Что означает это слово археология

Значение слова «археология»

Что означает это слово археология

[От греч. ’αρχαι̃ος — древний и λόγος — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АРХЕОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. archaios — древний и logos — учение]. Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

археоло́гия

1. гуманитарная наука, изучающая историю развития человечества путём нахождения, документации и исследования исторических артефактов ◆ Именно археология, в отличие от «аристократической» истории, занятая изучением самых разных памятников культуры, в том числе и культуры материальной, впервые получила и систематизировала данные о быте, повседневной жизни людей. И. М. Савельева, А. В. Полетаев, «Знание о прошлом: теория и история», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает это слово археологияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бобыль (существительное):

Источник

Археология

Что означает это слово археология

Что означает это слово археология

Что означает это слово археология

Что означает это слово археология

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Содержание

История археологии

Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. [2]

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития археологии в России

Наиболее яркие события в истории археологии

Наиболее яркие события в истории археологии на территории России

История термина «археология»

— Цитата немецкого историка Э. Церен.

Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином своё сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определённое значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Самые древние находки

Что означает это слово археология

В Евразии

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников — Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник — Кальдара в Южном Таджикистане, исследованный В.А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник — Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слоёв у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Человек

Ключевые термины

Выдающиеся археологи России

Знаменитые археологи мира

Знаменитые археологические памятники

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Археология» в других словарях:

археология — археология … Орфографический словарь-справочник

АРХЕОЛОГИЯ — (от греч. archaios древний, и logos слово). Наука, занимающаяся исследованием и объяснением памятников древности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХЕОЛОГИЯ наука о древностях, изучающая памятники… … Словарь иностранных слов русского языка

археология — и, ж. archéologie f. Наука о древности (включая письменность, языки, материальную культуру). Сл. 18. Книга для любителей Археологии или познания словесности древних. Содержит: I. Археологию, собственно так называемую. II. Показания классических… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРХЕОЛОГИЯ — истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы… … Энциклопедия культурологии

АРХЕОЛОГИЯ — (от архео. и. логия), наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей археологическим памятникам. Основы современной методики изучения, хронологии и типологии археологических памятников заложены во 2 й… … Современная энциклопедия

Археология — см. Раскопки … Библейская энциклопедия Брокгауза

АРХЕОЛОГИЯ — АРХЕОЛОГИЯ, археологии, мн. нет, жен. (от греч. archaios древний и logos учение). Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРХЕОЛОГИЯ — АРХЕОЛОГИЯ, и, жен. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. | прил. археологический, ая, ое. Археологические раскопки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

археология — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

АРХЕОЛОГИЯ — (от греч. archaios древний и Zogos слово, учение) англ. archaeology; нем. Archaologie. Наука, изучающая историю общества по материальным продуктам жизни и деятельности людей вещественным (археологическим) памятникам. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Источник

Значение слова археология

Словарь Ушакова

Словарь Ожегова

АРХЕОЛОГИЯ, и, ж. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

| прил. археологический, ая, ое. Археологические раскопки.

Словарь Ефремовой

ж.
Научная дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам
материальной культуры, которые находят при раскопках.

Энциклопедический словарь

Культурология. Словарь-справочник

наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках.

☼ истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез-те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации.

Особенно велико значение археол. исследований для древних об-в — бесписьменных и тех, от к-рых дошло мало письменных источников. По ранним эпохам (вплоть до позднего средневековья) основной объем информации дает именно А. Эта дисциплина не имеет четких хронологич. границ. В частности, методы А. используются для исследования ряда истор. событий 20 в., слабо освещенных документами, и в ряде примыкающих к этнографии дисциплин, изучающих долговечные части живой культуры («срочная А.» в США и Великобритании), предметы православного культа по 19 в. («церковная А.» в России), промышленные объекты 17-19 вв. («промышленная А.» в Великобритании) или памятники индейцев после прихода европейцев (США).

Представления о задачах А. существенно менялись в разные периоды. Так, по Л.С. Клейну, А. в античности и раннем средневековье считалась частью географии, описывающей достопримечательности края. В 15 в. она стала частью музейно-антикварного дела и иллюстрировала классич. филологию, а в 18 в. — техн. экспертизой антиковед. искусствознания. В нач. 19 в. эпоха романтизма сделала А. продленной в древность этнографией и придала ей этич. направленность. Все это время А. была тесно связана с коллекционированием и увлечением редкими и изящными древностями.

Во вт. пол. 19 в. рост обществ. движений повернул интерес европ. историков от деяний великих людей к жизни простого народа. С одной стороны, классики нем. истор. школы Ранке, Буркхардт и Лампрехт выдвинули идею истории культуры, изучения быта, экономики и юрид. норм. В кон. 19 в. И.Г. Дройзен и Э. Бернгейм разграничили понятия истор. остатков (ими занимается, в частности, и А.) от истор. преданий. С др. стороны, изощренные методы критики источников подорвали доверие к письм. сообщениям и вызвали стремление получить более объективную информацию. Историки обратились к А., и она стала истор. дисциплиной. При этом в А. возобладали задачи первичного описания, систематизации и классификации найденного.

До недавнего времени сами археологи полагали, что А. — это продолжение этнографии в прошлое. Со временем выяснилось, что выделенные «археол. культуры» иногда ни по границам, ни по содержанию явно не соответствуют известным народам и государствам. Терминологически разницу между изучаемыми этнографией живыми и умирающими культурами и обычно исследуемыми А. мертвыми культурами сформулировал в 50-е гг. нем. археолог Г.Ю. Эггерс. Мертвая культура, по Л.С. Клейну, прежде всего, вещественная.

Вопрос о специфике археол. источников впервые поставил в 50-е гг. брит. исследователь Г. Чайлд; теоретики амер. «новой А.» (Л. Бинфорд и др.) пришли к выводу, что они не менее информативны, чем письменные. Как отмечал Г.П. Григорьев (1973), археол. источники не содержат непосредственно историко-культурной информации. Запечатленная в вещах информация пригодна к научному использованию лишь после «двойного перевода»: на один из совр. «естественных» языков и лишь затем в качестве истор. источника.

Еще недавно предполагалось, что любой историк или искусствовед может без труда оперировать добытыми А. материалами. В действительности же изучаемые А. древности — это остатки культуры прошлого, понимание к-рых часто затруднено в культурной традиции и разными нормами воплощения информации. Веществ. источники очень многозначны, а истор. контекст в материалах из раскопок часто серьезно нарушен. Не случайно поэтому, что памятники искусства малочисленных и слабо обеспеченных письм. источниками древних культур успешно изучаются именно учеными, имеющими специальную археол. подготовку. Толкование древностей облегчается иногда тем фактом, что многие знаковые системы прошлого содержали «избыточную» информацию (что позволяло понять смысл при частичном разрушении объектов и делало систему более надежной).

Особенности веществ. источников изучения давно умершей культуры являются количественными (фрагментированы и однобоки, т.е. сохранность разных комплексов неравномерна), и качественными (до исследователей в могилах и на поселениях обычно доходит не совсем тот комплекс вещей и в иных пропорциях, нежели использовавшиеся в реальном быту). Долгое время археол. материалы воспринимались как «объективные». Но во многих случаях в опр. слое грунта, строит. или погребальном комплексе содержится преднамеренная, произвольная выборка вещей, подобранных с опр. целью, к-рая не всегда установима. Археол. объекты разрушались природными стихиями и людьми. Наконец, любая характеристика такого объекта отчасти является субъективной авторской реконструкцией.

А. исследует, в первую очередь, портативные объекты, несущие отпечаток культурной деятельности человека (Артефакты), и следы разл. хозяйственно-культурных процессов на местности (строительство, пахота, ирригация, горнодобывающее производство и т.п.). Методика полевых исследований основана на вскрытии отд. археол. памятников/объектов — поселений, могильников и др. по возможности большими площадями (для получения максимально полной, разносторонней информации об истории памятника) до грунтов, не затрагивавшихся деятельностью человека («материк»). Отдельно изучается каждый «закрытый комплекс» (отд. сооружение или напластование, созданное людьми в короткий отрезок времени). Все находки и следы действий человека рассматриваются комплексно и в рамках прослойки грунта, и в масштабах всего памятника, и в системе памятников опр. региона для получения максимально полной историко-культурной информации.

Очень актуальна в А. проблема выявления и описания наиболее значимых характеристик древних изделий. Она связана с широким внедрением с 60-х гг. статистики и компьютерной обработки массовых видов находок. В результате процедура археол. исследования оказалась, пожалуй, самой трудоемкой в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три осн. этапа: вскрытие и фиксацию в полевых условиях; лабораторно-камеральную обработку (консервацию, реконструкцию, технол. анализы); теор. осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематику (классификацию, эволюц. типологию) вещей, реконструкцию процессов и явлений по их следам и отд. элементам.

А. как наука в России стала развиваться сравнительно поздно, но ускоренными темпами и, по данным А.А. Формозова, прошла те же этапы, что и на Западе. При этом решающую роль сыграли гос. структуры и законодательство. Начало А. в России положил указ Петра I от 13 февр. 1718 о закупке у населения древностей для Кунсткамеры. В 18 в. изучались, гл. обр., курганы, руины городов и петроглифы Сибири и Поволжья. В нач. 19 в. одновременно возникли три новых ключевых направления исследований: античные города Сев. Причерноморья (на недавно присоединенных территориях), древнеслав. города и могильники, античные и ср.-век. памятники Кавказа и Туркестана. Позже других отраслей из-за сопротивления властей и церковных кругов оформилось изучение древностей «доистор. человека». Осн. центрами А. со вт. пол. 19 в. были Имп. Археол. Комиссия (с 1889 контролировавшая все полевые исследования), Петербург, и Моск. Археол. об-ва и провинциальные музеи. Подготовка специалистов до 1922 осуществлялась в Археол. ин-тах в Петербурге (1878) и Москве (1907). С 70-х гг. 19 в. А.С. Уваров регулярно проводил Археол. съезды. Признанными теоретиками русской А. считались В.А. Городцов и А.А. Спицын (проблемы систематизации и типологии).

В авг. 1919 в Петрограде была организована Гос. Академия истории материальной культуры (ГАИМК) во главе с акад. Н.Я. Марром. Были организованы первые комплексные экспедиции, исследовавшие памятники опр. типа на обширной территории (Северо-Кавказская — А.А. Миллер). Однако в 20-е гг. осн. влияние на развитие А. оказали москвичи. Это палеоэтногр. школа Б.С. Жукова, развивавшая идеи Д.Н. Анучина о неразрывной связи культур с природной средой, изучавшая их пространств, аспекты и вариантность (Б.А. Куфтин, О.Н. Бадер), а также создатель типол. метода В.А. Городцов (публикации 1925-27) и его последователи (П.П. Ефименко и др.). Ученики Городцова (А.В. Арциховский, А.Я. Брюсов, С.В. Киселев и др.), опираясь на социол. схемы Л.Г. Моргана и акад. М.Н. Покровского, указания искусствоведа В.М. Фриче, пытались применить методы марксизма для получения из древних памятников непосредственно истор. информации.

В 1931-33 эти направления подверглись резкой критике со стороны новых теоретиков ГАИМК (С.А. Быковский, В.И. Равдоникас и др.): «городцовщина» характеризовалась как «дворянский эмпиризм» и «бурж. вещеведение», «смыкающееся» с расовой теорией, школа Жукова — как «мелкобурж. этнологизм». Официально возобладала «яфетическая» (стадиальная) теория Марра, стоявшая в вопросах этно- и культурогенеза на позициях автохтонизма и упрощенного эволюционизма. А. активно занялись талантливые историки (С.А. Жебелев, Ю.В. Готье) и этнографы (С.П. Толстов, С.И. Руденко), привнесшие ряд новых идей. После осуждения «схематизма» М.Н. Покровского в 1934 А. была вновь полностью признана как самостоят, наука. Однако сохранялся отрыв от зарубежных коллег.

В 40-х гг. популярность марризма упала, возник интерес к проблемам ранних этапов этногенеза совр. народов, миграциям и т.п. (М.И. Артамонов, С.П. Толстов, П.Н. Третьяков). С 50-х гг. резко увеличились масштабы полевых исследований на новостройках. Соответственно, появилась тенденция к интеграции разных отраслей А., вышли комплексные обобщающие труды по А. крупных регионов (С.В. Киселев, С.П. Толстов, Е.И. Крупнов, А.Н. Бернштам, М.П. Грязнов, А.П. Окладников и др.).

К 60-м гг. оформились два осн. центра А., связанных с именами ряда талантливых методистов и педагогов — московский (А.В. Арциховский, Б.Н. Граков, Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин, Г.А. Федоров-Давыдов, Д.А. Авдусин) и ленинградский (М.И. Артамонов, М.П. Грязнов, Л.С. Клейн, М.Б. Щукин). Принципиальные различия между ними отсутствовали; для Ленинград. исследователей было характерно пристальное внимание к новым теор. разработкам зарубежных коллег, особое внимание к отд. регионам (Сибирь и др.). Именно в Ленинграде часто проходили наиболее плодотворные и неформальные дискуссии теор. характера.

С к. 60-х — нач. 70-х гг. рост объема полевых исследований и публикаций настоятельно потребовал унификации терминологии и системы описания, внедрения методов стат. и компьютерной обработки массовых материалов. Пионерами в этой области стали В. Б. Ковалевская, И.С. Каменецкий, Я.А. Шер, Б.И. Маршак, Г.А. Федоров-Давыдов, Б.А. Колчин. Одновременно вновь стали актуальными вопросы о месте А. в системе гуманитарных наук и специфике ее источников (Л.С. Клейн, Ю.Н. Захарук, В.Ф. Генинг) и осмысление опыта исследователей на Западе (Л.С. Клейн, А.Л. Монгайт и др.).

Традиционно каждый археолог анализирует весь комплекс рез-тов полевых исследований. Однако с 60-х гг. резко увеличилось число исследователей, специализирующихся на изучении как отд. технологий и ремесел — изготовления каменных орудий (С.А. Семенов и др.), металлургии и кузнечного дела (Е.Н. Черных, Т. Б. Барцева, Р.С. Минасян, И.Г. Равич), керамики (А.А. Бобринский и др.), стеклянных изделий (Ю.Л. Щапова), тканей (А. К. Елкина, А.А. Иерусалимская, Е.И. Лубо-Лесниченко), торевтики (Б.А. Рыбаков, В.П. Дар-кевич, Б.И. Маршак), так и отд. сфер культуры и обществ. жизни — военного дела (А.Н. Кирпичников, Ю.С. Худяков, М.В. Горелик), архитектуры (Н.Н. Воронин, С.Д. Крыжицкий, Г.А. Пугаченкова и др.), эпиграфич. памятников (В.А. Лившиц, С.Г. Кляштор-ный, Ю.Г. Виноградов), религии (Д.С. Раевский, Ю.А. Раппопорт, Е.В. Антонова и др.), обществ, строя (В.М. Массон, А.М. Хазанов, Э.А. Грантовский и др.). С 80-х гг. появились обобщающие труды, восстанавливающие на качественно новом уровне историю отд. государств и народов на основе соединения археол. и письм., эпиграфич. источников (Ю.Г. Виноградов, М.Б. Щукин, А.Ю. Алексеев, А. И. Иванчик и др.). Фактически в 60-80-х гг. А. в России окончательно оформилась как самостоят. наука; резко расширились ее междунар. связи, появились «чистые» теоретики (Л.С. Клейн, А.А. Формозов и др.).

Лит.: Формозов А.А. Очерки по истории рус. археологии. М., 1961; Клейн Л.С. Археол. источники. Л., 1978; Формозов А.А. Страницы истории рус. археологии. М., 198б; Клейн Л.С. Археол. типология. Л., 1991; Он же. Феномен советской археологии. СПб., 1993; Ковалевская В.Б. Археол. культура — практика, теория, компьютер. М., 1995.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник

Что такое археология простыми словами и зачем она современному человеку

Современное общество очень быстро развивается. Наш быт облегчают машины и множество гаджетов, а о досуге заботится индустрия развлечений. И в этом интересном мире, когда мы слышим слово «археология», нам вспоминаются из школьной программы какие-то люди, которые что-то выкапывают из-под земли. Если человек не является фанатом истории и походов в музеи, то ему покажется, что эта информация в его жизни совершенно лишняя. Тем более, объяснить, что такое археология простыми словами бывает довольно затруднительно. Это узкая специализированная наука.

Что означает это слово археология

Что изучает археология

Археология, как и множество других наук, изучает человека. А, если точнее, то прошлое человека, самые древние его этапы, когда еще не существовало письменности. Об этих далеких эпохах мы можем узнать только от археологов.

Как работают археологи

В результате раскопок ученые находят предметы, которые в древности изготовил человек, а потом они тысячи лет пролежали под землей. Места, где ведутся исследования, называются археологические памятники. В древности на этих местах располагались города, поселки, кладбища, храмы и другие объекты, связанные с деятельностью человека. Каждый год ученые находят новые археологические памятники. Есть даже специальное законодательство, которое охраняет такие места от разрушения. Там нельзя строить здания, заниматься сельским хозяйством. В ходе раскопок археологи тщательно фиксируют все, что удалось найти.

После раскопок начинается работа в лаборатории, сотрудничество со специалистами естественных наук. В результате получается рассказ о жизни древних людей, чем они питались, откуда пришли, чем занимались, как выглядели их дома и инструменты.

Особенности археологии

Археология дает нам картину повседневной жизни простого человека, такого же, как мы сами. В отличие от истории, которая изучает документы, археология работает с предметами, а значит − меньше подвержена фальсификации. Ведь у авторов документов могли быть свои интересы, а предмет создавался с определенной целью.

Что означает это слово археология

Археология и современный человек

Итак, археология простыми словами – это наука, изучающая самое древнее наше прошлое по различным предметам, которые создали наши древние предки. Благодаря археологии мы получаем связь с самыми древними нашими предками. Это очень важно, ведь мы соотносим себя с определенным народом, языком, культурой, традициями. Зная о происхождении всего этого, мы ощущаем, что являемся частью целого, внутреннее единство. В древности человек жил в единении с природой и не знал о существовании экологических катастроф. Наблюдения за его хозяйственными традициями могут принести пользу. Многие умения и навыки древних людей уже недоступны современному человеку и известны нам только из результатов исследования экспериментальной археологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *