Что означает слово херувим в православии

Кто такие серафимы и херувимы. В чем их отличие

Ангелы на Небесах имеют свою иерархию из 10 уровней, и у каждой свои обязанности. Серафимы и Херувимы находятся ближе всех в Богу и никогда не спускаются на землю. Они окружают трон Всевышнего, вместе с престола представляют собой гвардию Господню, его помощников в суде над людьми, несущие просвещение и веру. Шестикрылые серафимы и херувимы изображены на многих иконах Святой троицы, Бога. Одни огненно алые, другие как морская вода. В этом их основное внешнее отличие.

Способности ангелов

Воинство Небесного царства состоит из ангелов. Сила им даруется Богом и только он определяет круг возможностей каждого из них и всех вместе. Ангелы наделены общими для всех иерархий, способностями:

Некоторые из видов ангелов способны испепелять не только небольшие предметы, но даже целые города. Пример такого владения огнем – наказание за грехопадение Содома и Гоморы.

Ангельская иерархия

Сведения об ангелах и их иерархии собирались по крупинкам из разных источников. Лучше всего классифицировал всю информацию воедино Дионисий Ареопагит и описал в своей книге «О небесной иерархии».

Что означает слово херувим в православии

В Ангельских чинах различают три лика по три чина в каждом. Всего получается 9 чинов. Они занимают свое место на небесах по отношению к Богу и людям.

Ближе всех к Господу находится троица: Серафимы, Херувимы и Престолы. Они располагаются вокруг Всевышнего, оберегая и являясь Его ближайшими помощниками.

Серафимы

Шестикрылый ангел Серафим ближе всех находятся к Богу и пламенеют к Нему сильной любовью, горят ярким огнем. Слово «серафим» так и переводится с древнееврейского как «пламенеющий».

У Серафима три пары крыльев. На одной он парит – летает. Вторая пара служит для того, чтобы закрывать свое тело от огня, излучаемого Всевышним. Еще два крыла у Серафимов закрывает огненный взгляд, которым он может воспламенить окружающих.

Что означает слово херувим в православии

Изображения Серафимов традиционно делают яркими красными красками, словно летающий огонь. Если случались битвы, Серафимы превращались в огненных змеев и сжигали врага.

В обязанность Серафимов входит оберегать Бога и разжигать любовь к нему в сердцах людей, очищают душу Божественным огнем, вдохновляя на проповедь.

Серафимы – ангелы высшего чина. Они плотно окружают Бога, полностью закрывая его своими телами, непрерывно воспевают и славят Всевышнего.

Херувимы

В Библии встречается выражение, относящееся к Всевышнему, «восседающий на херувимах». Исходя из нее, шестикрылые ангелы являются способом передвижения Бога.

Правильное название, данное ангелам давно, «херувы». Это слово имеет несколько значений. В переводе с еврейского, оно означает «благословящий» или великое знание, множество разума – этот вариант популярен среди богословов в православии. Их тела и крылья полностью покрыты глазами, они многоочитые, познавающие все. По этому поводу Деонисий Ареопагит сказал, что Херувимы сияют светом Богопознания.

Третий вариант толкования слова означает «подобный цветущей юности». Исходя из этого варианта, Херувимов изображают младенцами с крыльями. На фото икон и росписей потолка видно, что ангел имеет круг нимба вокруг головы и закрывает себя крыльями.

По описанию в книге пророка Иезеркииля, есть подробное описание Херувимов. У них по 4 лица: человека и льва справа и тельца и льва слева. У всех голов по четыре крыла. Условно в православии Херувимов изображают в одним лицом младенца и шестью крыльями, по подобию Серафимов. Обычно крылья их окрашены лазоревым или синим цветом.

Что означает слово херувим в православии

Согласно Книги Бытия, Херувим с мечом стоит у входа в Райский Сад, охраняет Древо вечной жизни и не допускает к нему людей. На свой пост он стал еще до появления первых людей – Адама и Евы. В обязанность Херувимов входит борьба с дьяволом и вытеснение его из умов и души христиан.

По указанию Господа Моисей поставил Херувимов по обе стороны от Ковчега Завета.

В список высшего лика ангелов входят Престолы. Они фактически являются опорой Бога, располагаются под ним.

Основные отличия

Серафимы окружают Господа, прославляют и воспевают его. Они очищают человека от внутреннего зла, ограждают от скверных деяний. Они постоянно сражаются с демоном.

Херувимы исполняют волю творца, выполняют все его указания. Они передают волю Всевышнего и Святые Знания людям и ангелам низшего чина.

Внешне они отличаются цветом крыльев, как вода и пламень.

Источник

Херувимы

Херуви́мы — 1) ангель­ский чин (сте­пень ангель­ской иерар­хии), при­над­ле­жа­щий к триаде высших ангель­ских чинов (в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре нередко пере­чис­ля­ется после чина сера­фи­мов, но иногда, в перечне ангель­ских сте­пе­ней, ста­вится не на второй, а на первой пози­ции); 2) ангелы, пред­ста­ви­тели этого чина.

Что означает слово херувим в православии

Согласно тол­ко­ва­нию «Дио­ни­сия Аре­о­па­гита», назва­ние «херу­вимы» «озна­чает их силу – знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»1. Между тем известны и другие тол­ко­ва­ния этого име­но­ва­ния. Есть пред­по­ло­же­ние, что еврей­ское слово «керу­бим» в форме мно­же­ствен­ного числа может быть свя­зано с аккад­ским гла­го­лом в зна­че­нии «бла­го­слов­лять, хва­лить, молиться».

Что означает слово херувим в православии

Херу­вимы в Ветхом Завете

В Библии херу­вимы неод­но­кратно пред­стают в виде анге­лов, на кото­рых вос­се­дает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной сто­роны, когда речь идет о ков­чеге Завета, это ука­зы­вает на ковчег, как на место осо­бого Божьего при­сут­ствия, с другой, в более широ­ком кон­тек­сте, на особую духовно-бла­го­дат­ную бли­зость херу­ви­мов к Богу.

В сюжете о гре­хо­па­де­нии Адама и Евы гово­рится о том, что после изгна­ния первых людей из рая херу­виму было пору­чено охра­нять путь к дереву жизни в рай­ском саду: «И изгнал Адама, и поста­вил на востоке у сада Едем­ского Херу­вима и пла­мен­ный меч обра­ща­ю­щийся, чтобы охра­нять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ).

В биб­лей­ских текстах херу­вимы часто бывают пред­став­лены в виде раз­лич­ных сим­во­ли­че­ских обра­зов: известны образы херу­ви­мов, выре­зан­ные из мас­лич­ного дерева и позо­ло­чен­ные или в виде рельеф­ной резьбы, а также литые из золота и выши­тые в тка­не­вой атри­бу­тике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ).

Биб­лей­ская сим­во­лика пред­став­ляет их кры­ла­тыми, что, с одной сто­роны, ука­зы­вает на их при­над­леж­ность к небу, а с другой – на их спо­соб­ность к быст­рому пере­ме­ще­нию. Опи­са­ния их лиц весьма раз­ли­ча­ются: у херу­ви­мов ков­чега Завета есть только одно лицо; херу­вимы в храме Иезе­ки­иля дву­лики ( Иез.41:18 ), а те, что опи­саны в его виде­нии, обла­дают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были рас­про­стер­тыми и под­дер­жи­вали свод, над кото­рым в вели­ко­ле­пии вос­се­дал Бог. Когда они дви­га­лись, их крылья изда­вали шум.

Внеш­ний вид херу­ви­мов, пред­став­лен­ный в раз­лич­ных книгах Библии, сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает на неко­то­рые их осо­бен­но­сти и каче­ства. Не сле­дует пони­мать бук­вально, что такого рода внеш­ние опи­са­ния харак­те­ри­зуют их про­стран­ствен­ную форму. В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии», автор­ство кото­рого при­пи­сы­ва­ется Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, гово­рится о том, что опи­са­ние изоб­ра­же­ний «нужно для того, чтобы мы не пред­став­ляли грубо, подобно невеж­дам, небес­ных и Бого­по­доб­ных умных сил, име­ю­щими много ног и лиц, нося­щими скот­ский образ волов или зве­ри­ный вид львов, с изо­гну­тым клювом орлов, или с пти­чьими перьями; равно не вооб­ра­жали бы и того, будто на небе нахо­дятся огне­вид­ные колес­ницы, веще­ствен­ные троны, нужные для воз­се­да­ния на них Боже­ства, мно­го­цвет­ные кони, вое­на­чаль­ники, воору­жен­ные копьями, и многое тому подоб­ное, пока­зан­ное нам Св. Писа­нием под мно­го­раз­лич­ными таин­ствен­ными сим­во­лами ( Иез.1:7 ; Дан.7:9 ; Зах.1:8 ; 2Мак.3:25 )»2.

Херу­вимы в хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти

В связи с тем, что опи­са­ния херу­ви­мов в Библии раз­но­об­разны, в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции воз­никло мно­же­ство спо­со­бов для тол­ко­ва­ния их обра­зов. Как пра­вило, авторы схо­ди­лись во мнении, что каждый эле­мент внеш­него вида дан­ного ангель­ского чина пред­став­ляет собой символ, однако интер­пре­та­ции их зна­че­ний часто отли­ча­лись. Многое зави­село от кон­тек­ста, в кото­ром херу­вимы были упо­мя­нуты в Писа­нии.

В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии» херу­вимы сле­дуют после сера­фи­мов и отно­сятся ко вто­рому чину первой триады ангель­ских сил. Их основ­ное свой­ство – «знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»3.

Кли­мент Алек­сан­дрий­ский пола­гает, что уста­нов­лен­ные на ков­чеге Завета фигуры херу­ви­мов пред­став­ляют собой лишь сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние и не явля­ются вос­про­из­ве­де­нием их реаль­ного облика. Свою пози­цию он аргу­мен­ти­рует запре­том Бога на изоб­ра­же­ние святых пред­ме­тов (сле­до­ва­тельно, и херу­ви­мов) и невоз­мож­но­стью для вос­при­я­тия чело­ве­ком небес­ных существ. Кли­мент дает сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние облику литых из золота фигур: «Имя Херу­вима озна­чает “вели­кое знание”. Вместе они имели две­на­дцать кры­льев, как ука­за­ние на чув­ствен­ный мир, две­на­дцать знаков Зоди­ака и опре­де­ля­е­мый ими ход вре­мени. …изоб­ра­же­ние херу­ви­мов имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: лицо явля­ется сим­во­лом души, крылья – слу­же­ния и дей­ствия воз­вы­ша­ю­щихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непре­стан­ном созер­ца­нии» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.

В воору­жен­ном пла­мен­ным мечом страже Едем­ского сада, постав­лен­ного после изгна­ния первых людей, Бла­жен­ный Авгу­стин видел вре­мен­ную кару. По его мнению, меч назы­ва­ется пла­мен­ным потому, что «всякое стра­да­ние словно жжет». При этом глав­ная цель пла­мени не истреб­ле­ние, а очи­ще­ние5. Иоанн Зла­то­уст же напро­тив, вос­при­ни­мал этот образ как знак того, что после нару­ше­ния запо­веди вход в рай для чело­века стал недо­сти­жи­мым. В «Бесе­дах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангель­скому оружию «обра­ща­е­мое» был дан Мои­сеем, чтобы пока­зать, как заграж­дало оно все воз­мож­ные пути и «непре­станно вызы­вало страх и вос­по­ми­на­ние»6. Исходя из пони­ма­ния имени херу­ви­мов как «вели­кое знание», Иоанн Зла­то­уст в беседе «О тво­ре­нии мира» даёт объ­яс­не­ние образу херу­ви­мов как пре­муд­ро­сти, «на кото­рой Он (Бог) почи­вает». Там же он даёт объ­яс­не­ние нали­чию мно­же­ства глаз на всех частях их тела: «пре­муд­рость смот­рит всюду, имеет повсюду отвер­стое око»7. В слове «Против ано­меев» он выска­зы­вает мнение, что «херу­вимы служат Богу пре­сто­лами; это ска­зано о херу­ви­мах не потому, чтобы Бог нуж­дался в пре­столе, а чтобы отсюда ты ура­зу­мел досто­ин­ство этих сил»8.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин истол­ко­вал образ четы­рёх зверей из виде­ния Про­рока Иезе­ки­иля как херу­ви­мов. Он считал, что херу­вимы были пред­став­лены в виде льва, тельца и орла по при­чине вос­при­я­тия людьми этих живот­ных как наи­бо­лее бла­го­род­ных и силь­ных. В лице льва он видел ука­за­ние на «царей и князей века сего, кото­рые вос­при­и­мут на себя иго Церкви, изоб­ра­жа­е­мой под видом колес­ницы, или поко­рятся Еван­ге­лию». В лице орла содер­жится ука­за­ние на при­ше­ствие Мессии свыше. Все вместе они ука­зы­вали на мно­же­ство разных наро­дов, кото­рые в буду­щем примут Еван­ге­лие9.

При­ме­ча­ния:

1 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава VII. О Сера­фи­мах, Херу­ви­мах и Пре­сто­лах, и о первой их Иерар­хии / О небес­ной иерар­хии.

2 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава II. О том, что Боже­ствен­ные и небес­ные пред­меты при­лично изоб­ра­жа­ются под сим­во­лами, даже с ними и несход­ными изоб­ра­же­ния для опи­са­ния, умных Сил, не име­ю­щих образа, имея в виду, как выше ска­зано, наш разум, забо­тясь о свой­ствен­ной и ему срод­ной спо­соб­но­сти воз­вы­шаться от доль­него к гор­нему, и при­спо­соб­ляя к его поня­тиям свои таин­ствен­ные свя­щен­ные изоб­ра­же­ния. / О небес­ной иерар­хии.

5 Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.

6 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.

8 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Слово третье. / Против ано­меев.

Источник

Херувим, Херувимы.

Херувим, Херувимы. Этимология слова – «Херувим, Херувимы» и этимологическое значение его темно и не дает определенного о них понятия. Иные производят это слово от еврейского слова, которое в еврейском тексте Св. Писания не встречается, а на семитических языках значит пахать, возделывать землю, а отсюда переходят к понятию вола, как животного, возделывающего землю, находя указание на это в самом видении пророка и понимая под ним выражение превосходства, силы, а отсюда – под Херувимами понимают крепкие силой духовные существа. Но очевидно, что это только частное значение слова «Херувимы». Другие, находя в арабском языке другое значение, а именно – стеснять дух, приводить в страх, разумеют страшные, приводящие в трепет существа. Но и это не объясняет их существа. Иные, придавая слову Херуб значение – приближаться, быть близким, разумеют существа, близкие к Богу. И Херувимы, действительно, суть самые близкие к Богу служебные силы. Но такое объяснение слова – произвольно. Другие еще, переставляя буквы в еврейском слове, приходят к другому значению этого слова, именно – «колесница» и понимают X., как Божьих колесниц, как и представляются они у пророков. Но представление их в образе колесницы в видении пророка составляет случайную принадлежность, а не существенную. Этой черты мы не видим ни в изображении Херувимов над ковчегом Завета, ни в храме Соломоновом, ни в Апокалипсисе. Иные, находя в семитических языках это слово в значении «брать» и то же значение в индоевропейских языках, отожествляют их с грифами древних, которые в мифологических сказаниях востока изображаются чудовищными и страшными птицами и представляются охранителями золотых гор, делая их недоступными. Этому объяснению благоприятствует то, что они изображаются с крыльями. Но это не выражает их существа и не имеет отношения к X. библейским. Наконец, некоторые, переводя еврейское слово значением «знать, понимать» разумеют под ними существа, одаренные большим ведением. Так понимали и многие из отцов церкви. Еще иные, исходя из арамейского слова со значением «вырезывать, изображать» понимают их, как образы, изображения, вымышленные человеческой фантазией, которым не соответствует ничего действительного. Но Св. Писание ясно указывает, что это живые существа, обладающие высшей жизнью. Таким образом во всех этимологических объяснениях слова Херувимы, мы находим только отдельные черты и точного, определенного понятия не получаем, не говоря уже о том, что все производства этого слова составляют только догадки и предположения. С большей определенностью оно раскрывается из Библейской истории. В первый раз оно встречается в третьей главе книги Бытия, где Херувим с пламенным мечем, стоит у сада Эдемского и охраняет путь к древу жизни, как один из лика св. Ангелов. Потом о них говорится при устроении Скинии и при создании храма Соломонова. Изображение их в образе человеческом, но с крыльями и поставление их в Святом Святых над ковчегом Завета показывает, что они, как высшие духовные существа, особенно близки к Богу, всегда готовы исполнить Его волю, проникая в тайны нашего спасения. В псалмах Давида, у пр. Исаии, Бог представляется восседающим на Херувимах, это указывает на их высшее место и на близость к Богу. У пророка Иезекииля они представляются, как светозарные, пылающие существа человеческого облика: у каждого по 4 лица и по 4 крыла, и под крыльями руки, в роде человеческих, и подле них 4 колеса, по колесу возле каждого, устроенные как бы колесо в колесе, не имея нужды во время шествия оборачиваться, и все тело их исполнено очей и дух жизни в них, и они поднимались и шествовали, куда дух вел их. И над главами их подобие тверди, как кристалл, и над твердию подобие престола, и на нем подобие человека, который весь, как пылающий металл, как свет электра, как некий огонь и вокруг его сияние. Таким образом, Херувимы представляются здесь ближайшими причастниками неприступного величия и славы Божией. Тогда как в В. Завете они являются, как посредствующие существа в явлении Божием миру, в откровении Иоанна – они на небесах, пред престолом постоянно предстоят и неумолкно прославляют бесконечные совершенства Вседержителя и Агнца. Из этого видно, что X. нельзя принимать за одни олицетворения открывающихся в творении сил и свойств Божиих или за одни образы религиозной фантазии. Чувственные черты и изображения, в каких представляются X. в видении Иезекииля и в откровении Иоанна, не препятствуют видеть в них действительные, личные и притом высшие существа духовные. Они поставляются пророками вместе с ангелами и в числе их. Но они не суть посланники и вестники, подобные прочим ангелам, а составляют особенный, высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов. Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение; в них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией. В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле Серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.

Источник

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».

Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *