Что означает фраза похороните меня за социум
2018, «Холодные звуки»
В общем-то, я не раз зарекался слушать альбомы с интересными названиями, записанные незнакомыми исполнителями. Чаще всего, кроме названия, ничего интересного в альбомах не было, что вызывало досаду из-за бессмысленно потраченного времени. Нередко я обещал себе больше так не делать.
Алексей Мажаев, InterMedia
Алексей Горшенев: «Какой-то Даня Милохин ее сделал в два счета — может быть, Ларисе Долиной это обидно?»
ОБ ИДЕЕ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ДЛЯ ПЕСНИ «КРИК»
— Вообще мы стали заигрывать со скрипками давно — еще на макси-сингле «Экклезиаст» в 2014 году. Для «Крика» изначально мы привлекли талантливого музыканта Михаила Дегтярева на виолончель, а затем добавились еще восемь человек с виолончелями, альтами и скрипками. Для меня эта симфоническая история — открытие, я хотел бы с ней больше заниматься. Мы записали песню на хорошей студии в Санкт-Петербурге с помощью специалистов.
О ЕГО ФАМИЛИИ В КАЧЕСТВЕ НАЗВАНИЯ ПРОЕКТА
— Да, и это не эгоизм, не эгоцентризм. Это просто проявление определенной сути мозга — оно работает именно так, что ты должен быть собой. Время рок-бэндов, когда люди создавали группы в гаражах, для меня уже закончилось. Потому что мне уже, к сожалению, 46. Эти игры в команды присущи определенному времени жизни — в молодости не может быть иначе. Люди объединяются, горят своей идеей, собираются в гаражах, сочиняют на каких-то дурацких гитарах. Это круто, я такой же был, но с определенным возрастом понимаешь, что ты — это ты.
О МИССИИ РОК-Н-РОЛЛА
— Вообще рок-н-ролл обязан удивлять, потому что это не музыка, а состояние души. Для меня дико, когда люди просто занимаются чем-то обычным. Поверьте мне, если вы занимаетесь необычным, вам это понравится больше, чем идти по проторенной дорожке. Все это фигня, это неинтересно. Любому творческому человеку всегда была нужна свобода. Если выступать из года в год одинаково, становится просто тошно, потому что артист должен прикалываться на сцене, смеяться над собой, над публикой, надо всем миром. Он должен все время жить в каком-то остром ощущении. Потому что благодаря каждому новому эмоциональному всплеску ты начинаешь по-другому петь.
О МНЕНИИ ЛАРИСЫ ДОЛИНОЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАНТА
— Здесь главное слово — «музыкант». Если ты музыкант, строитель, учитель, врач, водитель — ты должен знать азы профессии. Если есть возможность развиваться в интересующем направлении — развивайся. Но если ты пришел поржать и заработать лишнее баблишко, ты не музыкант. Поэтому Лариса Долина абсолютно права в этом отношении. Вообще, в принципе, ей не нужно было высказываться. Возможно, ей обидно, потому что ей пришлось упорно и долго трудиться для достижения успеха. Когда-то она сидела за нотами и не мечтала, что у нее будут большие заработки и слава всенародная. А тут какой-то Даня Милохин ее сделал в два счета — может быть, ей это обидно? Нужно искать истоки, корень причины, почему ее это коробит.
О ПРИХОДЕ С БРАТОМ МИХАИЛОМ В МУЗЫКУ
— У нас мама музыкант, отец пел, в нашем окружении были люди, которые музыкой занимались. Я сам учился на аккордеоне, Миша на акустической гитаре учился. У нас все время были какие-то апгрейды, мы постоянно учились музыке. Мы не то чтобы заканчивали какие-то консерватории и прочие учреждения, но стремились обучаться музыке, потому что нам этого не хватало, мы все время думали глубже. Не собирались жить в каком-то творческом расслаблении, ничего подобного, — мы хотели делать большие вещи.
ОБ ИДЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЕРИАЛА О «КОРОЛЕ И ШУТЕ»
— Я немножко наслышан, так как наш директор занимается этим сериалом. Знаю, кто в этом участвует. Это непосредственный участник группы «Король и шут» Андрей Князев, что уже неплохо, потому что некоторые люди делают фильмы про команды, не имея к ним отношения. Другое дело, что я не видел сценария и не общался со сценаристом, — не знаю, что они там делают. Поэтому я не могу сказать. Но точно не против, а только за — пусть это делается, пусть выскажутся люди, имеющее свое мнение, жизненный опыт, связь с группой «Король и шут». Чем больше таких фильмов, тем больше мы найдем ответов на вопросы, которые мы могли бы задать этим людям. Для того, чтобы сделать более или менее адекватную работу, нужно выслушать всех. А если это мнение одного или трех человек, то так и нужно говорить: «Это мнение трех человек». Чем старше становишься, тем больше понимаешь значение слова «истина». Как мне кажется, от слова «исток». Поэтому, когда мы к чему-то идем, надо смотреть все время в корень: для кого, с каким мотивом, к чему это ведет, что это такое, почему мы должны об этом знать.
(Алина Лесик, Газета.Ру, 16.12.2021)
Что означает выражение » Похороните меня за плинтусом «?
Выражение «Похороните меня за плинтусом» используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.
Есть такая повесть- «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских лет, когда он девять лет (с двух до одиннадцати лет) прожил в семье его деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии[1]. Повесть Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову.
Была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию.
Потому что эти парни реально были первыми на деревне по всем показателям. Жил я в одной деревушке, так там был такой, аномальный. Не пил и не курил потому что. А ещё здоровенный, и впридачу работящий и с чувством юмора, и авторитетный среди остальных, ещё и заместитель главы администрации района. Служивший где-то под грифом секретности и неразглашения.
Но есть и такое, когда парней просто нет. Как поется: первый парень на деревне, а в деревне один я.
Это означает или несколько ножей-бабочек (здоровенные такие китайские парные ножи) воткнутых в живот или ощущение щекотки под диафрагмой (как будто бабочки слегка касаются машущими крыльями), от ожидания чего-то волнующего. В общем, и то и то одинаково стрессовая ситуация.
Это значит, что что-то делать с большим трудом и при этом допускать ошибки. Например, кто-то нарисовал рисунок. Кто-то другой посмотрел результат этой работы, и сказал: «Это с натяжкой можно назвать твою идею рисунка». То есть человек нарисовал не совсем то, что надо. То есть высказывание «Делать с натяжкой» означает некоторые ошибочные действия при выполнении работы. Отсюда как следствие этого выражения вытекает фраза: «Это с натяжкой можно назвать. «. Низкое качество работы в некоторых случаях может вызывать высказывание «Так сойдёт». Иначе исполнителя могут заставить переделать работу, особенно если он делал работу для кого-то за деньги. Понятие «С натяжкой» может означать частичное согласие человека со словами собеседника.
Все люди разные по своей натуре и привычкам. Если нам начинает кто-то нравиться, мы стараемся привлечь внимание этого человека. А как? Конечно же постараться быть идеальной.
Ты можешь заинтересовать человека, но в процессе общения все равно всплывут истинные привычки и понятия. И если они не соответствуют желаниям другого человека, из этого общения ничего не выйдет.
Будьте самим собой. И именно такой вы должны понравиться своей половинке. Вот что обозначает данное выражение.
Фильм «Похороните меня за плинтусом» смотрим вместе с психологом
Бабушка, а для чего тебе такое больное сердце?
Трудно писать о фильме, который повествует о таких мерзких проявлениях человеческой природы, что сразу после просмотра невольно хочется откреститься, плюнуть через плечо и забыть про все увиденное, дабы не ходить потом с гадким ощущением вины за невольное соучастие.
Еще труднее в этой ситуации не выступить в роли адвоката или обвинителя, потому как имеем мы дело с ситуацией уникальной, которая исключает возможность применения категории вины — ситуацией всепоглощающей, животной, надрывной «любви на выживание».
Итак, жили-были персонажи повести Павла Санаева, а потом и одноименного фильма Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом»: мама Оля (Мария Шукшина), бабушка Нина (Светлана Крючкова), дедушка Савельев (Алексей Петренко), внук Саша (Саша Дробитько) и художник дядя Толик-алкоголик (Константин Воробьев), по совместительству теперешний муж мамы Оли. И разыгралась в этой отдельно взятой семье форменная шекспировская драма с бушеванием страстей и смертоубийством. Но странным образом по итогам разыгравшейся трагедии из всей этой «честной компании» никого не жаль, кроме пацана, потому что он совсем еще маленький.
ЛЮБОВЬ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Поскольку вся эта история снята в жанре фильма-воспоминания, существуют два больших соблазна. С одной стороны, ограничиться в объяснении происходящего психиатрическим диагнозом бабушки и алкогольной созависимостью дочери. А с другой — увидеть в этом повествовании очередную «чернуху» на советские времена и свести все к «объективным обстоятельствам» — мол, при Союзе все так жили.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!
В обоих случаях картинка получится, мягко говоря, неполной.
Так что договоримся сразу — антисемитизм стариков, психиатрию бабушки, дедушкино звание народного артиста СССР и диссидентские замашки Толика-алкоголика можно смело выносить за «скобки» происходящего.
Итак, начнем, конечно же, с бабушки.
Во-первых, как поется в известной песенке: «Отц-тоц-первертоц, бабушка здорова!» «Пограничненькая», конечно (то есть бабуля находится на грани нормы и патологии), но здоровая старушенция, масштабностью своего образа и роковыми последствиями деяний вполне достойная занять место в ряду знаменитых отечественных литературных персонажей: старой графини из пушкинской «Пиковой дамы», старухи-процентщицы Федора Достоевского и прочих обитателей этого виртуального дома престарелых, вплоть до «Старухи» Хармса. Вот только вместо песенного компота («Отц-тоц-первертоц, кушает компот!») наша героиня с аппетитом поглощает самых близких ей людей. Честно говоря, поражает убедительность этого образа — ничего лишнего, все логично, последовательно и страшно…
Можно бы было попытаться все списать на тяжелую жизнь и потерю первенца, если бы не несколько раз подчеркиваемое в сюжете «актерство» бабушки, которое она сознательно использует для манипуляции. Похоже, что бабушка в какой-то момент сочла свои страдания настолько невыносимыми, что приватизировала право не только страдать самой, но и вовлекать в это страдание окружающих.
Таким образом, бабушка адаптировалась, выжила, преодолела свою беспомощность ценой того, что она всех вокруг сделала беспомощными. При этом она продолжает жить в режиме выживания. Отсюда патологическая жадность, боязнь перемен, подозрительность и мизантропия. Если перефразировать Эриха Фромма, это не выживание «для», а выживание «от», ну или точнее — «за счет». Энергию бабушка черпает в том, что беспрерывно навязывает окружающим чувство вины, тем самым делая их зависимыми и беспомощными, а потом за эту самую беспомощность она их и «распинает».
В результате длительного применения такого оригинального способа адаптации у бабушки возникает несколько сквозных жизненных тем.
ЧЕСТНОСТЬ
Непозволительная, «предельная» честность во взаимоотношениях с окружающими, доступная только окончательно разложившейся личности. Ведь что происходит? Бабушка, спасая внука от многочисленных болезней (причиной которых во многом она сама), уже не имеет душевных сил на лицемерное отношение к «вечно болящему» и потому режет правду-матку, потчуя сознание ребенка замечательными определениями — «гнилье», «падаль», «сволочь» и так далее.
При этом патологичность ситуации проявляется еще и в том, что «в норме» именно сильно болеющие дети являются в семье главными манипуляторами, а в нашем случае эту роль безапелляционно монополизировала бабушка, которая и есть «самый больной ребенок». Недаром она закатывает ему граничащую с ночным кошмаром «детскую» истерику (валится на пол, орет, царапает себе лицо), вынуждая 7-летнего мальчика занять по отношению к себе утешающую позицию взрослого мужчины.
По большому счету бабушка в воспитании Саши совершает фактически единственную ошибку и единственное же преступление — проецируя на внука свои конфликтные взаимоотношения с дочерью, она требует от ребенка не просто проявления «союзнической» позиции, а осуществления выбора между нею и матерью. А дети такие вещи не прощают!
ВИНА КАК СТРАСТЬ
Собственно говоря, Саша — единственный из всех участников драмы, который в силу возрастных особенностей почти не подвластен главному «тайному оружию бабушки» — виртуозному навязыванию окружающим чувства вины. Внушая это замечательное чувство, можно с людьми творить чудеса. Оно дает непомерную власть, но власть хрупкую перед детской любовью.
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОКЛЯТИЕ
Вообще-то, первый «сбой» модель бабушкиного воспитания дала еще на маме Оле, которая вполне закономерно выросла человеком зависимым, но умудрилась при этом не только реализовать свою протестную природу, но и каким-то чудом дважды вырвалась из заботливых объятий бабушки замуж, оставив в заложниках сына Сашу. А бабушке осталось только злобствовать, совместно с дедушкой молчаливо наблюдая за «грехопадением» бестолковой «дочки-матери», и настраивать против «отступницы» ее сына. При этом престарелые супруги воспринимают жизнь дочери исключительно как укор за то, что «проморгали» красавицу, а теперь уже ее поздно воспитывать, но они честно пытаются. Кстати, бабушка так и не озвучивает, какие такие ее надежды не оправдала дочь.
И вот тут на сцене появляются мнимые «антиподы» стариков — парочка мама Оля и Толик-алкоголик, отставная актриса без определенных занятий и алкаш-художник. Замечательные они в том смысле, что являют собой яркий пример созависимых интеллигентских отношений, то есть мутную смесь инфантильности, беспомощности, неизбывной тяги к высокому и алкоголизма. При этом остатки демонстрируемой ими нравственной свободы четко отрегулированы бедностью существования, а способность «совершить поступок» проявляет себя только в логике затянувшегося подросткового кризиса. Потому как и покупка Саше железной дороги на вырученные от продажи чужого бинокля деньги, и демонстративное возвращение деду Савельеву купленной за его же деньги дубленки, несмотря на весь кажущийся пафос происходящего, вдребезги разбиваются об один маленький факт — Оля и Толя давно уже живут за дедушкины деньги. И на поверку являются такой же неотъемлемой частью созданной бабушкой созависимой системы семейных отношений, как и вечно виноватый перед супругой народный артист.
По большому счету вся эта история являет собой подробный экскурс по извращенным, неуклюжим способам проявления любви. Дед на словах ненавидит дочь, а на деле помогает ей деньгами. Бабка ненавидит всех и обожает внука, но больше всего любит себя. Мама Оля любит Сашу, но связана по рукам и ногам усвоенным с детства мифом о собственной никчемности, Толик любит Олю, но неспособен справиться со своим диагнозом. И только маленький Саша действительно способен на подвиг ради любимой мамы.
Приглашаем на живые онлайн-вебинары:
Кстати, замечателен и уход бабушки, которая в какой-то момент «заигралась» и не рассчитала степень своего морального падения, за что, продемонстрировав на прощанье своим потомкам оголенную задницу, честно поплатилась жизнью.
При этом своею смертью она фактически поставила большой вопросительный знак в дальнейшей судьбе всех выживших персонажей. Удастся ли им преодолеть себя? И насколько сильнее здравого смысла окажутся плоды бабушкиного воспитания?
Впрочем, ростки выздоровления посажены в душу Саши самой бабушкой: равнодушие — очень сильное лекарство.