Что означает слово богохульство

Богохульство

Богоху́льство – оскор­би­тель­ное или непо­чти­тель­ное слово (помысл, мысль) в отно­ше­нии Бога или свя­тыни (в рас­ши­рен­ном смысле под бого­хуль­ством может пони­маться и дей­ствие, и пове­де­ние, выра­жа­е­мое оскор­би­тель­ное или непо­чти­тель­ное отно­ше­ние к Богу или свя­тыне).

Суще­ство­вало ли поня­тие о бого­хуль­стве у языч­ни­ков?

О бого­хуль­стве (βλασφημοῦντός) упо­ми­нает древ­не­гре­че­ский фило­соф, ученик Сократа, учи­тель Ари­сто­теля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвя­щен­ном молитве диа­логе «Алки­виад Второй». Он имеет в виду недолж­ное обра­ще­ние к богам, когда моля­щийся в итоге вызы­вает гнев богов и полу­чает зло на свою голову.

Рим­ское госу­дар­ствен­ное уго­лов­ное право, согласно прин­ципу deorum injurias diis curae («оскорб­ле­ние богов – забота самих богов»), не преду­смат­ри­вало нака­за­ния за бого­хуль­ство, но в эпоху гоне­ний на Цер­ковь вопреки этому прин­ципу хри­сти­ане среди про­чего обви­ня­лись и в пре­ступ­ле­нии бого­хуль­ства и даже ате­изма, под кото­рым под­ра­зу­ме­ва­лось непо­чи­та­ние ими рим­ских богов.

Каково было отно­ше­ние к бого­хуль­ству в Ветхом Завете?

Как отно­си­лись к бого­хуль­ству в Визан­тии?

Еще хри­сти­ан­ские импе­ра­торы Рима уста­но­вили уго­лов­ное нака­за­ние за пре­ступ­ле­ния против хри­сти­ан­ской рели­гии и Церкви, в том числе и за бого­хуль­ство. В 77‑й новелле св. имп. Юсти­ни­ана I гово­рится: «Так как неко­то­рые, кроме чаро­дей­ства, про­из­но­сят также хули­тель­ные слова, клятву, божбу, чем воз­буж­дают гнев Божий, то мы обра­ща­емся к этим людям с пре­ду­пре­жде­нием, чтобы они воз­дер­жи­ва­лись от таких поступ­ков, хра­нили в сердце страх Божий и под­ра­жали людям, нрав­ственно живу­щим, ибо вслед­ствие таких поступ­ков посы­ла­ются на страну гоне­ния, зем­ле­тря­се­ние и чума: поэтому винов­ные под­ле­жат заклю­че­нию и затем и смерт­ной казни, дабы от попу­сти­тель­ства таких пре­ступ­ле­ний не погибли самые народы и целые госу­дар­ства».

Что гово­рится о бого­хуль­стве в цер­ков­ных кано­нах?

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует мно­же­ство кано­нов, пред­по­ла­га­ю­щих нака­за­ния за те или иные формы бого­хуль­ства, напри­мер, бого­хуль­ные речи (скажем, ереси), бого­хуль­ные дей­ствия (напри­мер, уча­стие детей свя­щен­но­слу­жи­те­лей в бого­хуль­ных сбо­ри­щах – Пра­вило 18 Кар­фа­ген­ского Собора или хра­не­ние книг про­ти­во­ре­ли­ги­оз­ного содер­жа­ния – Пра­вило 63 Трулль­ского Собора), преду­смат­ри­ва­ются в них и пре­ще­ния по рели­ги­оз­ным пре­ступ­ле­ниям, кото­рые могут рас­смат­ри­ваться как бого­хуль­ство в рас­ши­ри­тель­ном зна­че­нии этого поня­тия, в част­но­сти про­из­воль­ное отре­че­ние от Христа или отре­че­ние, вызван­ное муче­ни­ями или стра­хом пред­сто­я­щих муче­ний. Такое отре­че­ние в эпоху гоне­ний на Цер­ковь в Рим­ской импе­рии часто пред­по­ла­гало также и пуб­лич­ное хуле­ние Христа. Более прямое отно­ше­ние к пре­ступ­ле­нию бого­хуль­ства имеет пра­вило свт. Васи­лия Вели­кого, не содер­жа­щее в себе, однако, ника­кой санк­ции: «Аще кто, приняв имя хри­сти­а­нина, оскорб­ляет Христа: тако­вому нет ника­кия пользы от наиме­но­ва­ния» (См. “Пра­вила святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями”). Однако интер­пре­та­ция содер­жа­ния этого пра­вила в смысле осуж­де­ния греха бого­хуль­ства не явля­ется обще­при­ня­той: суще­ствует тол­ко­ва­ние, согласно кото­рому свт. Васи­лий Вели­кий гово­рит здесь не о сло­вес­ной хуле на Христа, а о несо­блю­де­нии кре­стив­ши­мися в своей жизни запо­ве­дей Божиих как хуле­нии Бога.

Каково было отно­ше­ние к бого­хуль­ству на Руси и в Рос­сий­ской Импе­рии?

В юри­ди­че­ских источ­ни­ках Древ­ней Руси рели­ги­оз­ные пре­ступ­ле­ния впер­вые упо­ми­на­ются в Цер­ков­ном уставе св. Вла­ди­мира, где к веде­нию суда мит­ро­по­лита и епи­ско­пов отне­сено рас­смот­ре­ние разных видов вол­шеб­ства («ведь­ство, зелей­ни­че­ство, потвори, чаро­де­я­ния, волх­во­ва­ния… зубо­ежа»), а также «ере­ти­че­ство», «цер­ков­ная татьба, крест посе­кут», испол­не­ние язы­че­ских обря­дов: «Кто молится под овином, или в роще­ньи, или у воды» (Рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство Х–Х вв. 1984. Т. 1. С. 149). Ана­ло­гич­ные поло­же­ния о под­суд­но­сти рели­ги­оз­ных пре­ступ­ле­ний епи­скопу содер­жатся в цер­ков­ном уставе нов­го­род­ского кн. Все­во­лода Мсти­сла­вича (XII в.).

В зако­но­да­тель­стве Рос­сий­ской Импе­рии под «бого­ху­ле­нием» пони­ма­лось пося­га­тель­ство на при­зна­ва­е­мое хри­сти­ан­ской верой вообще и Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в осо­бен­но­сти боже­ствен­ным или свя­щен­ным, пося­га­тель­ство, про­яв­ля­ю­ще­еся в пуб­лич­ном выра­же­нии неува­же­ния к дог­ма­там и обря­дам хри­сти­ан­ской веры и Церкви или пори­ца­нии их. При этом «боги» и свя­тыни прочих рели­гий зако­ном не обе­ре­га­лись, хотя руга­тель­ство над еврей­ской Биб­лией в пуб­лич­ном собра­нии могло быть под­ве­дено под поня­тие бого­хуль­ства, так как под выра­же­нием «Свя­щен­ное Писа­ние» закон пони­мал всю хри­сти­ан­скую Библию, а, сле­до­ва­тельно, и Ветхий Завет тоже.

Субъ­ек­том этого пре­ступ­ного деяния могло быть всякое лицо, объ­ек­том счи­та­лись охра­ня­е­мые правом «честь и ува­же­ние ко всему при­зна­ва­е­мому боже­ствен­ным или свя­щен­ным хри­сти­ан­скою верою вообще и пра­во­слав­ной цер­ко­вью в осо­бен­но­сти». По букве закона сюда отно­си­лись: Еди­но­сущ­ная Боже­ствен­ная Троица, Пре­чи­стая Дева Мария, Чест­ный Крест, бес­плот­ные Силы Небес­ные, святые угод­ники Божии, их изоб­ра­же­ния, Свя­щен­ное Писа­ние, Святые Таин­ства, рели­ги­оз­ные дог­маты и обряды.

Какому нака­за­нию под­вер­га­лись бого­хуль­ники в Рос­сий­ской Импе­рии?

Поло­же­ние о каре за бого­хуль­ство, где бого­хуль­ники бук­вально обо­зна­чены как бого­хуль­ники, впер­вые в рос­сий­ском зако­но­да­тель­стве пред­став­лено в Собор­ном уло­же­нии царя Алек­сея Михай­ло­вича (1649 г.), 1‑я глава кото­рого назы­ва­ется «О бого­хуль­ни­ках и о цер­ков­ных мятеж­ни­ках». В ней, в част­но­сти, гово­рится: «Будет кто ино­верцы, какия ни буди веры, или и рус­ский чело­век, воз­ло­жит хулу на Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рож­дь­шую Его Пре­чи­стую Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, или на Чест­ный Крест, или на святых Его угод­ни­ков, и про то сыс­ки­вати вся­кими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того бого­хул­ника обли­чив, каз­нити, зжечь. А будет какой бес­чин­ник пришед в цер­ковь Божию во время Святыя литур­гии, и каким ни буди обы­чаем, Боже­ствен­ная литур­гии совер­шити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, каз­нити смер­тию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уго­лов­ное зако­но­да­тель­ство Петра I раз­де­лило пре­ступ­ле­ние бого­хуль­ства на два вида: хуле­ние имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой про­жже­ние языка, а затем отсе­че­ние головы, а поно­ше­ние Божией Матери, святых и пра­во­слав­ной веры — отсе­че­ние сустава или смерт­ную казнь. Смерт­ной казнью или кон­фис­ка­цией иму­ще­ства кара­лось, согласно «Воин­скому арти­кулу» (1714 г.) Петра Вели­кого, и недо­не­се­ние о бого­хуль­стве «Воин­ский арти­кул» однако нахо­дит осно­ва­ние для снис­хож­де­ния, если пре­ступ­ле­ние не содер­жит в себе наме­рен­ного бого­ху­ле­ния и «слова оного руга­теля… токмо из лег­ко­мыс­лия про­изо­шли». В этом случае винов­ный нака­зы­ва­ется аре­стом на 14 дней и выче­том месяч­ного жало­ва­нья в пользу гос­пи­таля либо шпиц­ру­те­нами, но трое­крат­ное совер­ше­ние дан­ного пре­ступ­ле­ния влечет за собой уже смерт­ную казнь через рас­стрел (1986. Т. 4. С. 329).

При импе­ра­три­цах Ели­за­вете Пет­ровне и Ека­те­рине II среди нака­за­ний за бого­хуль­ство была отме­нена смерт­ная казнь. В более позд­нее время самым тяжким нака­за­нием, а именно лише­нием всех прав состо­я­ния и ссыл­кой в каторж­ные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил винов­ному в бого­хуль­стве, совер­шен­ном в храме. За бого­хуль­ство в ином пуб­лич­ном месте при мно­го­люд­ном собра­нии винов­ный под­вер­гался лише­нию всех прав состо­я­ния и ссылке в каторж­ные работы на время от 6–8 лет, а винов­ный в бого­хуль­стве, совер­шен­ном лишь при сви­де­те­лях, – лише­нию всех прав состо­я­ния и ссылке на посе­ле­ние в отда­лен­ней­ших местах Сибири. Неумыш­лен­ное бого­хуль­ство, напри­мер, совер­шен­ное по нера­зу­ме­нию, неве­же­ству или пьян­ству, тоже нака­зы­ва­лось тюрь­мой. Недо­нес­ший о бого­хуль­стве тоже при­го­ва­ри­вался к тюрьме или аресту. Нака­за­ние за бого­ху­ле­ние или пори­ца­ние веры, совер­шен­ное посред­ством печат­ных или пись­мен­ных, каким-либо обра­зом рас­про­стра­ня­е­мых сочи­не­ний (ст. 181 Уло­же­ния о нака­за­ниях уго­лов­ных и испра­ви­тель­ных), было ниже, чем за пуб­лич­ное бого­ху­ле­ние и пори­ца­ние веры.

Преду­смот­рено ли нака­за­ние за бого­хуль­ство в насто­я­щее время в России?

С 1997 по 2013 г. оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств явля­лось адми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­нием: КоАП 5.26, часть 2, запре­щает «умыш­лен­ное пуб­лич­ное осквер­не­ние рели­ги­оз­ной или бого­слу­жеб­ной лите­ра­туры, пред­ме­тов рели­ги­оз­ного почи­та­ния, знаков или эмблем миро­воз­зрен­че­ской сим­во­лики и атри­бу­тики», а также их порчу или уни­что­же­ние.

В июне 2013 года при­няты поправки об уси­ле­нии ответ­ствен­но­сти «за оскорб­ле­ние чувств веру­ю­щих», в том числе уста­нав­ли­ва­ю­щие уго­лов­ную ответ­ствен­ность в виде лише­ния сво­боды за «пуб­лич­ные дей­ствия, выра­жа­ю­щие явное неува­же­ние к обще­ству и совер­шен­ные в целях оскорб­ле­ния рели­ги­оз­ных чувств веру­ю­щих» (ст. 148 УК РФ). Также был уве­ли­чен размер ответ­ствен­но­сти, преду­смот­рен­ной ста­тьей 5.26 КоАП; в связи с изме­не­нием вели­чины штрафа поправки были вне­сены и в статью 3.5 КоАП.

Россия явля­ется далеко не един­ствен­ным госу­дар­ством, где преду­смот­рено нака­за­ние за оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств. Законы о бого­хуль­стве (оскорб­ле­нии рели­ги­оз­ных чувств, оскорб­ле­нии чувств веру­ю­щих, оскорб­ле­нии веру­ю­щих, кощун­стве) суще­ствуют во многих стра­нах мира (c разной сте­пе­нью реаль­ного исполь­зо­ва­ния), напри­мер, в Греции, Испа­нии, Египте, Турции, Гер­ма­нии, Австрии, Бра­зи­лии, Изра­иле, Польше, Фин­лян­дии. Эти законы направ­лены на защиту кате­го­рии граж­дан, при­над­ле­жа­щих к той или иной кон­фес­сии, и огра­ни­чи­вают выра­же­ние своего мнения в отно­ше­нии святых лиц, рели­ги­оз­ных арте­фак­тов, обы­чаев и веро­ва­ний.

Почему хула на Свя­того Духа счи­та­ется непро­сти­тель­ным грехом?

В Новом Завете самым непро­сти­тель­ным грехом Гос­подь назы­вает хулу на Свя­того Духа: «Всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам; если кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­стится ему; если же кто скажет на Духа Свя­того, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем» ( Мф.12:31-32 ). Хула на Свя­того Духа озна­чает упор­ное отвер­же­ние Божией бла­го­дати и тем самым созна­тель­ное при­ня­тие сто­роны демо­ни­че­ских сил в их про­тив­ле­нии Боже­ствен­ной воле и бла­го­дати, в то время как «слово на Сына Чело­ве­че­ского» озна­чает непри­зна­ние Бого­сы­нов­ства Иисуса Христа, кото­рое может про­ис­хо­дить от неве­де­ния и потому не исклю­чает внут­рен­ней пере­мены чело­века, пока­я­ния и обра­ще­ния к вере во Христа.

Источник

Значение слова богохульство

Словарь Ушакова

богох у льство, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение бога.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(Лев 24:11-16) — один из самых тяжких грехов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Православный энциклопедический словарь

оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что «хула на Духа (Святого) не простится человекам» (Евангелие от Матфея 12,31).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.

Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание.

Православная энциклопедия

один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Библия: Тематический словарь

произносить хулу на Бога

А. Как совершаются богохульства:

Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11

речи против слова Божия:

Неем 9:18,26; Иез 20:27,28

Б. Установления о богохульстве

запрещено законом Божиим:

Лев 24:13–16,23; Мф 26:65,66

В. Причины обвинения Иисуса в богохульстве

называл себя Сыном Человеческим:

называл себя Богом:

Г. Хула на Святого Духа

называть Иисуса ангелом сатаны:

Мф 12:24–27; Мк 3:22-26

Мф 12:31,32; Мк 3:29; Лк 12:10

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG blasphemy)

устное или письменное оскорбление, поругание или выражение неуважения по отношению к Богу. В древнем иудаизме оно наказывалось смертью (Лев. 24:16), от него предостерегают в Новом Завете (2 Тим. 3:2; 2 Пет. 2:2; Откр. 16:9, 11).

Словарь Ефремовой

ср.
Поношение Бога или догматов веры.

Источник

Богохульство

Что означает слово богохульство

Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула, ст.-слав хѹла) — непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

По иудейским, христианским и мусульманским верованиям является грехом.

В разные периоды истории и у разных народов это понятие понималось по-разному и в различной степени преследовалось по закону.

Содержание

История

Состав и наказуемость этого деяния (до сих пор считающимся в ряде стран преступным) в разные времена были весьма различны.

В кодексах XVIII всё ещё встречаются преступления против бога, но позднее даже сторонники теологического направления в праве, отождествляющие область права и религии, вернулись к древнеримскому взгляду на богохульство, признав, что бог находится вне сферы человеческих отношений, недосягаем для преступных посягательств и не нуждается в защите земного правосудия; неисполнение же правил веры и обрядов вероисповедания не может быть предметом суждения светского суда, некомпетентного в оценке убеждений и требований совести. Кроме того, было признано, что принуждение к исполнению требований религии государственными наказаниями унижает прежде всего саму религию и ведёт к лицемерию и неверию. Уголовные законы могут и должны ограждать церковь как общество верующих, ограждать её мирное существование, закон может преследовать за оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, так как этим нарушаются интересы и права личностей, может наказывать за нарушение благочиния в церквах и молитвенных домах, за препятствование свободного отправления богослужения и т. п., но во всех этих случаях объектом преступления будет не бог, вера или религия в целом, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. Сыграл свою роль и процесс перехода большинства цивилизованных государств к светскому состоянию, в результате которого религиозные учреждения утратили в значительной мере рычаги воздействия на политическую и правовую систему государств. В уголовных законах понятие «богохульство» было заменено на «оскорбление религиозных чувств», тяжесть наказания за которое существенно меньше, чем в былые времена за богохульство.

Тем не менее, в государствах, где юридическо-правовая система не приняла данные основы римского права по отношению к религии богохульство до сих пор остаётся преступлением, за которое может быть назначено наказание вплоть до смертной казни. Так обстоит дело в исламских государствах. В исламе хула на Бога признаётся одним из тягчайших грехов (наряду с отступничеством), и по шариатскому праву она наказывается смертной казнью через побивание камнями.

Богохульство в Российской империи

В законодательстве Российской империи под «богохулением» понималось посягательство на признаваемое христианской верой вообще и православной церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и православной церкви или порицании их.

Субъектом этого преступного деяния могло быть всякое лицо, объектом считались охраняемые правом «честь и уважение ко всему признаваемому божественным или священным христианскою верою вообще и православной церковью в особенности». По букве закона сюда относились: Единосущная Божественная Троица, Пречистая Дева Мария, Честный крест, бесплотные силы Небесные, Святые Угодники Божии, их изображения, Св. Писание, Св. Таинства и вообще религиозные догматы и обряды.

Весьма характерно, что так сурово закон подходил к богохульству только в отношении христианских, в особенности — православных святынь, боги и святыни прочих религий законом не оберегались. Публичное хуление мусульманином Бога (Аллаха) или тунгусом — Будды не признавалось богохульством в смысле законодательства. При этом ругательство над еврейской Библией в публичном собрании могло быть подведено под понятие богохульства, так как под выражением «Священное Писание» закон понимал всю христианскую Библию, а следовательно, и Ветхий Завет тоже.

Хотя субъективной стороной богохульства признавался умысел «поколебать веру присутствующих или произвести соблазн», наказуемость не устранялась и в тех случаях, когда оно было совершено неумышленно и даже случайно, вообще без умысла оскорбить святыню, когда виновный не знал и не мог знать о преступности своего деяния.

Самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12—15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершённом в церкви. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6—8 лет, а виновный в богохульстве, совершённом лишь при свидетелях, — лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдалённейших местах Сибири. Неумышленное богохульство, совершённое по неразумению, невежеству или пьянству, наказывалось тюрьмой. За недонесение о богохульстве недоносители приговаривались к тюрьме или аресту.

Интересно, что наказание за богохуление или порицание веры, совершённое посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст.181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры, хотя, казалось бы, печать, могущая действовать на большое число людей и даже на последующие поколения, представляет собой гораздо более опасное средство совершения этого преступления, чем устное слово, действие которого ограничено сравнительно незначительным числом слушателей и вовсе не долговечно. Причина этой странной постановки наказуемости неизвестна, можно лишь предполагать, что законодатель, принимая во внимание весьма низкий уровень грамотности, особенно в простом народе, на момент появления этого закона, счёл печатную форму менее доступной широкому кругу людей, а также менее способной возбудить страсти толпы и вызвать беспорядок.

Источник

БОГОХУЛЬСТВО

[богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры.

В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «. кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]. » (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «. всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.

В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого, не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

Христ. императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христ. религии и Церкви, в т. ч. и за Б. В 77-й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».

Средневек. уголовное законодательство Зап. Европы предусматривало за Б. самые тяжкие кары, как правило смертную казнь, в т. ч. через сожжение. С XVI в. наказания за данное преступление смягчаются: смертная казнь заменяется телесными наказаниями или штрафами. В XVIII в. уголовное право большинства европ. гос-в уже не предусматривает смертной казни за Б., изменяется объем этого преступления (из него, в частности, исключается божба), иначе трактуется и его природа. Так, в Австрии при имп. Марии Терезии (кодекс 1768 г.) Б. еще рассматривается как тягчайшее преступление, суть к-рого заключается в оскорблении Божества, могущем привлечь гнев Божий на попускающее его правительство и на всю страну, но уже при имп. Иосифе II (кодекс 1787 г.) трактуется как преступление против интересов религ. общины, угрожающее общественным возмущением. Виновные в Б. подлежали принудительному помещению в дом для умалишенных впредь до раскаяния и исправления. В кодексе революционной Франции 1791 г. Б. среди преступлений вовсе отсутствует. В уголовном законодательстве большинства гос-в ХХ в. Б. не рассматривается в качестве преступления, при этом отдельные его проявления могут подлежать уголовной ответственности как посягательства на законные интересы религ. общин и верующих.

В юридических источниках Др. Руси религ. преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира, где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х-ХХ вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религ. преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.). Однако о Б. в собственном смысле слова речь в этих, как и в позднейших, актах не идет.

Кара за Б. впервые в российском законодательстве предусмотрена Соборным уложением царя Алексея Михайловича (1649), 1-я глава к-рого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за Б. была отменена смертная казнь. Религ. преступления подверглись тщательной разработке при составлении Свода законов Российской империи 1832 г., где они собраны во 2-м разд. 1-й кн. XV т., причем богохуление занимает 1-ю гл. этого раздела.

В «Уголовном уложении» 1885 г. в целом сохранены положения «Уложения» 1845 г. В уголовном законодательстве нач. ХХ в. Б. трактуется как одно из самых тяжких преступлений, но наказания, предусмотренные для виновных в этом преступлении, смягчены, как смягчены они и по всем др. преступлениям.

В уголовном законодательстве советской эпохи ввиду отделения Церкви от гос-ва, атеистической политики гос. власти и дискриминации Церкви не было места для такого преступления, как Б. Более того, Б., в т. ч. в самой циничной форме, официально поощрялось, составляло характерную черту атеистических публикаций, особенно в 20-30-х гг., на страницах ж. «Безбожник», а также на рубеже 50-60-х гг., во время хрущевских гонений на Церковь.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. не включает в перечень преступлений Б. Но косвенным образом отдельные случаи Б. могут подлежать уголовной ответственности, если они, напр., содержат в себе также оскорбление религ. чувств, возбуждение религ. вражды, чинение препятствий в совершении санкционированных богослужений, акты вандализма.

Лит.: Белогриц-Котляревский Л. С. Преступления против религии в важнейших государствах Запада. СПб., 1886; Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. М., 1984-1988.

Прот. Владислав Цыпин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *