Что означает слово князья

КНЯЗЬ

Смотреть что такое «КНЯЗЬ» в других словарях:

князь — князь … Орфографический словарь-справочник

князь — князь, я, мн. ч. зь я, з ей, зь ям … Русский орфографический словарь

князь — князь/ … Морфемно-орфографический словарь

КНЯЗЬ — КНЯЗЬ, 1) вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. 2) Почётный наследственный дворянский титул; с 18 в. жаловался императором за особые заслуги. Источник:… … Русская история

КНЯЗЬ — муж. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; | почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются… … Толковый словарь Даля

князь — (35) 1. Правитель области (княжества, удела) в древней Руси: Они же (струны) сами княземъ славу рокотаху. 4. Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. 6. Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень. 8. Сами… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

князь — я; мн. князья, зей; м. 1. В феодальной удельной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к. 2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получивших его в награду по указу царя; лицо, носившее этот титул.… … Энциклопедический словарь

КНЯЗЬ — КНЯЗЬ, князя, мн. князья, князей, муж. (от древнегерманск. kuning). 1. Предводитель войска и правитель области в древней Руси и в удельный период (ист.). Князь Черниговский. 2. Почетный титул, переходивший по наследству или даровавшийся разным… … Толковый словарь Ушакова

князь — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? князя, кому? князю, (вижу) кого? князя, кем? князем, о ком? о князе; мн. кто? князья, (нет) кого? князей, кому? князьям, (вижу) кого? князей, кем? князьями, о ком? о князьях; сущ., ж. княгиня … Толковый словарь Дмитриева

КНЯЗЬ — КНЯЗЬ, 1) вождь племени, правитель государства или государственного образования у славян и некоторых других народов. В средневековой Германии князь (немецкое Furst) представитель высшей имперской аристократии. В странах романских языков титул… … Современная энциклопедия

Источник

Значение слова «князь»

Что означает слово князья

1. Предводитель войска и правитель области в феодальной удельной Руси. Киевские князья. Удельный князь.С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.

2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получивших его в награду по указу царя, а также лицо, носившее этот титул.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Великий князь/княгиня — в России дворянский титул членов царской семьи.

Княгиня — жена князя, а также собственно титул женского лица дворянского сословия, княжич — сын князя (только у славян), княжна — дочь князя.

КНЯЗЬ, я, мн. зья́, зе́й, м. [от древнегерманск. kuning]. 1. Предводитель войска и правитель области в древней Руси и в удельный период (истор.). К. Черниговский. 2. Почетный титул, переходивший по наследству или даровавшийся разным лицам за особые заслуги (дореволюц.). К. В. Ф. Одоевский. 3. Презрительное прозвище татарина (разг. дореволюц.). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

князь

1. истор. глава племени, рода, вождь военной дружины, а с развитием феодализма — высший представитель класса феодалов, правитель феодального государства

2. почетный титул, передававшийся по наследству в некоторых дворянских родах (с XVIII в. также давался по указу императора)

3. лицо, имевшее такой титул ◆ Им и был старый князь со своим неуёмным темпераментом, даже самодурством феодала, со своим мощным русским характером ― колоритный представитель допетровской Руси. И.А. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из НКРЯ)

4. поэт. в старинном свадебном обряде жених, новобрачный

5. рег. верхний брус у ворот

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово князьяПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова трассер (существительное):

Ассоциации к слову «князь&raquo

Синонимы к слову «князь&raquo

Предложения со словом «князь&raquo

Цитаты из русской классики со словом «князь»

Сочетаемость слова «князь&raquo

Каким бывает «князь»

Понятия со словом «князь»

Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Источник

Князь

Что означает слово князья

Что означает слово князья

Князь — глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул, в зависимости от важности приравниваемый к принцу или к герцогу в Западной и Южной Европе, в Центральной Европе (бывшей Священной Римской империи), этот титул именуется Fürst, а в Северной — конунг. Термин «князь» используется для передачи западноевропейских титулов, восходящих к princeps и Fürst, также иногда dux (обычно герцог).

