Что означает слово былина 4 класс
Значение слова «былина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Былина
1. река в России ◆ Былина — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
были́на I
1. филол. жанр русской народной эпической песни-сказания о богатырях и их подвигах, обычно исполнявшейся нараспев под аккомпанемент гуслей ◆ Былины и исторические песни выросли из прославлений умерших или героев при определенных обрядах, оплакиваний поражений и других общественных бедствий. Д. С. Лихачев, «Зарождение и развитие древнерусской литературы», 1973 г. (цитата из НКРЯ)
2. произведение такого жанра ◆ Особенно привлекательными для детей оказались былины о Добрыне, Ваське Буслаеве, Чуриле, Илье Муромце, Дюке, Алеше Поповиче. К. И. Чуковский, «От двух до пяти», 1933 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В первой былине, «Как разбогател Садко», рассказывается, как новгородец Садко, гусляр-музыкант, в награду за искусную игру свою на гусельках получает от морского царя необыкновенный улов рыбы. Н. Г. Порфиридов, «Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв.», 1947 г. (цитата из НКРЯ)
были́на II
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приучение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Происхождение слова «БЫЛИНА»
Выясним происхождение слово «былина», опираясь на его значение и семантическую связь со словами «быть» и «быль».
Чтобы понять, как возникло это слово, сначала определим, что им обозначают в русском языке.
Что такое былина
Словом «былина» называют один из самых оригинальных и самобытных жанров русского устного народного творчества.
Былина представляет собой эпическое поэтическое сказание о событиях старины и героях, которые стали известны богатырской силушкой и подвигами во славу древней Руси. Народ воспевал своих героев, их самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль, ясный ум, прямоту и неподкупность.
В поэтической форме в народных сказаниях повествуется о давних событиях и героях, прототипами которых являются реальные лица: князь Владимир, князь Олег («Песнь о вещем Олеге»), древнерусские богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, удалой купец Садко, Василий Буслаев, крестьянин-землепашец Микула Селянинович.
Изначально былины повествовали об исторических событиях и о значимых событиях из жизни русских князей и героев. С течением времени их текст обрастал деталями и подробностями, зачастую вымышленными для красочности повествования, и сказания приобретали сказочный сюжет.
Слово «былина» существовало не всегда. Поэтическое сказание в народе издавна называли словами «стари́на», «песня». Только в 1839 году термин «былина» ввел в использование Иван Петрович Сахаров, известный русский археолог и фольклорист-этнограф, который издал трехтомный труд «Сказания русского народа», ставший в наше время библиографической редкостью.
Как же образовано интересующее нас слово?
Народное произведение устного творчества «былина» повествует о том, что уже было в прошлом, так что ясно прослеживается этимологическая связь с глаголом «быть». От него суффиксальным способом образуется существительное «быль», которое имеет аналогичное значение «рассказ, основанный на реальных событиях, которые происходили в прошлом». А далее от него образовано с помощью суффикса -ин- наименование произведения устного народного творчества. Наглядно представим это в виде словообразовательной цепочки:
быть → быль → былина.
Сравним, как с помощью суффикса -ин- образованы отвлеченные имена существительные:
Но в современном морфемном строении этого названия народного эпоса словообразовательный суффикс уже не выделяется:
былин а — корень/окончание.
Это существительное послужило основой для образования ряда однокоренных слов:
БЫЛИНА
Найдено 5 изображений:
былина 1. ж. Русская народная эпическая песня о богатырях, воинских подвигах. 2. ж. местн. То же, что: былинка.
былина
ж. лит.
bylina (Russian epic)
Сборники Былин : Сборник Кирши Данилова, СПБ, 1901, посл. изд., М.-Л., 1958; «Илья Муромец». Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. Ф. А. Рубцов, М.-Л., 1958; Григорьев А. Д., Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899-1901 гг., т. 1, М., 1904; т. 2, Прага, 1939; т. 3, СПБ, 1910; Былины Печоры и Зимнего Берега. Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. В. Ф. Соколов, М.-Л., 1961; Песенный фольклор Мезени. Сост. Н. Колпакова (и др.), Муз. образцы сост. Б. Добровольский, Л., 1967; Листопадов A., Песни донских казаков, т. I, ч. 1, М., 1949; Былины. Сост. Б. Добровольский и В. Коргузалов (готовится к печати).
Литература : Общие работы: Скафтымов А. Н., Поэтика и генезис былин, М.-Саратов, 1924; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966; Ухов П. Д., Атрибуции русских былин, М., 1970.
Музыковедческие работы : Macлов A., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды муз.-этнограф. комиссии, т. II, М., 1911; Янчук Н., О музыке былин в связи с историей их изучения, в изд.: Былины. Под ред. М.Сперанского, т. 2, М., 1919, с. 527-72; Гиппиус Е. В.,Эвальд З. В., Несколько замечаний о напевах мезенских и печорских былин, в сб.: Былины Севера, т. 1. Записи, вступ. статья и коммент. А. М. Астаховой, М.-Л., 1938; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, т. 1, М., 1962, гл. V; Коргузалов В., Структуры сказительской речи в русском эпосе, в сб.: Русский фольклор, в. X, М.-Л., 1966; Дубравин В. В., Музыкальный эпос севернорусской народной традиции, Л., 1972.
И. И. Земцовский.
Былины возникли в IХ–ХIII вв. и отразили в поэтической форме исторические события, украсив их фантастическим вымыслом.
Анонимные авторы создали и укрепили в народном сознании образы героев былинного эпоса — богатырей (см. богатырь), воплотивших народный идеал силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.
Мир былины — Древняя Русь (Русь), события былин происходят в Киеве, на Новгородской земле (см. Великий Новгород), на Муромской дороге.Богатыри борются с фантастическими чудовищами, побеждают в одиночку целые армии врагов, совершают другие подвиги, превышающие силы обычного человека.
Кроме вымышленных героев, в былинах действуют и реальные исторические личности — русские князья (см. князь). Чаще всего в былинах упоминается киевский князь Владимир, который в поэтическом представлении народа воплотил лучшие черты государственного деятеля. Поэтому в былинах его называют ласково — Владимир Красное Солнышко. Кроме ранних героических былин киевского цикла, известны новгородские былины о купце и певце Садко и богатыре Василии Буслаеве.
На протяжении столетий былины передавались от певца к певцу, и каждый из них добавлял что-то свое к старинному тексту. Так возникали варианты одной и той же былины.
По свидетельству исторических документов, былины исполнялись одноголосно — речитативом или пелись под аккомпанемент струнного музыкального инструмента — гуслей. Самого знаменитого сказителя, исполнителя, певца былин звали Баян. Он упоминается в одном из первых произведений древнерусской литературы — в «Слове о полку Игореве».
Впервые былины были записаны и изданы лишь в первой половине ХIХ в. Первым собранием русских былин был сборник Кирши Данилова. В конце ХIХ — начале XX в. изданы полные собрания былин. Устное исполнение, пение былин народными сказителями было распространено до 20-х гг. XX в.
Русский былинный эпос всегда интересовал художников. Знаменитые иллюстраторы русских былин — И.Я. Билибин и В.М. Васнецов.
Былинные напевы и речитативный мелос (текучесть и протяженность мелодии) претворены в русской классической музыке — главным образом у композиторов «Могучей кучки»: оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Кащей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова; «Хованщина» и вокальные циклы М.П. Мусоргского; опера «Князь Игорь» и 2-я «Богатырская» симфония А.П. Бородина.
«Садко в подводном царстве». Художник И.Е. Репин. 1876 г.:
Что такое былина
Отличительные особенности былин
Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню, написанную тоническим стихом. Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки. Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом, в основном такое вступление писалось для привлечения внимания. Зачин – это основное событие, которому посвящена былина. Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило, описывался торжественный пир, посвященный победе над врагами.
Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.
Каждое сказание отличалось патриотическим характером, сюжеты ее всегда были хвалебными и повествовали о непобедимости Руси, достоинствах князя и отважных защитников, которые незамедлительно приходили на помощь, если населению угрожала беда. Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров. Настоящее название песен о богатырях – «старины».
Главными героями в былинах были могучие русские богатыри. Персонажи были наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым врагом. Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич и Владимир Красное Солнышко – эти имена можно встретить практически в каждом сказании. Князь Владимир являлся правителем русских земель, а богатыри – надеждой и защитой русского народа.
Авторы былин
Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению, что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад. В Википедии, например, можно изучить несколько разных теорий и факты, которые выявили ученые.
Преобладающее число былин было записано учеными-собирателями со слов жителей определенных местностей. Всего насчитывается около сорока сюжетов сказаний, но количество текстов уже достигает полутора тысяч экземпляров. Каждая былина представляет собой особую ценность для русской культуры, народного эпоса, а также для ученых и фольклористов.
Сказителями могли быть люди разных профессий, поэтому в текстах они упоминали более понятные и близкие им сравнения. По словам рассказчика-портного, например, отрубленная голова сравнивалась с пуговицей.
Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ, а тексты песен передавались из поколения в поколение. Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями». Такой человек должен был обладать особенными качествами. Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть, поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения, запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.
Что такое былина 4Класс
Былины-это устные фольклорные произведения,воспевающие подвиги героев-богатырей,защитников Руси.
Былины бывают:
-Героические,на основе исторических событий и прославляющие богатырей и их подвиги(Илья-Муромец,Добрыня-Никитич).
-Социально-бытовые,повествующие о поединках,спорах,славных делах выдающихся людей(Садко).
Мне было лет десять, когда со мной случилось то, что я вам сейчас расскажу.
Дело было летом. Я жил тогда с отцом на хуторе, в южной России. Кругом хутора на несколько верст тянулись степные места. Ни лесу, ни реки близко не было; неглубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. Ручейки сочились по дну этих оврагов; кой-где, под самой кручью, виднелись роднички с чистой, как слеза, водою; к ним вели протоптанные тропинки — и возле воды, на сырой грязце, перекрещивались следы птиц и мелких зверков. Им хорошая вода так же нужна, как и людям.
Многие детские писатели и поэты писали книги о животных:
Самуил Маршак «Детки в клетке»;
Владимир Сутеев «Кто сказал «мяу»;»Кот-рыболов»;»Цыпленок и Утенок»;
Борис Житков «Рассказы о животных»;
Виталий Бианки «Лесные домишки»;
Редьярд Кинплинг «Сказки и рассказы о животных».