Что означает слово ласкаюсь в недоросли
Значение слова «недоросль»
1. В 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Пушкин, Капитанская дочка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НЕ’ДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор.). Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Пшкн. 2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи [от комедии Фонвизина «Недоросль», ср. Митрофанушка].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
не́доросль
1. истор. в XVIII веке в России — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эскиз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить
14 апреля исполняется 275 лет со дня рождения Дениса Фонвизина — русского литератора и автора знаменитой комедии «Недоросль». Пьесу обычно изучают в 8-м классе, хотя многие слова, которые встречаются в произведении, мы не понимаем и во взрослом возрасте, что уж говорить о школе.
Г-жа Простакова: «Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору?»
Речь идёт совсем не о сговоре из Уголовного кодекса, где слову обычно предшествует прилагательное «предварительный». Раньше сговором называли соглашение между родителями невесты и жениха и специальный обряд, посвящённый этому. В «Недоросле» сговора ждали то Скотинин, то госпожа Простакова, то Митрофан, но так и не дождались.
Скотинин: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».
Есть версия, что слово происходит от глагола «колотить». Стало быть, околоток — участок, которой охраняется сторожем с колотушкой, или «околачиваемая» территория. Вот и Скотинин говорит об участке, где, по всей видимости, много свиней. К кошачьим лоткам слово не имеет никакого отношения.
Митрофан: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».
Неуч Митрофан нормальными словами конфликты решать не умел и в целом прослыл довольно капризным молодым человеком. Таску — то есть взбучку или выволочку — он регулярно обещал задать всем подряд, да и вообще со всеми ругался (с учителями, которые бились над тем, чтоб тот хоть что-нибудь да выучил, особенно). Впрочем, слово «таска», оказывается, вполне используется и сейчас. Правда, скорее как просторечное.
Кутейкин: «Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: „Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении“».
Казалось бы, все понятно, «чело» — лоб, «бить» — бить. Но челобитьем раньше называли не только самый низкий поклон, так, что аж лбом в землю, но и документ — письменную просьбу. Так что Кутейкин не головой стучался в консисторию, а всего лишь написал туда, как сказали бы во всех департаментах Москвы, официальный запрос.
Кутейкин: «Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку…»
Ясно, что чарка — это что-то, из чего пьют. Сосуд похож на чашку, но бывает совсем без ручек, а бывает с двумя. Из чарок обычно пили крепкие напитки, а еще чарками мерили жидкость. Одна чарка — два шкалика, а две чарки — уже целая чекушка.
Митрофан: «Задавай же зады, поворачивайся».
Что бы вы там ни подумали, но Митрофанушка-дурачок всего лишь не хотел учить новое, ему больше нравилось повторять старое. Мать ему потакала, а учителя просто не хотели лишний раз спорить, опасаясь получить таску. В общем, зады — это уже былое, пройденное, то, что давно выучено и всем известно.
Скотинин: «Не знаешь, так скажу. Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».
Скотинин, хвастаясь и пытаясь набить себе цену, имеет в виду, что его род настолько стар, что пращур — то есть родоначальник — чуть ли не старше самого Адама (про него вы знаете, это тот, что с Евой). У Скотинина потом и спрашивают: неужели он хочет всех уверить, что пращур Скотинина старее Адама? А тот и отвечает: «А что ты думаешь? Хоть немногим…»
Кутейкин: «Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал».
Ну а здесь всё просто. «Зело» — это устаревшее наречие «очень». Кутейкин хотел сказать, что счетец его не очень мал. И что не мешало бы ему заплатить за обучение Митрофана.
Иллюстрация: Г. О. Валька, 1957 год
Значение слова «ласкаться»
Что означает слово «ласкаться»
Словарь Ефремовой
Ласкаться
Словарь Ожегова
ЛАСКАТЬСЯ, аюсь, аешься; несов. Проявлять ласку по отношению к комун., стремясь вызвать к себе ответную ласку. Л. к матери.
| сов. приласкаться, аюсь, аешься.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Ласкаться
, аюсь, аешься, несов., неперех.
Утешать себя надеждой.
