Что означает слово честолюбивый

Значение слова «честолюбивый»

Что означает слово честолюбивый

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

честолюби́вый

1. стремящийся добиться высокого, почетного положения, желающий известности, славы ◆ Честолюбивый, энергичный и скрытный, он своею исполнительностью, наружным добродушием и фальшивою искренностью успел обворожить Павла и взять его в свои руки. П. И. Ковалевский, «Император Павел I», 1910 г. (цитата из НКРЯ)

2. основанный на таком стремлении, вызванный им ◆ Нельзя допускать, чтобы честолюбивые планы взрослых разрушали жизнь ребёнка. Алевтина Луговская, «Если ребенок боится ходить в школу», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово честолюбивыйПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: раззява — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Честолюбие

Что означает слово честолюбивыйЧестолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. Амбиции для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Гордыня завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя. Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными эмоциями, чувствами, переживаниями проживать свою жизнь. Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес. Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень тревожности, который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый страх неудачи, которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу. Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой. Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство ненависти – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

Честолюбие, как избавиться

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес лени является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет мотивацию к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и правилам успеха. Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному таланту честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его сублимации.

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы. Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту. Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов психологических защит. Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты внутриличностному конфликту.

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Честолюбие: значение слова, что это такое, синонимы

Что означает слово честолюбивый

Черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия

Каждый из нас хочет добиться в своей жизни уважения и признанию своих достоинств. Эта черта характера свойственна большинству людей. В этом нет ничего зазорного. Стать лучшим в своей профессии, занять высокий пост, прославиться на всю планету — цели у каждого разные.

Что же это такое?

Честолюбием называют стремление заслужить почести, добиться успеха, признания заслуженного уважения за реальные заслуги. Как можно понять состоит из 2-х слов «честь» и «любовь». Такие личности не хотят добиться славы любой ценой. Не приписывают себе несуществующие достижения. В этом состоит главное отличие подобного поведения от «тщеславия».

Что означает слово честолюбивый

Они не склонны идти к успеху по чужим головам. Для них гораздо ценнее быть признанным, чем добиваться материальных выгод. В своей жизни выбирают путь, ведущий к одобряемым обществом ценностям, а не к большим деньгам. Им ближе по духу разные грамоты, кубки, публикации в СМИ, интервью, чем громадный счёт в зарубежном банке.

Характерные признаки

Попробуем перечислить лишь основные признаки, по которым можно определить честолюбивого человека. Это:

Причины

Что означает слово честолюбивый

Исследователи вполне справедливо считают, что всё прививается и закрепляется в детстве. В числе основных факторов:

Как можно отличить честолюбие от тщеславия?

Разница между этими двумя понятиями весьма существенная. Тщеславие является показной успешностью, хвастовством. Тщеславные особи стремятся к славе, увеличивают свои победы, раздувают собственную важность всеми способами. Для них главное — всегда находиться в центре внимания окружающих, слышать похвалы и лесть в свой адрес.

Плюсы и минусы

Такое свойство личности присуще многим людям, которые действительно добились почёта во всём мире. Это известные на весь мир художники, учёные, писатели, выдающиеся спортсмены и музыканты. Они хотели и смогли стать не просто хорошими в своей работе, а лучшими.

Как в каждом деле есть здесь свои позитивные и негативные характеристики.

Минусы:

Стоит ли пытаться избавиться от подобной модели поведения? Если Вы себя хорошо чувствуете, обладаете нормальной самооценкой, чётко видите свою цель, то почему бы не радоваться таким чертам характера. Лишь бы это не мешало счастью познавать мир, не давало повода искать кругом сплошные недостатки, любить ближних, получать наслаждения от своего образа существования.

Источник

Что такое честолюбие: 5 главных признаков, причины

Что означает слово честолюбивый

Приветствую Вас, друзья!

Стремление к уважению и признанию свойственно большинству людей. При этом желания и амбиции у каждого свои. Кто-то жаждет славы, а кто-то искренне желает стать лучшим в своём деле. Если человек стремится занять высокое место в социуме и ради этого действительно работает над собой, его называют честолюбивым. Сегодня мы подробно разберём, что такое честолюбие, откуда оно берётся, по каким признакам его можно определить, чем оно отличается от тщеславия и как от него избавиться.

Что такое честолюбие?

Честолюбие – это стремление заслужить признание реальными заслугами, стать лучшим в своей сфере, добиться реальных успехов и быть оцененным по достоинству. Это слово образовано от русских слов «честь» и «любовь». Таким образом, подразумевается любовь к чести (или почестям). Честолюбивый человек стремится к признанию и заслуженному уважению, но при этом он не жаждет пустой славы и не гордится несуществующими достижениями.

Честолюбивые личности уважительно относятся к окружающим и не идут к успеху «по головам». Признание для них ценнее, чем материальная выгода. Поэтому, оказавшись на развилке, они часто выбирают путь, ведущий не к деньгам, а к общественно восхваляемым достижениям. Также для них важны различные атрибуты, подтверждающие их успехи: грамоты, кубки, награды, публикации в научных изданиях и интервью, опубликованные в известных СМИ.

Не следует путать честолюбие и тщеславие. Второе слово подразумевает стремление любой ценой добиться славы (и неважно, насколько она заслуженная). Честолюбие же имеет прямое отношение к чести, поэтому человек, которому оно свойственно, всегда старается вести себя достойно.

Признаки честолюбия

Честолюбивого человека можно узнать по ряду характерных признаков:

Причины честолюбия

Психологи считают, что основные предпосылки честолюбия закладываются в детстве. В качестве наиболее частых причин они называют следующие факторы:

К слову, взрослый человек тоже может стать немного более честолюбивым, если ощущает, что ему это необходимо. В первую очередь надо поработать над самооценкой. Хороший результат может дать также применение позитивных аффирмаций, специально сформулированных для данной цели.

Отличия честолюбия от тщеславия

Многие люди считают, что честолюбие и тщеславие – это синонимы. Однако разница между этими двумя понятиями весьма существенна. Честолюбие – это стремление к реальным достижениям и успехам, любовь к чести и заслуженному почёту. Тщеславием же называют показную успешность.

Разобраться в том, что такое честолюбие и чем оно отличается от тщеславия, помогает следующее сравнение: тщеславный человек – это тот, кто рассказывает приятелям о вымышленных победах на любовном фронте, а честолюбивый – тот, кто берёт альпинистское снаряжение и отправляется покорять Эверест.

Тщеславные люди преувеличивают свои успехи и раздувают собственную важность, стремясь к славе всеми правдами и неправдами. Честолюбивые же, как и следует из этого слова, честны с собой и окружающими. Человека, жаждущего тщетной славы, радует и удовлетворяет даже ошибочная похвала. Честолюбивые люди от ошибочного признания вежливо отказываются.

Плюсы и минусы честолюбия

Данная черта характера была свойственна многим историческим личностям, честолюбивыми являются также многие наши современники, прославившиеся тем, что создали нечто-то новое и уникальное. Эта особенность действительно ведёт к успеху и даёт мощнейшую мотивацию, заставляя человека становиться не просто хорошим специалистом в своей сфере, а лучшим.

Плюсы честолюбия:

Минусы честолюбия:

Честолюбивые люди часто бывают одинокими. Это обусловлено и их требовательностью к близким людям, и специфическими жизненными приоритетами.

Как избавиться от честолюбия?

Разбирая, что такое честолюбие, мы выяснили, что оно формируется в детстве, поэтому искоренить его из своей психики взрослому человеку не так просто. И всё же избавиться от него или хотя бы сильно ослабить его под силу каждому. Для этого достаточно запомнить несколько несложных принципов и всегда их придерживаться:

Ещё одним эффективным способом избавиться от честолюбия (а так же иных установок и стереотипов, которые мешают жить) является онлайн-тренинг «Детоксикация мозга» от Викиум, который поможет Вам:

Тренинг состоит из 10 уроков и практических заданий. Вы получите инструменты и упражнения, а также видео- и аудиоматериалы. По окончании курса дадут ценные рекомендации по самостоятельной практике.

Автор онлайн-обучения – Виктор Ширяев – эксперт в области интегральной философии и психологии развития. Если курс вам не подойдет, то в течение 7 дней вы сможете вернуть свои деньги.

Заключение

Честолюбие – это сильно выраженное желание человека быть успешной и уважаемой личностью. В этом нет ничего предосудительного, и всё же честолюбивым людям бывает сложнее построить хорошие отношения с друзьями и создать крепкую счастливую семью. Поэтому людям, у которых данная черта характера развита чрезмерно, стоит поработать над тем, чтобы обуздать жажду к славе и стремиться не к личному успеху, а к счастью близких.

Источник

Что такое Честолюбие? Значение слова chestolyubie, философский словарь

Определение

Данный термин выражает свойство характера, которое проявляется как четко выраженные личностные цели, мотивы и методы достижения известности, первенства, почетного положения и признания в какой-либо сфере деятельности. Звучит слово «честолюбие» довольно высокопарно, но если разобрать его составляющие, то можно обнаружить слияние двух простых слов: честь и любить. Такое словосочетание имеет положительную коннотацию только в том случае, когда индивид, стремящийся заработать «честь», совершает благие поступки, не ущемляя прав и свобод других людей, поднимается вверх по карьерной лестнице с достоинством и честью.

Но реальность такова, что зачастую значение слова «честолюбие» не столь благородное – оно означает человека, жаждущего чести любой ценой, такой человек, ставя свою персону выше других, идет к поставленной цели, жертвуя окружающими. Это качество в психологии является показателем эгоистического поведения. А как говорили многие великие психологи, эгоизм является «грехом человеческой души».

Кто такой честолюбивый человек

В широком смысле слова быть честолюбивым — значит искать славы и почета.

Определение фразы

В психологии честолюбивая личность — это индивид, который находится в постоянном поиске почитания и уважения со стороны других. Ему нравится, когда остальные восхищаются его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить как в литературе, так и в реальной жизни. Персонаж с именем Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери во всей красе представляет человека в «Маленьком принце», жаждущего поклонения и восхищения в свою сторону.

Признаки честолюбца

Термин разбивается на два слова: «честь» и «любить». Словосочетание «любить честь» имеет положительный оттенок только в том случае, если желающий чести человек действительно совершает хорошие поступки и добивается успехов на пути к своей цели. Иная сторона этого аспекта — стремление добиться поставленных задач любой ценой, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя себя выше других.

Признаки, по которым можно определить, кто такой честолюбец:

В ролике описаны невротические проявления данной черты характера.

Что такое честолюбие: проявления и свойства

Честолюбие определяет конкретные действия человека в достижении карьеры, индивидуального успеха. Человек, стремящийся реализовать честолюбивые цели, стремится всеми силами делать свое дело лучше других, постоянно совершенствуется, развивает силу воли и потенциал.

Умный и порядочный человек отличается честолюбием, которое оправдывается его знаниями, правдивостью, благородством. Значение честолюбия в жизни такого человека не превалирует его человечность. Он выделяется среди остальных ясной головой и добрым сердцем.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

Отличия между тщеславием и честолюбием

Кто-то бы мог подумать, что синонимом честолюбия можно назвать тщеславие. Однако тщеславие ориентировано скорее на дешевый эффект, это подходит для людей-однодневок, фигляров. В сравнении с этим свойством характера честолюбие достигается при помощи глубоко продуманного проекта. Это серьезный целенаправленный и длительный процесс достижения успеха, на вершине которого четко и ясно будет отражаться блеск достоинств ее «скалолаза».

Настоящее честолюбие может быть удовлетворено лишь заслуженной, а не надуманной славой. Такой честолюбивый человек вызывает искреннее уважение.

Честолюбие – это хорошо или плохо?

Так сложилось, что честолюбие воспринимается людьми негативно. Но это качество бывает разной природы.

Неадекватное честолюбие разрушительно для личности. Его отрицательные стороны выражаются в завышенном эгоизме, желании доминировать, получить много денег. Такой человек что называется «идет по головам», не считаясь с окружающими. Он, как правило, не вызывает доверия, уважения, любви и часто остается в одиночестве.

Адекватное честолюбие – мощный источник внутренней мотивации и энтузиазма, который помогает человеку прокладывать путь к успеху самостоятельно. Это позитивное качество побуждает выбирать сложные цели, не останавливаться при неудачах, стремиться к победам, постоянно находиться в процессе саморазвития. Амбициозность в плюсе – конструктивное качество. Без нее никак нельзя в спорте, менеджменте, предпринимательстве.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Чаще всего проявление амбиций для карьерного роста считается явлением из западной цивилизации. В американских школах это качество не просто одобряется, но вместе с состязательностью активно поддерживается в учениках. В восточной культуре агрессивное упорство, как правило, не поощряется. Тем не менее, здоровое честолюбие приводит к победе повсеместно.

Отношение к честолюбию в религиях.

Основные религиозные учения высказывают противоположные мнения о честолюбии.

В православии – это синоним тщеславия, стремления к суетной или пустой славе. Большая часть христианской жизни проходит в самоуничижении и борьбе с греховными навыками, а это невозможно без полного отказа от гордости и амбиций.

Иудаизм проповедует переходный этап. С одной стороны чрезмерное честолюбие и тщеславие свойственно людям ввиду их несовершенства. Но с другой – желать себе и своей семье благополучия, счастья – совершенно естественно.

Протестантская этика полностью одобряет честолюбие, без которого невозможны достижения цивилизации и высокий уровень жизни. В том, что человек хочет лучшего, нет ничего плохого. Ведь достижения и достаток обеспечивают его семье хороший дом, машину, образование.

Откуда растут корни?

Для тех, кто интересуется тем, что такое честолюбие и откуда оно берется — такое личностное качество появляется вследствие внутренней потребности человека самоутвердиться и доказать всему миру его ценность и значимость, получить ощутимые свидетельства своих заслуг.

Честолюбие скорее мужское качество. Оно должно быть наравне с такими мужскими свойствами, как целеустремленность, ответственность и уверенность в себе. Попробуйте найти такую женщину, которую бы устраивало ее положение дел, ведь женщины являются агрегатом по производству желаний. Мужчина же, как честолюбивый человек, будет аккумулировать женские желания в своем сознании и подсознательно стремиться к большему, чтобы обеспечить себе и своей спутнице лучший уровень жизни. Кстати, женщины легко распознают тщеславие, которое нисколько не делает приятным человека, а лишь отталкивает.

Трудиться готов лишь тот, кто видит впереди свой успех и признание заслуг. Тот, кто убедился в собственной значимости, обретает самоуважение и здоровое чувство собственного достоинства. Уважение не нуждается в словах, когда человека уважают, он это чувствует, как, впрочем, и сами окружающие, видя отношение к нему других, проникаются к нему чувством уважения.

Честолюбие, встроенное в психологическую организацию человека, выступает этическим качеством личности и выявляется во взаимодействии человека с социумом.

Честолюбие Честолюбивый

Честолюбие – выраженность в личности мотивов в достижении первенства, известности, общественного признания или почетного положения в некоей области деятельности.

Мужчина должен быть чЕстолюбивый, чИстолюбивый и чАстолюбивый!

Во время какого-то праздника в Афинах Алкивиад из честолюбия послал Сократу богатые дары. Ксантиппа была поражена дорогим подарком и попросила мужа принять его, он же сказал: — Пусть мы в честолюбии не уступим Алкивиаду и откажемся от всего этого.

В отличие от тщеславия, связанного с жаждой приобретения суетной, пустой, дешевой или выдуманной славы, честолюбие ориентирует человека на конкретные целевые действия – свершения, карьеру, индивидуальный успех. Реализуя свои честолюбивые цели, он стремится делать свое дело лучше других, постоянно совершенствует свое мастерство, мобилизует силу воли и личностный потенциал.

Честолюбие как качество личности выражается в стремлении приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание в какой-либо сфере жизни. “Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство – качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце», – писал английский писатель Ф. Честерфилд.

Когда б перед производственником поставили задачу выявить отличия между тщеславием и честолюбием, он бы сказал: «Тщеславие – это произвести дешевый эффект, а честолюбие – добиться эффективности производства на базе глубокой и продуманной программы». И он по-своему прав: тщеславие – пустоцвет, фигляр, однодневка, мотылек, в то время как честолюбие представляет собой целенаправленный серьезный и долговременный поход к успеху, на вершине которого всем будет виден блеск достоинств ее покорителя. Истинное честолюбие может удовлетвориться только заслуженной, а не дутой, надуманной славой. Это вызывает уважение.

Честолюбие обязательно для мужчины как уверенность в себе, целеустремленность и ответственность. Найдите женщину, которой бы понравился нечестолюбивый спутник, довольствующийся сегодняшним уровнем жизни? Женщина и желания – синонимы. Женские желания в разы превышают мужские и служат стимулом мужского честолюбия. Тщеславие – это обманка, которая не в силах обмануть женщину. Работа до седьмого пота – это путь честолюбия. Пускать понты, кичиться своей крутизной, хвастать – «силачом слыву недаром – семерых одним ударом» – это кривая дорожка тщеславия.

Честолюбие не в ладу с логикой. Если у него поинтересоваться: «Зачем тебе это надо?», оно не даст ответа. Конечно, оно может броситься в объяснения, что ему необходимы материальные блага, жизненный комфорт, финансовая независимость, но честолюбие и само не верит этим утверждениям. Оно произрастает из внутренней потребности человека в самоутверждении, желания доказать себе и внешнему миру свою личностную ценность, полезность и значимость, получить зримые свидетельства своих заслуг. А кто пожелает трудиться, как каторжный, не видя впереди успеха и признания заслуг? Убедившись в собственной значимости, человек обретает самоуважение и здоровое чувство собственного достоинства. Когда тебя ценят и уважают окружающие люди, не нужно похвал, все предельно ясно и человеку и людям.

Встроенное в состав комплекса психологической организации человека, честолюбие выступает этическим качеством личности и проявляется в его взаимодействии с обществом. Если честолюбие оказалось в «хороших руках», оно будет носить здоровый, конструктивный, позитивный характер для людей и, наоборот, если обладателем честолюбия стала деструктивная личность, общество, в ожидании потрясений, может заранее содрогнуться. “У каждого человека есть свои стремления, свое честолюбие; разница только в том, что у людей глупых честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует, у людей же умных честолюбие законно и достойно всяческой похвалы”, – писал Ф. Честерфилд.

Общество заинтересовано воспитывать в людях здоровое карьерное и профессиональное честолюбие. Здоровое честолюбие – крайне позитивное качество личности, и развивать его необходимо, ибо оно мотивирует людей на продуктивную социальную деятельность. С. Паркинсон писал: “Нет ничего естественнее стремления обеспечить свою семью жильем, а если удастся – отдельным домом с гаражом, садом и плавательным бассейном. Более чем естественно и желание человека дать своим детям лучшее образование, чем то, которое получил он сам, отправить их на каникулы за границу покататься на лыжах и поплавать на яхте. Пусть все это лишь слагаемые статуса, но разве человек будет работать сверхурочно, если его лишить такой приманки? Кто будет просиживать ночь над книгами, не надеясь на получение более высокой ученой степени?”

Бараны и свиньи упрямились, ревели, хрюкали и не хотели идти на бойню. Тогда некто написал слово «Финиш» над воротами бойни, повесил на них ленточку и сказал:

— Начинаем соревнования. Кто первым добежит до ворот, тот молодец и их фотографии обойдут весь мир. А кто не побежит или добежит последним, будет бараном и свиньёй.

И тогда все бросились наперегонки к бойне. Барана и свинью, добежавших первыми сфотографировали, и их фото обошло всю землю. Правда, эти фото были наклеены на банках с тушёнкой.

Сама Природа позаботилась о «генетическом инвестировании» в человека честолюбия, давая понять, что лучшего стимулятора деятельности молодых пытливых умов не найти. Л. Ауэр, прекрасный педагог и знаток юношеской психологии, писал: «Я очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-нибудь достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов». Если людей лишить честолюбия, мы до сих пор бы охотились на мамонтов. Здоровое честолюбие – это личностный рост. Слившись в едином потоке с честолюбивыми планами других людей, оно превращается в полноводную реку прогресса. Иными словами, трудно вообразить прогресс человечества в отрыве от честолюбивых помыслов его самых инициативных и предприимчивых представителей. Только честолюбие понуждает встать с дивана и приступить к воплощению своих намерений.

Честолюбие само по себе, без связки с союзными качествами личности превращается в пустое фантазирование. Когда у него в союзниках целеустремленность, упорство, настойчивость, постоянство, решимость и ответственность, оно превращается в грозную, сокрушающую все препятствия, силу. Воодушевленный и вдохновленный честолюбец неистово самоутверждается в избранной им среде. Честолюбие каждую свою калорию направляет к реализации цели, оно как сгусток колоссальной энергии направлено на цель. Оно не позволяет человеку отступить или остановиться и не признает импотентские глаголы «постараюсь», «попробую», «попытаюсь». Кровь из носа, а выдай цель на-гора. Честолюбие – вечно заряженная батарейка разума.

О многих качествах личности невозможно сказать со всей определенностью, каковы они по своей сути, позитивные, добродетельные или негативные, порочные. Все дело в мере. Это со всей очевидностью относится и к честолюбию. Непомерное, гипертрофированное, не подкрепленное собственной значимостью, честолюбие сближается по своим качественным свойствам с дешевым тщеславием. Болезненное честолюбие, связанное, как и в случае с тщеславием с приобретением суетной славы, превращается для его обладателя в сущий кошмар, вызывая чувство хронической неудовлетворенности жизнью, страдания и переживания, зависть к чужим успехам, принесение в жертву любви к детям, супругу и друзьям. «Великое окружено блеском, – писал молодой К. Маркс,- блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или то, что показалось нам воодушевлением; но того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решает случай и иллюзия».

Обманутые надежды честолюбия способны испепелить личность. Зная с каким опасным качеством личности имеют дело, честолюбцы, подобно масонам, хранят за семью замками тайное знание о своем честолюбии. Преклоняясь перед Его Величеством Случаем и фортуной, честолюбие с глубокой суеверностью охраняет секреты своего успеха. Тайна тайной, но и так видно – фавориты честолюбия как близнецы похожи друг на друга тем, что они еще с детства обожали быть первыми.

Молодое честолюбие безразлично к мелочам жизни, оно покладисто и дружелюбно. Имея большую цель, не будешь рвать «тельняшку» из-за сиюминутных недоразумений жизни, не будешь сплетничать и исходить в недовольстве от мелких неурядиц своего пути. Честолюбие видит себя на вершине успеха, «весь мир на ладони, ты счастлив и нем», поэтому оно не видит соперников в своем окружении и со снисходительным великодушием со стороны наблюдает за низкими и мелкими страстями обыденной жизни. Окружающие и не подозревают, что своей мелочностью, они невольно «укрупняют» честолюбие, придают ему особенную стать. Как тут не будешь признательным и доброжелательным к обыкновенным людям? А поскольку жизнь наполнена такими людьми, то и в целом честолюбие довольно жизнью. Ну, а когда ты доволен жизнью, жизнь становится довольна тобой.

У честолюбия два врага – несбывшаяся мечта и не своя, но достигнутая цель. Не хватило таланта, и мечта так и осталась мечтой. Французский писатель Вовенанг четко подметил: «Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, – вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба». Когда так происходит, честолюбие ищет оправданий, списывая крах своих надежд на время, обстоятельства, невезение, злой рок и козни врагов. Во втором случае – пытается понять, почему вершина взята, а счастья как не было, так и нет. Еще больше страданий добавляет понимание, что шел к чужой, навязанной извне, цели. Чужая цель пришла под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния окружающих. Дорога к ней не была праздником, и конечная остановка вызывает грусть и уныние.

Петр Ковалев 2013 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Осторожно: честолюбие!

Когда честолюбие присуще человеку доброму, оно носит конструктивный, здоровый и позитивный характер для окружающих.

Если же оно становится свойством плохого человека, то, находясь в распоряжении деструктивной личности, оно способно неприятно отразиться на жизни людей, в особенности когда такая персона получает власть.

Обществу есть смысл воспитывать в людях здоровое профессиональное и карьерное честолюбие. Именно здоровое честолюбие мотивирует на продуктивную социальную деятельность. Поэтому его считают крайне позитивным качеством личности. Развивая в себе здоровое честолюбие, человек может добиться небывалых высот.

Это вполне нормальное и естественное желание – обеспечить свое семейство жильем, гаражом, садом, а то и плавательным бассейном. Еще более естественным является желание человека дать своим детям наилучшее образование, отправить их за границу покататься на лыжах или поплавать на яхте. Это всего лишь приложения в жизни. Но разве будут люди работать сверхурочно, если их не завлекать такой приманкой? Кто будет денно и нощно штудировать научные трактаты, если его не ожидает в будущем получение ученой степени?

Другими словами, невозможно вообразить себе прогресс человечества отдельно от честолюбивых помыслов его наиболее предприимчивых и инициативных представителей.

Как избавиться от честолюбия

Православная вера говорит об идеале смирения: «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь идет не о каком-либо мазохизме и подобных болезненных наклонностях.

Корни этой характеристики личности лежат в детстве. Если ребенка всегда учили быть первым, делать все «лучше всех» и преуспевать во всех видах деятельности, то в нем может развиться желание получать похвалу и почести за проделанную работу. Следует помнить, что данное качество имеет свои преимущества и недостатки.

Если же индивид почувствовал, что хочет избавиться от этого, то стоит обратиться к своему детству. Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют «перевоспитать» себя. Важный пункт в любом из таких упражнений — это определение самооценки и ее правильный анализ.

Самооценка может быть:

Идеальный показатель — это адекватная самооценка. В некоторых случаях честолюбивые люди действительно добиваются больших успехов. Яркий тому пример — Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику.

Каждый сам решает, является ли данное качество положительным или отрицательным, а затем принимает решение, нужно избавляться от него или развивать.

Честолюбие как часть других качеств характера

Само по себе честолюбие без привязки к другим положительным качествам человека становится простым фантазированием. Лишь тогда, когда оно состоит в союзе с целеустремленностью, упорством, настойчивостью, решимостью, постоянством, ответственностью, оно превращается в сокрушающую все препятствия грозную силу. Подпитываемый воодушевлением и вдохновением честолюбец пытается самоутвердиться в избранной им среде. Благодаря честолюбию все силы человека направляются на достижение цели, словно сгусток колоссальной энергии прорывает плотину неудовлетворенности жизнью.

Значение слова честолюбец

Примеры употребления слова честолюбец в литературе.

Царствовал Атронг благополучно несколько лет, в те времена во всех Иродовых наследственных пределах, куда входили Идумея, Иудея, Самария, Галилея, Перея, Батанея, Гавлан, Авран и Трахон, непрестанно разгорались смуты и рыскало множество кандидатов на трон, мессий и тому подобных честолюбцев.
Великий честолюбец, он переступал через мертвецов столь же легко, как в трактире трезвый брезгун перешагивает через пьяных.

А как явно тщится Атрей использовать молодого честолюбца жреца в своих интересах, не замечая при этом, что сложившиеся между ними отношения уже оборачиваются ему во вред!

А из того, что Будда перед смертью выражал опасения по поводу честолюбцев, можно заключить, что Девадатта или его сторонники пережили Гаутаму.

Я честолюбец, — поправил ее инфант Мануэль, — я думаю о себе и о тех, кто мне близок.

Отрекитесь прежде, чем ваша нога коснется первой ступени трона, который оспаривают столько честолюбцев, и не исподличайтесь, как я, ради того, чтобы жить.

Нет, питье с первого же глотка оказалось противным и горьким, так как Лисандр не только не позволил народу распоряжаться своими делами, но вдобавок, передавая власть над городами в руки немногих, выбирал среди них самых дерзких честолюбцев.

Честолюбец Меланфий созвал сюда на тайное совещание нескольких пастухов.

Анхаф должен был выбрать одно решение из двух: либо он имеет дело с секретными агентами, как и он, либо это два честолюбца, желающие получить от него информацию, которая стоила бы им благосклонности мушира и значительной материальной премии.

Он большую часть своего времени проводил в кабинете, но, встречаясь с женой и детьми, бывал с ними необыкновенно ласков и нежен и при них никогда не высказывал своих безотрадно-скептических взглядов неразборчивого на средства честолюбца и карьериста, словно бы оберегая любимые существа от своего тлетворного влияния, и дети гордились своим отцом и горячо любили его, объясняя его нелюдимство и не особенно близкие отношения с профессорами его страстью к ученым занятиям.

Остановить на первых порах бестолковые попытки староверов, ограничить безумные желания нововводителей, не давать ни одной партии честолюбцев возвышаться на счет России и руководить юного государя ко благу вверенного ему народа, — вот подвиг, который нам предстоит.

В опричниках Толстой видит только лишь шайку честолюбцев, лжедрузей власти, не понимая, что опричники представляли собой помещичий слой, дворян, более, чем бояре, преданных царю-самодержцу, помогавших ему укрепить в государстве централизованную власть.

После злополучной попытки пожить по-щегольски, поглотившей все его сбережения, он ушел в работу с юношеским рвением, которое так быстро охлаждают заботы и забавы, предоставляемые Парижем каждому человеку, и богатому и бедному, и устоять перед которыми может только буйная энергия подлинного таланта или мрачная воля честолюбца.

Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун — пляску, серебро — сребролюбец, тщеславие — честолюбец?

И оттого умы под гнетом безграничного деспотизма пребывают в таком же волнении и терзаниях, как и при республике, с той лишь разницей, что при автократии молчаливое беспокойство подданных ведет к глубокой душевной смуте, ибо честолюбец, желающий преуспеть при абсолютистском способе правления, вынужден таить свою страсть.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Враги честолюбия

У этого свойства характера могут быть только два недруга – несбывшаяся мечта и чья-то достигнутая цель. Это тот самый случай, когда самонадеянный человек обнаруживает в себе недостаток таланта. Конечно, мечта в таком случае пострадает и останется мечтой навсегда. Если это происходит с человеком, то его уязвленное честолюбие находит причину в недостатке времени, в обстоятельствах, невезении, злом роке и кознях врагов.

Второй случай – яркий пример неправильной постановки цели. Это тот самый момент, когда честолюбие сталкивается с отсутствием счастья, хотя вершина может быть уже покорена. Еще больше страданий приносит осознание, что всегда шел к навязанной, чужой цели, которая появилась под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния общества.

Эта статья поведала вам, что такое честолюбие. А как воспринимать его – это уже личное дело каждого.

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате. – Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь. В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России. С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст. Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол. – Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А? Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся. – И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали. – Что? – сказал командир. В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади. Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений. К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Плюсы и минусы

Что означает слово честолюбивый
Умеренное честолюбие позволяет добиться больших высот
Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:

Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.

Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу. Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию. У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *