Что означает слово хованщина

ХОВАНЩИНА

Полезное

Смотреть что такое «ХОВАНЩИНА» в других словарях:

ХОВАНЩИНА — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в конце апреля середине сентября 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдо … Русская история

ХОВАНЩИНА — «ХОВАНЩИНА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, цв., 121 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. В основе драмы стрелецкий бунт 1682 года.Оркестр, хор, балет Государственного академического Большого театра СССР.Дирижер Евгений… … Энциклопедия кино

хованщина — сущ., кол во синонимов: 1 • стрелецкий бунт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

“Хованщина” — “ХОВАНЩИНА”, принятое в литературе название восстания главным образом стрельцов и солдат Москвы (1682), поддержанных частью посадских людей. Вызвано ростом налогов, злоупотреблениями государственной администрации и стрелецких полковников.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Хованщина село в Кимовском районе Тульской области … Википедия

Хованщина — Werkdaten Titel: Die Fürsten Chowanski Originaltitel: Хованщина Chowanschtschina Originalsprache: russisch Musik: Modest Mussorgski Libretto … Deutsch Wikipedia

«Хованщина» — восстание и солдат, поддержанное частью жителей Москвы и её окрестностей (весна — осень 1682). Вызвано злоупотреблениями боярско дворянской администрации и стрелецкой верхушки. Названо по имени начальника Стрелецкого приказа И.А. Хованского … Москва (энциклопедия)

Хованщина — («Хованщина»,) употребляемое иногда в литературе название крупного восстания в Москве в 1682, которое использовали в борьбе за власть представители феодальной верхушки, в том числе князь И. А. Хованский. См. Московское восстание 1682 … Большая советская энциклопедия

«ХОВАНЩИНА» — употребляемое иногда в лит ре назв. крупного восстания в Москве в 1682, к рое использовали в борьбе за власть представители феод. верхушки, в т. ч. князья И.А. и А.И. Хованские. См. Московское восстание 1682 … Советская историческая энциклопедия

«Хованщина» — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в апреле сентябре 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдора Алексеевича … Энциклопедический словарь

Источник

Краткий курс истории. Хованщина

Что означает слово хованщина. Смотреть фото Что означает слово хованщина. Смотреть картинку Что означает слово хованщина. Картинка про Что означает слово хованщина. Фото Что означает слово хованщина

15 мая (ст. ст.) 1682 года стрельцы в Москве подняли бунт, получивший историческое название «Хованщина». Этому и другим событиям, связанным со стрелецким войском, посвящен открытый Российским военно-историческим обществом Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты».

Недовольство

Что означает слово хованщина. Смотреть фото Что означает слово хованщина. Смотреть картинку Что означает слово хованщина. Картинка про Что означает слово хованщина. Фото Что означает слово хованщина

Кризис власти

27 апреля (7 мая) 1682 года скончался царь Федор Алексеевич. Сложившаяся ситуация привела к столкновению в борьбе за власть родственников первой и второй жен царя Алексея Михайловича – Милославских и Нарышкиных. Наследовать престол должен был следующий по старшинству сын царя Алексея от первого его брака – 16-летний Иоанн. Однако Нарышкиным удалось провозгласить царем 10-летнего Петра. Кризис правительственной власти обострился. Милославские воспользовались общим недовольством московских стрельцов (которые после смерти Федора III по-разному своевольничали) и пустили слух об убийстве царевича Иоанна, выдав стрельцам список «бояр-изменников», которому стрельцы поверили.

Что означает слово хованщина. Смотреть фото Что означает слово хованщина. Смотреть картинку Что означает слово хованщина. Картинка про Что означает слово хованщина. Фото Что означает слово хованщина

Восстание

15 мая 1682 года вооруженные стрельцы во главе с князем И. А. Хованским пришли к царскому дворцу в Кремле. Их почти удалось успокоить, представив Иоанна и Петра живыми и здоровыми, но в дело вмешался фактический глава Стрелецкого приказа князь М. Ю. Долгоруков, сторонник Нарышкиных. Он стал ругать стрельцов, грозить расправами, за что на месте был убит. Следующие три дня стрельцы творили бессудные расправы над «боярами-изменниками» и стрелецкими командирами. Правительство утратило дееспособность. По требованию стрельцов Земский собор утвердил первенство царя Иоанна при соправлении царя Петра и регентстве царевны Софьи (вместо царицы Натальи Нарышкиной). Однако фактический контроль над Москвой у стрельцов сохранялся до середины августа, поскольку, с одной стороны, князь Хованский желал большей власти и для этого во всем потакал стрельцам, с другой – старообрядцы, до этого гонимые, почувствовали слабость правительства и начали вести пропаганду старых обрядов среди московских стрельцов. В сложившейся обстановке царевна Софья сумела организовать начало сбора дворянского ополчения. Выступить против дворянского войска Хованский не решился, был схвачен царским отрядом и казнен. «Обезглавленные» московские стрельцы запросили у Софьи прощения. В результате восстания соправителем Петра I стал его старший брат Иоанн, но фактической правительницей при братьях была их сестра, царевна Софья Алексеевна.

Источник

Три девушки стояли у черты. Хованщина

Три девушки стояли у черты. Хованщина
посвящаяется русским, попавшим в геноцид по национальному признаку на территории бывшей БССР

Излюбленное народными сказаниями постоение реальности на «трех китах».

О чём собстенно начало? Опера русского композитора Модеста Мусоргского «Хованщина».

Существовало когда-то одно старинное сказание повествующее о трех девицах во времена Владимирской Руси, которые пожелали быть выданными замуж за Киевского князя. Как оберег и дар, каждая носила исключительно ею лично избранный пояс. И этот малозначительный казалось бы предмет одеяния, предопределил судьбу каждой из девушек-претенденток на престол Киева.

Три девушки стояли у черты. МАРФА.

— Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет.
— Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и славы венцом покроется имя твое. Прости.

Имя Марфа почерпнуто из Евангелистических историй, как имя одной из жен-мироносиц, причем не самой любимой и тогда, в начале христианского повига, её Учителем.

Удивительными глазами посмотрела на судьбу Марфы когда-то Марина Цветаева, на судьбу вечно вторых, без которых первые просто немыслимы.

Тем не менее, произведение не было бы русским, останься Марфа в том отведенном ей христианском прообразе сестры Марии и воскрешённого Лазаря.

В «Хованщине» Марфа наделена не только со-Вестью. Но и со-Знанием. Причем к её пророчествам совершенно серьезно относятся все сталкивавшиеся с девушкой. И духовник Дисофей, и бывший жених Хованский, и возлюбленный царевны Софьи князь Голицын.

Отдадим должное гению Мусоргского, который не запер светлый ум Марфы с столь любимые мастерами потусторонние сны, приходящие из мира Нави. Нет и ещё раз нет. Марфа получает свои сведения о будущем в совершенно сознательном состоянии. Как жрица, как волхв, как:

— Волхвы не боятся могучих владык! Правдив и свободен их грешный язык и с волей Господнею дружен! (Пушкин)

Марфа и собственного зримого ею неоднократно будущего не пугается. Она внутренне готова принять любой удел дарованный Богом.

— Словно свечи божие,
Мы с ним скоро затеплимся.
Окрест братья во пламени,
А в дыму и в огне души носятся!

Но игумен останавливает всякий раз такие речи:

К тому ли дню призывает старовер свою духовную дочь, убеждая любить князя Андрея Хованского, который не станет в итоге мужем и возлюбленным немецкой девушки Эммы, а взойдет на костер вместе со скитом Марфы.

«Звуки труб раздаются еще ближе. Костер все более и более разгорается.

Досифей и ЧЕРНОРЯЖЦЫ
Господа правды исповемы ничто же лишит нас!

МАРФА
Вспомни, помяни светлый миг!

АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ
О Эмма, Эмма!

ДОСИФЕЙ и ЧЕРНОРЯЖЦЫ
Аминь!

Черноряжцы погибают в пламени. К скиту подходят трубачи, а за ними «потешная» рота: они отступают в ужасе при виде костра.

Три девушки стояли у черты. Эмма

Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены меццо-сопрано и сопрано. И если в европейской традиции такая разница заложена только диапазоном, то в русской – меццо-сопрано имеет более глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный по сравнению с центральным и высоким сопрано.

Меццо-сопрано – это Марина Мнишек (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»), Любаша (опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста»), Графиня (опера Чайковского «Пиковая дама»), Далила (опера «Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Фрика ( «Кольца Нибелунга» Р. Вагнера).

Сопрано звучит в партиях Людмилы (опера Глинки «Руслан и Людмила»), Наташи Ростовой («Война и мир» Прокофьева), Шемаханская царица и Снегурочка (оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Снегурочка»), Саломея из одноимённой оперы.

Девушки согласно действу оперы становятся невольными конкурентками за сердце молодого Хованского. Причем любовный треугольник создает своим поведением именно княжич Андрей, бросив горячо любившую его русскую раскольницу ради немецкой девушки. Национальность героинь, думается, имеет неслучайный характер.

