Что означает слово капернаум
Капернаум
Полезное
Смотреть что такое «Капернаум» в других словарях:
Капернаум — כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия
Капернаум — Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен
Капернаум — город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия
капернаум — (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме. народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Капернаум — Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ. народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАПЕРНАУМ — XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца
Капернаум — А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь
Капернаум — (с евр. селение Наума ) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Капернаум
Каперна́ум, Кафарнаум (ивр. כפר נחום , Кфар Наху́м, букв. «городок Наума») — древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), в Галилее, в Израиле. Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический.
Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.
Содержание
Происхождение наименования
История
Библейский период
Город был основан около 2500 лет назад. К I веку нашей эры город процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания Палестины римлянами в городе стоял отряд легионеров.
Упадок
К V веку в городе проживало около 1500 человек, но в VII веке после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.
Современное состояние
В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III — IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену.
Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Греческой Македонии.
Интересный факт
Название города было использовано Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова снимала квартиру у портного Капернаумова.
Галерея
Надпись на воротах францисканского монастыря: Капернаум. Город Иисуса.
Украшения Белой синагоги
Мельница и пресс для оливок
Руины Капернаума, на заднем плане современная католическая церковь, построенная над тем местом где стоял дом апостола Петра
Статуя апостола Петра около католической церкви
Интерьер современного католического храма в Капернауме
Руины византийской церкви на месте дома апостола Петра, вид через стеклянный витраж в полу католического храма
Причал на берегу Галилейского моря (Кинерета) рядом с раскопками города
Примечания
Литература
Ссылки
Основные национальные парки и заповедники Израиля | |
---|---|
Крепость Нимрод • Баниас • Нахаль-Снир • Тель Дан • Роща Таль • Ручей Аюн • Хула • Тель-Хацор • Ахзив • Крепость Йехиам • Бар’ам • Ручей Амуд • Коразим • Капернаум • Иехудия • Гамла • Курси • Хамат Тверия • Эйн Афек • Ципори • Гора Кармель • Хай-Бар Кармель • Нахаль-Меарот • Бейт-Шеарим • Тель Мегиддо • Кохав-ха-Ярден • Мааян-Харод • Ган-ха-Шлоша • Бейт Альфа • Бейт-Шеан • Ручей Таниним • Кесария • Ручей Александер • Себастия • Аполлония • Яркон • Эйн Прат • Сталактитовая пещера Сорек • Аква Белла • Кастель • Стены Иерусалима • Кумран • Иродион • Ашкелон • Бейт Гуврин • Эйнот Цуким • Древности Эйн-Геди • Эйн-Геди • Масада • Тель-Арад • Туристический центр Арада • Эшколь • Тель Беэр-Шева • Мамшит • Шивта • Могила Бен-Гуриона • Эйн-Авдат • Авдат • Туристический центр Рамон • Хай-Бар Йотвата • Коралловый берег • Парк Тимна | |
Сайт Службы заповедников и национальных парков (англ.) (иврит) |
Полезное
Смотреть что такое «Капернаум» в других словарях:
Капернаум — Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен
Капернаум — город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия
капернаум — (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме. народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Капернаум — Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ. народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАПЕРНАУМ — XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца
Капернаум — А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь
Капернаум — (с евр. селение Наума ) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Капернаум
Полезное
Смотреть что такое «Капернаум» в других словарях:
Капернаум — כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия
Капернаум — Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен
Капернаум — город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия
капернаум — (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме. народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Капернаум — Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ. народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАПЕРНАУМ — XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца
Капернаум — А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь
Капернаум — (с евр. селение Наума ) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Капернаум
Слово capharnaum на современном английском языке означает место с «беспорядочным скоплением предметов» и происходит от названия города. [8]
В 1905 году немцы Генрих Коль и Карл Ватцингер начали исследование галилейских синагог. [16] Их продолжили отцы-францисканцы Венделин фон Бенден (1905–1915) и Гауденцио Орфали (1921–1926). В результате раскопок были обнаружены два общественных здания, синагога (частично восстановленная отцом Орфали) и восьмиугольная церковь. [15]
Раскопки показали, что это место было основано в начале периода Хасмонеев, примерно во 2 веке до нашей эры, и заброшено в 11 веке. [4]
По обеим сторонам обширной главной улицы с севера на юг возникли небольшие кварталы, окаймленные небольшими поперечными улицами и закрытыми переулками. Стены были построены из грубых базальтовых блоков и укреплены камнем и глиной, но камни (кроме порогов) не были обработаны и раствор не использовался. [ необходима цитата ]
Самой обширной частью типичного дома был двор, где находилась круглая печь из огнеупорной земли, а также зерновые мельницы и каменная лестница, ведущая на крышу. Полы домов вымощены булыжником. Вокруг открытого двора были устроены скромные кельи, в которые свет поступал через ряд проемов или низких окон. [18]
Учитывая грубую конструкцию стен, у обычного дома редко был второй этаж [19], а крыша была бы построена из легких деревянных балок и соломы, смешанной с глиной. Это, наряду с открытием лестницы на крышу, напоминает библейскую историю об исцелении паралитика: «И когда они не могли подойти к нему за прессой, они открыли крышу, где он был: и когда они сломал его, опустил постель, в которой лежал больной параличом «. ( Марка 2: 4)
Исследование района, расположенного между синагогой и восьмиугольной церковью, показало, что несколько больших семей сгруппировались вместе, совместно используя одни и те же дворы и внутренние проходы без дверей. В домах не было ни гигиенических помещений, ни канализации; [20] комнаты были узкими. Большинство найденных предметов было изготовлено из глины: горшки, тарелки, амфоры, лампы. Также были обнаружены рыболовные крючки, утяжелители для рыболовных сетей, бойки, ткацкие катушки и базальтовые мельницы для помола зерна и прессования оливок. [21]
Начиная с 4 века, дома были построены из высококачественного раствора и тонкой керамики. Это было примерно в то время, когда была построена видимая теперь синагога. [ необходима цитата ] Различия в социальном классе не были заметны. Здания, построенные при основании города, продолжали эксплуатироваться до момента покидания города. [ необходима цитата ]
В 1926 году францисканский отец Гауденцио Орфали [ де ] начал восстановление синагоги. Работа была прервана его смертью в автомобильной катастрофе в 1926 году (который отмечается латинской надписью вырезанной на одной из колонн синагоги), и продолжила Virgilio Corbo начиная с 1976 г. [ править ]
Было обнаружено, что один квартал домов, названный францисканскими археологами sacra insula или «священным островом» («островок» относится к кварталу домов вокруг двора), имел сложную историю. Расположенный между синагогой и берегом озера, он был найден рядом с лабиринтом домов самых разных периодов. Были определены три основных слоя:
Археологи пришли к выводу, что еще в середине I века один дом в деревне почитался как дом рыбака Петра, над которым были построены две церкви. [18]
1 век
Один дом, немного больше большинства, состоял из нескольких маленьких комнат, сгруппированных вокруг двух открытых дворов [23], один на севере, а другой на юге. В частности, одна большая комната, расположенная рядом с восточной стороной и соединяющая оба двора, была особенно большой (стороны около 7,5 метров в длину) и примерно квадратной формы. В открытом пространстве на восточной стороне была кирпичная печь. Порог, по которому можно было перебраться между двумя дворами, сохранился до наших дней.
Начиная со второй половины I века нашей эры, этот дом имел совершенно другие характеристики, чем другие дома, раскопанные при раскопках. Грубые стены главного помещения были тщательно обработаны и оштукатурены. Кроме того, почти не восстанавливается отечественная керамика, зато имеются лампы и большие кувшины для хранения. Это говорит о том, что дом больше не использовался как место жительства, а был местом собраний. [23]
Преобразование 4-го века
В этот период крестец инсула приобрел новый вид. Сначала был построен толстостенный, слегка трапециевидный корпус, окружающий весь островок ; его борта были 27–30 метров в длину. Сделанные из гипса, они достигли высоты 2,3 метра с северной стороны. У него было две двери, одна в юго-западном углу, а другая в северо-восточном углу. Далее, хотя есть свидетельства того, что частные дома оставались в использовании после преобразования, одна конкретная комната, которая раньше обрабатывалась по-другому, была глубоко изменена и расширена. Была добавлена центральная арка для поддержки крыши [23], а северная стена была укреплена раствором. Уложен новый тротуар, оштукатурены стены и пол. [21] Эта структура оставалась до середины 5-го века, когда сакра инсула была разобрана и заменена более крупной базиликой.
Восьмиугольная церковь V века
В портике узор мозаики был чисто геометрическим, с четырьмя рядами смежных кругов и крестиков. В зоне внешнего восьмиугольника мозаики изображали растения и животных в стиле, подобном тому, который был найден в Базилике кормления пяти тысяч в Табхе. В центральном восьмиугольнике мозаика состояла из полосы кальцинированных цветов, поля стай рыб с маленькими цветками и большого круга с павлином в центре.
Мемориал (1990)
Мемориал представляет собой современную церковь, построенную над раскопанными останками древнего дома и византийской восьмиугольной церкви и освященную в 1990 году. [25] Дискообразная конструкция стоит на бетонных сваях, обеспечивая видимость почитаемого древнего здания. Кроме того, стеклянный пол, расположенный в центре церкви, позволяет прямой вид на раскопанные останки внизу.
КАПЕРНАУМ
[греч. Καπερναύμ, Καφαρναύμ; евр. слав. ], древнее поселение в Галилее, главное место земного служения Иисуса Христа в этом регионе, упоминаемое 4 евангелистами. Находился на сев.-зап. берегу Галилейского м. (Тивериадского оз.), недалеко от впадения в него р. Иордан. В наст. время К.- крупный центр христ. паломничества.
Этимология названия
Cогласно Дж. А. Смиту, христ. традиция, восходящая к VI в., связывает К. с местом, которое арабы называют Телль-Хум, т. е. «холм Хум» ( Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land: Especially in Relation to the History of Israel and of the Early Church. N. Y., 1895. P. 456). В евр. сочинениях XVI в. «Йихус ха-авот» и «Йихус ха-цадиким» сообщается, что в сел. Танхум, видимо тождественном Телль-Хум, находилась могила раввина Танхума, а также (в «Йихус ха-цадиким» ) могила прор. Наума (Itinéraires de la Terre-Sainte des XIII-XVII siècles / Trad. de l’hébreu E. Carmoly. Brux., 1847. P. 385, 448). По-видимому, араб. название Телль-Хум сохранило в искаженном виде евр. название этого места, связанное с находившейся там могилой Танхума.
Сообщения письменных источников
Согласно евангелистам, К. располагался на небольшом расстоянии от Вифсаиды и Хоразина. Евангелист Матфей сообщает, что К. лежал «в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф 4. 13). Из ВЗ известно, что просле раздела обетованной земли между израильтянами колено Неффалима поселилось на сев.-зап. берегу озера (Нав 19. 32-39), однако К. в этом рассказе не упоминается.
В К. и его окрестностях Христос наставлял учеников и народ, рассказывая притчи, вел беседы (Мф 9. 10-17; 15. 1-20; Мк 2. 15-22; 9. 33-50; Лк 5. 30-39; 6. 17-49; Ин 6. 24-71) и совершил множество чудес: исцелил слугу сотника (Мф 8. 5-10; Лк 7. 1-10), тещу Петра (Мф 8. 14-15; Мк 1. 29-31; Лк 4. 38-39), расслабленного (Мф 9. 1-8; Мк 2. 2-12; Лк 5. 18-26), кровоточивую женщину (Мф 9. 20-22; Мк 5. 27-34; Лк 8. 43-48), сухорукого и др. больных (Мф 8. 16; 28-31; Лк 4. 40; Ин 4. 46-54), изгнал нечистого духа из одержимого (Мф 9. 32-33; Мк 1. 23-28, 32-34; Лк 4. 41), воскресил дочь начальника синагоги Иаира (Мф 9. 23-36; Мк 5. 35-43; Лк 8. 41-56). Некоторые из чудес Христос совершил в капернаумской синагоге (Мк 1. 23-28; 3. 1-5; Лк 4. 33-36).
В К. Иисус произнес поучение о подати «царям земным» и «свободе сынов» (Мф 17. 24-27), а возле синагоги проповедовал о хлебе жизни (Ин 6. 32-59). Вместе с Иисусом К. посетили Богородица и Его братья (Мк 3. 31; Ин 2. 12).
Но несмотря на совершенные в К. чудеса, поучения и обличения, жители К. не раскаялись и не уверовали. И тогда было произнесено грозное решение суда Божия: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. » (Мф 11. 23; Лк 10. 15).
В К. упоминаются податный стан («мытница»), где собирались налоги особыми откупщиками («мытарями») взамен отдаваемых ими рим. правительству ежегодных платежей, и таможенная застава для взимания пошлин с торговых караванов (ср.: Мф 9. 9; Мк 2. 14-15; Лк 5. 27).
В кон. I в. по Р. Х. К. упоминается в сочинениях Иосифа Флавия. Жители К., не принимавшие активного участия в 1-й иудейской войне, позволили, однако, укрыться здесь отряду Иосифа, пострадавшему в боях с войсками Агриппы II. Иосиф лечился в К. после полученных в битве при Вифсаиде ранений ( Ios. Flav. Vita. 403). В описании природы зап. района Галилейского м. Иосиф ( Idem. De bell. III 10. 7-8) упоминает К. (Καφαρναύμ) в качестве названия источника воды (Ibid. 8 (520)).
Локализация и археологические исследования
Раскопки показали, что это место было заселено с эпохи ранней бронзы (ок. 2000 г. до Р. Х.). Сохранились остатки домов и линии предполагаемых улиц раннего среднего и позднего бронзового века. Следов пребывания людей с 1200 по 500 г. до Р. Х. не найдено. Новое поселение, вероятно, было основано уже при персах, греко-рим. и визант. периоды для К.- время расцвета, продолжавшегося до араб. завоевания в VII в. ( Loffreda. Capernaum. 1993. Р. 292; ср.: Laughlin. 1993. Р. 54). Находки, сделанные на греч. участке, показывают, что К. развивался и после араб. завоевания. Возможно, в это время начался рост христ. населения К. Результаты раскопок свидетельствуют, что город был окончательно покинут жителями только во время завоевания крестоносцами в кон. XI в.
Во время раскопок были раскрыты неск. жилых кварталов, состоявших из «жилищ большого клана», для них характерна замкнутость (все окна выходили во внутренний двор, из к-рого на улицу была единственная дверь); жилые помещения располагались вокруг внутреннего двора, на крышу дома обычно вела каменная лестница (ср.: Ibidem). Дома строились в основном из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши сооружались из деревянных балок, к-рые обмазывались слоем глины, смешанной с соломой (саманом).
Амер. библеист Дж. Л. Рид на основе имеющихся археологических данных о К. в I в. сделал ряд выводов о роли К. в региональной и межрегиональной экономике, о численности его населения и о внутренней планировке. Считалось, что благодаря расположению К. недалеко от ответвлений международной «дороги моря» (Via Maris) он стал центром интенсивной торговли и местом пересечения «потоков идей и информации» ( Strange. 1992. Р. 42). Рид, однако, не нашел оснований для такого заключения, т. к. в этой области не обнаружено милевых камней раннего рим. периода; такие находки датируются только началом строительных проектов, связанных с имп. Адрианом (117-138). Рид полагал также, что «царская дорога» и «дорога моря» разделялись не севернее озера, а южнее его, и «царская дорога» далее шла по равнине через Скифополь или на север через Кесарию Филиппову ( Reed. 2000. Р. 147). Более благоприятное по сравнению с др. галилейскими поселениями положение К. очевидно, если рассматривать его в узкорегиональной перспективе. Расположенный на границе между тетрархиями Филиппа и Антипы, К. имел порт на берегу озера и был связан, т. о., с главными городами региона: Тивериадой, Иппосом и Гадарой. Рид пришел к заключению, что К. хотя и «не стоял на главном международном торговом пути. однако есть свидетельства, что здесь имела место значительная региональная и отчасти также межрегиональная торговля, определившая его жизнь в 1-й пол. I в. по Р. Х.» (Ibid. Р. 148).
Дом ап. Петра. Октогональная церковь
О существовании в древности церкви в К. известно из записок паломницы кон. IV в. Эгерии, где говорится, что при сооружении этой церкви были сохранены стены первоначального дома ап. Петра (ср.: Petr. Diac. De loc. sanct. 194).
Остатки церкви впервые обнаружены Уилсоном. Он писал: «Вне собственно синагоги, но связанными с ней мы нашли остатки более поздней постройки, предположительно принадлежащие выстроенной в Капернауме церкви, о которой говорит Епифаний и которую в 600 г. по Р. Х. также описал Антоний как базилику, включающую в себя дом Петра» ( Wilson. 1871. P. 344).
Францисканский свящ. Г. Орфали, производивший раскопки К. в 1921-1926 гг. в 30 м южнее синагоги, раскрыл большую часть 8-угольного здания с мозаичным полом, которое он сначала принял за баптистерий. Впосл., в результате раскопок Корбо и Лоффреды, было открыто 3 основных уровня застройки этого места.
Францисканские исследователи подчеркивали христианское содержание граффити, в которых упоминается имя Иисуса: Он назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим; были обнаружены и христограммы; некоторые надписи можно интерпретировать как литургические: «аминь», «Господи, помилуй» и др. Согласно францисканским археологам, имя ап. Петра встречается в надписях не менее 2 раз, однако с этими выводами согласны не все ученые (ср.: Strange, Shanks. 1982). По палеографическим признакам надписи датируют III-V вв. ( Loffreda. Recovering Capharnaum. 1993 2. P. 60).
Территория с синагогой и домом Петра в наст. время находится в ведении Францисканской библейской школы (Studium Biblicum Franciscanum). Синагога отреставрирована и музеифицирована, а над домом Петра в 80-х гг. XX в. была построена новая католич. церковь ап. Петра (железобетонное сооружение в виде октагонального навеса на мощных опорах, не затрагивающих древний фундамент; освящена в 1990 г.). Навес защищает визант. храм от влияния окружающей среды и дает возможность осмотра его сверху, со 2-го яруса (полы сделаны из прозрачного пластика). Мозаики демонтированы и демонстрируются рядом с октагоном.
Археологические раскопки на участке Иерусалимского Патриархата
проводились в 1978-1982 гг. по инициативе Израильского департамента древностей и музеев (под рук. В. Дзафериса). Было исследовано 4 участка общей площадью 2 га. ( Tzaferis. 1993).
На северо-западе, недалеко от озера, была раскопана массивная структура, состоящая из 2 бассейнов, между ними возвышалась оштукатуренная платформа. Судя по всему, бассейны использовались для хранения свежей рыбы, которую затем выкладывали на платформу между бассейнами для продажи. Вода из бассейнов стекала в озеро по глиняным трубам.
С юго-вост. стороны от бассейнов раскрыто большое квадратное здание (13×13 м), в к-ром выделяют 5 стратиграфических слоев VII-X вв. по Р. Х. Планировка здания и его архитектура дают основание предположить, что сначала оно было общественным, затем стало частным; эти выводы подтверждают и находки археологов.
В юго-западной части территории, недалеко от озера, раскопано здание, первоначально представлявшее собой единое большое помещение (12,7×12,5 м) с оштукатуренными стенами и полом. Его постройка датируется VII в. В дальнейшем его внутреннее пространство было перегорожено колоннами и пилястрами, а сверху, возможно, был надстроен еще один этаж. Пристроенные помещения ограничили внутренний двор. Самые поздние конструкции (X в.) разделяют здание на неск. 2-3-комнатных помещений.
Поселение перестраивалось в визант. период. Под каменным полом одной из комнат был открыт клад из 282 золотых динаров омейядского периода. Здесь хорошо заметны следы землетрясения 746 г.: слой этого времени содержит пепел и развалы камней.
В этом месте не найдено фортификационных сооружений, за исключением стены толщиной 1,5 м, начинающейся на территории, принадлежащей францисканцам и проходящей вдоль сев. побережья озера. Скорее всего она не имела оборонительной функции, но использовалась в качестве дамбы при повышении уровня Галилейского м., рядом могли быть якорные стоянки для рыбацких лодок ( Tzaferis. 1993. P. 296).
На приобретенном в кон. XIX в. Иерусалимским Патриархатом участке был основан мон-рь Собора апостолов. Церковь построена в 1925 г. Службы в храме совершались без перерыва до 1948 г. После создания гос-ва Израиль в 4 км от ц. в честь Собора апостолов была установлена сирийско-израильская граница, на приграничной территории священники находиться не могли. В результате 6-дневной войны 1967 г. граница Израиля и Сирии переместилась дальше на восток, в 80-х гг. XX в. храм был фактически перестроен заново (от прежнего сохр. только каменный иконостас 1931) в традиции церквей островной Греции. В 1995-2000 гг. храм был расписан греч. худож. Константином Дзумакисом.
Синагога
I. История исследований и проблема датировки. Первые научные описания синагоги принадлежат Э. Робинсону, изучавшему ее в 1838 г. Археологические раскопки проведены С. Андерсоном (1856), Робинсоном (1857), Уилсоном (1866) и Г. Г. Китченером (1881). После этих работ арабы в знак протеста разобрали остатки синагоги в К. ( Aviam. 2004. P. 148). Видимо, тогда же были утрачены наиболее сложные элементы декора с изображениями различных существ, к-рые теперь реконструируются лишь гипотетически.
Сторонник ранней датировки Сукеник еще в 30-х гг. XX в. на основе палеографического анализа отмечал визант. характер арам. надписи на колонне «Халфи, сын Заведея, сын Иоханана сделал эту колонну. Да будет он благословен» ( Sukenik. 1934. P. 72; другая колонна имеет надпись на греческом: «Ирод, сын Мо(ни)моса, и Юстус, его сын, вместе с другими детьми воздвигли эту колонну»).
Й. Цафрир ( Tzafrir. 1995. P. 152, 157), не отказываясь в принципе от ранней датировки синагоги, в то же время подчеркивал визант. характер ее декора. Э. М. Майерс ( Meyers. 2001), Г. Фёрстер ( Foerster. 1971; Idem. 1989), Стрейндж ( Strange. 2001) поддержали раннюю датировку. Сторонниками поздней датировки (2-я пол. V-VI в.) помимо францисканских археологов были Дж. Магнесс ( Magness. 2001), Д. Милсон ( Milson. 2007), Л. Левин ( Levine. 2000. P. 196). Кроме археологических находок и результатов искусствоведческого анализа деталей в пользу датировки византийским периодом свидетельствуют и данные метрологических исследований Д. Чена ( Chen. 1986; Idem. 1990): в качестве меры при строительстве использовался византийский (31-32 см), а не рим. фут (30 см); последний перестали применять уже в нач. IV в.