Что означает слово ереван

Откуда произошло название города Ереван?

Что означает слово ереван

Что означает слово ереван

Что означает слово ереван

Early Christian Armenian chroniclers attributed Yerevan’s origin to having been derived from an expression exclaimed by Noah, in Armenian, while looking in the direction of Yerevan, after the ark had landed on Mount Ararat and the flood waters had receded: «Yerevats!» («it appeared!»).[4] Another theory on the origin of the name is that the city was named after the Armenian king, Yervand IV (the Last), the last leader of the Orontid Dynasty and founder of the city of Yervandashat.[4] However, it is likely that the city’s name is derived from an Urartian military fortress called Erebuni (Էրեբունի), which was founded on the territory of modern-day Yerevan in 782 B.C. by Argishti I.[4] As elements of the Urartian language blended with that of the Armenian one, it eventually transformed into Yerevan; scholar Margarit Israelyan notes these changes when comparing inscriptions found on two cuneiform tablets at Erebuni:
The transcription of the second cuneiform bu [original emphasis] of the word was very essential in our interpretation as it is the Urartaean b that has been shifted to the Armenian v (b > v). The original writing of the inscription read «er-bu-ni»; therefore the prominent Armenianologist-orientalist Prof. G. A. Ghapantsian justly objected, remarking that the Urartu b changed to v at the beginning of the word (Biani > Van) or between two vowels (ebani > avan, Zabaha > Javakhk). In other words b was placed between two vowels. The true pronunciation of the fortress-city was apparently Erebuny.[5]

The principal symbol of Yerevan is Mount Ararat of Turkey which is visible from any area in the capital. The seal of the city is symbolized by a crowned lion on a pedestal with the inscription «Yerevan» with the head turned back and holding a scepter with the right front leg, which is the attribute of power and royalty. The symbol of eternity is on the breast of the lion with a picture of the Ararat in its upper part. The emblem has a form of a rectangular shield with the blue border line.[6]

On September 27, 2004, Yerevan has adopted a hymn, «Erebuni-Yerevan», written by Paruyr Sevak and composed by Edgar Hovhanissian. It was selected in a competition for a new hymn and flag that would best represent the city. The chosen flag has a white background with the seal in the middle surrounded by twelve small red triangles that symbolize the twelve historic capitals of Armenia. The flag shows the three colours of the Armenian National flag on itself. The lion is on the orange background with blue edging.[7]

Источник

Происхождение названия «Ереван»

Фото темы

Видео темы

Происхождение названия «Ереван»

Касательно происхождения слова «Ереван» существует множество легенд. Известно только, что само название «Ереван» применялось к городу не менее тысячи лет.

Касательно происхождения слова «Ереван» существует множество легенд. Известно только, что само название «Ереван» применялось к городу не менее тысячи лет. Много интересных легенд могут рассказать гиды во время увлекательных экскурсий по Еревану.

Одна из историй, объясняющих происхождение имени города, связанна со сказанием о Потопе. Согласно этой легенде, когда воды Потопа стали сходить, и Ной увидел сушу из ковчега, то он закричал — «еревац!» — что означает «[суша] появилась!». Таким образом, и появилось название «Ереван». Версии, что название города происходит от этой легенды, придерживались такие армянские историки, как К. Инчичян и М. Смбатьян. Среди иностранных учёных подобной точки зрения придерживались А. Гакстгаузен, Роберт Кер Портр, Уильям Аузлей и др. Сама легенда — очень древняя, и, согласно записям французского путешественника Жана Шардена, была распространена среди армянского народа ещё в XVIII веке. В 1672-1673 годах, во время путешествия Жана Шардена, местные жители поведали ему эту историю.

Согласно другой легенде, своим именем город обязан последнему царю из династии Ервандуни — Ерванду IV, который правил в 220-201-м годах до н.э. Следуя этой гипотезе, Ереван — это построенный этим царём город Ервандашат, который стал столицей его царства. Или, может быть, современный Ереван — это город Ервандаван. Подобной теории придерживается историк Г. Налян.

Ещё одна версия утверждала, что имя городу было дано в честь правившего в XVI веке в Армении персидского хана Реван-Кули. Впрочем, подобная теория была отвергнута — ибо само имя «Ереван» намного древнее.

Наконец, есть гипотеза, которая утверждает, что название городу было дано правителями царства Урарту. Так в клинописной табличке царя Русы I, встречается упоминание местности под названием Эриаини. Сама табличка была обнаружена в деревне Цовинар на берегу озера Севан, и датируется 735-713 годами до нашей эры. А в артефактах, относящихся к этому царству, присутствуют названия Эриахи и Эребуни. Вероятно, одно из них применялось к Еревану. В пользу этой теории говорит то, что археолог Р. Никольский местность Эриаини на карте располагает в окрестностях современного Еревана. Вместе с ним эту версию поддерживают Х. Самвелян и Е.Шаазиз.

Согласно предположению М. Никольского, древний город Ереван следует искать на холме Арин-берд, на котором сохранились развалины крепости, которая была исследована русским учёным А. Ивановским. Сама местность Эриаини расположена в районе озера Севан. Учёный Г. Капанцян крепость и страну Эриаини связывал с названием проживающего здесь племени Эриа (eria, aria), а её название расшифровывал как «страна племени эри/ариа». Сама же страна, по всей видимости, находится в районе Кумайри. Также с этим племенем учёные связывают страну Эриахи, которую некоторые исследователи рассматривают просто как второе название той же Эриаини. Что же касается самого слова Ереван, так по версии Г. Кацапяна, оно расшифровывается как «эри аван» — поселение эриев/ариев.

Источник

Ереван

Полезное

Смотреть что такое «Ереван» в других словарях:

Ереван — столица Армянской ССР. Расположена в левобережной части Араратской равнины и частично на вулканическом плато. С севера на юг город расчленён глубоким живописным ущельем р. Раздан. Основан в 782 до н. э. как урартская крепость Эребуни… … Художественная энциклопедия

Ереван 81 — Эта страница была удалена. Для справки ниже показаны соответствующие записи из журналов удалений и переименований. 16:20, 18 декабря 2009 Track13 (обсуждение | вклад) удалил «Ереван 81» ‎ (П5: некорректное по смыслу перенаправление: <<К быстрому… … Википедия

ереван — Эривань Словарь русских синонимов. ереван сущ., кол во синонимов: 3 • город (2765) • столица … Словарь синонимов

ЕРЕВАН — (до 1936 Эривань) столица Армении, на р. Раздан. Железнодорожная станция. 1283 тыс. жителей (1991). Машиностроение (электротехническая промышленность и др.), химическая и нефтехимическая (пластмассы, химические волокна и реактивы, шины и др.),… … Большой Энциклопедический словарь

Ереван — столица и крупнейший город Армении, расположенный на р. Раздан (приток Аракса), частично на Араратской равнине и вулканическом плато… … Города мира

Ереван — У этого термина существуют и другие значения, см. Ереван (значения). Запрос «Эривань» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ереван арм. Երևան … Википедия

Ереван — (до 1936 в русской транскрипции Эривань) город, столица Армянской ССР. Расположен в левобережной части Араратской равнины и частично на вулканическое плато, на высоте от 850 м до 1300 м. Средняя температура января 4,2°С, июля 24,8°С.… … Большая советская энциклопедия

Ереван-81 — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

ЕРЕВАН — (б. Эривань) город, столица Арм. ССР, один из крупных пром. и культурных центров СССР. Расположен на р. Раздан (приток Аракса), на наклонной равнине, открытой к Ю., и Канакерском плато, с С. З. поднимается гора Арагац, с Ю. видна гора Арарат. С С … Советская историческая энциклопедия

ЕРЕВАН — АРМЕНИЯ Ереван (до 1936 г. Эривань), столица Армении, расположен на реке Раздан в живописном уголке, известном своими садами и виноградниками. Население города 1305000 жителей. Ереван известен с 782 года до н. э. как урартская крепость Эребуни. С … Города и страны

Источник

Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив

Что означает слово ереван

Ереван один из древнейших городов мира Археологические раскопки на его территории показали, что человек жил здесь десятки тысячелетий назад.

Примечателен тот факт, что территория Еревана заселялась непрерывно. Исследования показали, что в разные периоды времени возникали и по-разным причинам изчезали многочисленные поселения. В хронологическом порядке древнейшее поселение, обнаруженное на территории города, это Ереванская или Разданская пещера /около Ереванского озера, на левом берегу р. Раздан/, древнейший нижний слой / открыты 4-5 культурных слоя/ которой датируется мустьерским периодом /100 000-35 000 лет до н. э./.

Ереванская пещера, 100 000-35 000 лет до н. э..

Далее, следы обитания человека на территории Еревана прослеживаются в новых поселениях, образуя целую цепь исторических памятников. Перечислим их: Шенгавит / 5-2 тыс. до н. э./, Цицернакаберд, Ареш /Привокзальная площадь/, Кармир-берд /середина 2-ого тыс. до н. э./, Кармир-блур /конец 2-ого- начало 1-ого тыс. до н. э./, Эребуни /Арин-берд, 8 в. до н.э./, Аван- Аринч / 2-1 вв. до н. э./, Ереван раннего средневековья /центр/, Ереванская крепость / 7 в., 16 в./ и т.д. Исследователей /Г. Алишан, К. Инчичян/ и посетивших Ереван иностранных путешественников /Ж. Шарден, Роберт Кер Фортер, Уильям Аузлей, Линч/ особенно интересовало происхождение названия Ереван. В армянских рукописях Ереван упоминается как Ареван, Эреван, Эрван, Эруан и т.д.

Шенгавитское поселение, 5-2 ой тыс., до н. е.

В Хорхорской клинописи Аргишти 1-ый пишет: “По велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, построил город Эребуни для могущества Биайнили… Земля была пустынной. Могучие дела я там совершил, 6600 воинов из стран Хати и Цупани я там поселил.”

Kлинопись, обнаруженная на холме Арин-берда сообщает “Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа эту великолепную крепость построил, назвал Ирбуни для могушества страны Биайнили. Земля была пустынной. Могучие дела совершил…”

Клинопись Аргишти 1-ого об основании города- крепости Эребуни 782г. до н.э.

Эти две клинописи и клинопись, найденная у подножья холма Арин-берд жителем Норка Тер-Аветисяном, выяснили местонахождение и дату основания /782г. до н.э./ построенной Аргишти 1-ым крепости Эребуни. После обнаружения и чтения аринбердской клинописи исследователи /Б. Пиотровский, М. Исраелян, К. Оганесян/ выдвинули версию, согласно которой название Ереван произошло от Эребуни. В свою очередь М. Исраелян высказала мнение, что Эребуни означает “победа”. Иное толкование названию Эребуни дает И. Дьяконов. Он Эребуни делит на слагаемые ere-ebani и предполагает, что оно означает страну племени ere /Вестник древней истории, 1956, N2, с. 62./. Как видим это обьяснение сходится с мнением Г. Капанцяна. Все вышeупомянутые объяснения в течение лет принимались или отвергались исследователями. Засвидетельствованные в клинописях Аргишти 1-ого названия Еревана /Эребуни, Ирвуни, Эрбуни, Еребуни/ — древнейшие из известных до сих пор письменных упоминаний. Известно, что территория Еревана была заселена задолго до основания крепости Эребуни. Как называлось обнаруженное на территории Еревана древнейшее поселение, сегодняшний Шенгавит, которому приблизительно 6000 лет, не известно. В этом смысле название Эребуни- древнейшее известное нам название армянской столицы.

В старину было принято поселение называть именем его основателя, царя или же именем одного из богов. Как известно, позже в 776г. до н. э. на Араратской долине, на левом берегу р. Аракс, Аргишти 1-ый основал поселение и назвал его в свою честь Аргиштихинили /позже Армавир/. В этом случае можно полагать, что для названия основанного на холме Арин-берд поселения Аргишти использовал или ему уже известное название древнейшего поселения или назвал именем племени /страны/ eri, ari.

Примечательно, что арийские племена, предки индоевропейцев, покинувшие прародину, Армянское нагорье и близлежащие территории, помнят о своей принадлежности к арийцам и этот факт отмечают в письменных источниках /индийские веды, иранская “Авеста”, Бехистунская надпись Дария 1-ого/. Урартские письменные источники, как и армянские средневековые летописцы в своих трудах не обращали внимание на этот факт. Надо полагать, что необходимости постоянно помнить об этом не было, поскольку это их действительность и жили они на своей родине. В данном случае Аргишти 1-ый основал поселение и назвал именем племени ари, эри /или использовал имеющееся древнейшее название/.

Таким образом, название армянской столицы Ереван означает поселение Бога Ар или племени ари/эри, поселение ариев.

Терян Анжела

Музей истории Еревана

Русский перевод М. Хачманукян

Источник

Эребуни, Ереван, или Иреван, история города.

Каждый народ желает быть «древним». Но в силу обстоятельств и древние народы перемещались, мы только можем знать наследство оставленное тем или иными народами. К сожалению многие уничтожали всё это наследство, дабы объявить себя еще более древним. Об этих фактах ниже.

Вот еще Филип Экозьянц, раскопал Тифлиский архив источник Жан Шарден, на который ссылаются армянские авторы истории Еревана и даже фильм сняли..
Ко дню рождения Еревана «Город Ереван основан 782 г до н. э. за 29 лет основания Рима, 2018г Ереван празднует 2800 летие. »
https://www.facebook.com/watch/?v=155634775098107
Самое интересное газета.ру 10.12.18 автор Дмитрий Окунев, тоже копирует эти «точные исторические сведения»
https://www.gazeta.ru/science/2018/10/11_a_12017815.shtml

Оригинал книги
http://sharakiev.narod.ru/VOYAGE.jpg

В книге Шардена указываются не только топонимы мелких населенных пунктов, но описана территория провинции (страны) Азербайджан, причем полностью с указанием входящих в его состав регионов и границы. Удивительно но как раз эти страницы описания путешествия Шардена в Персии и на Кавказе, не отражены в переводе и авторы перевода не указали об этом ничего. Удивительным образом в переводе исчезли основные детали описания Кавказа. Автор часто ссылается причем на армянские источники в т. ч. Моисея Хоренского (Хоренаци)
Ф. Экозьянц об этой книге
«О древней земле под названием Азербайджан.» Филипп Экозьянц (о книге Ж. Шардена)
https://www.youtube.com/watch?v=elZAH4XPnqs

Так, в 1859 году российский историк, писатель армянского происхождения Александр Макарович Худобашев писал:

«Эривань лежит при реке Занги и маленькой речки Кырк-Булак, соединяющиеся с Араксом и состоит собственно из города и крепости; последняя имеет две, довольно высокие стены, упирающийся в левый берег Занги, составляющий таким образом, четвертую его сторону – прочие три стороны обведены рвом. Стены эти построены из глины, смешанной с соломою и мелким камнем. Вода здесь получается из, особо устроенного водоема, огражденного полуразрушенною глиняною стеною; сверх этого, с северной стороны, проведена в крепость, под землею, еще особенными водопроводами, из реки Занги, а с юго-восточной из Кырк-Булака. Водопроводы эти теперь почти совсем засорены. Из Кырк-Булака вода проведена по городу множеством канавок. В городе выстроен довольно красивый ханский дворец; а главная Магометанская мечеть превращена в церковь, православного, Греко-Российского вероисповедания и освящена во имя Покрова пресвятой Богородицы. Шарден, в своем путешествии описал одну крепость, которая можно полагать есть древний Ервандакерт, также основанный Еровандом против его столицы. Она имеет вид овала и до 4000 шагов в окружности[38].»

Тем самым Худобашев пытается связать название Еревана с якобы-армянским царём Ервандом (см. выше). Более того, не удовлетворившись достигнутым, Худобашев пытается приписать т.н. «армянскому» царю Ерванду II Эриванские башни, описанные французским путешественником Шарденом, побывавшим в 1672-1678 годах на Кавказе. И в этом случае уже средневековый имевший тогда азербайджанское население Иреван с его стороны представляется как античный армянский город Ервандакерт.

Вообще крайне любопытно, что армянская историография с целью обосновать исключительно армянскую принадлежность Еревана усиленно пытается найти связь между названием города и словами с армянского языка. И в своё время именно эти версии усиленно пересказывались путешественникам, побывавшим в своё время на Кавказе. Тем самым, армяне добивались того, чтобы в России и в Европе складывалось ощущение о именно армянской принадлежности города и его окрестностях. Так, к примеру, прусский писатель, барон Август фон Гакстгаузен побывавший на Кавказе писал:

Эривань или правильнее, Эраван, по-армянски значит «видимый». Предание гласит, что когда Ной, после потопа увидел с Арарата землю, то закричал: «Она видна!» и от того окрестности города получили своё название. По другому преданию армянский царь Эрвар является основателем города. Город имеет и другие названия. Анц-Ваген-Шагат, Двин, Армевин, Гарей, Артаксата и пр.[39]

Русский историк французского происхождения Иван Иванович Шопен приводит уже другую армянскую этимологию названия Еревана, но опять, же связанную с Ноем:

… Ной, увидел от Арарата противоположную сторону долины, очищенною от вод, назвал её Еревули, то есть высохло.[40]

Понятно, что такие несуществующие названия как Анц-Ваген-Шагат, Армевин, Гарей, Еревули и тому подобное были выдуманы армянскими историками с целью обосновать армянскую принадлежность Еревана, а заодно уж и заявить об армянской принадлежности пророка Ноя, который, судя по этим версиям, неплохо разбирался в армянском языке и даже давал названия местности на армянском же языке.

Известный армянский писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический очерк города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII в. нет упоминания о городе Эривани. С этого времени, т.е. с 1209 г., они называют его «местечком». Хачатур Абовян также писал о том, что в народных преданиях говорится, что название «Эривань» происходит или от имени армянского царя Ерванда, или от армянских слов, «еревил», «еревац», т.е. «видел», «показался». Абовян считал, что предание о том, что Ной, увидя с вершины Арарата сушу, в том месте, где располагается ныне город, назвал его этим именем (Эривань), совершенный вымысел, и добавлял, что вероятнее всего, этот город делается известным с 1441 г., во время Джаган-шаха (т.е. Кара-гойунлу).

Интересно, что в русская редакция Википедии, что пишет:
«Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною[24], выводя название города из восклицания: «Еревац!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Малого Арарата. Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населённый пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег»[25]. Это считается примером т. н. народной этимологии[20]. В конце XIX века зафиксирован азербайджанский вариант народной этимологии, производящий название Ираван от слов «ая-раван» (течёт)[26].»

Так знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби в своей книге в главе «О строительстве города Еревана» отмечает:

В 810 (1407-08) году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился [здесь] вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город. Позже, в 915 (1509-10) году, шах Иранской земли Исмаил-шах приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван. Это прекрасная крепость из кирпича и камня на восточном берегу реки Занга. Однако в один-единственный ярус[44]

Таким образом, как мы видим, Челеби утверждает, что везир шаха Исмаила Хатаи Ревангулу хан отстроил город и назвал его в свою честь. Однако со временем название города Реван трансформировалось в Иреван, а во времена Российской империи город стал называться Эриванем, и лишь в XX веке получил своё нынешнее название (Ереван). Более того, академик Василий Владимирович Бартольд писал:

Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI в. при шахе Исма’иле, и тогда же получила своё нынешнее название[45].

Между тем русская армия трижды пыталась захватить город. На третий раз удалось, это запечатлено 1 октября 1827 года, т.е. в течении 23 лет третья попытка всё таки была удачной, в картине русского художника Франца Рубо «Здача крепости Эривани». На картине мусульманский город, с караван-сараями, с мечетями, и прекраснейшим на Кавказе ханским дворцом разрушенным варварами 1954 г. Фото Рубо видите..
https://www.youtube.com/watch?v=zQFE6_E8vN8
Дворец Сардара Эривань
http://erevangala500.com/?direct=news_page&id

Это неоспоримый факт принадлежности Эриванской крепости не армянам,а мусульманам,точнее азербайджанцам до образования Эриванского ханства на территории нынешней Армении располагался Чухурсаад-одно из четырех бейлярбекств азербайджанской династии Сафевидов.В 1504-ом году Сефевидский Шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану построить на этой территории крепость.

Автор «Чалдыранской рузнаме» Гейдар Челеби был свидетелем событий, и ход действий описал в своей летописи, которую завершил в 1525-м году. Именно в его произведении, где описывается уже отход войск Селима севернее Аракса впервые в истории упоминается название города Ревана:

«29-го реджеба (20. 09. 1514) в среду перешли реку Аракс, и прибыли к пункту Кешиккумбет, находящийся выше крепости Алынджа. Четверг дошли до города Нахчыван, а 1-го шабана (22-го сентября) в пятницу к городу Карабаг. На следующий день подошли к завие Ахмед-бей, после к Седереку относящиеся к области Нахчыван. 4-го шабана прошли рядом с Хаджы-Лалалу, относящейся к Чухур-Саду и разбили лагерь между деревнями Большая Веди и Малая Веди. 5-го шабана прошли реку Занги относящейся к Чухур-Саду и подошли к городу Реван. На следующий день был взят Реван и включен в Османские земли. 7-го шабана был взят армянский духовный центр Учкилисе. » [9, с. 108]

В армянских архивах Матендарана сохранились разные купчие о купле, продажи недвижимости и указы Сефевидских правителей. И во всех этих документах нет упоминания Еревана до 1510 года. Привожу всего одну купчею о купле продажи земли от 1503-го года: «Купчая, составленная в 1503 году о продаже Фахр-эд-дином шести дангов мулка села Айдин Дарвин Ибрагиму халифа

Слава его святости и благословение его пророку и потомкам его. Затем, содержание сей шариатской истинной грамоты и смысл этого ясного и оглашенного постановления рассказывают и извещают о том, что избранный благородный армянин Фахр-эд-дин продал прибежищу амирата и власти, счастливому наследнику халифата и величественности Ибрагиму-беку халифа, сыну покойного Ягуба Алпавута, шесть дангов мулка села Айдин Дарвиш нахии Кырхбулаг, из районов Чухур-Са’дского [вилайета], подчиненного стране Азербайджан; первая граница которого — Армуд агаджи, вторая — Иланли, третья — Кузли-дара и четвертая — Карадаш, за шесть туманов, половина составляет три тумана тавризскими находящимися в обращении серебряными монетами, со всеми его, подлежащими и прилежащими, приращенными и прилегающими [местностями] и [со всем] принадлежавшим ему по шариату, и между ними состоялось соглашение.
Состоялось это в месяце шаввал девятьсот восьмого года переселения пророка (30 марта — 27 апреля 1503 г.), — мир ему и его [потомкам], — помилуй меня, писаря» [10, с. 289-290]

Ереван находился в нахие (волости) Кырк-булаг. Но ни в одном документе до 1509-го года, где проходит название волости Кырх-булаг, ни разу нет упоминания о населенном пункте Ереван. Этот факт является еще одним свидетельством того, что до этого времени города под названием Ереван еще не существовало. И отстроил его Реван-гулу хан, от которого и крепость получило свое название.

Здесь стоит также отметить еще одно важное свидетельство. Обычно армянские историки и некоторые современные персидские деятели отмечают, что до 1918-го г. территории севернее Аракса никогда не входили в состав Азербайджана, или никогда не именовались азербайджанскими территориями. В вышеприведенном документе ясно указано, что территории Чухур-Садского вилайета, куда также входил нахие (волость) Кырк-булаг, где позже будет отстроен крепость Реван, в 1503-м году был в составе страны Азербайджан. И подобных документов в армянском Матендаране храниться немало. Например, в другой купчие от 1400 года, где отмечаются пределы Татевского монастыря, проходит словосочетания «…олке Капаната, Сисаджана и Туман-е Нахчевана страны Азербайджан…» [ibid, с. 253]. То есть территории Кафана, Сисиана, Нахчывана в документе от 1400 года показаны в составе страны Азербайджан. Ереван не упоминается потому, что его тогда еще не существовало. Имеются и более ранние подобные упоминания. Визирь Ильханидского государства Фазлаллах Рашидаддин (1247-1318) упоминая события 1161-1162 гг. город Двин отмечает как «принадлежащий к округам Азербайджана» [11, с. 84]. Есть и более ранние исторические упоминания, где земли севернее Аракса отмечаются как земли Азербайджана. Арабский автор Мухаммед Асам аль-Куфи (ум. 926-м году) описывая войны Халифата второй половины VIII в. с хазарскими тюрками Нахчыван упоминает как один из городов Азербайджана. [12, с. 67-68]. И Эвлия Челеби тоже Ереван отмечает как город Азербайджана: «Крепость Карши основал сын Тимур-хана Шахрух-мирза. Затем она перешла под власть азербайджанского султана Узун-Хасана. Ныне находится на земле Еревана и является одним из городов Азербайджана» [8, с. 111]

Данное свидетельство, где правитель державы Ак-Коюнлу Узун Хасан назван султаном Азербайджана является историческим ответом тем, кто утверждает о не существовании азербайджанского государства до 1918-го года. Понятное дело, что государства Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Кызылбашско-Сефевидское, Авшаров, Каджаров были азербайджанскими, чему имеются достаточно исторических подтверждений. И сейчас иранских азербайджанцев жителей Тебриза Ардебиля называют каджарами.

-Чухур-Саад тюрк. \Ущелье Саада\ Беглярбекство гос. Сефевидов до 1509 г. так назвалась территория Иревана (Еревана).

-Кафан город в Армении, где до 1988 г.проживали в основном азербайджанцы (первые погромы и депортации, начаты 1988г. с этого города) с 1990 г переименован в Капан.

-Сисаджан старое название Зангезура, до 1921 г принадлежащего Азербайджанской Демократической Республике, переданной советами Армении.

-Нахчиван историческое название имеет этнические корни нахов, и родственных хуритов. На территории Нахчивани множество средневековых монументов тюркских правителей, в частности мавзолей Момине Хатун 12в построенный Атабеками Азербайджана. http://ru.esosedi.org/AZ/NX/1000134330/mavzoley_momine_hatun/

— Описание средневекового Еревана.
Эривань была известна как город минаретов. Большинство мечетей этого города имели выложенные плиткой внутренние дворы, украшенные фонтанами. Среди них самая старая построена по приказу Шаха Исмаила в начале XVI века. Мечеть эта была ярким образцом архитектуры начала правления в Иране тюркской династии Сефевидов. Во время армяно-азербайджанских столкновений 1918 года мечеть была сожжена вместе с прятавшимися в ней азербайджанцами.

Пятничная (Джума) мечеть была построена в 1606 году по приказу Сефевида Шаха Аббаса (1557-1625), который двумя годами раньше отвоевал Эривань у турок. По архитектурному стилю и монументальности Эриванская Джума мечеть напоминала Гянджинскую, так как была построена тем же архитектором – Шейхом Баха-эд-дином. Она находилась в крепости с восточной стороны дворца Эриванских ханов, известного как Дворец Сердара (правителя). В архитектурный комплекс мечети входили: медресе, библиотека, гостевой дом и широкий внутренний двор. В начале 1918 года этот архитектурный комплекс, находившийся в запустении, был описан археологом-азербайджанцем Исабеком Азизовым.

Из других мечетей Эриванской крепости сохранились сведения о мечети Реджепа-паши, построенной в 1725 году и мечети Аббаса-Мирзы (начало XVIII века). В XIX веке обе мечети были снесены, на месте мечети Реджепа-паши был возведен православный собор. Другие мечети города располагались в квартале Шекер, вне крепостных стен. Это городская мечеть Зал-хана, мечеть Новрузали-хана, мечеть Гусейнали-хана (Голубая мечеть), мечеть Ходжи Джафар-бека, мечеть Мухаммеда Сертиб-хана. Последние три были полностью снесены, а мечеть Зал-хана была перестроена под художественную галерею после 1945 года.

В сегодняшнем Ереване о некогда живших там азербайджанцах напоминает только Голубая мечеть, отреставрированная иранскими специалистами за их же счет. Голубая мечеть – прекрасное произведение азербайджанского зодчества, включавшее внутренний двор размерами 71×47 метров, ритуальную постройку, купол и минарет, выложенные декоративными фаянсовыми плитками, украшенными майоликой. Из четырех первоначально существовавших минаретов мечети три были снесены после 1945 года.

По словам европейских путешественников, посетивших Эривань до русского завоевания, жемчужиной городской архитектуры был уже упоминавшийся Дворец Сердара.
Подробнее: http://erevangala500.com/page/77.html

Вот еще документы подтверждающие азербайджанские топонимы.

Из указа императора Петра I (рис. 1)
«…Ардевиль остается Персии, а Тавриз, Ардабад, озеро Тавриза, Мереид, Мерага, Румие, Гуи, Чарисе, Селмас, Карабаг, Ганжа, Еривань, Нахичевань и прочие ардибижанские провинции с принадлежностьми их уступаются Порте».

Из указа императора Петра II от 1727 года (рис.2)
«…все пространство, заключающееся между Курою и Араксом, то есть весь Адирбижан. «

Из указа императора Павла I от 1799 года (рис.3)
«…в Адербайджане, области, соседней с Портой Оттоманской. принадлежащей некогда к Персидскому государству и заключавшей кроме Грузии и другие владения, управляемые особыми ханами, как-то Ганжинским, Эриванским, Хойским, Карабагским, Тебризским и другими…»

Упоминание о городе Барда (P.S.город расположен в равнином Карабахе) в Азербайджане есть в труде арабского историка XV века Джалаладдина ас-Суйути (1445-1505 гг.), одного из самых плодовитых авторов всей арабо-мусульманской литературы в целом и написавшем более 600 сочинений.
;«Аль-Джами ас-Сахих» имама Мухаммеда аль-Бухари (810-870 гг.) и в одноименном сборнике Муслима ан-Найсабури (817-875 гг.) где говорится о письмах мусульман халифу Омару ибн-Хаттабу (правил в 634-644 гг.), которые рассказывают о том, как они расположились в Азербайджане, как здесь делают намаз.

Но армянская сторона продолжала искать доказательства того, что найденная крепость имеет отношение к армянам и Еревану. Особую активность в этом вопросе проявил геолог по специальности Сурен Айвазян, который встречаясь с академиком Пиотровским, участвовавшим в раскопках древнего урартского города Тейшебаини, вступил с ним в дискуссию относительно реальности мифологической древней Армении. Согласно воспоминаниям Айвазяна, Пиотровский тогда сказал ему: «как геолог, Вы знаете, что ни один природный процесс не происходит бесследно. Если, как Вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне археологический объект в Армении, который это подтверждает». (1)
Подробнее: http://erevangala500.com/news/97.html

А самое смешное: в 1971 году, в научном журнале вышло гневное письмо патриарха советского востоковедения, академика Пиотровского о том, как армянские фальсификаторы в 1950-60-х гг. таким же образом фальсифицировали азербайджанские средневековые монеты династии Ильдегизидов (Атабеков Азербайджана) 12 столетия, и средневековые надгробные надписи на азербайджанских могилах, выдавая их за «древнехаясские монеты, петроглифы и иероглифы» аж XVII-XIX вв. до нашей эры! Выяснилось, что армянские горе-ученые придумали «древне-хаясское армянское письмо» почти 4000-летней давности, прочтя наоборот арабские надписи на азербайджанских монетах и могилах в современной Армении. То есть, не справа налево, как полагается читать арабское письмо, а слева направо!

«ГРИБОЕДОВ И. Ф. ПАСКЕВИЧУ. (Толкования Туркменчайского трактата (договора))
ОТНОШЕНИЕ № 52

23-го сентября 1828 г. Эривань

3) Статьею XV даруется его величеством шахом полное прощение всем жителям и чиновникам Адербейджана. Сверх того будет предоставлен тем чиновникам и жителям годичный срок, считая от дня заключения трактата, для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские, для вывоза и продажи движимого имущества; относительно же имения недвижимого определяется пятилетний срок для продажи оного.
Примечание. Сей годичный срок для перехода и пятилетний для продажи недвижимого имущества поставлен исключительно в пользу переходящих из Персии в Россию, а не наоборот. Нигде не сказано и не могло быть сказано, чтобы мы должны отпускать своих подданных с семействами и имуществами, ибо вся статья основана на завоевании Адербейджана, где многие нам служили и не захотели бы далее оставаться в подозрении под законом прежнего правительства, ими оскорбленного и мстительного, по выступлении наших войск». [98, 606-608] (переходящими имел ввиду армян)
Секретное письмо генерала И.Ф.Паскевича на имя русского поэта и дипломата А.С.Грибоедова. В этом секретном письме, названном «Наставление Коллежскому Советнику Грибоедову, каким образом поступать в Туркманчае при мирных переговорах, в особенности относительно Адербиджана» обговариваются условия вывода русских войск с большей части азербайджанских территорий [285, 148-149].
И таких документов сотни. можно ознакомится с архивами
в статье Ризвана Гусейнова «1.4 Раздел Азербайджана в документах и тайной переписке между Россией, Великобританией и Ираном»

Вот еще один исторический документ. Рекомендую прочитать, а кто сомневается покопаться в архивах. Это я к тем лже-историкам, которые считают, что Азербайджана не было, а Ереван основали армяне:
в 1724 году трактата между Османской Турцией и Россией (Рис. № 39)
http://sharakiev.narod.ru/39.jpg
о разделе Азербайджана, также хранится в Стамбульском Департаменте османских архивов Генеральной дирекции государственных архивов Турецкой Республики. В турецкой версии он называется Стамбульским договором 1724 года. В сборнике османских архивных документов, относительно этого договора, отмечается: «Османская и Российская империя сошлись лицом к лицу в Азербайджане. Однако в этот период оба государства не рассматривали возможность военных действий, в связи с чем между ними в 1724 году был подписан Стамбульский договор. Согласно договору, побережье Каспийского моря доставалось России, а Тифлис, Тебриз, Реван, Гянджа и Карабах достались Османскому государству» [340, 36].

НОВАЯ УГРОЗА РУССКОМУ ДЕЛУ В ЗАКАВКАЗЬЕ: ПРЕДСТОЯЩАЯ РАСПРОДАЖА МУГАНИ ИНОРОДЦАМ
Санкт-Петербург, 1911 г. 59-60 (стр 60. оригинал)

(автор чиновник Российской империи, никакой симпатии к мусульманам не имел. Указанные факты и цифры относятся до 1911 года, т. е. до столкновений в Восточной Анатолии и до депортации армян из Турции 1915г.)

«Нашу колонизаторскую деятельность мы начали не с водворения в Закавказье русских людей, а с водворения иногородцев. Прежде всего, мы переселили в Закавказье в 1819 г. 500 семей вюртембергских немцев из числа элементов, забракованных на родине, и из этих колонистов мы образовали колонии в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях. Конечно, колонистам были отведены лучшие земли казны и даны различные льготы. Затем, после окончания войны 1826-1828 гг. в продолжении двух лет, с 1828 по 1830, мы переселили в Закавказье свыше 40 000 персидских и 84 600 турецких армян и водворили их на лучшие казенные земли Елизаветпольской и Эриванской губернии, где армянское население было ничтожно, и в Тифлисском, Борчалинском, Ахалцихском и Ахалкалакском уездах (В названных закавказских губерниях и уездах, в основном, жили азербайджанцы, грузины и турки-месхетинцы). Для поселения им было отведено более 200.000 десятин казенных земель и куплено более чем на 2 млн. рублей частновладельческих земель у мусульман. Нагорная часть Елизаветпольской губернии (P.S. Нагорный Карабах) и берега озера Гокчи (P.S. оз. Севан) заселены этими армянами. Необходимо иметь в виду, что из 124 000 армян, официально переселенных, переселились сюда и множество неофициальных, так что общее число переселившихся значительна превышает 200 000 человек. После Крымской кампании опять вселяется некоторое число армян, в точности не зарегистрированное. В период с 1864 по 1876 г. ознаменовывается нашей усиленной деятельностью по заселению Черноморского побережья армянами и греками, привозившимися на казенный счет из Малой Азии, а затем эстами, латышами, чехами. Новоселам отводились лучшие казенные земли.»
Книга Шаврова оригинал 1911г. качайте чтобы не утверждать потом, что это все я сам придумал:
https://yadi.sk/i/w4Abz61dtEtCK

Кроме того на стр. 60 Н.Н. Шавров указывает, что из 1300 тыс армян проживающих ныне в Закавказье, более 1000 тыс. душ не принадлежат к коренным жителям края, и заселенны нами. \Оригинал стр. выше\

Историю можно сочинить. Небылицы создать, Присвоить древние Урарту, шумеров, тохаров, но фактические события нельзя отрицать.
«Здесь не жили армяне. Признание самих армян» видео:

Этнические чистки коренных жителей Еревана в сюжете:
https://www.youtube.com/watch?v=9Ge5gHNDXmk&feature=share

Анализ раскопок Урартийских захоронений в Армении, и о фальсификации раскопок Урартийской крепости «Эребуни» и Тешебайни. В анализе армянского блогера
«Тейшебаини, Эребуни и их создатели.» yotube.com Филипп Экозьянц

Англо-сакские фальсификации истории Азии и Ближнего Востока

Путешествие Ж. Шардена (оригинал скачать)

О древних картах где описано про страну Азербайджан

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *