Что означает слово депривация
Депривация в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
С депривацией в своей жизни так или иначе сталкивался каждый из нас. Это слово часто используют психологи, да и в массовых статьях о самосовершенствовании оно встречается регулярно. При этом далеко не все правильно понимают, что такое депривация, часто путая её с фрустрацией и некоторыми другими явлениями. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данное состояние, а также выясним, какие виды депривации существуют, как и почему она возникает и как от неё избавиться. Начнем.
Что такое депривация?
Депривация – это болезненно переживаемая потеря, которую человек воспринимает как серьезное лишение. Она вызывает чувство опустошения, связанное с пониманием, что определенные вещи потеряны навсегда. В английском языке глагол «to deprive» подразумевает, что человека насильно лишают чего-то важного или даже жизненно необходимого.
Первый опыт депривации мы обычно получаем в глубоком детстве, осознавая, что какие-то события никогда не повторятся. В какой-то момент ребенок понимает, что уже не вернётся в детский сад или в первый класс, не будет так увлеченно играть с любимыми игрушками и не сможет верить в Деда Мороза. Взрослому человеку это кажется несерьезным, но дети из-за подобных мелочей чувствуют себя по-настоящему опустошёнными.
В большинстве случаев встречается психологическая депривация, подразумевающая потерю любви, заботы, определенных переживаний. Существует также биологическая депривация, связанная с физическими увечьями. Независимо от природы, она угнетающе действует на психику.
Взрослые испытывают подобные чувства только при серьезной потере, а вот ребенок может испытать их даже из-за мелочи. К примеру, если родители отказались купить ему игрушку, он сразу думает, что его перестали любить. Если это единичный случай, он испытывает так называемую неугрожающую депривацию. Если же ему отказывают регулярно, это может достаточно серьезно повлиять на его психику.
Людям свойственно скрывать депривацию. Это хорошо иллюстрирует басня «Лисица и виноград». Увидев спелые гроздья винограда, она уже настроилась на лакомство (и неважно, что в природе лисы не едят виноград). Но не сумев до него дотянуться, Лиса испытала депривацию. Чтобы подавить это чувство, она постаралась обесценить цель, убеждая себя, что виноград зелёный и невкусный.
Как проявляется депривация?
Независимо от природы и формы, депривация сопровождается такими реакциями как:
При депривации у человека складывается впечатление, что он лишился чего-то необходимого. Он испытывает подавленность и угнетенность, а всё новое начинает его пугать, поскольку он боится потерять ещё что-нибудь. Постепенно он свыкается с депривацией, становясь заложником данного состояния. Иногда это приводит к затяжной депрессии, продолжающейся вплоть до нескольких лет. Подобные состояния нельзя пускать на самотёк, поэтому лучше сразу обращаться к психотерапевту, который поможет найти выход и справиться со стрессом. Близким по значению к депривации является понятие фрустрация (что это такое?).
Виды депривации
Наиболее распространенной является классификация по потребностям, которые были ограничены. Выделяют следующие виды депривации:
1. Сенсорная. Подразумевает полное отключение или существенное ослабление определенных внешних стимулов (цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения). Может проявляться вследствие особенностей среды (этот вариант хорошо продемонстрирован в советском мультфильме «Ёжик в тумане») или из-за собственных физических ограничений человека. В определенных условиях люди нуждаются в сенсорной депривации и осуществляют её искусственно. Например, ночная повязка на глаза и беруши – это приспособления для сенсорной депривации.
2. Когнитивная. Данный вид депривации подразумевает резкий дефицит внешней информации, необходимой человеку для нормальной мыслительной деятельности. Возможен и противоположный вариант – информации слишком много, она резко меняется, поэтому человек не имеет возможности правильно её интерпретировать и воспринимает как бесполезный информационный шум. Особенно опасна когнитивная депривация для детей.
3. Эмоциональная. Объясняя, что такое депривация, довольно часто приводят в пример именно эту форму. Она подразумевает ограничение или потерю эмоциональных контактов. Это состояние может возникнуть у ребенка, которого жестоко наказывают, вследствие чего он перестаёт чувствовать эмоциональную близость с родителями.
4. Социальная. Подразумевает лишение идентичности, ощущения собственной значимости, возможности считать себя частью социума. Данное состояние наблюдается у пенсионеров, учеников закрытых школ, пациентов, долго находящихся на лечении, заключенных и других людей, не имеющих полноценной общественной жизни.
5. Двигательная. К этому виду относятся различные ограничения двигательной активности, например, прикованность к постели или инвалидному креслу.
Существуют и другие варианты депривации: образовательная, этическая, экономическая и прочие. Под депривацией обычно подразумевается сам факт ограничения определенных возможностей (в том числе по добровольному выбору человека). Также данное понятие расширяется на состояние опустошенности, связанное с ограничением (например, после получения увечья или потери близкого человека). То есть, депривация – это и само лишение, и осознание человеком данного лишения.
Как справиться с депривацией?
Существуют разные способы преодоления депривации, как конструктивные, так и деструктивные. К примеру, часто люди, ощущающие опустошенность из-за большой потери, становятся верующими. Кого-то привлекают традиционные религии, а кто-то становится доступной жертвой для тоталитарных сект. Часто спасением от депривации становятся увлечения вроде сериалов или онлайн-игр. Есть и более конструктивные подходы: иногда люди начинают активно работать над собой, изучают методики саморегуляции, занимаются спортом, стремятся к развитию.
Человек, столкнувшийся с депривацией, всегда ищет способ отвлечься от неё, заполнить свою действительность. Если пустить всё на самотёк, это может оказаться какая-то вредная привычка или бесполезное увлечение. Но приложив некоторые усилия, можно найти действительно осмысленное и полезное увлечение. Лучший и вполне достижимый вариант – начать работать над собой. В состоянии депривации человеку необходима какая-то увлекающая деятельность, и самосовершенствование – отличный выбор.
Важно учитывать вид и природу депривации, чтобы создать правильные условия для борьбы с ней. К примеру, при сенсорной депривации необходимо обеспечить себе больше ярких событий и впечатлений. При когнитивной депривации – найти способы получения, структурирования и сохранения ценной информации. При эмоциональной депривации желательно найти людей, с которыми возможны доверительные отношения.
Поскольку депривация может иметь разную природу и проявляться по-разному, для эффективной коррекции необходим индивидуальный терапевтический подход. Поэтому оптимальный способ, позволяющий справиться с данным состоянием – это обращение к психотерапевту. Важно своевременно избавиться от лишних неконструктивных переживаний, поскольку они могут привести к необратимым последствиям для психики.
Заключение
Депривация – это распространенное явление, с которым сталкивался каждый из нас. Этим словом можно охарактеризовать любое лишение или сознательный отказ от чего-то жизненно важного, чаще всего связанного с эмоциями, переживаниями или физическими ощущениями. Депривация может возникнуть как следствие непреодолимых внешних обстоятельств. Также она может быть принудительной (например, заключение и другие формы наказания). Лишение ребенка карманных денег – это тоже форма депривации, применяемой в воспитательных целях.
К сознательной сенсорной депривации прибегают, чтобы оградить себя от шума (беруши), хорошо спать в освещенной комнате (повязка на глаза) или не чувствовать боли (анестезия). Помещение человека на лечение в клинику также подразумевает депривацию. Её нельзя назвать ни добровольной, ни принудительной, поскольку это вынужденная мера, необходимая пациенту, но сильно ограничивающая его свободу.
Умело используя депривацию, можно извлечь из неё пользу. К примеру, медитация, прослушивание музыки или йога – это тоже формы депривации. Концентрируясь на одних чувствах, человек может полностью отключиться от других, забыть о головной боли или отдохнуть от болезненных переживаний, связанных с проблемами в делах. Таким образом, многие из нас используют депривацию себе во благо, даже не догадываясь об этом. В психотерапии применяются и более серьезные методы, позволяющие пациенту отключаться от определенных чувств, чтобы лучше управлять своим эмоциональным состоянием.
Депривация – это довольно известный термин в психологии, но далеко не все из нас знают, что именно он обозначает. В целом, речь идет о лишении чего-то привычного или необходимого, и почти каждый человек так или иначе сталкивался с этим в жизни. Какие виды депривации существуют, чем они отличаются, кто им подвержен и как они проявляются, вы узнаете из статьи.
Что такое депривация простыми словами
В английском языке известен глагол to deprive, имеющий значение – лишить, отобрать, отнять. Подразумевается негативный окрас и отнятие чего-то необходимого или ценного.
Слово «депривация» часто встречается в психологической литературе. В его основе находится латинский корень privare – «отделение». Префикс de в английском слове усиливает значение корня. Если говорить об англоязычной литературе, то там понятие «депривация» (deprivation) подразумевает какую-либо потерю или недостаточное удовлетворение какой-либо нужды. Не всегда имеются в виду физические аспекты – зачастую речь идет о психических потребностях.
В своих трудах «Психическая депривация в детском возрасте» Й. Лангмейер и З. Матейчек приводят такое определение:
Потребности, включенные авторами в число «основных»:
При рассуждениях о депривации периодически проводится аналогия между биологической и психической недостаточностью. Как возникают нарушения при дефиците витаминов, полноценного питания, кислорода и так далее, так они могут появиться и при психическом дефиците стимуляции, любви, общения.
Виды депривации в психологии
Различают несколько видов депривации.
Социальная
Невозможность или нежелание человека контактировать с другими людьми. Бывает добровольной (одиночный поход, изоляция в собственной квартире), так и вынужденной (помещение в одиночную камеру). Такая депривация может спровоцировать развитие психотических расстройств, болезней. В детские годы трудности психосоциального развития напрямую зависят от окружающей среды. Повзрослев, многие индивиды обретают отклонения, влияющие на поведение. Часто эти особенности становятся хроническими, ведя к расстройству личности. По мнению специалистов, люди, имеющие подобные отклонения от норм в поведении, имеют немало трудностей в различных жизненных ситуациях.
Сенсорная
Вид депривации подразумевающий полное или частичное снижение чувствительности одного или нескольких органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние, температурные рецепторы и так далее. К сенсорной депривации также относят: ограничение подвижности, эмоциональных переживаний, общения. В допустимых дозах она может оказать расслабляющее действие и спровоцировать интенсивную внутреннюю работу: информация обрабатывается быстрее, обострено восприятие некоторых сигналов и прочее. Закрытые глаза, неподвижность, абсолютная тишина – то, в чем некоторые из нас порой нуждаются. Такой вид депривации применяют в медитации, йоге, при сеансах нетрадиционной медицины. Ее особенности иногда применяют в разнообразных упражнениях, корректирующих личность.
Эмоциональная
Появляется при лишении человеком эмоциональных реакций, транслируемых другими людьми. Впоследствии это лишает его и большинства собственных эмоций, оставляя лишь их узкий круг и ведя к депрессии.
Материнская или отцовская
Возможна не только во младенческом возрасте, но и на прочих возрастных этапах. Оказывает тяжелое действие на психику. Может проявляться не только в отсутствии отца или матери, но и в их полном или частичном холодном отношении. Ситуация подконтрольна, когда мать оставляет ребенка на короткие периоды, давая логические объяснения ситуации. Депривация становится болезненной, когда ребенок надолго остается без родителя и вынужден самостоятельно справляться со многими жизненными проблемами. Следствие: ребенок отстает в развитии, становится апатичным и проявляет склонность к депрессии.
Когнитивная
Когнитивная депривация характеризуется нехваткой информации либо ее изменчивостью, хаотичностью, неупорядоченностью. Появляются препятствия для построения адекватной модели окружающего мира и возможности результативно действовать. Возникают и некоторые психологические феномены. Присутствие такого вида депривации в профессиональной сфере ведет к оплошностям, препятствует принятию правильных и действенных решений. Если речь идет не о карьере, а о повседневной жизни, то возникают ложные выводы, недопонимание, конфликты, подозрения. Отсутствие информации ведет к различным проблемам во многих жизненных сферах, и этот вид депривации кажется одним из наименее опасных лишь на первый взгляд.
Двигательная
Характеризуется ограничением пространства. Пример: дом ребенка, в котором возможности движений малыша длительный период ограничены манежем. В первые месяцы жизни, почувствовав ряд ограничений, младенцы демонстрируют признаки беспокойства. Хроническая гиподинамия ведет к появлению апатии, вялости. Другой симптом: компенсаторная двигательная активность, характеризующаяся резкими тревожными движениями головы, раскачиванием тела (как маятник), хаотичные движения рук. Постепенно это ведет к препятствию полноценного развития двигательной сферы.
Депривация сна
Также известна, как «хронический недосып». Расстройство образуется в случае, если человек регулярно не уделяет достаточного времени на сон. Если ситуация происходит длительный период, это грозит образованием серьезных недугов. Главные симптомы: сонливость в течение дня. Характеризуется также подавленным настроением, забывчивостью, рассеянным вниманием. Снижается умственная и физическая работоспособность.
Этот вид депривации распространен, рассмотрим его главные причины:
Как проявляется
Рассмотрим проявление депривации в различных случаях.
У детей
Обычно речь идет о воспитанниках детских домов. Некоторое время после рождения они мало отличаются от детей, которые воспитываются матерью. Но известно, что у сирот и отказников поражения центральной нервной системы встречаются на 3-4% чаще. Также среди таких малышей более распространены генетические проблемы: в первую очередь, это объяснимо тем, что от детей инвалидов зачастую отказываются.
К первому году жизни разрыв в развитии детей, растущих в семье, и детдомовцами становится еще заметнее. У сирот в пять раз чаще диагностируется рахит и недостаток массы тела. Более 95% воспитанников приюта существенно отстают в психоэмоциональном развитии – они практически не проявляют любознательность, активность, с трудом различают речь, не пытаются говорить. Распространены заболевания горла, понижен иммунитет.
Во многом такой вид депривации проявляется особенно ярко и из-за недостаточно добросовестного обследования отказника в первые месяцы после его рождения. Но основное влияние оказывают условия жизни в сиротском учреждении.
У взрослых
Существует несколько типов депривации, однако все они объединяются общими проявлениями:
Человек погружается в состояние внутренней подавленности, не видит выхода из ситуации и теряет интерес к его поиску. Появляется страх по отношению ко всему новому и неизвестному. Свыкание с депривацией становится настолько сильным, что человек оказывается заложником своей боязни, опасаясь даже безобидных явлений.
У человека отсутствует стремление к новым делам, непривычным моделям поведения, активности. Если депривация имеет связь с эмоциональной сферой, то это может привести к затяжному стрессу сроком в несколько месяцев и даже лет. Не видя очевидного выхода, человек начинает игнорировать внешний мир, многие радости жизни, стремится к домашней изоляции, резко ограничивает круг общения. Подобные проявления могут быть опасными для психики и физического здоровья – следует непременно обратиться к психологу, не пускайте дело на самотек.
Возможные последствия психической депривации
В нетрадиционных методах лечения нередко встречаются позитивные отклики о некоторых видах депривации, и при надобности вы можете их изучить. Зачастую происходят негативные последствия, и их следует рассмотреть подробнее.
Основной признак депривации: агрессивное поведение. Как оно проявляется? Она бывает внешней и внутренней. В первом случае эмоция адресована внешнему миру: окружающим людям, животным и даже объектам. Для психического здоровья опаснее внутренняя агрессия, проявляющаяся в самобичевании, соматических болезнях и даже размышлениях о суициде. Больной начинает искать способы избавления от боли, и выбор нередко останавливается на алкогольных напитках, наркотических веществах. Очень опасный итог психической депривации – соматические болезни, на начальном этапе проявляющиеся в виде субдепрессии, тягой к конфликтным ситуациям, раздражительностью и бессонницей. Все эти факторы ведут к опасным для жизни недугам: астме, инсульту, инфаркту, гипертонии.
При депривации люди первое время ищут разные способы восполнить недостаток эмоций. Если выбрать правильный и подходящий метод, расстройство может отступить. Можно рассмотреть немало вариантов, но как это происходит у большинства, столкнувшихся с этим явлением?
Дети пытаются найти поддержку в лице сверстников или близких родственников. Вовремя заметив проблему, семья сможет поспособствовать ее устранению.
Нередко при психической депривации дети и подростки проявляют гиперактивность или погружаются в уныние, ища утешение в ведении дневника, книгах, просмотре передач или играх. Какие варианты компенсации рассматриваются взрослыми? Зачастую обнаруживается стремление в расширении круга общения или же ее полной смене. Другое проявление: поиск восполнения эмоций в многочисленных романах и интимных связях. Человек пребывает в поиске новых впечатлений, увлекается психотропными веществами, решается на рискованные увлечения, пытается получить больше адреналина. Такие стремления при отсутствии самоконтроля не приведут к положительным результатам, а лишь поспособствуют возникновению дополнительных проблем психологического и физиологического характера.
Как предотвратить и преодолеть депривацию
Рассмотрим действенные способы для преодоления депривации. Итак, что можно предпринять в ситуации с детьми? Радикальный и эффективный метод, если речь не идет о воспитаннике детского дома, а о ребенке из обычной семьи: обеспечить его всем необходимым. Но этот способ утопический. Реальный путь: воспитание разумного отношения к потреблению благ. Первые уроки, поддерживаемые мировой педагогической мыслью, можно было усвоить еще в период социализма. Люди учились сдерживать, контролировать и обуздывать многие излишние потребности, разумно ограничивая неуемные желания, тем самым решая проблемы многих стран. Постепенно такие ограничения вели к тому, что человек привыкал к самоконтролю, избегал развращения, внимал принципам разумного потребления, учась быть счастливым при обретении всего необходимого и не гонять за чрезмерностями.
Как заложить эти принципы детям, не научившиеся разумом ограничивать желания? Делайте это настойчиво, но постепенно, объясняя на доступном для них уровне. Начните беседу о смысле жизни, призвании человечества, нуждах бедствующих стран и детей, проживающих в них. Дети должны понимать, что для обретения чего-либо, пожелания недостаточно – основой всего является труд. Поговорите с ребенком о вечных и временных ценностях, необходимости делать добро и помогать другим, а не видеть радости жизни лишь в потреблении. Подспорьем в таких беседах, предотвращающих депривацию, могут быть известные притчи и назидательные сказки.
Что поможет взрослому, столкнувшемуся с проявлением депривации. Как и в случае с детьми, первое решение, приходящее на ум: обеспечение человека необходимыми благами. Увы, это непросто и не всегда возможно.
Первое, что может помочь – консультация психотерапевта. Длительная депривация могла стать причиной серьезных проблем – вероятнее всего организм успел получить существенный психический урон. В некоторых случаях может применяться и медикаментозное лечение. Кроме того, необходимо не забывать о достаточной физической активности, способствующей запуску внутренних механизмов выживания. Альтернативой может стать и творческая деятельность, также имеющая важный терапевтический эффект.
Высокой эффективностью отличаются стимулы разной модальности в случае сенсорной депривации – чтение, разнообразие в питании, игры, музыка. Подвержены социальной депривации? Попробуйте восстановить контакты с родственниками, знакомыми, друзьями или обрести новый круг общения. Этот вид расстройства сильнее всего сказывается на детской психике, и именно в этом случае требует особого внимания. Если речь идет об отсутствии родителей, ребенка нужно научить понять и принять полученную социальную роль, выстроить цели, обрести важные ценности.
Компьютерные игры в больших количествах ведут к множеству проблем, и нужно особенно тщательно контролировать увлечение ими. Известны случаи, когда человек, забывая о прочих реалиях жизни, доводил себя до истощения или проблем с психикой. Это можно сказать о любом увлечении, отнимающем практически все время и лишающего других важных частей жизни. Важно научиться соблюдать баланс во избежание образования депривации.
Депривация
* * *
(лат. «лишение») – эмоциональное состояние в результате потери, лишения. Типичная реакция – сочувствие, попытки утешения.
Печален я, со мною друга нет (А. Пушкин).
Он уехал не простившись,
Не вернется он назад.
Говорят, весна вернется,
Все воскреснет, оживится…
Не вернется лишь любовь!
Коль зима в душе моей!
Слезы льются из очей…
Ср. кубинскую песню «Голубка», итальянскую песню «Вернись в Сорренто».
* * *
[от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие «депривация» в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию «фрустрация». По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В связи с этим термин «депривация» традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов депривации, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного «поражения» личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов: 1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т. е. степень ее психологической «закалки»; 2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия. Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды депривации: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Сенсорная депривация — следствие «сенсорного голода», т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой — комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному «сенсорному насыщению». В психологии подобные условия описываются с помощью термина «обедненная среда». Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации является материнская депривация и, прежде всего, госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери. Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием «социальная депривация», является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей. По этому признаку можно выделить: 1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств вне зависимости от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшого крушения корабля или заблудившаяся в тайге или в пустыне экспедиция и т. п.); 2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп (примерами таких сообществ могут быть: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условиях различных исправительных учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б)закрытые группы, членство в которых (во всяком случае официально) не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот); 3) добровольно-вынужденную, или добровольно-принудительную изоляцию, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с неприятной, а нередко и тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением (примером тому могут служить разнообразные профессиональные закрытые группы, а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа, но при этом в определенном смысле элитарного характера — интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т. п.); 4) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями социума (примером такого добровольного выхода из социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места и т. д., то есть те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимаются как обязательное условие сохранения своей личностности). В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию. Так, нередко в условиях, прежде всего, добровольной и добровольно-вынужденной, или добровольно-принудительной изоляции при наличии подлинно значимой для индивида цели нравственного, интеллектуального, профессионального и т. д. становления и развития нередко происходит бурное и крайне продуктивное формирование зрелой, внутренне богатой и духовно стойкой личности и не проявляется какой бы то ни было депривационный синдром.
Если разрушительные для личности последствия двигательной и сенсорной деприваций во многих случаях могут быть с успехом компенсированы как за счет действия внутриличностных компенсаторных механизмов (например, сублимации жизненных потребностей, ограничиваемых двигательной депривацией, через творчество), так и усилиями современного общества (развитие медицины, социальная работа, распространение интернет-технологий и т. д.), то материнская депривация не только представляет серьезную психолого-социальную проблему сама по себе, но и является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, «в условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психические расстройства»1. При этом, на практике полная материнская депривация в форме отказа от ребенка, как правило, влечет за собой раннюю социальную депривацию — помещение в закрытое воспитательное учреждение (приют, дом ребенка с последующим перемещением в детский дом и т. п.). Тем самым, значительно усугубляется патогенное воздействие собственно материнской депривации.
Как отмечают Б. Е. Макиртумов, А. Г. Кощавцев и С. В. Гречаный, «чем раньше возникла депривация, тем тяжелее возникающая патология. Для раннего возраста характерными являются преобладания расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Значительно чаще, чем у семейных детей, выявляются патологические привычные действия. признаки депривационной (апатической или маскированной) депрессии, явление депривационного псевдоаутизма. После 3 лет психическая патология представлена в основном характерологическими нарушениями и задержками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах у депривированных детей отмечается малая дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытовать чувства стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти.
Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, парааутических проявлений и др. называется синдромом «сиротства»1.
Из сказанного ясно, что материнская депривация существенно повышает риск социальной депривации в зрелом возрасте. Это обусловлено как выраженной тенденцией к самоизоляции, неспособностью устанавливать полноценные социальные отношения, так и тем, что у депривированных детей наблюдается повышенная склонность к агрессивному и криминальному поведению: «Ранняя эмоциональная депривация закладывает основы будущего социального и психического неприятия окружающей среды и ее ценностей, ожидание угрозы со стороны окружающего мира»2. Существенно важно, что подобные деструктивные установки личности по отношению к внешнему миру, в основе которых лежит дефицит базисного доверия, могут быть следствием не только полной, но и частичной материнской депривации, поскольку, как отмечал Э. Эриксон, «. степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью. Матери формируют у своих детей доверие при таком типе отношения к ребенку, который сочетает тонкую реакцию на индивидуальные запросы младенца и твердое чувство собственной уверенности в контексте взаимного доверия их совместного стиля жизни»3. В противном случае имеет место частичное, а иногда и полномасштабное патогенное развитие, характерное для ситуации полной материнской депривации.
В то же время практическому социальному психологу, в рамках своей профессиональной деятельности сталкивающемуся с отдельными личностями и с целыми группами и организациями, оказавшимися в депривационных условиях, следует, во-первых, диагностировать характер и степень депривационного давления, во-вторых, попытаться выявить социально-психологические последствия подобной ситуации личностного и группового развития, в-третьих, выстроить коррекционную программу и программу дальнейшего психологического сопровождения активности отдельных членов сообщества и жизнедеятельности в целом группы их членства.
* * *
Лишение человека или ограничение удовлетворения каких-либо насущных потребностей (сна, двигательной активности, информации, социальной среды и пр.). Один из факторов, ведущих к развитию невроза, психических расстройств.
(от позднелат. – deprivatio – потеря, лишение) – сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.
* * *
(от лат. deprivatio — лишение, потеря) — сенсорная недостаточность или недогрузка систем анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. В условиях Д. у человека усиливается потребность в ощущениях и эффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного эмоционального голода. В ответ на это активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. В условиях Д. нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Чем жестче условия Д., тем быстрее нарушаются условия памяти и мышления, что проявляется в невозможности на чемлибо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается снижение функции экстраполяции продуктивности при выполнении несложных умственных действий. Состояния, близкие к Д., могут встречаться у операторов при нахождении их в режиме оперативного покоя.
* * *
(от лат. deprivatio – потеря, лишения) – чувство недовольства, испытываемое личностью или группой по отношению к своему актуальному состоянию; переживание расхождения между ожиданиями и возможностями удовлетворения. Термин «Д.» введен американским социологом С. Стауффером в конце 40-х гг. ХХ в. Разрыв между ростом уровня ожиданий и актуальными потребностями ведет к усилению Д. как личностного, так и группового уровня, что способствует росту социальной напряженности, возникновению различных форм социально-политических, этнических конфликтов. В ряде исследований установлено, что рост Д. в отдельных социальных группах усиливает тенденции к агрессивному поведению их членов, направленному против политической системы или общественной группы, которую считают виновницей Д.