Что означает слово калмык

Значение слова «калмыки»

Что означает слово калмык

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года); имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг; также встречаются крещёные калмыки исповедующие православие.

КАЛМЫ’КИ’, ов-о́в, ед. ы́к, а-а́, м. Монгольская народность, кочующая в пределах СССР, основное население Калмыцкой автономной области. Друг степей — калмык. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово калмыкПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: царёк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова калмык

калмык в словаре кроссвордиста

калмык

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «калмык»:

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «калмык»:

Википедия

Примеры употребления слова калмык в литературе.

Он не знал, что будет вскоре значить для сотен тысяч людей ответить на пятый вопрос анкеты: калмык, балкарец, чеченец, крымский татарин, еврей.

Решалась судьба калмыков и крымских татар, балкарцев и чеченцев, волей Сталина вывезенных в Сибирь и Казахстан, потерявших право помнить свою историю, учить своих детей на родном языке.

Едем мы по степи человек десять верхоконные и стали только доезжать до этой самой юрты, как, заслышав нас, из нее выскакивает молодой калмык.

Между Волгой и Яиком, по необозримым степям астраханским и саратовским, кочевали мирные калмыки, в начале осьмнадцатого столетия ушедшие от границ Китая под покровительство белого царя.

И хотя калмыки оных своих ребят у них, казаков, к себе требовали, но они им в том отказали.

За сие калмыки, озлобясь, употребили противу их такое лукавство, что, собравшись многолюдно, скрылись в потаенное низменное место, а вперед себя послали на высокое место двух калмык и приказали, усмотря яицких казаков, рыть землю и, бросая оную вверх, делать такой вид, якобы они роют звериные ж ямы.

Одним словом, калмыки в мыслях своих представляли, что сей путь будет для них, как прежде всегда было, приятною прогулкою от песчаных равнин Волги и Урала до гористых вершин Иртыша.

Пограничная цепь китайских караулов грозно преградила им вход в прежнее отечество, и калмыки не иначе могли проникнуть в оное, как с потерею своей независимости.

В 1791 году получены с китайской стороны разные известия, что калмыки намереваются возвратиться из китайских владений и по-прежнему отдаться в российское подданство.

Башкирцы, калмыки и заводские крестьяне остались на прежнем месте, в своих кибитках и землянках.

В самое сие время в двух верстах от Самары показались ставропольские калмыки 1, идущие на помощь бунтовщикам.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: kalmyik
Задом наперед читается как: кымлак
Калмык состоит из 6 букв

Источник

Калмык

Содержание

Калмыки (калм. Хальмгуд) — часть ойратов, мигрировавших в XVII веке в Нижнее Поволжье (Калмыкия) и Северный Кавказ. Говорят на калмыцком (калм. Хальмг келн; ойрат-калмыцком) языке монгольской ветви алтайской языковой семьи и русском.

Название

Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает «оставшиеся». Так западные тюрки называли своих соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. В русских письменных источниках этноним калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Автоэтноним (самоназвание)

Территория расселения

Что означает слово калмык

Калмыки (дорвюды (дербеты), торгоуты, хошоуты, бузавы) проживают в Республике Калмыкия — 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002 года.

Большие группы ойратов (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района; провинция Цинхай) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) — около 150 тыс. человек.

Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» — в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.)

Численность

Этнические и этнографические группы

Что означает слово калмык

До настоящего времени для калмыков характерно наличие группировок — дорвюдов (дэрбэтов), торгоутов, хошеутов и бузава. С середины 20 в. происходит активное смешение различных групп и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки — монголоиды.

Письменность

Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг (Ясное письмо) был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.

Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Калмыки которые поселились в Кыргызстане, а точнее на Иссык-Куле являются мусульманами т.е. исповедуют ислам. Есть целая сельская управа где есть населенные пункты как Челпек, Борю-баш и др. где живут калмыки.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной аристократии, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

Религия

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления — шаманизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями. Этот праздник до сих пор почитаем у калмыков.

Фольклор

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.

Военная организация

Калмыцкая конница принимала участие во многих войнах как нерегулярная часть российской армии (См. Полтавская битва, Отечественная война 1812 года).

Источник

Калмыки — “отделённый” народ калмыцких степей

История калмыков неразрывно связана с прошлым России, она позволяет лучше понять этот народ, проникнуться его ценностями и идеалами. Более трёх с половиной веков назад калмыки добровольно стали подданными России, тем самым связав свои судьбы с русскими. Однако этим временам предшествовали непростые суровые испытания, драматичные события, происходившие в жизни племён.

О происхождении и становлении калмыков как народа написано немало научных работ, однако по сей день остаются спорные вопросы. Я же предлагаю погрузиться в прошлое Калмыкии и узнать, как складывалась судьба её народа. Кто стал предками современных калмыков? Что ожидало их после вхождения в состав России?

Название народа

Сами калмыки называют себя “хальмгуд”. Как считают языковеды, слово это принадлежит к тюркским языкам, а его основа “хал-” (“гал-”) означает “отделение”. Относительно такой интерпретации самоназвания и привычного нам слова “калмык” высказывался русский учёный В.М.Бакунин, что много лет жил в Калмыки. Он писал:

“Сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев”.

Это определение очень ярко отражает историю калмыцкого народа. В трудах немецкого исследователя Петра Палласа отмечается, что калмыков действительно можно назвать отделившимся племенем от основной группы своих предков — ойрат-монголов.

Его коллега Б.Бергман не согласен с этой теорией. По его мнению, “отступниками” калмыков называли из-за отказа от шаманизма, который являлся господствующей религией их предков. На мой взгляд, первая гипотеза вернее, поскольку сами исторические факты говорят в её пользу.

Что означает слово калмыкКалмыки в 1917 году

Появление калмыков

Формирование калмыков приходится на конец XVI столетия. В те времена часть ойратских племён, прежде населявших Джунгарию, отделяется от основной массы. Перемещение общин происходит в сибирские пределы — вдоль рек Иртыш, Омь, Ишим. Со временем кочевники перемещаются к юго-западным землям, занимая территории у Волги и Прикаспия. Именно там, как считает большинство историков, и происходит зарождение калмыков.

Но что заставило часть племён отправиться к новым неизвестным землям? На этот счёт есть разные мнения. Ойраты занимали немалые территории, а потому со временем стали нуждаться в новых пастбищах и местах проживания. Вероятно, это и стало основной причиной отделения группы, что в дальнейшем дало начало калмыцкому народу.

Междоусобные войны также сыграли немалую роль в вытеснении значительной части общин. Однако воевать предкам калмыков пришлось и по пути к своей новой родине. В процессе переселения происходили столкновения с ногаями, казахами, башкирами.

Что означает слово калмыкГ.Лучинский «Калмыки на Иртыше в XVI веке» (светло-зеленый цвет)

Отношения с русскими

Укрепившись на новых землях, калмыки начинают налаживать отношения с русскими. Я хочу отметить, что для каждого из народов такой союз имел свои выгоды. Калмыкам необходимо было расширять свои торговые пути, развиваться экономически.

В свою очередь, русским нужны были силы для противостояния татарам и туркам. Калмыки были идеальным вариантом — у них имелось многотысячное войско и прекрасная конница. Представители этого народа участвовали во многих военных операциях под командованием русских.

Во второй половине XVI века на территории Российской империи появляется Калмыцкое ханство, жители которого являлись подданными русского царя. Впрочем, далеко не всегда обещания калмыцких тайджи исполнялись — понятие о клятве в верности у них и русских сильно различалось.

Исследователь Фёдор Бюлер в своих работах отмечал:

“Присяга в верности кочевых азиатских племён в глазах их самих не заключает в себе ничего святого. Она для них лёгкое средство для достижения предполагаемых выгод и нарушить её при первом удобном случае им ничего не значит”.

Новое “отделение” калмыков

Между представителями русской и калмыцкой аристократии заключались браки, образовывая крепкие союзы между общинами разных народов. Негативным аспектом стала христианизация.

Многие калмыки отказались принять новую веру, из-за чего часть племён вернулась в Джунгарию. Усугубили положение несколько голодных зим, из-за чего калмыцкие крестьяне не могли платить налог русским помещикам. Население вынуждено было бежать от непосильного оброка.

Основная часть калмыков отправилась к Маньчжурии. Сложный изнурительный переход длился более полугода. Часть племён пострадала из-за болезней, немалое число калмыков было уничтожено казахами, атаковавшими беглецов.

Представители народа, оставшиеся в России, стали жителями Астраханской губернии. Как и их предки, калмыки не раз славно проявили себя во многих войнах, в которые отправлялись вместе с русскими.

Что означает слово калмыкВасилий Верещагин «Калмыцкий лама» 1869-1870

Калмыки в наше время

Прошлый век принёс много перемен в жизнь калмыков. В первую очередь, они стали оседлым народом. Власти России старались повысить уровень образованных людей Калмыкии. Люди изучали латиницу и кириллицу, с помощью которых калмыки могли бы изучать родной язык. В дальнейшем было решено повсеместно перейти на русский язык.

Республика Калмыкия сегодня является субъектом Российской Федерации. В наше время на её территории проживает около 165 тысяч калмыков, часть народа живёт в Киргизии и Казахстане. С переходом к оседлому образу жизни у калмыков начало развиваться земледелие.

Что означает слово калмыкНачало 20 века. Группа калмыков

Сегодня на их родине выращивают зерновые, лён, табак, арбузы и дыни. Люди, живущие неподалёку от рек, занимаются рыболовством, однако и в наше время скотоводство играет главную роль в деятельности калмыцкого народа. Как и их предки, современные калмыки поддерживают торговые связи со многими соседними народами.

Современные калмыки с трепетом относятся к старинным обычаям и верованиям. Среди калмыков встречаются приверженцы христианства, тибетского буддизма, ислама. В разные периоды своей истории на них оказывали влияние другие племена, однако калмыки сохранили национальную самоидентичность, а сегодня в Калмыкии и вовсе происходит культурное возрождение былых традиций.

Источник

Войдите в ОК

Происхождение слова калмык, о том, что нас якобы назвали тюрки. Великий фольклорист и знаток языка Сандҗи Каляев исследовал этот вопрос о самоназвании.
Он внятно пояснил, что тюрки незаслуженно примазаны к этой теме, из-за случайного созвучия. Учите суффиксы родного языка, добавить нечего.

1. Как подходили и продолжают подходить к объяснению слова “КАЛМЫК”.

2. Объяснить: не тюрки дали это имя, а тюрки восприняли искаженно.

3. Русские восприняли у тюрков и по-своему переделали.

4. КАЛМЫКИ (называют) себя:
“УЛАН ЗАЛАТА ХАЛЬМГ ТАҢҺЧ” – торжественное название.
Собственное название – самоназвание ӨӨРД ед.ч., ӨӨРДНР мн.ч. (ДӨРВН ӨӨРД)

«Ута улан туганяла
Улаһад өөдән делсенә.
Улан залата Хальмг таңһачнь
“Ура” дурдәд мордона!»

Из песни слова не выкинешь!…

5. У калмыков написанной истории не было, они не успели написать, времени не было у них. Некогда было. Постоянно находясь на кордонной службе новой родины (России), калмыки, почти все интеллигентные, передовые люди погибли в этих многочисленных схватках с врагами земли русской.

* **
У калмыков есть обыкновение – встречаясь в степи, или где-то с
незнакомыми или незнакомым назвать себя самовозвышенно: например, встречаясь в степи:
“КАК ВАШЕ ИМЯ?”

«Нүкн болсн бөөргт
Нүд чичм – харңһуд
Алдл уга хадг
Тәвл уля татдг

Ааһар әрк уудг
Аҗрһар аду көөдг
Атхад авсан тәвдго
Аавин көвүн Бадмв!»

Ученые должны и обязаны кроме архивных бумаг интересоваться живым народом: что у них есть по поводу изучаемого вопроса; что говорят национальные предания;
в фольклоре как отразилось это; в его (народа) устах, что сохранилось.

ХАЛЬМГ – т. к. у тюрков нет в их языке звука “Х”, они восприняли, как
понимали они сами, (на свой манер, звуковыми средствами своего языка) и произносят на “К” – “КАЛМАК”.

И русские, также не имея в природе своего языка ни “Һ” (среднеязычного г) и не тюркского “К” (звук между һ и к) стали произносить, т. е. называть, (используя) свои языковые средства, “КАЛМЫК” (калмак).

Почему-то ни один ученый исследователь не задавал себе вопрос – что
подразумевается у самих калмыков под этим словом?
Почему Златкин (автор версии про «калмаков») не интересовался таким вопросом? …

Как понять такое игнорирование?
Что же выходит так, его не интересует живой народ и его мнение, а только его название.
Более чем странно: в поисках объяснения слова “КАЛМЫК” ищут у кого-то, у соседей, роятся в архивных бумагах, а не интересуются тем, что думают об этом САМИ КАЛМЫКИ.

Между прочим, если хотите сказать, что калмыцкие ученые тоже так делают, то ответ готов: “Вы именно научили их так действовать. Они, слепо подчиняясь вашей учености, забыли спросить у своего отца, как его звали, а повторяя за вами, спрашивают у других: “Скажите, дядя, как зовут моего отца. ”

Встречаясь впервые, человек с человеком, народ с народом, естественно спрашивали:
“Как вас назвать?” Кто вы будете?” Следовал ответ – “ХАЛЬМГ!” (ХАЛЬМГ КҮН, ХАЛЬМГ ЦЕРГ, УУДАН КЕМЛДГ КҮЛГҮДТӘ – УЛАН ЗАЛАТА ХАЛЬМГ и т. д.).

Но новый сосед, новый знакомый из чужой, непонятной речи поймал самое минимальное и стал называть “КАЛМАК” (һалмак). Иногда даже вкладывая в него свое пренебрежение к этому народу.
Логически рассуждая, мы приходим к этому выводу.

А тот вывод, который делают со стороны, что будто бы тюрки увидели каких-то иноплеменников и назвали их “КАЛМАК” (что будто бы означает “отставшие”, “отделившиеся”), конечно, не выдерживает никакой критики. Т. к. прежде чем искать историю незнакомых людей, в первую очередь естественно надо узнать кто он? Кто же этот незнакомец? Киргиз, русский, турок и т. д.
Также бесспорно, ответ дает сам незнакомец, иначе без него не угадаешь, не узнаешь из какой он национальности, как называется его национальность.

Следовательно, первый вывод: ОЙРАД сам себя первым окрестил “КАЛМЫКОМ” (не калмаком).

Доказательством этому выводу служит еще и такое обстоятельство.
Нам известно из литературы, слово “КАЛМАК” одновременно являлось презрительным прозвищем. Да, в это слово вкладывали презрение. Даже в совсем недавнее время это чувствовалось из уст какого-нибудь панисламиста или некоего другого, отсталого элемента, вырывалось оно, оскорбляя слух. Таких примеров в истории народов много. Например, остяк, чукча, … тунгус, кацап, жид и др.
Но ни один народ не радовался тому, что его называют оскорбительным словом и не принимал это название взамен своего собственного самоназвания (украинец, еврей, эвенк и т. д.).

МЫ, ОЙРАДЫ, называли сами себя “УЛАН ЗАЛАТА ХАЛЬМГ ТАҢҺЧ». Что же тогда за слово “ХАЛЬМАК”?
Откуда оно взялось и почему ойрады себя стали называть наряду со своим самоназванием “ӨӨРДНР” еще “ХАЛЬМГ?”

Ответим и на этот вопрос.

ЗАЛ! А! – УПРАВЛЯЙ. УЛАН – КРАСНЫЙ. Взят этот цвет как символ пролитой крови за национальную независимость. Было пролито много крови лучших сыновей и дочерей, когда завоевали это самоопределение.

В память тех, кто отдал свою жизнь за это дело, взят этот цвет, улан зала, как знак различия от других родственных народов.

Из истории известно, что калмыки улан зала стали носить как национальное отличие с середины 1450 года, как раз с того момента, как создали СВОЕ КОЧЕВОЕ ГОСУДАРСТВО, т. е. добились национального самоопределения после долгой борьбы против своих извечных угнетателей.

“УЛАН ЗАЛАТА ХАЛЬМГ ТАНҺЧ” – НАРОД, КОТОРЫЙ НЕСЕТСЯ НЕУДЕРҖИМО И НОСИТ КРАСНЫЙ ЗАЛА!

Но все-таки, откуда произошло слово “ХАЛЬМАГ” и почему себя так назвали ОЙРАДЫ?

“ХАЛЬХ” – глагол “НЕСТИСЬ НАД ЗЕМЛЕЙ” или “ВОЗНОСИТЬСЯ”, “ХАЛӘД ОДНА” – НЕСЁТСЯ.
“ХАЛЬ” – повелительная форма, НЕСИСЬ! ЛЕТИ! ПОЛЕТИ!

Когда к этому корню слова наращивается суффикс “МГ”, из глагольной основы ХАЛЬ – плюс “МГ”, образуется имя прилагательное “ХАЛЬМГ”.
Что значит имеющий качество НЕСТИСЬ, т.е. ЛЕТЕТЬ, ДВИГАТЬСЯ БЫСТРО, СТРЕМИТЕЛЬНО, КАК ЛЕТАЮЩИЙ.

Суффиксальный закон словообразования калмыцкого языка нам помогает разобраться в этой сложной проблеме,
которая искала свое решение в столь продолжительное время только потому, что люди-ученые искали это решение вне арсенала калмыцкого народа.

Как в нашей народной мудрости говорится, “перетряси большую кибитку, не найдешь альчика, лежащего в маленьком бурдюке”.

С.Каляев
.
(Опубликовано в газете: Хальмг үнн. – 1993. – Һаха сар.
14 (29 сент., №181). – С. 3.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *