди это узнают из литературы, телевидения и википедии, которые часто рассказывают, показывают и упоминают об этих грехах. Но человек такое существо, он помнит только о том, что ему нужно и выгодно и часто забывает, а грехи не ограничиваются только смертными – а их намного больше, чем семь и грешными они считаются небезосновательно.
Вред от смертных грехов, который обычно наносит себе сам грешник, невелик, поэтому многие люди эти проступки считают не слишком весомыми. Но несмотря на это любые, даже мелкие провинности, церковь осуждает и совсем небезосновательно. Среди множества человеческих грехов в православии упоминается, такое себе «мшелоимство» – это грех, к тому же который опасен, в первую очередь для самого грешника и его близких.
Мшелоимство: википедия
Мшелои́мство – является греховной страстью
Корыстолюбие, взыскание «мшеля» — значение корысти. К этому относится взяточничество за услуги, вымогательство за помощь в решении проблемы. Мшелоимство — это слово от такого прилагательного «замшелый» — поросший мхом заплесневелый сыр, старое, пожелтевшее масло в холодильнике, прогорклая мука, которую оставили «на чёрный день», старые вещи с которыми жалко расстаться: треснутая тарелка, кружка без ручки, сапог без каблука. Это грех корысти и частенько бывает не только богатого, зажиточного человека, но и бедного.
Были литературные герои, болевшие такой страстью, например, помещица Коробочка из произведения Гоголя «Мёртвые души». Сейчас, в современном мире и в википедии тех, кто страдает таким недугом, называют безобидным словом — шопоголик.
Мшелоимство является некой формой любви к вещам — вещелюбия, вещизма, патологического накопительства, когда эти вещи покупаются, вымениваются, лишь бы было. Происхождение слова мшелоимство связано с древнеславянским словом «мшель» муж.род, по церковному — это мзда, корысть. Интерпретаций оно имеет великое множество. Самое известное и популярное – это вещь, но порой рассматривается и более массово, тогда оно может означать имущество.
Лихоимство как вариант обычного воровства
Для многих понятия мздоимство и лихоимство объединены в одном списке неблаговидных дел, но значение их весьма различается.
В то же время разобраться в каждом из понятий необходимо, в любом из данных грехов есть свои отличительные детали. Осудить человека проще простого, а вот разобраться в мотивах и деталях греха – это дело обязательное. Нельзя всех «чесать» под одну гребёнку, тогда как проявление чуткости и одновременно строгости будет способствовать искоренению грехов. Господь учит нас терпению, вниканию в детали, деликатности, осуждая или клеймя нельзя нарушать заповеди.
Исповедай грех свой…
Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.
Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:
«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,
гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».
Молитва от лихоимства
Чтобы неважный (=маловажный) попасть в сети Маммона, нужно постоянно находиться в молитвенном состоянии. Т. е. только человек перестает молиться и посещать литургии, сразу же его атакуют демоны. В начале сие не заметно, но со временем у человека начинают появляться греховные мысли и соблазны. В случае если их не уничтожить молитвой, то они приведут на греховную стезю. А с годами и до беды рукой подать.
Советуем изучить Молитвы перед чтением Евангелия и после
Каждый верующий человек должен ощущать свою подчиненность от Бога и Высших сил, осознавать свою немощную греховную природу, которую околесица не стоит соблазнить. Поэтому заведите правило не ложиться идти спать без покаяния. Читайте следующую молитву:
От греховных мыслей спасают двум короткие молитвы, которые можно постоянно проговаривать в уме:
Симуня Саровский советовал с утра до обеда читать в уме Иисусову молитву, а с обеда раньше вечера — Богородице. Эти молитвы будут держать ум и душу в чистоте, и больной враг не подступит и не соблазнит на грех.