Что означает слово хохлома
Хохлома
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Содержание
История
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Центры хохломы
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д.Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д.Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).
В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.
Технология
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Значение слова «хохлома»
хохлома́
1. расписные деревянные изделия художественного промысла, изготовленные в селе Хохлома
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мотнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «хохлома»
Синонимы к слову «хохлома»
Предложения со словом «хохлома»
Понятия со словом «хохлома»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «хохлома»
Я специально из дома поднос и солонку принёс, которые под хохлому расписаны, будет очень красиво смотреться.
Разухабистая хохлома не могла соседствовать с его величественным приобретением.
Зато рекламных носителей разномастных себе понаделала уйму, и давай эту хохлому направо-налево разбрасывать.
Синонимы к слову «хохлома»
Ассоциации к слову «хохлома»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
ХОХЛОМА
Найдено 2 изображения:
ХОХЛОМА, село Ковернинского р-на Горьковской обл. РСФСР. Известно с 17 в. как центр хохломской росписи по дереву. С 18 в. в Семёновском у. Нижегородской губ., с 1936 в Горьковской обл.
Хохломской промысел зародился в ХVII в. в ряде сел Заволжья (см. Волга). Его центром было село Хохлома. Со временем хохломой стали называть и сами изделия — в основном деревянную посуду (ложки, чашки, блюда, солонки и пр.), а также детскую мебель и мелкую домашнюю утварь, сувениры.
Особенность хохломской росписи — в характерном золотистом цвете, который получают без применения золота в результате длительной и сложной предварительной обработки изделия.Точеная деревянная посуда грунтуется жидкой глиной, несколько раз пропитывается специальным жидким маслом — олифой, просушивается и протирается порошком алюминия (раньше для этого использовалось олово). По образовавшемуся серебристому фону изделие расписывают, затем покрывают лаком и вновь просушивают при высокой температуре. Пленка лака при этом темнеет и приобретает янтарный (см. янтарь) оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, покрытая алюминием, становится золотой.
Красочная гамма Хохломы построена на сочетании золота с красным и черным, другие цвета (зеленый, коричневый) служат дополнением. Традиционный растительный узор из стилизованных «травок», «ягодок», «цветов», «листьев» почти сплошь покрывает изделие, иногда встречаются изображения птиц и рыб. Мастер никогда не повторяет узор, всякий раз располагает листья, цветы и плоды по-новому, что придает каждому изделию своеобразие и превращает его в произведение искусства.
В наше время хохломские изделия выпускают фабрика «Хохломской художник», цеха которой расположены в ряде сел Нижегородской области, и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» в городе Семёнове.
«Хоровод». Художник С.А. Степанов. 1890-е гг.:
Хохлома как традиция. История возникновения
Давайте-ка с ней познакомимся
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.
На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.
Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.
В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.
В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.
Спасибо,что прочитали эту статью
Хохлома – история возникновения творчества для дошкольного возраста
Хохлома – это старинный русский промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Этот вид народного творчества представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. История хохломы для детей, место зарождения творчества и его разновидности, кратко для дошкольного возраста.
Что относится к народному творчеству
Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.
Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.
Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.
Что такое хохлома и ее отличительные признаки
Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.
На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.
Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.
Разновидности хохломы
Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:
Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.
«Пряник»
Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.
«Травка»
«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.
«Ягодка»
Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.
«Кудрины»
Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.
Как и когда возникла хохлома
Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.
Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.
Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.
Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.
Роспись на предметах быта
Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.
Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.