Что означает слово горгулья
Гаргульи в архитектуре: от древнего Египта до наших дней, примеры, особенности
Гаргульи в архитектуре известны со времён Древнего Египта. Это слово, которое может сразу вызвать возмущение читателя: “ГОРГУЛЬИ. Как читать, если вся статья начинается с ошибки и на ней же и строится?”
Поэтому для начала скажем, что пока написание данного слова в русском языке не нормируется словарями. Значит, кто скажет, как правильно писать гАргулья или гОргулья? Может намекнёт французское “gАrgouille”, которое сегодня на русском означает “водосточная труба”? Но когда-то давно это слово значило “горло” с корнем “гОр». А встречаются и другие варианты написания, например, гаргуйль (гаргуйли).
Поэтому спорить не будем, да и речь в статье идёт не о том, как правильно, гАргулья или гОргулья, а о роли и значении этих гротескных фигур в архитектуре человечества.
Горгульи — это декор или функционал?
В архитектуре горгулья предназначена для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Этот элемент выполняет важную функцию: предохраняет каменную кладку от разрушения дождевыми потоками.
Термин употребляют чаще всего в связи со средневековыми готическими зданиями. Но история сохранила примеры использования этих элементов ещё в архитектуре древних египтян, греков, римлян, этрусков… Мировосприятие людей наделяет этот элемент в архитектуре магическими свойствами и, одновременно, декоративной нагрузкой.
История применения гаргулий в архитектуре
Гаргульи в архитектуре Древнего Египта
Архитектура Древнего Египта имеет примеры использовали горгулий на храмовых зданиях. Большинство крыш египетских зданий были плоскими и использовались в качестве дополнительного пространства. В храмах крыша была покрыта плотно прилегающими каменными плитами. Углубления для сбора воды проходили по всей длине крыши и заканчивались водостоками.
Гаргулья в архитектуре Древнего Египта. Храм богини Хатхор в Дендерах.
Со времен Ниусерра (2453-2422 гг до н.э.) они часто принимали форму передней части лежащих львов. Но в отличие от средневековых горгулий вода выходила не изо рта, а текла между их передними лапами. Древние египтяне наделяли изображения магической силой, защищающей здания от бога Сета и его штормов.
Как решали эту проблему до нашей эры обычные египтяне в своих домах, неизвестно.
Гаргульи в архитектуре Древней Греции
Гибридные существа, такие как гарпии, кентавры, грифоны и химеры, были частью мировосприятия древних греков. Статуи грифонов размещали на каждом углу крыш их храмов и сокровищниц, как стражей.
Мифы рассказывают, как грифоны охраняли золото Скифии от аримаспийцев (племя всадников нормального человеческого роста с одним глазом посреди лба), постоянно пытавшихся выкрасть сокровища.
Водосточные желоба в древнегреческой архитектуре были сделаны из керамической черепицы и заканчивались резными львиными головами из мрамора. Дождевая вода текла по желобу и выходила из открытой пасти льва. Эти звери были символом силы. Их магическая функция — защищать здание и его жителей от врагов и отгонять злых духов.
Мраморные гаргульи с храма Зевса в Греции
Например, сохранились 39 из 102 таких горгулий с храма Зевса, самого большого на Пелопоннесе. Многие искусствоведы называют эту постройку идеальным образцом дорической архитектуры (470 г. — 456 г. до н.э.). (источник)
Гаргульи в средневековой архитектуре
Возведение великих церквей и соборов средневековья заняло несколько столетий. Из-за того, что их делали из более дешёвого материала, гаргульи быстро изнашивались и их меняли на новые. Этот факт не даёт возможности установить время появления первых горгулий.
Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр Дам города Лан во Франции
Идеолог неоготики 19 века, основоположник архитектурной реставрации, французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк говорит, что самые первые средневековые горгульи появляются на соборе города Лан (Laon, France) около 1200–1220 гг.. (источник)
Формы средневековых горгулий с годами менялись. Увеличиваясь в длину, некоторые из более поздних примеров достигают одного метра. В конце 13 века фигуры усложнились. С 14 века они стали очень детальными и, часто, карикатурными. Век 15 породил ещё более забавные и менее демонические изображения.
Химера Виверн на здании собора Парижской богоматери. Фото Flickr
Но самые известные примеры — горгульи собора Парижской Богоматери. Этим термином называют все гротескные изображения здания, в том числе химер, которые не выполняют функцию водослива. Но надо заметить, что этот декор появился значительно позже. О загадке химер и гаргулий этого собора, о самых известных из них, можно узнать в статье Гаргульи Нотр Дама на Дзен канале Архитектура.
Зачем христианские соборы украшали горгульями?
Во времена расцвета готики влияние католической церкви в Европе росло за счёт невежества и суеверия народа. Большинство людей были неграмотны. Церковь использовала удивительные визуальные образы, такие как гаргульи, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священных Писаний.
Есть мнение, что они напоминают: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” или о необходимости защищать свою церковь.
Гаргульи на соборе Парижской Богоматери
Некоторые считают, что образ горгулий пришёл непосредственно из Библии (Св. Георгий и дракон). Кто-то отмечает адаптацию языческих образов к христианской вере для обращения в католицизм.
Другие придерживаются мнения, что горгульи и гротески вдохновлены скелетными останками доисторических животных, таких как динозавры и гигантские рептилии. Психологи будут утверждать, что ужасные формы — это выражение подсознательных страхов человека.
В то время, как большинство священников принимали гаргулий, как украшения религиозных зданий, находились противники такого декора. Например, Бернард Клервоский (1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал:
«Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полузвери, полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».
Гаргуйль в составе системы водоотвода большого собора. Из книги Э.-Э. Виолле-ле-Дюка «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI вв.», сер. XIX в. Общественное достояние, Ссылка
Использовались гаргульи до начала 18-го века. С того времени все больше и больше зданий стали делать с водосточными трубами. В 1724 году лондонский Закон о строительстве, принятый парламентом Великобритании, сделал использование водосточных труб обязательным для всех новых сооружений страны.
Дома с горгульями сегодня
Горгульи устанавливают и сегодня, но в наши дни они служат не сакральным, а чисто декоративным целям и встречаются на университетских и светских зданиях.
Хотя гротески на современных сооружениях не предназначены для отвода воды и, следовательно, технически не являются горгульями, большинство людей называют их именно так.
Декоративные гаргуйли Крайслер-билдинг, Нью-Йорк
Гротески использовались в качестве украшения на зданиях 19-го и начала 20-го века в таких городах, как Нью-Йорк (например, горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий можно найти на многих современных церквях и других зданиях стиля модерн, неоготики или эклектики.
В российских городах тоже есть гротескные украшения на домах, напоминающие горгулий.
Московский дом с гротеском (горгульями) в стиле модерн.
Например, дом с горгульями в Москве на Сретенском бульваре архитектора Николая Проскурнина (1899 — 1902).
Или образец Северного модерна — дом с горгульей в Санкт-Петербурге на перекрёстке улиц Восстания и Жуковского (архитекторы братья Василий и Георгий Косяковы).
Гротеск (горгулья) в виде совы на доходном доме Бадаева в Питере
Сейчас задача горгулий — развлекать. И тема эта широко эксплуатируется создателями компьютерных игр, мультфильмов и фильмов ужасов.
Всё-таки, что же такое горгулья?
Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая из водосточного желоба здания для отвода дождевых вод. В наши дни используют в качестве украшения. По сути это — НЕ горгуйли.
Если установленная скульптура не выполняет функции водослива, а установлена как художественный декор, то её правильное название химера или гротеск. Есть также региональные вариации, например панк.
Кстати, горгульи часто используют для оформления фонтанов.
Гаргульи в архитектуре фонтанов
Гаргульи: мифология Франции
Французкая легенда о Гаргуйе, огнедышащем драконе с крыльями, как у летучих мышей, и длинной шеей, объясняет факт появления гаргулий на христианских храмах.
Святой Роман (фр. Romain), бывший канцлер короля Меровингов Клотера II (Chlothar) (631 — 641 гг. н.э.), спасает жителей Руаны от монстра с именем Гаргуй или Годжи.
Рассказывают, что чудовище жило недалеко в пещере и терроризировало местных жителей: то проглотит корабли, проплывавшие по Сене, то устроит потоп или пожар. Каждый год ему должны были приводить человеческие жертвы, девиц или осуждённых. Святой Роман распятием и молитвой укротил это существо, лишил его воли, когда выманил из пещеры на наживку — добровольца, приговорённого к смерти. Тело дракона сожгли на костре, но голова и горло не сгорели: ведь дракон был огнедышащим. Их-то и пригвоздили к стене недавно построенной церкви в назидание остальным драконам. А Романа сделали епископом. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день святого. А драконы на этих землях не селятся.
Это было время, когда королевская власть искала поддержку духовенства, чтобы удовлетворять свои политические амбиции, завоёвывать новые земли.
Теперь Вы знаете, как горгульи в архитектуре отражали мировосприятие народов, их особенности и назначение в разные временные промежутки.
Видео горгульи и химеры собора Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари
Заберите статью к себе на стену с социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки.
Если остались вопросы, задавайте в комментариях.
Оценивайте статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Горгульи
Горгульи
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Сторона
Мифология
Слово гаргулья получилось посредством целой цепочки языков, начинаясь от древнегреческого γαργαρίζω «(полоскать горло»), транзитом через латинское его заимствование gargarizare («полоскать горло») и пришло в ранний французский язык примерно с тем же значением. Слово это имело ономатоэпическую природу, то есть когда слово подражает тому звуку, которое оно обозначает. Так же как, например, слово «мяукать» в русском языке.
Несмотря на то, что гаргулья или гаргуйль обычно считается исключительно архитектурным термином, обозначающим выход водосточного жёлоба в готическом соборе, от которого только потом родилось существо под названием «гаргулья» или «горгулья», мы находим средневековую легенду о существе под именем Гаргуйль (La Gargouille) и это вид дракона.
Легенда о Гаргуйле касается города Руана и находится в целом ряду подобных местных легенд во Франции в Средние Века, касающихся местных святых и христианизации района. Обычно в них рассказывается о злобном драконе, не дающем жить местным крестьянам и прибытию христианского миссионера, который среди прочих чудес побеждает этого дракона. Среди французских драконов, павших от крестных знамений святых первым, был, крылатый змей побеждённый святым Мартином Турским, легенда о котором фиксируется уже очень рано. Но и без Мартина франкоязычный регион Европы мог бы считаться самым опасным для драконов местом жизни, особенно с наступлением христианизации. Среди побеждённых и уничтоженных галльских драконов находим тараска в Тарасконе, Гран-Гёля (Gran Gueule) в Пуатье, Грауйи (Graouilly) в Метце, Байа в Реймсе, Шер-Сале (Cher-Salle) в Труа, безымянный Дракон в Лувене и Сен-Марселе, и, наконец, дракон с пикантным именем Ду-Ду (Dou-Dou) в бельгийском Монсе.
Связь нашего дракона с архитектурной деталью готического собора остаётся неясной, но у того и другого одно и тоже свойство исторгать воду, поэтому какая-то связь, думается, существует. Гаргульями или гаргуйлями называли окончания водосточных желобов в готических соборах. Эта деталь часто делалась в виде зооморфной или антропоморфной фигуры, иногда в виде целой композиции и характерна именно для готики, что связано со спецификой отвода воды в данной разновидности построек. В более позднее время водосточный жёлоб исчез, а затем вновь появился уже в качестве водосточной трубы. Гаргулья могла быть самой разной и это не обязательно было какое-нибудь фантастическое существо.
Ответ на вопрос «почему в конце-концов в массовой культуре гаргульей или горгульей считается вовсе никакой не конец водостока, а уродливое, крылатое существо?» находится в XIX веке и связан, в первую очередь, с реконструкцией собора Парижской Богоматери под руководством Виолле-ле-Дюка, когда была фактически создана та самая знаменитая галерея химер, которая в первую очередь и ассоциируется с горгульями как существами. Реставрация касалась и непосредственно гаргулий, которые были фактически уничтожены ещё в XVIII веке и последние две были сняты с фасада в 1787 году. Поэтому новые во время реставрационных работ были созданы единым ансамблем с целым выводком фантастических, гротескных существ, которых нужно было бы называть, скорее, химерами. Но новая галерея стала отчасти лицом, самым узнаваемым, кроме фасада собора, его изображением, особенно знаменитая скульптура Le Stryge, автор которой, Шарль Мерион, закончивший жизнь в доме для умалишённых в 1868 году, доказывал, что созданные им монстры существуют и не являются продуктом его воображения. Да и сама реконструкция не вызывала всеобщего восхищения.
Во второй половине XIX и в начале XX века постоянное упоминание рядом гаргулий и новосозданных химер привело к тому, что эти существа, гаргулиями технически не являющиеся, стали ассоциироваться с именем гаргулья в первую очередь. Так родилось создание гаргулья или горгулья, чьи характеристики и внешний вид поразительным образом совпадают с совершенно конкретным существом на соборе Парижской Богоматери — тем самым Le Stryge, название которого восходит к латинскому stryx, значащему «неясыть», но обозначающему вампироподобное существо и прямо обозначенное Мерионом «ненасытным вампиром, вечным вожделением, над городом жаждущим пищи своей».
Именно ему выпало стать и самым популярным монстром в соборе Парижской богоматери и той самой идеальной гаргульей уже как существом, которое растиражируется затем в тысячах продуктов массовой культуры.
Гаргулья
Впоследствии мастера́ выреза́ли изображения гаргулий на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. В фортификационных сооружениях, таких как замки, каменные изваяния этих чудищ были призваны охранять замки от врагов.
Скульптуры в виде гаргулий (наряду со скульптурами химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле.
Содержание
Гаргульи в популярной культуре
Гаргульи упоминаются в произведениях жанра фэнтези. Обычно представляются как живые существа с каменным телом. Так, в серии книг Асприна про корпорацию МИФ один из второстепенных персонажей — гаргул (гаргулья мужского пола) по имени Гэс. В книгах Пратчетта про Плоский мир гаргульи — одна из населяющих его разумных рас. В компьютерных играх, чье действие происходит в фентазийных мирах, также иногда присутствуют гаргульи. Например, в играх серии Disciples горгульи — это бывшие солдаты, беспрекословно подчинявшиеся своим жестоким командирам, в адском пламени их тела становились такими же твердыми, как и их сердца. В играх серии Heroes of Might and Magic гаргульи — это существа, выполняющие сразу две функции: эстетическую и практическую (защитную).
Гаргульи выступили добрыми, шаловливыми персонажами в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама». Каменные изваяния Виктор, Хьюго и Лаверн — единственные друзья горбуна Квазимодо. По идее мультфильма они украшают Собор Парижской Богоматери. На самом деле собор украшают изваяния химер. Источник
Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:
Как выглядит горгулья?
Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:
Как кричит горгулья?
Чем отличается горгулья от химеры?
Очень часто люди считают, что горгулья и химера – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:
Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.
Горгулья в мифологии
Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.
Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.
Bestiary.us
Быстрый переход
Горгульи
Слово гаргулья получилось посредством целой цепочки языков, начинаясь от древнегреческого γαργαρίζω (буквально, «полоскать горло»), транзитом через латинское его заимствование gargarizare (также «полоскать горло») (731: p.802) и пришло в ранний французский язык примерно с тем же значением. Слово это имело ономатоэпическую природу, то есть когда слово подражает тому звуку, которое оно обозначает. Так же как, например, слово «мяукать» в русском языке.
Несмотря на то, что гаргулья или гаргуйль обычно считается исключительно архитектурным термином, обозначающим выход водосточного жёлоба в готическом соборе, от которого только потом родилось существо под названием «гаргулья» или «горгулья», мы находим средневековую легенду о существе под именем Гаргуйль (La Gargouille) и это вид дракона.
Легенда о Гаргуйле касается города Руана и находится в целом ряду подобных местных легенд во Франции в Средние Века, касающихся местных святых и христианизации района. Обычно в них рассказывается о злобном драконе, не дающем жить местным крестьянам, и прибытии христианского миссионера, который среди прочих чудес побеждает этого дракона. Среди французских драконов, павших от крестных знамений святых, первым был крылатый змей, побеждённый святым Мартином Турским, легенда о котором фиксируется уже очень рано. Но и без Мартина франкоязычный регион Европы мог бы считаться самым опасным для драконов местом жизни, особенно с наступлением христианизации. Среди побеждённых и уничтоженных галльских драконов находим тараска в Тарасконе, Гран-Гёля (Gran Gueule) в Пуатье, Грауйи (Graouilly) в Метце, Байа в Реймсе, Шер-Сале (Cher-Salle) в Труа, безымянный дракон в Лувене и Сен-Марселе, и, наконец, дракон с пикантным именем Ду-Ду (Dou-Dou) в бельгийском Монсе (732: p.274).
Связь нашего дракона с архитектурной деталью готического собора остаётся неясной, но у того и другого одно и тоже свойство исторгать воду, поэтому какая-то связь, думается, существует.
Гаргульями или гаргуйлями называли окончания водосточных желобов в готических соборах. Эта деталь часто делалась в виде зооморфной или антропоморфной фигуры, иногда в виде целой композиции и характерна именно для готики, что связано со спецификой отвода воды в данной разновидности построек. В более позднее время водосточный жёлоб исчез, а затем вновь появился уже в качестве водосточной трубы. Гаргулья могла быть самой разной и это не обязательно было какое-нибудь фантастическое существо.
Ответ на вопрос «почему в конце-концов в массовой культуре гаргульей или горгульей считается вовсе никакой не конец водостока, а уродливое, крылатое существо?» находится в XIX веке и связан, в первую очередь, с реконструкцией собора Парижской Богоматери под руководством Виолле-ле-Дюка, когда была фактически создана та самая знаменитая галерея химер, которая в первую очередь и ассоциируется с горгульями как существами. Реставрация касалась и непосредственна гаргулий, которые были фактически уничтожены ещё в XVIII веке и последние две были сняты с фасада в 1787 году (729: p.12). Поэтому новые во время реставрационных работ были созданы единым ансамблем с целым выводком фантастических, гротескных существ, которых нужно было бы называть, скорее, химерами. Но новая галерея стала отчасти лицом, самым узнаваемым, кроме фасада собора, его изображением, особенно знаменитая скульптура Le Stryge, автор которой, Шарль Мерион, закончивший жизнь в доме для умалишённых в 1868 году, доказывал, что созданные им монстры существуют и не являются продуктом его воображения (729: p.201). Да и сама реконструкция не вызывала всеобщего восхищения:
Чудовища, зубцы, гаргульи — вся эта гротескная свора корчит мне рожи; всё это вычурно, оно ползёт и, подобно карнавальному кавардаку, создаёт адский шум в ушах чистой и благочестивой гармонии [собора]. И среди этих ужасающих вещей, этих нередко безобразных кошмаров, мы детьми учимся молиться Богу.
Скульптор Антуан Эте о реконструкции собора Парижской Богоматери в Париже, 1863 год (729: p.189)
Во второй половине XIX и в начале XX века постоянное упоминание рядом гаргулий и новосозданных химер привело к тому, что эти существа, гаргулиями технически не являющиеся, стали ассоциироваться с именем гаргулья в первую очередь. Так родилось создание гаргулья или горгулья, чьи характеристики и внешний вид поразительным образом совпадают с совершенно конкретным существом на соборе Парижской Богоматери — тем самым Le Stryge, название которого восходит к латинскому stryx, значащему «неясыть», но обозначающему вампироподобное существо и прямо обозначенное Мерионом «ненасытным вампиром, вечным вожделением, над городом жаждущим пищи своей» (729: p.207). Именно ему выпало стать и самым популярным монстром в соборе Парижской богоматери и той самой идеальной гаргульей уже как существом, которое растиражируется затем в тысячах продуктов массовой культуры.
Горгульи в современной литературе и кинематографе
Вторую жизнь получили горгульи в многочисленных книгах и играх жанра fantasy, превратившись тут в целую расу. Также не остался в стороне и кинематограф, только по названию в базе IMDB.com набирается больше десятка фильмов о горгульях.
Одна из таких экранизаций — снятый в 1994 году студией Уолта Диснея полнометражный мультфильм «Gargoyles: The Heroes Awaken» («Горгульи: Пробуждение героев»). По его сюжету, горгульи — это древние, фантастические существа, жившие в 10 веке в Шотландии. При свете дня они были окаменевшими крылатыми чудовищами, украшавшими стены замка, а ночью оживали и охраняли его обитателей.
Горгульи «Плоского мира» Терри Пратчетта
Горгульи «Плоскомирья» Терри Пратчетта — это «городская разновидность троллей, установившая абсолютно поразительные симбиотические отношения с водостоками — собирая воду ушами, горгульи выпускают ее, предварительно пропустив через мелкое сито во рту» (194). Таким образом, они получают необходимую пищу (как правило, мелких насекомых), но поскольку их рот полностью не закрывается, их артикуляция затруднена и их речь трудноразличима (**).
Заскрежетал камень, и горгулья с трудом перелезла через парапет, двигаясь рывками, как в низкобюджетном мультфильме.
Ваймс пошевелил губами, пытаясь вставить в слова звуки, не произносимые существом с постоянно открытым ртом. Карниза-Над-Брод-Авеню. Имя горгульи было неразрывно связано с местом, ею занимаемым.
Терри Пратчетт «К оружию! К оружию!» (194)
«Птицы никогда не гнездились на колонизированных горгульями зданиях, даже летучие мыши предпочитали облетать такие дома стороной» (194).
«Гаргульи пользуются большим спросом в Городской Страже и также в «Гранд Магистраль», семафорной компании, благодаря своей способности долгое время оставаться на одном месте и вести наблюдение» (**).
Горгульи в играх
Горгульи не слишком умны, но достаточно хитры, чтобы не пренебрегать теми тактическими преимуществами, которые им дает их обманчивая внешность. Прикинуться настоящей статуей, обрамлением портала или там фигурой льва, раздирающего пасть Самсону в фонтане, а затем наброситься на беспечного героя — это их излюбленный способ охоты. Горгульи не нуждаются в пище и отдыхе и убивают исключительно ради удовольствия. Они часто служат злым магам и иным могущественным созданиям, позволяющим горгульям поубивать всласть» (106).
В третьем Warcraft’е «Темные Горгульи Нортренда являются поистине ужасными существами, чье призвание заключено в творении зла и убийств. Они пришли с холодного севера, следуя призыву Короля Личей, вступив в войну на стороне Нежити. Особыми их чертами являются кристаллические панцири, которые превосходно защищают от физических атак. В момент большой угрозы, Горгулья может окутать свое тело крыльями, сделавшись фактически похожей на камень. Хоть она и не может атаковать в подобном состоянии, Горгулья может регенерировать и восстанавливать энергию.»
Стоит также отметить, что они немы, но дыханием своим способны превращать любого в камень.