Что означает слово глумляхся
Значение слова «глумиться»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГЛУМИ’ТЬСЯ, млю́сь, ми́шься, несов. (к поглумиться), над кем-чем. Издеваться, насмехаться, подшучивать. Г. над стариком.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
глуми́ться
1. цинично издеваться, насмехаться над кем-либо или чем-либо ◆ Мой кучер видимо потешался, глумился над стариком. Тургенев, «Касьян с Красивой мечи», 1851 г. ◆ Этот Оливьер, как рассказывал мне отец, презирал русских за невежество и глумился над ними жестоко. Чехов, «Соседи», 1892 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выровняться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Они глумятся над тобою». Что значит слово глумиться
Русское слово «глум» (шутка, насмешка) происходит от праславянского корня, от которого также произошли украинское глуми́ти, белорусское глуміць, польское głum («унижение, пытка»), сербохорватские слова глу́мити се («шутить») и глу́ма («шутка, игра»). В сербохорватском языке слово «глу́мац» значит «актер».
Синонимы к слову глумиться
«Презирал русских и глумился над ними». Примеры из литературы
Так нет, тут именно и разыгрались во всей силе свара, ненависть, глумление и всякое бестыжество.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «За рубежом» (1880)
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Иван Бунин. «Родине». (1891)
Этот Оливьер, как рассказывал мне отец, презирал русских за невежество и глумился над ними жестоко.
А.П. Чехов. «Соседи» (1892)
Он мог, наконец, остановить глумление и спасти меня от ревущей толпы, подвергавшей меня осмеянию…
Венедикт Ерофеев. «Записки психопата» (1956-1957)
В камере он больше молчал, иногда над ним глумились уголовники.
С.М. Голицын. «Записки уцелевшего» (1980-1989)
Заойкали сразу четверо и взвыл грубый, хамский, глумливый бас, оборвал на хрипе; кто-то захихикал…
Дина Рубина. «Последний кабан из лесов Понтеведра» (1999)
Однообразные рисунки и однообразные матерные подписи ничем, кроме глупого и глумливого похабства, удивить не могли.
Алексей Иванов. «Географ глобус пропил» (2002)
Значение слова «глумление»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГЛУМЛЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Действие по глаг. глумиться. || Насмешка, издевательство. Выносить глумления.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
глумле́ние
1. действие по значению гл. глумиться; насмешка, издевательство ◆ Всякое глумление над прошлым кажется ему преступлением… К. И. Чуковский, «Эгофутуристы», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: загончик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «глумление»
Предложения со словом «глумление»
Цитаты из русской классики со словом «глумление»
Сочетаемость слова «глумление»
Понятия, связанные со словом «глумление»
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года семья отрекшегося российского императора Николая II и не пожелавшие оставить их лица из числа прислуги были расстреляны в Екатеринбурге во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. За время, прошедшее после этих событий, издано большое количество книг и статей по данной проблеме, прежде всего на Западе, проведены исторические, криминалистические, даже генетические исследования. Оценки этого акта всегда.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 118:48
Свт. Афанасий Великий
и воздвигох руце мои к заповедем твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих твоих
Свт. Иоанн Златоуст
и воздвигох руце мои к заповедем твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих твоих
Свт. Феофан Затворник
И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиях Твоих
Четвертый и последний плод созревшего в душе упования – неуклонное пребывание на добром пути, или терпение в доброделании. Воздвигающий руки к заповедям то же, что возложивший руку свою на рало, по слову Спасителя. Как этот последний только тогда успешно обрабатывает землю, когда не озирается вспять и не глазеет по сторонам, а проводит борозду за бороздою, несмотря на то, что трудновато и пот льет, – так и делатель, воздвигший руки свои к заповедям, только тогда может преуспеть в исполнении их, когда вооружится терпением и ни труда не будет жалеть, ни препятствий устрашаться, а все дело за делом вести сообразно с заповедями. Что именно об этом речь у пророка, на это, кроме однообразности выражения с приточною речью Господа, наводит еще и слово глумляхся – ηδολέσχουν, то есть приседел оправданиям и заповедям Божиим, терпеливо пребывал в доброделании.
Чем производится такое постоянство и твердость? – Любовию, которая николиже отпадает. Но прежде чем придет любовь, чем воодушевлять себя и чем действительно воодушевляются делатели? – Ничем другим, как упованием.
В уповании приступают к делу спасения и богоугождения, в уповании и продолжают его. Какого ни возьмите предпринимателя, душа предприимчивости его есть надежда на успех; так и здесь. Надеются успеть – и трудятся. Это упование сначала бывает голое, одно, без всякой поддержки со стороны других духовных движений, кроме непоколебимой веры, которая все живит; но потом, когда посредством терпеливого приседения заповедям и оправданиям покажутся хоть слабые плоды успеха и сердце начнет входить во вкус этого рода жизни, – тогда упование имеет это вкушение сладости доброделания, как одежду от холода и прикрытие от зноя, и окрыляется еще более, как окрыляется идущий домой, когда увидит издали кров свой: и ног своих удержать не может они бегут сами собою. Такое самоохотное хождение в заповедях есть плод терпеливого пребывания в исполнении их.
Святой Афанасий пишет: «Пророк называет здесь руками деятельные силы, потому что дело есть конец поучения в заповедях. По приятии слова о заповедях, всего лучше воздвигать руки к исполнению на деле того, что требуется в заповедях, – не с печалию или по принуждению, но с добрым расположением». Блаженный Феодорит прилагает: «Царство Божие не в словеси, но в силе. Посему и пророк к научению присовокупил и деятельность. Чему научился, то и делом исполнил. Не слышателие бо закона праведны пред Богом, но творцы закона оправдятся; потому-то он и сказал: глумляхся во оправданиих Твоих, так как непрестанно был занят ими».
«Прекрасный порядок! – взывает святой Амвросий. Прежде размышлять и поучаться в заповедях Божиих, чтобы тем расположить себя к усердному действованию по ним, а потом и действовать по ним. Как конец изучения, например, истории есть памятование о событиях ее, так конец поучения в Божественных словесах есть действование по ним, – труды, направленные к исполнению их. Надо руки поднять на дело по заповедям и делать их с любовию и радостию, чтобы не вынужденно было добро наше, не со скорбию и тяготою делалось, а доброхотно. Не с охотою делающий – раб. Кто друг, тот делает дело доброхотно. Постараемся же, заключает святой Амвросий, чтобы доброхотным исполнением заповедей и нам заслужить слова: вас же рекох други».
Святой Иларий идет далее: «И размышление с любовию недостаточно: надо приложить деятельность воли – воздвигнуть руки к заповедям, не на разорение их, а для смиренного исполнения, чтобы вере и упованию соответствовали дела. Глумление показывает непрерывность делания. Он себя представляет постоянным блюстителем оправданий, постановленных свыше, не столько взирая на настоящее их, сколько прозревая и услаждаясь будущим».
Это прозревание в будущее, подаваемое упованием, есть главная подпора терпению в делании должных дел и производитель их. Апостол заповедует, например: в молитве терпите, бодрствующе в ней. Для чего же? – Для того, что просяй приемлет, ищай обретает и толкущему отверзается. Святой Петр учит: подадите… в воздержании терпение. Это для чего? – Сия 6о сущая в вас и множащаяся, не праздных ниже безплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание. Далее: и всяко, еже аще творите, от души делайте, яко Господу, а не человеком. Для чего? – Ведяще, яко от Господа приимете воздаяние достояния. Так без терпения в доброделании – ни в чем не успеешь, а терпения этого негде почерпать, как в уповании. Это упование и должно посему возгревать всеусердно, вооружась верою.
И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело
Третий плод упования – искание единого на потребу. Читая этот стих, невольно переносишься мыслью к Марии, сидящей у ног Спасителя и внимающей словесам, исходившим из Божественных уст его. Тут же приходит на мысль и урок Господа в лице Марфы, изреченный всем: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея; а далее и общий закон, возложенный на всех: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Что же выходит? – То, что пророк, возгревши в себе упование, отрешился сердцем от всего житейского, земного, суетного и занят был одними заповедями Божиими, то есть как лучше уразуметь их и как лучше исполнить; ибо поучахся – значит учился не понимать только, но и уметь делать. Все это потому, что возлюблены заповеди, а возлюблены потому, что в них одних кроются вечные элементы жизни, к созерцанию которых перенесло его упование, возгретое, как указано выше, в предыдущих стихах.
Как только придется услышать нам слово о едином на потребу, тотчас приходят на ум потребности, необходимые для поддержания тела, и рождается вопрос: да как же это? Но когда говорится, что надо избрать единое на потребу, то это не значит, что внушается ничего не делать, а только соразмерять труды с достоинством дел: главному делу посвящать главную заботу и преимущественный труд, а делам побочным, придаточным – заботу второстепенную и даже десятистепенную и таковой же труд. Положи на первом месте богоугождение и спасение чрез исполнение заповедей, а на втором, третьем и четвертом – все прочее, относящееся к поддержанию жизни; и к первому прилежи всем сердцем своим, а к последним относись внешне, касаясь их как бы только концами пальцев, и будешь верным исполнителем того, что сказал Господь о едином на потребу и об избрании части благой. То будет у тебя главное дело, а это все– приделки или поделия, как выражались древние великие подвижники. Нельзя не трудиться и не делать в житейском и гражданском быту, но надо вести эти дела в подчинении главному, в его духе, а не противно ему.
Припоминаю при этом беседу одного старца с учеником, в которой, когда старец, объяснив различие дела и приделков, жаловался, что ныне (в то время то есть, когда это говорилось) порядок извратился и приделки стали главным делом, а главное дело – приделком, ученик просил его объяснить ему это примером. «Вот видишь ли, сказал старец, сидишь ты за рукодельем, а тут ударили в било к церковной молитве; следует тотчас бросить работу и спешить в церковь, положив несколько поклонов в келлии своей. Ты так и сделаешь, если у тебя на сердце главным делом имеется дело Божие. Но если ты скажешь: докончу, немного осталось, и просидишь сколько-нибудь за работою, отняв это время у службы Божией, то покажешь, что для тебя работа и приобретение работою дороже дела Божия, и строй твой душевный перевернулся головою вниз, ногами кверху. Так разумей и о прочем».
Прилагая это сказание к себе и обобщая его, мы получим вот что: коль скоро у кого только и заботы, что о временных потребностях, дело же спасения и богоугождения всегда из-за них отодвигается на задний план и относящееся к нему исполняется лишь на столько, на сколько допускают те заботы, и притом кое-как, наскоро и наполовину: то у него главное стоит не там, где ему следует быть, и приделье занимает не свое место. Там, где число таких лиц размножается до того, что непохожих на них уже не видно, все общество находится не в настоящем строе; с духовной точки зрения это будет общество ходящих вверх ногами. А так как это не в порядке вещей, то естественно, что за этою непорядочностию развивается в нем и всякая другая непорядочность: отсюда смятение, разложение и пагуба. Сколько хлопот, шума, толкотни! Выходит же из всего этого одна грязь. Часто слышим, что оставившие мир и уединившиеся в обители толкут воду; – нет, вот эти толкут, да добро бы воду, а то грязь; те избрали благую часть, которая не отнимется от них. Они питают благое упование, которое не посрамит их; безуповательным же ничего другого и не остается, как хвататься за щепки, которые вместе с ними погрязают в бездну.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Блж. Феодорит Кирский
и воздвигох руце мои к заповедем твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих твоих
Значение слова «глумливый»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
глумли́вый
1. склонный к глумлению (о человеке, людях) ◆ Жизнь как будто потеряла для них всякую цену, и в глумливой массе парижан нельзя было отличить счастливых от несчастных: зачастую у победителей были мрачные, растерянные лица, а побеждённые хохотали и острили, точно издеваясь над самими собой. М. П. Арцыбашев, «Сильнее смерти», 1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он подумал, что беспечные люди на морском курорте всегда проницательны, глумливы, злоязычны. В. В. Набоков, «Король, дама, валет», 1927-1928 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пушкин верно уловил и ту множественность ролей-масок, с помощью которых прячется от судьбы и пытается ей отомстить опустошенный, глумливый и одинокий Репетилов. В. Э. Рецептер, «Репетилов», 1987 г. // «Знание ― сила» (цитата из НКРЯ)
2. содержащий в себе издевательство, выражающий насмешку ◆ Замерещились все знакомые лица, и все были глумливы и брезгливы, заскакали вокруг какие-то безобразные образы, и чёрный страх покрыл её душу, возбуждая ненависть. М. П. Арцыбашев, «Санин», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Да и ― знала Маша ― без поддержки и настояния со стороны Федосьи Гавриловны ― Буластиха, жестокая, глумливая, цинически-распутная по натуре, не защитит её, но ещё сама надругается каким-нибудь гадким, рабовладельческим издевательством. А. В. Амфитеатров, «Марья Лусьева», 1903 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Говоря в таком глумливом и пошловатом тоне, он все время щурился, покусывал губы. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», Часть 4, 1928-1935 г. ◆ Так что ортодоксом при наступлении глумливого скепсиса я ощущал себя не просто из чувства стихийного противоречия, но из солидарности с людьми, у которых выбивали почву из-под ног. Анатолий Макаров, «Ортодокс поневоле», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рассвести — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?