Что означает слово кондак в православии

Что означает слово кондак в православии

Чем отличается кондак от икоса?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Что означает слово кондак в православии

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Источник

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?

Что означает слово кондак в православииСловом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Источник

Кондак — это особая молитва

Узнайте все самое интересное и полезное о кондаке, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое кондак в Православии

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.

Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.

Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.

Как появились кондаки

История появления кондаков связана с преподобным Романом Сладкопевцем (V-VI века). Он был родом из Сирии, но позднее переехал в Константинополь, где помогал на богослужениях патриарху Евфимию. Патриарх приблизил Романа за добродетельную жизнь и твердую веру. Но никакими прирожденными талантами преподобный Роман наделен не был. Из-за милости к себе патриарха он постоянно испытывал зависть и недовольство соборных служителей. Однажды они решили опозорить преподобного Романа, вытолкнув его на амвон во время богослужения и заставив петь. В присутствии императора и патриарха святой опозорился из-за невнятного пения и отсутствия голоса.

Преподобный Роман очень переживал из-за случившегося и усердно молился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, вручила свиток и велела проглотить его. Роман повиновался. Произошло чудо: у преподобного появился прекрасный, мелодичный голос и открылся дар к сочинению стихов. В благодарность за произошедшее чудо он написал первый кондак к празднику Рождества Христова:

«Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

Преподобный Роман со временем стал знаменитым гимнографом Церкви и создал множество молитвенных и богослужебных текстов. Например, такие как “Песни святого Романа Сладкопевца на страстную седмицу”, “Кондак о жизни монашеской”.

Использование кондаков в богослужениях

В древние времена кондаки – это поэмы, прославляющие Бога, Богородицу и святых. Позднее кондаки стали используются реже и их место заняли более строгие, сдержанные каноны. Однако в Русской Церкви кондаки стали одними из любимых храмовых молитв. При этом количество строф значительно сократилось. Кондаки являются неотъемлемой составляющей акафистов, куда входят 13 кондаков и 12 икосов. В акафистах кондаки представляют собой краткие хвалебные песни в честь праздников, Богородице или святых.

В Русской Православной Церкви наших дней кондаки занимают довольно скромное место, хотя и поются во время богослужений. Кондак находится после 6-й песни канона на Утрене. Он передает более детально самую суть праздника, в отличие от краткого тропаря. Их можно услышать на утрени, чтении 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных, повечерия, а также на Божественной Литургии. Следует отметить, что кондаки в современном виде по размеру практически не отличаются от тропарей.

Примеры кондаков святым и праздникам

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.

Пасхальный кондак

Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Источник

Кондак

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента) – неболь­шое пес­но­пе­ние (в одну-две строфы), в парал­лель тро­парю рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность празд­ника.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Без­смертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Побе­ди­тель, Христе Боже, жена́м миро­но­си­цам веща́вый: Радуй­теся!, и Твоим апо­сто­лом мир да́руяй, падшим подая́й вос­кре­се­ние.

В каноне поме­ща­ется после 6‑й песни и сопро­вож­да­ется икосом.

Древ­ние кондаки – мно­го­строф­ные (ок. 20–30) поэмы. Строфы объ­еди­ня­лись единым рефре­ном и единым мет­ри­че­ским сло­же­нием. Первая строфа явля­лась вступ­ле­нием, послед­няя – обоб­ще­нием нази­да­тель­ного харак­тера. Строфы читал кано­нарх, рефрен пел народ.

Осно­во­по­лож­ни­ком конда­ков явля­ется Роман Слад­ко­пе­вец (556г.), непре­взой­ден­ный автор боль­шин­ства конда­ков…

«Осно­ва­те­лем такого рода цер­ков­ной песни счи­та­ется прп. Роман Слад­ко­пе­вец (VI в.), сириец, певец Кон­стан­ти­но­поль­ской св. Софии, и первым конда­ком его, по пре­да­нию, спетым по осо­бому небес­ному вдох­но­ве­нию, был кондак на Рож­де­ство Хри­стово «Дева днесь», – разъ­яс­няет М. Ска­бал­ла­но­вич. – К этому кондаку при­ло­жены 24 икоса с тем же заклю­че­нием, что в кондаке: «Отроча младо Пре­веч­ный Бог», име­ю­щие акро­стих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (сми­рен­ного Романа гимн); число 24 соот­вет­ствует коли­че­ству букв греч. алфа­вита и имеет соот­вет­ствие в пс. 118, состо­я­щем из 22 отде­лов, начи­на­ю­щихся по порядку всеми бук­вами еврей­ского алфа­вита. Еще более соот­вет­ствуют постро­е­нию этого псалма кондак и икосы Бла­го­ве­ще­нию, состав­ля­ю­щие так назы­ва­е­мый ака­фист, рас­по­ло­жен­ные по алфа­виту и при­пи­сы­ва­е­мые раз­ными иссле­до­ва­те­лями то прп. Роману, то пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому Сергию I (610–638 г.), то его рефе­рен­да­рию и диа­кону св. Софии Геор­гию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытес­ня­ется кано­ном. Число строф кондака сокра­ща­ется. В совре­мен­ном бого­слу­же­нии сохра­ни­лись две строфы, назы­ва­е­мые конда­ком и икосом, кото­рые чита­ются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак чита­ется на часах. Исклю­че­ние состав­ляет сохра­нив­шийся полным кондак, кото­рый поется и чита­ется при отпе­ва­нии свя­щен­ника или архи­ерея.

Конда­ками также назы­ва­ются строфы ака­фи­ста.

«Кондак, в его тепе­реш­нем облике и объеме – неболь­шое пес­но­пе­ние в одну-две строфы, очень похо­жее на тро­парь и даже у рус­ских поемое по тро­пар­ной мело­дии и поме­ща­е­мое после 6‑ой или после 3‑ей песни канона. Оно повто­ря­ется и на литур­гии, и на пове­че­рии. Совсем иное пред­став­лял собою кондак по своему про­ис­хож­де­нию и древ­нему упо­треб­ле­нию. Исто­рия его поучи­тельна, хотя и не вполне еще изу­чена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον неко­то­рые про­из­во­дят от κόνταζ (как его умень­ши­тель­ное) – «копье»; но веро­ят­нее про­из­во­дить его от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента, назы­вав­шийся ίλητάριον. Сбор­ники та­ких «конда­ков» назы­ва­ются конда­ка­ри­ями.

Но если в наших совре­мен­ных бого­слу­жеб­ных книгах это пес­но­пе­ние зани­мает самое скром­ное место и теря­ется в обшир­ных песнях канона, то в древ­но­сти, до появ­ле­ния кано­нов, кондак зани­мал совер­шенно исклю­чи­тель­ное место в суточ­ном и годич­ном бого­слу­же­нии. Он вовсе не огра­ни­чи­вался одной стро­фой, а пред­став­лял собою само­сто­я­тель­ное и боль­шое поэ­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, так сказ., целую бого­слов­скую поэму. Древ­ний кондак в его клас­си­че­ском облике – это цепь из 20–30 строф, посте­пенно раз­ви­ва­ю­щих одну общую тему. В этой поэме надо раз­ли­чать сле­ду­ю­щие состав­ные части: началь­ная строфа, κουκούλιον, напи­сан­ная одним, необыч­ным для всего про­из­ве­де­ния, раз­ме­ром; икосы, числом чаще всего 24, напи­сан­ные одним общим для всех их раз­ме­ром; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот явля­ется послед­ней фразой всту­пи­тель­ной строфы, «кукуля». Ини­ци­алы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акро­стих, «крае­гра­не­сио». Икос, οίκος, по-гре­че­ски значит «дом». Как пока­зало науч­ное иссле­до­ва­ние, кондаки пер­во­на­чально про­ис­хож­де­ния сирий­ского; а по-сирий­ски «Deth» – дом – может озна­чать и строфа; точно также, как по-ита­льян­ски «Stanza» значит и строфа и ком­ната. Таким обра­зом, весь кондак фигу­рально упо­доб­ля­ется боль­шой постройке, чер­тогу, постро­ен­ному по осо­бому плану с мно­же­ством отдель­ных комнат.

Пре­да­ние свя­зы­вает про­ис­хож­де­ние конда­ков с именем преп. Романа Слад­ко­певца, совре­мен­ника импер. Ана­ста­сия I (491–518). Этот поэт был, пови­ди­мому, про­ис­хож­де­ния сирий­ского, родом из Верита (Бей­рута). Кондаки его пред­став­ляют сложно постро­ен­ную бого­слов­скую поэму. И дей­стви­тельно, кондаки Романа Слад­ко­певца во многом схожи с про­по­ве­дями. Так как их содер­жа­ние не было свя­зано ни с какой зара­нее данной темой, как это потом слу­чи­лось с кано­нами, при­вя­зан­ными по содер­жа­нию своих песен биб­лей­ским, то кондаки поз­во­ляли их автору сво­бодно раз­ви­вать свою тему. Твор­че­ское даро­ва­ние поэта сво­бодно созда­вало образы, раз­ви­вало основ­ную мысль празд­ника или жития дан­ного свя­того, бого­слов­ство­вало в стихах.

Со вре­ме­нем, под вли­я­нием вхо­див­шего в обиход канона, тоже литур­ги­че­ской поэмы, но уже с зара­нее дан­ными рам­ками для каждой песни, при­уро­чен­ными к песням биб­лей­ским, кондак посте­пенно стал усту­пать место новому облику цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства и был им почти совер­шенно вытес­нен».

Наш тепе­реш­ний кондак, как уже ска­зано, мало чем отли­ча­ется от тро­паря. Дей­стви­тельно, при беглом на него взгляде, он, также как и тро­парь, гово­рит о данном празд­нике или святом. Это и неуди­ви­тельно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», кото­рая дает только основ­ную тему, а все ее раз­ви­тие, весь бого­слов­ский и поэ­ти­че­ский узор исчез из вни­ма­ния совре­мен­ных бого­моль­цев. Но все же при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии можно заме­тить и неко­то­рое раз­ли­чие. Как ука­зы­вает Ска­бал­ла­но­вич, кондак дает обычно другую сто­рону празд­ну­е­мого собы­тия, чем тро­парь: если тро­парь дает кар­тину внеш­ней сто­роны собы­тия, то кондак – внут­рен­ней или наобо­рот; кроме того, кондак это собы­тие изоб­ра­жает полнее. При­ме­ром могут послу­жить кондаки и тро­пари Рож­де­ства Хри­стова, Кре­ще­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния.

Самые позд­ние по про­ис­хож­де­нию кондаки, это – кондаки и икосы вос­крес­ные. О них упо­ми­на­ется только в руко­пи­сях XI в., а нынеш­него своего места они не имеют в неко­то­рых руко­пи­сях и XVI в., как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Этих вос­крес­ных конда­ков нет еще в Евер­ге­ти­дском уставе и в Сту­дий­ском. Их заме­нял тогда или кондак свя­того минеи, или седа­лен».

Источник

У православных молитв есть разные названия — что они означают?

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *