Что означает слово гамаюн

Значение слова «Гамаюн»

Что означает слово гамаюн

В культуре XIX—XXI веков имелось два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и, благодаря творчеству В. Васнецова и А. Блока, как мифической птицы, предвещающей беду. Визуальный образ птицы гамаюн претерпел изменение с течением времени: сначала у неё появились крылья и ноги, а затем и женское лицо.

Истоки образа восходят к мифической птице хумай из иранского фольклора и к существовавшим в XVI—XVIII веках легендам о новогвинейском зоологическом семействе райских птиц. Несмотря на распространённое заблуждение, сведений о существовании птицы гамаюн в русском традиционном фольклоре нет.

Гамаю́н

1. мифол. вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово гамаюнПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: фотобумага — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что олицетворяет птица Гамаюн согласно славянской мифологии? Описание других обитателей солнечного сада

Сколько легенд, былин и песен сложено о Гамаюн – полудеве-полуптице! Образ её можно встретить и в древних сказках, и на современных полотнах, даже на гербах городов. Кто же она такая и почему так любима русским народом?

Общая информация

Заглянув в Википедию, мы узнаём, что слово «гамаюн» имеет иранское происхождение. У древних тюрков и иранцев «хумай» означало мифическую птицу, приносящую богатство и власть тем, кого она коснулась крыльями. Слово встречалось и в дипломатической переписке русских с персидскими и османскими правителями, откуда, по предположению историков, проникло в русскую книжность.

Как выглядит — фото и описание картины Васнецова

До наших дней дошло множество изображений (картинок) птицы Гамаюн. Судя по образцам, она имела женскую голову и грудь, а туловище от крупной птицы, цепкие ноги с длинными когтями, яркое и выразительное оперение. В некоторых источниках утверждается, что в определенные моменты жизни птица может превращаться в девушку полностью.

Виктор Васнецов, интересовавшийся фольклором и мифологией Древней Руси, и на картины свои перенёс своё видение древнего мира. Яркость красок и четкость линий показывают, с какой верой в сказочные миры и персонажи художник занимался своей работой. Птица Гамаюн на полотне художника изображена сидящей на дереве и смотрящей куда-то вдаль.

Её черные, как смоль, крылья, резко контрастируют с окружающим миром, изображенным в светлых, сияющих тонах. Кажется, что она вот-вот взмахнет ими и взлетит в высоту. Удивительное сочетание умиротворенный природы, буйных красок и диссонирующей Гамаюн.

Вашему вниманию представлены картинки с изображением птицы Гамаюн.

Что означает слово гамаюн
Что означает слово гамаюн
Что означает слово гамаюн
Что означает слово гамаюн

О чем поет и почему называют вещей?

Вот что гласит поверье: «Если крыльями своими Гамаюн повеет на голову – быть ему владыкой. Если птица свой полёт над его головой прервёт – случиться бедам большим. Если грянет на землю и дух испустит – скончается князь или приближенный к нему».

Птица, летящая с востока, предвещает страшный ураган. Что, кстати, является еще одним умением существа: она и дождь способна накликать, и ветром управлять, и метель напустить на округу. Именно поэтому ведуны могли слышать её голос даже в шелесте трав, ливне, порыве ветра.

Сказка о славном охотнике

Одной из самых известных сказок является история о том, как один храбрый охотник, пожелав подстрелить птицу-деву, оказался перед выбором: исполнить любое своё заветное желание, но жить при этом жить во лжи и обмане, либо оставить всё как есть.

Несмотря на предупреждение птицы Гамаюн о том, что ему не удастся в таком случае вернуться обратно, он выбрал мечту. Много лет он обходил белый свет, побывал во всех его уголках, и был счастлив, но, когда вернулся в родные края – не узнал их. Селение, где раньше он жил, провалилось под землю, а на месте его образовалось глубокое озеро.

Долго ходил охотник вокруг озера, горюя о своих родных, и вдруг заметил на дереве свиток со словами: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!» Так и оправдалось пророчество вещей птицы Гамаюн.

Опасна ли для людей согласно легендам?

Что означает слово гамаюнПтица Гамаюн – воплощение магии, тайных знаний, творчества, мистического начала в окружающей нас природе. Поэтому, глядя на её изображение, по спине может пробегать лёгкий холодок страха. Но так ли она опасна на самом деле? Нет, в этом существе нет агрессии – во всяком случае, ни в одном источнике, дошедшем до наших времен, нет даже намека на проявление с её стороны кровожадности, злобы или мстительности по отношению к людям.

Роль в геральдике и искусстве

Было бы удивительно, если бы образ птицы-девы не затронул воображение людей творческих профессий: писателей, поэтов, художников. Так, например:

В геральдике птица-дева означает покровительство и защиту от кровопролитных войн, возрождение, стремление к счастью, несмотря на все сложности, чуткость и чудесную силу.

Другие обитатели солнечного сада

Помимо Гамаюн, в солнечном саду живут еще две мифические птицы, имена которых хорошо знакомы знатокам славянской культуры. Это Алконост и Сирин.

Алконост

Что означает слово гамаюнПтица с руками и головой юной девы, глашатая бога солнца Сварога. Место обитания птицы – остров Буян. Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями. Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность. Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете. Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия. Однако и Алконост есть «тёмные стороны». Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Ирий – страна солнца у древних славян. Место, где цветут невиданные цветы и растут удивительные деревья, где обитают мирные животные и птицы с чудными голосами. Там же растёт и мировое древо, под сводами которых пируют славянские боги, и протекает Молочная река.

Сирин

Что означает слово гамаюнПолная противоположность птице Алконост. Черноволосая и светлоглазая, с серебряными когтями, эта птица считалась вестником Кощного бога, повелевающего мёртвыми. Прародительницами образа Сирин считают сирен – птицеобразных существ, живущих на скалах морских и заманивающих мимо плывущие корабли своими песнями.

Первое изображение Сирин относят к Х веку, со временем же о существе стали писать и в литературных источниках. Место обитания – мир мёртвых, Навь. Впрочем, эта информация взята из более ранних легенд. Поздние же источники говорят, что Сирин обитает в Ирии, где охраняет Молочную реку, деревья и лишь изредка слетает на землю, чтобы оплакать погибших в боях воинов.

Изначально Сирин – персонаж исключительно отрицательный. Считалось, что она дурманит разум всем, кого встречает, заставляя человека забыть и настоящем, и о прошлом. Голос её позволял прогнать страх смерти перед лицом опасности, однако заставлял и забыть об осторожности, а порой – и стремиться к настоящему суициду.

Сирин умела вызывать водовороты, обладала даром предвидения: описывала прохожему его будущее, а также подвергала его испытанию пением: если человек, слушая её, удержал себя в руках – одаривала его. В противном случае могла и умертвить. Противостоять существу можно было двумя способами:

Оставим открытым вопрос: существовала ли птица Гамаюн на самом деле или нет? И в одном существующем источнике ответа не найдется, как и свидетельств.

Но пока не забыта славянская мифология и в сердцах человеческих живёт вера в чудеса, другие миры и необыкновенных существ – давайте будет читать легенды наших предков и вызывать старинную память наших поколений, которая хранится где-то в глубинах душ. Пусть прекрасные сказочные птицы придут к нам в наших фантазиях и снах, и ниспошлют нам блаженство и счастье!

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео о вещей птице Гамаюн:

Источник

Гамаюн — знаете, что за птица? Проверьте себя!

Что означает слово гамаюн

О Гамаюн, вещей полудеве-полуптице, слагались былины и песни. Её образ встречается в живописи, искусстве. Есть она и на гербах русских городов. Кто такая Гамаюн? Какова ее роль в славянских мифах и легендах?

Волшебная птица Гамаюн

Гамаюн — мифическая волшебная птица в русской культуре. Жила она в Светлом Ирие — месте обитания Богов. Образ вещей птицы Гамаюн был столь любим, что ее имя использовалось в качестве личного, имя использовалось как название в топонимике. Само название, возможно, происходит от «гаманить», то есть рассказывать, говорить. Родственно со словом «Гамаюн» знакомое нам слово «гомон».

Каков внешний вид птицы Гамаюн?

Как мы видим по многочисленным изображениям, в том числе вошедшим в сокровищницу русской живописи, Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные. Иногда же человеческих черт в облике Гамаюн нет, это огромная птица. Кое-где встречаются упоминания, что Гамаюн способна к перевоплощению и целиком становится девой. Во многих описаниях указано, что Гамаюн не имеет ног, иногда даже крыльев. Так про нее рассказывают в древней рукописи:

«Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райской птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху ховстомъ своимъ летаетъ, и никогда не почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелателенъ видению человеческому».

Таким образом, птица это необычная, неземная. Способна посетить все уголки Явного Мира, сидит на ветвях в лесу — там ее видят.

Почему Гамаюн — птица вещая? Какие еще у нее способности?

Издавна было поверье про Гамаюн:

«Если Гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову — быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервет свой полет — это чревато большими бедами».

Содержание песни Гамаюн тоже говорит о будущем, рассказывает волю высших сил. Вообще же, вещей Гамаюн известно все: как произошла земля, люди на ней, птицы, звери. Поговорив с волшебной птицей, можно узнать все эти тайны. Гамаюн может влиять на людей, воздействовать своей силой. Вообще, Гамаюн говорит много, помогает людям праведным, может даже раскрыть секрет. Может научить такая птица волхованию, способности делать предсказание. Ее пение вдохновляет на подвиги, великие свершения.

Опасна ли птица Гамаюн для людей?

Как правило, Гамаюн не нападает на прохожих, злобы к людям не проявляет. Но опасность кроется в другом. По легендам, пение Гамаюн настолько прекрасно, что невольно люди заслушиваются, забывают себя, свои дела, идут за вещей птицей куда глаза глядят. Однако явление Гамаюн — однозначно счастье как в настоящем, так в будущем. К тому же, Гамаюн вдохновляет поэтов, певцов, сказителей — подсказывает им волшебные истории, образы.

Гамаюн — воплощение поэзии, магии, тайных знаний и творчества. Неудивительно, почему образ вещей птицы так популярен среди стихотворцев, художников, писателей. К тому же, Гамаюн воплощает мистическое начало в природе. О ней говорили наши предки. Вспомним о Гамаюн, других таинственных созданиях и мы, изучая славянскую мифологию!

Что означает слово гамаюн

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Источник

Гамаюн

Гамаюн

Что означает слово гамаюн

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Места обитания

Сторона

Содержание

Происхождение названия

В Этимологическом словаре славянских языков приведена этимология близкого по звучанию слова. *gameti/*gamiti: гаме́ть «шуметь, кричать»; га́меть «кричать, громко разговаривать, галдеть, шуметь». В словаре Фасмера: гам род. п. га́ма, гаме́ть, га́мить «шуметь», га́мкать «лаять», диал. гом «шум».

Мифология

Изображалась с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя.

Гамааюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса. Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями.

В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу.

Живет Гамаюн на острове Буяне (в Алатырском море). По другой версии место ее обитания – некий Макарийский остров (некоторые исследователи полагают, что это всего лишь другое название того же Буяна). Гамаюн часто посещает Правь и Славь, но не задерживается там надолго. Обычно она совершает перелеты между мирами лишь с одной целью – передать смертным вести богов.

Нашим предкам Гамаюн представлялась мощной и красивой птицей с разноцветным оперением. Одни источники утверждают, будто у этой птицы голова женщины, однако, есть мнение, что не только голова… но и грудь. Встречаются редкие упоминания о том, что Гамаюн имеет способность к оборотничеству и может превращаться в прекрасную деву.

Встреча с птицей Гамаюн – великое счастье. Она может научить человека, как правильно исполнять божественные гимны, чтобы Боги и Предки чаще отвечали человеку. Также Гамаюн пророчит будущее, но лишь тем, кто готов его принять.

Умения, силы и способности

Современное использование

В геральдике ирийская-райская птица (Гамаюн) — мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. Гамаюн изображён на гербах следующих российских населённых пунктов и областей:

Источник

Гамаюн

Что означает слово гамаюн

Гамаюн — мифическая райская птица в русской культуре

В XVII–XVIII веках эта птица изображалась на произведениях декоративно-прикладного искусства, пушках и знамёнах. Гамаюн попал на герб Смоленска и на производные от него символы.

В культуре XIX—XXI веков имелось два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и, благодаря творчеству В. Васнецова и А. Блока, как мифической птицы, предвещающей беду. Визуальный образ птицы гамаюн претерпел изменение с течением времени: сначала у неё появились крылья и ноги, а затем и женское лицо.

Истоки образа восходят к мифической птице хумай из иранского фольклора и к существовавшим в XVI—XVIII веках легендам о новогвинейском зоологическом семействе райских птиц. Несмотря на распространённое заблуждение, сведений о существовании птицы гамаюн в русском традиционном фольклоре нет.

Этимология

Согласно основной версии, слово имеет иранское происхождение. В мифологии иранцев, а также

Что означает слово гамаюн «Печать княжества Смоленского». 1664 год
неизвестен, Public Domain

Кроме того, Хумаюн / Хомаюн могло быть и собственным мужским именем, например так звали падишаха Империи Великих Моголов (1508–1556). Также слово хумаюн / гамаюн встречалось в русской дипломатической переписке с османскими и персидскими правителями конца XV–начала XVII века в составе титулования этих правителей — «гамаюна подражатель». При этом вероятно, что разные значения слова гамаюн проникали в русскую книжность и непосредственно из восточных источников и через источники европейские. Стоит отметить, что в русской книжности слово гамаюн имеет мужской род.

В говорах русского языка существует и, по-видимому, омонимичное слово гамаюн (гомаюн, гомоюн), образованное от корня гам- / гом- — «крик, шум, смех, говор, громкая ссора, нестройные и шумные голоса». Этой лексемой обозначают «говорливого, крикливого, шумливого» и далее «беспокойного, хлопотливого, непоседливого» и «домовитого, работящего человека; рачительного, заботливого хозяина», и, напротив, «бранчливого человека, буяна», а также человека, говорящего на другом, непохожем говоре, человека с особенностями речи и жителя определённой местности. Также слово использовалось в качестве внутрисемейного имени, откуда произошла фамилия Гамаюнов.

В России имеются или имелись топонимы, происходящие от этого слова, например, этнокультурная местность Гамаюнщина в Ромодановской волости Калужской губернии. От потомков жителей калужской Гамаюновщины произошли гамаюны — жители Нижнесергинского района Свердловской области, а по ним был назван мыс (полуостров) Гамаюн у посёлка Палкино в Екатеринбурге, по которому в свою очередь получила название археологическая гамаюнская культура. Вопреки некоторым источникам, по всей видимости, мифологический омоним проник в народ и начал оказывать влияние на этот блок значений только во второй половине XIX века.

Впрочем, ныне эти значения используются редко: в «Национальном корпусе русского языка» по состоянию на 2013 год только в 2 источниках из 31 речь идёт не о легендарной птице.

В книжности

Травнике » (1582) Адама Лоницера и в других европейских источниках.

В искусстве XVII—XVIII вв.

Сохранилось описание сосуда в виде птицы Гамаюн, купленного в 1614 году для царя Михаила Фёдоровича у московского купца Михаила Смывалова: «Птица Гамаюн, около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репье зерно жемчужное». 21 октября 1626 года дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, вероятно, имеется в виду какое-то произведение декоративно-прикладного искусства, например шкатулка, в виде птицы. То же самое можно сказать и по поводу райской птицы Гамаюн, упоминаемой в «Книге глаголемой Урядник, новое уложение и устроение чина Сокольничья Пути» 1668 года, описывающей церемониалы царской охоты при изложении чина поставления рядового охотника в звание начального сокольника: из Гамаюна доставали письмо, написанное нововыбранному от имени царя. По-мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, в данном случае также обыгрывается значение птицы Гамаюн как «„царственной“ и „вещей“, пророчащей счастье, царские милости и райское благополучие».

Что означает слово гамаюн В. М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1897 г. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926), Public Domain

Сидящая на пушке, первоначально безногая, а иногда также и бескрылая, райская птица Гамаюн изображена на гербе Смоленска, достоверно известном со второй половины XVII века. Однако, нужно отметить, что имя гамаюн упоминается не во всех геральдических источниках, часто говорится просто о райской птице. В ряде источников гамаюн является синонимом райской птицы. Возможно, наиболее ранним изображением с ней является «печать княжества Смоленского» 1664 года (с подписью «птица гам»). Хотя, согласно переведённым на русский язык в 1682 году стихам из польской книги «Золотое гнездо», герб учредил князь Глеб Святославич, когда получил от Великого князя Литовского Витовта разрешение на княжение в Смоленске (1392): «… на дом свой клейнот корону принимает, велико рождение свое клейнотом являет, под короной гамаюна на громаде обсадив, великородство их милостей Смоленских князей изъявив, как громада зук свой всюду раздевает так и княжества Смоленского всюду прославляет, …то печать князей Смоленских». Далее различающиеся изображения безногой райской птицы появляются на смоленском гербе в большом и малом Титулярниках 1672 года, где она похожа на «пушистого дикобраза», а её перья — на волосы; на тарелке царя Алексея Михайловича 1675 года и на тарелке, подаренной царицей Натальей Кирилловной царевичу Алексею Петровичу в 1694 году; на изображении российской государственной печати в «Дневнике путешествия в Московию» 1698—1699 годов посла И. Г. Корба; на рисунке «печати царского величества княжества Смоленского» 1725 года (с подписью «птица гамаюн»). Официально это изображение утверждено в 1730 году. На гербе Смоленской губернии, утверждённом в 1856 году, райская птица «встала на ноги» и «твёрдо стоит на них, гордо задрав пышный хвост и расправив крылья». В таком виде она присутствует и на современных смоленских гербах, безногость сохранилась только на символах Вязьмы.

Что означает слово гамаюн Гамаюн. Буква Г в одном из списков «Лицевого букваря» Кариона Истомина
Гравёр — Леонтий Бунин, Public Domain

Из ранних достоверных изображений гамаюна можно назвать помещённое под соответствующей буквой в лицевом «Букваре славянороссийских письмен» (1694) Кариона Истомина. Во всех списках книги это летящая безногая птица «с вытянутой шеей и распущенной метёлкой перьев» — вполне в соответствии с книжным описанием. Кроме того, в издании 1694 года, в исполнении гравёра Леонтия Бунина, она напоминает ежа; данное изображение явно создано под воздействием смоленского герба.

Можно предположить, что птица гамаюн могла быть изображена в росписях («райских пейзажах») Коломенского дворца, выполненных в 1664—1666 годах. Гамаюн был изображён на сотенном знамени у сокольников и стремянных конюхов в Рижском походе царя Алексея Михайловича 1656 года — в Описи знамён 1664 года под № 10 говорится, что это знамя чёрной тафты, в середине вшита птица гамаюн, опушка тафта белая. Стоит отметить, что в отличие от райских птиц алконост и сирин, гамаюн никогда не изображался в лубке.

Что означает слово гамаюн Иван Яковлевич Билибин. Обложка театральной программы пьесы «Синяя птица» для постановки в Берлине. 1926 год
Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), Public Domain

В Актах Московского уезда XVII века под 1696 годом описана пушка-пищаль «Гамаюн»: «Великого государя в казне на пушечном дворе налицо полковых пищалей… пищаль гамаюн ядром и длиною такова же весом 25 пуд 30 гривенок на турецком стану».

Вероятно иная, одноимённая пищаль была позднее помещена Петром I в Музей воинских трофеев (ныне находится у здания Арсенала Московского Кремля): «Гамаюн, вес 102 пудов, лил мастер Мартьян Осипов 1690 г.», с рельефным изображением безногой птицы гамаюна. Ю. Л. Воротников отмечает, что таким образом, мы имеем как бы реальное изображение смоленского герба, тем более, что рисунок на втором орудии схож с изображением смоленского герба в дневнике И. Г. Корба.

В реальности

Истоки книжных представлений о гамаюне следующие. В Европу с начала XVI века с Новой Гвинеи и Молуккских островов поступали чучела представителей биологического семейства райских птиц, у которых невозможно было обнаружить ноги и крылья. Наряду с рассказами местных жителей, что эти птицы прилетают с небес, это послужило причиной появления воззрений, поддерживаемых торговцами и распространённых даже среди естествоиспытателей, таких как Ю. Ц. Скалигер, Д. Кордано и К. Геснер, что райские птицы летают при помощи своего хвоста, никогда не садясь на землю, при помощи него же они цепляются за ветви деревьев для отдыха. Это заблуждение зафиксировано в данном в 1758 году К. Линнеем латинском названии большой райской птицы: Paradisaea apoda — дословно «Парадизея безногая». Только в 1782 году стало известно, что на самом деле конечности райским птицам при изготовлении чучел обрезали поставлявшие их местные жители, чтобы использовать в качестве оберегов.

Несмотря на это естественное происхождение, безногость гамаюна дала толчок для глубокого мифического образа вечного полёта, нарушения которого имеют пророческие значения. Стоит также учесть, что гербоведы Российской империи, например, А. Б. Лакиер и П. П. Винклер, пытались объяснить безногую птицу на смоленском гербе как отображение противостояния Русского царства и Речи Посполитой за Смоленск.

Можно также отметить, что чучела райских птиц покупались индийцами для украшения и в магических целях: считалось, что они приносят военную удачу и вообще расположение богов. Названия манукодията и т. п. возникли из туземного мануко девата — «птица божья», так как райские птицы чаще встречались летающими высоко в небе. Это обстоятельство послужило и для других названий: солнечные и небесные птицы. Вероятно, отсюда же идут и упоминания о райском происхождении этих птиц. Представления о длинной и страшной парадызеи вероятно также связаны с наблюдением чучел, так как засушенные аборигенами райские птицы выглядели большими и плоскими, потому что при сушке их клали, сжимая между двух досок, на солнце или «над великим жаром».

Что означает слово гамаюн А. И. Вахрамеев. Обложка революционного журнала «Гамаюн». 1906 год. В открывающем его стихотворении «Гамаюн-вещун, птица мудрая» ведёт стаю соколов на битву с «птицей чёрною»
Вахрамеев, Александр Иванович, Public Domain

Гамаюном звали любимого «сибирского цветного» кречета царя Алексея Михайловича. По предположению И. М. Тарабрина, именно эта птица могла быть изображена на упоминавшемся знамени с гамаюном в Рижском походе 1656 года.

В 1686 году государям Ивану и Петру Алексеевичам поднесли живой некую диковинную птицу, которую называли гамаюном, причём незнакомые с ней торговые люди не смогли определить её стоимость.

Стольник П. А. Толстой в своих отчётах о поездке в Европу в 1697—1699 годах рассказывал о том, что в одной из кунсткамер Южной Австрии «видел четыре птицы, которые называются гамаяны, … положены в склянишных сосудах в двойное вино и с перьем». По мнению Н. Н. Сперансова, гамаюном могли называть и неизвестного русским попугая.

В художественных произведениях

В культуре XIX—XXI веков происходит дальнейшее «насыщение» образа птицы гамаюн, как и образов остальных легендарных райских птиц, «романтическим содержанием». При этом существуют две основные тенденции его развития.

Во-первых, гамаюн — это райская птица, с которой связываются представления «о счастье и блаженстве». Среди примеров рассказ «Касьян с Красивой Мечи» (1851) Ивана Тургенева, главный герой которого мечтает побывать в местах, «где живёт птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живёт всяк человек в довольстве и справедливости». Другой пример — стихотворения Константина Бальмонта «Райские птицы» (1907) и «Гусляр» (1909), где гамаюн — райская птица, услаждающая людей своим пением: «И если звоном нежных струн ты убаюкан, засыпая, так это птица Гамаюн поёт в безвестном, голубая». В стихотворении «Табун» (1915) Сергея Есенина с гамаюном сравнивается играющий на рожке пастух. Сладкоголосая птица гамаюн упоминается в «Повести о детстве» (1948) Фёдора Гладкова.

Толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как «многозначного символа мистического характера» дала картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая» 1897 года. Художник, хотя по-видимому и был знаком с книжными описаниями гамаюна, не придерживался их в своей работе. На картине изображена чёрнокрылая птица с «мрачно-прекрасным», скорбным, тревожным или даже испуганным, «лишённым всякой царственности» женским лицом с детскими чертами. Это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева над водной гладью. Картина имеет апокалиптическую атмосферу. По-мнению И. А. Сухвановой, Гамаюн видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями.

В 1899 году под впечатлением от картины Васнецова Александр Блок написал одноимённое стихотворение (опубликовано в 1908 году), трактующее её символический смысл и придающее её исторический контекст. В стихотворении образ Гамаюн ещё более трагичен, она предвещает «иго злых татар», «казней ряд кровавых, и трус, и голод, и пожар, злодеев силу, гибель правых». Её лик прекрасен, хотя и объят ужасом, а на звучащих правдой устах запеклась кровь. Блок переносит Гамаюн в период до монголо-татарского ига и даже в «предвечные» времена. По мнению исследователей, «это как бы заставка ко всему его творчеству», они даже сравнивают самого поэта с вещим Гамаюном и отмечают, что стихотворение звучит как пророчество для истории России в XX веке. По мнению А. С. Трошина, Гамаюн «приобретает в лирическом произведении новые черты литературного символа и мифа, становится знаком времени». Стихотворение положено на музыку (1967) Дмитрием Шостаковичем.

Мрачный образ вещей птицы Васнецова и Блока получил развитие в русской культуре XX века. В стихотворении «Я смертельна для тех, кто нежен и юн…» (1910) Анны Ахматовой гамаюн показана как «птица печали», сводящая путника с верного пути, что в данном случае олицетворяет «непреодолимую трагическую силу любви». Именем гамаюн был назван «Литературный сборник в пользу пострадавших от землетрясения в Семиреченской области» 1911 года с обложкой работы художника А. М. Арнштама. «Гамаюном» назывался русский поэтический кружок в Белграде в 1923—1925 годах, в 1924 году им был выпущен сборник «Гамаюн — птица вещая»; название было выбрано по стихотворению Блока, в котором поэты находили «отзвуки своей изгнаннической судьбы и трагических событий в России». В стихотворении «Песня Гамаюна» Николая Клюева, которое хранилось как приложение к протоколу допроса поэта в 1934 году, за три года до его расстрела, показана картина гибели родной земли: «К нам вести горькие пришли, что зыбь Арала в мёртвой тине, что редки аисты на Украине, моздокские не звонки ковыли». В притче в историческом романе «Иван III — государь всея Руси» (1946—1955) Валерия Язвицкого коготок птицы гамаюн даёт Степану-богатырю способность «видеть окружающий мир по-другому — с его бедами, несправедливостями и жестокостями»; он становится «символом прозрения, взросления богатыря, а в подтексте — символом познания» будущим государем Иваном «необходимости трудной борьбы» за объединение Руси.

В современной культуре Гамаюн часто упоминается вместе с двумя другими легендарными райскими птицами, Алконостом и Сирином. Их образы во многом сближаются, хотя в конкретных произведениях каждой из птиц обычно приписываются свои характерные особенности. В песне «Купола» (1975) Владимира Высоцкого появление птицы Гамаюн сравнивается со звоном семи «заветных струн» (вероятно, отклик на стихотворение Бальмонта) и восходом семи «богатых лун»; в то время, когда Сирин «радостно скалится, веселит, зазывает из гнёзд», а Алконост «тоскует-печалится, травит душу», Гамаюн показана как дающая надежду на пробуждение родины, которая «раскисла, опухла от сна». Другим примером может быть песня «Сирин, Алконост, Гамаюн» (1992) Бориса Гребенщикова. Птица гамаюн как символ надежды и возрождения встречается ещё до Высоцкого в историческом романе «Зори над Русью» (1954) Михаила Рапова, где она вводится для завязки основного сюжета — освобождения Руси от татарского ига. В работах современных художников, вслед за Васнецовым, Гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой.

Псевдофольклор

Надёжных сведений о существовании птицы гамаюн в русском традиционном фольклоре нет. Несмотря на это, в современных литературоведческих, лингвистических и популярных мифологических работах часто ложно утверждается, что гамаюн — это древнеславянская легендарная или сказочная вещая птица с человеческим лицом, предвещающая избранным людям владычество, счастье. Встречается и обратное утверждение, что «гамаюн — в русском фольклоре птица — вещунья печали и смерти». Также иногда указывается, что изображения птицы гамаюн часто встречались на знамёнах, утвари, доспехах и других древнерусских предметах, что она фигурирует в древнерусских стихах. Некоторые работы фактически отождествляют гамаюна с хумай, приписывая ему свойства последней, даже если они не зафиксированы непосредственно в русской культуре.

В 1992 году вышли «Песни птицы Гамаюн» — произведение-фальсификация (фолк-хистори) А. И. Асова (Буса Кресеня). В нём птица Гамаюн показана как вещий посланник Велеса, знающая прошлое и прорицающая будущее избранным людям. Сведения из книги напрямую или косвенно приводятся в школьных программах и используются в некоторых «научных» статьях.

В современной геральдике

Райская птица Гамаюн (без человеческих черт) изображена в центральной композиции на символах Смоленщины и производных от них: гербы и флаги Смоленского княжества, губернии и области, городов Смоленска и Вязьмы, районов Смоленского, Татищевского Саратовской области и Тербунского Липецкой области (так как территорию последних двух районов осваивали выходцы из Смоленской губернии). Герб Смоленска был включён также в состав ряда гербов и флагов населённых пунктов и административных единиц Смоленской области и ранее Смоленской губернии. Независимые от смоленского герба образы птицы Гамаюн (с женским лицом) представлены на символах города Михайловска Нижнесергинского района Свердловской области (так как местных жителей звали гамаюнами; утверждён в 2005 году) и посёлка Зеленоградского Пушкинского района Московской области (2006).

В официальных обоснованиях вышеуказанной символики утверждается, что райская птица Гамаюн символизирует счастье и стремление к нему; богатство, благополучие и величие; мир и возрождение после войн; стремление к высшим идеалам; «драгоценные опыт и культуру народа, позволяющие безбоязненно смотреть в будущее, предвидеть его», утверждается, что Гамаюн «на Руси считалась вещей птицей, умеющей предвидеть события и их исход», она предупреждает об опасности; её символика — это «и защита, и покровительство, и возрождение», «аллегория единства человеческого разума, сил природы и стихии»; наконец, на конкретных гербах она становится даже символом «космической птицы — первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина» и медсестёр местного эвакогоспиталя времён Великой Отечественной войны. По мнению Н. Н. Сперансова, «гамаюн — символ чуткости, настороженности, меткости, иногда счастья и чудесной силы». В некоторых геральдических источниках гамаюн необоснованно смешивается с возрождающимся из огня фениксом — символом вечного возрождения и обновления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *