Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Человек как биосоциальное существо

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо Что означает фраза человек существо биосоциальное существо Что означает фраза человек существо биосоциальное существо Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

УРОК 1-2. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.

· Человек – биосоциальное существо;

· Сознание и деятельность;

Человек как биосоциальное существо.

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.

Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.

Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Источник

как вы понимаете выражение «Человек-биосоциальное существо»?

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

в человеке сочитаются два начала, две природы: биологическая и социальная. биологическая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, генетических задатках, способностях.

Социальная проявляется в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе. Только в социуме формируются сознание, мышления, навыки и знания.

Источник

Почему человека называют биосоциальным существом?

Биологическое и социальное в человеческой сущности

Почему человек – биосоциальное существо? Этот термин произошел от слияния двух начал: биологического и социального. Первое напрямую относится человеку, так как он вышел из природы, эволюционирует и существует согласно ее законам, был и остается ее частью. Функционирование человеческого организма сходно с аналогичным процессом у остальных живых существ. Он не может отречься от природы: для того чтобы выжить как отдельный элемент, он должен питаться и дышать, а для того чтобы выжить как вид, – размножаться и передавать свои признаки по наследству. Последнее регулируется основным генетическим законом, которому подчиняется не только человек, но и все остальные животные.

Биологическое ответственно за материальное, физическое, развитие, но духовное – епархия социального начала. Без общества человек не научится разговаривать, выражать свои мысли и мыслить вообще. Известно, что за характер будущей личности в большей мере отвечает воспитание, чем гены, к тому же для того чтобы стать ею, тоже нужно изрядно потрудиться. Хотя социальное развитие и важно в жизнедеятельности высших позвоночных, только человек единственный вышел за границы биологической эволюции, что позволяет ему называться homo sapiens, то есть не просто «человек», а «человек разумный».

Видео

Синтез для определения понятия сущности

Уже было рассмотрено то, что человек – это биосоциальное существо. Создатель культуры – это синоним того, кто проявил свою сущность, в которой как раз-таки и соединяются эти два начала. Данное явление может происходить под влиянием различных факторов. В то же время нет объективного представления насчет самого понятия сущности. Атеистский и религиозный подход связывают ее соответственно с разумом и Богом.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Биологическое и социальное в человеке

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности, темперамент, характер и т. д.)Социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт)

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:

Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.

Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Источник

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо Что означает фраза человек существо биосоциальное существо Что означает фраза человек существо биосоциальное существо Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

По вопросу о соотношении в человеке биологического и социального можно выделить три основные точки зрения.

1.3.Главное, что формирует человека, определяет все его поведение – это его биологическая, природная сущность. Здесь налицо преувеличение, абсолютизация роли биологического в человеке. Это означает, что социальные условия не играют существенной роли в формировании личности и ее способностей. Способности определяются преимущественно наследственными факторами.

Представители этой позиции.

Это суждение следует охарактеризовать в двух аспектах.

Что означает фраза человек существо биосоциальное существо

Человек – существо, обладающее свободой.

Свобода – родовой признак, отличающий человека от животных. Рассмотрим эту проблему подробнее.

Проблема свободы в истории философии.

Сущностные черты свободы.

Свобода может выступать как в негативной форме – «свобода от…», так и в позитивной форме – «свобода для…».

Свобода – это возможность

а) действовать в соответствии со своими интересами, целями, желаниями;

б) развивать свои задатки и способности.

Предложенное определение требуется уточнить.

2.1. Свобода определяется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним состоянием человека. Имеется в виду, что человек не свободен телесно. Он, например, ограничен сроком своей жизни, возможностями своего тела, средой своего обитания. Но, в то же время, человек свободен в душе, ибо он может думать и мечтать о чем угодно. Например, одним из проявлений свободы является любовь. Никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя.

2.2. Реально свобода может проявляться в следующих моментах. Человек свободен выбирать свое отношение к ситуации. Отсюда можно вывести рекомендацию: «Не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему (к ситуации)». Получается, что человек достоин того, что с ним случается: он сам выбирает свое отношение к ситуации, свои жизненные цели, а также и средства достижения избранных целей.

Основные формы бытия свободы.

ВЫБОР. Реальные условия жизни субъекта часто создают предпосылку выбора из множества возможностей (решений, поступков, действий). Свобода в этом смысле выступает как возможность выбора, в том числе и нравственного – выбора между добром и злом.

РИСК. Риск представляет собой форму деятельности, позволяющую субъекту адаптироваться (приспосабливаться) к изменяющейся альтернативной действительности. Человек свободен в конкретной неопределенной ситуации совершать (или не совершать) действия в надежде на успех.

ИГРА позволяет создавать свой мир, стоящий над реальностью, позволяет человеку реализовывать себя и выживать в сложных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *