Что означает скзи в тахографе
Что такое блок СКЗИ тахографа
СКЗИ – это аббревиатура, состоящая из заглавных букв названия устройства: «система криптографической защиты информации», которое применятся для шифрования, хранения, передачи и дешифровки данных тахографа.
Но оснащения транспорта тахографом недостаточно, для того чтобы аппарат начал функционировать, следует приобрести ключ к памяти контрольного устройства. Причем, у каждого водителя он должен быть персональным.
При этом все данные, которые хранятся в блоке СКЗИ, надёжно защищены от несанкционированного их редактирования, корректировки либо удаления без предварительной расшифровки.
Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных
Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа. Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации. Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.
Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.
Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:
СКЗИ: применение и особенности эксплуатации
Нужно иметь в виду, что блок СКЗИ применим, только для того автомобиля на который он установлен. В случае ремонта как самого автомобиля, либо выхода из строя его тахографа, блок защиты информации запрещено даже временно использовать на другом транспортном средстве.
Кроме этого блок по истечении трёхлетнего срока использования должен быть обязательно подвергнут дополнительной калибровке, а также с его заменой и активацией, что связано с дополнительными мерами по защите зашифрованных данных и безопасностью информации, которая находится на карте памяти оборудования.
Все изменения, связанные с автомобилем, такие как изменение его конструкции, смена номера, перекраска кузова, всё, что требует перерегистрации транспортного средства также должно сопровождаться калибровкой и активацией блока криптозащиты.
Активация блока СКЗИ
После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:
На этом активация завершена.
Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля
В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.
Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.
Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.
Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.
Криптозащита СКЗИ
Криптографическая защита информации, полученной с тахографа, основана на программном методе её защиты, что предусматривает применение специальной программы для шифровки, кодирования или другого вида преобразования данных до такого их состояния, которое становится недоступным без ввода ключа (цифровой подписи). Дешифровка возможна лишь при предъявлении специальной цифровой подписи, которая является основанием для расшифровки информации. При этом защищённым становится массив информации, а не доступ к базе данных.
Главная особенность криптозащиты СКЗИ заключается именно в том, что расшифровать информацию, полученную с тахографа не может ни авто предприятие, которому принадлежит автомобиль, ни водитель транспортного средства. Доступ к данным блока СКЗИ может быть осуществлён лишь одновременным вводом цифровых подписей контроллёра, а также представителей ремонтной мастерской и владельца автомобиля. Когда вводится цифровая подпись одного из перечисленных представителей, то происходит лишь съём информации без её дешифровки.
Тахограф c СКЗИ
Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.
Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.
Устройство тахографа с СКЗИ
Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось. Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.
СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:
Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.
Функции блока НКМ с криптографической защитой
Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001, Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:
Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ. Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.
Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?
Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:
Есть различия и в способе защиты информации:
При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.
Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов, водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.
Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ
Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:
Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах 12:29, 10 ноября 2021 Версия для печати
Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.
Какие бывают тахографы?
В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках. За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело. Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.
Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.
Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.
На какие машины устанавливаются тахографы?
Применительно к грузовикам — на все транспортные средства категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. То есть для лёгких коммерческих автомобилей (например, для «Газелей») устройство не обязательно. А вот на «Газон» или другой среднетоннажный грузовик тахограф устанавливать придётся.
Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.
Как работают тахографы?
Садясь за руль, водитель включает устройство и вставляет в него свою карту, а затем вводит пин-код. Прибор автоматически включает режим «Управление» когда машина едет или «Работа» — когда она стоит на месте. Режим «Отдых» водитель обычно включает вручную, хотя некоторые модели тахографов могут делать это автоматически – когда глушится двигатель автомобиля.
Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.
Где взять тахограф и как его обслуживать?
Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.
Техобслуживание тахографа называется «калибровкой», делать её нужно раз в три года. С таким же интервалом меняют блок СКЗИ. Никаких других манипуляций с исправно работающими устройствами проводить не нужно.
Где взять карту для тахографа?
Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.
Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).
Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!
Что делать, если тахограф сломался?
Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.
Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.
Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.
Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?
РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
Вот краткая выжимка из этих правил:
424-й Приказ Минтранса не лишён шероховатостей: некоторые его положения позволяют перевозчикам «легально злоупотреблять» — продлевать ежедневное рабочее время, оправдывая это причинами, которые практически невозможно проверить. Отличный обзор этого Приказа подготовил автор блога dalnoboi.pro.
Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?
За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.
ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.
Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.
Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?
Безусловно, тахографы выполняют свою функцию и отслеживают режим труда и отдыха. Но в России, как и во многих других странах мира, водители не всегда соблюдают этот режим. Нарушения носят массовый характер и встречаются как среди «частников» (предпринимателей, владеющих одним или несколькими грузовиками), так и в крупных транспортных компаниях.
Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.
Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.
Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?
Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.
— Штраф за тахограф 1500 рублей, а инспектору Ространснадзора водители дают 500, — рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — В крупных компаниях траты на штрафы заложены в тариф! Перевозчики говорят: если мы привезём груз с опозданием, штраф от заказчика будет гораздо выше.
РТО никто не соблюдает, потому что это невозможно. Если с завтрашнего дня взять и всех перевозчиков обязать соблюдать законы, послезавтра экономика встанет. С учетом количества времени, в течение которого водителю можно работать, в машины нужно сажать по несколько водителей. А у нас их и так не хватает.
Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.
Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?
По всей видимости, да.
В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.
В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.
Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.
Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться
В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.
Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.
Источник
Как получить карту водителя для тахографа
Карта водителя для тахографа — это пластиковая карточка со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства.
Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать
Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:
В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).
Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.
Кто устанавливает тахограф и обеспечивает водителей карточками
Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он покупает оборудование, включающее и пластиковые свидетельства, за собственный счет и устанавливает его в соответствии со ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995.
При желании работник вправе получить свидетельство самостоятельно; как получить карту водителя для тахографа частному лицу или организации, установлено в законодательстве, порядок дополнительно уточнен и на официальном сайте Минтранса.
Если трудоустроен работник, у которого такое пластиковое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не вправе отобрать ее у работника. Порядок взаимодействия в этом случае регулируется в контракте или коллективном договоре.
Алгоритм действий, как получить карту СКЗИ самостоятельно, установлен в новом Приказе Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 (действует с 01.01.2021 по 01.01.2027). Для этого обращаются в организацию, изготавливающую и выдающую пластик (перечень опубликован на сайте ФБУ «Росавтотранс»), с заявлением и пакетом документов. Занимаются приемом заявлений и многофункциональные центры (МФЦ).
Чтобы узнать, где получить карту тахографа для водителя на международных перевозках (ЕСТР), обращаются к порядку выдачи, утвержденному Приказом Минтранса РФ №435 от 23.10.2020. В этом документе установлена одна организация — ФБУ «Росавтотранс».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить карту водителя для тахографа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что такое карточка водителя
Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).
Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.
Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.
Кому нужна карта водителя для тахографа
Не все водители автотранспорта вправе получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:
Какие бывают водительские карты для тахографа
Пластиковые свидетельства различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС», то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.
Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:
Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР
Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:
Где и как оформить карту водителя
Должностные лица, на которых возложена обязанность оснастить транспорт нужным оборудованием, нередко задаются вопросом: где сделать карту водителя для тахографа и что для этого нужно. Способов три:
Какие документы необходимы для оформления тахокарты
Для оформления потребуется пакет документов, конкретно, какие документы нужны для оформления карты водителя для тахографа:
Образец заявления
На обороте приклеивается фото работника, дается образец его подписи, отдельно заполняется согласие на обработку персональных данных.
Какова стоимость оформления водительских карточек
Вопрос, сколько стоит карта водителя для тахографа, уточняется у изготовителя или в МФЦ.
Срок изготовления тахокарты
Изготовление пластика занимает от 10 до 25 рабочих дней со дня приема заявления и полной оплаты.
Штрафные санкции, предусмотренные в 2021 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей; за выпуск на линию, для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, предусмотрен штраф в размере — от 7000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей, а для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей. Санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.