Что означает слово гипербола в русском языке
Значение слова «гипербола»
[От греч. ‛υπερβολή — преувеличение]
[От греч. ‛υπερβάλλω — прохожу через что-л.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Гипербола (математика) — плоская кривая второго порядка.
Гипербола (риторика) — троп, преувеличение.
ГИПЕ’РБОЛА, ы, ж. [греч. hyperbolē]. 1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Г. получается при сечении прямого круговорота
2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами. || Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-н. (книжн.). Ну, это г.: в действительности всё происходило проще.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гипе́рбола
1. матем. плоская кривая, состоящая из двух бесконечных ветвей
2. лингв. стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении какого-либо действия, предмета, явления
3. перен. любое чрезмерное преувеличение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: затоплять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гипербола в русском языке
Всего получено оценок: 99.
Всего получено оценок: 99.
В устной и письменной речи часто используются различные изобразительно-выразительные средства языка. В данной статье кратко рассмотрим, что такое гипербола и каковы ее основные функции, приведем конкретные примеры.
Определение
Гипербола в русском языке – это образное выражение, преувеличение свойств, особенностей предметов и явлений.
Термин «гипербола» греческого происхождения. С греческого «hyperbole» – это преувеличение, излишек.
Преувеличиваться может следующее: значение, сила, чувство, размер, красота.
Гипербола относится к изобразительно-выразительным средствам языка (тропам).
Функции
Гипербола в речи выполняет ряд функций:
Цель преувеличения заключается в том, чтобы усилить выразительность и образность речи.
Примеры
Самыми яркими примерами гипербол являются следующие выражения: бесконечные поляны, быстрый как молния, море слез и др.
Многие гиперболические выражения используются в повседневной жизни. Например: испугаться до смерти, ждать целую вечность, не виделись сто лет, представить тысячу неприятностей, море по колено и др.
Гипербола часто используется в различных художественных произведениях. Приведем примеры из литературы: гора кровавых тел (М. Ю. Лермонтов), пылал во сто сорок солнц (В. В. Маяковский), в муку бы стер вас всех!
Что мы узнали?
Гипербола (с греч. «преувеличение, излишек») – это вид тропа; образное выражение, основанное на преувеличении свойств, особенностей предметов и явлений (значение, сила, чувство, размер, красота и др.). Цель преувеличения: усилить выразительность и образность речи. Гипербола привлекает внимание к высказыванию; обращает внимание на конкретный предмет или явление, на его исключительность; создает комический эффект; выражает авторское отношение к описываемому.
Что такое гипербола? Примеры
Гипербола — это чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.
Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе, если сначала выясним, что это слово по своему происхождению является греческим: hyperbole — это буквально значит «преувеличение». Начальная часть гипер- является приставкой во многих словах и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:
гипертония, гипертрофия, гиперемия.
Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения опосредственного отражения действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:
В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
К гиперболе часто прибегал В.В. Маяковский:
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.
Видеоурок: Гипербола
Значение слова гипербола
Словарь Ушакова
гип е рбола, гиперболы, жен. (греч. hyperbole).
1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью.
2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами.
| Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-нибудь (книж.). Ну, это гипербола: в действительности всё происходило проще.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
(от греч. hyperbole — преувеличение) — троп (см. Тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например, у Вергилия Эней на последний бой со своим заклятым врагом Турном «встает огромен, словно отец Апеннин, возводящий седую от снега голову в небо, потрясая копьем с древком, огромным как ствол» (Вергилий. Энеида). Хафиз, воспевая любовь, писал: «Ради родинки смуглой одной, одного благосклонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу — богатства Багдада!»
Согласно Деметрию, Г. бывают трех видов:
1) по схожести, например быстротою ветру подобны;
2) по превосходству, например снега белее, яснее ясного неба;
3) по невероятности изображаемого, например головою в небо уходит (Деметрий. О стиле).
Г., подчеркивал М.В. Ломоносов, прилична при изображении людей, объятых сильными страстями, особенно радостью, печалью, ненавистью, гневом. Удачные Г., по мнению Аристотеля, являются метафорами (см. метафора). Он же писал о Г., носящих «детский характер», ибо употребляются они под влиянием гнева. Г. широко использовались риторами, но люди пожилые не должны их употреблять, подчеркивал Аристотель. Деметрий считал, что Г. придают стилю выспренность, поэтому их употребляют комические поэты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д.
Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказываются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки свистит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свифта, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Булгакова, К. Воннегута и др.
Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений греческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех трагических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристотеля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учителей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его. один отставной сержант, Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» — грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает аналогичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был нанят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам».
Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья — это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба
(Н. Гоголь. Тарас Бульба); и фамусовское описание придворных: «А в те поры все важны! в сорок пуд» (А. Грибоедов. Горе от ума); и характеристика «зоологических эмигрантов» в письме В.Ф. Ходасевича Б. Диоптрову из-за границы: «Вы представить себе не можете эту сволочь: бездельники убежденные, принципиальные, обросшие восьмидесятипудовыми супругами и невероятным количеством стопудовых дочек». Хотя можно привести и более мощную Г. многопудья, когда Никита Кожемяка (в одноименной сказке) «взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него».
Г. тесно взаимосвязана с аллегорией, сказкой, загадкой. Например, в сказках народов Центральной Индии девушка пригоняет на угощение злым демонам двадцать раз по двадцать буйволов (гонд-ская сказка «Блестящий козел»); а в сантальской сказке «Как сосватали леопарда» говорится: «В древние времена, говорят, свахи не торопились довести дело до свадьбы, пока не подъедят куль риса и двенадцать манов» (ок. 500 кг!). Но действительный образец Г. по невероятности изображаемого являет собой кхмерская легенда «Священная тысяча», в которой мать говорит сыну: «Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет течение времени, вина твоя будет искуплена». Выразительны и Г., используемые в загадках. Например, русская загадка о комаре: «Крылья Орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они — нашу кровь лить».
сто лет не виделись
напугать до смерти
накупили еды на год вперед
Гиперболическими могут быть целые персонажи и ситуации. Например, преувеличенно жадный помещик Плюшкин и другие персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души».
Что такое литота?
В отличие от гиперболы, намеренное преуменьшение называется литота. Пример литоты: «Прелестный шпиц, не более наперстка!» (А.С. Грибоедов).
Зачем нужны гиперболы?
Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.
Какими бывают гиперболы?
Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал.
Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится.
Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви, лес рук.
Примеры гиперболы
Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил
Примеры гиперболы в русской литературе
В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И. Ильф, Е. Петров)
И подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену. (В.В. Высоцкий)
Комара за семь верст ловили. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Разливы рек ее, подобные морям. (М.Ю. Лермонтов)
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)