Что означает слово классика музыка
Что означает слово классика музыка
Классика и современность
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.
Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако
век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев
Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спектакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. «Полупение-полуречь» называется речитативом.
действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.
Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырех действий и эпилога.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
(1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
В интродукции (вступление к опере) звучит хор «Родина моя», в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи». Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.
С оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.
1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье («Ни сна, ни отдыха измученной душе. «). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии («О, дайте, дайте мне свободу. «). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.
Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)
3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).
Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
Литературные источники и интернет- ресурсы:
Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс;
Что такое классическая музыка
Что такое классическая музыка
Что такое классическая музыка.
Этапы развития классической музыки.
Их краткая характеристика и основные представители В истории развития классической музыки можно выделить этапы:
Краткая характеристика и основные представители культурных периодов
Русские композиторы–классики:
Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.
Великие музыканты.
Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.
Европейская культура
Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость. Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.
Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.
Итальянские мастера
. Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.
Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.
Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.
«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).
Детская классика
Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».
Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.
Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.
Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.
Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.
Какую музыку называют классической?
Какую музыку называют классической?
Что именно означает слово «классический»? «Классическая музыка»? «Классическая литература»? «Классический джаз»? Слово «классика» образовано от латинского «классикус» — «образцовый».
Классическое музыкальное произведение — это произведение, написанное в прежние времена, но продолжающее жить и сегодня. Такая музыка — образец для подражания и сравнения. Другими словами: то, что выдержало испытание временем и до сих пор нравится людям, — классика. А станет ли что-нибудь из сегодняшней музыки классическим, то есть, останется ли жить в будущем, — это еще вопрос, об этом можно только догадываться.
Слово «классический» применяют довольно широко и разнообразно.
Конечно же, понятие «классическая музыка» у музыкантов существует не для того, чтобы просто восхищаться. Оно с уважением говорит о музыкальной серьезности и значительности, о музыкальном прошлом, которое не ушло.
Классиками, как правило, называют лучших композиторов прошлого. Говорят о классических музыкальных произведениях, классических музыкальных инструментах, классическом джазе. В общем, обо всем, что пережило время. Среди моря классической музыки есть особый «классический остров» — венские классики.
Венскими классиками принято считать трех великих композиторов, живших в городе Вене почти одновременно: в конце XVIII — начале XIX веков. Вот их имена: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Их гениальная музыка звучит сегодня и, наверное, будет звучать до тех пор, пока на нашей планете существует жизнь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кто первый написал музыку?
Кто первый написал музыку? По всей видимости, у всех первобытных людей уже была музыка. Но звуки, которые они извлекали, сильно отличались от современных мелодий. Первобытная музыка часто представляла собой сочетание долгих и громких восклицаний, вздохов, стонов и воплей.
Какую музыку называют камерной?
Какую музыку называют камерной? В старину, когда еще не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах почитателей музыки, самих музыкантов. Выглядело это примерно так: собирались вместе несколько
Какую статую называют «символом США»?
Какую статую называют «символом США»? Одну из самых знаменитых скульптур в мире, Статую Свободы, часто называют «символом США», ведь она была подарена французами к столетию американской революции. Она стоит в Нью-Йорке на небольшом острове, добраться до которого можно с
Какую страну называют раем орнитологов?
Какую страну называют раем орнитологов? Раем орнитологов называют Колумбию, на территории которой зарегистрировано более 1550 видов птиц – от огромных кондоров до крошечных колибри. Видов птиц в Колумбии больше, чем в Северной Америке и Европе, вместе
Какую рыбу называют кот-рыбой?
Какую рыбу называют кот-рыбой? В реках и морях обитают рыбы, которые какими-то признаками похожи на привычных нам животных, вот люди и придумали называть их так, как им больше нравится. Одной из таких рыб является зубатка, которую многие называют кот-рыбой, хотя внешним
Концерт классической музыки
Концерт классической музыки В настоящее время принято говорить «на концерте», классическое русское произнесение — «в концерте», но оно является устаревшей формой.Человеку свойственно тянуться к вечным ценностям, поэтому увлечение эстрадной музыкой не может помешать
Лилии Фонтенбло – символ классической монархии
Лилии Фонтенбло – символ классической монархии Становление Фонтенбло происходило в течение долгого периода, в точности совпадающего с «удлиненным во времени» становлением классической монархии во Франции, определяемым некоторыми тенденциозными французскими
Композиторы классической музыки
Композиторы классической музыки Адан, Адольф Шарль (1803–1856, Франция)Алябьев, Александр Александрович (1787–1851, Россия)Аренский, Антон Степанович (1861–1906, Россия)Балакирев, Милий Алексеевич (1837–1910, Россия)Барток, Бела (1881–1945, Венгрия)Бах, Иоганн Себастьян (1685–1750,
КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ АплодисментыКогда дирижер и солист появляются на сцене, их всегда приветствуют аплодисментами. Рукоплескания смолкают, как только дирижер становится за пульт и поднимает дирижерскую палочку. Аплодисменты после исполнения музыкальных
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ Но вернёмся к вопросу молодого человека. Если даже попытка разделить композиторов по временному признаку возможна лишь с оговорками, то уж свести всю музыку к одному понятию и говорить о периоде между
Кто музыку заказывает
Кто музыку заказывает Представители индустрии правы, говоря о том, что научные исследования обладают множеством данных, подтверждающих отсутствие значительного влияния средств связи на здоровье потребителей. И когда речь заходит об исследованиях, которые смогли