Что означает этот условный знак черный цвет
ЦВЕТА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ
Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании чёрным цветом, элементов рельефа – коричневым; водоёмы, водотоки, болота и ледники — синим (зеркало вод – светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности – зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники – светло-зелёным), кварталы с огнестойкими строениями и шоссе – оранжевым, кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги – жёлтым.
Наряду с топографическими условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Луганская область – Луг.) и пояснительных терминов (например, электростанция — эл.-ст., юго-западный – ЮЗ, рабочий посёлок – р. п.).
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ
Шрифтом называется графическое начертание букв и цифр. Шрифты, которые применяются на топографических пианах и картах, называются картографическими.
В зависимости от ряда графических признаков, картографические шрифты подразделяются на группы:
— по наклону букв – прямые (обыкновенные) и курсивные с наклонам вправо и влево;
— по ширине букв – узкие, нормальные и широкие;
— по светлоте – светлые, полужирные и жирные;
— по наличию подсечек.
На топографических картах и планах, в основном, используют два вида основных шрифтов: топографический и остовный курсив (рис. 8.17).
Рис. 8.17. Остовные шрифты и скорописное письмо цифр
Топографический (волосной) шрифт Т-132 применяется для подписи населенных пунктов сельского типа. Он вычерчивается толщиной линии 0,1-0,15 мм, все элементы букв – тонкие волосные линии.
Остовный курсив находит применение при оформлении топографических карт, сельскохозяйственных карт, землеустроительных пианов и т. д. На топографических картах остовным курсивом выполняются пояснительные подписи и характеристики: астрономические пункты, развалины, заводы, фабрики, станции и т. д. Конструкция букв имеет ярко выраженную овальную форму. Толщина всех элементов одинаковая: 0,1 — 0,2 мм.
Вычислительный шрифт или скорописное письмо цифр, принадлежит к группе рукописных шрифтов. Был сконструирован для записей в полевых журналах и вычислительных ведомостях, поскольку в геодезии многие процессы полевых и камеральных работ были связаны с записью результатов инструментальных измерении и их математической обработкой (см. рис. 8.17).
Современные компьютерные технологии обеспечивают широкий, практически неограниченный выбор шрифтов разного вида, размера, рисунка и наклона.
НАДПИСИ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ
Кроме условных знаков, на топографических планах и картах присутствуют различные надписи. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображаемые объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений.
По своему значению надписи являются:
Рис. 8.18. Примеры надписей на картах
Названия площадных объектов располагают внутри контуров, так чтобы подпись равномерно была распределена по всей площади объекта. Название реки располагают параллельно ее руслу. В зависимости от ширины реки, надпись помещают внутри или вне контура. Крупные реки принято подписывать несколько раз: у истоков, на характерных изгибах, при слиянии рек и т. д. При впадении одной реки в другую надписи названий располагают так, чтобы не возникало сомнении в названии рек. До слияния подписывают главную реку и приток, после слияния – обязательно название главной реки.
При расположении надписей расположенных не горизонтально особенное внимание обращается на их читаемость. Придерживаются следующего правила: если вытянутый контур, вдоль которого должна быть помещена надпись, расположен с северо-запада на юго-восток, то надпись располагают сверху вниз, если контур тянется с севера-востока на юго-запад, то надпись располагают снизу вверх.
Названия морей и крупных озер располагают внутри контура бассейнов по плавной кривой, в направлении их протяженности и симметрично берегам Надписи небольших озер располагают как надписи населенных пунктов.
Названия гор помещают по возможности справа от вершины гор и параллельно южной или северной рамке. Названия горных хребтов, песчаных образований и пустынь подписывают в направлении их протяженности.
Пояснительные надписи располагают параллельно северной стороне рамки.
Числовые характеристики располагают в зависимости от характера передаваемых ими сведений. Число домов в поселках сельского типа, отметки высот земной поверхности и урезов воды подписывают параллельно северной или южной стороне рамки. Скорость течения реки, ширина дорог и материал их покрытия располагают вдоль оси объекта.
Располагать надписи следует в наименее загруженных местах картографического изображения, чтобы не возникало сомнения, к какому объекту они относятся. Надписи не должны пересекать слияния рек, характерные детали рельефа, изображения объектов, имеющих значения ориентиров.
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 464 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Геометрический центр нижней фигуры
Условные знаки делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные.
Масштабные, или контурные, условные топографические знаки применяются для изображения местных предметов, которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты, то есть их размеры (длину, ширину, площадь) можно измерить на карте. Например: озеро, луг, большие сады, кварталы населенных пунктов. Контуры (внешние границы) таких местных предметов изображаются на карте сплошными линиями или пунктиром, образуя фигуры, подобные этим местным предметам, но только в уменьшенном виде, то есть в масштабе карты. Сплошными линиями показываются контуры кварталов, озер, широких рек, а контуры леса, луга, болота — пунктиром. Рисунок 2
Постройки и здания, выражающиеся в масштабе карты, изображаются фигурами, подобными их действительным очертаниям на местности и закрашиваются черным цветом. На рисунке 2 показано несколько масштабных (а) и внемасштабных (б) условных знаков.
Внемасштабные условные знаки или точечные применяются для изображения мелких местных предметов, не выражающихся в масштабе карты,— отдельно стоящие деревья, дома, колодцы, памятники и т. п. При изображении их в масштабе карты они получились бы в виде точки. Примеры изображения местных предметов внемасштабными условными знаками приведены на рисунке 2.
Эти сведения полезно запомнить для того, чтобы правильно измерять расстояние между местными предметами по карте.
Внемасштабные условные знаки можно разделить на 4 группы в зависимости от положения главной точки:
Геометрический центр фигуры
Рис. 1. 1 – пункты геодезической сети; 2 – точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 – астрономические пункты; 4 – церкви; 5 – заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 – электростанции; 7 – водяные мельницы и лесопилки; 8 – склады горючего и газгольдеры; 9 – шахты и штольни действующие; 10 – нефтяные и газовые скважины без вышек. |
Середина основания знака
Вершина прямого угла у основания знака
Геометрический центр нижней фигуры
Рис. 4. 1 – заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 – будки трансформаторные; 3 – радиостанции и телецентры; 4 – нефтяные и газовые вышки; 5 – сооружения башенного типа; 6 – часовни; 7 – мечети; 8 – радиомачты и телевизионные мачты; 9 – печи для обжига извести и древесного угля; 10 – мазары, суборганы. |
Главными точками необходимо пользоваться при точных измерениях расстояний между объектами по карте и при определении координат объектов. К внемасштабным условным знакам относятся такие знаки дорог, ручьев и других линейных объектов, у которых в масштабе выражается только длина, ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объектов на местности соответствует продольной оси (середина) знака на карте.
Пояснительные топографические знаки служат для дополнительной характеристики местных предметов и применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными знаками. Например, фигурка хвойного или лиственного дерева внутри контура леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, стрелка на реке указывает направление ее течения и т. п.
Кроме знаков, на картах применяются полные и сокращенные подписи, а также цифровые характеристики некоторых объектов. Например, подпись «маш.» при знаке завода означает, что этот завод машиностроительный. Полностью подписываются названия населенных пунктов, рек, гор и т. п.
Цифровые обозначения применяются для указания числа домов в сельских населенных пунктах, высоты местности над уровнем моря, ширины дороги, характеристики грузоподъемности и размеров моста, а также размеров деревьев в лесу и т. п. Цифровые обозначения, относящиеся к условным знакам рельефа, печатаются коричневым цветом, ширина и глубина рек — синим, все остальное — черным.
Рассмотрим кратко основные типы топографических условных знаков для изображения местности на карте. Начнем с рельефа. В связи с тем, что от его характера во многом зависят условия наблюдения, проходимость местности и ее защитные свойства, рельеф местности и его элементы изображаются на всех топографических картах очень подробно. Иначе мы не могли бы использовать карту для изучения и оценки местности. Чтобы отчетливо и полно представить себе местность по карте, необходимо, прежде всего, уметь быстро и правильно определять по карте:
— виды неровностей земной поверхности и их взаимное расположение;
— взаимное превышение и абсолютные высоты любых точек местности;
— форму, крутизну и протяженность скатов.
На современных топографических картах рельеф изображается горизонталями, то есть кривыми замкнутыми линиями, точки которых расположены на местности на одной высоте над уровнем моря. Чтобы лучше уяснить сущность изображения рельефа горизонталями, представим себе остров в виде горы, постепенно затопляемый водой. Допустим, что уровень воды последовательно останавливается через одинаковые промежутки, по высоте равные hметрам (рис. 3). Тогда каждому уровню воды будет соответствовать своя береговая линия в виде замкнутой кривой линии, все точки которой имеют одинаковую высоту. Эти линии можно рассматривать и как следы сечения неровностей местности плоскостями, параллельными уровенной поверхности моря, от которого ведется счет высот. Исходя из этого, расстояние h по высоте между секущими поверхностями называется высотой сечения.
Итак, если все линии равных высот спроектировать на уровенную поверхность моря и изобразить их в масштабе, то мы получим изображение горы на карте в виде системы кривых замкнутых линий. Это и будут горизонтали.
Для того чтобы узнать, гора это или котловина, существуют указатели скатов — небольшие черточки (бергштрих), которые наносятся перпендикулярно к горизонталям в сторону понижения ската.
Основные (типовые) формы рельефа представлены на рисунке 3.
Высота сечения зависит от масштаба карты и от характера рельефа. Нормальной высотой сечения считается высота, равная 0,02 величины масштаба карты, т.е. 5 м для карты масштаба 1:25000 и соответственно 10,
20 м для карт масштабов 1: 50 000, 1: 100000. Горизонтали на карте, соответствующие установленной для нее высоте сечения, проводятся сплошными линиями и называются основными или сплошными горизонталями. Но бывает, что при данной высоте сечения важные подробности рельефа не выражаются на карте, так как находятся между секущими плоскостями. Тогда применяют половинные полугоризонтали, которые проводятся через половину основной высоты сечения и наносятся на карту прерывистыми линиями. Для определения счета горизонталей при определении высоты точек по карте все сплошные горизонтали, соответствующие пятикратной высоте сечения, вычерчиваются утолщенно (утолщенные горизонтали). Так, для карты масштаба 1: 25 000 каждая горизонталь, соответствующая высоте сечения 25, 50, 75, 100 и т. д. будет вычерчиваться утолщенной линией на карте. Основная высота сечения всегда указывается под южной стороной рамки карты.
Счет высот возвышенностей на местности, изображенных на наших картах, ведется от уровня Балтийского моря. Высоты точек земной поверхности над уровнем моря называются абсолютными, а превышение одной точки над другой — относительным превышением. Отметки горизонталей — цифровые надписи на них — означают высоту данных точек местности над уровнем моря. Верх этих цифр всегда обращен в сторону повышения ската.
Отметки командных высот, с которых лучше чем с других просматривается местность с наиболее важных объектов на карте (крупные населенные пункты, узлы дорог, перевалы, горные проходы и т. п.), наносятся крупными цифрами.
С помощью горизонталей можно определять крутизну скатов. Если вы внимательно посмотрите на рисунок 3, то из него видно, что расстояние между двумя соседними горизонталями на карте, называемое заложением (при постоянной высоте сечения), изменяется в зависимости от крутизны ската. Чем круче скат, тем меньше заложение и, наоборот, чем положе скат, тем заложение будет больше. Отсюда следует вывод: крутые скаты на карте будут отличаться густотой (частотой) горизонталей, а в пологих местах горизонтали будут реже.
Обычно для определения крутизны скатов на полях карты помещается чертеж — шкала заложений (рис. 35). Вдоль нижнего основания этой шкалы указаны цифры, которые обозначают крутизну скатов в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены соответствующие величины заложений в масштабе карты. В левой части шкала заложений построена для основной высоты сечения, в правой — при пятикратной высоте сечения. Для определения крутизны ската, например, между точками а—б (рис. 35), надо взять циркулем это расстояние и отложить на шкале заложении и прочитать крутизну ската — 3,5°. Если же требуется определять крутизну ската между горизонталями утолщенными, то это расстояние надо отложить на правой шкале и крутизна ската в данном случае будет равна 10°.
Зная свойство горизонталей, можно определить по карте и форму различных видов скатов. У ровного ската на всем его протяжении заложения будут примерно одинаковыми, у вогнутого они увеличиваются от вершины к подошве, а у выпуклого, наоборот, заложения уменьшаются по направлению к подошве. У волнистых скатов заложения меняются соответственно чередованию первых трех форм.
При изображении рельефа на картах не все его элементы могут быть выражены горизонталями. Так, например, скаты крутизной более 40° не могут быть выражены горизонталями, так как между ними расстояние будет настолько мало, что они все сольются. Поэтому скаты, имеющие крутизну более 40° и обрывистые, обозначаются горизонталями с черточками (рис. 4) Причем естественные обрывы, овраги, промоины обозначаются коричневым цветом, а искусственные насыпи, выемки, курганы и ямы— черным.
Рассмотрим основные условные топографические знаки для местных предметов. Населенные пункты изображаются на карте с сохранением внешних границ и планировки (рис.5). Показываются все улицы, площади, сады, реки и каналы, промышленные предприятия, выдающиеся здания и постройки, имеющие значение ориентиров. Для лучшей наглядности огнестойкие постройки (каменные, бетонные, кирпичные) закрашиваются оранжевым цветом, а кварталы с неогнестойкими постройками — желтым. Названия населенных пунктов на картах подписываются строго с запада на восток. Тип административного значения населенного пункта определяется по виду и размерам шрифта (рис. 6). Под подписью названия поселков можно встретить число, указывающее количество домов в нем, а при наличии в населенном пункте районного или сельского Совета дополнительно ставятся буквы «РС» и «СС».
Как бы ни была бедна местность местными предметами или, наоборот, насыщена, на ней всегда находятся отдельные предметы, которые по своим размерам выделяются среди остальных и легко опознаются на местности. Многие из них могут использоваться как ориентиры. Сюда следует отнести: заводские трубы и выдающиеся здания, постройки башенного типа, ветряные двигатели, памятники, автоколонки, указатели, километровые столбы, отдельно стоящие деревья и т. п. (рис. 6). Большинство из них по своим размерам не могут быть показаны в масштабе карты, поэтому они на ней изображаются внемасштабными знаками.
Дорожная сеть и переправы (рис. 7) изображаются также внемасштабными условными знаками. Данные о ширине проезжей части, покрытии дороги, указываемые на условных знаках, дают возможность оценивать их пропускную способность, грузоподъемность и др. Железные дороги в зависимости от количества путей обозначаются черточками поперек условного знака дороги: три черточки — трехпутная, две черточки — двухпутная железная дорога. На железных дорогах показываются станции, насыпи, выемки, мосты и другие сооружения. У мостов длиною более 10 м подписывается его характеристика, например металлический, длина моста 25 м, ширина 6 м, а грузоподъемность 5 т.
Почвенно-растительный покров обычно изображается на картах масштабными условными знаками. К ним относятся лес, кустарники, сады, парки, луга, болота, солончаки, а также пески, каменистая поверхность, галечники. В лесах указывается его характеристика. Например, у смешанного леса (ель с березой) стоят цифры 20/0.25 — это означает, что средняя высота деревьев в лесу 20 м, средняя толщина их 0,25 м, среднее расстояние между стволами деревьев равно 5 метрам.
Болота изображаются в зависимости от их проходимости на карте: проходимые, труднопроходимые, непроходимые. Проходимые болота имеют глубину (до твердого грунта) не более 0,3—0,4 м, которая на картах не показывается. Глубина труднопроходимых и непроходимых болот подписывается рядом с вертикальной стрелкой, указывающей место промера. На картах соответствующими условными знаками показывается покрытие болот (травяное, моховое, тростниковое), а также наличие на них леса и кустарников.
Бугристые пески отличаются от ровных и на карте обозначаются особым условным знаком. В южных степных и полустепных районах встречаются участки местности с почвой, обильно насыщенной солью, которые называются солончаками. Они бывают мокрые и сухие, одни являются непроходимыми, а вторые проходимыми. На картах они обозначаются условными знаками — «штриховкой» синего цвета. Изображение солончаков, песков, болот, почвенно-растительного покрова показано на рисунке.
Топографические знаки
Все местные предметы на топографических картах изображаются специальными условными топографическими знаками. Эти знаки похожи на сами местные предметы. Так, лес на топографических картах изображается зеленым цветом; дома и другие строения – прямоугольниками; реки, ручьи, озера – голубым цветом.
Топографические знаки, размеры которых соответствуют масштабу карты, называют масштабными Но не всегда каждый местный предмет на карте можно изобразить точно по форме, цвету и размеру. Например, шоссейная дорога шириной 20 м на карте масштаба 1:200 000 должна быть обозначена линией толщиной 0,1 мм. Еще более мелкие — узенькие ручейки, тропинки или родничок вообще было бы невозможно разглядеть на карте. Поэтому такие мелкие или узкие предметы на карте, но имеющие стратегическую важность, обозначают особыми топографическими знаками, которые называют внемасштабными. То есть реальный размер этих предметов не соответствует масштабу карты.
В зависимости от типа и формы объекта все топографические знаки делят на четыре вида:
1) линейные изображают те местные предметы, которые имеют форму линии (дороги, линии электропередачи, ручьи, реки и т.п.);
2) площадные изображают предметы, имеющие площадь, такой знак состоит из двух элементов: контура и знака, заполняющего контур (лес, болото, луг, населенные пункты в зависимости от масштабов карты);
3) фигурные изображают отдельно стоящие объекты, имеющие важное значение (мост, колодец, паром, отдельные строения и т.п.);
4) пояснительные дают характеристику конкретного объекта, располагаются с другими топографическими знаками. Например, надпись «сосн.» рядом с топографическим знаком хвойного леса означает, что данный хвойный лес сосновый; возле топографического знака моста могут быть написаны пояснительные знаки, несущие информацию о его ширине, длине, грузоподъемности.
Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов.
Для того чтобы было легче запоминать топографические знаки и ориентироваться в них, их объединяют в группы по типу местных предметов:
Группа топографических знаков «Дороги и дорожные сооружения»
Дороги, тропинки, трассы — крайне важный объект топографической карты, который служит не только для движения туристов, они являются важным ориентиром. На топографических картах все дороги разделены на: железные дороги, шоссейные и грунтовые автомобильные.
Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие – асфальтовое, бетонное или каменное (булыжник, брусчатка). Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета, параллельные друг другу линии, промежуток между которыми равен 8 или 1 мм и заполняется красной (оранжевой) краской. Как уже говорилось, знак «шоссе» является внемасштабным по ширине, но иногда тем, кто пользуется шоссейными дорогами, очень важно знать его ширину. Поэтому у знака шоссейной дороги на карте дается пояснительный, в виде буквенно-цифровой характеристики: цифра, еще одной цифра в скобках и буква. Например, пояснительный знак «8(12)А» на шоссейной дороге означает; что ширина этого шоссе с покрытием составляет 8 м, ширина без покрытия 12 м, а буква означает материал, из которого сделано покрытие. В данном случае это асфальт.
Топографические знаки группы “Дороги и дорожные сооружения”
Таким образом, первая цифра – это ширина покрытия шоссе в метрах, цифра в скобках – ширина всего полотна шоссе в метрах вместе с обочинами.
Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе:
Грунтовые дороги – это дороги земляные, не имеющие искусственного покрытия, они могут быть частично или целиком усыпаны гравием, щебнем, шлаком, но это не является твердым покрытием. Все грунтовые дороги подразделяются на простые (полевые или лесные), проселочные, улучшенные грунтовые дороги (УГД).
Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина пробела между штрихами — около 1 мм.
Проселочная дорога имеет более важное значение, чем простая. Она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочные дороги соединяют друг с другом мелкие населенные пункты (село с селом, железнодорожной станцией) или мелкие населенные пункты с крупными (село – город). Отличие от простой грунтовой дороги, идущей через лес к вырубке или через поле к стогу сена, в том, что простая грунтовая дорога может внезапно оборваться где-нибудь в лесу или в поле, в то время проселочная обязательно выведет к какому-либо населенному пункту или к крупной дороге. Поэтому проселочная дорога на топографических картах обозначается более «уверенной» сплошной тонкой черной линией.
Улучшенная грунтовая дорога — это дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия, но посыпана гравием или щебнем, утрамбована катком и выровнена по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий (ширина между ними 0,6 – 0,8 мм), пространство между ними заполнено не оранжевым (как при обозначении шоссе), а желтым цветом.
Чаще всего туристы передвигаются в походах пешеходными тропами. Пешеходные тропы имеют важные особенности:
— тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении;
– тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать.
В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении. Конечно, не все тропинки обозначены на карте; встречаются временные тропинки-одногодки, которые на картах не показывают, это необходимо учитывать. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие тропы (их называют иногда вековыми) наносятся на карты крупных масштабов.
Условный знак тропы почти такой же, как и знак простой грунтовой дороги – тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину. Длина штриха равна 2 мм, а пробел между штрихами – чуть меньше 1 мм.
Топографический знак железной дороги за последнее время тоже претерпел изменения. Как известно, железная дорога может быть одноколейной или может иметь несколько колей. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейными и широкой колеи, по которой ходят пассажирские и товарные поезда. Узкоколейная железная дорога предназначена для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы – лес, торф, грунты (песок, гравий, щебень) и др.
Железная дорога на карте может быть представлена в виде сплошной толстой черной линии (ее толщина достигает 0,6 мм) с белыми полосками – электрифицированная дорога или сплошной черной линией с поперечными штрихами – неэлектрифицированная. Количество поперечных штрихов указывает на число колей, два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная.
На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки – бетонными.
Топографические знаки мостов – это знаки фигурные и немасштабные. Там, где на карте размешается знак моста, знаки дороги и реки разрываются. Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Буква обозначает материал, из которого построен мост (Д – дерево, К – бетон). Коэффициент – высота моста над поверхностью воды. В числителе дроби первая цифра (20) – длина моста в метрах. Вторая цифра (4) – его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, т.е. на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.
Группа топографических знаков «Населенные пункты»
Населенные пункты сами по себе являются сложными образованиями, состоящими из различных строений и сооружений. Поэтому простого топографического знака населенного пункта нет. Он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом. Так, отдельные жилые и нежилые строения изображаются черным прямоугольником или фигурой черного цвета, соответствующего форме и размерам самому строению (рис. 11, б). В первом случае топографический знак является внемасштабным, во втором – масштабным.
Жилые и нежилые строения в населенном пункте располагаются в определенном порядке и имеют улицы, переулки, кварталы, дороги и т.д. Рядом со знаками некоторых отдельных строений дается их характеристика. Например: шк. – школа, больн. – больница, эл-ст. – электростанция, сан. – санаторий.
В походах и путешествиях часто можно встретить отдельный дом, где живет и трудится лесник. Такая избушка лесника имеет свой топографический знак обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.». Важными ориентирами могут служить хорошо видимые издалека различные постройки башенного типа — водонапорные башни, пожарные вышки и т.д. Башня обозначается фигурным внемасштабным знаком, рядом с которым часто дается пояснение.
Топографические знаки группы «Населенные пункты»
И последние из этой группы, очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, – линии связи и линии электропередачи (ЛЭП). Линии связи – это натянутые на столбах провода, по которым осуществляются телеграфная и телефонная связь, а также радиотрансляционные передачи. Обозначаются они на всех картах, независимо от характера связи, тонкой черной линией с черными точками на ней, которые ставятся через каждые 4 мм. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.
Линии электропередачи (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Это зависит от их мощности – напряжения тока на линиях. Высоковольтные линии электропередачи всегда делаются на высоких металлических или бетонных опорах. Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах — короткие утолщенные черточки.
Группа топографических знаков «Гидрография»
В туристических походах водные объекты всегда представляют интерес для туристов; на берегах рек и озер разбивают биваки, родники и ключи — источник чистой питьевой воды и т.д. В группе «Гидрографии» много топографических знаков, которые изображаются голубым цветом.
Один из основных топографических знаков этой группы – знак реки. Он может быть и масштабным, и внемасштабным в зависимости от размера реки и масштаба карты. Большую, широкую реку изображают точно в соответствии с масштабом карты на каждом участке русла реки. Этот топографический знак состоит из двух элементов – контура береговой линии реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака — голубого фона, изображающего поверхность реки, т.е. пространство, занятое водой.
Топографические знаки группы «Гидрография»
Реки или ручьи на топографической карте изображены тонкой синей линией, которая постепенно утолщается от истока к устью. В том месте, где маленькая речка уже становится настолько широкой, что ее можно изобразить масштабным знаком, знак изменяется на двойной синий контур с голубым фоном внутри. Бывают речки и ручьи, которые текут только весной и в начале лета, а потом пересыхают, их изображают тонкой синей прерывистой линией. Для того чтобы знать направление и скорость течения реки, рядом с топографическим знаком реки имеются пояснительные знаки. Черная стрелка показывает направление течения реки, а цифры, стоящие в середине стрелки, обозначена скорость ее течения (единицы измерения – м/с).
Море, озеро, пруд также изображаются топографическим знаком, состоящим из двух элементов: тонкой синей линии, показывающей контур берега, и голубого фона – площадь зеркала водоема.
Важный гидрографический топографический знак – знак, обозначающий водные источники — колодец, родник. Эти объекты обозначаются только на крупномасштабных картах. Знак колодца — синий кружок диаметром чуть больше 1 мм с синей точкой в центре. Родники и ключи обозначаются синим кружочком с «хвостиком».
Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые, через которые двигаться опасно, их надо обходить стороной. Соответственно, есть и два знака болот: короткие горизонтальные штришки, сгруппированные в форме ромбов неправильной формы – это проходимые болота, а сплошные горизонтальные синие штрихи – непроходимые болота. На рисунке приведен условный топографический знак – проходимые болота.
Группа топографических знаков «Растительность»
Эта группа объединяет все топографические знаки, которыми на карте обозначаются все имеющиеся растительные объекты. Как правило, эти объекты имеют площадь, поэтому топографические знаки являются площадными, а, следовательно, масштабными. У площадных знаков всегда имеются границы угодий площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. Эта граница выделяется мелкой пунктирной линией черного цвета. Топографические знаки растительности изображаются на зеленом фоне. Более старую растительность, например лес, обозначают темно-зеленым фоном, молодой лес выделяют светло-зеленым цветом.
Основной топографический знак в группе «Растительность» – это знак леса. Помимо того, что он выделяется зеленым фоном и имеет границы, важно знать, какие породы деревьев произрастают в нем, какое расстояние между деревьями и т.д. Знак «елочки на зеленом фоне» свидетельствует о том, что в данном лесу преобладают хвойные породы деревьев – сосна, пихта, ель и т.д. (а). Если преобладают лиственные деревья (береза, осина и др.), то на зеленом фоне рисуется березка, у которой правая сторона кроны делается зачерненной ( б). Для обозначения смешанного леса елочка и березка рисуются рядом (в). Для того чтобы обозначить конкретную породу деревьев, преобладающую в лесу, слева от знака леса ставят пояснительный знак – сокращенная подпись породы деревьев. Цифры дают характеристику древостоя в лесу. Так, цифры, приведенные на рис. 14, означают, что высота деревьев в лесу составляет около 25 м, диаметр деревьев 0,3 м, а расстояние между деревьями 6 м.
Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе – средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а коэффициент, стоящий за дробью, — среднее расстояние между деревьями (т.е. густота леса).
В лесах часто встречаются просеки – длинные лесные коридоры шириной 2-12 м, обозначающие границы лесных кварталов. Чаще всего просеки строго ориентированы на стороны света и идут с севера на юг. другие пересекают их с запада на восток. Просеки делят лес на кварталы, каждый из которых имеет свой номер. На пересечении просек находятся квартальные столбы, на гранях которых обозначены номера лесных кварталов. Зачастую по просеке проходит дорога, однако она есть не всегда. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги – тонкая черная штриховая линия. Отличие заключается в том, что проселочная дорога извилистая, а просека прямая. На просеке ставится цифра, которая показывает се ширину в метрах.
Топографические знаки группы «Растительность»
Для обозначения молодой поросли леса это могут быть лесопосадки, кроме светло-зеленого фона, применяется дополнительный заполняющий знак: маленькие черные кружочки, ряды которых располагаются под углом 45° к рамкам карты. Таким же топографическим знаком изображаются фруктовые сады, отличие заключается в том, что их ряды идут под углом 90° по отношению к рамкам карты. Топографический знак «лесная вырубка» показывается на белом фоне, сам знак представляет собой черный вертикальный штрих с коротким горизонтальным штришком снизу (напоминает топографический знак «лес», но без кроны).
Редкий лес на карте тоже, как правило, изображается на белом фоне, представляет собой черные кружочки с хвостиком внизу, направленным на восток. Отдельные группы кустарников на топографических картах показываются в виде черного кружка с тремя черными точками по внешнему краю — внемасштабный топографический знак. В случае, когда кустарники занимают значительные площади на местности, тогда их показывают светло-зеленым фоном, границы которого обозначены пунктирной линией, а внутри располагается знак кустарника. На крупномасштабных картах есть необходимость обозначить отдельно стоящие деревья, для их изображения используется топографический знак леса на белом фоне.
Группа топографических знаков «Рельеф»
Поверхность нашей планеты всегда имеет неровности – возвышенности, холмы, впадины, овраги, обрывы и т.д. Все это представляет собой рельеф данной местности. Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности в целом делят на два типа – положительные и отрицательные формы рельефа. К положительным формам рельефа относят – горы, возвышенности, хребты, курганы и т.д. К отрицательным низменности, котловины, ущелья, долины, овраги, ямы и др. Положительные и отрицательные формы рельефа всегда чередуются в пространстве. У каждой формы рельефа есть три элемента. У положительных – вершина (плато), подошва (основание – начало возвышенности) и склоны; у отрицательных — дно (самая низкая часть), край, склоны или стенки.
Положительные и отрицательные элементы рельефа
Помимо этого, рельеф местности может быть простым – это равнинная местность, и сложным – горная местность. Равнинную местность по характеру рельефа делят на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Пересеченность зависит в первую очередь от частоты чередования положительных и отрицательных форм рельефа, а также от их высоты и крутизны склонов. Равнинная местность с малым количеством горок и холмов-слабопересеченная, а там, где рельеф сильно изрезан, много холмов, оврагов, промоин, местность считается сильнопересеченной.
Склоны, общий элемент и отрицательных, и положительных форм рельефа бывают крутыми, обрывистыми (резкими) и пологими (плавными). В связи с этим на топографических картах плавные, мягкие формы изображают тонкими линиями коричневого цвета – горизонтали, а резкие, обрывистые формы – особой коричневой линией с зубчиками. Вершины зубцов направлены в ту сторону, где имеется отвесный склон или обрыв.
Соответственно, если группе туристов необходимо пройти из пункта А в пункт Б, то им предстоит подумать, как подняться вверх по крутому обрывистому склону, возможно, предусмотреть верхнюю страховку. Если маршрут идет, наоборот, из пункта Б в пункт А, то нужно приготовиться осторожно спускаться вниз по обрыву. Это всегда необходимо учитывать туристам при планировании маршрутов путешествий! Такие обрывистые склоны могут встретиться по берегам рек водоемов, у оврагов, на склонах гор. Помимо этого, в природе встречаются обрывы искусственного происхождения, которые возникли в результате хозяйственной деятельности человека. Это такие объекты, как карьер, котлован, могут быть искусственные насыпи или дамбы. Для того чтобы на карте такие искусственные объекты легко можно было отличить от естественных, их обозначают точно такой же зубчатой линией, только цвет у нее черный.
Топографические знаки группы «Рельеф»
Карьер место для добычи строительного материала, часто встречаемый искусственный объект в районе промышленных центров. На картах карьер изображают в виде подковообразного углубления с обрывистыми склонами. Карьеры используют для добычи песка, камня, глины, а также полезных ископаемых – руды, поэтому рядом со знаком карьера есть надпись, уточняющая, что именно добывают в этом карьере. Цифра рядом со знаком также показывает глубину карьера.
Ямы и курганы – похожие топографические знаки, также могут быть искусственного и естественного происхождения. На топографической карте они могут изображаться с сохранением масштаба, если это позволяет сделать масштаб карта, или могут быть внемасштабными. Цифра, стоящая рядом со знаком кургана и ямы, обозначает их высоту и глубину в метрах.
Иногда при строительстве железных дорог или шоссе, в местах пересечения долин рек, глубоких оврагов строят искусственную земляную насыпь, которая может иметь довольно крутые склоны. Такие насыпи и выемки на картах изображаются зубчатой линией черного цвета, поскольку являются искусственными сооружениями. Если зубчики на линии острыми концами направлены от полотна железной дороги или шоссе, то это знак насыпи, где они направлены наоборот к полотну дорог – выемки. Цифры, находящиеся рядом с топографическим знаком, обозначают наибольшую высоту склона насыпи и выемки.
Встречаются и более сложные жесткие формы рельефа – овраги. Овраг – форма рельефа, которая образуется в рыхлых осадочных породах в виде относительно глубоких незадернованных ложбин, образованных временными водотоками при таянии снега или дождевой воды. Овраги — явление «живое», они появляются, растут и постепенно исчезают. Молодые овраги называют промоинами. У промоин очень крутые склоны, но постепенно они осыпаются, выполаживаются, зарастают травой, кустами. Когда овраг перестает расти, он превращается в балку или ложбину, лощину. Балки, ложбины уже относят к мягким формам рельефа, поэтому на карте обозначают линией без зубцов.
Овраг имеет вершину — это место, где он начинается, дно и устье. Растет овраг, как и деревья, вершиной. Овраг может разветвляться в разные стороны, образуя несколько маленьких овражков, каждый из которых имеет свою вершину. Такие ответвления называют «отвертки» — боковые ответвления, впадающие в главный овраг.
Два типичных представителя мягких форм рельефа — антиподы: холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не покажешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.
Каким же способом можно изобразить их на бумаге? Топографы придумали такой способ: если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» — горизонталями. Если затем начертить эти линии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о рельефе.
Горизонтальные сечения рельефа
Только нужно короткими штрихами на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно такая лее фигура получится, если рассекать горизонтальными плоскостями и котловину. Если не показывать эти штрихи, то мы можем только гадать, является ли на карте точка D вершиной холма или дном впадины. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами (от нем. «берг» – гора). Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и называется способ горизонталей.
Горизонтали и бергштрихи на карте
Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричневым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в топографии называть эту величину, отметку горизонтали.
Пояснительные и специальные туристские знаки
Многие пояснительные знаки и характеристики местных предметов мы уже разобрали, когда изучали топографические знаки по группам. Осталось сказать несколько слов о различных названиях, которые пишутся на картах, и изучить пять специальных туристских условных знаков. На топографической карте вы видите множество названий населенных пунктов, железнодорожных станций, производственных объектов, вершин холмов и гор, названия рек и озер, и даже леса в некоторых случаях имеют свои собственные имена.
Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизонтальными (направление запад-восток), разными шрифтами – у одних пунктов буквы подписи пожирнее и повыше ростом, у других – потоньше и имеют небольшой наклон.
В такой разнице шрифтов заложена определенная информация: примерное количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись крупнее.
На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, места ночевок и дневок, достопримечательности на маршруте и даже места дневных привалов на обед. Все эти знаки, как правило, делаются красным цветом. Один из возможных вариантов этих знаков представлен на рисунке.
Штриховой линией обозначается маршрут активной части похода. Каждый третий или пятый штришок имеет стрелку, показывающую, в каком направлении шли туристы по маршруту. Пунктир – маршруты переездов на различных видах транспорта (поезд, автобус, катер и т.д.).
Палатка (иногда ее заменяют простым красным треугольником) обозначает место, где ночевала группа, а цифра рядом с ней – день и месяц, когда туристы прибыли в это место. Два перекрещенных полена и три струйки дыма – место обеденного привала. Звездочкой обозначаются достопримечательные места на маршруте. Чтобы кратко объяснить на карте содержание этого объекта, у звездочки ставится цифра, а на полях карты под этой цифрой дается текст – краткая характеристика достопримечательного объекта на маршруте (легенда).