Что означает слово кремневенькие камушки
Значение слова «кремнистый»
1. Прил. к кремний. Кремнистые соединения. || Содержащий кремний. Кремнистая сталь.
2. Состоящий из кремнезема. Кремнистый туф. Кремнистые породы. Кремнистый сланец.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кремни́стый
1. устар. то же, что каменистый; усеянный камнями ◆ Сквозь туман кремнистый путь блестит. Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу», 1841 г.
2. минер. состоящий из кремнезёма ◆ Кремнистый сланец ◆ Кремнистый туф
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: клич — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как описан илья в схватке с разбойниками
1. Организационный момент.
На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
— Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
— Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан — моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.
— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
— Что такое былина? (Слайд 6)
С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
— Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.
Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать(обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы )
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился. Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился. )
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
— Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?
4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
— Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
— Какова главная идея былины?
— Каких былинных героев знаете?
— Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
— Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
— Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
— Написать сочинение по картине Васнецова.
— Составить письменную характеристику былинного героя.
(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Список используемой литературы.
1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.
Ильины три поездочки, с. 13 – 15
Ответы к стр. 13 — 15
В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.
Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.
Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.
Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.
Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК «Школа России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с былинами, как жанром устного народного творчества. Учить отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин. Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом, воспитывать чувство патриотизма.
I. Организационный момент.
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.
Мы приступаем к изучению былин. Рассмотреть картину. Как она называется? Кто её автор? Если к удвоенному числу гномов из знакомой сказки прибавить количество богатырей, то получите число, потраченное художником на написание картины (17).
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро — монгол).
Что означает слово былина? (Былины — это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
— Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
— О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
IV. Изучение нового материала.
2. Чтение учителем былины. Как называется такое вступление в былине? (Зачин).
3. Работа над лексическим значением слов.
СИЕ – это. КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
Облатынивать – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор. ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
Дружно встали раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
VI. Закрепление изученного материала.
2. Характеристика героя.
Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?
Как он рассуждает на перепутье у камня?
О каких чертах характера это говорит?
(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Дифференцированно: выразительное чтение с.12-18 (Для всех учащихся)
I группа: иллюстрирование былины.
Три поездки Ильи Муромца. Вопросы и задания.
Найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения.
Cрeдcтвa художественной выразuтельностu представлены в былине довольно широко. Попробую их перечислить.
1) Постоянные эпитеты: дело ратное, чисто поле, дорожка прямоезжая (характерны для многих фольклорных произведений)
2) Гиперболы встречаются в былине в изобилии, приведу два примера:
3) Помимо гиперболы, в былине можно найти и пример литоты (приуменьшение). Разбойники просят оставить их в живых, «хоть на семена»:
5) метафора — называет разбойников «подорожниками» — перенос названия с одного предмета на другой (по сходству — творят разбой по дорогам).
6) Анафора создает эмоциональное нагнетание (разговор с разбойниками):
8) Плеоназм: «подпись подписывал».
Фольклорные произведения обычно изобилуют различными тропами, в былине о трёх поездках Ильи Муромца их тоже можно найти в большом количестве. В основном это эпитеты и гиперболы. Вот некоторые примеры таких тропов, которые удалось на беглый взгляд отыскать в этой былине:
У Ильи Муромца “шелом-колпак да сорока пудов”. Явная гипербола, в пуде 16 килограммов, т. е. такой предмет должен был бы весить больше полутонны, шлем даже самого сильного воина, каким был Илья, не может быть таким тяжёлым.
Конь у Ильи “с горы на гору попрыгивает”, “реки и озёра между ног пропускает” — тоже преувеличение, гипербола, обычный, не былинный конь на такое не, пособен.
По пути Илья встречает “сорок тысяч разбойников” — снова гипербола, таких больших разбойничьих шаек не бывает, во всяком случае, не в одном месте и сразу.
С этими разбойниками Илья разобрался только шлемом помахивая: “в одну сторону махнёт — так тут улица, в другую махнёт — так тут переулочек”. Ещё одна гипербола. И так далее, по остальному тексту.
Литературное чтение, 4 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.
По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.
Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.
Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.
Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.
Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.
На богатство и обзарилися – смотреть с завистью
Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.
Из налучника лук тугой – чехол для лука.
сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.
Верста – русская путевая мера.
Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения
Пуд – устаревшая единица измерения массы.
Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока:
— Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?
— Этот древнейший исконно- русский народный музыкальный инструмент — гусли.
— А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.
— С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.
— Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?
— В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента — гусли.
— Что же такое былина?
— Кто являются главными героями былин?
— Каких богатырей вы знаете?
Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
На картине изображены три богатыря — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – главные герои русских былин.
А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
— У этого слова не одно значение, оно многозначное.
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.
— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
Что же мы будем делать сегодня на уроке?
Сколько вопросов у нас!
Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.
А теперь приступим к чтению.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
— Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.
— О каких чертах характера это говорит?
— Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.
— Кого встретил Илья на пути?
Почитайте описание разбойников.
— Обратите внимание, что в описании разбойников употребляются слова с суффиксами — еньк – ичк. Эти суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение, это сделано для контраста с силой богатыря Ильи Муромца.
— Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?
— Былина начинается как сказка – с зачина.
-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой
Дело в том, что это часть былины, её начало.
Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.
Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.
Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:
«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал».
— Какой третий путь остался Илье Муромцу?
— Путь, который ведёт к богатству.
— А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?
Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— Кого повстречал богатырь во время второй поездки?
— Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.
— Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
— Что добыл Илья в третьей поездке?
-Стал Илья Муромец богатым?
— Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.
— Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?
— Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.
-Прочитайте, как заканчивается былина?
— Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— На что похожа конец былины?
— Так заканчиваются сказки.
— Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?
Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?
— Чтобы интересно было слушателю.
— В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?
— В волшебной сказке.
-Какой мы можем сделать вывод?
— Былины похожи на сказки
Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?
— Главный герой — Илья Муромец, который подъехал к камню.
— А в чем же отличия?
— В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.
Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Какую первую поездку совершил Илья Муромец?
Влево ехать — женатому быть
Прямо ехать — убитому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Правильный вариант ответа
Прямо ехать — убитому быть!
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Какой сказочной черты нет в этом произведении?