Что означает слово хазары
О происхождении слов Израиль и Хазария
О происхождении слов Израиль и Хазария
» И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там».
Изучая данное повествование о встрече Иакова с «Некто», невольно обращаешь внимание на мысль автора, который отвечает на вопрос о причине переименования Иакова на Израиль. Сам библейский текст изложен в традиционной для этого писания форме, где указана причина происхождения имен собственных, названий местности и т.д. Во многих местах ветхого завета можно встретить разные толкования слов, оформленных под те или иные события.
Посмотрев на эти слова с точки зрения этимологии, мы невооруженным взглядом видим обратную картину, где события подогнаны под толкования слов. Прежде чем приступить к детальному рассмотрению происхождения слова «Израиль» в данном тексте, придумаем аналогичный сюжет на основе русского языка. «И нарекли ему имя Владимир, сказав: «он будет владеть миром». Или, «и дано тому месту имя Благовещенск, ибо распространилась от сия места благая весть по всей Руси».
Из этих примеров мы видим, что к тем или иным историческим событиям можно «приклеить» этимологию. И, наоборот, под любую этимологию слова можно придумать то или иное событие. Данный метод словотворчества, как мы уже сказали, лежит в основе ветхозаветных сюжетов.
В библейской истории о происхождении слова «Израиль» есть некий нюанс, на который необходимо обратить особое внимание. Из всех, не согласующихся со здравым смыслом моментов борьбы Иакова с «Некто», интерес вызывает упоминание о заре. Просьба «Некто» к Иакову отпустить Его, потому что должна явиться заря, делает сюжет вообще запутанным. Спектр вопросов в этом случае, требующих логического объяснения, увеличивается.
Возникает еще один вопрос: если Тора изначально написана на иврите и для евреев, то почему в ней приводятся всякого рода пояснения и толкования слов? Складывается впечатление, что ветхозаветные тексты изначально были записаны не на иврите, а в последующих переводах допущены изменения и дополнения в условиях иврита.
Оставим в стороне всякого рода домыслы и посмотрим на некоторые слова из иврита не с точки зрения этого языка, а с точки зрения… нахского (чеченского, ингушского, бацбийского).
Книга Исход на иврите называется «Шемот», но в нахской этимологии это слово означает «свое место» (ще- свое, мот-место), то есть, уйти туда, откуда пришли. Более детальный разбор слова «ще мот» показывает, что оно возникло еще в досемитский период.
Примерно по такой схеме должны этимологизироваться и другие слова, в каком бы они языке не находились. В иврите и арабском языке подавляющее большинство лингвистов, говоря об этимологии того или иного слова, ссылаются на корни, но никак не хотят понять простейшей истины, что у любого корня или даже звука должна быть этимология. Непонимающие этой истины заставили людей фантазировать и сочинять сказки. В этих фантазиях толкователей древних текстов порой очень трудно отделить правду от вымысла.
История этого слова такова: древний человек впервые увидел огнь и должен был поближе познакомиться с ним, изучить его и причину его возникновения. Причиной же возникновения огня стало изготовление каменных орудий труда, в результате чего и появилась искра (звукокомплекс скр и чрк). Отсюда и слова: русское «чиркать» и нахское «чиркх» (лампа). От дуновения на огонь, в процессе ознакомления с ним, в нахском языке происходит звукоподражательные местоимения «х1у» (что), (ингушск. «фу»), «хьо» (ты) и сущ. «х1уо» (воздух) (см. немецкое сущ.feur огонь).
Впоследствии разгоревшийся огонь «ответил» любопытному человеку, что его (огонь) зовут «ц1е», а ответ исходил от хруста разгоревшейся древесины. В результате этого «диалога» с огнем в нахском языке слово «ц1е» приобрело два основных смысла: «огонь» и «имя». Отсюда же и древнейшие названия Бога у Вайнахов «Ц1у» и «Эла». (см. ц1ова-тушины, они же туски). Отсюда же название Бога у семитов: Аллахь и Элохь, где конечный звук «хь» и есть звукоподражание от раздувания огня.
Как мы видим, вышеприведенные слова имеют фоносемантические ядра в виде звукоподражаний, которые и образуют слова, становясь основаниями для слов, но уже в других образующихся языках. Таким же способом образовалось и слово «Израиль», основа которого звукоподражательные слова. Слово «Израиль» является четырехсоставным и легко этимологизируется с древненахского языка.
Состоит оно из слов:
И- указательное местоимение
З1а- луч
Ра- солнце
Эл- Бог, Повелитель
О происхождении слов Ра и Эл мы уже говорили, осталось сказать, что слово «з1а» (луч) происходит от слова «заз» (лепесток, цветок), а «заз» является звукоподражанием жужжанию пчелы, собирающей нектар. Ассоциация лучей солнца с лепестками цветка очевидна. Отсюда же нахское «зе» (наблюдать), русское «заря», «зреть» и «зенки» (глаза) и немецкое sehen (видеть).
В современном русском толковании слово Израиль//Израэль означает «Повелитель зари».
Вот почему в ветхозаветном тексте упоминается заря. Судя по этой этимологии можно сделать вывод, что данный текст был составлен людьми в совсем другой форме и на другом языке. Возможно это была и Вавилонская клинопись эпохи Навуходоносора. При попытке перевести текст оригинала на иврит, толкователи, или древние «этимологи», и породили миф о богоборчестве Иакова. Сегодня, подобные «этимологии» ученные назвали бы «народными», то есть ложными или вымышленными.
Конструкцию слова Израиль мы встречаем в других именах. Это такие слова как: Михаэль, Самуил, Даниэль, Рафаэль и т.д. На примере этимологии слова Израиль мы видим, что эти имена указывают на эпитеты Бога.
Пояснение: Бог восхода и Бог заката, Бог неба и Бог земли, Бог ветра и Бог воды, Бог огня и Бог света, Бог слышащий и Бог милосердный и т.д.
В итоге, Он Бог всего и вся. По древнеегипетской традиции таких перечислений должно быть 99. (см. Око Хора)
О правильности приведенной нами этимологии слова Израиль говорит и слово из иврита «хазара» (возвращение). От этого слова, возможно, происходит и название бывшего государства Хазария, существовавшего на Северном Кавказе. Какое же отношение имеет ивритское «хазара» (возвращение) к названию государства, и имеет ли? Ответ не очень прост. Для начала разберем ивритское слово «хазара».
Слово «хазара» (возвращение) имеет прозрачную этимологию в нахском языке:
Ха – время
З1а – луч
Ра – солнце
Триединая конструкция слова «хазара» указывает на рассвет. Логично, что в иврите это слово говорит о возвращении солнца.
Теперь, что касается названия государства «Хазария».
В свете последних исследований, выясняется, что ивритское слово «хазара»(возвращение), никакого отношения к названию государства Хазария, как предполагалось ранее, не имеет.
Дело в том, что Хазария, это название акватории всего Каспийского бассейна. Об этом можно судить по лингвистическому и культурологическому материалу народов каспийского региона.
В итоге мы имеем формы Отсюда и гидроним «каспий» и этноним «казах». Отсюда же и этноним «хазар», который видимо произошел от формы «г1ез ари» (гусиная долина,пространство). Вероятно эта же основа лежит в названии столицы Татар, Казани.
Вполне резонно возникнет вопрос: причем здесь гуси?
Изображение на Хазарских монетах знака гусиной лапки говорит или об принадлежности к «гусиной» территории или о культе этой птицы.
Возможно, оба варианта имели место.
Историографы упоминают народ с именем «Акациры» и выводят его от тюркского «ак»- белый и казар\хазар. То есть, «белые хазары», а если слово «хазар» интерпретировать как «гусь», то получается вариант «белые гуси»(лебеди).
Но на основе нахского языка, слово «акациры», можно интерпретировать как «акх г1ез ари», что дословно означает «диких гусей территория».
Слово «акха» (дикий), в нахском языке происходит от глагола «аккхуо» (прогнать). В свою очередь, данный глагол образовался от другого глагола «аккха»(треснуть, отскочить). Ну а начальным звеном этой семантической конструкции, является звукоподражание обработки камня. Это звукокомплекс «кхрч». Выделенный из него звук «кх» и лег в основу глагола «аккха»(треснуть, швырнутся, отскочить, прогнать,рвануться с места). См. обработку камня. Хронологически, это слово следует отнести к каменному веку. Значение «дикий», развилось от смысла «прогнать» или «рванутся с места». Далее слово «аккха», обрело смысл «охотиться» и легло в основу субэтнонима «аккхи». С этих позиций субэтноним «аккхи» необходимо интерпретировать как «охотники».
Примечание: Поскольку мы увидели перед собой древнейшую словообразовательную схему,то следует сказать, что она не ограничивается вышесказанными словами которые мы увидели выше.Только в одном нахском языке мы обнаружили их более трех десятков, семантические линии которых уходят в разные языки. Следует напомнить, что каменный век в истории человечества длился сотни тысяч лет и не может такого быть физически, чтобы звуки и звукокомплесы от обработки камня канули в лето вместе с каменными орудиями труда и охоты.
Учитывая древность слова «аккха», есть вероятность более широкого его распространения. Так оно и выходит.
Акка — город в Израиле
Акка — историческая область, расположенная на юго-западе Чечни
Акка (Аух) — историческая область Чечни, ныне входит состав Дагестана
Акка — село, Табасаранский район Дагестана
Акка — село в Галанчожском районе Чечни
Акка — город в Марокко. Находится в провинции Тата.
Акка — гора в Скандинавских горах севернее полярного круга.
Касательно топонимов «Акка»//»Аккха», можно выдвинуть гипотезу, что этим словом древние охотники, кочуя за дикими животными на большие расстояния, именовали охотничьи стоянки. Добыв достаточного мяса и шкур, можно было останавливаться на «зимовье». По весне, или с новым сезоном охоты, молодые охотники отправлялись дальше, а старые и немощные, оставались. Вероятно из таких стоянок и образовались известные нам сегодня топонимы и этнонимы.
Диаспора хазар. Ашкеназы потомки хазар?
Хазары – народ неясного происхождения (вероятно, это евреи, переселившиеся из Армении и Ирана в Дагестан), исповедовавший еврейскую религию и имевший в 7–13 вв. огромное государство – Хазарский каганат.
Хазария была разгромлена русским князем Святославом, узколобым антисемитом, действовавшим в союзе с Византией и гузскими племенами.
Потомками хазар являются (отчасти!) кабардинцы, караимы, евреи-ашкеназы, кумыки, вайнахи, аварцы, горские евреи.
Хазары жили не только в Хазарии.
Они часто приезжали в другие государства как наёмники или купцы. И том и другом они очень преуспели.
В числе вторгнувшихся в Европу под предводительством Аттилы гуннов были и акациры (хазары), причём «они были наиболее значительными» (Артамонов).
В истории Византийской империи написано, что её защищали наёмные войска, в т.ч. и из хазар. В VII в. хазары с великим блеском, и могуществом дают многочисленное войско в помощь императору (который из благодарности надел диадему царскую на их кагана), именуя его своим сыном, и 2 раза ходил совместно с хазарами на Персию, Болгарию, на угров в знак своего к ним почтения. В торжественные дни украшались в хазарскую одежду и стражу свою составляли из них. Константин Багрянородный упоминает хазар в составе элиты императорской гвардии в Константинополе, и как храбрейшую часть войска венгров.
В VIII в., как утверждают, вооруженные банды хазар вторглись из южной Руси в Молдавию и Валахию и соединились с евреями, жившими в Румынии уже давно, стали занимать господствующее положение: «в течение многих лет еврейская религия была преобладающей в этой стране». В румынском народном творчестве этноним judeu (иудей) означал «богатырь»!
Около 902/03 упоминается некий Иосиф из славянских стран, который подарил землю Фрайзингенскому монастырю.
После погрома князем Святославом Хазарского Каганата население хазарских городов Итиль (– вторая столица Хазарии, находилась на Волге, в районе Астрахани) и Семендера (– вторая столица Хазарии, находилась в Дагестане, на границе с Чечнёй, в районе станицы Шелковской) население бежало на острова Каспийского моря.
Ибн-Хаукаль (968/9) общался с беженцами хазарами в Грузии, говорит, что, когда русские опустошили Семендер, его жители бежали вместе с жителями Итиля, среди коих было много евреев, в Дагестан, но при военной поддержке ширрваншаха Мухаммеда ибн Ахмеда ал-Азди, возвращаются в Итиль. И, действительно, русские не закрепились в Хазарии.
По свидетельству Ибн-ал-Асира, хазарское правительство пытается в борьбе с русскими и тюркскими племенами опереться на военную мощь Хорезма, переживавшего в то время период нового подъема под гегемонией эмиров западной столицы – Ургенча, признав его политический суверенитет над Хазарией.
Ал-Макаддиси (до 988/9) сообщает: «Я слышал, что ал-Мамун нашествовал на них (хазар) из Джурджании (Ургенч. – А.З.), победил их и обратил их к исламу. Затем слышал я, что племя из Рума, которое зовется Рус, нашествовало на них и овладело их страною».
В том же источнике сохранились сведения о непокорности хазар и об оккупации их городов с переменным успехом хорезмийскими карательными отрядами. Принятие ислама подтверждает Ибн Мисхавейх и др., что, хазары, их царь, знатные и богатые, приняли ислам, за что хорезмийцы выгнали «тюрок» (гузов).
Вероятно, именно с этого времени в Ургенче появляется группа хазар-христиан и евреев, чьё наличие зафиксировали путешественники XII–XIV вв. Потомками этих хазар являются существовавшее до недавнего времени в Хорезме племя Адаклы-хызыр (Хызыр-эли).
Остатки разгромленных Святославом хазар, по свидетельству ибн-Хаукаля, отступают на «остров Сиях-Кух» (п-ов Мангышлак в Казахстане) под покровительство своих хорезмийских союзников и продолжают существовать в Хорезме на протяжении многих веков в качестве особой этнической группы (ср. существованию, видимо происходящего от этих хазарских эмигрантов, туркменского племени, называвшегося в XVII в. Адаклы-Хызыр, в Адаке, на северо-западной окраине Хорезма, и именуемого сейчас Хызыр-эли).
В 1064 происходит переселение 3 тысяч хазарских семейств из Хазарии в г. Кахтан. В экстрактах дербентской хроники у Мюнаджим-баши: «В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нём».
Около 972 киевский князь увёл немногих евреев из Хазарии в Киевскую Русь.
Владимир вновь покорил хазар, наложив на них дань (к 985). Во времена Бируни (973–1048) Итиль находился в развалинах. Бежавшие остатки хазар во главе со стратигом Херсона хазарином Георгием Цуло владели маленьким княжеством в Крыму, которое Мстислав, сын Владимира вместе с Византией разрушил в 1016.
В 1031/32 по сообщению Ибн-ал-Асира курд Фалдун, овладевший частью Азербайджана совершил нападение на хазар и захватил у них большую добычу. Но хазары быстро собрались силами, догнали его и, перебив более 10 тысяч его «людей», не только вернули себе эти трофеи, но и забрали имущество самих агрессоров.
Часть хазарских евреев ушла в Киев, где изначально была уже торговая их колония. Однако, политического веса, они не утратили.
Великий князь Владимир I по Ибн-Хаукалю был расположен к евреям. Хазарские евреи пытались обратить его в Иудаизм, даже упоминается имя кагана хазар по чей инициативе было послано в Киев посольство – Давид.
Через некоторое время после разрушения Саркела, хазары построили город с таким же именем вблизи Чернигова.
В ХI в. в Киеве поселились евреи ростовщики из Германии. В летописях Нестора сообщается, что игумен Киево-печерский Феодосий, живший при Изяславе Ярославиче (1036–74), посещал ночью евреев, с которыми вёл религиозные споры. Изяслав перевел рынок вместе с лавками из нижней части Киева (Подол) в верхнюю, где проживали евреи. Число их увеличилось в конце ХI в., несмотря на мор (1093), голод и набег половцев; по-видимому, сюда попали евреи из Западной Европы во время I крестового похода. Великий князь Святополк II (1095–1112) относился к евреям благосклонно. После его смерти всякий сброд возмутился против его жены и его приверженцев и напал на евреев (1113), но Владимиру Мономаху удалось рассеять толпы бунтовщиков. Интересно отметить итог погрома: прекратилась торговля Киева с Византией, в результате чего, разразился для Руси на весь XII в. экономический кризис, например, вновь исчезла собственная валюта.
В 1124 в Киеве сгорел еврейский квартал.
Антисемит-головорез Владимир Мономах велел в 1126 «из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением, и впредь не пущать, а есть ли тайно войдут, вольно их грабить и убивать. С сего времени жидов в Руси нет. «
В 1239 монголы разрушили Киев, и многие евреи погибли там вместе с другими жителями, а остальные бежали.
В Подолии сохранился с 1240 надгробный памятник некому Шмуэлю с надписью: «Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались, как стадо без пастыря; гнев Б-жий постиг нас. » О «Жидовских воротах», впрочем, говорится в летописи под 1146.
В ХII в. Киев был центром торговли между Востоком и Западом, которая находилась, гл. обр., в руках евреев и итальянцев. О духовных интересах киевских евреев той эпохи свидетельствует то, что в XII в. встречаются в знаменитых иешиботах северной Франции учащиеся из России и Киева; р. Моисей из Киева упоминается, как один из учеников р. Якова Тама (в соч. «Sefer ha Jaschar»). Этот р. Моисей по случаю преследования киевских евреев эмигрировал из Киева с другими евреями и отправился во Францию.
Еврейские обычаи были сильны на Руси, и появилась полемическая литература, вроде «Слова» Иллариона, или запрос Изяславом Феодосию Греку о запрещении убивать скот в воскресенье, и Феодосий протистует против этого иудейского обычая. В прошении Кири-ка узнаём о распространении обычая устраивать по вечерам пятницы молебны. Были и «тайные евреи»: так в городе Козарыах около Рязани для оправдания празднования Шаб-бата, был введён культ Параскевны-Пятницы.
На русской военной службе в XI–XIV вв. встречаются хазары, например, – Козарин (Кажар) Керебет.
В 1079 хазарам удалось казнить Романа Святославовича. В самой Тмутаракани, они захватили и выдали Византии Олега Святославовича, но, в 1083 его отпустили, и этот сумасшедший палач истребил тмутараканских хазар, прикрывая свои расовые предрассудки местью за убиенного братца.
Не повезло и евреем Херсонеса: они занимались перепродажей славян пленённых половцами, и из-за некоего «святого» попа Евстратия, распятого одним набожным евреем в 1096, скопище озверевшей черни уничтожило эту славную общину.
Во время Андрея Боголюбского многие евреи стекались во Владимир и принимали христианство.
В 1106, согласно «Повести временных лет», половцы совершили набег на «Заречьск» (окрестности Киева). Русский князь отрядил за ними погоню под командованием 3 воевод: Яна, Путяти и «хазара Ивана».
Неизвестный автор середины XIII в. в «В лето 6746 (=1237–8) пришёл на Русскую Землю поганый и безбожный князь Субботий с толпой мордвы, марийцев, кипчаков и хазар, которые ныне именуются татарами. Этот Субботий шёл на Рязанские города, чтобы отомстить за погром хазар, учиненный некогда Святославом.»
Армянский автор Давид Багишеци пишет, что хазары участвовали в монгольских походах: «В году 670 (1221. – А.З.) 2 пришли с северо-востока татары: по словам некоторых, они были из страны Чина и Мачина, другие считают их варварскими племенами, пришедшими из местности, лежащей за воротами Дербента, а третьи считают их скифами с самого дальнего Севера, и все эти племена называются татарами, согласно пророку – варварами-скифами, которые были многочисленны и могущественны. Их царя называли Чангз-хан (Чингисхан. – А.З.). После его смерти на царский престол возвели его младшего сына Октай-хана (Угэдэй. – А.З.). Он собрал несметное количество войск, которых называли мугал-татар, состоявших из хазаров, гуннов и многих других племён, и разделил их на три части».
Ал-Идриси упоминает о городе и стране хазар, проживавших рядом с Тмутараканью. Возможно, он имел в виду Белую Вежу, подчинявшуюся Тмутаракани, возможно, речь шла о территории к востоку от Тмутаракани; и оно – упоминаемая Вениамином из Туделы еврейская община Алании, подчинявшейся экзиларху в Багдаде.
Веньямин Тудельский говорил о евреях Дагестана находившихся под юрисдикцией экзиларха и о существовании в Азербайджане многочисленного еврейского населения, о наличии там тысячи синагог, и о еврейском царстве на р. Кизыл Узень, где-то в бассейне Каспийского моря.
Другой еврейский путешественник, Петахия Регенсбургский, побывавший в 1170–1185 в Восточной Европе и Западной Азии, оставил описания своего путешествия «Сибуб Ха’олам» («Путешествие по свету») где говорит о нехитрых обычаях хазар-иудеев к северу от Крыма, которые он объяснял их приверженностью караизму: «Настоящих евреев нет в земле кедаров [кочевников], а живут там только минеи». Когда Петахия спросил их, почему они не веруют словам и преданиям мудрецов, они отвечали: «потому что этому предки нас не учили». Накануне субботы, они нарезывают весь хлеб, который едят в субботу; едят его впотьмах и сидят весь день на одном месте. Молитва их в этот день состоит только из чтения псалмов, «и когда рабби Петахия прочёл им наши молитвы и молитву после пищи, [установленные Талмудом], то это им очень понравилось; причём они сказали, что отроду не слыхали и не знают, что такое Талмуд». Тем не менее, он говорит, что видел в Багдаде посланцев хазарского царства, искавших бедствующих учёных мужей из Месопотамии и даже из Египта, чтобы те «обучили их детей Торе и Талмуду».
Арабский историк IX в. ал-Балазури писал, что Марван ибн Мухаммад, после того как разбил хазар, поселил часть их «между Самуром и Шабираном, на равнине в земле Лакз».
В 70-х гг. ХII в. дербентские хазары упоминаются в грузинской летописи и в сочинениях ширванского поэта Хакани и более известного Низами. У них сообщается, что хазары совершили набег на Ширван, но соединённые ширвано-грузинские войска их разбили.
Миссионер Иоанн де Плано Карпини в 1245 упоминает на Северном Кавказе иудеев хазар (брутахии). Говоря об Ургенче в Средней Азии, он упоминает хазар-христиан.
Наименование Крыма Хазарией засвидетельственно в итальянских документах ХII–ХVI вв., когда здесь были генуэзские колонии. Столицей крымских евреев был Чуфут-Кале (Джуфт-Кале) – предместье Бахчисарая; у татар носил название «Кирк-ер» (тюрк. «Замок сорока», по Гаркави от иран. «керкери» – «крепость для защиты тыла»), а у караимов, из которых состоит большинство его населения, «Села га-Иегудим» (Иудейская скала). Город впервые именуется «иудейским» в ярлыке Батыр-Гирея от 1612, а в отчетах русских посольств 1-й пол. XVII в. он называется «жидовским городком». Ко 2-й пол. XVII в. топоним Чуфут-Кале уже утвердился в официальных документах и в обиходе. Эвилия Челеби (XVII в.), посетивший этот город-крепость, отмечает самостоятельность и независимость этого поселения, по его словам, вся администрация Чуфут-Кале была иудейской. Говоря о населении, он сообщает, что «Даже комендант замка, команда крепости, стража и привратники – все евреи». Караимы полагают, что Чуфут-Кале основан за 400 лет до н.э. и назывался прежде «Села-Юхудим», т.е. Иудейская скала. Думают, Чуфут-Кала служила последним убежищем хазарским ханам в начале XI в.
Какая-то часть хазарских евреев переселилась на Запад – в Польшу, которая образовалась в 962 – примерно во время гибели Хазарии. В одной из ранних польских легенд, относящихся к образованию Польского королевства рассказано, как племена, ставшие поляками, решили избрать себе короля, и остановились на еврее по имени Абрам Проковник (Порохувник, пороховник).
Названия многих населенных пунктов в Украине, особенно в Прикарпатье: Хозари, Жидово, Жидачов, Козаржевск, Козара, Козарзов, Жидовска Воля, Жидадице и т.п. указывает на следы проживание в них евреев с давних времён. Названия многих деревень: Zyd. villa, Zydowska Wola, Zydatycze, Zydow, Kozari, Kozara, Kozarzow villa преимущественно в Малой Польше и Червонной Руси (Галиция) будто говорят об аграрном быте переселенцев. Схожие названия можно также найти в Карпатских горах и в Татрах, а также в восточных провинциях Австрии. Даже старые еврейские кладбища в Кракове и Сандомире называются «Кавиори» – слово, имеющее, скорее всего, хазарско-кабарское происхождение (кавары, кабары – одно из хазарских племён; часть из них ушла с венграми в Европу, другая – осталась на Кавказе, – это кабардинцы).
Деревни с названия Zydow, Kozara, могли принадлежать не евреям-земледельцам, а евреям-землевладельцам, каковые часто встречаются в Польше в Средние Века. Эти караимы, коих нельзя смешивать с западными евреями пришедшими в Польшу при католицизме (Мешко I, ум. в 992), и бежавших от погромов в Германии. После эпохи Чёрной смерти из Германии в Польшу бежало так много евреев, что языком польского еврейства стал идиш, и хазарские евреи растворились в этой массе.
Какая-то часть хазар бежала ещё после реформ Обадии к венграм, которые тогда были подчинены хазарам. Этих хазар называют «кабарами», состоявшими из 3 хазарских рода, объединенные под главенством одного вождя (князя).
Сами венгерские цари того времени имели право на престол, как считают, только если их матерью была дочь хазарского царя.
В 881 кабары и венгры осаждали Вену. Большой интерес представляют давно обратившие на себя внимание «халисии» Иоанна Киннама, сопоставлявшиеся Шахматовым, а ещё раньше, в 40-х гг. XIX в., Ернсем с хвалиссами русских летописей (хвалисы = хорезмийцы). По Иоанну Киннаму (III, 8, V, 16), халисии – некий народ, представители которого участвовали в XII в. в борьбе далматинцев против византийцев, входили в Мадьярское государство, но отличались от мадьяр вероисповеданием (венгерские хроники знают их под именем Caliz). В одном месте Киннам говорит, что халисии «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми». Гаркави видел в них иудео-хазар, согласно венгерским источникам, приглашенных князем Таксони (946–972) в Венгрию.
Венгрия была первоначально не только двуязычной, но имела даже некоторое двоецарствие, вариант хазарской системы: царь делил власть с главнокомандующим, носившим титул «Джыла». Эта система просуществовала до конца X в., когда Святой Стефан перешёл в католичесто, победил восстание Джыла, кой был «хазаром, держащимся своей веры и отказывающимся стать христианином».
Венгры, переселившись на Запад, привнесли туда кое-какие легенды. Так, в граничащей с Венгрией Австрии распространилась легенда о дохристианских еврейских царях. Более того, на протяжении более чем 50 лет, до 955, Австрия до самой р. Энс на западе находилась под венгерским господством. В перечне из австрийской хроники, сведенной воедино венецианским писцом в правлении Альберта III (1350–95) фигурируют имена этих еврейских правителей.
Кавары были известны как искусные мастера золотых и серебряных дел, у которых венгры переняли навыки.
Историк Маккартни написал: «Ядро венгерской нации, настоящие финно-угры, сравнительно (хоть и не совсем) мирные, оседлые земледельцы, поселились в холмистой области к западу от Дуная. Долину Алфолд заняло кочевое племя кабар – настоящие тюрки, скотоводы, всадники и бойцы, движущая сила и войско нации. Именно этот народ занимал в эпоху Константина почетное место «первой венгерской орды». Я считаю, что именно кабары устраивали из степей набеги на русов и славян, вели кампанию против булгар в 895; во многом именно они еще полвека после того наводили ужас на половину Европы».
Гранский архиепископ Роберт известил в 1229 папу ; том, что Венгрия идёт по ложному пути, что в ней преобладают магометане и евреи, что последние живут в смешанных браках с христианками, которые часто переходят в Иудейство, что родители для покрытия податей нередко продают своих детей евреям и мусульманам, a иные христиане «по милости любостяжательного народа» давали себя даже обрезывать.
Падение еврейского влияния в Венгрии связывают с «Золотой Буллой» изданной в 1222 королём Андре II. Константин Багрянородный называл кабар самой смелой частью венгерского войска. По его словам, кабиры сыграли ведущую роль в Хунгарской (венгерской) федерации и именно кабиры возглавили завоевание Карпатской низменности мадьярами.
Две венгерские деревни носят имена Козар и Козари, а в Трансильвании расположены деревни Козард и Козарвар (Хазарский замок). С X по XIV век в средневековой Венгрии существовал род Козарвари.
Несомненно кабарско-венгерского происхождения и легенда о том, что в языческие времена австрийскими провинциями управляли иудейские князья. Австрийская хроника, составленная венским летописцем в годы правления Альберта III (1350–1395), содержит список 22 таких евреев правителей, которые передавали правление своим сыновьям. В списке названы не только их имена (в некоторых отчетливо просматривается их урало-алтайское происхождение), но также годы правления и место их захоронения, например: «Шеннан, правил 45 лет, похоронен в Стубенторе, в Вене; Зиппан, правил 43 года, похоронен в Тулне», и т.д. Среди имен – Лэптон, Маалон, Рэптон, Рейбон, Эфра, Самек.
В 1160 хронист Авраам ибн Дауд имел беседу с евреями, бежавшими в Испанию: «Мы видели в Толедо некоторых из их потомков – учёных и они сообщили нам, что их остатки (предки) были раввинистами».
Итиль был восстановлен под именем Саксин, он неоднократно фигурирует в хрониках уже в XII в. как «большой город на Волге, которому нет равных в Туркестане» (Ахмат Туси, XII в.); согласно одному из источников, город этот погиб при наводнении. Ещё через 100 лет на его месте выстроил свою столицу монгольский правитель Батый. При русских возник город Царицын – от местного древнего топонима Sаrу‘уn – столица Хазарии.
В 1309 и 1346 католическая церковь в городе Пресбург (Братислава) запретила христианам вступать в брак с хазарами. В XIII и XIV вв. в Крым посылали католических миссионеров для обращения хазар в христианство.
Последний раз хазары упоминались в XIII в. как народ, подчинённый хану Батыю. В эпоху монголов хазары оказались изолированы от остального еврейского мира, и как следствие раскололись на 2 большие группы: та, что ближе к русским, включилась в христианский мир (казаки), та, что ближе к мусульманским странам, приняли ислам (горцы).
Известны также хазары под называнием акациры. Они, по М.М.Дьяконову, через Дербент переселились в южный Кавказ. Акачиры известны среди племён кара-коюнлу в XIV – XV в Иране. Историк Абдулхалык Чай связывает их переселение с Кавказа в Анатолию со 2-й волной гуннов. В сасанидских источниках они известны под именем аккатлан, а в византийских – акатзир. Часть акачиров, расселенных в Азербайджане в 1180–1412 переселились в район Алеппо (Сирия). Агачиры связанные с кара-коюнлу с XIII в. проживают в области Мараш (Турция), их предводители находились в родстве с основателем государства Кара-коюнлу Кара-Магомедовым, женившись на его дочери – Татар-Хатун. Агачиры живут по сей день в районе Кух-гулие в Иране.
Говоря о хазаро-кумыкской общине Ирана XVI–XVII вв., нельзя упустить роль т.н. карапапахов, напрямую связанных с кумыкско-хазарским этносом Дагестана. Турецкий историк Ф. Кырзыоглу, специально изучавший их историю, как и ранее другой известный историк Зеки Велиди Тоган, установил, что «карапапахи» в период Арабо-хазарских войн проживали на нынешней территории Дагестана и на нижней Волге и только в позднейшие века расселились в Закавказье, Иране и Турции. Карапапахи, названные так по чёрным каракулевым папахам, которые они носили в XVI веке как последователи суннитского накшибен-дийского тариката в Дагестане и в противовес шиитам-кызылбашам сефевидского Ирана, состояли из двух племенных образований, известных в истории под этнонимами «казак (казах) хазар» и «борчалы (борчоглу) барсил». К XV–XVI вв. они проживали в основном в Дагестане, Закавказье между Тифлисом и Гянджой, Карабахе и на нынешней территории Армении. Во 2-й полов. XVI в. шахом Тахмаспом была предпринята 1-я попытка переселения «карапапахов», а именно казахов-суннитов, в Хорасан, чтобы использовать их там против наседавших с севера узбеков. Однако в тот момент, когда караваны переселенцев достигли было Казвина, Верховный глава накшибендийского тариката в Дагестане из кумыков Шейх-Амир, располагавший 100 тысячами своих сторонников (мюридов), заступился за казахов, хан которых Бедретдин был его верным мюридом, и вынудил шаха отменить свое прежнее решение и вернуть их на родину. Впоследствии часть карапапахов все же была переселена в район оз. Урмии Сульдуз, где по З.В. Тогану, смешались с другим хазарским племенем агачеров (см. выше), переселившимся сюда во времена сельджуков. Эти 2 племени хазарско-кумыкско-го происхождения имели следующие 6 ответвлений: Арпалы (Эрпели); Сарали; Таркавюн; Жан-Ахметли; Чагарлы и Улашлы. Наиболее могущественным из этих родов был Таркавюн, из которого выходили ханские наследники, носившие титул «назар-хан». Известно также, что эти тюрки хазаро-кумыкского происхождения по истечении определенного времени ассимилировались в туркмено-огузской языковой среде, хотя и продолжали помнить о своих корнях.
Среди колоний хазар на Руси была и Белая Вежа, где по странному совпадению юридически оформился развал СССР.
Теперь перейдём ко второму вопросу.
Некий Кёстлер утверждает, что ашкеназы – потомки тюрков-хазар.
Здесь сразу стоит отметить, что хазары – не тюрки, а по мнению этнолога Л. Гумилева – народ дагестанского типа, по словам современников хазар, язык последних не был похож на тюркский, а происхождение этого народа связывалось с грузинами, армянами или иранцами.
Но в тоже время, восточноевропейские евреи, называемые ашкенази, по мнению многих, таких как Шипер, в Европу переселились из Хазарии.
Именно в переписке Хасдая ибн Шафрута с хазарским каганом Иосифом впервые встречается термин «ашкенази» применительно к хазарским евреям. Даже слово «жид» как полагают, происходит от хазарского «джихид». Немецкое слово Ketzer – «еретик», «еврей», – происходит от слова «хазар».
Уведённые в Вавилон Десять Колен Израиля, бежали в Урарту (Армению, Ашкеназ). Оттуда они (именно те, кто не принял язычества) были переселены персами в Хорезм и Персию. Из Персии, евреи переселились после восстания Маздака-Мар Зутры на Кавказ, где сложили ядро будущей Хазарии. Из Хорезма евреи бежали в Хазарию после 712. А, уже после гибели Хазарии, часть евреев переселилась в Европу (Русь, Венгрию, Польшу и т.д.) где смешивались с евреями, жившими на территории Германии и Франции ещё с римских времён.
Правда, Кёстлер не верно понял роль хазар в этногенезе ашкенази. Он считал хазар тюрками прозелитами.
Однако, у восточно-европейских евреев, будь по Кёстлеру, должны были оставаться элементы тюркской культуры (самоназвание, язык, обычаи, верования и т.д.), чего нет. Язык ашкеназов – идиш (ср.-нем. «jiddisch» – «иудейский») представляет собой восточный диалект средненемецкого языка (Австрия, Бавария), в нём 75% слов – немецкие, 15% – ивритские, 10% – славянские. Тюркские и славянские имена в одном единственном хазарском «Киевском письме» доказательство только для слабоумных: скажем, фамилия Автора – Зелев, происходит от названия польского местечка. Значит, Автор поляк? Но, имя у Автора – Андрей – греческое. (Разумеется, Автор и не грек и не поляк.)
Профессор средневековой еврейской истории Тель-Авивского университета А.Н. Поляк, однако, считает, что «первые признаки идиша появились в остготских колониях хазарского Крыма. Там образ жизни населения вынуждал его при общении пользоваться диалектом, в котором присутствовали немецкий и иврит; это было за сотни лет до того, как появились еврейские поселения в Польше и Литве». Крымская Готия действительно одно время входила в состав Хазарии.
Однако мнение Поляка небесспорно. Другие историки считают, что именно потому, что Крымская Готия была населена в основном христианами, она и отсоединилась от Хазарии в ходе религиозных реформ Обадии. Действительно, в конце Средневековья и в эпоху Возрождения евреи покинули Крым, переселившись в Польшу и Литву. Однако это были караимы, и говорили они не на идиш, а на джагатайском наречии. Да и имена крымских хазар, оставшиеся в истории – Юрий Тархан и Георгий Цуло – христианские, Болгиций – языческое.
Что касается языка, то можно ведь провести параллель с венграми, у которых сохранился язык схожий с языком башкир, хотя и наполнившийся на 60% славянизмами. Ничего подобного у ашкеназских евреев нет.
Фамилии евреев-ашкеназы так же не подтверждают бесплодные идеи Кёстлера-Векслера и компании, о тюркско-славянском происхождении ашкенази: наоборот, эти фамилии указывают на страны Запада: Германии (фамилии: Бамберг, Боннэр, Берлин, Берлинер, Винклер, Виттенберг, Галлер, Геллер, Гамбург, Гессен, Ланда, Ландау, Лау, Люксембург, Мангейм, Минц, Минцер, Ниренберг, Опенгейм, Офенберг, Розенгейм, Франкфурт, Шверин, Шпеер, Эренбург и др.), Австрии (Винер, Грац, Зальцберг, Линц, Линцер и др.), Англии (Энглен-дер, Иорк, имя Айзик), Франции (Лион, Мец, Тур), Чехии (Прагер), Испании (Барбанель, Бланк, Рапопорт, Сантос, Тодрос, Хазан), Италии (Валь, Ромер), Франции (Грандэ).
Правда, некоторые фамилии, такие как Березовский, Варшавер и т.д. конечно произведены от славянских слов, но таких фамилий немного. Тюркские фамилии у ашкенази встречаются ещё реже (Альперович, Балабан, Каган, Каплан).
Стоит отметить, что многие типично ашкеназские фамилии происходят от сефардских, например фамилия Раппопорт означает «Рав де-о Порто» (по имени известной раввинской сефардской академии), Менделевич происходит от итальянских евреев по фамилии Мендоза, фамилия Шнеерзон от имени первого Ребе любавичских хасидов, которого звали Шнэур-Залман, т.е. «сеньор Соломон».
Главное нет данных, что хазары после разгрома их Святославом и гузами продолжали исповедовать Иудаизм. Мусульманские авторы пишут, что хазары после этого приняли ислам. Плано Карпини видел в Ургенче хазар-христиан.
В общем, Автор склонен видеть в ашкеназах потомков поселившихся в Польше во время Крестовых походов и эпохой Чёрной Смерти западных немецких евреев. Надо помнить, что евреи в Германии поселились задолго до образования Хазарского Каганата, ещё при римлянах. К ним присоединились из Галиции и Венгрии хазарские евреи.
Почему же тогда, с точки зрения Автора, восточноевропейские евреи называются ашкеназами (к этому нужно добавить, что в Средневековье евреев-международных купцов называли опять же персидским словом «раданиты»)?
Послушаем хрониста и врача Иосифа б. Иегошуа Га-Когена (XVI в.): «И было в лето 4450 (690 н.э.), и усилилась борьба ме-жду исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (арабами), и пали они под их ноги, и спасались бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от ме-ча, и двигались они от племени к племени, от государство к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев…».
Вероятно Хазария как феномен еврейской истории, – лишь ответвление от потока евреев переселявшихся из Ирана в Европу.
Так что можно говорить лишь о некоторой примиси хазар в доле ашкеназского еврейства. Такие фамилии как Козырев, возможно идёт прямо от хазар.
Но это не означает, что ашкеназы – не евреи, так как, сами хазары уже были евреями, как пишет так называемый Кембреджский Аноним – некий еврей, служивший у хазарского царя Йосефа / Юсуфа: «И бежали (евреи в Дагестан, на территорию Хазарии) от них (из Армении) наши предки, потому что не могли выносить ига идолопоклонников».
На этом стоит поставить точку в идиотской полемике о том, а могут ли претендовать современные евреи на Эрец-Израэль.