Что означает фраза вот злонравия достойные плоды недоросль
В чем смысл фразы «Вот злонравия достойные плоды»?
Как вы понимаете фразу Стародума: «Вот злонравия достойные плоды» («Недоросль»)?
Помогите написать сочинение-рассуждение на данное высказывание, начинать нужно со слов «Я поняла это высказывание так. «.
Каждый получает в конце концов по своим заслугам. Воспитывая сына, Простакова не стремилась привить ему такие качества, как ответственность, доброжелательность, сострадательность и все то, что свойственно нормальному благоразумному человеку.
Недоросль не хотел взрослеть, ему нравилось лениться и быть похожим на матушку, которую он, впрочем, ни во что не ставил. Ведь матушка-то была далека от эталона подражания, власть и безнаказанность совершенно испортили ее нрав.
Так что какова матушка, таков оказался и сыночек.
Я поняла эту фразу так:
Вот и получается, что если в семье царит злонравие, то плоды, то есть дети, будут достойны своих родителей.
Зло не остается безнаказанным. И человек, который в каком-то деле проявил злонравие, то есть поступил откровенно говоря плохо, не уйдет от возмездия, судьба его обязательно накажет.
Конечно, с этим утверждением можно поспорить. Случается, что человек всю жизнь только и делает, что пакостничает, но при этом живет хорошо, не жалуется.
Сынок из Недоросля вырос таким же, как и его мать, которую в итоге он совершенно не уважал и вопрос, любил ли. Мораль в том, что злой человек в итоге не будет счастливым, зло ему аукнется и откликнется.
Эту фразу можно понимать так: каждый человек получает по своим заслугам, Митрофанушке его мать слишком много позволяла, не воспитала в нем порядочности, воспитанности, уважению к старшим. Недоросль вырос и также начал относиться не только к окружающим, но и к своей матери.
Вот и пожала мать плоды своего воспитания (злонравия), воспитав невежду, который ее ни во что не ставит.
Я поняла это высказывание, как:
Каждый человек в результате своих деяний получает именно то, что он заслуживает.
Если Недоросль рос эгоистичным, ленивым человеком, не имея ни каких нравственных понятий, то и плоды его жизнедеятельности соответственно таковы. Мама не привила сыну ни каких нравственных понятий, он перенимает от неё её мышление, отношение к окружающим.
Злонравие в произведении представлена в нраве сына, Недоросля, да и их семьи в целом.
Они эгоистичны, не уважают ни кого, да и отношения в их семье далеко лишены он нормальных. Недоросль не уважает свою зловредную мать, не ценит и не уважает ни кого вокруг.
Сейчас эта фраза встречается достаточно редко, но все равно она не потеряла актуальности и в наши дни.
Каждый понимает ее по своему. Но мне кажется что смысл ее в том, что рано или поздно каждый человек получает то, что заслуживает. Если вы сделали кому-то зло, оно не останется безнаказанным, возмездие все равно будет.
Так и в рассказе. Митрофанушка стал как и его мать. А это разве хорошо?
Я поняла это высказывание так: Д.И Фонвизин закончил ей свое произведение, как будто этой фразой он вывел мораль в пьесе. Автор хотел донести до читателя, что русские крепостники были очень злыми и невежественными. Поэтому они сами и вырастили точно такого же жестокого, жадного и невежественного человека. Главной проблемой в произведении является проблема воспитания, в каких условиях воспитывался человек, таким он и будет, когда вырастет. Такие вот «плоды злонравия».
В итоге Митрофана никого не любит, он вырос злым и невежественным лентяем.
В данном выражении смысл таков от зла получаешь зло, емли дословно. То есть если мать воспитывала ребенка в злом нраве, негативном отношении или у нее скверный характер, то сын (дочь) переймет негативные черты характера.
В произведении мы видим пример, когда сын вырос таким же как его родительница.
Недорослем в 18 веке называли молодого дворянина, который еще не поступил на службу, поскольку «не дорос» летами. Это слово не имело негативного значения, поскольку по сути было синонимом слова подросток. Но после выхода комедии Фонвизина слово начинает быстро выходить из общего употребления, так как стало нарицательным для обозначения малолетнего тунеядца и неуча.
Этим премудростям обучал его Вральман. Кутейкин учил грамоте, Цыфиркин арифметике, а Правдин к учителям отношения не имеет. А вот Вральман давал уроки светской жизни. Как оказалось, он был простым кучером, хоть и немец. Но для Простаковой было важно именно то, что он немец, а чему научит сына не важно.
В сочинении по произведению «Собачье сердце» правомерно, на мой взгляд, указать, что Михаил Булгаков резко осуждал свержение монархии. Он с ужасом и отвращением воспринял октябрьский переворот и отверг его уравнительные лозунги. Были разрушено все положительное, что было в России. У власти и во многих учреждениях оказались в основной массе безграмотные в переносном смысле люди, как говорится «из грязи в князи». В образе Шарикова в гротескной форме писатель критикует невежество, апломб и наглость таких людей.
И когда Филипп Филипович кричит:
то это кричит не только профессор Преображенский и не только созданному им Шарикову. Это говорит сам Михаил Булгаков, киевский юноша-медик, полтора года лечивший темных крестьян в российской глубинке.
И в наше время, если присмотреться, кругом найдутся такие же шариковы, невежественные, но наглые, развязные и агрессивные.
Школьный маскарад, сочинение по литературе.
В конце февраля учительница объявила, что первого марта в школе состоится маскарад, посвященный первому дню весны. Что мы будем провожать зиму и потому должны прийти в нарядных и необычных костюмах. Ирочка тут же спросила:
-А вы тоже будете в костюме, Нелли Ивановна?
Я очень загорелась этой идеей и стала думать, какой же костюм приготовить к маскараду. Мне хотелось быть кем-то волшебным и сказочным, но ничего кроме зайчика в голову не лезло. Наконец мне пришла одна идея и я очень обрадовалась.
И вот долгожданный день настал. Школу наводнили зайчики, медведи, снеговики, снежинки и даже сосульки. Был даже один ручеек, хотя пока он об этом не сказал, никто и не думал, что это именно ручеек.
Но мой костюм был самым лучшим. Все мне просто обзавидовались. Я была в костюме Снегурочки, а когда меня спрашивали причем тут Снегурочка и весна, я отвечала:
«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
Что такое «злонравие»
Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»? Значение этого слова легко понять, обратившись к характерам персонажей. Злой нрав, присущий отдельным героям пьесы, явлен в комедии во всем своем неприглядном виде. Скотинин и Простакова перед зрителями, как на ладони. Они слишком уверены в своей правоте, чтобы попытаться скрыть безобразные черты своей натуры.
Несоответствие маски и настоящего лица делает помещицу нелепой. Необузданная любовь Простаковой к Митрофану и одновременно неистовая озлобленность ко всем остальным людям приводят ее к катастрофе. Неблагодарный сын отворачивается от матери в трагическую минуту ее жизни, брат тоже отходит в сторону. Это означает, что у нее нет близких людей, готовых заступиться за нее. План Простаковой был — получить часть наследства Софьи, в итоге же она оказалась жалкой и смешной.
Понятие «злонравие» в «Недоросле» значительно шире, чем характеры персонажей. Крепостничество развратило нравы помещиков. Жестокость, своеволие, безнаказанность господ превратили жизнь простого народа в череду унижений, непосильного труда и душевных драм.
Во многих произведениях русской классики явлены плоды злонравия. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Актуальность комедии
«Недоросль» Фонвизина не сходит с театральных подмостков и сейчас, хотя его отделяют от современного зрителя два столетия. К этой пьесе невозможно относиться как к давней странице истории. Ведь тема воспитания молодого поколения в литературе актуальна во все времена. Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня.
Центральное место в пьесе принадлежит проблеме воспитания. Жестокий, жадный и необразованный Митрофан — плод злонравия той невежественной среды, в которой он вырос. Написать краткое сочинение-рассуждение по комедии «Недоросль» несложно. Это очень интересная тема для школьников и абитуриентов. Выводы по поводу злонравия в пьесе лежат на поверхности. Объяснить смысл фразы «злонравия достойные плоды» можно не только образами персонажей бессмертной комедии Фонвизина, но и примерами из современной жизни.
Недоросль в театре
Не сразу комедия нашла путь к зрителю. Но в 1782 году Екатерина разрешила представить ее на сцене. То ли ей было выгодно считать пьесу прославлением мудрой власти, которая руками Правдиных ограничивает крепостников, то ли не хотелось потерять статус либеральной государыни. Так или иначе, комедия была разрешена к постановке в Москве и Петербурге и напечатана.
В театре «Недоросль» не только показывал зрителям в неприглядном виде такие пороки, как необразованность, бездуховность, лень, но и указывал на самое страшное зло того времени: беспредел властей и крепостные порядки. Эти пороки присутствовали всюду, от самой глухой деревни до императорского дворца.
Представители молодого поколения
Митрофан, воспитываясь невежественной, безграмотной, властной матерью, не получил совсем никакого образования. Этот «обжора» читает только по слогам, не умет считать. В начале комедии кажется, что он глуп, даже жалок. Но на самом деле он очень хитер и изворотлив.
Пользуясь абсолютной безнаказанностью, «недоросль» часто делает все, что ему захочется. От своей матери, по натуре Скотининой, Митрофан перенял многие черты характера. Он вырос таким же жадным, ленивым, злым и непорядочным.
«Недоросль» бессовестно предает свою мать, когда с ней случается беда. «Вот злонравия достойные плоды» — кто сказал эту фразу в конце пьесы? Именно Стародуму — просвещенному человеку доверил Фонвизин последнюю реплику комедии «Недоросль», обобщающую жизнь Митрофана.
Напротив, Софья является примером доброты, кротости, сердечности. Она стремится к знаниям, уважает старших, почитает родителей. Эта девушка имеет собственное мнение о происходящих событиях, обладает незаурядным умом. Светлый образ Софьи вызывает симпатию и у современных зрителей. Эта милая девушка заставляет:
Столкновение двух миров
Основой сценария комедии является столкновение двух разных по своей сути миров. В каждом из них сложились свои стили поведения, интересы, потребности. Мир необразованных, ленивых, злых помещиков, творящих беззакония, мечтает безраздельно властвовать не только над миром бесправных крепостных крестьян, но даже и над благородными просвещенными членами общества. Положительных героев в пьесе представляют:
Два диаметрально противоположных лагеря наиболее всесторонне показаны в образах Стародума и Простаковой. Эти персонажи имеют совершенно разные намерения в отношении своих детей. Например, Простакова обращается к сыну: «Нашел деньги — ни с кем не делись… Не учись этой дурацкой науке!» Стародум же учит Софью: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтобы прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…»
Противостояние идей персонажей Фонвизина и сегодня не может не волновать. Ведь никуда не исчезли родители, которые заботятся только о материальных благах для своего чада, забыв о воспитании. Такая искаженная любовь и безоговорочное исполнение всех желаний ребенка в дальнейшем неизбежно приведут к катастрофе. «Злонравие» членов семьи Простаковых-Скотининых, в которой взрослеет «дитятко», приносит свои плоды.
Если нет уважения, взаимопонимания, любви и доброты, это неизбежно приведет к разрушительным последствиям. Вряд ли такое совместное проживание людей в моральном плане можно назвать семьей. К людям, посеявшим зло, оно же и вернется. Каждому обязательно воздастся по заслугам, дети наследуют черты родителей. Митрофанушка, например, перенял у матушки:
klassreferat.ru
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»). Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын». Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
«Вот злонравия достойные плоды» с цитатами, 8 класс
Вот злонравия достойные плоды (по пьесе Фонвизина «Недоросль»)
«Вот злонравия достойные плоды». Такими словами заканчивается знаменитая пьеса Фонвизина. Написана она в эпоху классицизма и согласна с его канонами драматургии. В XVIII веке пьесы решали, в первую очередь, воспитательные и нравственные задачи.
Дворянство было привилегированным сословием, с которым государство связывало большие надежды в будущем. Но к сожалению, крепостное право сильно извратило дворян. На самом же деле эти проблемы актуальны и в наше время.
Главным персонажем комедии является молодой человек Митрофанушка – сын барыни-крепостницы Простаковой. Перед читателем во всей красе предстает деградация дворян. Мать Митрофанушки – жестокая, грубая, злая и двуличная женщина. Ее фамилия говорит сама за себя, так как героиня – простак. Она не видит дальше своего носа, не может отличить хорошее от плохого. Простаковой чуждо желание думать, а ее главная черта характера – невежество, которое, к сожалению, сопровождается еще и злостью, желанием властвовать над всеми. Каждый день она бьет крепостных, она даже своего мужа сделала полностью подвластным ей.
Единственный человек, которого любит Простакова – это ее сын: «Поди порезвись, Митрофанушка!». Но и любовь к сыну совершенно слепая. Мать старается соответствовать моде и правилам, нанимая сыну учителей, но со свойственными ей необразованностью и ленивым умом, она не может правильно оценить работу педагогов. К Митрофану была приставлена няня Еремеевна, получавшая «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она продолжала пагубное влияние на хозяйского сына, и главной ее заботой было накормить мальчика, воспитанию же и она не уделяла совершенно внимания.
Вот и учитель математики Цыфиркин и учитель грамоте Кутейкин получают гроши за свой труд, зато Адам Адамыч Вральман, якобы обучавший Митрофанушку «всем наукам» был в доме на особом счету и пользовался особым уважением. А все потому, что не сильно обременял учением любимого сына Простаковой.
Но к сожалению, и труды других учителей прошли даром для умственного развития Митрофанушки. Учился он без охоты и позволял себе довольно грубое и бесцеремонное отношение к своим наставникам. Конечно же, с таким учением, Митрофан продолжал оставаться абсолютно неграмотным и таким же невежественным. Он полное отражение своей матери, плод ее воспитания: «Не хочу учиться, хочу жениться», – это все, что беспокоит Митрофанушку. Софья считает, что он уже остановился в своем развитии, несмотря на то, что ему всего только 16 лет. Дальше возможна только еще большая деградация.
Но самое страшное в Митрофанушке даже не его глупость и лень, а сочетание в нем тирана и раба. Он и жениться-то хочет, скорее всего, только потому, что его мать нашла подходящую невесту. А когда задуманное не удается, недоросль покорно соглашается на службу: «По мне, куды велят». В этом проявляется и его неумение и нежелание принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. И в то же время, Митрофанушка не умеет считаться с мыслями и чувствами других людей. И даже свою мать, так сильно любившую его, он предает, оставляя ее в трудную минуту.
Стародум и Правдин являются обличителями семьи Простаковой. Стародум с первой встречи замечает, что Митрофанушка вырос таким злонравным из-за воспитания матери. С горечью он признает духовное разложение семьи Простаковой. Сам же он в пьесе ратует за достойное нравственное воспитание молодежи, которое должно стоять на первом месте: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Митрофанушку испортило воспитание и среда, в которой ему пришлось расти. И в этом автор видит самую большую проблему в воспитании современной ему молодежи. Словами Стародума Фонвизин выражает свои мысли о том, что государству нужны не только образованные люди, но, возможно, в первую очередь – высоконравственные. А нравственность и моральные ценности закладываются не учителями, а семьей. Митрофанушка вырос тем, кем и должен был вырасти в семье Простаковой. Но Стародум считает, что еще не все потеряно в молодом человеке, и, возможно, служба сможет что-то изменить в нем.
Злонравие Простаковой вернулось к ней бумерангом. Но самое страшное, по мнению Фонвизина, это то, что дети таких дворян тоже растут злыми и глупыми. Деградация сословия и воспитание молодых людей образуют замкнутый круг, который необходимо размокнуть, прекратив поощрять в дворянах невежество, хамство и злость.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».
Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» — грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».
Все работы этого автора
Сочинение рассуждение на тему вот злонравия достойные плоды
Сочинение 9 класс. «Вот злонравия достойные плоды!» (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») «Недоросль» – комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше – он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово «злонравие». Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы. Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый Кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она – барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить. Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, как дворянка». В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а «душами», которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару. Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он – плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется, и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание – закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерна, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше. Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок – выкрасть Софью, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является как бы логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого. Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой даже для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища – власть и сына. Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущества, что смотрели на «Недоросля» как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сближающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины – многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых – косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией на жизнь екатерининского двора. Таким образом, госпожа Простакова – не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка – порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое – это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье – это обвинение в самодурстве и «злонравии». Эти пороки наносят вред не только людям (муж – безвольный раб, сын – глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет. «Вот злонравия достойные плоды!» – Нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию Недоросль можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие.
Вот злонравия достойные плоды! (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Вот злонравия достойные плоды! (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»). Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын». Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды — подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте — дьячка Кутейкина, арифметике — отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам — немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова — невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин — любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье — вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков — безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я — женин муж».
Митрофан — истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну — так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» — грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
План сочинения на тему вот злонравия достойные плоды
“Недоросль” — комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше — он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово “злонравие”. Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы. Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она — барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить. Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, “как дворянка”. В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а “душами”, которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару. Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он — плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание — закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше. Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок — выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого. Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища — власть и сына. Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на “Недоросля” как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины — многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых — косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора. Таким образом, госпожа Простакова — не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка — порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое — это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье — это обвинение в самодурстве и “злонравии”. Эти пороки наносят вред не только людям (муж — безвольный раб, сын — глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет. “Вот злонравия достойные плоды!” — нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию “Недоросль” можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие. Похожие сочинения: Сатирическое изображение помещиков в “Недоросле” Как Фонвизин высмеивает невежество в пьесе “Недоросль”? Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Идеи русского просвещения в пьесе “Недоросль”