Великий князь/княгиня — в России дворянский титул членов царской семьи.

Княгиня — жена князя, а также собственно титул женского лица дворянского сословия, княжич — сын князя (только у славян), княжна — дочь князя.

Содержание

У славян

Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи (?) в Чехии и т. д.).

Князья, являвшиеся главами крупных феодальных государственных образований на Руси и в Литве, назывались великими князьями (в некоторых странах, например, в Польше, Чехии, Сербии, Галицко-Волынском княжестве, князья — главы феодальных монархий — приняли титул королей).

С образованием централизованного государства удельные князья постепенно переходили в состав великокняжеского (с 1547 — царского) двора в Московском княжестве (царстве) и королевского двора в Польском-Литовском государстве.

В России до XVIII века звание князя было только родовым. С начала XVIII века титул князя стал также жаловаться царём высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь — А. Д. Меншиков).

При этом существовали следующие виды князей:

Княжеский титул (вместе с другими дворянскими) отменён декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917.

Западноевропейские титулы

Что означает слово князья

Что означает слово князья

Термин «князь» используется для передачи романских титулов, восходящих к лат. princeps (ср. принцепс) — prince, principe и т. д. Для членов королевских домов, имеющих право на престол, princeps обычно переводится как принц, принц крови.

В средневековой Германии князь (нем. Fürst ) — представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями, титул этот носили также представители высшего духовенства («князья Церкви», имевшие и политические права в Империи). Наряду с титулом Fürst существовал и титул Prinz.

В современной Европе имеются независимые княжества Андорра, Монако и Лихтенштейн. Титул князя-епископа имеет и папа римский. Также титул князя имеет магистр Мальтийского ордена.

Этимология слова

В некоторых славянских языках у этого корня есть дополнительные значения, разграничившиеся формально: в болгарском языке «кнез» — старейшина (‘князь’ — княз), в чешском, словацком и польском knez, ksiąz — ‘священник’, ср. ксёндз (для значения ‘князь’ в этих языках используется слово с первоначальным значением ‘сын князя’, ‘княжич’), в верхне- и нижнелужицком языках knjez — вежливое обращение к мужчине, knjeni — к замужной женщине, а knježna — к незамужней.

Что означает слово князья

Что означает слово князья

Заимствования в неславянские языки:

Источник

Этимология слова Князь

По общепринятому взгляду общеславянское обозначение руководителя племени «къnеzь» происходит от древнегерманского «kuning» т.е. «старейшина рода». Действительно, у германских народов аналогичная должность называется похоже: немецкий «konig», английский «king», скандинавский «konung».

Также, по мнению исследователей, от доблестных немцев заимствованы балтские обозначения вождей, например, латышский «kungs» и литовский «kuningas».

Есть также мнение, что этот термин происходит от слова «конь», т.е. князь – это человек на коне, причём не в переносном, а в буквальном смысле слова. Предполагается, что вождь сидел на коне и руководил, а прочие были пред ним как бы «опешены».

Всё это вполне резонно. Может быть, праславяне, будучи незначительной по влиянию языковой индоевропейской группой, приняли чужое, в данном случае прагерманское, именование своих вождей. Ещё более резонна привязка титула вождя к коню, ибо известно, что именно индоевропейцы впервые приручили этого полезного дикого зверя, а вовсе не монголоиды или, к примеру, негры. Это научный, практически всеми признанный факт.

А откуда такие данные, что именно праславяне были вот такими вот слабаками, а не, наоборот, прагерманцы? Таких данных нет. Ведь славяне и сейчас проживают примерно в тех же местах (Восточная часть Европы), где, скорее всего, и сформировалась древнейшая индоевропейская общность. Они особо от родных своих мест не удалялись. В Западной Европе во время оледенения жить было невозможно, ведь ледник доходил аж до юга Франции. Хорошие условия для проживания существовали тогда на крайнем востоке Европы и в Азии. Там наши предки и жили. Они и теперь там живут. Это кондовый, основной стержень европейского пранарода. Кстати, и по численности современные славяне превосходят европейских германцев, и также вдобавок здешних романоязычных, да и прочих европейцев тоже. И по территории они занимают первое место. Вот по экономике и по культурному влиянию – нет, но это всего лишь стадия, не более того… Да и как делились древние народы? Основная масса оставалась на месте, а часть откалывалась от него и перемещалась в поисках лучшей жизни. Именно часть откалывалась от целого, а не наоборот. Часто эти отщепенцы (в хорошем смысле слова) затем усиливались на добрых кормах и превосходили оставшихся собратьев, но так было далеко не всегда.

Наука говорит, что германцы усилились и размножились в последние полторы тысяч лет с хвостиком, особенно в последнее тысячелетие. Античные авторы не упоминают о них, как о мощном державном народе. Это были обыкновенные и весьма опасные лесные варвары. А вот о том, что « скифы до ассирийцев полторы тясячи лет управляли миром», у греческих авторов упоминается. А кто такие скифы для греков? Это в том числе и скифы-пахари, наши непосредственные предки. Полторы тысячи лет до усиления Ассирии – это получается часть 3-го, всё 2-е и кусочек 1-го тысячелетия до н.э. Это время балто-славянского единства, единства двух самых архаичных по языку и самых близких по общему своему происхождению индоевропейских групп. Косвенно мощь тогдашнего государства подтверждают волшебные сказки славян и балтов, очень, между прочим, древние, в которых действуют могучие цари, владеющие несметными землями.

Так что не будем вот так сразу признавать устоявшееся научное мнение, поскольку многое множество раз наука в своих предположениях крупно ошибалась.

И всё-таки что же обозначает слово «князь»?

Я уже неоднократно утверждал, что наши предки были совершенно конкретными людьми. И это сказано отнюдь им не в обиду. Они были приземлены, потому что были настоящими пантеистами. Природа, родная земля, воздух и вода для них были святы. Себя они считали истинными детьми Земли и Неба, и были в сей точке зрения абсолютно правы, поскольку эту их веру полностью подтверждает, но другими конечно словами, и современная наука.

Так вот, наиболее, на мой взгляд, верное происхождение слова «князь» – от названия конского пастуха. КОНОГОН – вот как могли люди называть такого пастуха. А поскольку гласные в древних языках занимали куда более не важное положение, чем согласные, то вычленим эти согласные. У нас получится КНГН. Здесь КН – это название теперешней лошади. Позже в различных отпочкованиях от пранарода это КН стало изменяться, причём первая буква К так и осталась неизменной, а вторая менялась. КБ, КВ – вот эти изменения. Кабальеро, кавалер, шевалье, кавалерия, кобыла… Кабальеро – это по-русски «кобыльер». У латышей осталось название кобылы «keve». У древних римлян одно из названий лошади – caballus. Так что тут всё ясно.

А что с ГН? Это словосочетание могло у разных народов переворачиваться и так и эдак, как переворачивались РА и АР. Могло быть и ГН, а могло и НГ. Словосочетание НГ ничего не говорит нашему оку и уху, а зато ГН говорит, и говорит вполне определённо. Скажем, по-латышски пастух – это «gans», а пасти – «ganiit». По-литовски пастух «ganytojas», пасти – «ganity». Улавливаете смысл? «Гнать» коров или другой скот на пастбище – у русских так и теперь говорят. А кто их гонит? Пастух, кто же ещё! У нас ещё сохранилось (в словарях, правда) слово «коногон» как погонщик лошади в шахте. А как его ещё назвать, этого пастуха или погонщика? Конечно же, коногоном и никак иначе.

Опосредованно такое предположение доказывает существование подобной же привязки к руководителю верующего «стада». ПАСТОР, а по-русски ПАСТЫРЬ, а также древнегреческое слово «ЕПИСКОПОС» (надзирающий) с тем же, но несколько изменённым корнем ПС, означает именно пастуха.

Есть данные, что и древнегерманские «kuning» тоже обозначает пастуха. А также польское «ксёндз» (священник, пастор) происходит от древнепольского названия князя.

По-древнерусски кстати слово «князь» произносилось как «конязь».

Ну а почему у славян возникает это вот ЗЬ, а не НГ в окончании? Тут всё ясно и понятно. По аналогии в слове «друзья» (мн. число) появляется буква Г, если перевести его в единственное число: «друг». Таким же образом соотносится КНЯЗЬЯ—КНГ. В женском варианте это так и пишется – «княгиня», т.е. опять же КНГ. Просто по-славянски удобнее говорить «князь», а не «княгин».

Значит, князь – это конский пастух, только ставший пастырем не лошадей, а людей? В общем-то, получается так. Ведь все эти шевалье-кабальеро, а также римские «всадники» – это вожди-погонщики групп населения, люди не простые, а руководители. Своеобразные такие мелкие князьки.

И ещё лыко в строку. Один из вариантов названия коня у наших предков – это «комонь». Корень КОМ в европейских языках означает «объединение». Командир, комиссар, коммунизм, коммуна…

И также небезынтересно будет узнать, что по-прусски (по-прусскобалтски, а не по пруссконемецки) слово конь – это «russ», что однокоренно с нашим словом «рысак». Корень тут РС. Ну а кто такие эти легендарные руссы, которые активно заправляли в тех местах тысячу и более лет назад, мы прекрасно с вами знаем, ибо несём их название в названии собственной национальности. Они, руссы, между прочим, ездили на конях, можете прочитать это у профессора Гедеонова в его знаменитой книге «Варяги и русь».

Что за чушь, взорвутся возмущением многие любители высоких материй – слово «князь» происходит от КОНа, от великого свода устных правил нашего пранарода – и больше ниоткуда!

Давайте рассмотрим и этот вариант.

Что такое КОН по-русски? Это великий такой КОНЕЦ. По аналогии: мал—малец, удал – удалец, пал – палец… В русском языке не так много слов с этим корнем. А зато в латинском таких слов прорва. Они там обозначают максимальное объединение чего-либо или кого-либо. Как то: конституция, консолидация, конкордия, консенсус, конгресс, конвент, конвенция… У греков слово «канон» (тот же самый корень КН) означает «правило». А ещё это означает что-то незыблемое, стабильное, бывшее всегда. Константа, констатация, исконный, искони…

По-древнерусски «кон» – это «предел». По-чешски «dokona» – «до конца». Бытовое «он меня доконает» означает, что некто сделает кому-то конец.

Наконец, у Даля это – «начало, предел, межа, рубеж, конец. Род, порядок, очередь, ряд».

Чтобы образно представить себе КОН, возьмём коробку с паззлом. В коробке будут насыпаны в беспорядке кусочки мозаики. Их надо сложить по определённому плану. А план в виде картинки нарисован на коробке. Вот эта картинка-план и соответствует Великому Кону наших общеевропейских предков. И чтобы довести народ до этого желанного предела или цели, нужны надзирающие за этим делом, спасатели, пастухи, назовите их как хотите.

Так что очень даже возможно, что обозначение конского пастуха послужило для обозначения пастуха людей – князя, конунга, кунга, кинга, коногона…

Источник

Значение слова князь

Словарь Ушакова

князь, князя, мн. князья, князей, муж. (от древнегерманск. kuning).

1. Предводитель войска и правитель области в древней Руси и в удельный период (ист.). Князь Черниговский.

2. Почетный титул, переходивший по наследству или даровавшийся разным лицам за особые заслуги (дорев.). Князь В.Ф.Одоевский.

3. Презрительное прозвище татарина (разг. дорев.).

Политическая наука: Словарь-справочник

2) почетный наследственный дворянский титул; с 18 в. жаловался царем за особые заслуги.

Фразеологический словарь русского языка

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Предводитель войска и правитель области в феодальной удельной Руси.

* С дружиной своей в цареградской броне Князь по полю едет на верном коне. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге // *

2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получивших почетный титул в награду по указу царя.

* Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи, что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. // Лев Толстой. Война и мир // *

* Сам великий князь Павел Петрович долго верил или желал верить сему слуху. // Пушкин. История Пугачева // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Краткий исторической словарь титулов, званий и чинов.

древнейший русский титул, существовавший, по некоторым сведениям, еще с VIII в. В XIV- XVII вв. значение этого титула ослабело, и только с конца XVIII в. он стал считаться высшим титулом русского дворянства

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Предводитель войска и правитель области в феодальной Руси, также наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получивших титул в награду по указу царя.

* Князь по полю едет на верном коне (А.С. Пушкин). *

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

КНЯЗЬ, я, мн. зья, зей, м.

1. В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к.

2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. Из князей ктон.

Князь тьмы (книжн.)сатана, дьявол.

Из грязи в князи (презр.)погов. о том, кто возвысился не по заслугам.

| унич. князёк, зька, м. Ведёт себя эдаким князьком (перен.: превышая свою власть, ни с кем не считаясь; разг. неодобр.).

| прил. княжеский, ая, ое, княжий, ья, ье (устар.) и княжой, ая, ое (стар.). Княжеская дружина. Княжий гнев. Княжой двор.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

См. Hullmann, «Geschichte des Ursprungs der deutschen F ü rstenwurde» (Бонн, 1842); Ficker, «Vom Reichsf ü rstenstand» (Инсбрук, 1861); Schulze, «Die Hausgesetze der regierenden deutschen F ürstenhä user» (Йена, 1862—1883).

