Что означает слово капернаум

Капернаум

Полезное

Смотреть что такое «Капернаум» в других словарях:

Капернаум — כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия

Капернаум — Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

Капернаум — город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

капернаум — (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме. народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Капернаум — Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ. народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕРНАУМ — XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

Капернаум — А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

Капернаум — (с евр. селение Наума ) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Капернаум

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Каперна́ум, Кафарнаум (ивр. כפר נחום ‎, Кфар Наху́м, букв. «городок Наума») — древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), в Галилее, в Израиле. Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический.

Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Содержание

Происхождение наименования

История

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Библейский период

Город был основан около 2500 лет назад. К I веку нашей эры город процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания Палестины римлянами в городе стоял отряд легионеров.

Упадок

К V веку в городе проживало около 1500 человек, но в VII веке после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.

Современное состояние

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III — IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену.

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Греческой Македонии.

Интересный факт

Название города было использовано Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова снимала квартиру у портного Капернаумова.

Галерея

Что означает слово капернаум

Надпись на воротах францисканского монастыря: Капернаум. Город Иисуса.

Что означает слово капернаум

Украшения Белой синагоги

Что означает слово капернаум

Мельница и пресс для оливок

Что означает слово капернаум

Руины Капернаума, на заднем плане современная католическая церковь, построенная над тем местом где стоял дом апостола Петра

Что означает слово капернаум

Статуя апостола Петра около католической церкви

Что означает слово капернаум

Интерьер современного католического храма в Капернауме

Что означает слово капернаум

Руины византийской церкви на месте дома апостола Петра, вид через стеклянный витраж в полу католического храма

Что означает слово капернаум

Причал на берегу Галилейского моря (Кинерета) рядом с раскопками города

Примечания

Литература

Ссылки

Что означает слово капернаум Что означает слово капернаум Основные национальные парки и заповедники Израиля
Крепость Нимрод • Баниас • Нахаль-Снир • Тель Дан • Роща Таль • Ручей Аюн • Хула • Тель-Хацор • Ахзив • Крепость Йехиам • Бар’ам • Ручей Амуд • Коразим • Капернаум • Иехудия • Гамла • Курси • Хамат Тверия • Эйн Афек • Ципори • Гора Кармель • Хай-Бар Кармель • Нахаль-Меарот • Бейт-Шеарим • Тель Мегиддо • Кохав-ха-Ярден • Мааян-Харод • Ган-ха-Шлоша • Бейт Альфа • Бейт-Шеан • Ручей Таниним • Кесария • Ручей Александер • Себастия • Аполлония • Яркон • Эйн Прат • Сталактитовая пещера Сорек • Аква Белла • Кастель • Стены Иерусалима • Кумран • Иродион • Ашкелон • Бейт Гуврин • Эйнот Цуким • Древности Эйн-Геди • Эйн-Геди • Масада • Тель-Арад • Туристический центр Арада • Эшколь • Тель Беэр-Шева • Мамшит • Шивта • Могила Бен-Гуриона • Эйн-Авдат • Авдат • Туристический центр Рамон • Хай-Бар Йотвата • Коралловый берег • Парк Тимна
Сайт Службы заповедников и национальных парков (англ.) (иврит)

Полезное

Смотреть что такое «Капернаум» в других словарях:

Капернаум — Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

Капернаум — город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

капернаум — (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме. народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Капернаум — Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ. народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕРНАУМ — XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

Капернаум — А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

Капернаум — (с евр. селение Наума ) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Капернаум

Полезное

Смотреть что такое «Капернаум» в других словарях:

Капернаум — כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия

Капернаум — Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

Капернаум — город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

капернаум — (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме. народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Капернаум — Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ. народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕРНАУМ — XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

Капернаум — А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

Капернаум — (с евр. селение Наума ) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Капернаум

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Слово capharnaum на современном английском языке означает место с «беспорядочным скоплением предметов» и происходит от названия города. [8]

Что означает слово капернаум

В 1905 году немцы Генрих Коль и Карл Ватцингер начали исследование галилейских синагог. [16] Их продолжили отцы-францисканцы Венделин фон Бенден (1905–1915) и Гауденцио Орфали (1921–1926). В результате раскопок были обнаружены два общественных здания, синагога (частично восстановленная отцом Орфали) и восьмиугольная церковь. [15]

Раскопки показали, что это место было основано в начале периода Хасмонеев, примерно во 2 веке до нашей эры, и заброшено в 11 веке. [4]

По обеим сторонам обширной главной улицы с севера на юг возникли небольшие кварталы, окаймленные небольшими поперечными улицами и закрытыми переулками. Стены были построены из грубых базальтовых блоков и укреплены камнем и глиной, но камни (кроме порогов) не были обработаны и раствор не использовался. [ необходима цитата ]

Самой обширной частью типичного дома был двор, где находилась круглая печь из огнеупорной земли, а также зерновые мельницы и каменная лестница, ведущая на крышу. Полы домов вымощены булыжником. Вокруг открытого двора были устроены скромные кельи, в которые свет поступал через ряд проемов или низких окон. [18]

Учитывая грубую конструкцию стен, у обычного дома редко был второй этаж [19], а крыша была бы построена из легких деревянных балок и соломы, смешанной с глиной. Это, наряду с открытием лестницы на крышу, напоминает библейскую историю об исцелении паралитика: «И когда они не могли подойти к нему за прессой, они открыли крышу, где он был: и когда они сломал его, опустил постель, в которой лежал больной параличом «. ( Марка 2: 4)

Исследование района, расположенного между синагогой и восьмиугольной церковью, показало, что несколько больших семей сгруппировались вместе, совместно используя одни и те же дворы и внутренние проходы без дверей. В домах не было ни гигиенических помещений, ни канализации; [20] комнаты были узкими. Большинство найденных предметов было изготовлено из глины: горшки, тарелки, амфоры, лампы. Также были обнаружены рыболовные крючки, утяжелители для рыболовных сетей, бойки, ткацкие катушки и базальтовые мельницы для помола зерна и прессования оливок. [21]

Начиная с 4 века, дома были построены из высококачественного раствора и тонкой керамики. Это было примерно в то время, когда была построена видимая теперь синагога. [ необходима цитата ] Различия в социальном классе не были заметны. Здания, построенные при основании города, продолжали эксплуатироваться до момента покидания города. [ необходима цитата ]

В 1926 году францисканский отец Гауденцио Орфали [ де ] начал восстановление синагоги. Работа была прервана его смертью в автомобильной катастрофе в 1926 году (который отмечается латинской надписью вырезанной на одной из колонн синагоги), и продолжила Virgilio Corbo начиная с 1976 г. [ править ]

Было обнаружено, что один квартал домов, названный францисканскими археологами sacra insula или «священным островом» («островок» относится к кварталу домов вокруг двора), имел сложную историю. Расположенный между синагогой и берегом озера, он был найден рядом с лабиринтом домов самых разных периодов. Были определены три основных слоя:

Археологи пришли к выводу, что еще в середине I века один дом в деревне почитался как дом рыбака Петра, над которым были построены две церкви. [18]

1 век

Один дом, немного больше большинства, состоял из нескольких маленьких комнат, сгруппированных вокруг двух открытых дворов [23], один на севере, а другой на юге. В частности, одна большая комната, расположенная рядом с восточной стороной и соединяющая оба двора, была особенно большой (стороны около 7,5 метров в длину) и примерно квадратной формы. В открытом пространстве на восточной стороне была кирпичная печь. Порог, по которому можно было перебраться между двумя дворами, сохранился до наших дней.

Начиная со второй половины I века нашей эры, этот дом имел совершенно другие характеристики, чем другие дома, раскопанные при раскопках. Грубые стены главного помещения были тщательно обработаны и оштукатурены. Кроме того, почти не восстанавливается отечественная керамика, зато имеются лампы и большие кувшины для хранения. Это говорит о том, что дом больше не использовался как место жительства, а был местом собраний. [23]

Преобразование 4-го века

В этот период крестец инсула приобрел новый вид. Сначала был построен толстостенный, слегка трапециевидный корпус, окружающий весь островок ; его борта были 27–30 метров в длину. Сделанные из гипса, они достигли высоты 2,3 метра с северной стороны. У него было две двери, одна в юго-западном углу, а другая в северо-восточном углу. Далее, хотя есть свидетельства того, что частные дома оставались в использовании после преобразования, одна конкретная комната, которая раньше обрабатывалась по-другому, была глубоко изменена и расширена. Была добавлена ​​центральная арка для поддержки крыши [23], а северная стена была укреплена раствором. Уложен новый тротуар, оштукатурены стены и пол. [21] Эта структура оставалась до середины 5-го века, когда сакра инсула была разобрана и заменена более крупной базиликой.

Восьмиугольная церковь V века

В портике узор мозаики был чисто геометрическим, с четырьмя рядами смежных кругов и крестиков. В зоне внешнего восьмиугольника мозаики изображали растения и животных в стиле, подобном тому, который был найден в Базилике кормления пяти тысяч в Табхе. В центральном восьмиугольнике мозаика состояла из полосы кальцинированных цветов, поля стай рыб с маленькими цветками и большого круга с павлином в центре.

Мемориал (1990)

Мемориал представляет собой современную церковь, построенную над раскопанными останками древнего дома и византийской восьмиугольной церкви и освященную в 1990 году. [25] Дискообразная конструкция стоит на бетонных сваях, обеспечивая видимость почитаемого древнего здания. Кроме того, стеклянный пол, расположенный в центре церкви, позволяет прямой вид на раскопанные останки внизу.

Источник

КАПЕРНАУМ

[греч. Καπερναύμ, Καφαρναύμ; евр. слав. Что означает слово капернаум], древнее поселение в Галилее, главное место земного служения Иисуса Христа в этом регионе, упоминаемое 4 евангелистами. Находился на сев.-зап. берегу Галилейского м. (Тивериадского оз.), недалеко от впадения в него р. Иордан. В наст. время К.- крупный центр христ. паломничества.

Этимология названия

Cогласно Дж. А. Смиту, христ. традиция, восходящая к VI в., связывает К. с местом, которое арабы называют Телль-Хум, т. е. «холм Хум» ( Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land: Especially in Relation to the History of Israel and of the Early Church. N. Y., 1895. P. 456). В евр. сочинениях XVI в. «Йихус ха-авот» и «Йихус ха-цадиким» сообщается, что в сел. Танхум, видимо тождественном Телль-Хум, находилась могила раввина Танхума, а также (в «Йихус ха-цадиким» ) могила прор. Наума (Itinéraires de la Terre-Sainte des XIII-XVII siècles / Trad. de l’hébreu E. Carmoly. Brux., 1847. P. 385, 448). По-видимому, араб. название Телль-Хум сохранило в искаженном виде евр. название этого места, связанное с находившейся там могилой Танхума.

Сообщения письменных источников

Согласно евангелистам, К. располагался на небольшом расстоянии от Вифсаиды и Хоразина. Евангелист Матфей сообщает, что К. лежал «в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф 4. 13). Из ВЗ известно, что просле раздела обетованной земли между израильтянами колено Неффалима поселилось на сев.-зап. берегу озера (Нав 19. 32-39), однако К. в этом рассказе не упоминается.

Что означает слово капернаум

В К. и его окрестностях Христос наставлял учеников и народ, рассказывая притчи, вел беседы (Мф 9. 10-17; 15. 1-20; Мк 2. 15-22; 9. 33-50; Лк 5. 30-39; 6. 17-49; Ин 6. 24-71) и совершил множество чудес: исцелил слугу сотника (Мф 8. 5-10; Лк 7. 1-10), тещу Петра (Мф 8. 14-15; Мк 1. 29-31; Лк 4. 38-39), расслабленного (Мф 9. 1-8; Мк 2. 2-12; Лк 5. 18-26), кровоточивую женщину (Мф 9. 20-22; Мк 5. 27-34; Лк 8. 43-48), сухорукого и др. больных (Мф 8. 16; 28-31; Лк 4. 40; Ин 4. 46-54), изгнал нечистого духа из одержимого (Мф 9. 32-33; Мк 1. 23-28, 32-34; Лк 4. 41), воскресил дочь начальника синагоги Иаира (Мф 9. 23-36; Мк 5. 35-43; Лк 8. 41-56). Некоторые из чудес Христос совершил в капернаумской синагоге (Мк 1. 23-28; 3. 1-5; Лк 4. 33-36).

В К. Иисус произнес поучение о подати «царям земным» и «свободе сынов» (Мф 17. 24-27), а возле синагоги проповедовал о хлебе жизни (Ин 6. 32-59). Вместе с Иисусом К. посетили Богородица и Его братья (Мк 3. 31; Ин 2. 12).

Но несмотря на совершенные в К. чудеса, поучения и обличения, жители К. не раскаялись и не уверовали. И тогда было произнесено грозное решение суда Божия: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. » (Мф 11. 23; Лк 10. 15).

В К. упоминаются податный стан («мытница»), где собирались налоги особыми откупщиками («мытарями») взамен отдаваемых ими рим. правительству ежегодных платежей, и таможенная застава для взимания пошлин с торговых караванов (ср.: Мф 9. 9; Мк 2. 14-15; Лк 5. 27).

В кон. I в. по Р. Х. К. упоминается в сочинениях Иосифа Флавия. Жители К., не принимавшие активного участия в 1-й иудейской войне, позволили, однако, укрыться здесь отряду Иосифа, пострадавшему в боях с войсками Агриппы II. Иосиф лечился в К. после полученных в битве при Вифсаиде ранений ( Ios. Flav. Vita. 403). В описании природы зап. района Галилейского м. Иосиф ( Idem. De bell. III 10. 7-8) упоминает К. (Καφαρναύμ) в качестве названия источника воды (Ibid. 8 (520)).

Локализация и археологические исследования

Раскопки показали, что это место было заселено с эпохи ранней бронзы (ок. 2000 г. до Р. Х.). Сохранились остатки домов и линии предполагаемых улиц раннего среднего и позднего бронзового века. Следов пребывания людей с 1200 по 500 г. до Р. Х. не найдено. Новое поселение, вероятно, было основано уже при персах, греко-рим. и визант. периоды для К.- время расцвета, продолжавшегося до араб. завоевания в VII в. ( Loffreda. Capernaum. 1993. Р. 292; ср.: Laughlin. 1993. Р. 54). Находки, сделанные на греч. участке, показывают, что К. развивался и после араб. завоевания. Возможно, в это время начался рост христ. населения К. Результаты раскопок свидетельствуют, что город был окончательно покинут жителями только во время завоевания крестоносцами в кон. XI в.

Что означает слово капернаум

Во время раскопок были раскрыты неск. жилых кварталов, состоявших из «жилищ большого клана», для них характерна замкнутость (все окна выходили во внутренний двор, из к-рого на улицу была единственная дверь); жилые помещения располагались вокруг внутреннего двора, на крышу дома обычно вела каменная лестница (ср.: Ibidem). Дома строились в основном из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши сооружались из деревянных балок, к-рые обмазывались слоем глины, смешанной с соломой (саманом).

Амер. библеист Дж. Л. Рид на основе имеющихся археологических данных о К. в I в. сделал ряд выводов о роли К. в региональной и межрегиональной экономике, о численности его населения и о внутренней планировке. Считалось, что благодаря расположению К. недалеко от ответвлений международной «дороги моря» (Via Maris) он стал центром интенсивной торговли и местом пересечения «потоков идей и информации» ( Strange. 1992. Р. 42). Рид, однако, не нашел оснований для такого заключения, т. к. в этой области не обнаружено милевых камней раннего рим. периода; такие находки датируются только началом строительных проектов, связанных с имп. Адрианом (117-138). Рид полагал также, что «царская дорога» и «дорога моря» разделялись не севернее озера, а южнее его, и «царская дорога» далее шла по равнине через Скифополь или на север через Кесарию Филиппову ( Reed. 2000. Р. 147). Более благоприятное по сравнению с др. галилейскими поселениями положение К. очевидно, если рассматривать его в узкорегиональной перспективе. Расположенный на границе между тетрархиями Филиппа и Антипы, К. имел порт на берегу озера и был связан, т. о., с главными городами региона: Тивериадой, Иппосом и Гадарой. Рид пришел к заключению, что К. хотя и «не стоял на главном международном торговом пути. однако есть свидетельства, что здесь имела место значительная региональная и отчасти также межрегиональная торговля, определившая его жизнь в 1-й пол. I в. по Р. Х.» (Ibid. Р. 148).

Дом ап. Петра. Октогональная церковь

О существовании в древности церкви в К. известно из записок паломницы кон. IV в. Эгерии, где говорится, что при сооружении этой церкви были сохранены стены первоначального дома ап. Петра (ср.: Petr. Diac. De loc. sanct. 194).

Остатки церкви впервые обнаружены Уилсоном. Он писал: «Вне собственно синагоги, но связанными с ней мы нашли остатки более поздней постройки, предположительно принадлежащие выстроенной в Капернауме церкви, о которой говорит Епифаний и которую в 600 г. по Р. Х. также описал Антоний как базилику, включающую в себя дом Петра» ( Wilson. 1871. P. 344).

Францисканский свящ. Г. Орфали, производивший раскопки К. в 1921-1926 гг. в 30 м южнее синагоги, раскрыл большую часть 8-угольного здания с мозаичным полом, которое он сначала принял за баптистерий. Впосл., в результате раскопок Корбо и Лоффреды, было открыто 3 основных уровня застройки этого места.

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Францисканские исследователи подчеркивали христианское содержание граффити, в которых упоминается имя Иисуса: Он назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим; были обнаружены и христограммы; некоторые надписи можно интерпретировать как литургические: «аминь», «Господи, помилуй» и др. Согласно францисканским археологам, имя ап. Петра встречается в надписях не менее 2 раз, однако с этими выводами согласны не все ученые (ср.: Strange, Shanks. 1982). По палеографическим признакам надписи датируют III-V вв. ( Loffreda. Recovering Capharnaum. 1993 2. P. 60).

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Что означает слово капернаум

Территория с синагогой и домом Петра в наст. время находится в ведении Францисканской библейской школы (Studium Biblicum Franciscanum). Синагога отреставрирована и музеифицирована, а над домом Петра в 80-х гг. XX в. была построена новая католич. церковь ап. Петра (железобетонное сооружение в виде октагонального навеса на мощных опорах, не затрагивающих древний фундамент; освящена в 1990 г.). Навес защищает визант. храм от влияния окружающей среды и дает возможность осмотра его сверху, со 2-го яруса (полы сделаны из прозрачного пластика). Мозаики демонтированы и демонстрируются рядом с октагоном.

Археологические раскопки на участке Иерусалимского Патриархата

проводились в 1978-1982 гг. по инициативе Израильского департамента древностей и музеев (под рук. В. Дзафериса). Было исследовано 4 участка общей площадью 2 га. ( Tzaferis. 1993).

На северо-западе, недалеко от озера, была раскопана массивная структура, состоящая из 2 бассейнов, между ними возвышалась оштукатуренная платформа. Судя по всему, бассейны использовались для хранения свежей рыбы, которую затем выкладывали на платформу между бассейнами для продажи. Вода из бассейнов стекала в озеро по глиняным трубам.

С юго-вост. стороны от бассейнов раскрыто большое квадратное здание (13×13 м), в к-ром выделяют 5 стратиграфических слоев VII-X вв. по Р. Х. Планировка здания и его архитектура дают основание предположить, что сначала оно было общественным, затем стало частным; эти выводы подтверждают и находки археологов.

В юго-западной части территории, недалеко от озера, раскопано здание, первоначально представлявшее собой единое большое помещение (12,7×12,5 м) с оштукатуренными стенами и полом. Его постройка датируется VII в. В дальнейшем его внутреннее пространство было перегорожено колоннами и пилястрами, а сверху, возможно, был надстроен еще один этаж. Пристроенные помещения ограничили внутренний двор. Самые поздние конструкции (X в.) разделяют здание на неск. 2-3-комнатных помещений.

Поселение перестраивалось в визант. период. Под каменным полом одной из комнат был открыт клад из 282 золотых динаров омейядского периода. Здесь хорошо заметны следы землетрясения 746 г.: слой этого времени содержит пепел и развалы камней.

В этом месте не найдено фортификационных сооружений, за исключением стены толщиной 1,5 м, начинающейся на территории, принадлежащей францисканцам и проходящей вдоль сев. побережья озера. Скорее всего она не имела оборонительной функции, но использовалась в качестве дамбы при повышении уровня Галилейского м., рядом могли быть якорные стоянки для рыбацких лодок ( Tzaferis. 1993. P. 296).

На приобретенном в кон. XIX в. Иерусалимским Патриархатом участке был основан мон-рь Собора апостолов. Церковь построена в 1925 г. Службы в храме совершались без перерыва до 1948 г. После создания гос-ва Израиль в 4 км от ц. в честь Собора апостолов была установлена сирийско-израильская граница, на приграничной территории священники находиться не могли. В результате 6-дневной войны 1967 г. граница Израиля и Сирии переместилась дальше на восток, в 80-х гг. XX в. храм был фактически перестроен заново (от прежнего сохр. только каменный иконостас 1931) в традиции церквей островной Греции. В 1995-2000 гг. храм был расписан греч. худож. Константином Дзумакисом.

Синагога

I. История исследований и проблема датировки. Первые научные описания синагоги принадлежат Э. Робинсону, изучавшему ее в 1838 г. Археологические раскопки проведены С. Андерсоном (1856), Робинсоном (1857), Уилсоном (1866) и Г. Г. Китченером (1881). После этих работ арабы в знак протеста разобрали остатки синагоги в К. ( Aviam. 2004. P. 148). Видимо, тогда же были утрачены наиболее сложные элементы декора с изображениями различных существ, к-рые теперь реконструируются лишь гипотетически.

Что означает слово капернаум

Сторонник ранней датировки Сукеник еще в 30-х гг. XX в. на основе палеографического анализа отмечал визант. характер арам. надписи на колонне «Халфи, сын Заведея, сын Иоханана сделал эту колонну. Да будет он благословен» ( Sukenik. 1934. P. 72; другая колонна имеет надпись на греческом: «Ирод, сын Мо(ни)моса, и Юстус, его сын, вместе с другими детьми воздвигли эту колонну»).

Й. Цафрир ( Tzafrir. 1995. P. 152, 157), не отказываясь в принципе от ранней датировки синагоги, в то же время подчеркивал визант. характер ее декора. Э. М. Майерс ( Meyers. 2001), Г. Фёрстер ( Foerster. 1971; Idem. 1989), Стрейндж ( Strange. 2001) поддержали раннюю датировку. Сторонниками поздней датировки (2-я пол. V-VI в.) помимо францисканских археологов были Дж. Магнесс ( Magness. 2001), Д. Милсон ( Milson. 2007), Л. Левин ( Levine. 2000. P. 196). Кроме археологических находок и результатов искусствоведческого анализа деталей в пользу датировки византийским периодом свидетельствуют и данные метрологических исследований Д. Чена ( Chen. 1986; Idem. 1990): в качестве меры при строительстве использовался византийский (31-32 см), а не рим. фут (30 см); последний перестали применять уже в нач. IV в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *