Что означает слово физика в переводе с греческого
Значение слова «физика»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «физика» впервые фигурирует в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля (IV век до нашей эры). Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимами, так как в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика развилась в самостоятельную научную отрасль.
В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров. Развитие фотоники способно дать возможность создать принципиально новые — фотонные — компьютеры и другую фотонную технику, которые сменят существующую электронную технику. Развитие газодинамики привело к появлению самолётов и вертолётов.
Знания физики процессов, происходящих в природе, постоянно расширяются и углубляются. Большинство новых открытий вскоре получают технико-экономическое применение (в частности в промышленности). Однако перед исследователями постоянно встают новые загадки, — обнаруживаются явления, для объяснения и понимания которых требуются новые физические теории. Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика ещё очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы.
Общенаучные основы физических методов разрабатываются в теории познания и методологии науки.
В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики — свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746). Первым оригинальным учебником физики на русском языке стал курс «Краткое начертание физики» (1810), написанный П. И. Страховым.
ФИ’ЗИКА, и, ж. [греч. physikē]. 1. только ед. Основная наука естествознания о формах движения материи, ее свойствах и о явлениях неорганической природы, состоящая из ряда дисциплин (механика, термодинамика, оптика, акустика, электромагнетизм и т. д.). Теоретическая ф. Прикладная ф. Молекулярная ф. 2. Лицо, физиономия (простореч. вульг.). Он закричал: «Эй, гляди, математик, не добрались бы когда-нибудь за это до твоей физики». Лесков.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фи́зика I
1. наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира
2. перен. раздел этой науки, посвященный изучению строения и общих свойств какой-либо формы материи
3. перен. физический принцип, основа действия чего-либо ◆ Физика шаровой молнии ещё недостаточно изучена.
4. школьн. урок по физике в учебном заведении ◆ Вот ты физику прогулял, а там, между прочим, контрольная была!
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова попурри (существительное):
Учебники
Журнал «Квант»
Общие
Фистуль В. Как зарождалась физика //Квант. — 2001. — № 3. — С. 3-5.
По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала «Квант»
Еще до Аристотеля многие мыслители так или иначе пытались осуществить сформулированную им стратегическую программу применительно ко многим вещам и, главным образом, к строению самого окружающего мира. Этих исследователей относили к философам — мудрым людям (сначала их называли физиологами). А термин «философия» был введен Пифагором. Посмотрите на имена в хронологической таблице на рисунке 1 — среди «ранних» мудрецов и следует искать истинного родоначальника физики. А Аристотель, которому часто приписывают «отцовство» физики, является лишь ее «крестным отцом», давшим этой науке имя.
С современных позиций, физика подразделяется на теоретическую и экспериментальную. Конечно, обе они представляют единое целое, но поскольку теория часто идет от эксперимента, ее первая задача — объяснить опытные данные и вторая — предсказать новые эксперименты и (помимо их самостоятельного значения) либо подтвердить справедливость разработанной теории, либо ее отбросить и заняться построением новой теории. Отсюда понятны и задачи экспериментальной физики, к которым необходимо отнести прежде всего опытное установление причинных закономерностей, связывающих реакцию объекта на внешнее воздействие с самим этим воздействием. Задачей экспериментальной физики является также указание возможностей практического использования результатов опыта в других областях деятельности Человека, например в технике. Разумеется, эта задача очень важна в наше время и почти не ставилась в Древней Греции в период VI-IV веков до н.э., который отражен в приведенной таблице. Как нам представляется, с позиций разделения физики на теоретическую и экспериментальную и следует искать родоначальника (или родоначальников) физики.
До нас дошли различные легенды, так или иначе связанные с поисхождением различных физических терминов. Вроде известной истории о древнегреческом пастухе, случайно подметившем торможение колеса телеги с железным ободом камнями, лежащими на дороге. Это, по-видимому, были куски магнитного железняка — магнетита. От имени этого пастуха — Магнуса — и произошли термины «магнит» и «магнетизм». (Впрочем, есть и другая версия происхождения этих терминов: от названия области Магнесия в Малой Азии, в которой добывали камни, содержащие минерал пирит, т.е. магнетит, — сырье для выплавки железа.) По другой известной легенде термин «электричество» произошел от греческого названия янтаря — «электрон», — который после полировки мехом притягивает деревянные опилки. Эти и подобные им события, если и были в действительности, то должны быть отнесены к наблюдениям, а не к сознательно поставленным физическим экспериментам. Так же, как и многочисленные наблюдения астрономического характера.
Из различных литературных источников следует, что первый физический эксперимент был осуществлен в школе пифагорейцев. Его суть понятна из рисунка 2, где изображены четыре струны одного диаметра, но разной длины, которые при одном и том же натяжении издают различные звуки. Еще лучше для изучения звучания струн разной длины использовать специальный прибор, называемый монохордом, в котором длина струны варьируется скользящим держателем, а одинаковость натяжения струн обеспечивается одной и той же пружиной. Скорее всего, именно так и был поставлен опыт Пифагором и его учениками (таким же образом этот опыт можно провести и сегодня в любом школьном кабинете физики).
Пифагор нашел, что звучание приведенных на рисунке струн соответствует основному тону, октаве, квинте и кварте в звучании лиры — одного из древних музыкальных инструментов. По современным представлениям, открытие Пифагора может быть сформулировано в терминах звуковой частоты — значения этих частот указаны на том же рисунке 2.
Известно, что к научной школе Пифагора при его жизни и после принадлежали 218 мужчин и 17 женщин. Некоторые из них продолжали заниматься экспериментальным изучением акустики. Тем не менее, поскольку первый сознательный физический эксперимент был осуществлен самим Пифагором, именно его следует считать истинным «отцом» экспериментальной физики. Хотя Дж.Гамов, например, считает, что установленные Пифагором соотношения музыкального ряда являются и началом теоретической физики, поскольку они носят количественный характер. Вряд ли с этим утверждением можно согласиться — ведь основная задача теоретической физики состоит в том, чтобы понять все или хотя бы часть уже известных фактов. При этом вовсе не обязательно это понимание представлять в математической форме.
Вновь обратимся к хронологической таблице на рисунке 1 и кратко рассмотрим теоретические концепции упомянутых в ней философов.
Наиболее древними в этом ряду являются Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Геркалит. Их воззрения на Природу, по существу, еще близки к предшествующим мифологическим взглядам. Так, Фалес считал, что первичной субстанцией всего сущего является вода. Этот взгляд прямо восходит к древним мифам о происхождении всех вещей в результате сочетания бога Океана с богиней воды Тефилой. Аристотель предполагал, что Фалес видел, что «пища всех существ влажная и что само тепло из влажности получается. что семена всего, что есть, имеют влажную природу».
В противоположность Фалесу, Анаксимандр отказался от всех предстоящих взору человека причин как возможных первоначал. Он приписал роль первоначала некой ненаблюдаемой субстанции. Живший несколько позднее Анаксимен считал воздух более простым первоначальным веществом, чем вода у Фалеса. Наконец, Гераклит приписал первичность материи огню.
Теперь вернемся к Пифагору, но уже не как к физику-экспериментатору, а как к философу. Пифагорейская философия исходила из того, что в основе мира лежат числа. Более того, им приписывалась божественная роль. Утверждение пифагорейцев о том, что «все есть число», — основной постулат их теоретических представлений. Всем вещам, в том числе и вселенной, они приписывали определенные числа. Пифагорейцы считали, что солнце, земля, луна, неподвижные звезды (как целое) и все планеты, которых в то время было известно всего пять, движутся вокруг некоего центрального огня. Таким образом, планетарный числовой ряд, по их разумению, состоял из 5 планет и 4 промежутков между ними. А для дополнения до числа 10, которое они считали священным, им пришлось предположить существование так называемой противоземли.
Кроме фетишизации самих чисел, Пифагор, его ученики и последователи важную роль отводили числовым соотношениям. Так, открытые ими числовые соотношения музыкальной гармонии они перенесли на небесную сферу, поскольку считали, что движение планет тоже должно быть гармоничным. Отсюда следовало утверждение, что величины расстояний от планет (сфер) до «центрального огня» должны находиться в определенных соотношениях, не равных, но аналогичных тем, которые наблюдаются в музыке. (По этому учению, вращающиеся сферы издают неслышимые гармонические звуки. До нас с того времени дошло выражение «музыка сфер». В целом мистика чисел оказалась очень живучей. Ею широко пользовались религия, астрология, различные виды магии и до сих пор ее отголоски мы почти ежедневно встречаем в жизни во многих пословицах, сказках и крылатых выражениях.)
Таким образом, хотя учение Пифагора и его школы никак нельзя отнести к истокам теоретической физики, идея о важности числового, количественного подхода к описанию Природы спустя много веков реализовалась — возникла математическая физика, или, более общо, математическое естествознание.
Все перечисленные философы так или иначе искали единственное первоначало всего сущего. Более поздние философы видели, что одним первоначалом невозможно объяснить многообразие материального мира, и отказались от этой идеи.
Первым из них был Эмпедокл. Его подход был прост: он считал первоначалом действующие одновременно четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, ранее рассматриваемые отдельно.
Другой взгляд был предложен Левкиппом. Первоначала Левкиппа представляли бесчисленные мельчайшие неделимые частицы. Эти частицы получили название атомов, что в переводе с греческого и означает «неделимые». По Левкиппу, атомы бесконечно разнообразны по форме и размерам и находятся в непрерывном хаотическом движении, в котором они сталкиваются друг с другом, образуя своеобразные вихри. Эти вихри служат строительным материалом для образования всех вещей в окружающем мире, в том числе и самого мира. Кроме того, по- видимому, Левкиппу принадлежит первая формулировка принципа причинности: «Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью».
Конечно, атомистика Левкиппа и других древнегреческих ученых — это совсем не то, что физики стали понимать под этим словом уже в новое время, начиная с XIX века. Тем не менее, именно с учения Левкиппа началась эра атомистики в науке, которая, непрерывно развиваясь до сегодняшнего дня, является теоретической основой физики. Поэтому мы с полным правом можем считать Левкиппа «отцом» теоретической физики. К сожалению, ни труды Левкиппа, ни его художественные или скульптурные портреты до нас не дошли. Сведения о самом Левкиппе и о его учении нам известны лишь от его последователей, главным образом — от Демокрита.
Ученик Левкиппа Демокрит был полной противоположностью своему учителю. Демокрит неустанно излагал атомистику Левкиппа в различных аудиториях — в школах, лицеях, на различных диспутах, тем более что он побывал в Вавилоне, Египте, Персии и, разумеется, во многих городах Греции. Преподавательская и лекторская деятельность всегда оттачивает структуру излагаемого предмета, упорядочивает взгляды, что и позволило Демокриту распространить взгляды Левкиппа на всеобщую теорию развития Природы и Человека.
Демокрит, «пропустив через себя» атомистику Левкиппа, внес в нее настолько много своего, что в последующее время уже было трудно разграничить, что в ней от Левкиппа, а что от Демокрита. И все же, Демокрита можно, безусловно, считать первым творческим «пропагандистом» теоретической физики, но нельзя считать ее первооткрывателем.
Современником Левкиппа и Демокрита был еще один древнегреческий философ — Анаксагор. Он также исповедовал множественность первоначал, но не в виде атомов, а в виде неких «семян». Эти семена подобны каждому из существующих веществ: «. любой металл, любая ткань животного или растительного организма имеет начало в виде самого себя. Сколько веществ, столько и материальных начал». Таким образом, семена — это частицы, совпадающие по наименованию и обладающие всеми теми же свойствами, что и вещества, которые мы ощущаем, т.е. видим и осязаем. Однако семена Анаксагора принципиально отличаются от атомов Левкиппа — Демокрита тем, что, в противоположность неделимым атомам, они могут безгранично делиться.
Следующее положение концепции Анаксагора говорит в том, что каждая вещь в мире состоит одновременно из всех семян. В своих сочинениях Анаксагор многократно повторяет: «во всем заключается часть всего». Следовательно, в любой вещи содержатся определенные доли всех существующих вещей (современные ученые называют это положение принципом «универсальной смеси»). Совершенно ясно, что перед Анаксагором возникала необходимость объяснить, почему же каждой вещи присущи характерные лишь для нее свойства, хотя в ней присутствуют и все остальные вещи в виде семян. Эту проблему Анаксагор решает, исповедуя другой принцип: «. чего всего более в каждой вещи, тем одним она и кажется. » (это положение ученые называют принципом «преобладания»).
К рассмотренным принципам Анаксагора необходимо добавить и самое первое его представление, именуемое в наши дни «принципом сохранения материи». В дошедших до нас фрагментах его сочинений ясно говорится: «. никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется. И, таким образом, правильнее было бы назвать возникновение соединением, а уничтожение разделением». Справедливость требует указать, что этот принцип не был открыт Анаксагором — он известен и в философии Эмпедокла, его придерживались и атомисты Левкипп и Демокрит.
В свете всего сказанного видно, что теория Анаксагора является вполне законченной теорией, заслуженно занимающей в истории физики положение альтернативы атомистике Левкиппа. Поэтому Анаксагора, несомненно, тоже следует причислить к «отцам» теоретической физики.
Из хронологической таблицы видно, что Анаксагор и Левкипп были современниками, но знали ли они о теориях друг друга? Четких указаний на это в истории нет, и поэтому остается сослаться на предположение ученых, что Анаксагор сознательно создавал свою теорию как антитезу теории Левкиппа. Атомистика древнегреческих философов была воспринята и развивалась достаточно гладко на протяжении веков (и развивается по сей день). По-иному сложилась судьба теории Анаксагора. Долгое время она была интересна лишь историкам науки. И только в самое последнее время на нее обратили внимание физики-теоретики, поскольку некоторые ее черты оказались схожими с представлениями современных теорий.
Укажем, например, на развивающиеся представления о вселенной не как о механической аддитивной сумме всех ее частей, а как о едином целом. Мир при этом представляется целостным образованием, так что на любой его части «записан» весь мировой порядок. Таким образом, для всего мира, а значит, и для всего сущего характерна «голографичность». Не правда ли, это похоже на подход Анаксагора?
Подобные воззрения начали появляться только в середине XX века и все больше занимают умы современных философов и физиков-теоретиков. Наиболее убедительным примером являются усилия теоретиков в разработке единой теории поля. Имеются также многочисленные примеры новых подходов в теоретической физике, свидетельствующие о сосуществовании раздельного и целостного подходов к описанию Природы, являющихся «наследниками» теорий Левкиппа и Анаксагора.
Итак, основоположниками физической науки по праву можно считать «отца» экспериментальной физики Пифагора, «отцов» теоретической физики Левкиппа и Анаксагора, первого «пропагандиста» теоретической физики Демокрита и «крестного отца» физики Аристотеля.
Что означает слово физика в переводе с греческого
В переводе с древнегреческого слово «физика» значит «природа». Физика — наука о природе, одна из естественных наук. обратимся к толковому словарю. Словом «природа» обычно называют окружающий нерукотворный мир. Но существует и другое толкование: природа — это сущность, основное свойство чего-либо. Вспомните: «природа молнии», «природа вулканической деятельности», «природа тел Солнечной системы». Попробуем определить, в каком же понимании использовано слово «природа» в названии предмета, который вы начинаете изучать.
узнаем, как зарождалась физика
Еще в древности люди начали исследовать окружающий мир. Прежде всего это было вызвано повседневными потребностями: надежно защититься от непогоды и хищников, собрать урожай, противостоять врагу и т. д. Людям нужно было научиться поднимать и перемещать тяжелые камни, чтобы строить дома с крепкими стенами; выплавлять металл из руды, чтобы изготовлять плуги, топоры, наконечники стрел.
Но не только практические потребности побуждали людей к изучению природы. Любознательность, присущая человеку, подталкивала его к поиску ответов на многочисленные вопросы (рис. 1.1): как возникли Земля и Солнце, Луна и звезды? как летают птицы и как плавают рыбы? почему случаются землетрясения, наводнения, засухи, пожары? откуда появился человек и каково его предназначение? Так начала зарождаться наука о природе, которую сегодня называют природоведение (естествознание). Со временем объем знаний увеличивался и единая «наука о природе» стала распадаться на отдельные дисциплины (рис. 1.2).
Еще в древние времена возникла астрономия — наука, изучающая расположение и движение небесных тел, позже — философия (в переводе
с древнегреческого это слово означает «любовь к мудрости»). Философы собирали знания об окружающем мире, дополняли их собственными идеями и передавали ученикам. Основателем физики считают древнегреческого философа Аристотеля (рис. 1.3). Одну из своих работ, в которой были систематизированы естественнонаучные знания, существующие на то время, Аристотель назвал «Физика».
выясняем, что ученые называют материей
Услышав слово «материя», многие из вас наверняка представят какую-нибудь ткань. Но для ученых это понятие намного шире! Материя — это все то, что нас окружает.
Наблюдая мир вокруг, вы видите разнообразные физические тела (рис. 1.4). Любое физическое тело состоит из вещества — металла, пластика, дерева, воздуха и т. д. Вещество — это один из видов материи.
Щ Физическое тело — это объект из вещества, имеющий внешнюю границу.
Физические тела могут быть твердыми (карандаш, камень), жидкими (капли дождя, растительное масло в бутылке), газообразными (воздух в воздушном шарике). Многие тела имеют твердые, жидкие и газообразные составляющие (живые существа, автомобили, тучи). Попробуйте привести еще несколько подобных примеров.
В Х1Х в. ученые установили, что кроме вещества существует еще один вид материи — поле. С помощью электромагнитного поля — невидимых электромагнитных волн — мы, например, имеем возможность общаться по мобильному телефону, капитан корабля может определить координаты своего судна через спутник. На подобных волнах работают радио и телевидение. Свет тоже является примером электромагнитного поля.
Вещество и поле различаются своими свойствами, однако могут превращаться друг в друга. Свет Солнца и звезд, рождение элементарных частиц в современных ускорителях — результаты таких превращений.
В конце ХХ в. учеными были открыты новые материальные сущности — темная материя и темная энергия, физическая природа которых пока не установлена. По данным 2013 г., Вселенная только на 4,9 % состоит из «обычной» материи (вещества и поля), а на 95,1 % — из темной материи и темной энергии. Вопрос о свойствах этих загадочных субстанций — одна из главных проблем современной физики.
Рассматриваем физические явления
Мир вокруг нас непрерывно изменяется. Тела перемещаются относительно друг друга, некоторые из них сталкиваются и, возможно, разрушаются, из одних тел образуются другие. Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать — недаром еще древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 гг. до н. э.) сказал: «Все течет, все изменяется». Изменения в природе ученые называют природными явлениями (рис. 1.5).
Чтобы лучше понять сложные природные явления, ученые рассматривают их как совокупность физических явлений — явлений, которые можно описать с помощью физических законов.
Так, грозу можно рассматривать как совокупность молнии (электромагнитное явление), грома (звуковое явление), движения туч, падения капель дождя (механические явления) и др. (рис. 1.6).
Рассмотрите примеры некоторых физических явлений, приведенные в таблице. Казалось бы, что может быть общего между полетом ракеты, падением камня, бегом коня, вращением Земли? Ответ прост. Все эти явления — механические, и описываются они одними законами — законами механического движения.
Приведем еще один пример. Снимая свитер или расчесывая волосы пластмассовой расческой, вы, наверное, обращали внимание на возникновение крохотных искорок. Эти искорки и мощный разряд молнии относятся к электромагнитным явлениям (рис. 1.7), а значит, подчиняются одним и тем же законам. Поэтому для исследования электромагнитных
Полет ракеты, падение камня, бег коня, вращение Земли вокруг Солнца
Звон колоколов, пение птиц, топот копыт, раскаты грома, беседа
Замерзание воды, таяние снега, нагревание еды, сгорание топлива в цилиндре двигателя
Разряд молнии, электризация волос, притяжение магнитов
Свечение электрической лампочки, солнечные и лунные затмения, радуга
явлений не обязательно ждать грозы. Достаточно изучить, как ведут себя безопасные искорки, чтобы понять, чего ждать от молнии и как избежать возможной опасности.
Изучая физические явления, ученые, в частности, устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явление) обязательно сопровождается значительным повышением температуры в канале молнии (тепловым явлением). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природное явление — грозу, но и найти путь для практического применения электрического разряда. Примером может быть электросварка — способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда (см. рис. 1.7) (каждый, кто проходил мимо строительной площадки, наверняка видел рабочих в защитных масках и ослепительные вспышки). Электросварка — это пример практического использования результатов научных исследований.
выясняем, что изучает физика
Физика — это наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства, строение материи и законы ее движения.
Физика является основной из естественных наук. Почему так? Чем она отличается от других естественных наук — биологии, химии, астрономии, географии и т. д.
Во-первых, физика изучает наиболее общие закономерности, которые определяют структуру и поведение самых разных объектов — от гигантских звезд до очень маленьких атомов.
Во-вторых, законы физики являются основой для всех естественных наук. Например, в астрономии законы физики объясняют причины свечения и строение звезд, образование планет, движение космических объектов. В географии законы физики применяют для объяснения климата, течений рек, образования рельефа. В химии именно физика объясняет направление и скорость протекания химических реакций.
убеждаемся, что физика является основой техники
Сравним морские путешествия в старину и сегодня (рис. 1.8). В отличие от парусников прошлого, судно ХХ1 в. имеет двигатель и не
зависит от прихотей ветра. У современного капитана есть подробная карта; судно имеет GPS-навигатор, благодаря которому всегда известны курс и месторасположение судна; сонар, предупреждающий о подводных скалах и рифах; радар, который обнаружит айсберги, скалы и другие суда в условиях плохой видимости*. В случае аварии всегда можно вызвать помощь по радио. Очевидно, что с современным оборудованием морские путешествия стали более быстрыми и безопасными.
На протяжении всей истории люди создавали технические устройства на основе физических знаний.
Изучение тепловых явлений привело к созданию тепловых двигателей, которые устанавливают на автомобилях и мотоциклах, судах и самолетах, тепловых электростанциях и ракетоносителях.
Благодаря открытиям в области электричества мы имеем возможность освещать помещения и улицы, пользоваться телевизором, телефоном, компьютером, утюгом, стиральной машиной и др.
Примерно половина электроэнергии в нашей стране вырабатывается на атомных электростанциях, созданных благодаря открытиям в области ядерной физики.
Врачи и строители, путешественники и земледельцы, энергетики и машиностроители пользуются устройствами и технологиями, создание которых стало возможным благодаря знанию законов, в свое время открытых физиками.
Вселенная состоит из разных видов материи — вещества и поля. Недавно были открыты темная материя и темная энергия, природа которых пока точно не установлена. Все физические тела «построены» из вещества.
GPS — всемирная система определения местонахождения; сонар — устройство для исследования морского дна с помощью ультразвуковых волн; радар — устройство для обнаружения объектов с помощью электромагнитных волн. О GPS-навигаторе, сонаре, радаре см. также на «Энциклопедической странице» в конце раздела 1.
В природе постоянно происходят изменения, которые называют природными явлениями. Сложные природные явления рассматривают как совокупность физических явлений — таких, которые можно описать с помощью физических законов. Физические явления бывают тепловые, световые, механические, звуковые, электромагнитные и др.
Физика является основной из естественных наук. Она изучает наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы движения материи.
1. Что означает слово «физика» в переводе с греческого? 2. Что такое материя? Какие существуют виды материи? 3. Приведите примеры физических тел. Укажите, какие это тела (жидкие, твердые, газообразные, имеющие смешанную структуру). 4. Приведите примеры физических явлений — электромагнитных, тепловых, световых, механических, звуковых. 5. Что изучает физика? 6. Почему физика является основой для всех естественных наук? 7. Приведите доказательства того, что физика — основа техники.
1. Назовите вещества, из которых состоят такие тела: учебник, карандаш, футбольный мяч, стакан, автомобиль.
2. Проанализируйте приведенное ниже предложение и заполните таблицу*.
Исследователь положил кусок олова в стальной сосуд и расплавил олово в пламени газовой горелки.
3. Определите, о каком физическом явлении идет речь в каждом предложении.
Вращается винт электромясорубки. Проволока нагрелась в пламени горелки. Окружающий мир мы видим разноцветным.
4. Подумайте, какие физические явления можно «увидеть» в природных явлениях: извержение вулкана; наводнение; схождение снежной лавины; «падение» звезды.
5. Приведите примеры применения физических знаний в быту.
6. Закономерности каких физических явлений следует знать, чтобы создать автомобиль?
7. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Как вы можете узнать, из каких веществ состоят окружающие тела и в каком агрегатном состоянии они находятся? Попробуйте записать план ваших исследований и проиллюстрировать его.
Разумеется, таблицы, приведенные в учебнике, следует переносить в тетрадь. Количество столбцов в таблице должно быть таким, как в учебнике, а вот количество строк, как правило, нужно увеличить.