Князь у славян (кроме русских), как представитель верховной власти, назывался жупаном (у сербов «великий жупан»), владыкой, воеводой, господарем, чаще всего К. ( — kunings), в латинских памятниках dux, judex, princeps terrae; впоследствии, по примеру византийских императоров и франконских королей, славянские К. стали называться цесарь или царь, краль. Мы имеем много несомненных известий о существовании княжеской власти у всех славянских племен в древнейший период их истории, но о происхождении, объеме и значении этой власти нельзя сказать ничего определенного. Можно лишь предположить, на основании этимологии слова «жупан» и позднейшего характера княжеской власти, что она произошла из власти родового старейшины. Первоначально, вероятно, княжеская власть была религиозной: К. был представителем своего племени перед божеством (ср. известия Козьмы Пражского о Кроке, Гельмольда — о Бодричах; у поляков на религиозный характер княжеской власти указывает сходство слов ksiądz и ksiąže).C религиозным авторитетом К. соединена и судебная его власть (ср. Любуша, Крок у Козьмы Пражского, предания Гельмольда о Ваграх, Галла о Болеславе; у хорватов и других южных славян К. называется judices). К. был также и военачальником (dux, воевода). Кроме этих трех основных элементов древней княжеской власти, ей принадлежало право представительства во внешних сношениях племени, участие в управлении. Власть К. в то время не была бесконтрольна: с ним и над ним действует власть совета старейшин (сенат, дума) и народа (вече); последний даже волен прогнать нелюбого князя (ср. особенно у лютичей, чехов). В таком первоначальном неразвитом состоянии княжеская власть осталась лишь у славян полабских. Здесь К. до конца оставался не более как первым (princeps), более богатым и могущественным из знатных людей (nobiles); эти последние, а также и народ на вечах всегда ограничивали К. и не давали ему усилиться. Слабой была власть князя и в далматинских городах, но причина здесь та, что К. часто сменялись вследствие зависимости Далмации то от одной, то от другой державы. К. в далматинских городах назывался приором (во время византийского владычества), дожем (dux), подестой (potestas), comes (граф), ректором; его выбирали, часто давали ему викария или помощника; с него брали клятву в соблюдении основных законов; на обязанности К. лежали защита безопасности государства от внутренних и внешних врагов, назначение некоторых чиновников, надзор за общественными землями, постройками, рынком, разбор жалоб, наблюдение за исполнением приговоров курии и проч.; за службу К. вознаграждался жалованьем и регалиями. У других славян княжеская власть претерпела значительные изменения; она весьма усиливается с образованием первых славянских государств, конечно за счет общества: князья-объединители племен, благодаря своему уму и характеру (Само, Моймир, Симеон, Людевит, Звонимир, Чеслав, Болеслав I чешский, Мечислав и др.), подчиняют себе мелких племенных князей, и последние стушевываются в рядах знати. Новый К., благодаря поддержке дружины, далеко не похож на племенного К.; он действует самостоятельно, часто круто, захватывает в свои руки все отрасли управления; как прежде религия, так теперь политика руководит им; на землю он смотрит как на собственность (отьчвствие, дидина, дедици, дзедзици, patrimonium, paterna hereditas). Южнославянские К. принимают титул царя (см.). Княжеская власть сосредотачивается в известном роду — пястовичи, премысловичи, неманичи. При взгляде на государство как на частную собственность, при размножении княжеского рода, естественно было разделение государства на уделы между К.: старший между К. носил титул великого К. и вместе с лучшими волостями получал известный город — Краков, Прагу; остальные были удельными К., но не зависели от великого К., а если и были какие обязательства, то добровольные, по взаимному соглашению. В своей области К. являются полными хозяевами; они отдают приказания, чинят суд и расправу, предводительствуют на войне, вступают в переговоры с иностранными государствами; некоторая зависимость западнославянского К. от германского императора (дань, поставка войска) не мешает им быть самостоятельными у себя дома. Двор К. представляет подобие императорского по блеску, по числу дворцовых чиновников. Доходы К. огромны (денежный сбор со всей земли, сбор натурой, судебные пошлины, конфискованные имения преступников, отдельные доходы — с битья монеты, рудников и проч.), расходы сравнительно незначительны (дань императору и папе, подарки, праздники, расход на войско во время внешних походов). Уделы выигрывают от непосредственного участия К. в управлении, но сила государственная вследствие раздробления слабеет, а затем обнаруживается главная пагуба удельной системы: споры старших и младших К. за уделы и великокняжеский стол; в эту борьбу втягивались и императоры. К концу XIII и началу XIV в. относится упрочение нового порядка наследования великокняжеского стола: старшинство в роду заменяется первородством в семье. К этому же времени относится и собирание земли: общество, утомленное распрями и ссорами княжескими, охотно признает единого сильного властителя К., которому теперь уже естественнее носить более почетный титул короля (см.) и «короноваться», а не «сажаться на стол», как было прежде. Но ненадолго К. утверждают свою сильную власть; у них находится враг — аристократия, которая к концу средних веков настолько усиливается, что грозит окончательно превратить монархические в принципе государства в чисто-аристократические. Эта новая внутренняя борьба ведет сперва к ослаблению, а затем и падению западнославянских государств.

А. Л-ий.

Характер княжеской власти резко, хотя и постепенно, начинает изменяться с XIII в., с завоевания Руси татарами. Последние не вмешиваются прямо в управление русскими областями, но зато оказывают на него очень сильное косвенное влияние. Внешним образом они, во-первых, объединяют древнюю Русь: все области становятся в зависимость от одного хана Золотой Орды; во-вторых, татары способствуют упадку вечевого порядка на Руси, перенеся центр тяжести в управлении с веча на К.; в-третьих, они помогают одному К. возвышаться за счет другого, а это, в свою очередь, ведет за собой разрушение старинных традиций. Рельефным примером последнего может служить спор Юрия (Георгия) Дмитриевича с племянником своим Василием Темным (см.). Первый ссылается на традицию, на право наследования, последний — на ханскую милость, в силу которой и получает московский стол (Воскр. летопись, 1432). Целый ряд причин привел к возвышению на северо-востоке Руси московского княжества, которое становится, наконец, центром и стягивает к себе остальные области русской земли. Несмотря на то что со времени татарского ига появляется на Руси несколько великих К. (тверские и проч.), великий К. московский берет перевес над всеми, постоянно удерживает за собой свой титул, умеет укрепить свою власть и расширить ее при всяком удобном случае. Договорное начало в отношениях К. друг к другу, по старому, продолжает господствовать, но в договорах мы замечаем постепенное усиление власти и значение московских К. По-прежнему К. называют друг друга отцами и братьями, но смысл этих названий другой; появляются градации: старший брат отличается от младшего и проч. В договоре, например, Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем в 1388 г. говорится: «быти ны за один, и имети ему мене отцом, а сына моего князя Василья братом старейшим, а князя Юрья братом, а дети мои меншие братьею молодшею» («Собрание государственных грамот и договоров», I, № 33). По-прежнему старший К. должен быть «печальником» младших, быть им «во отца место», «держать их в братстве без обиды» («Собрание Г. Г. и Д.», I, №№ 34, 86), но в то же время встречаются и совсем иные выражения: «держати ти подо мною княженье мое великое честно и грозно» — говорится, например, в договоре Донского с Владимиром Андреевичем; «тобе брату моему молодшему мне служити без ослушания по згадце. а мне тобе кормити по твоей службе» (ibid., № 27). При Василии Темном попадаются уже и такие выражения: «а добьет челом мне великому князю брат мой молодшей» (ibid., № 71). Если великий К. идет на войну, должны идти и удельные; последние должны идти и тогда, если великий К. их пошлет, а сам не пойдет, и т. д. Отношения московского К. к другим великим К. были несколько иные. За удельных К. вносил дань в орду великий К. московский, а другие великие К. сами «знают орду»; они обязуются только тогда садиться на коня, когда сядет «на конь» великий К. московский и проч. Мало-помалу, впрочем, и великие К. уступают Москве. В начале XVI в. исчезают все старые уделы; во главе объединенного русского государства стоит великий К. московский, власть которого переходит по наследству, преимущественно путем завещания, от отца к старшему сыну, и этот порядок с 1450 года (последняя битва за уделы под Галичем) не вызывает уже оппозиции. Власть великого К. носит теперь вполне автократический характер, что и выражается, внешним образом, в принятии Иваном IV титула царя (1647 г.).

Ср. Соловьев, «Об отношениях Новгорода к великим князьям»; его же, «О родовых отношениях между князьями древней Руси» (в «Морском Сборнике», 1846); его же, «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» (М., 1847); его же, «История России» (т. I-IV); В. И. Сергеевич, «Вече и князь» (М., 1867); его же, «Юридические древности» (т. I-II); его же, «Лекции по истории русского права»; А. Д. Градовский, «Государственный строй древней России» (по поводу «Вече и князь» В. И. Сергеевича), в сборнике «Политика, история и администрация» (СПб., 1871); М. Ф. Владимирский-Буданов, «Обзор истории русского права» (К., 1888); К. Н. Бестужев-Рюмин, «Русская история» (т. I); его же, «О характере власти варяжских князей» (в «Трудах IV археологического съезда», в Казани); И. Д. Беляев, «Князь Рюрик с братьею и дружиной («Временник Московского общества истории и древностей», XIV); Эверс, «Устав и управление Новгорода в средние века «, перевод Порошина (в «Журнале М. Н. Пр.», 1840, XXVII); Н. И. Костомаров, «Северно-русские народоправства»; И. Д. Беляев, «Рассказы из русской истории» (кн. 1 и 2, Новгород, кн. 3, Псков); А. И. Никитский, «Очерки из жизни Великого Новгорода» («Журнал М. Н. П.», 1869, 141); его же, «Очерк внутренней истории Пскова»; Д. И. Иловайский, «История России» (т. II, гл. 8); его же, «Рязанское княжество» (Москва, 1858); Н. П. Дашкевич, «Даниил князь Галицкий»; А. В. Экземплярский, «Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.»; А. В. Романович-Славатинский, «Дворянство в России»; В. С. Борзаковский, «Тверь»; Д. А. Корсаков, «Ростов»; Д. И. Багалей и П. В. Голубовский, «Северское княжество»; П. В. Голубовский, «Смоленск»; М. С. Грушевский, «Киевская земля»; Андрияшев, «Волынь»; Н. В. Молчановский «Подолия».

Н. Василенко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *