Что означает слово глаголом жги сердца людей
Глаголом жечь сердца людей
Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца людей» в других словарях:
Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Глаголом жечь сердца — Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, убѣждать, распространять свѣтъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ раздѣляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики
ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова
«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия
Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… … Большая биографическая энциклопедия
Глаголом жечь сердца
Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца» в других словарях:
глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
Глаголом жечь сердца людей — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений
жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики
ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова
«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия
Юрий Ильясов — Писатель Имя = Юрий Ильясов Оригинал имени = Фото: Подпись = Портрет Юрия Ильясова из книги «Устремление сердца» (1995) Имя при рождении = Рашит Фаттахович Ильясов Псевдонимы = Илья Юрьев(статьи) Дата рождения = 9 сентября 1950 Место… … Википедия
Демосфены и Цицероны — Демосѳены и Цицероны (иноск.) ораторы. Ср. Можно по пальцамъ перечесть отечественныхъ демосѳеновъ (изъ адвокатскихъ знаменитостей), способныхъ «глаголомъ жечь сердца людей», и тронуть удачнымъ повышеніемъ голоса, картиннымъ жестомъ. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Значение крылатых выражений — Глаголом жги сердца людей, дворянское гнездо, дела давно минувших дней преданья старины глубокой
«Глаголом жги сердца людей«
Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», 1828 год.
«Глагол» (устаревшее) — слово.
Употребляется обычно в художественных и публицистических произведениях как призыв к деятелям культуры и, прежде всего, к писателям — писать смело, ярко, вдохновенно, чтобы слово доходило до сердца читателя. Глагол жечь может стоять в различных формах.
Пример из литературы:
Он был писатель по природе, но ничего выдающегося не произвёл и не «жёг глаголом сердца людей» (М. Салтыков-Щедрин, «Имярек»).
«Государство — это мы«
Выражение В. И. Ленина из Политического отчёта Центрального Комитета Коммунистической партии на XI съезде партии 27 марта 1922 года: «…когда мы говорим государство, то государство это — мы, это — пролетариат, это — авангард рабочего класса». В своём выступлении В. И. Ленин употребил это выражение, перефразируя известное изречение «Государство — это я». Ещё в 1917 году В. И. Ленин писал в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством.. Но мы, требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (Полное собрание сочинений, том 34, страница 315).
Пример из литературы:
…если вы своевременно переплетёте книгу, она прослужит более долгий срок, принесёт людям больше пользы, сохранит государству расход бумаги: небрежное отношение к книге в наши дни при огромных тиражах приносит государству очень крупные убытки, а государство — это мы (М. Горький, «Беседы о ремесле»).
«Дворянское гнездо«
Название романа И. С. Тургенева, 1859 год.
Употребляется в качестве образного определения дворянской усадьбы — большого дома с садом в сельской местности. Обычно говорится о старых усадьбах дореволюционной России, в которых жило несколько поколений одной семьи.
Пример из литературы:
— Здесь очаровательно, — сказал Смольков. — Мне давно хотелось пожить в старом дворянском гнезде, — очаровательно (А. Н. Толстой, «Чудаки»).
«Дела давно минувших дней, предания старины глубокой«
Выражение из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». 1820 год, песнь 1.
«Предание» — переходящий от поколения к поколению рассказ о прошлом, легенда.
Говорится обычно о событиях, которые произошли очень давно.
Пример из литературы:
1) — Мне было тогда лет двадцать, — начал Н. Н., — дела давно минувших дней, как видите (И. Тургенев, «Ася»);
2) Теперь всё это уже «дела давно минувших дней и предания старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать (Н. Лесков, «Левша»).
«Пророк» Пушкина: глаголом жги сердца людей
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», смысл которого скрыт за многочисленными аллегориями и метафорами, увидело свет в 1826 году. Поэтическое описание становления стихотворца, его тяжелого творческого пути стало своеобразным манифестом, определяющим предназначение художника. Произведение было написано в сложный период для Пушкина, сразу после расстрела его товарищей-декабристов. Именно тогда он стал задумываться о миссии художника, творческого человека в обществе. Эти вопросы были затронуты в стихах «Поэту», «Поэт и толпа», «Ответ анониму». Эта же проблема поднимается и в «Пророке».
Жанр и стилистика произведения
Стихотворение «Пророк» написано в торжественном жанре оды. Однако, характерное для оды эмоциональное повествование и яркость художественных образов соседствуют с не совсем характерным для этого жанра содержанием. Задачей оды являлось восхваление героев, поэтов, сильных мира всего. Пушкин же, оставаясь равнодушным к признанию, почестям и богатству, вложил в стихотворение «Пророк» смысл, тщательно прикрытый библейской тематикой.
На заметку! Литературоведы утверждают, что стихотворение написано по мотивам VI главы Книги Исайи. Праведник, видя в каких пороках, грязи и беззаконии утопает мир, обратился к Богу. И тогда Ангел проучил Исайе миссию по очищению и исправлению людей. В этом поэт видит истинное предназначение художника.
Особую атмосферу библейских историй и торжественность повествования создают некоторые способы усиления:
Анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина
Композиционно произведение не разделено на абзацы. Повествование разворачивается, плавно перетекая из одного события в другое. Однако по развитию сюжета можно выделить три основных части, последовательно объясняющих общий смысл Пророка Пушкина.
Сюжетные части
Первая из частей – самая короткая, однако не менее емкая, чем остальные. Она рассказывает о неприглядной жизни путника, томимого духовной жаждою. Пустыня в этих строках является не столько географическим местом разворачивания событий, сколько состоянием внутренних иссушения и пустоты.
Вторая несет судьбоносную встречу с шестикрылым серафимом, который через неимоверные страдания, такие как:
дарит путнику возможность видеть, слышать, говорить и чувствовать то, что было недосягаемым до сих пор.
И третья, заключительная, объясняющая смысл названия стихотворения «Пророк» часть, в которой Бог обращается к измученному путнику. Он должен восстать, смотреть и видеть, слушать и слышать, говорить, быть посланником Бога на земле и на морях.
Интересно! Библейские мотивы в стихотворении — своеобразное новшество для Пушкина, употреблявшего ранее исключительно слова, принадлежащие греческой мифологии: лира, Аполлон и прочие (как например, в стихотворении «Поэт»).
Аллегорический смысл стихотворения «Пророк»
Понятно, что смысл пушкинского «Пророка» совсем не в библейской истории. Путник, изнемогающий от духовной жажды, символизирует поэта, творческого человека. Его путь без дара – блуждание по житейской пустыне без цели и без смысла. Талант, отсыпанный ему ангелом, превращает его в другого человека. Однако, это преображение и становление сопровождается невыносимыми страданиями и муками. Пророк-поэт должен быть готов отдать все, что у него есть, чтобы научиться нести свет и просвещение своим даром, чтобы «жечь глаголом сердца людей».
Нет пророка в своем отечестве
В свое время произведение вызвало немало гневных отзывов критиков и собратьев Пушкина по перу. Его обвиняли в том, что он в этой торжественной высокопарной оде восхваляет самого себя, поднимая, таким образом, свое творчество на недосягаемую высоту, возвышая себя над остальными мастерами пера и слова.
Но Пушкин, несмотря на ведомое от первого лица повествование, вовсе не отождествлял себя с пророком. Он лишь описал путь любого настоящего поэта.
Научиться слышать и видеть можно совершенно безболезненно, лишь с одним прикосновением шестикрылого серафима. Но дальнейшее преображение далеко не так легко и просто.
Для настоящего поэта мало видеть и слышать больше, чем обычный человек. Чтобы донести до людей открывшуюся мудрость, нужно ни много ни мало вырвать собственный язык, отказаться от него, грешного, лукавого и празднословного, заменив его мудрым жалом змеи.
Но все эти приобретенные качества – умение видеть, слышать и говорить, будут ничем без горячего, пылкого сердца – угля, пылающего огнем. Это заключительный этап формирования настоящего поэта. Поэт ли, пророк, смысл обоих — нести «божью искру», взращенную в них, каждой живой душе.
На заметку! Тема пророка, поднятая Пушкиным, дала мощный толчок для философских рассуждений многим поколениям поэтов. Стихотворение с таким же названием можно найти у Некрасова, Бальмонта, Лермонтова, Гумилева.
Пушкин создал поистине гениальное произведение, в котором не идеализирует образ поэта, а пользуясь различными методами эмоционального усиления, описывает тяжелый пусть настоящего мастера пера. Который, бросая все, что у него есть на этот алтарь, не ждет почестей, наград и признания, а просто несет божий свет, глаголом жжет сердца людей.
Глаголом жги сердца людей
Описание разработки
«Глаголом жги сердца людей»(фрагиенты урока)
В глаголе струится самая алая кровь языка.
Да ведь и назначение глагола – выражать само действие.
1. Посредством различных языковых игр и ИКТ повторить и обобщить изученное о глаголе.
2. Определить уровень знаний учащихся по теме «Глагол».
3. Развить интерес к урокам русского языка, используя игровую технологи;, обогатить речь учащихся
I.Работа с темой и эпиграфом урока.
Прочитаем эпиграф. Как вы думаете, что хотел сказать советский писатель
А. Югов этими словами? (Он хотел сказать о том, что глагол – это необыкновенная часть речи, она является наиболее употребительной, после существительных.) Да, это действительно так, ведь недаром же многие исследователи творчества отдельных писателей отмечают, что главным художественным средством любого литературного произведения является глагол, с помощью которого автор выражает основную мысль.
1. Устная работа со стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер».
При помощи чего А. С. Пушкин описывает вьюгу и из какого произведения взяты эти строки? (Из «Зимнего вечера»).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко, застучит.
Кого нам напоминает вьюга, (Живого человека)
Какой же вывод можно сделать? (Глагол, как и другие части речи создают художественный образ в произведении, делают нашу речь более эмоциональной, выразительной).
2. Описание картины
Попытайтесь описать картину нашего земляка А.Л. Чижевского
Инсценировка сказки о царе Глаголе и его сыновьях.
Давным-давно, когда нас с вами ещё не было на свете, в царстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
-Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Вот пришли они к отцу и говорит 2 спряжение:
-Я буду править теми глаголами, которые в неопределенной форме оканчиваются на –ить.
Тогда 1 спряжение отвечает:
-Ну а я всеми остальными.
-Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.
-Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
_Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчивались на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
А какие глаголы-исключения относятся к 1 спяжению?(Брить, стелить).
Сегодня мы познакомимся ещё с одним гл-искл 1 спряжения зиждиться. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте его проспрягаем
реять, таять, маяться, веять, сеять, каяться, чуять, лелеять, лаять, надеяться (Iспр.)
1. Третий лишний (с объяснением своего выбора)
сеять, держать, петь
дышать, стелить, надеяться
2. Кто быстрее вставит букву
Игра проводится по вариантам, Дети по цепочке вставляют гласные в личные окончания глаголов. Каждому достается по одному слову. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других вставит буквы.
VII1Словарный диктант «Гласные в личных окончаниях глагола»
IX Повторение морфологичкских признаков глагола с использованием анимационной опорной таблицей.
X. Морфологический разбор глагола из предложения Дело мастера боится.
Х1 Культура речи. Повторение вида глагола
1 команда: Определить, в какой колонке дано ошибочное употребление глаголов.
От глагола нагибаться образуйте однокоренной глагол, но другого вида, и поставьте их в формы настоящего и будущего времени Разными или одинаковыми получились эти формы? Почему?
2 команда: Исправить речевые ошибки. С чем они связаны?
Запись слов в орфоэпический словарь. Отработка ударения.
ПовторИм, позвонИм, баловАть, облегчИм.
Что объединяет эти слова? (Ударение на последнем слоге)
Что мы вспомнили о глаголе? Какие выводы сделали?
IХ. Домашнее задание.
1. Со словарными словами составить связный текст.
2. Выполнить разборы глаголов в отрывке из стихотворения
А.Л. Чижевского. Назвать использованные в нём тропы.