Что означает слово кафир в исламе
Кяфир
Полезное
Смотреть что такое «Кяфир» в других словарях:
кяфир — м.; = кафир Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Кяфир — Неверные (араб. كافرون , кафирун) понятие в исламе для обозначения неверующих в Единого Бога и посланническую миссию хотя бы одного из пророков ислама. Этому понятию посвящена 109 глава Корана. См. также Сура Неверные Куфр Литература Пьер… … Википедия
Кефир — Под именем К. известен напиток, приготовляемый из коровьего молока при участии кефирных зерен, заключающих в себе специфические микроорганизмы, вызывающие определенное брожение. К. в различных местах носит различное название, а именно: кяфир,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
гяур — (иноск. бранн.) у мусульман всякий немусульманин Ср. И дочь неволи, нег и плена Гяуру сердце отдала. А.С. Пушкин. Бахчисарайский фонтан. Гяур (тюрк.) = кяфир (арабск.) неверующий … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Мораль — (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства … Википедия
Взятие Ташкента войсками генерала Черняева — Содержание 1 Предпосылки и причины организации похода на Ташкент 2 Начало экспедиции … Википедия
Даджаль — Аль Масих ад Даджаль (المسيخ الدجال ложный мессия) аналог антихриста в исламской традиции. Его появление, согласно исламскому вероучению, ознаменует те испытания, которые выпадут людям в конце времён перед Концом Света. Когда Даджаль явится … Википедия
Даджал — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Штурм Ташкента — Содержание 1 Предпосылки и причины организации похода на Ташкент 2 Начало экспедиции … Википедия
Куфр — неверие в существование и единство Аллаха. Куфром считаются все убеждения помимо Ислама. (См. Кяфир). (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) … Ислам. Энциклопедический словарь.
Кто такой кафир? Ошибочное понимание коранического значения слова
Абдуллах аль-Андалуси (Abdullah Al Andalusi)
Одно из распространенных заблуждений, касающихся исламских понятий, это употребление арабского слова «кафир».Проблема возникает из-за того, что некоторые мусульмане и большинство немусульман не знают особенностей употребления этого слова в Коране и не учитывают то, что иногда одно и то же арабское слово может употребляться в Коране в разных смыслах.
Исламофобы любят пользоваться этим, несправедливо обвиняя мусульман в том, что те «называют немусульман унизительными словами» — при этом они ссылаются на юридический смысл понятия «кафир», которым в мусульманском праве называются люди, которые не считают себя мусульманами. И когда мусульманские ученые говорят о покарании кафиров (мн.ч. куффаар) в вечной жизни, исламофобы интерпретируют это как приговор к адскому пламени для всех немусульман на земле.
Кроме того, некоторые люди, не владеющие арабским и не знающие нюансов коранического арабского языка, путаются, когда те же самые ученые, говорят о наказании «кафиров» после смерти и при этом поясняют, что «немусульманин» или «иноверец» не обязательно означает того, кто в итоге попадет в ад. В чем же дело? Причина путаницы заключается в непонимании терминологии Корана и того факта, что Коран употребляет одни и те же арабские слова в разных значениях.
Кораническое употребление слова «кафир»
Слово «кафир» происходит от корня «к-ф-р» (скрывать, нечто скрытое), кроме него в Коране употребляются 525 слов с тем же корнем. Слово «кафир» в единственном и множественном числе встречается в Коране 153 раза. В буквальном смысле оно значит «тот, кто скрывает». Таким образом, буквальный смысл этого слова вовсе не «неверный». Однако оно используется для передачи разных смыслов в зависимости от конкретного контекста.
В разных местах Корана слово «кафир» употребляется в разных смыслах, например:
— употребление в буквальном смысле
Слово «кафир» относится к тому, что скрывает или кто в прямом смысле что-то прячет. В 20-м аяте 57-й суры им называют земледельцев в том смысле, что они запахивают семена в землю, т.е. покрывают их землей.
— употребление в теологическом*смысле
Слово «кафир» может употребляться в теологическом смысле в отношении тех, кого будут судить в вечной жизни как неверных, т.е. тех, кто был неискренен в жизни и сознательно отвергал истину, скрывал ее, хотя знал о ней. К той же категории относятся и те, кто не хотел сомневаться в том, чему его учили (т.е. слепые последователи) и не искал истину, когда почувствовал неуверенность в своих убеждениях. Это значение распространяется на неискренних людей, независимо от того, называют они себя мусульманами или немусульманами в этой жизни.
— употребление в политико-правовом и социальном смысле
Слово «кафир» может использоваться в отношении общины, народа или происхождения человека, не будучи теологическим приговором. Например:
Замечания по поводу перевода с арабского
Итак, как видим, при переводе слова «кафир» на русский язык необходимо соблюдать все эти различия в зависимости от контекста. Когда это слово употребляется в теологическом смысле, следует его переводить словом «неверный», так как, пока не наступил Судный день, только Богу известно, кто действительно отвергает истину, не верит в нее. Другое дело, когда речь идет о его употреблении как родового названия неверующих/иноверцев. Это следует учитывать при переводе слова «кафир» в сугубо правовом контексте, когда речь идет об отношениях между мусульманами и немусульманами.
Разница между «неверным» и «неверующим» в русском языке заключается в том, что первый активно отрицает истину (или отказывается искать истину, т.е. является слепым приверженцем того или иного верования), тогда как «неверующий» — слово с более широким значением, подразумевающее только отсутствие веры. Точно такая же смысловая разница между словами «обезоруженный» и «безоружный»: первый означает «лишенный своего оружия», второе – просто «не имеющий оружия».
Таким образом, точнее переводить слово «кафир» как «неверный» в теологическом контексте, когда речь идет о человеке, отрицающем истину или ее поиски, и как «неверующий/иноверец» — в общественно-правовом контексте в значении «человек, который не исповедует ислам».
Сейчас прослеживается тенденция при переводе Корана переводить «кафир» как «многобожник», подразумевая тем самым определенный историко-географический контекст – Аравию VII в. – без каких-либо уточнений.
Ханифы (идущие прямым путем) будут спасены в вечной жизни
Так же как христианство, ислам утверждает, что спасение предопределяет только Бог, и только Он ведает, кто действительно является «неверным», т.е. упорствующим в неверии, и только Ему судить, что ждет человека в вечной жизни.
В Судный день будут люди, которые никогда не называли себя мусульманами и, однако же, они будут избавлены от вечных мук. Речь идет о ханифах – людях правильного пути. Известный пример ханифа – Зейда ибн Амра, жившего во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Этот человек при жизни никогда не называл себя мусульманином. Коран объясняет, что в Судный день будут христиане, иудеи и люди других вероисповеданий, которые спасутся, ибо они были честными, отвергали ложь, принимали истину, которая была доступна в их время:
«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:62).
По Своей высшей Мудрости и Милосердию Бог будет судить каждую душу с учетом ее жизненных обстоятельств, деяний, искренности, возможности и желания познать истину, доступности ей Откровения.
Помимо вышеупомянутого аята (Коран, 2:62) об иноверцах, которые спасутся, ислам говорит о спасении неверующих, которые искренне стремились к истине. Об этом говорит исламский ученый Ибн Таймия. Он указывает, что термин «кафиры» в отношении этих людей не значит, что они принадлежат к неверным, которых ждет кара:
Мунафики (порочные мусульмане) будут покараны в вечной жизни
И наоборот, тот, кто называет себя мусульманином в этом мире, может после смерти оказаться кафиром (в теологическом смысле, т.е. настоящим неверным) и быть осужден на вечные муки.
О тех, кто называет себя мусульманами, но не спасется, Коран говорит:
«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха». Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами. Они сделали свои клятвы щитом и сбили других с пути Аллаха. Воистину, скверно то, что они совершают!» (Коран, 63:1-2).
Может случиться, что после смерти тот, кто никогда не называл себя мусульманином (т.е. немусульманин), не окажется неверным в глазах Аллаха, тогда как тот, кто на словах был мусульманином, окажется в глазах Аллаха неверным.
Слово «немусульманин» по смыслу не совпадает со словом «неверный» (так же как со словом «земледелец»), хотя в Коране всем трем соответствует одно слово. Это то же самое, что и с арабским словом «занн»: в Коране оно может означать как «уверенность», так и прямо противоположное, т.е. «сомнение», в зависимости от контекста.
Итак, возможно, что для тех, кто не знает семитских языков и Корана, все это выглядит довольно запутано, но можно однозначно сказать, что все кафиры будут наказаны Богом за неискренность, независимо от того, назывались ли они мусульманами, тогда как ханифы (немусульмане, стоявшие на правильном пути) и мусульмане будут спасены за свою искренность.
Только Бог знает, кто из тех людей, которые называют себя мусульманами или немусульманами, действительно неверные, и кто по-настоящему ищет истину.
Заключение
Многие исламофобы на Западе пользуются сложностью некоторых исламских понятий и сеют ненависть к мусульманам и мусульманским ученым, обвиняя их перед лицом неискушенной в тонкостях исламской теологии немусульманской аудитории в том, что они, называя всех «кафирами», «обрекают всех немусульман гореть в аду». Но на самом деле это не так.
В иудаизме иноверцев называют «гоями» (в буквальном значении «народы», т.е. народы, не принадлежащие к израильским племенам). Гой может быть праведником и спастись, в этом слове нет ничего унизительного. В обоих случаях название «кафир» или «гой» не указывает на судьбу человека после смерти, а только относит его к определенной категории с точки зрения иудейского права (галахи) или шариата. Это слово может быть унизительным только в определенном контексте и при определенной интонации, так же как слово «негр» может быть унизительным или просто указывать на принадлежность к расе. Таким образом, уничижительный смысл слову придает контекст.
Ни мусульманин, ни кто-либо иной не может судить о том, что постигнет человека после смерти – этот суд предстоит вершить только Богу. Точно так же, никто не знает, действительно ли кто-то является неверным. Иначе, какой смысл мусульманину призывать людей к исламу, если он, на самом деле, считает их неверными, т.е. теми, кто по определению неискренен и отвергает истину. Иноверец или неверующий может принять истину. Мусульманин должен четко понимать, что в теологических дискуссиях использовать слово «кафир» в значении «неверный» вовсе не то же, что использовать его в смысле «не верящий в ислам». Во втором случае слово «кафир» используется только для практического обозначения немусульманина в рамках категорий и определений исламского права, а значит, не является унизительным и не должно восприниматься таковым.
*Строго говоря, здесь следует говорить об «эсхатологическом» смысле. Эсхатология – раздел богословия, посвященный конечным судьбам мира и человека, Судному дню, загробной жизни. Слово происходит от греческого «eschatos», что значит «конечный, финальный». В арабском языке оно близко по значению к слову «ахират» (вечная жизнь), которое также происходит от слова «конечный, последний» (ахир).
Ответы на любые вопросы
В нашем мире много религий. Каждая старается ответить нам на все вопросы нашей с вами жизни. На основе этих ответов через религию мы видим и понимаем жизнь. Вера в каком-то смысле объединяет всех нас. Но как религия относится к тем, кто не исповедует её? Одни не принимают их всерьёз, другие просто игнорируют, а некоторые относятся к ним крайне враждебно. Возьмем, к примеру, молодую религию ислам. Он имеет много различных течений и каждое из этих течений них по-своему относится еретикам. Многих людей интересуют кафиры, кто это такие и кого так называют. И сегодня мы ответим на данный вопрос.
Что значит кафир?
Мусульмане делят кафиров на несколько групп:
Такие деления нужны для того, чтобы наиболее четко провести грань между врагами и союзниками. Таким образом, аль-харбий – враг. Остальным группам нельзя наносить какой-либо вред. Из всего этого понятно, что к кафирам относятся по-разному, но одно остаётся неизменным – Джаханнам после смерти, то есть цепи, огонь, мрак и страдания.
Кто такие кафиры в исламе?
Для начала следует поговорить про аль-зимми. Во время завоеваний Арабского халифата в седьмом веке в стране появилось много верующих других религий. Среди них были в основном христиане и иудеи. Их нужно было контролировать, поэтому для них ввели джизью (дань) и заставили соблюдать шариат.
Дань не платили женщины, дети и старики. Ей облагались в основном взрослые мужчины. Из-за этого мусульмане относились к ним мирно и защищали зимми, но в современном мире их очень мало. Все завоевания были в средние века, а захваченные их потомки со временем переходили на местные языки и принимали ислам.
Аль-мустаман и аль-муахид для мусульман не являются врагами по разным причинам, но всё равно некоторые верующие ислама относятся к ним враждебно. Чаще всего повод для этого течение ислама, в которое верит мусульманин. Тогда неверующий становится «харби». При необходимости мусульманин может нанести вред этому человеку. В некоторых случаях доходит до убийства.
Что такое куфр?
Как говорилось выше: именно из-за куфра люди становятся кафирами. В исламе 55 больших грехов и многие из них считаются куфрами. Например, пойти к гадалке считается куфром.
В целом их можно разделить на четыре части:
В Коране очень много примеров среди людей, которые ярко показывают подробности. Такие, как: Иблис и Абу Талиб. Всё это неотъемлемая часть ислама. Если вам очень интересно понятие кафира, то вы рано или поздно узнаете про куфр.
Образ кафиров
Сегодня возникает много вопросов о кафирах в исламе. Если раньше убийство неверующего была нормой для многих, то сейчас мысли многих людей кардинально поменялись. Появляются сомнения о дозволенности некоторых вещей. Например: любовь, общение, вражда и так далее.
История кафиров
С первых лет ислама верующие и кафиры как-то уживались между собой. Часто это была жестокая вражда, где виновными были не только мусульмане. Было много джихадов, где исламисты силой призывали к вере в Аллаха. Но так же мусульмане были с другой стороны баррикад, где их насильно призывали к другой вере.
Понятие неверующих в исламе не сложное, но требует некоторых знаний для полного понимания. Для более подробного изучения мы рекомендуем обратиться к Корану, где в мельчайших подробностях и с примерами можно изучить этот не простой вопрос. Многих школьников и студентов интересуют кафиры, кто это такие – это люди, не признающие существование Аллаха.
Видео о мусульманах
В этом ролике имам Эльдар расскажет, являются ли Христиане и Иудеи кафирами для мусульман, что входит в это понятие:
Кто есть мусульманин, а кто кафир?
Одним из самых щепетильных вопросов в Исламе является обвинение кого-либо в неверии (такфир). В последнее время слово такфир все чаще ассоциируется с заблудшими мусульманами, которые без устали обвиняют в неверии всех тех, кто хоть чем-то противоречат их убеждениям.
Действительно, эта проблема очень актуальна в наше время, но наряду с этой крайностью существует и другая крайность. Крайность, заключающаяся в том, что некоторые мусульмане смешали и исказили правила называния кого-либо мусульманином. И это несмотря на то, что Шариат установил четкие, недвусмысленные и понятные всем правила обвинения кого-либо в неверии или называния кого-либо мусульманином.
Известно, что для принятия Ислама нет каких-либо особых ритуалов, как это есть в других религиях. Принять Ислам очень просто, достаточно произнести слова свидетельства (шахада), будучи абсолютно убежденным в них, без тени сомнения и принуждения, а также покорившись им. Но точно так же из Ислама довольно просто выйти, достаточно иметь какое-нибудь убеждение, высказать какое-нибудь слово или совершить какое-нибудь действие, противоречащие основам Ислама и указывающие на отрицание того, с чем пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Признать веру языком является обязательным условием для того, чтобы мы считали определённого человека мусульманином. Ввиду того что нам неведомо, какое убеждение исповедует тот или иной человек, мы выносим решения на основе явных слов и действий человека. По этому поводу правило Шариата гласит:
نحن نحكم بالظاهر والله يتولى السرائر
«Мы выносим решения на основе внешних проявлений человека, а Аллах берет на Себя тайное».
Таким образом мы понимаем, что пока не мусульманин не произнес слова свидетельства о вере, он для нас не будет считаться мусульманином. И наоборот, пока мусульманин не произнесет слова или не совершит действия, выводящие его из Ислама, то такой человек не перестает для нас оставаться мусульманином. Это очень простое, но в то же время важное правило, которое нам всем необходимо запомнить. Оно упоминается, например, в известной нам книге «Мухтасар», которую издавна принято изучать в Дагестане. Ее автор Али аль-Кумухи (ум. в 1529 г.) пишет в ней следующее:
فمن ترك الاقرار فهو كافر
«Кто не признал веру словесно – кафир».
Здесь важно отметить, что под непризнанием веры мы имеем в виду ту ситуацию, когда нет каких-либо препятствий для этого, например, человек не является немым. В случае немоты, разумеется, на него не возлагается произносить признание веры вслух.
Пишет дагестанский ученый Яхья аль-Гамсутли (ум. в 1946 г.) в своем комментарии к «Мухтасару» под названием «Канз аль-иман аль-кабир»:
وأما الآبي بأن طلب منه النطق بالشهادتين فأبى فهو كافر فيهما ولو أذعن في قلبه فلا ينفعه ذلك ولو في الآخرة
«Что же касается того, кто отказывается произносить свидетельство [без уважительной причины]: так что от него потребовали произнести оба свидетельства, а он отказался, тот считается кафиром в обоих мирах, даже если покорился сердцем. Ему это не принесёт пользу, даже на том свете».
Кому-то может не понравиться поднятие данной темы, мол, называние иноверцев кафирами сеет межконфессиональную рознь и т.д. Это весьма распространённая позиция, которая не только противоречит здравому смыслу, но и угрожает целостности веры мусульман.
Во-первых, нет ничего предосудительного в назывании иноверцев кафирами, ведь слово кафир означает «неверующий», то есть он не верит в то, во что верим мы. Таким образом, мы просто констатируем очевидный факт. Данное понятие было введено Всевышним Аллахом в Коране, так неужели теперь мы будем отменять то, что ввел Всевышний Аллах?
Да, запрещается называть кого-либо кафиром, проявляя гордыню, потому что Ислам запрещает проявлять гордыню над кем-либо из творений. По этому поводу шейх Саид-афанди (к.с.) говорил: «Шариат запрещает гордыню. Нельзя гордиться тем, что ты родился мусульманином или стал мусульманином, это не твоя заслуга, а милость Всевышнего к тебе».
К тому же, надо отметить, что подобный термин в отношении иноверцев используют и представители других религий. Так, в христианстве тоже употребляется слово неверные, оно даже неоднократно упоминается в Новом Завете. В иудаизме для обозначения иноверцев используются понятия: мин, эпикорос, кофер и мумар.
Во-вторых, в фикхе, в его классическом представлении, люди делятся на две категории: верующие (муъмины) и неверующие (кафиры). Данная классификация связана с тем, что каждой из этих категорий предписано соответствовать определенным правилам и нормам, нарушение которых категорически воспрещается. Например, неверующих запрещается хоронить на мусульманских кладбищах и т.д.
Теперь, если мы размоем понятия неверный и верующий, то это приведет к нарушению постановлений Шариата, когда к человеку будут применяться те нормы, которых он не удостоился или не заслужил.
В-третьих, Ислам призывает и обязывает называть вещи своими именами. В вопросах, связанных с верой и неверием, этот призыв намного строже и жестче. Так, например, если некто назовет мусульманина кафиром (зная, что он мусульманин), то он сам впадает в неверие. И наоборот, если некто откажется называть неверующими тех, чье неверие засвидетельствовал сам Всевышний Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то такой человек тоже впадает в неверие.
Ниже мы приведём мнения дагестанских учёных в этом вопросе.
По этому поводу Яхья аль-Гамсутли в книге «Канз аль-иман аль-кабир» писал следующее:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام كالنصارى أو شك في كفرهم
«Также в неверие человека вводит случай, когда он не называет кафирами представителей других религий, например, христиан, или сомневается в их неверии».
Другой ученый из Южного Дагестана Абдуррахман афанди из с. Ахты писал в «Асас ад-дин ва-ль-иман»:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام
«Если мусульманин не называет кафиром того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, то он впадает в неверие».
Упомянутый выше ученый Али из с. Кумух писал следующее в книге «Аль-Мухтасар аль-кабир»:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام أو شك في كفرهم
«Если мусульманин не называет кафиром того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, или сомневается в том, что он неверный, то такой человек впадает в неверие».
Мухаммад ибн Идрис (ум. в 1967 г.), ученый из цунтинского села Халах, писал в своей книге «Муаллафат аль-факир ила Рабб аль-Кадир»:
«Также сомнение в неверии иудеев и христиан вводит в неверие (куфр)».
Кто-то может возразить, что существуют некоторые представители религии, которые, как и мы, верят в Единого Бога, так за что их называть неверующими? На это хорошо ответил Абдулатиф Гоцинский (ум. в 1890 г.) в своей книге «Наджм аз-зулям фи тахкики дин Аль-Ислям»:
فائدة: اليهود المعاصرون لنا يوحّدون الله تعالى ولا ينكرون نبوة نبينا صلى الله تعالى عليه وسلم أي ليس فيهم ما في النصارى من الأمور المكفرة المارة فحصل لهم التصديق والأعمال خارجة عن التصديق فتشبهوا بعصاة المؤمنين التاركين للأعمال فلِم يحكم لهم بالخلود؟
قلت: هذا التصديق أيضا يحصل في إبليس اللعين لأنه يعرف حقية ربوبية الله تعالى ووحدانيته ونبوة نبينا محمد صلى الله تعالى عليه وسلم لكن هذا التصديق خال عن الإذعان وهو غير مقبول، وفي “الجواهر السنية شرح العقائد الشرقية”: المراد من تصديقه صلى الله عليه وسلم قبول ما جاء به والإذعان له لا مجرد وقوع نسبة الصدق إليه في القلب من غير إذعان وقبول وإلا لزم الحكم بإيمان كثير من الكفار الذين كانوا عالمين بحقية نبوته صلى الله تعالى عليه وسلم، انتهى. ومثله في “حواشي شرح العقائد” لشيخ الإسلام كمال الدين بن ابي شريف المقدسي.
«Полезное примечание: современные иудеи придают Всевышнему Аллаху единобожие и не отрицают посланническую миссию нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). То есть в них нет того, что вводит их в неверие, как это есть у христиан. Тогда получается, что они подтверждают (тасдик) истинность нашей веры, но действия, которые они совершают, не соответствуют этому подтверждению. Тем самым они стали подобны мусульманам-грешникам, не выполняющим предписания религии, так почему же вынесли решение, что они будут вечно пребывать в Аду?
Я скажу: подобное подтверждение (тасдик) также имеется и у проклятого Иблиса, потому что он знает о господстве и единственности Всевышнего Аллаха, и о пророчестве нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Однако это подтверждение без проявления покорности не принимается.
В книге «Аль-Джавахир, ас-сунния шарх аль-акаид аш-шаркия» сказано: «Подтверждение Пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) подразумевает принятие всего того, с чем он пришел, и повиновение ему, а не простое признание его правоты сердцем без проявления подчинения и принятия. В ином случае из этого следовало бы, что многие неверные, которые знают об истинности его пророчества, являются верующими». Подобное мнение есть также в «Хаваши шарх аль-акаид», автор Шейх Аль-Ислам Камалуддин бин Абу Шариф Аль-Макдиси».
Таким образом, из книг дагестанских ученых нам стало ясно, что мы должны называть вещи своими именами и не позволено отказываться называть неверующим того, чье неверие очевидно. Но еще раз напомню, что данный термин необходимо применять только для того чтобы правильно идентифицировать людей согласно правилам, которые регламентировал Шариат, а не для того, чтобы посеять вражду и смуту среди населения, ведь это запрещено в Исламе.