Что означает этот термин боке
Что означает этот термин боке
Если вы новичок в фотографии, то вы вероятно недавно слышали про термин «боке». Этот термин японского происхождения и обозначает размытость изображения. В фотографии, это очень известная техника.
Различия между мягким фокусом и боке
Давайте сначала поймем фундаментальные различия между мягким фокусом и боке. В фотографии с мягким фокусом к объекту добавляется преднамеренное размытие, в то время как фактические края сохраняются в четком фокусе. В боке это только элемент изображения, который преднамеренно размыт. Кроме того, боке имеет тенденцию подчеркивать определенные точки света на изображении.
Боке имеет тенденцию появляться в тех областях изображения, которые остаются за пределами точки фокуса. Из-за этого наиболее распространенная техника, используемая для создания этого эффекта, — это малая глубина резкости, создаваемая через широко открытую диафрагму.
Чтобы создать изображение, содержащее так называемое «хорошее» боке, фотограф должен сначала найти объект, который легко захватить с короткого фокусного расстояния.
Давайте сейчас выберем цветок нарцисса, цветущего на ярком весеннем солнце. Мы хотим быть уверены, что на заднем плане также видно солнце, сияющее на цветке. Это способ, позволяющий сфокусироваться на точках света позади цветка и создать круглые цветы.
Мы разместим камеру на штативе и используем ручные настройки для резкой фокусировки цветка. Следующим шагом будет немного расфокусировать цвет, чтобы фон был полностью размытым, но цветок все еще был узнаваемым элементом. Затем мы должны принять решение о настройках экспозиции для этого изображения, и это включает в себя правильную выдержку, диафрагму и ISO.
Поскольку мы не хотим, чтобы какая-либо зернистость испортила это изображение, мы определим значение ISO не выше 400. Это означает, что мы также хотим, чтобы диафрагма была открыта шире, чтобы также обеспечить более короткую выдержку (помните, что высокие ISO и длинные выдержки являются наиболее распространенной причиной цифрового шума).
Для этой экспозиции был выбран f/5,6, а скорость затвора 125. Широко открытая диафрагма создает еще более короткую глубину резкости, а фон, который мы уже превратили в размытие, станет еще более неузнаваемым и усеян яркими точками света. Это как раз то, что обычно называют хорошим боке.
Эффект боке — что за зверь?
Содержание
Содержание
Боке — очень часто встречаемый художественный приём в фотографии, суть которого кроется в размытии заднего плана. Обычно выглядит как кружочки, которые сливаются или остаются раздельными, образуя неповторимый рисунок тем самым выгодного выделяя объект съёмки. Как и любой другой художественный приём он может быть использован неправильно, и, как следствие, будет достигнут «неожиданный» эффект, в результате которого фотография не оправдает ожиданий.
Как же так получается? В фотокамерах боке получается за счёт оптической схемы — высокой светосилы, больших фокусных расстояний и размера матрицы. Чем выше эти параметры у объектива, тем больше разница в размерах кружка в фокусе или не в фокусе.
В смартфонах же всё наоборот, и масла в огонь здесь добавляет дифракция.Она ограничивает минимальный размер кружка в фокусе. Поэтому, до недавнего времени, боке формировалось программно и силами редакторов. Сегодня производители смартфонов уже вводят программно-аппаратные методы. Но не всё так просто, разберемся по порядку.
Виды боке
Производители объективов для фототехники стремятся к наиболее качественному изображению каждый своими способами. Поэтому боке получается очень разнообразным, и его принято делить на разные виды.
Окрашенное боке. Не самый удачный тип, особенно для портретной съемки — по краю лица могут появиться нежелательные артефакты в виде зеленого контура.
Происходит это из-за особенностей компенсации хроматических аберраций. Фокусное расстояние объектива зависит от длины световой волны, но расстояние, с которого происходит фокусировка, всегда разное. Как результат — большинство современных объективов имеет зеленоватое окрашивание боке за объектом съёмки и пурпурное перед ним. Легкое окрашивание удаляется программно, но против сильных артефактов это не работает, поэтому здесь уже приходится работать руками. Есть конечно объективы, свободные от этого недостатка, но они достаточно дорогие для начинающих фотолюбителей.
Крученое боке получается из-за недостаточного размера передней линзы, или неподходящей бленды. Кружки меняют свою форму, усиливается за счёт астигматизма от которого современные оптические схемы свободны, поэтому в ярко-акцентированном виде встречается только в старых объективах и их репликах. Добавляет динамики в кадр, создает ведущие линии даже там, где их нет, то есть кардинально меняет композицию кадра. Требует аккуратного применения, особый подвид получается в очень светосильных объективах с большой кривизной линз из-за чего падающий под большим углом свет отражается от линзы, а не преломляется, и кружки начинают как бы рваться.
Жесткое боке. Подавляющее большинство объективов имеет как раз такой тип.
Проявляется благодаря дифракции на краю оправ линз и прочих конструкций объектива. Край ярче чем центр, это удобно и красиво при ночной съемке, так как создаёт воздушный фон из одиночных светящихся фонарей или гирлянд.
А вот днём это может смотреться не так эффектно, кружки сливаются.
Это приводит к удвоению линий — веток, травы, столбов, прутьев ограды, пальцев на руке и т.д.
Бонусом объективов с жёстким боке является кажущаяся резкость вблизи фокуса. Небольшие кружки образуют резкие линии, из-за этого может показаться, что фотография была обработана программными фильтрами.
Не так много объективов, в которых с эффектом жесткого боке решили бороться кардинально с помощью специального встроенного аподизационного фильтра (фильтр, который обеспечивает естественное сглаживание и размытие частей изображения, не попадающих в фокус). Это не прошло даром для эффективной светосилы объектива, что делает его не столь привлекательным для съёмок, которым требуется большая скорость затвора. Зато это удобнее при работе днём, когда встречается перегруженный фон.
Добавим конкретики
Самый дешёвый способ прикоснуться к правильному боке — портретные объективы — их основное назначение, как можно понять из названия, — портреты.
Например, обычный 50 F2 и подобные, но сам диапазон портретных объективов от 35 до 135–200. Для качественного изображения и высокой светосилы им не требуется особая точность изготовления, дорогие материалы или сложная форма линз. Но это не означает что эффект, который они будут создавать — одинаковый.
Старые объективы зачастую дают более сложное боке, но расплачиваться за него приходится тем, что они рассчитаны на плёнку, количество передаваемых деталей у которой ограничено.
Даже на дешевой зеркалке можно добиться размытия фона, при наличии китового объектива 18–135. На длинном конце будет неплохое боке, но из-за сжатой перспективы объект съёмки может казаться отдельным от фона. Стоит отметить, что не в каждом помещении будет встречаться достаточно места и освещения для низкой светосилы таких объективов.
А вот съемка ростового портрета с боке — задача уже не дешёвая, даже для любительских зеркалок, даже не смотря на крупную матрицу. Но тут можно схитрить с помощью бокерамы. Делается это до безобразия просто — отключается автофокус и сшивается панорама. При некоторой сноровке и небольшом количестве снимков выполняется даже с рук, но в идеале желательно иметь штатив с панорамной головкой. Полученный таким образом снимок может иметь боке недостижимое физически никаким объективом даже на среднем формате.
Что у смартфонов?
Смартфонам по части размытия фона повезло меньше, что сподвигло производителей хитрить.
Некоторые, к примеру, используют разные объективы в многокамерных моделях, за счёт чего вплотную подходят к камерам начального уровня, но по-прежнему не дотягивают до любительских зеркалок.
Для компенсации этого оставшиеся камеры используются для определения глубины в кадре.
Подставка оказывается более размытой чем фон позади подставки
Такая обработка также не лишена недостатков — программа не обладает полной картиной — в лучшем случае о частичных перекрытиях, в худшем — объекты, лежащие на одной линии между камер, не позволяют определить расстояние, и, как следствие, переходы (из зоны фокуса в зону боке) могут выглядеть не естественно. В многокамерных смартфонах данные о глубине кадра для алгоритма берутся из разницы между картинки с камер. Если контрастности объекта не хватает, или, например, если это столб, а у смартфона камеры расположены вертикально, то такой объект будет на одной линии с камерами и в итоге алгоритм их определит как бесконечно удалённые и очень сильно размажет.
Другие производители используют «стекинг» — объединяется несколько фото с разной фокусировкой. Но в этом случае уже малоконтрастные объекты сбивают алгоритм с толку.
«Пленоптический прием»
Пленоптическую камеру впервые произвели на свет инженеры бренда Lytro. Tакая камера предоставляет наиболее точные данные о глубине в кадре. Благодаря этому становится возможной смена фокуса после съёмки. Реализуется любое боке, какое вздумается оператору. Но эти камеры, к сожалению, так и не получили популярности, так как программное боке, все-таки, выглядит не совсем естественно.
Именно здесь нельзя не упомянуть Canon 5D Mark IV, в котором с помощью технологии Dual Pixel может получаться некое подобие эффекта, создаваемого в пленоптической камере.
Пододвинуть зону фокуса в ней можно всего на ⅓ ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), или придется «двигать» боке. Mark IV делает 2 снимка под разными углами. С помощью родного ПО — Digital Photo Professional можно их сдвинуть если фон неудачно наполз на лицо например. Перемещение на ⅓ ГРИП может быть полезно при съёмке на самую широкую диафрагму — когда в неё даже глаз целиком не помещается. Ошибка в работе автофокуса может быть и не заметна сразу.
В теории можно сшить стек из таких изображений и получить полностью резкий объект, но Digital Photo Professional делает это слишком медленно, а Photoshop пока не умеет автоматически сшивать стеки. Любителей предметной макросъёмки таким не напугать, но тут уже вопрос в коммерческой портретной съемке, где всё надо делать в сжатые сроки, а такая обработка занимает очень много времени. В свою очередь профессионалы в предметной макросъемке используют рельсы для получения стека за счёт чего достигается полная автоматизация процесса.
Не смотря на то, как это все эффектно звучит, специалисты в области фотографии восприняли такие приемы без энтузиазма, не в последнюю очередь благодаря отсутствию поддержки сторонними программами.
И помните — искусство не бывает неправильным, оно бывает спорным. Как сделать фигурное свечение под эффект боке можно почитать в мини-лайфхаке.
Фотоблог 365
7 декабря 2016 г.
Что такое боке? Подсказки для начинающих
Альфонсо С рассказал о том, как добиться хорошего эффекта боке и не потерять все остальное.
Если взять камеру и начать крутить фокусировочное кольцо объектива, то постепенно источники света будут становится все более размытыми. Когда фокус выкручивается на максимальное значение, то точки света превращаются в круги.
Если упрощенно, то это и есть эффект боке.
С японского языка слово «боке» переводится как размытие или нечеткость. В фотографии этот термин используется для описания способа отображения объективом точек, которые находятся вне фокуса.
Этот эффект претендует на художественность, он используют чтобы добавить картине интересный визуальный штрих.
Эта заметка расскажет, что нужно для создания красивого эффекта боке. Кроме того, текст поможет понять самые важные аспекты боке, а именно параметры камеры и ваши способности как фотографа.
Начнем с того, что является самым главным.
Источник света
Чтобы создать боке нужно хороший свет. Как правильно работать труднее с невнятным светом от уличных реклам, потолочных ламп и тонированных окон.
Желательно иметь свет, который направлен прямо в объектив. Чем больше направленного света, тем лучше боке.
Это может быть солнце, свечи, новогодние гирлянды, обычный лапмы без плафона.
Яркие источники, которые являются отражением, тоже отлично подходят для боке. Например разноцветные деревья на ярком солнце будут отражать своими листьями искрящиеся точки, которые могут стать замечательным боке. Хорошим боке могут стать блики на волнах воды под прямыми солнечными лучами.
Форма
Боке бывает самых разных форм и размеров. Но поскольку большинство объективов имеют круглые линзы и круглую диафрагму, то большинство боке состоит из кругов.
Однако эта форма определяется формой диафрагмы. Именно из-за этого рисунок боке может меняться по форме от идеального круга до шести-, семи-, восьмиугольника и т.д.
Откройте диафрагму как можно шире, чтобы получить круглое боке. Уменьшите отверстие и идеальный круг превратится в шестиугольник, восьмиугольник или другую произвольную фигуру, которая зависит от формы диафрагмы.
Чем больше отверстие диафрагмы (а число f меньше), тем более круглым в среднем будет боке.
Размер диафрагмы влияет на размер и форму боке, но это еще не всё.
Больше или меньше, как контролировать размер боке?
Попробуйте разместить вашу руку на расстоянии от экрана компьютера как можно дальше от ваших глаз. Посмотрите на руку. Обратите внимание, что вы не можете прочитать текст на экране, пока смотрите на руку (конечно, если рука не лежит прямо на экране). Изображение кажется размытым.
Теперь придвиньте руку максимально близко к лицу. Обратите внимание, что когда вы смотрите на нее, размытие экрана стало сильнее, чем когда рука была ближе к экрану.
Так работает глубина резкости. И такой же принцип глубине резкости применяется к боке.
Малая глубина резкости создает более размытый эффект боке, то время как большая — уменьшает этот эффект.
Чтобы проиллюстрировать это возьмем солнце в качестве примера.
Во время заката солнце смотрит прямо в камеру (если направить камеру на солнце, конечно). Как вы думаете, какой объектив покажет солнце более крупно и, следовательно, сделает большее размытие? Широкоугольный, который охватывает большее пространство или телеобъектив, который приближает изображение солнца?
Очевидно, что телеобъектив поможет вам получить более крупное изображение солнца, и, в конечном счете, сделать более сильное размытие боке.
Боке получается благодаря свету, и вы можете делать его больше или меньше теми же способами, которые используется при съемке чего-то другого. То есть зуммировать вперед-назад, подходить ближе или отходить дальше.
Более длинные фокусные расстояния (начиная от «стандартного» объектива и до телеоптики) позволяют приближать к вам изображение и уменьшают глубину резкости. Это приводит к тому, что получается более крупное боке, более размытое изображение, которое не входит в зону резкости.
Разместите источник света для боке достаточно далеко позади свечи, но приблизьтесь к свече с камерой, чтобы обеспечить достойный размер боке.
Более широкоугольные линзы создают изображение с большей глубиной резкости и меньшим боке. Именно по этой причине многие фотографы стараются держаться подальше от широкоугольных объективов, когда хотят получить сильный эффект боке.
Однако, даже небольшой эффект боке все равно добавляет определенное очарование.
Отражение света на листьях в сочетании с большим расстоянием от камеры, создает меньший, но все-таки заметный эффект боке.
Какое бы фокусное расстояние объектива вы не выбрали, выбор диафрагмы определяет насколько размытым будет источник света.
Большее диафрагменное отверстие уменьшает глубину, создавая больше размытия, в то время как небольшая диафрагм сделает меньшее размытие. Однако степень этого размытия зависит и от фокусного расстояния объектива.
Говоря проще, нужно объединить большую диафрагму с длиннофокусным объективом, и вы получите большое боке.
Как избежать ошибок новичка?
Многие начинающие фотографы пытаются получить максимально большую диафрагму, надеясь, что это поможет создать более сильное размытие.
Помните, что глубина резкости является основным фактором, который влияет на размер боке. И диафрагма является лишь одним компонентом глубины резкости (вспомните пример с рукой, которая при приближении к лицу влияет на размытие фона).
Чем дальше вы сможете разместить источник света от зоны фокусировки, тем большее размытие вы сможете получить.
Кроме того, не забывайте, что малая глубина резкости не обязательно означает, что фотография более качественная.
Иногда использование меньшей диафрагмы для сохранения деталей фона помогает получить более приятную фотографию.
Ваши творческие намерения всегда должны влиять на размер боке.
Следите за переходами в зоне нерезкости
Когда вы собираетесь снимать объект на переднем плане с сильным размытием на фоне (или наоборот) знайте как происходит переход из резкости в размытие.
Если огни будут размыты на фоне, то их размер будет менятся в зависимости от расстояния. Более далеко расположенные огни будут более размыты, в то время как более близкие будут менее размыты.
В зависимости от вашего объектива это может привести к странным и некрасивыми эффектам. Это может приводить к появлению большого количества визуального беспорядка в кадре, поскольку будут смешиваться более резкие и более размытые объекты.
Проблему возможно решить путем правильного расположения объекта и фона. Чтобы получался резкий передний план, который бы контрастировал с одинаково размытами объектами вне фокуса.
Инструкция по съемке
В автоматическом режиме снимать боке будет крайне неудобно, а скорее всего и невозможно. Яркий свет будет почти всегда заставлять камеру уменьшать диафрагму, чтобы не было переэкспонирования кадра.
Лично я использую только полностью ручной режим, когда дело касается боке.
Неплохо может работать и приоритет диафрагмы. Хотя и может доставить некоторые неприятности из-за неправильного выбора выдержки.
Поэтому стоит прочитать инструкцию по ручному режиму.
Используйте правильную выдержку
Даже если боке переводится как «размытие», вам все еще нужно получить резкое изображение без дополнительного размытия там где не надо.
Стремитесь к выдержке не менее 1/160 сек.
Или убедитесь, что правило соотношения выдержки и фокусного расстояния соблюдается. Чтобы движение камеры в момент съемки не добавляло ненужного размытия.
Не забывайте, что вы всегда можете увеличить ISO, чтобы достичь более короткой выдержки, которая предотвратит смазанность из-за дрожания камеры.
Убедитесь, что четкость изображения достаточная
Съемка с малой глубиной резкости естественным образом заставляет вас уменьшать резкость и терять четкость.
Я рекомендую использовать фокусировку по одной точке, чтобы точно знать, что ваш главный объект находится в фокусе. При этом в некоторых зеркальных камерах желательно использовать ручную фокусировку, т.к. точность при автоматической фокусировке и большой диафрагме может страдать.
Малая глубина резкости оставляет очень небольшую четкую зону в нижней части кадра.
Когда деньги не имеют значения.
. используйте объектив с фиксированным фокусным расстоянием с максимально большой светосилой и диафрагмой.
Это позволит сделать получение сильного размытия более простым, а также поможет значительно уменьшить время выдержки.
Более качественные объективы делают боке более мягким, круглым, с лучшим переходом между зонами размытия.
Дешевые объективы, как правило, дают обратный результат: жесткие края, некрасивый переход в зону размытия, дефекты, которые отвлекают взгляд.
Низкокачественный телеобъектив может проецировать изображение с неровным боке, особенно при фокусировке на дальнем конце.
Все это субъективно
Вы можете создать множество разных эффектов с боке. Некоторым людям такие кадры могут очень нравиться, другие будут их ненавидеть.
Как и у большинства произведений искусства здесь нет правильного и неправильного ответа. у вас должен быть собственный ответ.
Старайтесь выбирать творческие решение не просто так, а использовать разные инструменты по какой-то внятной причине. Не используйте боке просто как эффект боке. Еще хуже, если вы будете это делать, потому что боке — «это круто». Помните об искусстве коммуникации.