Эмма, как видно из повествования, скромная, не умеющая за себя постоять под натиском грубости и варварства русского барчука, пугающаяся действительности в чужой стране, с непонятными и угрожающими жизни порядками, где человек, убивший её отца, издевавшийся над матерью, изгнавший жениха, способен лаской и угрозами добиваться расположения и близости.

Заметим, что привычка брать понравившееся силой заложена в обоих Хованских: и в отце, и в сыне. Причем, в своих амбициях и притязаниях ни один не готов уступить не только кому бы то ни было, но и друг другу. Большого труда стоит Игумену Досифею вразумить князей на противостояние не друг другу, а разрушителям исконной русской христианской веры. И с той же запальчивостью, которая только что была явлена в противоборстве за тело Эммы, больший Хованский готов расправиться с врагами православия. О сыне же его можно сказать только одно в создавшемся историческом конфликте: молодому человеку ни до чего нет дела, кроме собственных желаний и прихотей.

Ни отец «батька» московских стрельцов, ни его сынок симпатий у Эммы вызвать не могут. Тогда в чем причина её общения с такими ужасными людьми? Лютеранский пастор. Как за Марфой стоит Досифей, указующим персом и защитой от коварства мира, так за Эммой – её духовник.

Жалуясь Василию Глицину на недостойное поведение князей Хованских по отношению к его прихожанке лютеранский священник использует это как повод для выказывания совершенно недвусмысленного прошения, смогущего загладить в глазах немецкой паствы такое оскорбление:

— Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены.

— Я предложил бы вам, пастор, поскромнее мечтать.

— Рехнулись что ли вы иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить. Да, кстати: сегодня я жду к себе на совещанье Хованского, senior, и, что важно, Досифея; встреча с ними удобна ли вам будет, скажите?

Разумеется, не удобна. Но настанет время – немецкая слободка вспомнит этот ответ. Придет день и час Эммануила, в переводе звучащем, как Эмма – с нами бог.

Три девушки стояли у черты. СОФЬЯ

Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от «женщины властолюбивой и сильной», от царевны. Грустное это чтиво. Любовное послание перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют «свет мой», «батюшка мой». Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной.

— Победихом, посрамихом, пререкохом,
Пререкохом и препрехом ересь.

Ересь нечестия и зла стремнины вражие.

Хитрая и мудрая Софья вступает в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу.

Теперь регентша при малолетних братьях-царевичах ломает с помощью новой веры хребет вырвавшимся на свободу солдафонам. Вон слышны голоса идущей брани:

— Победихом и препрахом никонианцев лжеучение,
Насадихом вертоград господень, Соблюдихом веру правую,
во славу зиждителя вселенныя!

— Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!

Но сцены в опере «Хованщина» еи глаголят о царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате.

Вот уже и «свет мой» Василий Голицин выдворяется из Москвы.

— Свершилося решение судьбы неумолимой и грозной, как сам страшный судия! Князь Голицин., властелин всевластный, князь Голицын, гордость Руси целой, – опально выслан вдаль, а здесь от поезда печального его одни лишь колеи остались.

София было династическим именем семьи Романовых. Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого.

Екатерина II и жена ее сына Мария Федоровна в лютеранстве, до венчания, носили имена София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза соответственно. А в XIX веке это имя было второстепенной частью первоначальных имен императриц Марии Александровны и Марии Федоровны.

Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии «Горе от ума».

Три девушки стояли у черты. СУСАННА

Есть ещё одна женская партия в этом произведении. Действо третье. Картина первая. Одинокая мучающаяся от неразделенной любви Марфа доверяет свои мысли небесам, пытаясь найти ответ: как поступать ей дальше со своей любовной историей, которая видится девушке в греховном свете пред богом.

— Разлюбил ты младешеньку,
Загубил ты на волюшке,
Так ночуешь в неволе злой
Опостылую, злую раскольницу.

— Боже, боже мой! Беса отжени от меня яростного.
Сковала сердце мне жажда мести неугомонная.

(Марфе)
Ты, ты искусила меня, ты обольстила меня, ты вселила в меня адской злобы дух. На суд, на братнин суд, на грозный церкви суд! Про чары злые твои я на суде повем, я там воздвигну тебе костер пылающий!

Но гневу на сестру во Христе не суждено опалить неожиданно обнажившуюся перед другими душу Марфы. Духовник Досифей ступает в перепалку с мати Сусанной:

— Ты. Ты, Сусанна. Белиала и бесов угодница, яростью твоею ад создался! А за тобою бесов легионы мчатся, несутся, скачут и пляшут! Дщерь Белиала, изыди! Исчадье адово, изыди! (Сусанна поспешно уходит.) Ну ее! Утекла, кажись. Ах ты, моя касатка, потерпи маленько и послужишь крепко веси древлей и святой Руси, ее же ищем.

Когда Дисифей убеждает юную девушку:

— Марфа! Дитя ты мое болезное!
Меня прости! Из грешных первый аз есмь!
Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет.

Мати Сусанна стоит на другом:

— Чур. чур меня! Косным глаголом, речью бесовскою ты искусила меня!

Если обратиться к Евангелиям, отталкиваясь от мысли, что они имеют неоспоримое влияние на истово верующую женщину, то кроме мельком упомянутой у апостола Луки Сусанны, именем своим послужившей Христу в числе прочих жен, таким же редким на Руси именем зовут еврейскую ветхозаветную жену.

Таков ли был замысел у Модеста Мусоргского, когда давались имена героиням «Хованщины», определённо утверждать невозможно.

Остается надеяться, что в информационном поле планеты останется место и для музыки Модеста Мусоргского.

Источник

«Хованщина»

«Хова́нщина» восстание стрельцов и солдат, поддержанное частью жителей Москвы и её окрестностей (весна — осень 1682). Вызвано злоупотреблениями боярско-дворянской администрации и стрелецкой верхушки. Названо по имени начальника Стрелецкого приказа И.А. Хованского. Весной 1682 в столице находилось 19 стрелецких полков численностью около 15 тыс. человек. 23 апреля стрельцы, собравшись в Бутырках, решили направить в Кремль выборных с жалобой на полковника С. Грибоедова; полковник был посажен в тюрьму, но после смерти царя Фёдора Алексеевича (27 апреля) отпущен. Правительство Нарышкиных провозгласило царём Петра Алексеевича (сына царя Алексея Михайловича от второго брака с Н.К. Нарышкиной) и пригрозило стрельцам расправой. В ответ на это стрельцы и солдаты «сели в осаду» по всему Земляному городу, окружив царский двор и правительственные учреждения. Стрельцы избрали челобитчиков (по пять человек от каждого полка) и потребовали выдачи полковников на «правёж». Положение осложнилось из-за распространившихся по Москве слухов об убийстве тяжелобольного царевича Ивана Алексеевича (сына царя Алексея Михайловича от первого брака с М.И. Милославской). 15 мая стрельцы и солдаты заняли Кремль, на Красную площадь стали сходиться москвичи из чёрных слобод. Были уничтожены документы Холопьего и Судного приказов. 15—17 мая казнены бояре — князья Ю.А. и М.Ю. Долгорукие, князья Г.Г. Ромодановский, А.С. Матвеев, И.М. Языков, И.К. и А.К. Нарышкины, которых считали повинными в злоупотреблениях. Москва оказалась в руках восставших, выставивших караулы по всему городу. Москву начали покидать дворяне и приказные люди. 26 мая Земский собор по требованию восставших провозгласил Ивана V «первым» царём, Петра I — «вторым» царём; правительницей при малолетних государях стала их сестра Софья Алексеевна.

26 мая с челобитьем к правительству обратились холопы, требовавшие отменить свою зависимость. Однако их надежды на поддержку со стороны стрельцов не оправдались; выступление холопов было жестоко подавлено. Пользуясь слабостью центральной власти, стрельцы добились расширения своих прав и привилегий. 6 июня на Красной площади был сооружён четырёхгранный столп, по сторонам которого были прибиты медные листы с текстом соответствующей царской грамоты.

Составной частью восстания стал «раскольничий мятеж». В конце июня приверженцы «старой веры» во главе с Никитой Пустосвятом потребовали устроить публичные прения о вере с патриархом Иоакимом. Прения состоялись 5 июля в Грановитой палате. Несмотря на то что диспут закончился безрезультатно, сторонники Никиты Пустосвята вышли из палаты с криками «Победихом!». В последующие дни правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов. 11 июля Никита Пустосвят был схвачен и казнён.

16 августа стрельцы подали новую челобитную о взыскании 100 тыс. рублей «подможных денег» с дворцовых сёл, но получили решительный отказ. Ввиду обострения обстановки правительство Софьи 20 августа покинуло Москву. Стрельцы настороженно следили за перемещениями царского двора из Коломенского в Воробьёво, затем в Павловское, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, снова в Павловское, в Хлябово на р. Икше, на Троицкую дорогу, в Воздвиженское, близ Троице-Сергиева монастыря. 16 сентября в Воздвиженское по приказу Софьи выехал в сопровождении 70 стрельцов Хованский, фактически управлявший всеми текущими делами в Москве. 17 сентября он был арестован близ села Пушкино и доставлен в Воздвиженское. В тот же день он и его старший сын были казнены. Собранные по призыву Софьи дворянские полки начали окружать Москву. Между стрельцами начались разногласия по поводу дальнейших действий. В конечном счёте они согласились на предложенную Софьей амнистию и 8 октября в Успенском соборе Кремля торжественно приняли царскую грамоту. 3 ноября был разрушен столп на Красной площади, 3 ноября в Кремль вернулся царский двор.

Литература: Богоявленский С.К., Хованщина, «Исторические записки», 1941, № 10; Буганов В.И., Московские восстания конца XVII в., М., 1969.

Полезное

Смотреть что такое ««Хованщина»» в других словарях:

ХОВАНЩИНА — (Московское восстание 1682 года), антиправительственное выступление, главным образом московских стрельцов (см. СТРЕЛЬЦЫ), поддержанных частью жителей столицы России и ее окрестностей; продолжалось с конца апреля начала мая до осени 1682 года.… … Энциклопедический словарь

ХОВАНЩИНА — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в конце апреля середине сентября 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдо … Русская история

ХОВАНЩИНА — «ХОВАНЩИНА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, цв., 121 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. В основе драмы стрелецкий бунт 1682 года.Оркестр, хор, балет Государственного академического Большого театра СССР.Дирижер Евгений… … Энциклопедия кино

хованщина — сущ., кол во синонимов: 1 • стрелецкий бунт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

“Хованщина” — “ХОВАНЩИНА”, принятое в литературе название восстания главным образом стрельцов и солдат Москвы (1682), поддержанных частью посадских людей. Вызвано ростом налогов, злоупотреблениями государственной администрации и стрелецких полковников.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Хованщина село в Кимовском районе Тульской области … Википедия

Хованщина — Werkdaten Titel: Die Fürsten Chowanski Originaltitel: Хованщина Chowanschtschina Originalsprache: russisch Musik: Modest Mussorgski Libretto … Deutsch Wikipedia

Хованщина — («Хованщина»,) употребляемое иногда в литературе название крупного восстания в Москве в 1682, которое использовали в борьбе за власть представители феодальной верхушки, в том числе князь И. А. Хованский. См. Московское восстание 1682 … Большая советская энциклопедия

«ХОВАНЩИНА» — употребляемое иногда в лит ре назв. крупного восстания в Москве в 1682, к рое использовали в борьбе за власть представители феод. верхушки, в т. ч. князья И.А. и А.И. Хованские. См. Московское восстание 1682 … Советская историческая энциклопедия

«Хованщина» — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в апреле сентябре 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдора Алексеевича … Энциклопедический словарь

Источник

«ХОВАНЩИНА»

Смотреть что такое «»ХОВАНЩИНА»» в других словарях:

ХОВАНЩИНА — (Московское восстание 1682 года), антиправительственное выступление, главным образом московских стрельцов (см. СТРЕЛЬЦЫ), поддержанных частью жителей столицы России и ее окрестностей; продолжалось с конца апреля начала мая до осени 1682 года.… … Энциклопедический словарь

ХОВАНЩИНА — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в конце апреля середине сентября 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдо … Русская история

ХОВАНЩИНА — «ХОВАНЩИНА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1959, цв., 121 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. В основе драмы стрелецкий бунт 1682 года.Оркестр, хор, балет Государственного академического Большого театра СССР.Дирижер Евгений… … Энциклопедия кино

хованщина — сущ., кол во синонимов: 1 • стрелецкий бунт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

“Хованщина” — “ХОВАНЩИНА”, принятое в литературе название восстания главным образом стрельцов и солдат Москвы (1682), поддержанных частью посадских людей. Вызвано ростом налогов, злоупотреблениями государственной администрации и стрелецких полковников.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Хованщина село в Кимовском районе Тульской области … Википедия

Хованщина — Werkdaten Titel: Die Fürsten Chowanski Originaltitel: Хованщина Chowanschtschina Originalsprache: russisch Musik: Modest Mussorgski Libretto … Deutsch Wikipedia

«Хованщина» — восстание и солдат, поддержанное частью жителей Москвы и её окрестностей (весна — осень 1682). Вызвано злоупотреблениями боярско дворянской администрации и стрелецкой верхушки. Названо по имени начальника Стрелецкого приказа И.А. Хованского … Москва (энциклопедия)

Хованщина — («Хованщина»,) употребляемое иногда в литературе название крупного восстания в Москве в 1682, которое использовали в борьбе за власть представители феодальной верхушки, в том числе князь И. А. Хованский. См. Московское восстание 1682 … Большая советская энциклопедия

«Хованщина» — принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в апреле сентябре 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдора Алексеевича … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *