Что означает слово фотография в переводе с французского
ФОТОГРАФИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ФОТОГРАФИЯ» в других словарях:
Фотография — Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения, основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765 1833) и парижского диорамиста Луи Жак Манде Дагера (1787 1851). Если… … Энциклопедия культурологии
ФОТОГРАФИЯ — ФОТОГРАФИЯ. 1) Способ получения изображений посредством света на светочувствительных материалах. 2) Фотографический снимок. Фотография изобретена в 1839 году. Она разделяется на чёрно белую и цветную. Изображение на снимках чёрно белой фотографии … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ФОТОГРАФИЯ — (греч. светопись) представляет механизированный способ получения изображений при помощи специального аппарата на светочувствительных поверхностях. Фотографический аппарат в своей схеме представляет камеру обскуру вычерненную внутри коробку, на… … Большая медицинская энциклопедия
фотография — снимок, фотоснимок, фото, фотокарточка, карточка; мурло, моська, харя, позитив, рожа, сепия, фотоизображение, фотосалон, фотопортрет, лицо, физиономия, фотоателье, личность, хрюкало, ряха, фоторобот, фотка, термофотография, фотомордочка,… … Словарь синонимов
ФОТОГРАФИЯ — ФОТОГРАФИЯ, фотографии, жен. (от греч. phos свет и grapho пишу). 1. только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. «В последнее время он пристрастился к фотографии.»… … Толковый словарь Ушакова
ФОТОГРАФИЯ — Если вы выглядите как ваше фото на загранпаспорте, вам, вероятно, необходимо отдохнуть за границей. Видоизмененный Эрл Уилсон Некоторые лица на негативе выглядят позитивнее. Доминик Опольский В наше время все существует ради того, чтобы… … Сводная энциклопедия афоризмов
ФОТОГРАФИЯ — совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на свето чувствит. слоях (СЧС) путём закрепления фотохим. или фотофиз. изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом.… … Физическая энциклопедия
Фотография 51 — Фотография 51 рентгенограмма волокон натриевой соли тимусной ДНК в B форме, полученная Розалин Франклин (англ. Rosalind Elsie Franklin) в 1952.[1][2][3] Эта рентгенограмма послужила главным толчком к открытию двуспиральности ДНК… … Википедия
фотография — ФОТОГРАФИЯ, карточка, снимок, фотоотпечаток, фотоснимок, спец. позитив, разг. отпечаток, разг., пренебр. фотка, разг. фото, разг. фотокарточка, разг., шутл. фотомордочка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Значение слова «фотография»
1. Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата. Фотография — это прекрасное изобретение, посредством которого каждый из нас может передавать другим в верной копии все, чем было заинтересовано его зрение. Чернышевский, Новости литературы, искусств, наук и промышленности.
[От греч. φω̃ς, φωτός — свет и γράφω — пишу]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Также фотографией или фотоснимком (устар. фотокарточка), или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).
В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней.
ФОТОГРА’ФИЯ, и, ж. [от греч. phōs — свет и graphō — пишу]. 1. только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. В последнее время он пристрастился к фотографии. Тургенев. Заниматься фотографией. 2. Отпечаток, снимок, полученный таким способом. Удачная ф. По стенам висели фотографии детей. Альбом с семейными фотографиями. 3. Предприятие, мастерская для съемки и изготовления снимков, отпечатков по заказу. Пойти в ф. Открылась новая ф. 4. перен. Лицо, физиономия (простореч. вульг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фотогра́фия
1. вид деятельности и комплекс технологий, связанный с получением изображений реальных объектов на светочувствительных материалах с целью их дальнейшего воспроизведения ◆ Я давно занимаюсь фотографией.
2. то же, что фотоснимок; изображение, полученное с помощью таких технологий ◆ Фотография в альбоме о тебе напомнит…
3. перен. разг. предприятие, учреждение, специализирующееся на съёмке и печати фотографий [2]
4. перен. то, что является слишком прямолинейным, буквальным воспроизведением, копированием действительности в творчестве художника, писателя и т. п.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова трёхлинейка (существительное):
ФОТОГРАФИЯ
Смотреть что такое ФОТОГРАФИЯ в других словарях:
ФОТОГРАФИЯ
Содержание: 1. Фотография и ее значение. — 2. История Ф. — 3. Объективы — 4. Затворы. — 5. Камеры. — 6. Сухие броможелатиновые пластинки. — 7. Экспозиц. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
ФОТОГРАФИЯ
фотография ж. 1) а) Получение изображения предметов посредством фотографирования. б) Искусство воспроизведения кого-л., чего-л. таким способом. 2) а) Изображение, отпечаток, полученные посредством фотографирования; снимок. б) перен. То, что является буквальным воспроизведением кого-л., чего-л. 3) Предприятие, мастерская для фотографической съемки и изготовления снимков.
ФОТОГРАФИЯ
фотография ж.1. (получение изображения) photography заниматься фотографией — take* up photography; go* in for photography; go* in for photography он з. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
ФОТОГРАФИЯ
ФОТОГРАФИЯ
-совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на свето-чувствит. слоях (СЧС) путём закрепления фотохим. или фотофиз. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
Фотография Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения, основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами ф. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
ФОТОГРАФИЯ
Первые «странствующие дагеротиписты» появились в Москве в конце 1839. Они арендовали помещения в самых модных и многолюдных торговых районах Москвы (ул. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
– (греч. – светопись) совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях (СЧС) путем закрепления фотохимических или фотофизических изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом фотографии. Общая последовательность действий в фотографии не зависит от выбора СЧС и процесса получения стабильного изображения на нем и включает следующие стадии: создание на поверхности СЧС распределения освещенностей, соответствующего изображению или сигналу; появление в СЧС вызванных действием излучения химических или физических изменений, различных по величине в разных участках СЧС и однозначно определяемых экспозицией, подействовавшей на каждый участок; усиление произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором; стабилизация непосредственно возникших или усиленных изменений, которая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для последующего рассматривания или анализа; извлечение информации из полученного изображения – рассматривание, считывание, измерение и т.д. Эта общая схема может быть дополнена (например, такой стадией, как размножение изображений), отдельные из перечисленных стадий могут быть разделены на более дробные или совмещены, но в целом схема сохраняется во всех процессах фотографии. Первоначально фотография создавалась как способ фиксации портретных или натурных изображений за периоды времени, много меньшие, чем требуются для той же цели художнику. Однако по мере расширения возможностей фотографии стал увеличиваться и круг решаемых ею задач, чему особенно способствовало появление кинематографии и цветной фотографии, соответственно возрастали роль и значение фотографии в жизни общества. В XX веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования (фиксация лиц, событий и т.п.), технической основой самого массового вида искусства – киноискусства, входит в число основных технических средств полиграфии, служит орудием исследования во многих отраслях науки и техники. Это разнообразие задач, решаемых с помощью фотографии, позволяет считать ее одновременно разделом науки, техники и искусства. Независимо от области применения фотографию можно подразделить на более частные виды по многим признакам, например: по временному характеру изображения – на статическую и динамическую (наиболее важным примером которой служит кинематография); по химическому составу СЧС – на серебряную (более строго – галогенидосеребряную) и несеребряную; по способности передавать только яркостные или также и цветовые различия в объекте – на черно-белую и цветную; в зависимости от того, передаются ли изменения яркостей в объекте различиями поглощения света в изображении или различиями оптической длины пути света в нем – на амплитудную и фазовую; по пространственному характеру изображений – на плоскостную и объемную. Последнее разделение, впрочем, требует оговорки: любое фотографическое изображение само по себе является плоским, а его объемность (в частности, в стереоскопической фотографии) достигается одновременной съемкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объемной фотографии можно считать голографию, но в ней способ записи оптической информации об объекте и его пространственных свойствах принципиально иной, нежели в «обычной» фотографии, и похож на фотографию только использованием СЧС для записи информации. История фотографии начинается с опытов, в которых на бумагу или холст с помощью камеры-обскуры проектировали изображение объекта и зарисовывали его. Эти опыты начались не позднее конца XV века, о них знал и воспроизводил их еще Леонардо да Винчи. Однако фотография в собственном смысле слова возникла значительно позднее, когда не только стало известно о светочувствительности многих веществ, но и появились приемы использования и сохранения изменений в таких веществах, вызванных действием света. В числе первых светочувствительных веществ в XVIII веке были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 году Т. Уэджвуд в Великобритании смог получить изображение на слое нитратного серебра, но ещё не сумел его закрепить. Датой изобретения фотографии общепризнанно считается 1839 год, когда Л.Ж.М. Дагер сообщил Парижской академии о способе фотографии, названном им в собственную честь дагеротипией, хотя авторство его было спорным, и многие важнейшие особенности этого способа являются достижениями Ж.Н. Ньепса, разработанными им единолично или в сотрудничестве с Дагером. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (от греч. kales – красивый, превосходный и tipos – отпечаток) сообщил в Великобритании У.Г.Ф. Толбот (патент на этот способ выдан в 1841). Сходство обоих названных способов ограничивалось использованием соли серебра в качестве СЧС, различия же велики и принципиальны: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготавливался негатив, с которого можно было делать любое число отпечатков. В этом отношении калотипия более близка к современной фотографии, чем дагеротипия; кроме того, в первой из них, как и в современной фотографии, проявление использовалось не только для того, чтобы сделать скрытое фотографическое изображение видимым для глаза, но и для того, чтобы его усилить. Из дальнейших открытий, принципиально важных для развития фотографии, надо отметить прежде всего переход от камеры-обскуры со случайно выбранным объективом низкого качества к камере со специальным съемочным объективом (его создал венгерский оптик И. Пецваль в 1840 году) и переход от мокрых СЧС, приготовляемых непосредственно перед съемкой, к заранее изготовленным сухим СЧС, способным длительно храниться в темноте без существенных изменений. В этом отношении решающую роль сыграли замена коллодионных СЧС желатиновыми (желатин в фотографии впервые широко использовал англичанин Р. Мэддокс в 1871 году), а также применение вместо чистого йодистого серебра других галогенидов серебра, более удобных с практической точки зрения. Наиболее распространенный вид СЧС – сухие желатиновые слои с диспергированными в них микрокристаллами солей серебра, причем содержание последних ни в одном случае не превышает нескольких процентов. Именно такие СЧС стали массово выпускаться промышленностью с середины 1870-х гг. Первоначально их делали на стеклянной подложке (пластинки), а затем также на бумажной и пленочной. Хотя массовый выпуск пленок начался на полтора десятилетия позже, чем пластинок (после изобретения гибкой нитроцеллюлозной подложки американским изобретателем Г. Гудвином в1887 году), этот вид материалов постепенно стал преобладающим, чему сильно способствовало создание малогабаритных пленочных камер, со временем вытеснивших громоздкие пластиночные камеры (за исключением специальных репродукционных. К 1970-м годам около 90 процентов всех выпускаемых СЧС составляют пленки, а на долю пластинок приходится менее одного процента. В современном ассортименте фотографических материалов пленки обычно являются негативными (кроме кинопозитивных и обращаемых), бумаги – позитивными (за исключением специальных копировальных), пластинки – только негативными. Наиболее важные характеристики, кроме физико-механических и геометрических, формируются преимущественно до полива эмульсии на подложку. К ним относятся, прежде всего, такие параметры, как светочувствительность, вуаль, коэффициент контрастности, а также спектральная чувствительность и структурные характеристики, обусловленные размерами микрокристаллов светочувствительного вещества. Ряд свойств будущего СЧС (зернистость, отчасти разрешающая способность и др.) зависят от соотношения масс желатина и светочувствительных галогенов серебра, от этих же пропорций зависит рассеяние света в СЧС при экспонировании, а тем самым и краевая резкость деталей изображения, получаемого на СЧС. В эмульсии вводят многочисленные добавки, из которых важнейшими являются: оптические красители-сенсибилизаторы, расширяющие спектральную область чувствительности СЧС; компоненты цветного проявления (в цветофотографических материалах), участвующие в образовании красочных изображений; стабилизаторы, препятствующие изменению светочувствительности и вуали во время хранения готовых СЧС до экспонирования; дубители, повышающие механическую прочность, упругость и температуру плавления желатины, а тем самым и всего СЧС, пластификаторы, снижающие хрупкость СЧС после дубления; смачиватели, улучшающие контакт эмульсии с подложкой и позволяющие получить более равномерные СЧС. Наиболее распространенным вариантом черно-белой фотографии на серебряно-галогенных СЧС до недавнего времени были производимые раздельно негативный процесс и позитивный процесс, впервые реализованные еще в калотипии Толбота. В этом варианте экспонированный СЧС подвергают проявлению, в ходе которого до металлического состояния серебра избирательно восстанавливаются только те компоненты СЧС, на которые подействовало (и создало на них скрытое изображение) экспонирующее излучение. На стадии фиксирования, следующей за проявлением, неиспользованные компоненты растворяются и удаляются из СЧС, а металлическое серебро проявленного изображения остается в желатине. Наибольшее почернение образуется на участках СЧС с наибольшим оставшимся количеством серебра, т.е. на участках, соответствующих самым светлым участкам объекта; таким образом, распределение света и темноты в подобном изображении (негативе) и объекте противоположно. Затем тот же процесс повторяют на другом СЧС, используя в качестве объекта негатив; тогда после проявления полученное изображение передает распределение света и темноты противоположно негативу, но правильно по отношению к объекту первоначальной съемки. Оно представляет собой позитив. После 1950 года возрастающее распространение получает прямой позитивный вариант черно-белой фотографии серебряно-галогенном CЧС, не требующий получения промежуточного негатива, так называемая «фотография на обращаемых материалах». В этом варианте СЧС после экспонирования также проявляют, но затем его не фиксируют, а переводят металлическое серебро изображения в растворимые в воде соединения (так называемое фотографическое отбеливание). Если в таком СЧС удалить серебро, созданное первым проявлением, а затем подвергнуть его вторичному экспонированию и повторно проявить, то на каждом участке число проявленных компонентов будет тем больше, чем меньше их восстановилось при первом проявлении, чем меньшей была экспозиция от объекта на соответствующем участке СЧС, а значит, и чем меньше была яркость изображаемой детали объекта. Таким образом, получаемое изображение есть позитив. Хорошего тоновоспроизведения этим способом достигают лишь на специальных обращаемых материалах. Наибольшее применение этот вариант фотографии получил при изготовлении снимков в виде диапозитивов или фильмов для последующей проекции и рассматривания на экране, тогда как при изготовлении отпечатков на бумаге и размножении изображений раздельный негативно-позитивный вариант оказался значительно удобнее. Особую группу процессов на серебряно-галогенной основе составляют процессы цветной фотографии. Их начальные стадии те же, что и в черно-белой фотографии, включая возникновение скрытого изображения и его проявление; однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трех красителей, образование и количества которых на каждом участке СЧС «управляются» проявленным серебром, тогда как само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в черно-белой фотографии, здесь имеются раздельный негативно-позитивный процесс с печатью позитивов либо на специальной цветной фотобумаге (с увеличением), либо на пленке (в контакте), и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фотоматериалах. Распространение получил аналог диффузионного процесса, позволяющий получать цветные изображения. Материалы и процессы на основе галогенов серебра обладают многими исключительно ценными особенностями, такими, как чувствительность к самым разнообразным излучениям, способность аккумулировать их действие и тем самым реагировать на предельно слабые их потоки, способность геометрически правильно передавать изображение в целом и его детали. Вместе с тем постепенно стало ясно, что в ряде новых направлений прикладной науки и техники особенности серебряно-галогенных СЧС и процессов на них ограничивают возможности использования фотографии. Принципиальным недостатком этих процессов является относительно большой промежуток времени между экспонированием СЧС и получением на нем собственно фотографического изображения. Имеет значение и то обстоятельство, что соли серебра становятся дефицитными и дорогими материалами в связи с ограниченностью мировых запасов серебра. В 1950-х годах начали расширяться масштабы применения других СЧС, таких, как ферро-, диазои цианотипные (на основе соответственно диазония солей и соединений трехвалентного железа) для копировальных работ и светозадубливаемые (с соединениями шестивалентного хрома, т.н. «пигментная бумага») для полиграфии. Однако, лишь в одной из традиционных областей несеребряные СЧС оказались более или менее полноценными заменителями: в массовой печати кинофильмов. Принципиально новое направление развития фотографии оказалось связано с использованием электроннолучевых приборов, прежде всего в телевидении. Здесь изображение регистрируется не как целое, а как последовательность электромагнитных сигналов, полученных при поэлементном разложении изображения. Это направление развития фотографии не получило большого самостоятельного развития, но было использовано при создании цифровой (дигитальной) фотографии, относящейся уже к компьютерным технологиям. Фотополимерная печатная форма – форма высокой печати, печатающие элементы которой получают в результате действия света на полимерную композицию (т.н. фотополимерную композицию – ФПК). Эти композиции представляют собой твердые или жидкие (текучие) полимерные материалы, которые под действием интенсивного источника света становятся нерастворимыми в обычных для них растворителях, жидкие ФПК переходят в твердое состояние, а твердые дополнительно полимеризуются. Фотополимерные печатные формы из твердых композиций впервые появились в конце 50-х гг. 20 в. в США, а спустя несколько лет в Японии стали применяться фотополимерные печатные формы из жидких композиций. Для изготовления фотополимерных печатных форм из твердых ФПК используют тонкие алюминиевые или стальные листы с нанесенным на них слоем ФПК толщиной 0,4–0,5 мм. Процесс получения фотополимерных печатных форм состоит из экспонирования негатива, вымывания незаполимеризовавшегося слоя в пробельных участках и сушки готовой формы. Для изготовления фотополимерных печатных форм из жидких ФПК в специальное устройство (например, кювета из прозрачного бесцветного стекла) помещают негатив, закрывают его прозрачной тонкой бесцветной пленкой и заливают ФПК. После этого производят экспонирование с двух сторон, в результате чего со стороны негатива образуются заполимеризовавшиеся (твердые) печатающие элементы, а с противоположной стороны – подложка формы. Затем струей растворителя вымывают незаполимеризовавшуюся композицию с пробельных элементов и высушивают готовую форму. Фотополимерные печатные формы (часто называемые полноформатными гибкими формами) применяются для печатания журналов и книг, в том числе с цветными иллюстрациями. Они просты в изготовлении, имеют небольшую массу, высокую тиражеустойчивость (до 1 млн. оттисков), позволяют широко использовать фотонабор и не требуют больших затрат времени на подготовительные операции при печатании тиража. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
Фотография была изобретена в первой половине XIX в. Ее появление – прямое следствие успехов физики и химии. Сущность фотографического процесса сводится к тому, что с предмета или группы предметов в особом приборе, называемом фотографической камерой, получают оптическое изображение на светочувствительном материале. Людям давно был известен способ копирования изображений, получаемых в ящике специального устройства. Этот способ состоял в следующем: если в одной из стенок темной комнаты или коробки проделать небольшое отверстие и расположить перед ним (вне комнаты или коробки) освещенный предмет, то на противоположной стене образуется опрокинутое отображение этого предмета. Это явление стало широко использоваться в практике с XVI в., когда неаполитанский физик Д. Порта сконструировал усовершенствованную камеру?обскура и для получения более ясного изображения вставил в находящееся в передней стенке камеры отверстие двояковыпуклое («зажигательное») стекло. Этот принцип до настоящего времени служит основой для всех фотографических аппаратов, как бы ни было сложно их устройство. Когда было получено высокое качество световых изображений, встала новая задача: постараться удержать эти изображения. Здесь на помощь пришло химическое действие солнца, т. е. способность солнечных лучей изменять цвет некоторых веществ. Основываясь на этом свойстве, изобретатели и ученые скоро пришли к мысли, что если покрыть матовое стекло камеры?обскура каким?нибудь светочувствительным веществом, то можно как бы отпечатать световое изображение. В XVIII в. химики располагали уже довольно большим запасом таких светочувствительных веществ. В 1727 г. немецкий врач Шульце установил светочувствительность солей серебра. Он первый поставил опыты воспроизведения контуров под действием света на пластинке, покрытой азотнокислой солью серебра. В 1802 г. английские ученые Т. Веджвуд и Г. Деви открыли светочувствительность бумаги, пропитанной солями серебра. Веджвуд сумел получить изображение на слое нитрата серебра AgNO3, но не сумел его закрепить. Все это подготовило дальнейшие успехи в области фотографии. В 1811 г. француз Ж.?Н. Ньепс занялся поисками способа закрепления изображения, полученного камерой?обскура. Независимо от работ Ньепса над проблемой запечатления световых изображений занимался французский художник Луи?Жак Дагер. Узнав, что Ньепс работает уже несколько лет над той же проблемой, Дагер предложил работать вместе. В 1833 г. Ньепс умер, а в 1839 г. Дагер, продолжая работать, изобрел свой способ фотографирования. Со своим изобретением Дагер познакомил прежде всего знаменитого французского физика Араго. 7 января 1839 г. Араго сделал во Французской Академии наук доклад о новом изобретении, предрекая ему великое будущее. Эта дата считается днем рождения фотографии, или, как ее тогда называли, «дагерротипии». Способ Дагера отличался от способа Ньепса тем, что в качестве светочувствительного вещества он вместо асфальта, использованного Ньепсом, применил йодистое серебро Agi. Скрытое изображение, полученное на светочувствительном веществе, Дагер проявлял, действуя парами ртути на йодистое серебро. Этим Дагер добился большей быстроты получения изображения и обеспечил более точное воспроизведение самого изображения. Однако дагерротипия обладала существенными недостатками: можно было получить только одно изображение, которое получалось зеркальным. Для получения снимка требовалась длительная выдержка (вначале до 30 минут). Аппаратура для дагеротипии была громоздкой и весила до 50 кг. Поэтому дагерротипия не получила широкого распространения. В 1841 г. англичанин У. Талбот получил патент на калотипию (от греч. «красивый» и «отпечаток»). Как и в дагерротипии, светочувствительным слоем было йодистое серебро. В калотипии изготовлялся негатив, с которого можно сделать любое количество отпечатков. Проявление в калотипии позволяло не только сделать скрытое изображение видимым для глаза, но и усилить его. В этом калотипия была близка к современной фотографии. В 1842 г. Талбот разработал процесс проявления скрытого фотографического изображения проявляющим раствором, содержащим галловую кислоту. Он также предложил негативно?позитивный процесс и способ оптической печати с помощью «волшебного фонаря» (фотоувеличителя). Дальнейшее развитие фотографии шло по двум направлениям: совершенствовались материалы и способы обработки изображения, а также улучшалась оптика фотоаппаратов. Еще в 1840 г. австрийский ученый Й. Пецваль предложил так называемый портретный объектив, превосходивший по силе другие виды объективов и имевший хорошую коррекцию. Вместо мокрых светочувствительных слоев, готовившихся непосредственно перед съемкой, перешли к сухим, которые могли храниться в темноте длительное время без существенных изменений. Это произошло во многом благодаря замене коллодионных пластинок желатиновыми, которые впервые применил в 1871 г. англичанин Р. Мэддокс. Вместо йодида серебра с 70?х годов XIX в. стали применять соединения серебра с бромом и хлором. Вместо стеклянной подложки стали применять сначала бумажную, а затем изобретенную в 1887 г. американцем Г. Гудвином гибкую нитроцеллюлозную пленку. В 1889 г. Дж. Истмен разработал и выпустил первую камеру ящичного типа (бокс?камеру) с роликовой сенсибилизированной бумагой на 100 снимков. В 1900 г. Истмен выпустил в продажу панорамную пленочную камеру с вращающимся объективом и щелевым затвором, позволявшим производить моментальные снимки, а в 1901 г. основал фирму «Истмен?Кодак». Наряду с черно?белой развивалась и цветная фотография. Получение цветных снимков было намного сложнее. В 1855 г. Д. К. Максвелл разработал основы аддитивного синтеза в цветной фотографии. В 1861 г. он экспериментально доказал возможность передачи натуральных цветов путем аддитивного сложения трех частичных изображений – красного, зеленого и синего. В 1868 г. Дюко дю Орон получил патент на изготовление снимков в натуральных цветах и в 1869 г. представил опытные образцы. Он получал частичные негативы через три светофильтра основных цветов, печатал позитивные изображения пигментным способом в дополнительных цветах и, совмещая, получал многоцветное изображение. В 1907–1911 гг. Г. Фишер открыл реакцию цветного проявления и предложил схему строения цветных многослойных фотоматериалов, которая применяется сейчас. Первую в мире цветную обращаемую фотопленку с цветными компонентами в проявителе изготовила в 1935 г. фирма «Кодак». А в 1936 г. цветную обращаемую фотопленку по методу Фишера изготовила немецкая фирма «Агфа». Вот как выглядит последовательность действий, необходимых для получения фотоснимка. Для получения изображения надо зарядить фотоаппарат пленкой, навести на объект, отрегулировать объектив для получения достаточной резкости. Затвор устанавливается на нужное время выдержки, в течение которого он будет открыт. Далее необходимо установить нужное значение диафрагмы в зависимости от освещенности объекта, чувствительности пленки и времени выдержки. Выбрав наилучший вид объекта, произвести съемку, спустив затвор. Во время съемки отдельные кристаллы солей серебра, содержащиеся в слое фотоэмульсии на пленке, успевают разложиться под воздействием света. Они образуют скрытое изображение. Для его проявления пленку опускают в раствор проявителя, который постепенно восстанавливает серебро. Прежде всего оно восстанавливается на тех участках, где есть скрытое изображение. В этих местах пленка начинает быстро чернеть, поскольку там образуются мелкие кристаллы серебра, выглядящие черными. Время проявки должно быть ограниченным во избежание полного почернения пленки. После проявки пленку ополаскивают и переносят в раствор закрепителя (фиксажа). Закрепитель растворяет оставшиеся соли серебра и удаляет его из эмульсии. На тех участках пленки, куда не попал свет, пленка становится прозрачной, а то, что при съемке было светлым, становится темным – образуется негатив. Пленку тщательно промывают и высушивают. Для получения прямого позитивного изображения негатив закрепляют на фотоувеличителе и просвечивают насквозь, подложив под него фотобумагу. Черные участки не пропустят света, и скрытое изображение получится там, где негатив прозрачен. Получение цветного снимка более сложно и трудоемко. Цветная пленка имеет прозрачную основу и три основных эмульсионных слоя. Верхний слой чувствителен к синему цвету, и в нем получаются скрытые изображения тех частей изображения, в которых есть все оттенки этого цвета: синий, голубой и пурпурный (красно?фиолетовый). Средний слой чувствителен к зеленому, и на нем получатся изображения голубого, зеленого и желтого цветов. В нижнем слое, чувствительном к красному, получатся изображения желтого, красного и пурпурного. Кроме того, на всех слоях будет изображение белого цвета. В каждый слой добавлен особый компонент, который при обработке проявителем окрашивается в тех местах, где под влиянием света образовалось серебро. Компоненты подобраны таким образом, что при проявке слои образуют цвета, дополняющие их собственные до белого: верхний – желтый, средний – пурпурный, нижний – голубой. Для удаления зерен серебра, выделившихся вместе с красителем, пленку отбеливают в специальном растворе, а затем закрепляют. После этого остаются одни красители. При получении позитива применяют красные, зеленые и синие светофильтры. После использования каждого светофильтра фотобумагу погружают в закрепитель. Постепенно процесс съемки упростился. Для любителей стали выпускаться фотоаппараты с постоянным фокусным расстоянием объектива. Теперь для того чтобы произвести снимок, достаточно навести объектив на нужный предмет и нажать на затвор. После окончания пленки ее относят в специальное ателье, где производится проявка пленки и печатание снимков. Сейчас получили распространение цифровые фотоаппараты, которым не нужна пленка. смотреть
ФОТОГРАФИЯ
ФОТОГРАФИЯ и, ж. photographie f. 1. Получение изображения кого-, чего-л. на светочувствительных материалах с помощью оптического аппарата под действие. смотреть