Что означает фамилия бельмондо
Бебель и «анти-Делон»: кем на самом деле был Жан-Поль Бельмондо
В детстве Жан-Поль Бельмондо мечтал постоять на крыле летящего самолета. Мечта сбылась в 44 года, когда сын известного скульптора, не пожелавший пойти по стопам отца, сыграл в фильме Клода Зиди «Чудовище». Эта картина стоила Жан-Полю пожеванного тигром уха и нескольких более заурядных травм (вроде вывихнутой на ступенях Сакре-Кёр лодыжки), но, согласитесь, все это достойная плата за осуществление детской мечты. На тех же съемках страховщики отказались от ответственности за пожелания взбалмошного актера, но он закончил съемки жив-живехонек, а умер почти полвека спустя.
Бельмондо рассказывал, что заняться актерством его вдохновили клоуны — свобода, непосредственность, скорость достижения эмоционального результата. За эту развязность его журили при обучении актерскому мастерству, но именно за эту жилистую гибкость его заметил бывший кинокритик Жан-Люк Годар. Сперва он снял его в короткометражке «Шарлотта и ее Жюль», а потом пообещал главную роль в большом кино. Так на свет появился Мишель Пуаккар — неотразимый хам и бедовый гангстер, влюбленный в героев голливудских нуаров из «На последнем дыхании».
Актер моментально стал ходячей иконой «новой волны» — статус этот он через несколько лет подтвердит в годаровском же «Безумном Пьеро». Вертлявый, некрасивый, почти необъяснимо притягательный, Бельмондо уже тогда вполне обеспечил себе место в пантеоне кинобожеств, но, к счастью для нас, всю жизнь плевать хотел на любые статусы. Бельмондо был своего рода «анти-Делоном» — антитезой французской утонченности и олицетворением французского же жизнелюбия. Отчасти именно поэтому Делон, собственно, в 1970-м и позвал Жан-Поля сыграть дуэтом в спродюсированном им «Борсалино».
При анализе фильмографии Бельмондо нет шансов не увязнуть в материале: он сыграл под сотню ролей, очень разных и всегда неотразимо узнаваемых. Можно, наверное, обвинить его (посмертно) в самоповторах или в том, что он так и не сыграл какую-нибудь одну самую главную роль. Но, признаться, сложно представить себе вменяемого человека, который мог бы выступить с такого рода обвинениями. В памяти сразу встают походка, улыбка, взгляд, моментально — буквально в мгновение ока — становящийся из нежного острым и цепким.
Нет смысла говорить о том, что Бельмондо любили — коллеги, публика, самые красивые женщины (взять хотя бы «девушку Бонда» Урсулу Андресс). Сложно, пожалуй, вспомнить артиста, которого настолько невозможно было не любить — прозвище Бебель (прекрасное дитя) здесь было более чем оправдано. Став героем одного из самых значительных киноявлений ХХ века, он к его концу уже превратился в живой миф, улыбчивую легенду, которой достаточно было лишь иногда появляться там и тут, чтобы не превратиться в небылицу. Здесь уже никому и в голову не приходило обвинить Бебеля в неразборчивости или лени — особенно учитывая юношеские занятия боксом и веселый нрав.
В 1994-м прямо перед выходом на сцену Бельмондо узнал о гибели старшей дочери Патриции. Отыграв спектакль, он уже за кулисами свалился с сердечным приступом. Позже врачи диагностировали у него нарушение мозгового кровообращения. В 2001-м Бельмондо пережил инсульт, и на его возвращение к актерской деятельности никто уже особенно не рассчитывал. Тем больше было удивление, когда свое 75-летие Жан-Поль отметил ролью в фильме «Человек и его собака». Фильм Франсиса Юстера приходился ремейком «Умберто Д.» Витторио Де Сики (у него Бельмондо снимался в «Чочаре») и был обставлен как прощание актера с экраном. Соглашаясь на роль, он поставил единственное условие — играть как есть, со всеми нарушениями речи и мимики. Эту работу он ставил особняком среди десятков прочих, утверждая, что в почтенном возрасте сумел создать образ, совершенно отличный от всего сыгранного ранее.
В этих словах есть и правда, и невинное лукавство — то самое, которого невозможно не ждать от этих глаз, потушить которые не мог ни один инсульт. К этому моменту Бельмондо уже давным-давно играл Бельмондо и вполне мог себе это позволить — больше эта роль все равно никому бы не далась. В 2015-м он заявил об окончании кинокарьеры и превратил в съемочную площадку все свое жизненное пространство. Где бы его ни видели — в аэропорту, на футбольном матче или на кинофестивале, — взгляды были прикованы лишь к его лицу, а кадры с ним потом долго путешествовали из таблоида в таблоид. Подписи, конечно, были не нужны — название лелушевского «Баловня судьбы» затерли в связи с Бельмондо еще в прошлом веке. За эту картину, кстати, Жан-Поль был удостоен единственного в своей карьере «Сезара», от которого отказался, поскольку скульптор, изваявший статуэтку, нелестно отзывался о его отце. Зато в последние годы он получил «призы за вклад» в Каннах и Венеции — фестивальные функционеры, судя по всему, отвлеклись от конъюнктуры и сообразили, кто все эти годы делал их по-настоящему счастливыми.
Жан-Поль Бельмондо получает «Золотого льва» за вклад в кинематограф на 73-м Венецианском кинофестивале, 2016
Бельмондо, сын Бельмондо. Кто воспитал великого французского актера
6 сентября из Франции пришло печальное известие: отправился в вечность Жан-Поль Бельмондо, легендарный актер золотого века кино. Ему было 88 лет. Звезда «новой волны», обаятельный хулиган, начавший свою карьеру у Жан-Люка Годара, а затем снимавшийся у Трюффо, Луи Маля, Клода Шаброля, Жан-Пьера Мельвиля, и, конечно, «профессионал», ставший культовой фигурой еще у последнего советского поколения и продолжающий отзываться мелодией Эннио Морриконе в сердцах и сегодня. Несомненно, Бельмондо был героем долгого и стремительного XX века. У этого времени в чести были сильные характеры, другие бы просто не выжили и тем более не преуспели. И соответствующие культурные образы: уверенные в себе мужчины, спортсмены, солдаты, гангстеры или противостоящие им полицейские. С такими яркими, эталонными ролями Бельмондо и вошел в историю мирового кино, а значит, многое расскажет об этой эпохе будущим поколениям и обязательно найдет все новых и новых подражателей, коль скоро вышеназванные типажи будут востребованы.
Про французского актера в последние дни было сказано немало и будет сказано, уверены, еще — мы же хотим вспомнить человека, которого он безмерно уважал и которым всю жизнь вдохновлялся. Речь об отце Жан-Поля Бельмондо, известном скульпторе Поле Бельмондо. Человек 1898 года рождения принадлежал к поколению, которое принесло Франции победу в Первой мировой войне. Он участвовал в ней, добровольцем отправившись на фронт в 17 лет, и вернулся домой после ранения незадолго до долгожданного мира в сентябре 1918 года. Происходил Поль из «черноногих», этнических французов, живших в Алжире, из семьи бедных ремесленников. Его отец благосклонно отнесся к увлечению сына искусствами и собственноручно изготовил для него инструменты, необходимые скульптору. Поль возвел трудолюбие в главную добродетель и отличался редким упорством, впоследствии эти черты унаследует и его сын.
До войны Бельмондо-старший начал получать образование в Алжире, но продолжил обучение в Школе изящных искусств в Париже, уже после того, как отгремели сражения. Здесь он подружился с одним из самых выдающихся скульпторов межвоенной Франции, некогда работавшим с самим Роденом, Шарлем Деспье, который высоко оценил талант студента, бывшего фронтовика. Так к Полю Бельмондо пришло признание, а затем победы в конкурсах и государственные заказы. В 1931 году он женится на художнице Мадлен Рейно-Ришар. В браке родятся три ребенка: Ален (1931), Жан-Поль (1933) и Мюриэль (1945). В 1937 году Поль создает знаменитый бюст своего любимого сына-непоседы Жан-Поля. Кудрявая голова мальчонки, в котором уже узнаются знакомые черты. Много лет спустя в автобиографии Бельмондо-младший вспоминал: «Терпение, которое требуется моему отцу, чтобы неделями работать с объемистыми и неподатливыми материалами, меня впечатляет. Я, мальчишка кипучий и непоседливый, упорно не желавший позировать перед ним в шесть лет, когда у меня были кудряшки, с неизменным восхищением наблюдаю за неспешностью и точностью его скульпторских жестов, его усидчивостью. Он не пытается укротить глину, подчинить ее своей воле. Наоборот, он, кажется, слушает ее, как будто это она подсказывает ему форму. Он видит образ, которым она станет. Между ними сплетается диалог, исходом которого и становится скульптура. Эта связь требует тяжкого и ежедневного труда, и я диву даюсь, что мой отец никогда не опускает рук».
Семейное счастье и взлет карьеры французского скульптора были прерваны Второй мировой войной. Поль Бельмондо вновь отправляется на фронт, но Франция вскоре терпит сокрушительное поражение. Немецкие войска вошли в Париж. Вслед за танками в столицу Франции вошли и тыловые службы немцев. Прямо на Елисейских Полях расположилась служба пропаганды, которая подчинялась лично Геббельсу. В этой структуре также имелся отдел, занимавшийся миром искусств, поддерживавший связь с художниками и галеристами. Отныне вся творческая жизнь в городе, по праву считавшемся мировой столицей вольных художников, должна будет контролироваться немецкой администрацией. Начался самый тяжелый период жизни Поля Бельмондо.
Прозвучит удивительно, но в некотором смысле парижской богеме повезло с оккупантами. Среди них был, например, музейщик Вернер Ланге, до войны посещавший салон Гертруды Стайн и лично знавший многих французских художников. За время оккупации он не запретил ни одной выставки и укрывал от преследования гестапо немало людей, в том числе натурщицу и музу Майоля Дину Верни. Об этом периоде он оставил воспоминания, которые вышли на французском и русском языках. Kunstschutz (отдел охраны памятников) возглавлял немецкий граф, искусствовед и генерал Франц Вольф Меттерних, спасший коллекцию Лувра от разорения. Эта история легла в основу фильма Александра Сокурова «Франкофония».
Несмотря на поражение в войне, во Франции жизнь продолжалась, и населению приходилось приспосабливаться к новым условиям и находить общий язык с тогдашними властителями. Поль Бельмондо возвращается к работе в своей мастерской. Это не только ответственность перед собственным призванием, но и суровая необходимость — ему нужно прокормить семью, спрятавшуюся в провинции. В это время и произошли события, участие в которых сразу после войны будет поставлено Полю Бельмондо в вину. В первую очередь это официальная поездка в Германию в 1941 году, организованная немецкими властями для французских художников, в которую его пригласил старший товарищ и учитель Шарль Деспье. А затем и подготовка выставки главного скульптора Третьего рейха Арно Брекера в Париже, в 1942 году. Шарль Деспье даже написал предисловие к каталогу экспозиции. Нужно сказать, что Арно Брекера французские художники высоко ценили за мастерство, многие знали его с довоенных времен, он лично хорошо был знаком с самим Аристидом Майолем и Жаном Кокто.
Упоминавшийся уже Вернер Ланге писал об этом эпизоде так:
«После войны участники этой поездки были обвинены в коллаборационизме, некоторых арестовали. Несомненно, никто не был обязан ехать, но художники редко хорошо разбираются в политике».
В 1945 году по решению специальной следственной группы Поль Бельмондо получил запрет на художественную деятельность, но в течение нескольких лет был восстановлен в правах. В 1956 году скульптор становится профессором парижской Школы изящных искусств, которую некогда окончил сам. В 1960 году Бельмондо-старший избирается членом Академии изящных искусств, а в 1972 году награждается орденом Почетного легиона. Спустя десять лет знаменитый французский художник умирает. Его «Аполлон» стоит в саду Тюильри, фонтан с купальщицей украшает одну из площадей Орлеана, многие другие работы находятся в музеях и частных коллекциях Франции и Алжира, а имя вошло в историю «неоклассического» движения во французской скульптуре первой половины XX века.
В 2010 году усилиями детей скульптора, в первую очередь Жан-Поля, в западном пригороде Парижа, Булонь-Бийанкур, был открыт музей Поля Бельмондо. Огромная коллекция работ разместилась на территории замка XVIII века Бюшийо и заняла 1000 квадратных метров. 259 скульптур, почти 900 рисунков, 444 медали и множество эскизов и набросков. С тех пор экспозиция открыта для посещения всем желающим прикоснуться к наследию великого скульптора. Жан-Поль Бельмондо вспоминал, что отец всегда черпал вдохновение у мастеров прошлого, дни напролет проводя в музеях. Он приходил в Лувр каждое воскресенье, до глубокой старости, водил детей — прививал вкус и любовь к изящному. Увы, как это бывает, у Бельмондо-младшего произошла обратная реакция: музеи он возненавидел и посещать их впоследствии отказывался. Но спустя годы, будучи сам уже немолодым господином, пересмотрел свои взгляды и открыл комплекс в Булонь-Бийанкуре, отдав дань памяти своему отцу, французскому искусству и музейному делу.
Теперь не стало и Бельмондо-младшего. Так прощается с нами XX век, исполненный многими драмами и триумфами. Нам остается хранить его память, наследовать его героев и творения, как некогда делал Поль Бельмондо и чему учил своего сына.
«Французское кино в чистом виде». Каким был Жан-Поль Бельмондо
На 89-м году умер Жан-Поль Бельмондо. За свою карьеру актер снялся более чем в 80 фильмах, а всемирную славу ему принесла роль Мишеля Пуакара в дебютном фильме отца французской «новой волны» Жана-Люка Годара. Бельмондо работал с лучшими французскими режиссерами и, по словам Франсуа Трюффо, был «самым совершенным европейским актером». Каким запомнился Бельмондо — в галерее РБК
Актер родился 9 апреля 1933 года в пригороде Парижа в семье скульптора Поля Бельмондо и художницы Мадлен Рейно-Ришар. Во время Второй мировой войны отец семейства отослал жену и троих детей (Жан-Поля, его брата и сестру) в имение в местности Клемортан, а сам остался в столице, зарабатывая искусством. После войны семья воссоединилась в Париже
Родители отдавали Жан-Поля в престижные парижские школы, но он не задерживался в них: постоянно участвовал в драках, в одной из которых ему сломали нос, и плохо учился. Сам Бельмондо говорил, что у него была аллергия на учебу. Куда больше юношу увлекал спорт: в старших классах он был футбольным вратарем, а потом увлекся боксом. «В 15 лет, когда я по радио услышал о победе [боксера Марселя] Сердана [в бою] с Тони Зэйлом, у меня возникла только одна мысль: заняться боксом. Но, чтобы заниматься боксом, нужно быть голодным и испытывать ненависть. Это был не мой случай», — рассказывал Бельмондо. В 18 лет он стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и членом национальной сборной, но все же решил выбрать актерскую карьеру
Когда молодой человек сообщил о решении стать актером родителям, отец познакомил его с одним из членов труппы легендарного театра «Комеди Франсэз» Андре Брюно. После пары строк басни в исполнении Бельмондо Брюно предложил позвонить отцу и сказать, что парню лучше идти работать на завод. Позже, тоже благодаря отцу Жан-Поль, по его рассказам, познакомился с парижским актером Раймоном Жираром, который помогал ему готовиться к поступлению в Национальную консерваторию драматического искусства. Бельмондо приняли только с третьего раза — в октябре 1952 года
Свою первую роль в театре — принца в «Спящей красавице» — Бельмондо сыграл еще до поступления, в 1950 году. При этом Пьер Дюкс, под руководством которого затем учился юноша, говорил, что тому лучше играть второстепенные роли, ведь он не сможет обнять женщину на сцене, не вызвав у зрителей смех. В 1953 году Бельмондо получает роли в двух пьесах, которые дают в театре «Ателье» на Монмартре, а в 1956-м впервые участвует в съемках фильма «Воскресные друзья», но во Франции его покажут только через десять лет, когда Бельмондо будет уже известным актером
В 1958 году Бельмондо снялся в ленте «Будь красивой и молчи», где главную роль получил другой начинающий актер, Ален Делон. В том же году молодой критик журнала Cahiers du cinéma Жан-Люк Годар предложил Бельмондо сыграть в его короткометражке «Шарлотта и ее парень». На этот раз он исполнил главную роль, а спустя два года Годар позвал Бельмондо на главную роль в своем первом полнометражном фильме «На последнем дыхании». «Это история о головорезе Мишеле Пуакаре, который убивает полицейского, угоняет машину и влюбляется. Об остальном я расскажу, если вы пойдете со мной», — вспоминал Бельмондо слова Годара. Агент актера уверял его, что тот совершит «самую большую ошибку в своей жизни», согласившись сыграть в фильме почти без денег и без сценария (Бельмондо вспоминал, что Годар проговаривал актерам текст, сочиняя его на месте) «у незнакомца с ненадежной репутацией»
На фото: Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон на съемках фильма «Борсалино» Жака Дере в Марселе, 1969 год
Несмотря на уговоры агента, 16 августа 1959 года Бельмондо подписал договор с Годаром, а в марте 1960-го картина вышла на экраны, завоевав любовь зрителей, критиков, «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале и статус фильма-первопроходца «новой волны». Роль романтического героя Бельмондо затем сыграет в фильме «Чочара» 1960 года с Софи Лорен, в картине Годара «Женщина есть женщина» 1961 года (с женой режиссера Анной Кариной в главной роли), в фильме «Вор» 1967 года и картине Франсуа Трюффо «Сирена с Миссисипи» 1969 года
На фото: кадр из фильма «Чочара»
Период с середины 1960-х до конца 1980-х стал пиком актерской славы Бельмондо. Тогда актер стал отдавать предпочтение ролям в комедиях и боевиках, где сам исполнял большинство трюков. На экраны вышли фильмы «Безумный Пьеро» Годара (1965 год), «Неисправимый» Филиппа де Брока (1975 год), «Частный детектив» Филиппа Лабро (1976 год), а в 1981 году и культовая лента о секретном агенте «Профессионал». В 1989 году Бельмондо стал лауреатом премии «Сезар» за лучшую мужскую роль в фильме «Баловень судьбы» Клода Лелуша, но отказался от награды, потому что ее основатель, скульптор Сезар Бальдаччини критиковал работы Бельмондо-старшего. Спустя четыре десятилетия, в 2017 году, Бельмондо все же согласился принять премию, а на церемонии вручения актер Жан Дюжарден заявил, что «Жан-Поль Бельмондо и есть французское кино в чистом виде»
Жан-Поль Бельмондо сыграл в кино более 80 ролей и с конца 1960-х перестал появляться на театральной сцене. В театр он вернулся после почти 30-летнего перерыва, сыграв в трехчасовом спектакле «Кин». По словам Бельмондо, тогда он снова стал актером. Всего он сыграл более 30 театральных ролей
В 2001 году 68-летний Бельмондо перенес инсульт. Он долго не мог ходить и говорить. «Я не мог произнести ни слова 13 месяцев», — рассказывал Бельмондо. По его словам, правая половина тела была нерабочей, но «ум и сердце были молоды и оставались в строю». В 2015 году актер объявил о завершении карьеры в кино, а одним из последних фильмов, в котором он сыграл, стал документальный «Бельмондо глазами Бельмондо»
Жан-Поль Бельмондо был дважды женат. Со своей первой избранницей, танцовщицей Элоди Констан, он познакомился в 1953 году. У пары родились трое детей, старшая дочь Бельмондо Патриция погибла при пожаре в 1993 году. Несмотря на трагедию, в тот вечер актер не отменил спектакль «Дамский портной». «Комическая роль. Не знаю, как я ее выдержал. Раздалось три звонка, я вышел на сцену и сделал свою работу», — рассказывал Бельмондо. Во втором браке с манекенщицей Натти Тардивель у 70-летнего актера родилась дочь Стелла
На фото: Бельмондо в кругу семьи на праздновании 88-летия
Жан-Поль Бельмондо умер в своем доме через в возрасте 88 лет. По словам его адвоката, Бельмондо «плохо себя чувствовал в последнее время и тихо ушел». «Важно не то, что прошло, а то, что остается. Говоря это, я бы начал свою жизнь с начала. Мне хочется думать, что я был хорошим артистом. И я счастлив, если мне удалось развлечь некоторое количество людей», — говорил Бельмондо на свой 80-летний юбилей
Жан-Поль Бельмондо
Жан-Поль Бельмондо