Что означает слово интонация в музыке определение
Интонация в музыке. Начальный этап обучения музыки
Многое мною изменено, здесь только небольшая часть отражена, и в данной работе есть представленные авторские 30 фортепианных упражнений.
Что же означает слово интонация? Какой смысл мы вкладываем в понятие этого слова. В русском языке интонацией называется повышение и понижение тона голоса при произношении. Речевая интонация может быть вопросительной и повествовательной, это зависит от того с какой манерой мы произносим ту или иную интонацию, какие чувства отражаем при разговоре, какой тон задаём при произношении фраз, поэтому отсюда следует, что интонация может быть властной, насмешливой, убедительной, сомневающейся, решительной и.т.д.
На начальном этапе обучения очень важно научить ребёнка разбираться в музыкальной интонации, воспитать отношение к живому звуку, умению чувствовать и сопереживать, к чуткому осмысленному произношению музыкальной ткани. Музыка,- это прежде всего мир живых красочных звуков. Одной из важнейших задач в работе над музыкальной интонацией является воспитание умения выстраивания и объединения звуков между собой, правильной направленности и организации интонационных смысловых музыкальных линий, умения выразительно произносить музыкальную мысль.
Начиная работать над интонацией в музыкальном произведении преподаватель должен прежде всего увлечь учащегося, заинтересовать его, а также необходимо помочь учащемуся воспринять музыкальную интонацию и эмоционально пережить новую и на данный момент пока что мало знакомую музыку.
Исполнение преподавателем произведения целиком в подлинном художественном исполнении является началом подготовки учащегося к восприятию для него новой музыки и интонации. Преподаватель дополняет музыку ярким и образным пояснением, прибегая к доступным ребёнку жизненным художественным ассоциациям, однако такой целостный показ-исполнение переходит далее в стадию отдельного показа частных художественных и технических деталей.
В зависимости от уровня способностей учащегося, от его инициативности и быстроты реакций, формы такого показа могут быть различны. Так например, при замедленной или неяркой слухо-двигательной реакции на показ выразительной детали исполнения можно включать новые моменты обостряющие слухо-двигательную восприимчивость ребёнка и осознания стоящих перед ним задач.
Одним из таких моментов является преувеличенный гиперболизированный показ, который демонстрирует учащемуся не вполне удавшиеся звуковые и технические детали исполнения. Такой показ как бы приближается к замедленной киносъёмке, активизирует образно-эмоциональное восприятие музыки.
В работе над музыкальной интонацией важно прибегнуть к своеобразному распеванию музыки, замедленности темпа, заострению внимания динамической и артикуляционной окраски ярких ритмических интонаций, как бы пропустить всё через увеличительное стекло при этом все двигательные технические приёмы и тактильные ощущения клавиатуры будут преувеличены. Необходимо также прибегнуть к преувеличению фразировки членения.
Инструмент фортепиано имеет множество звуков, диапазон звучания до восьми октав, даёт неограниченные возможности для гармонического, полифонического, красочного формирования музыкальной ткани в условиях фиксированной высоты тонов. Фиксированная высота звуков для слуха и двигательных ощущений пианиста накрепко спаяно со спецификой фортепианных тоновых образований и звука ведения.
В следствие молоткового ударного способа возбуждения колебаний струны фортепианная звуковая линия акустически представляет собой пунктир из точек-тонов. Нельзя конечно считать пунктир звука ведения недостатком фортепиано. Ударная природа звукоизвлечения является сильным и весьма активным фактором выявления временных сторон организации музыкального процесса, динамическая направленность звуков фортепиано в сторону угасания делает невозможным для пианиста управлением процессом внутри звуков.
Искусные пианисты осуществляют управление процессом внутри тона с помощью педали в контексте целостного звучания. Каждому музыканту известна громадная выразительная сила длительности и распевания тонов. Ведь долгие звуки бывают опорными, кульминационными в построениях, то есть смысловыми выразительными интонационными вершинами. Интонационный портрет фортепиано будет неполон если не упомянуть о том, что интонационный процесс пианиста связан с дыханием, как физиологическим компонентом игры, именно поэтому процесс интонирования находиться в тесной генетической и глубиной взаимосвязи связанной с органикой дыхания. Речь здесь идёт о дыхании как реальной физической функции исполнителя.
В процессе исполнения важное значение имеет дыхательная органика игрового аппарата, скажем к примеру дыхание кисти руки, предплечья, локтя. Наконец не последнее значение имеет сложность и многие компоненты фортепианной механики и игровые действия пианиста опосредованы в их направленности на звуковую цель.
Интонационный процесс пианиста зависит от ощущений и податливости пальцев, а именно кончиков пальцев рук исполнителя, от умения слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую, а также техническую сторону игры.
Важной и характерной способностью является качественное и правильное интонирование, которая нуждается в развитии с первых же шагов обучения. Начинающий пианист находится в более выгодном положении ведь готовые звуки инструмента не требуют слуховых усилий уже в начальном воспроизведении мелодии. На первый взгляд кажущаяся доступность звукоизвлечения сочетается со своими специфическими трудностями акустического и слухового порядка. Предположим у кларнета или скрипки звук протяжённый, а вот у фортепиано звук быстро угасает, что усложняет целостное и слитное исполнение мелодии. Самые первые уроки начинаются со знакомства с инструментом фортепиано, именно общение с инструментом вводит ребёнка в мир мелодических образов и слуховое восприятие учащегося направленно на выразительную сущность мелодики.
Основой образного содержания мелодии является мелодическая интонация. Умение правильно вести интонацию на инструменте очень важно, тогда музыка оживает и льётся разнообразными красивыми красками в виде звуков. Музыка дышит и поёт.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Новости
20 октября состоится онлайн-концерт, посвященный жителям пяти неповторимых регионов России
Контакты
Директор
8 4152 24-52-21
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
8 4152 24-00-92
Заместитель директора по АХЧ
8 4152 24-00-92
Интонация в музыке
Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Как она устроена? Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова — строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей полноте его свойств. Вместо нескольких десятков фонем здесь бесконечные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.
Интонация в музыке это:
Все эти разнообразные связи с речевым опытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполне сознательно. Еще в 1581 г. лютнист Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома Галилео Галилея, настойчиво советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, социально-психологические отношения, а затем претворять услышанное в музыке. Совет не пропал даром: «Флорентийской камерате» — кружку музыкантов и поэтов, участником которого был Галилей, — человечество обязано рождением жанра оперы с ее новым, более жизненным типом интонирования. Впоследствии тем же путем вслушивания в музыку речи осознанно шли многие композиторы, среди них — А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский.
Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации — жесты, движения, «немые интонации тела», как их назвал выдающийся советский музыковед Б. В. Асафьев. Способность музыки точно воспроизводить самые разные движения — бурные, мощные, грандиозные, угловатые, раскованные — поразительна. Вот несколько примеров: вкрадчивые движения кошки, неуклюже переваливающаяся походка утки — в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк», неслышно плывущий шаг патера Лоренцо, спотыкающиеся движения смертельно раненного Меркуцио — в его же балете «Ромео и Джульетта».
Музыкальное искусство опирается и на свой собственный многовековой опыт интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в обобщенные интонации музыкальных жанров и стилей. Например, интонация скорби — в арии «ламенто», арии плача, характерной для ранней оперы эпохи барокко. Иная интонация — в музыкальной элегии сентиментализма: печаль ее легка и просветленна. Безошибочно различаются на слух интонации тревожно-напряженной баллады и безмятежной пасторали, эпической былины и лирически восторженной поэмы, торжественного гимна, возвышенного хорала и удалого гопака. У каждого композитора свой интонационный почерк. Один — у И. С. Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий — у Прокофьева. И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в.
От первых звуков колыбельной интонация ведет человека ко все более глубокому пониманию жизни, воплощенной в музыке.
Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, градации, возникающие в процессе исполнения.
Класс: 2
Презентация к уроку
Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Музыкальная интонация” во втором классе общеобразовательной школы по программе “Музыка” В.В. Алеева и Т.Н. Кичак (урок № 12). Поскольку эта тема является обязательным компонентом содержательной линии “Основные закономерности музыкального искусства”, то может быть использована учителями музыки, работающими по другим программам.
Формирование понятий и способов действий начинается с постановки вопроса. Основополагающий вопрос урока “Как почувствовать музыку?” формулируется как проблемный. Учащимся предстоит ответить на этот вопрос, опираясь в процессе его обсуждения на собственный жизненный опыт и ранее полученные знания. “Добытые” в интеллектуальном поиске знания сразу применяются в разных видах музыкальной деятельности.
Презентация включает наиболее важные для урока музыки виды деятельности: освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, хоровое пение, пластическое интонирование, вокальную импровизацию с элементами музыкальной драматизации. Презентация построена таким образом, что учитель имеет возможность выбора необходимых ему на данном уроке видов деятельности при помощи гиперссылок.
Основную часть урока составляют разделы презентации – “Музыкальная грамота”, “С.Прокофьев “Болтунья” и “Р.Шуман “Первая утрата”. Остальные разделы презентации могут быть использованы на других уроках. Например, разделы “Песня “Кисточка” и “Песня “Весёлая неделька” можно включить в содержание предыдущих уроков при первичном знакомстве с песнями. А разделы “Викторина” или “Творческое задание” можно продемонстрировать на следующем уроке. Учитель также может использовать презентацию целиком на одном уроке, поскольку она включает в себя все необходимые этапы урока: опору на имеющиеся знания и навыки, освоение нового материала, закрепление его в различных видах практической музыкальной деятельности, рефлексию и домашнее задание.
Презентация позволяет учитывать природно-личностный потенциал обучающихся: ведущие сенсорные каналы восприятия, “природные возможности”, “зону ближайшего развития”. На уроке предусматриваются виды деятельности для “аудиалов”, “визуалов” и “кинестетиков”. Дифференцированные задания позволяют каждому обучающемуся чувствовать себя успешным.
ХОД УРОКА
Открывается урок приглашением учащихся к сотрудничеству. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация” (Презентация). Смена слайдов презентации осуществляется по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос “Как почувствовать музыку?”. Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.
Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” [1]. (По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?
Дети. У нее голос строгий.
— Какой он музыкант? (По щелчку появляется изображение мальчика-скрипача.)
Учитель. Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.
— Какой он музыкант! (По щелчку появляется изображение взрослого музыканта-скрипача.)
Дети. Это восклицательное предложение.
Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.
— Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. По щелчку появляется изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.)
Дети. Так говорят о плохом музыканте.
Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? (Знаки появляются по щелчку после ответа учащихся).
Учитель. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования. А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.
Дети. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)
Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.
Дети. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)
Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?
Дети. С восклицательной.
Учитель. Да, с восхищением!
Дети. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)
Тема урока – “Музыкальная интонация”. Музыкальная интонация вырастает из речевой. Чем же они отличаются?
Дети. Её, наверное, спеть можно.
Учитель. Или сыграть на музыкальном инструменте. Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ (эти слова появляются по щелчку). Вам уже знакомы эти карточки с направлением движения мелодии. Мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, а может скачком вверх или вниз. Послушаем фрагменты знакомых нам музыкальных произведений и определим, на какой интонации основаны мелодии, и какие образы они создают. (По щелчку звучит фрагмент балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”).
Дети. Это “Щелкунчик”. Мелодия спускается по лесенке вниз.
Учитель. Правильно. (По щелчку на экране появляется фото из балета). Скажите, эта интонация создаёт весёлое или грустное настроение?
Учитель. Да, ведь героям сказки столько пришлось пережить. Слушаем следующий фрагмент и определяем, как движется мелодия. (По щелчку звучит фрагмент пьесы Р. Шумана “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”.)
Дети. Мелодия идёт вверх.
Учитель. Да. На одном из предыдущих уроков мы уже слушали эту пьесу Роберта Шумана. Она начинается восходящим скачком в мелодии. (По щелчку на экране появляется картина с изображением крестьян.)
А теперь прозвучит ещё один фрагмент музыкального произведения. Определите, как движется мелодия. (По щелчку звучит фрагмент пьесы М.П. Мусоргского “Избушка на курьих ножках. (Баба Яга)”.)
Дети. (Показывают на карточку со стрелкой вниз.) Это Баба Яга.
Учитель. Правильно. (По щелчку на экране появляется картина И. Билибина “Баба Яга”.)
Неуклюжую Бабу Ягу на костяной ноге композитор Мусоргский изобразил большими скачками мелодии вниз.
Итак, мы с вами убедились, что с помощью разных интонаций можно создать разные музыкальные образы. Как правило, восходящая поступенно интонация создаёт весёлое настроение, а нисходящая – грустное. В каждой интонации виден человек со своим характером. Сейчас мы с вами познакомимся с одним интересным человеком.
Учитель. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Послушаем это произведение и ответим на вопрос, какие интонации создают образ Болтуньи. (Звучит музыка. 10 слайдов сменяются автоматически. Текст стихотворения А. Барто выведен на экран и сопровождён иллюстрациями. Это способствует пониманию детьми смысла интонируемого текста и позволяет сделать академическую манеру исполнения доступной для восприятия учащимися 2 класса.)
Дети. Эта девочка быстро и непонятно говорит. Она часто повторяет одно и то же.
Учитель. Да. В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. За своей спешкой, суетой и болтливостью Лида теряет смысл того, что ей говорят учителя. А какие интонации создают образ девочки Лиды?
Дети. Быстрые, болтливые.
Учитель. А когда она говорит о Вовке?
Дети. Тогда медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.
Учитель. Верно. А сейчас мы сами при помощи интонации создадим весёлое настроение, исполнив песню С. Халаимова “Кисточка”. Обратите внимание на слова Львёнка: “Наверно, я художник. Конечно, я художник!”. Какие интонации вы здесь слышите?
Дети. Львёнок как будто хвастается.
Учитель. Вот так и спойте эти слова. Мы исполним песню стоя, сопровождая её соответствующими содержанию движениями.
Дети. (Исполняют песню “Кисточка”. 8 слайдов сменяются автоматически.)
Учитель. Молодцы! Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится. А сейчас мы послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана “Первая утрата”. Скажите, пожалуйста, что такое “утрата”?
Дети. Это когда что-то потеряли.
Учитель. Да. А поскольку пьеса называется “Первая утрата”, то речь в ней идёт о маленьком ребёнке. Возможно, он потерял свою любимую игрушку во время прогулки. И эта первая для него утрата тяжела. Как вы думаете, какие интонации мы услышим в этом произведении?
Дети. Печальные, грустные.
Учитель. Послушаем внимательно и понаблюдаем, как движется мелодия, создавая печальное настроение. (После слайда с портретом Р. Шумана звучит музыка, и слайды сменяются автоматически).
Дети. Мелодия движется вниз.
Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано). Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Когда ребёнок теряет любимую игрушку, любящие родители обязательно покупают ему новую.
А сейчас мы сами создадим ещё один музыкальный образ, исполнив песню С. Халаимова “Весёлая неделька” о семье гномов.
Дети. (Исполняют песню. Слайды сменяются автоматически.)
Учитель. Молодцы! Какие здесь были интонации?
Дети. Ласковые, тихие.
Учитель. Верно. В этой песне слова очень ласковые: домик, человечки, рыбки, зайчатки, муравьишки и т.д.
С помощью интонации человек выражает свои чувства. Перед вами смайлики с разными выражениями лица. Определите, какие чувства они выражают? Прошу не повторяться.
Дети. (Называют по очереди все 12 смайликов).
Учитель. Сейчас вам предстоит послушать фрагменты знакомых музыкальных произведений и определить, какие интонации вы слышите в них? Вы можете подобрать подходящие слова сами или в рамочке найти подсказки. (Далее по щелчку звучат четыре фрагмента музыкальных произведений. Учитель по щелчку останавливает звучание, и на экране появляется картинка-подсказка о названии произведения. Дети называют интонации и, если помнят, название и автора музыкального произведения. После ответа детей учитель по щелчку выводит на экран правильный ответ. Звучит “Маленькая ночная серенада” В.А. Моцарта.)
Дети. В этом произведении интонации радостные, озорные, весёлые.
Учитель. А кто автор музыки?
Дети. Это Моцарт. “Маленькая ночная музыка”. Мы слушали её на прошлом уроке.
Учитель. Верно. Слушаем следующее произведение. (Звучит “Сурок” Л. Бетховена.)
Дети. Это “Сурок”. Здесь интонации печальные, жалобные, грустные, горестные.
Учитель. Правильно. Музыку написал Л. Бетховен. Слушаем следующую пьесу. (Звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)
Учитель. “Балет невылупившихся птенцов”. А музыку кто написал?
Учитель. М.П. Мусоргский. Что вы можете сказать об интонации?
Дети. Интонации в этой пьесе озорные, радостные, суетливые.
Учитель. Да. Интересно, узнаете ли вы следующее произведение? И какие интонации вы слышите? (Звучит “Танец феи Драже” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)
Дети. Это балет “Щелкунчик”. Композитор Чайковский. Здесь интонации волшебные, спокойные, сказочные, чудесные.
Учитель. Молодцы. На слух вы хорошо определяете интонации. А теперь попробуем их спеть.
Напоминаю, что музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ. Представьте, что нам нужно сочинить героическую песню, которая начинается с интонации призыва на слова “Вперёд!”. Попробуйте спеть её.
Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации призыва. Учитель поёт её сам, ребята повторяют несколько раз.)
Учитель. Хорошо. А если нам надо сочинить печальную песню, которая начинается с интонации жалобы на слова “Жалко”? Споёте?
Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации жалобы. Учитель поёт её, ребята повторяют несколько раз.)
Учитель. А как спеть интонацию зова кукушки на слово “ку-ку”?
Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется нотная запись интонации зова кукушки. Учитель поёт её, ребята повторяют несколько раз.)
Учитель. Молодцы, эта интонация получается у вас лучше всех! Итак, мы познакомились с разными интонациями: призыва, жалобы, зова кукушки.
Можем приступать к сочинению какой-нибудь песни. Например, на стихи Я. Акима “Откуда?”. Прочитайте это стихотворение с выражением.
Дети. (Читают стихотворение).
Учитель. Хорошо. Вы заметили, что стихи состоят из вопросов и ответов? Давайте прочитаем его ещё раз “по ролям”: одни из вас задают вопросы, а другие отвечают.
Дети. (Читают стихотворение “по ролям” по очереди).
Учитель. А как нам спеть интонацию вопроса? Вы обратили внимание, что когда мы задаём вопрос, то наш голос повышается в конце предложения? Давайте попробуем спеть интонацию вопроса на слова, которыми заканчивается каждая строчка стихотворения.
Дети. (Выполняют задание). (По щелчку появляется первая нотная запись интонации вопроса. Учитель поёт её, ребята повторяют. Затем по щелчку появляются поочерёдно ещё три нотных записи интонаций вопроса. Учитель пропевает их вместе с детьми.)
Учитель. Хорошо. А теперь мы можем сочинить песенку на эти стихи. Хотите, я начну? (Учитель поёт свой вариант.) Теперь давайте я буду петь вопрос, а один из вас – ответ.
Дети. (Выполняют задание).
Учитель. А сейчас вы сами попробуйте сочинить свою песенку “по ролям”. (Учитель поёт поочерёдно с учащимися.)
Дети. (Выполняют задание).
Учитель. Итак, сегодня мы с вами ответили на вопрос: “Как почувствовать музыку?”. И как же?
Дети. С помощью интонации.
Учитель. А что такое “музыкальная интонация”?
Дети. Это кусочек мелодии, который кого-то изображает.
Учитель. Да. Мы узнали, что с помощью разных интонаций композиторы создают разные музыкальные образы. Какие, например?
Дети. Болтуньи. Кукушки. Львёнка.
Учитель. Верно. Композиторы, создавая музыкальные произведения, сочетают в них разные интонации. Каждая интонация что-то обозначает.
Когда вы учились читать, то сначала учили буквы, потом соединяли их в слоги, а слоги в слова. Из слов получались предложения, которые вы тоже учились читать и понимать. Теперь для вас не составляет труда открыть книгу, прочитать и понять, о чём в ней написано. С помощью книг вы узнаёте много нового.
Так и в музыке, из интонаций получается целое музыкальное произведение, которое вы тоже научитесь “читать” как книгу, если будете понимать, что означает каждая интонация. Мы с вами уже начали “читать” эти музыкальные “книги”. Желаю вам успехов на этом пути познания.
Интонация помогает нам почувствовать не только музыку, но и друг друга. Слушая собеседника, мы всегда понимаем: хочет он нас утешить или обидеть. Даже если слова нас обманывают, интонация – никогда. Зная это, старайтесь при разговоре с людьми не вкладывать в свои слова неприятных для собеседника интонаций. (По щелчку на экране появляются два первобытных человека: улыбающийся и размахивающий дубиной.)
В качестве домашнего задания я предлагаю вам эксперимент с интонацией для тех, у кого дома есть собака или кошка. (По щелчку на экране появляется рисунок собаки, а затем поочерёдно первое и второе предложения.) Скажите своему питомцу строгим голосом: “Хороший пёсик (или котик)”. И понаблюдайте за реакцией. А потом произнесите ласково: “Чудовище ты моё!”. На следующий урок расскажите нам, как вело себя животное.
Спасибо вам, ребята, за сотрудничество. (Учитель оценивает работу детей на уроке.) Урок окончен. До свидания!