Что означает фраза добро
добро
Полезное
Смотреть что такое «добро» в других словарях:
добро бы — добро бы … Орфографический словарь-справочник
добро б — добро бы … Орфографический словарь русского языка
ДОБРО — ср. вещественно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. | В духовном ·знач. благо, что честно и полезно, все чего требует … Толковый словарь Даля
ДОБРО — в широком смысле слова, как благо, означает, во первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч. л. в его отношении к некоторому стандарту, во вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово «Д.» употребляется для обозначения… … Философская энциклопедия
добро — [благо] сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? добра, чему? добру, (вижу) что? добро, чем? добром, о чём? о добре 1. Добро это всё хорошее, положительное, направленное на благо. Добро побеждает зло. | Добро обязательно восторжествует. 2.… … Толковый словарь Дмитриева
Добро — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
Добро — Добро ♦ Bien Все абсолютно хорошее. Если всякая ценность, как я убежден, относительна, то добро – не более чем иллюзия, то что останется от положительного оценочного суждения, если отринуть субъективные условия, благодаря которым оно… … Философский словарь Спонвиля
ДОБРО — 1. ДОБРО1, добра, мн. Нет, ср. 1. Положительное начало в нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. «Нет худа без добра.» (посл.) «От… … Толковый словарь Ушакова
ДОБРО — 1. ДОБРО1, добра, мн. Нет, ср. 1. Положительное начало в нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. «Нет худа без добра.» (посл.) «От… … Толковый словарь Ушакова
ДОБРО — 1. ДОБРО1, добра, мн. Нет, ср. 1. Положительное начало в нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. «Нет худа без добра.» (посл.) «От… … Толковый словарь Ушакова
Значение слова «добро»
ДО́БРО, нареч. Ласково, приветливо. Елисеев остановился, очень добро посмотрел вверх и улыбнулся. Емельянова, Взятие Познани.
1. Все положительное, хорошее; противоп. зло. Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло. Пушкин, Евгений Онегин. Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого. Чехов, Скучная история. || То, что хорошо, полезно, приятно; удача, успех. Нет худа без добра. Пословица. — Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пушкин, Капитанская дочка. Не добром кончится это дело. Куприн, Лесная глушь.
2. Хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро. □ Сердце у него доброе и любящее, но из всего видно, что добро он всегда будет делать не столько по влечению сердца, сколько потому, что надо делать добро. Добролюбов, Когда же придет настоящий день? Старик честен, внимателен к мужику, не только наживает, но и добро делает, помогает и т. д. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.
1. безл. в знач. сказ. Разг. Хорошо. Подрядчик запрягал лошадь. Затягивая супонь, он повернул к плотникам покрасневшее от напряжения лицо и одобрительно сказал: — Явились, артельщики? Ну и добро! Вс. Иванов, Партизаны.
2. в знач. утвердительной частицы. Устар. и прост. Ладно, хорошо; так, пусть будет так. — Добро, — сказал он ей после некоторого молчания, — жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате. Пушкин, Дубровский. [Чацкий:] Я досказал. [Фамусов:] Добро, заткнул я уши. Грибоедов, Горе от ума. — Добро, — сказал князь, когда выслушал он Улики царьградского мниха, — Тобою, отец, я теперь убежден. А. К. Толстой, Песня о походе Владимира на Корсунь.
3. (в сочетании с частицей „бы“) в знач. условного союза. Разг. Употребляется при противопоставлении и соответствует по значению словам: если бы еще, пусть бы. — Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору, — А то и под гору, и днем! И. Крылов, Обоз. — И добро бы жару, горячности, любви не было — есть, братец, есть все это! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. Добро бы я был ни на что не умелый. Добро бы какой незадачливый я. Но слава моя до Москвы долетела. И всюду работа известна моя. Твардовский, Соперники.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
добро́ I
2. вещи, имущество ◆ К тому же автомобиль обладает приличными ходовыми качествами, прекрасно чувствует дорогу, кроме того, у него великолепная отделка салона… И всё это добро по цене ниже, чем Golf! АвтоПром, «Немцы добрались до «Волги»» // «Марийская правда», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тем же способом, каким камчатский краб попадает на Хоккайдо, минуя налогообложение, нефтяники «законно» расторговывают наше добро по свету. «Иван-дурак и миллиардер Шахновский» // «Завтра», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
добро́ II
1. название буквы д в древнем славянском или старом русском алфавите ◆ Буква добро пятая по счету есте буква великая, а тако ― с прилежанием молити бога ― добро! А. П. Чапыгин, «Гулящие люди», 1937 г. (цитата из НКРЯ)
добро III
1. прост. ладно, хорошо ◆ Уж мы его пощекочим, такой его матери! Добро? ― Добро! ― не очень слаженно ответил трактирный хор голосов. Василь Быков, «Камень», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Что такое добро? Определение понятия для сочинения на тему «добро».
Что такое добро? Определение и значение слова.
О понятии «ДОБРО»
В известном детском стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» расклад хорошего и плохого довольно ясен. Солнечная погода — хорошо, а ненастье — плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым — плохо, нужно помогать слабым и противостоять опасности. Для малышей подобного объяснения вполне достаточно.
Согласно опросам, проведённым среди людей, которые по возрасту уже давно читают другие стихи, добро понимается ими по-разному. Вот наиболее типичные ответы: добро — это поступки, совершённые от чистого сердца; во имя высших идеалов; ради блага других людей; правильные с точки зрения окружающих; заключающие в себе максимальную пользу и минимальный вред; добро — бескорыстная помощь.
В самом общем смысле добро и зло — устойчивые представления человека (группы, сообщества, общества) о чём- то в соответствии с неким стандартом. В качестве такового могут выступать потребности, интересы, намерения,цели, идеал (как выражение высшей степени ценного или наилучшего, как выражение совершенства).
Так, одно слово «добро» обозначает и материальные блага, и моральное благо. И эта многозначность требует уточнения, прояснения. Особенно когда речь идёт о моральном (этическом)значении слова: необходимо осознавать, какой смысл вкладывает человек в понятие «добро».
Добро в этике
ДОБРО — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе с противоположным понятием «зло» они отражают в своем содержании моральные ценности того или иного общества. В широком смысле слова «добро» и «зло» обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Они являются качественной оценкой тех отношений, которые складываются в обществе между людьми.
Первоначально представления о добре и зле складывались по мере освоения людьми предметов и явлений объективной действительности. То, что удовлетворяло потребности людей, помогало им выжить и сохранить свой род, оценивалось как добро; то, что мешало, вредило жизни — называли злом.
В условиях родового строя эти понятия не носили чисто морального характера. Ими одинаково обозначали предметы материального мира (напр., дождь, солнце — добро, гроза, засуха — зло, и т. п.), отношения между людьми, а также их физические (телесные) и духовные качества. Добро понималось, как правило, в значении понятия «благо», т. е. всего того, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Постепенно процесс экономического развития привел к разрыву между материальными благами и моральными доблестями (качествами) человека, что получило закрепление в моральном сознании людей в двух различных понятиях: «благо» — то, что полезно, что удовлетворяет различные (материальные + физические + духовные) потребности человека; «добро» — как вид духовного блага; как выражение моральной ценности тех или иных событий, действий, отношений, существующих в данном обществе.
В самой общей форме «добро» стали определять как все то, что оценивается положительно, рассматривается как ценное (значимое) для жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Природа добра
В истории общества существовало много попыток определить природу (источник) добра и зла. Условно их принято делить на три группы:
1) теории (учения), которые связывали существование добра и зла в мире с некими абсолютами, находящимися за пределами человека и человеческого мира (бог, дьявол, законы универсума и т. п.);
2) теории, которые объясняли добродетельность или порочность людей наличием добрых или злых начал в самой природе человека («человек добр или зол от рождения, по самой своей природе (генотипу)»);
3) теории, которые связывали существование добра и зла в человеческом мире с обстоятельствами его (человека) социальной жизни.
Содержание добра
Потребности людей могут быть весьма различны. Они бывают извращенными, невротическими и т. п., и потакание им способно обернуться величайшим злом для окружающих. Поэтому, говоря о пользе как основании добра, следует всегда уточнять: «для кого полезно?» и «для кого добро?» Польза является лишь средством достижения добра.
В моральном отношении истинное добро — это то, что является добром для всех, для человечества как целого и каждого индивида. Такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения миллиардов людей. Но идеал добра для всех — это некая регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. (Кантовский категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».)
Моментом, который отличает пользу от добра и выявляет его сущностные характеристики, является бескорыстие добра. («Истинная награда за добродетель есть сама добродетель» — И. Кант.) Истинное добро творится без расчета («ты мне — я тебе»), из самой потребности творить добро, дарить людям любовь и радость. Добро бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах.
Содержание добра изменчиво, как изменчивы интересы людей и обществ. В этом смысле оно исторично и классово (в классовом обществе). Но это не означает, что оно только релятивно. Во-первых, наряду с меняющимися интересами существуют и постоянные, общечеловеческие. Например, накормить голодного, вылечить больного, приютить бездомного ребенка, вступить в борьбу со злом и т. п. всегда есть добро. Во-вторых, сделать добро не значит просто принести благо индивиду или общности, но при этом максимально возможным образом соблюсти гармонию интересов обеих сторон. Должна соблюдаться и вся совокупность интересов объекта отношения, а условием этого является бескорыстие, моральное мотивирование действия (о чем уже говорилось выше). Если благо приносится из корыстного побуждения, не ради общей пользы, а ради самого себя, то оно вполне может обернуться злом, подчас намного перевешивающим ценность этого блага. Отсюда ясно, почему так важно, чтобы люди руководствовались моральными побуждениями, стремлением делать добро, а значит, почему и в теории необходимо различать добро и благо, понимать, в чем состоит специфика добра.
Добро и зло (выбор)
Добро всегда предполагает сознательный, свободный и бескорыстный выбор действия (поступка). Если человек творит доброе дело, следуя приказу, распоряжению, принуждению, или случайно, непреднамеренно совершает доброе дело, или за материальное вознаграждение, то подобное добро оказывается мнимым.
Подлинное добро — это деяние добра, это практическое, деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Неделание зла — еще не есть добро (добродетельность). Истинное добро всегда активно.
С помощью понятия «добро» оценивают социальную практику, поступки и моральные качества отдельных индивидов, взаимоотношения людей. В зависимости от того, что именно подвергается оценке, понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — «добродеяние» (благодеяние), «добродетель», «доброта».
Всё значительное в мире происходит не благодаря злу и его борьбе с добром, а из-за наличия добра и зла как альтернатив человеческого выбора. Всё значимое в мире происходит благодаря свободе чело века, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить добро, и в свободе творить зло. «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас её про читать», — говорил Махатма Ганди.
Фразеологизм «дать добро»: что означает, откуда произошел, как употреблять
Популярная идиома употребляется в русском языке с давних пор и ее основное значение: «разрешать что-либо», «давать добро на какое-то действие».
История идиомы
По первой версии, еще до Октябрьской революции буква «Д» читалась как «Добро». И в военно-морском деле, во флоте был даже флаг с такой буквой на полотнище, его развертывание значило: «разрешать, дозволять» что-либо сделать. В повседневном обиходе простые люди также употребляли в речи «добро» как «согласие, разрешение»:
— Никола, я зайду вечером, посидим, жена пирогов настряпала, добро?
Это выражение звучало просто и естественно, поэтому закрепилось в речи и сухопутных войск, когда начальник и командующий разрешали подчиненным что-то сделать:
И конечно, какой же россиянин не знает словосочетания «таможня дает добро» из кинофильма «Белое солнце пустыни», ставшее одним из любимых в речи наших граждан.
Основные значения идиомы «давать добро»
Для лучшего понимания фразеологизма, приведем несколько понятных примеров, в которых он употребляется в разных значениях:
Синонимы к идиоме «дать добро»
Позволять: «Димка, пошли с нами на рыбалку, твой батя дал добро»
Одобрить: «Начальство дало добро на открытие нового филиала»
Разрешить: «Товарищ Жуков, я вчера сильно набедокурил, можно сегодня первым в разведку пойду — оправдаюсь? — Ладно, иди, даю добро»
Согласиться: «Дочь пошла вся в него, такая же упрямица. Поэтому он дал ей добро на личные занятия музыкой, хоть и считал это бессмысленным делом для девочки»
Благословить: «Благословляю, вас, рабы Божьи на ваши свершения, даю добро от себя — да не померкнет свет солнца над вашей головой»
Примеры предложений с идиомой «дать добро»
Чтобы не бояться почаще употреблять фразеологизмы в речи, стоит поупражняться и составить предложения с этой идиомой:
А вы часто даете добро, а может просто делаете его другим?
Добро
В трактате Оправдание добра Вл. Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим [2]
Содержание
Добрая воля
Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.
Природа добра
Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.
Понятие добра в культуре
Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.
Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло.
Добро в буддизме
В буддизме нет привычного европейцам антагонизма «Добро — Зло». Высшее «зло» для буддиста — Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных… (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ — боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки). Какой бы праведной ни была жизнь, она всё равно так или иначе складывается из страданий (собственных или причиняемых), вызываемых желаниями. Например, желание есть становится причиной страдания животных, рыб, птиц, мясо которых употребляется в пищу. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний. Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать Злом для буддиста.
В писаниях о жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном Зле — это Мара, который назван «духом Любви и Смерти». В принципе, в Маре воплощены все земные желания.
Добро в даосизме
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.
Из учения о инь и ян следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, добро есть естественное состояние мира, как, впрочем, и зло. Даос, стремящийся к добру, вызывает к жизни зло. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.
Добро в индуизме
Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.
Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару
Добро в исламе
Согласно исламской традиции и добро, и зло (опосредованно, через Сатану) исходят от Аллаха, который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством Сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой. [3]
Добро в конфуцианстве
Конфуций считал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь
Совершенствование же субъективного понимания добра, приближение его к коллективному, Конфуций отдаёт на откуп социальным взаимоотношениям через соответствующие воздаяния.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
В конфуцианстве чаще затрагивается не вопрос добра и зла, а качества «благородного мужа»
Добро в христианстве
Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только он или существа, выполняющие его волю.
Корысть или бескорыстие не совсем правильно соотносить с понятием добра. Потому что любящее существо, делая истинное добро кому-то, тем самым делает добро и всему миру, и себе. [источник не указан 654 дня]
Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра
Евангельское добро
В Евангелии добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36). А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) (Иак.5:20).
Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.9:41).