Что означает слияние звуков
Слияние согласных
(висЁлая грамматичная ироктика)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Согла;сные — звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.
Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и преодолевая препятствие (см. место и способ образования согласных), изменяя своё направление. В русском языке это шумные согласные (взрывные, фрикативные и аффрикаты), группа сонорантов (плавные и латеральные), группа сонорных согласных (дрожащих и носовых), а также полугласный (или полусогласный) й.
Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки».
В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они противопоставлены гласным А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я, а также полугласному (полусогласному) звуку Й.
Горло сжали звуки речи и дыханье сперло от
притягательных предплечий и живОта на живот
Размягчились руки в ручки и от нежности такой
Уплывают плавно тучки в сонорантовый покой
Глухо небо было в клочья, но вчера! Сегодня – фронт
передвинулся с бесстрочья и строчит в поток аорт
Гонит чувства звонким взрывом вверх, за звуковой предел
До хрустального надрыва, до шипящих в томе тел…
Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?
Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
Конспект урока «Слог-слияние. Гласные и согласные»
На тему : «Звуки в словах»
Цель : Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение
Задачи : дать представление о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; совершенствовать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать, рассуждать.
2. Актуализация опорных знаний.
-Из чего состоит наша речь?
— Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки
3. Изучение нового материала.
— Кто изображен на картинке? Аист
— Давайте произнесем слово аист хором.
— Запишем схему этого слова:
— Сколько слогов в этом слове?
— Произнесите первый слог
3.1. Звуко-буквенный анализ слова «аист»
— Сколько звуков вы слышите?
— Произнесите второй слог.
— Сколько в нем звуков?
— Произнесем этот слог протяжно, замедленно.
— Сколько всего звуков в слове?
— Сколько в первом слоге?
— Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
— Какой слог ударный?
3.2. Представление о гласных и согласных звуках
— Произнесите слово аист.
— Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
— При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными. Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
— В русском языке есть шесть основных гласных звуков. Их произносят с помощью голоса, их можно долго и громко кричать, а все потому, что потоку воздуха не мешает выходить изо рта ни губы, ни зубы, ни язык. Давайте попробуем найти эти звуки среди других. А обозначать мы их будем красным цветом.
Называю звуки. Дети пытаются долго и громко прокричать каждый звук. Если звук гласный, дети показывают красный квадрат.
Затем хором повторяем все гласные звуки.
[ A ], [ O ], [ У ], [ Ы ], [ И ], [ Э ].
3.3. Работа со звуковой схемой
На доске выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
-Повторите звуки слова: [ а ], [ и ], [ с ], [ т ].
-Какие звуки не обозначили?
-Попробуйте долго и громко кричать их. Можно их считать гласными? Это согласные!
-Почему не можем долго кричать эти звуки? Что нам мешает? (Поток воздуха, который выходит изо рта, когда мы произносим эти звуки, сталкивается с преградами- губами, зубами, нёбом). Такие звуки называются согласными.
-Что встречается на пути потока воздуха, когда мы произносим [ С ],[ П ], [ Т ],[ Р ]?
3.4 Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным. Работа с учебником, с. 15.
— Какое дерево склонилось над прудом?
— Произнесите первый звук.
— Что можете о нем сказать?
— Посчитайте, сколько слогов слове ива?
— Произнесите второй слог.
— Сколько звуков вы слышите в этом слоге?
— В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
/
— При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
4.Закрепление знаний и способов действий.
Анализ слов куры, гуси. Работа со схемами слов (гласных звуков), стр.18 учебника.
— Кто это на картинке?
— Сколько слогов в слове куры?
— Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных звуков услышали? Назовите их.
Стяжение, синереза
Стяжение, синереза это фонетическое явление в античном стихосложении, которое заключается в объединении двух смежных гласных звуков в дифтонг или в один гласный.
Происхождение
Фонетическое явление стяжения возникло в античной метрике и использовалось преимущественно исходя из требований стихотворного размера. В греческих стихах стяжение называлось «синизеса» (от греческого synizisis – стягиваю, сжимаю) и состояло в слиянии двух соседних гласных фонем в дифтонг – сочетание не разделённых согласными двух гласных в одном слове. Синизесы использовал великий древнегреческий поэт Гомер (VIII в. до н. э.), а также авторы античных трагедий.
Синереза
В латинском стихе фонетическое явление, аналогичное синизесе, получило название «синереза». Смежные гласные, которые стягивались в один слог, не подвергались номинальному соединению, т. е. на письме оставались оба гласных звука, слияние фонем происходило за счёт произношения читателем. Например: в латинском слове mulier, которое номинально произносится в три слога, в результате слитного произношения сочетание гласных ie стягивается в один слог.
Стяжение и элизия
Со временем в греческом и латинском стихосложении стяжение стало обозначать не только слияние гласных в дифтонг, но и опущение первого из двух гласных звуков, расположенных в конце и в начале двух соседних слов соответственно. В результате стяжения два кратких слога заменяются одним долгим. К этой форме стяжения по принципу организации близка элизия – фонетическое явление, при котором опускается конечный безударный гласный, что приводит к сокращению слова. В силлабо-тоническом стихосложении фонетическое явление стяжения соответствует слиянию двух безударных слогов в один ударный.
Пример стяжения:
Стяжение в русской поэзии
Стяжение широко используется в русской поэзии для усиления художественной выразительности и ритмичности речи. Главным образом употребляется для поддерживания метра, например: для сохранения сильной позиции в стихе. Поэтические стяжения применяли известные русские писатели А. А. Блок, Б. Л. Пастернак, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов и др.
Пример стяжения в поэзии:
Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
(А. А. Блок, «Скифы», 1918 г.)
Стяжением выступает сокращенное слово «мильоны», в котором, в отличие от его полной формы «миллионы», гласные звуки «ио» стягиваются в один слог.
Стяжение в английском языке
Стяжения распространены в английском языке, что обусловлено частым наличием гласных звуков в словах. Сокращение слова или словосочетания посредством пропуска букв в письменном английском языке отражается апострофом, например: do not – don’t, I will – I’ll. Стяженные формы слов часто становятся заменой для полной формы, т. к. они морфологически описаны.
Синереза и диереза
Синерезе противоположна диереза (от греч. diairesis – различение, деление) – фонетическое явление, состоящее в раздельном произношении крайних гласных фонем на словоразделе.
Слово синереза, синерезис произошло от греческого synairesis, что в переводе означает сокращение, соединение.
Что означает слияние звуков
Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным
Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.
Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 16–17.
– Что вы видите на картинке?
– Что делают взрослые?
– Каких животных видите? Что они делают?
– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?
На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.
1. Звуко-буквенный анализ слова аист.
• Беседа с учащимися по вопросам :
– Давайте произнесем слово аист хором.
– Запишем схему этого слова:
– Сколько слогов в этом слове? (Два.)
– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?
– Произнесите второй слог. (-ист.)
– Сколько в нем звуков? (Три.)
– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)
– Какой первый звук? (иии.)
– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)
– Сколько в первом слоге? (Один.)
– Сколько во втором? (Три.)
Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
– Какой слог ударный? (Первый.)
2. Представление о гласных и согласных звуках.
– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
Варианты ответов детей.
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
Постановка целей и задач урока.
Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Вопросы по картинке: с. 16–17.
– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)
– Произнесите первый звук. ([и].)
– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)
– Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (Два.)
– Произнесите второй слог. (-ва.)
– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)
– Какой гласный? (Звук [a].)
Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
Работа по учебнику: с. 16.
1) Анализ слова куры.
Вопрос ы и задания :
– Сколько слогов в слове куры? (Два.)
– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.
– Произнесите первый слог. (Ку-.)
– Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Произнесите второй слог. (-ры.)
– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Составим схему данного слова:
– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)
– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.
2) Аналогичная работа проводится со словом гуси.
– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)
3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).
– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. ( Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)