* ► [Правдин:] Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. // Фонвизин. Недоросль // *
Словарь Ушакова
Ласкаться
ласк а ться, ласкаюсь, ласкаешься, несовер.
2. Взаимно ласкать друг друга (разг.).
4. чем. возвр. к ласкать в 5 знач. (устар.). Ласкаться надеждою.
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «ласкаться»
Фонетический разбор слова «ласкаться»
Значение слова «ласкаться»
Синонимы «ласкаться»
Разбор по составу слова «ласкаться»
Карточка «ласкаться»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»», объясняя лексические значения данных слов.
Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.
Дворовый — принадлежащий к дворне.
Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме.
Дворянский— принадлежащий дворянину.
Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.
Деспотизм — 1) самовластное правление; 2) поведение деспота (во втором значении).
Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.
Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать.
Поместье — земельное владение помещика.
Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.
Билет № 8
Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».
Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи).
Черты исторического романа по В. Скотту:
1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны.
2. Частная жизнь людей связана историческим процессом.
3. В романе действуют представители разных сословий.
4. Показана роль народных масс.
В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг).
Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов.
И всё это даётся на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры.
В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников.
Вокруг кого развиваются события романа? Вокруг молодого рыцаря Уильфреда Айвенго и прекрасной леди Ровены.
Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
В повести Н. В. Гоголя «Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к «маленькому человеку» выражается прямо.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 3625 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»», объясняя лексические значения данных слов.
Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.
Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.
Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).
Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.
Дворянский— принадлежащий дворянину.
Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.
Деспотизм — 1) самовластное правление; 2) поведение деспота (во втором значении).
Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.
Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.
Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.
Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.
Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.
Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.
1. Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».
Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры в определенную историческую эпоху, а также передающий облик этой эпохи
Черты исторического романа по В. Скотту:
1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны. (В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов; борьбу за королевскую власть между норманнами и саксами).
2. Частная жизнь людей связана с историческим процессом. ( Исторические события разворачиваются на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры. В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников; вокруг Айвенго сплетаются сюжетные линии.)
3. В романе действуют представители разных сословий. (Свинопас Гурт, шут Вамба, рыцарь Бриан, приор, Седрик-дворянин.)
4. Показана роль народных масс. (Штурм замка Фон де Бефа)
В. Скотт создал многоплановый остросюжетный роман, со множеством действующих лиц, представляющих различные социальные группы. В нём изображены реальные исторические фигуры (Ричард Львиное Сердце) и вымышленные персонажи (Айвенго, Гурт, Ровенна и др.), а события исторические сочетаются с эпизодами и сценами частной жизни.
В. Г. Белинский писал, что творчество В. Скотта оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы и на развитие исторической науки.
2.Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
Н. В. Гоголь вслед за А. С. Пушкиным в своём творчестве обращается к теме «маленького человека». Так называемые «маленькие люди» сами признают свою ничтожность, а потому стараются лишний раз не попадаться начальству на глаза. Живут себе тихонько со своими маленькими заботами и чаяниям, но тем интереснее узнать, а что же в душе у такого человека, чем он живет. Вероятно, этими же вопросами задавался и Гоголь, создавая свое произведение. Он старается разобраться, что заставляет главного героя вести столь нерадостное существование, пытается рассмотреть в его душе какие-нибудь благородные порывы и мечтания.
Башмачкин Акакий Акакиевич из «Шинели» занимал самую низкую чиновничью должность в одном из департаментов. Этот человек был настолько незаметен, что даже сослуживцы не помнили «когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его». Со временем он даже превратился в своего рода реликвию этого учреждения. Этот человек был совершенно безобиден и даже не пытался перед кем-либо отстаивать свои права. Чувствуя себя во многом жертвой и поступая подобным образом, Акакий Акакиевич в какой-то степени сам был виноват и особенно в деспотическом отношении начальников к его персоне, и в насмешках, отпускаемых в его адрес молодыми чиновниками.
Его беззащитность и безотказность удивительным образом пробуждали в окружающих, причем даже в самых образованных и утонченных, ужасную бесчеловечность и «свирепую грубость». Единственное, на что хватало бедного чиновника при особенно болезненных шутках в его адрес, это на фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако говорил он ее таким трогательным голосом, что даже один из чиновников потом долго вспоминал бедолагу и проникался к нему сочувствием и жалостью. Внешность Башмачкина также настраивала окружающих людей если не против него, то на отношение с некоторой долей брезгливости и презрения: «. низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным. ».
Казалось, что этот человек просто притягивал к себе мелкие неприятности. Так, к примеру, он всегда оказывался под окнами именно в тот момент, когда из них что-нибудь выбрасывали. Безусловно, это придавало его облику некоторый неряшливый вид.
У чиновника совершенно не было друзей или возлюбленной. Тем не менее, несмотря на свое незавидное положение, этот человек был по-своему счастлив. Он любил свою работу. Возможно, имея подобное усердие, главный герой был способен на большее, однако неуверенность в собственных силах очень мешала Башмачкину развиваться. Возможно, этот человек так и прожил бы до глубокой старости, довольствуясь малым, если бы его шинель не пришла в такую негодность, что на ней негде было уже поставить заплатки. Зимняя одежда приобрела для Башмачкина совершенно иной смысл. Несколько месяцев ушло, на то, чтобы собрать необходимую сумму. Новая вещь как будто преобразила Акакия Акакиевича, и это заметили все сослуживцы. Он и сам вдруг почувствовал себя немного другим, но двое грабителей отняли у него шинель. Чиновник потерял свое детище, выстраданное и ожидаемое в течение долгих месяцев. Желание вернуть шинель было настолько сильно, что Башмачкин впервые в жизни показал свой характер, прорываясь на прием к значительному лицу.
Натолкнувшиcь на равнодушие значительного лица, Акакий Акакиевич не смог этого вынести. Кое-как добравшись домой, он заболел и умер. Безусловно, Акакий Акакиевич сам во многом виноват. Он позволил обычной вещи настолько овладеть всеми его чувствами и желаниями, что её потеря привела к смерти. С другой стороны, автор с определенной долей сочувствия относится к своему герою, поскольку немалую роль в трагедии сыграла и среда, в которой Башмачкину приходилось выживать, и окружающие люди, с изрядной долей презрения относящиеся к проблемам «маленького человека».
3.Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.
Беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности, глупость, лживость и жадность.
Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.
Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья.
Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».
1. О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?
Интерес к истории у A.A. Блока пробудился в детстве, в семье его деда, ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова. Россия для A.A. Блока — это прежде всего родина, а родина— это «огромное, родное дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».
В стихотворении «На поле Куликовом» A.A. Блок повествует о борьбе между силами света и тьмы, о необходимости выбора собственного пути. Историческое событие — Куликовская битва — становится для поэта символом решающего сражения сил порядка и хаоса. A.A. Блок сравнивает Русь с женой, потому что для него восприятие России естественнее всего в образе молодой красивой женщины.
Лирический герой A.A. Блока чувствует себя воином, от которого зависит судьба всей России. Он понимает, что все предшествующие века люди также сражались за судьбу страны. Обращаясь к «светлой жене», автор не поясняет, кого имеет в виду. Это может быть и Богородица, и Россия, и жена. В данном случае это покровительница лирического героя.
2 Роль реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».
Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов (отсутствие последовательности, логики в чем-либо) для иллюстрации реальных событий. Они используются в целях заострения внимания на определенных акцентах.
В этом отрывке и заключается главный смысл повести « Шинель»- торжество справедливости, пусть даже после смерти.
Автор показывает нам, что даже самый «маленький человек» способен стать настоящей личностью. Когда привидение Акакия Акакиевича срывало шинели с прохожих, не разбирая ни чина, ни звания, он рос в своих глазах. Теперь главный герой смог защитить себя, пусть даже в облике мистической фигуры.
С помощью использования мистики Гоголь приводит читателя к мысли, что только с помощью потусторонних сил можно восстановить справедливость, которой нет места в реальном обществе.
Гоголь призывает нас обратить внимание на «маленьких людей», относиться к ним с пониманием и жалостью. Даже самый маленький человек заслуживает справедливости и уважительного отношения к себе.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1544 ; Мы поможем в написании вашей работы!