Что означает этноним тюрк
Что означает этноним тюрк
В настоящее время семантический аспект этнонима «тюрк» (далее – «түрк») в основном рассматривается как собирательное имя со значением «сильный, крепкий». Согласно данной гипотезе лексема «түрк» впоследствии превратилось в этническое наименование.
Но анализ исторических, а также лингвистических источников позволяет нам выдвигать новую гипотезу о происхождении этнонима «түрк».
1. Географический и мифологический аспект
Основу предлагаемой нами гипотезы впервые установил Ю.А.Зуев, который обратил внимание на общность территорий формирования протоусуней и прототюрков, а также их этногенетической мифологии (Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960). Ниже приведем параллели по мифологии согласно Ю.А.Зуева:
Усунский миф:
«Усунский князь называется кунь-мо (кун-баг, «князь над племенем»). Отец кунь-мо по имени Нань-доу-ми проживал вместе с племенем Больших юэчжи между Ци-лянь и Дунь-хуан, будучи малым княжеством. Большие юэчжи, напав, убили Нань-доу-ми, и захватили его земли, а народ бежал к хуннам. Опекун новорожденного кунь-мо запеленал младенца, и оставил его в траве, а сам ушел в поисках пищи. А когда он вернулся, то увидел, что волчица кормит его своей грудью, а ворон парит над ним, держа в клюве мясо. Он счел его духом и, взяв на руки, унес к хунну. Шаньюй (правитель хуннов) полюбил и воспитал его.
Тюркский миф:
Согласно Ю.А.Зуеву, параллели усуньского и тюркского мифов выглядит следующим образом:
Кроме того, согласно древнекитайским сведениям протоусуни жили в районе реки Ушинь. Это река является правым притоком реки Хуанхэ. От уезда Учжи река Ушуй уходит на запад и на севере впадает в реку Хэ. К западу отсюда находятся горы Дулушань. Приграничным районом уезда Учжи является округ Сихэ. Название этого округа переводится буквально: «К западу от реки Хэ». (Бань Гу. История ранней династии Хань. Географический трактат «Истории Хань»: описания 25 округов по северной границе империи). Прототюрки жили в округе Сихэ. Следовательно, прототюрки и протоусуни жили в одной территории. Ниже приводим сопоставительную карту:
2. Лингвистический аспект
Лингвистический анализ при установлении протоформы, близкого к этнониму «түрк», со значением «сильный, крепкий» дает нам следующие формы лексемы: пратюркский: «*tïgra» или «*tïgïr», с переходом t > č прамонгольский: «*čiγirag», с переходом t > d пратунгусоманьчжурский: «*diktu». Обобщенный анализ данных протоформ предполагает праалтайскую форму: «*čikro/*tikru». Как видно, эти протоформы не совпадают с лексемой «түрк». В данных протоформах гласные первого слога являются нелабиальными (в лексеме «түрк» гласный является лабиальным), звук k выступает в инлауте (в форме «түрк» звук k выступает в ауслауте). Также существует протоформа в праиндоевропейском языке: «*treg» в значении «сильный», с гласным переднего ряда в анлауте в германских языках: «*erikan», в кельтском языке: «*treksno». Но в данных формах присутствует согласный звук n в ауслауте (для данной формы согласный звук n отсутствует в норвежских, датских, древнесаксонских языках). Следовательно, проведение параллелей этнонима «түрк» с данной протоформой в праиндоевропейском языке является очень спорным.
Анализ древнекитайской формы 突厥 [tūjué – «түрк»] показывает, что этноним «түрк» на китайском языке отражен со семантической позиции «быстрый, неожиданный». Такая конвергенция семантики возможна, поскольку имеется праалтайская форма: «*tiurku», пратюркская форма: «*dïr», прамонгольская форма: «*türgen», пратунгусоманьчжурская форма: «*turku» в значении «быстрый, неожиданный». Данная калька также встречается в китайской форме передачи этнонима «тюргеш» 突騎施 [tūqíshī], где 突騎 [tūqí] имеет семантику «ударный (неожиданный) отряд конницы». Следовательно, китайская форма этнонима «түрк» является калькой со семантической конвергенцией.
Как видно, лингвистический анализ этнонима со семантической позиции «сильный», «крепкий», а также древнекитайской формы не дает положительных результатов, выводы по данным формам невозможно закрепить письменными источниками.
Но сходство мифологии усуней и тюрков, а также единство территорий формирования протоусуней и прототюрков, впервые отмеченная Ю.А.Зуевым, дает нам возможность исследования проблемы происхождения этнонима «түрк» во взаимосвязи с этнонимом «усун».
3. Этнонимы «усун» и «түрк»
Согласно мифологии, родовыми тотемами усуней были волчица и ворон. Китайская форма этнонима 烏氏 [wū shì] имеет семантику «род ворона».
Лексема «ус» в значении «гриф» встречается в словаре Махмуда Кашгари: «us üšgürsä ölür – если гриф зашипит (на человека) он умрет». Следовательно, форма «үйсүн» является вторичным, первичным по нашему мнению является форма «усун» со значением «ворона».
Во второй половине VIII в. хорцы (тогонцы) составляли доклад “О царствах и племенах, обитающих на севере” (Л.Н. Гумилев Древние тюрки). В данном докладе три племени: янь-ти, хе-бдал и гар-рга-пур помещались в Средней Азии. Этноним «Янь-ти» по нашей гипотезе является формой этнонима «Чуюэ», этноним «Хе-бдал» – этнонима «Эфталит» (согласно Л.Н.Гумилеву), этноним «Гар-рга-пур» (в значении «Ворона») является формой этнонима «Түрк». Следовательно, тюрки являются потомками усуней. Одним из доказательств данной гипотезы может послужить то, что родовой тамгой правящего рода «Ашина» (род «Ынал») была птица или ворона (Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960).
Кроме того, в Таласском памятнике III (VIII в.) имеется сведения об усунах: :iTiLU:NiSU:NiST «Atïsïn usïn ol ïtï» – «внука усун он вырастил» (наше чтение данного письменного памятника). Согласно данной надписи тюрки признавали себя потомками усун. Также необходимо отметить, что третий каган тюркского каганата Мугань каган носил также имя «Кушу» – «Птица».
Лингвистический анализ лексем со семантикой «ворона», «птица» позволяет на выделять следующую форму: праалтайский: «*turok», пратюркский: «torga» прамонгольский: «*turaɣu», пратунгусоманьчжурский: «*turākī». Самоназвание тюрков в орхоно-енисейских надписях отражен в форме Xrut «түрүк» или qrut «түрок», где тамги X, q являются графемами, отмечающие дифтонги [үк] и [ок] соответственно. Форма Krut «түрг» встречается только два раза из 29 случаев. Следовательно, этноним «түрк» в начальной форме имела структуру tVrVk, где V является гласным лабиализованным, верхнего подъема. Таким образом, написание хорцами (тогонцами) тюрков смысловым термином «гар-рга-пур» считаем исторически обоснованным. При этом возникает вопрос, возможен ли изменение самоназвания этноса? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо провести сопоставительный анализ генеалогической схемы первых правителей тюрков и структурной схемы племени «Кушчу» – «Птицелов».
4. Тюрки и племя «Кушчу»
В родоплеменной структуре кыргызов имеется племя «Кушчу». Согласно письменным источникам у основателя тюркского каганата Бумын кагана было четыре сына: Кара Ысык каган, Кушу, Тобо каган, Жутан каган. Из них Кара Ысык каган, а также Кушу носили имя со значением «птицелов» – «кушчу». Китайская форма имени первого сына Бумын кагана – Кара Ысык кагана – 乙息记 [yixiji] переводится как: «рожденный под меткой (тамгой) ласточки», китайская вторая форма его имени 科罗 [keluo] переводится как: «из семейства птицелова». Лингвистический анализ со семантической позиции «ласточка» дает нам следующие формы: праалтайский: «*kara», пратюркский: «*kar», прамонгольский: «*kar», пратунгусоманьчжурский: «*kara» со значением «ласточка», «вид птицы». Следовательно, первый компонент имени Кара Ысык кагана – Кара – имеет значение «ласточка». Китайская форма имени второго сына Бумын кагана – Кушу – 燕都 [yāndū] переводится как: «изящная ласточка» или «изящная белогрудая ворона». Имя третьего сына Бумын кагана – Тобо каган или Таспар – имеет семантику «патра», «чаша». Сыном Тобо кагана был Амрак («смирный, кроткий»). Четвертый сын Бумын кагана Жутан каган носил титул «Волк» – «Бөрү». Генеалогическая схема первых тюркских правителей выглядит следующим образом:
Данная схема со временем сложилась в следующую структурную схему племени «Кушчу»:
Как видно, в структурной схеме племени «Кушчу» из 9 компонентов только 3 компонента не имеют параллелей с генеалогической схемой первых тюркских правителей. При этом, необходимо отметить, что в структуре племени «Кушчу» имеются подгруппы (роды) «слепой волк» – «сокур бөрү», «хромой волк» – «аксак бөрү».
Таким образом, отдельная группа тюрков входила в состав кыргызов под другим этническим самоназванием. Следовательно, переход этнонима «усун» к этнониму «түрүк» возможен в том случае, если отдельные ветви «усуней» входили в состав другого этноса. Согласно китайским сведениям, прототюрки входили в состав жуаньжуаней. Следовательно, можно предположить, что этноним «түрк» в качестве синонима этнониму «усун» начал формироваться, начиная с IV века н.э.
Также в качестве гипотезы мы предлагаем отождествлять этноним «народ грифы», о котором писали античные источники, с этнонимом «усун».
Выводы
1. Согласно Ю.А.Зуеву имеется факт общности территорий формирования протоусуней и прототюков, а также их этногенетической мифологии.
2. Согласной нашей гипотезе, этноним «түрк» как и этноним «усун» имеет семантику «ворон», «птица».
3. Этноним «түрк» в качестве синонима этнониму «усун» начал формироваться, начиная с IV века н.э.
Тюрки
В основном ислам (преимущественно суннитского толка), а также христианство, тенгрианство и шаманизм
Содержание
Краткая история
Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:
История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух — двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н. э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий [15]
В 552—745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603—658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей — Учэлик основал новое тюркское государство — Тюргешский каганат (698—766).
В V—VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650—969 гг. на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи — Золотая Орда — стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV—XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 г.) быстро распадается.
Ещё в начале I тысячелетия н. э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.
Культура и мировоззрение
Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).
Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии
сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тенгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.
Эрлик — бог пустого и холодного загробного мира. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.
Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».
Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Священная Земля-Вода).
Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический предок-прародитель, покровитель и защитник. [26]
Развит был также культ предков. Существовал политеизм с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов.
Сведения о тюрках и тюркских языках в летописях. Об этимологии слова «тюрк». Знание тюркских языков в Киевской Руси.
По древней истории тюрков кое-что о перечисленном можно почерпнуть из китайских, индийских, греческих, ассирийских, еврейских, римских, византийских, армянских, арабских, персидских, тюркских и русских письменных источников. Сведения о тюркских народах поступали в Европу как от послов и путешественников, бывавших в различных регионах, подвластных тюркам-сельджукам, монголам, туркам и другим тюркским народам, так и от европейцев, побывавших на Востоке в качестве пленников.
Важными источниками для изучения истории тюркских языков, создания их классификации стали орхоно-енисейские надписи (см. Орхоно-енисейских надписей язык), древнеуйгурские памятники, сочинения средневековых арабоязычных, персоязычных и тюркоязычных авторов. Важные сведения о тюркских племенах и их языках впервые были представлены в труде тюркского филолога Махмуда Кашгари «Дивану лугат ит-тюрк» («Словарь тюркских языков») XI века.
Предками тюрков была группа семей хунну, носящих клановое имя Ашина (Ассена). В истории зафиксировано, как третий император Тоба в 433 году захватил владения Цзюйцзюй. История гласит, что, когда это произошло, 500 семей из клана Ашина укрылись на территории жуаньжуань и на протяжении нескольких поколений жили на южных склонах Золотых гор, недалеко от города Шаньдань в современной провинции Ганьсу. Цзюйцзюй, правитель хунну из княжества Лян, чья резиденция находилась в Ганьчжоу, не выдержал натиска сяньбийской империи Вэй. Часть его народа, а именно ашины, предпочитая хунну сяньбийцам, переселилась в ту часть доминиона Цзюйцзюев, что была ближе всего к жуаньжуань, или в тот район империи жуаньжуань, что был ближе к Лян. Они поселились возле холма шлемовидной формы и стали называть себя тюрками. В некоторых из тюркских диалектов это слово до сих пор означает «шлем». Бумын принял ханский титул и стал именовать себя ил-каган (возможно, «ильхан», в любом случае в тюркской транскрипции — Бумын-каган). После этого он правил лишь год. Наследником Бумына стал его сын Кара (552), затем власть перешла к брату Кары джигину, Мухан-какану (552—573) и отцу Далобяня. (Мухан был племянником, а Бумын старшим братом Истеми-кагана, Он разбил остатки жуаньжуань и (при помощи Истеми) эфталитов; оттеснил Катаев на восток, захватил племена на севере и основал за Великой стеной огромный доминион. Его империя простиралась на восток и запад почти на пять тысяч километров, с запада от залива Ляодун до Западного моря (в данном случае это либо озеро Балхаш, либо Иссык-Куль), и на три с лишним тысячи километров от пустыни на юг, к Северному морю (по всей вероятности, здесь имеется в виду озеро Байкал).
Но до VI—VII вв. ни один из фонетических вариантов этнонима тюрк не становится общим этнонимом. Лишь в VI—VII вв. н.э. в период расцвета Первого и Второго тюркских каганатов этнонимтюрк приобретает общий характер, т.е. многие тюркоязычные племена и народы, сохраняя свой собственный этноним, принимают и общий этноним тюрк. Позже арабы во время завоевательных походов применяют его очень активно, и к X—XI вв. он уже официально становится всеобщим этнонимом для всех тюркоязычных народов. В XI в. Махмут Кашгарлы в своей энциклопедии «Дивану лугат-ит-тюрк» официально называет все тюркоязычные племена тюрками, даже тех, у кого этноним тюрк никогда не применялся ни как внутренний, ни как внешний этноним.
Ранние контакты восточных славян с тюркскими племенами, возникшие ещё до образования в 9 в. Киевской Руси, обусловили практическое знание ими тюркских языков, которое особенно укрепилось во время монголо-татарского нашествия в 13—15 вв. и поддерживалось необходимостью отношений с Золотой Ордой. Описания тюрок и турок зафиксированы в русских летописях (например, в «Повести временных лет») и отдельных сочинениях («Повесть о Царьграде» Нестора-Искандера; поданные Ивану Грозному трактаты о турках Ивана Пересветова; «Скифская история» Андрея Лызлова; двухтомная история Турции молдавского учёного Дм. Кантемира и др.). Появились официальные переводчики-толмачи с турецкого, казанско-татарского и крымскотатарского языков (конец 15 — начало 16 вв.), тюркские слова толковались в числе других иноязычных слов в азбуковниках. Все это обусловило интерес к истории, этнографии, языкам тюрков и способствовало зарождению научной тюркологии в России.
В конце VI в. на территории будущей Украины образовалась так называемая Великая Булгария. Это было цивилизованное евразийское государство с наследственной династией ханов-каганов, со своей столицей Башту (будущим Киевом), городами, границами, таможнями, регулярной армией, с чётким государственным устройством, письменностью и литературой. Наиболее успешным правителем Великой Булгарии был хан Курбат, который дружил с Византией, где был тайно окрещён и даже считался патрицием. Младшего брата Курбат-хана звали Шамбат, но в историю он вошёл под прозвищем Кый (Кий). Так как должность Курбат-хана в то время называлась балтавар (т.е. Главный Держатель Топора, где балтá – топор, ар – аффикс профессии), то его летняя ставка тоже называлась Балтавар (в современной ославяненной транскрипции Полтава). Здесь он и умер. Его богатое захоронение сравнительно недавно было случайно обнаружено в селе Перещепино под Полтавой. В могиле находилось около 2500 золотых предметов, в том числе символ-герб Великой Булгарии золотой Трезубец и личный перстень Курбат-хана с номограммой (ныне эти реликвии хранятся в Эрмитаже). После смерти Курбат-хана руководителем Киева становится Шамбат (Солнцеликий). Его правление было столь успешным, что люди стали называть столицу именем, образованным от прозвища хана – Киоба, т.е. Селение Кия (в славянском переводе – Киев).
В русских летописях наряду с названиями кочевых объединений берендеев, печенегов, половцев упоминание племени торков (тюрков) встречается с 985 года. Однако о генетическом или генеалогическом родстве тюркских племен и, следовательно, языков было заявлено именно в арабоязычной научной литературе.
Что означает этноним тюрк
Принято считать, что первые контакты между согдийцами и тюрками начались со времени завоевания последними Средней Азии, в 60-х годах VI в. Общность интересов в транзитной торговле шёлком способствовала прочности завязавшихся связей — тюркские ханы нашли покупателя для награбленного в Китае шёлка, а согдийские купцы при содействии каганов вывозили драгоценный товар в Иран и Византию.
Действительно, торговля шёлком приносила огромные доходы согдийским купцам; свою долю в виде налогов получали
и их тюркские сюзерены. Однако новые открытия ставят под сомнение безоговорочное определение этой торговли как «транзитной» — согдийцы вывозили в страны Запада не только китайские шелка, но и шёлковые ткани среднеазиатского производства; [116] более того, согдийские ткани были распространены и высоко ценились в Восточном Туркестане и Китае. [117]
Шелкоткацкое производство появилось в странах Западной Азии (Иран, Сирия) и в Египте ещё в первые века нашей эры, но его основой долгое время были импортируемые из Китая шёлк-сырец и шёлковая пряжа. [118] Прокопий Кесарийский пишет: «Платья из шёлка-сырца в Берите (Бейруте) и Тире, городах Финикии, выделывались издревле. Там издавна жили торговцы, хозяева мастерских и ремесленники, и отсюда товар распространялся по всей земле». [119] Искусство разведения шелковичного червя (шелкопряда) было заимствовано в Средней Азии из Хотана не ранее начала V в., [120] однако ещё до начала VI в. оно распространилось не только в Фергане и Согде, но и в Мервском оазисе и Гургане у юго-восточного побережья Каспийского моря. [121] В VI в. в Иране и Византии уже появляется свой шелк-сырец. По мнению иранского исследователя Таки Бахрами, Иран является родиной одного из видов шелковичного червя; [122] на возможность аборигенного происхождения шелковичного червя в Иране и Средней Азии указывал и Б. Лауфер. [123] Однако точных сведений о разведении там шелкопряда для получения грены и шёлка-сырца до V в. нет.
В VI в. шелкоткацкое производство Согда, развившееся в конце IV вв., [124] обеспечивалось местным сырьём. В VII-VIII вв. техника изготовления узорных шёлковых тканей достигла там значительных успехов, [125] но уже в VI в. производство шёлка
настолько выросло, что сбыт превратился для согдийцев в острейшую проблему. Это обстоятельство в значительной мере объясняет настойчивость, с которой глава тюрко-согдийского посольства Маниах добивался торгового соглашения в Ктезифоне и Константинополе. [126] В одной из своих неопубликованных работ Бартольд отмечает, что Византия, как и Иран не испытывала острой нужды в согдийском шёлке, но была заинтересована в союзе с тюрками против персов. [127] Именно этот аспект внешней политики константинопольского двора и стремились использовать согдийцы для заключения торгового соглашения. Связи с согдийцами после распада Тюркской империи в 603 г. сохранил не только Западнотюркский каганат, контролировавший большинство государств Средней Азии. Начало VII в. отмечено ростом влияния согдийцев в Восточнотюркском каганате. Более того, есть основание полагать, что контакты между согдийцами и тюрками установились задолго до образования каганата. Однако, чтобы наметить первые этапы тюрко-согдийских связей, необходимо пересмотреть сложившиеся пpедставления о происхождении племени тÿрк и его ранней истории.
Наряду с собственно историческими свидетельствами о ранней истории племени тÿρк, основанными на повседневных официальных записях («ежедневных хрониках») и текстах документов, в Чжоу шу, Бэй ши и Суй шу воспроизведены две племенные генеалогические легенды, записанные со слов тюркских информаторов; наиболее полно текст легенд сохранён в Чжоу шу, где отмечается, что легенды рассказаны разными лицами, очевидно, в разное время. Анализ сообщений обеих легенд показал имеющуюся в них реалистическую основу, историографическая ценность которой в настоящее время представляется несомненной. [128]
Согласно первой легенде, предки тюрков, жившие на краю большого болота (по Бэй ши и Суй шу — на правом берегу Си хай — «Западного моря»), [129] были истреблены воинами соседнего племени (по переводу Б. Огеля — «воинами государства
Линь», которых он отождествляет с одним из сяньбийских племён). [130]
В живых остался лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик, которого спасла от голодной смерти волчица, ставшая его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов убивших и мальчика — последнего из истреблённого племени,— волчица бежит в горы севернее Гаочана (Турфанский оазис).
Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах из Гаочана и создают свои роды; один из сыновей носит имя Ашина, и его имя становится именем его рода. Ашина, который оказался способнее своих братьев, стал вождём нового племени. Впоследствии число родов увеличилось до нескольких сот. Вождь племени, один из наследников Ашина, Асянь-шад [131] вывел потомков волчицы из гор Гаочана и поселил их на Алтае (Циньшань), где они становятся подданными жуань-жуаней, добывая и обрабатывая для них железо.
На Алтае племя принимает наименование тÿрк, которое согласно легенде, связано с местным названием Алтайских гор. [132]
Ссылка.
(Liu Mau-tsai, I, S. 5 (версия Чжоу шу, цз. 50); ср. Бичурин, Собрание сведений, т. 1, стр. 220-221 (версия Синь Тан шу, цз. 215). И. Маркварт без каких-либо аргументов относит эту легенду только к западным тюркам; по его мнению, в ней отражён процесс преобразования одного из булгарских племён в западнотюркский племенной союз, происходивший на Северном Кавказе в поздиегуннскую эпоху; сближая тюркскую и усуньскую генеалогические легенды, Маркварт относит усуней к гуннским племенам (Markwart, Analekten, S. 94-95). Подробнее об этимологии этнонима тÿрк см.: Кононов, Опыт анализа термина тÿрк, стр. 40-47.)
По второй легенде, предки племени тÿрк происходят из владения Со, которое локализуется Н.А. Аристовым в районе
впадения р. Лебеди в р. Бию, на северных склонах Алтая. [133] Глава племени, Абанбу, имел семнадцать братьев, один из которых, Ичжинишиду, назван «сыном волчицы». Владение Со было уничтожено врагами, а спасшиеся роды рассеялись. Благодаря сверхъестественным способностям «сына волчицы» Ичжинишиду его род оказался в наиболее благоприятном положении. Один из его сыновей стал «белым лебедем», что, по толкованию Н.А. Аристова, должно означать р. Лебедь. [134] Другой сын основал владение Цигу, [135] расположенное между реками Афу и Гянь (Абакан и Кем, т.е. Енисей). [136] Третий сын правил на р. Чжучже, а старший сын, Нодулу-шад, поселился в Цзяисы Чжучжеши (вариант: Басычусиши). [137] К роду Нодулу-шада присоединился и собственный род Абанбу. Нодулу-шад имел десять жён, сыновья которых носили родовые имена матерей. [138] Сыном его младшей жены был Ашина. После смерти Нодулу-шада его сыновья решили, что вождём племени станет тот из них, кто окажется более сильным и ловким, чем другие. Победил в состязании Ашина, который, став вождём, принял имя Асянь-шад. [139] Ему наследовал его сын или племянник Туу. Сыда Туу — Тумынь, Бумын рунических текстов, стал основателем каганата. [140]
Автор раздела о тюрках в Чжоу шу отмечает, сравнивая обе легенды: «Хотя это сообщение отличается
Исторические сведения, относящиеся к «до-алтайскому» периоду существования племени тÿрк, наиболее полно переданы в Суй шу: «Предками туцзюэ были смешанные ху Пинляна. Их родовое прозвание было ашина. Когда северовэйский император Тай У-ди уничтожил Цзюйцюй (439 г.), Ашина (вождь племени) с пятьюстами семей бежал к жу-жу (жуань-жуаням). Они (племя ашина) жили из рода в род у гор Циньшань (Алтай) и занимались обработкой железа» (Суй шу, цз. 84). [142] Сообщение Суй шу тесно связывает раннюю историю племени тÿрк (ашина) с историей позднегуннских государств, существовавших на территории Китая в 308-460 гг. [143]
После распада Ханьской империи (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) во внутренние районы Китая началось массовое переселение варварских племён — гуннов (преимущественно тюркоязычные племена), [144] сяньби (конгломерат тюркоязычных и
монголоязычных племён), [145] ди и цянов (тангуто-тибетские племена), [146] цзе (одно из ираноязычных юечжийских племён). [147]
Только между 276 и 289 гг. в провинции Хэбэй, Шаньси и Шаньси переселилось более 400 тыс. гуннов и сяньби; в Гуаньчжуне поселилось более 500 тыс. ди и цянов, что составило половину населения этого района. [148] Переселившиеся в Китай племена сохранили свою военную и племенную организацию, свой образ жизни, язык и обычаи, хотя сильнейшее китайское влияние на их общественный строй и культуру несомненно; они активмо участвовали в политической (борьбе, происходившей в Китае, а в начале IV в. выступили как самостоятельная сила.
В 308 г. шаньюй гуннских племён Шаньси Лю Юань, носивший до 304 г. титул князя Хань, провозгласил себя императором. [149] В 311 г. его сын Лю Цун осадил столицу Цзиньской империи — Лоян. Драматические события, последовавшие за взятием города, нашли отражение в одном из интереснейших
документов, написанном очевидцем, — письме согдийского купца Нанайвандака. [150]
Вскоре Цзиньская империя (280-316 гг.) перестала существовать, и лишь на юге страны, в бассейне Янцзы, полководец Сыма Жуй удержал власть и основал династию Восточная Цзинь (317-420 гг.). Созданная Лю Юанем династия Раннее Чжао (316-329 гг.) была уничтожена юечжийским племенем цзе (династия Позднее Чжао, 319-350 гг.). На территории Северного Китая возникло несколько эфемерных варварских государств, находившихся в состоянии постоянной войны друг с другом. Время с 304 по 439 г. в традиционной китайской историографии получило название периода «шестнадцати варварских государств пяти северных племён». [151]
В конце IV в. усилилось одно из сяньбийских племён на северо-востоке Китая — тюркоязычные табгачи (китайское тоба, древнетюркское tabgač, греческое Ταυγάστ, арабское тамгадж). [152] В 386 г. их вождь Тоба Гуй основал династию Северное Вэй (386-532 гг.), объединившую под своей властью весь Северный Китай (439 г.). [153] К концу V в. династия и племя табгач почти полностью ассимилировались в китайской этнической среде. В рунических надписях этим именем называлось коренное население Китая. В 431-439 гг. вэйский император Тай У-ди (424-452) овладел двумя последними гуннскими государствами на территории Китая — царством Ся (407-431 гг.) в Шаньси и Пиньляне и царством Лян (401-439 гг.) в Хэси. [154] С этими двумя царствами и связано первое упомина-
ние племени ашина в китайской историографической литературе. [155]
Проникновение гуннов в Пиньлян и Хэси началось в первой половине II в. до н.э. Оттеснив на запад, в Семиречье и Среднюю Азию, автохтонное население — юечжей и усуней, — гунны, однако, не удержались на захваченной территории — начавшаяся в годы правления У-ди (140-87 гг. до н.э.) китайская колонизация Хэси и бассейна Тарима вынудила их отступить на север. [156]
Миграция юечжийских и усуньских племён не была полной — ещё в V в. н.э. некоторые из них упоминаются в пределах древней племенной территории. [157] В 25-55 гг. н.э. в Хэси под защиту Великой стены бегут многие роды разгромленных гуннами динлинов, ухуань и сяньби. [158] Массовое переселение гуннских племён в этот район началось в 265 г., когда «на границе за Великой стеной (роды) Дашуй, Сайни, Хэнаньские и другие, 20000 с лишком семейств приняли (китайское) подданство. Император, приняв их, отправил на местожительство в Хэси под древний город Иян, и затем снова (они) смешались с цзиньскими людьми. Затем в Пинян, Сихэ, Тайюань, Синьсин, Шандин, Лопин, во всех округах не было (округа), где не было бы гуннов». [159]
После распада Цзиньской империи в Хэси и Гаочане утвердилась китайская династия Раннее Лян. В 376 г. Северный Китай на несколько лет был объединён династией Раннее Цинь, но уже в 385 г. полководец этой династии Люй Гуан создал в Хэси независимое царство Позднее Лян (385-403 гг.), протекторат которого распространялся на Гаочан и некоторые другие оазисы Таримского бассейна. [160] К началу V в. гунны Ордоса, возглавленные племенем хэлянь, захватили северную часть Шэньси и Пиньлян. Их вождь, Хэляньбобо, создал здесь царство Ся (407-431 гг.), последний государь которого погиб в борьбе с сяньбийским племенем тугухунь, а земли были захвачены вэйским императором Тай У-ди. Племя хэлянь и примыкавшие к нему гуннские племена частью подчинились табгачам, частью бежали на запад, в Хэси, где в 397-401 гг. гуннским князем Цзюйцюй Мэнсюнем была основана династия Северное Лян (территория Хэси и Гаочан). В 439 г. Тай У-ди захватил Хэси, но двое из сыновей Мэнсюна — Ухой и Аньчжоу — с 10 тыс. семейств бежали в Шаньшань (район Лобнора), а затем в Гаочан, где, опираясь на союз с жуань-жуанями, продержались до 460 г. В 460 г. этот союз был нарушен; по сообщению «Цзычжи тунцзянь», «жуань-жуани напали на Гаочан, убили Цзюйцюй Аньчжоу и уничтожили род Цзюйцюев». [161]
Сведения о связях племени ашина с гуннскими племенами Пиньляна и Хэси в сопоставлении с тюркскими генеалогическими легендами делают весьма вероятным предположение, что это племя иммигрировало в Ганьсу после 265 г., в период массового переселения за Великую стену гуннских и зависимых от гуннов племён Центральной Азии и Южной Сибири. Возможно, что до переселения в Пиньлян и Хэси племя населяло район Си хай (низовья р. Эдзин-гол), как об этом свидетельствует одна из тюркских генеалогических легенд. За время обитания в Пиньляне и Хэси племя ашина восприняло в свой состав новый этнический компонент автохтонного некитайского и негуннского населения страны («смешанные ху»; ср. мотив женитьбы на турфанских женщинах в первой легенде). После разгро
Предложенная реконструкция ранней истории племени ашина (тÿрк) позволяет наметить новый подход к решению проблемы начальных контактов этого племени с индоевропейским населением Восточного Туркестана и Западного Китая. В течение первого периода своей истории — ганьсуйско-гаочанского (III в. н.э. — 460 г.) — предки ашина обитали на территории, где преобладали иранские и «тохарские» языки. Именно здесь возникает само племя ашина, этническое смешение которого с автохтонным населением района отмечено и китайской историографией, и тюркскими генеалогическими легендами. В этой связи интересны лексические реликты в языке ашина, точно датируемые временем до образования каганата. К их числу относятся название тотема ашина — волка, два титула, которые носили предки основателя каганата Бумыня, и сам этноним ашина.
Китайские источники сохранили одно слово из языка гуннского племени хэлянь — предков ашина: фули, тюрк, böri «волк». [162] Ещё В. Бангзаметил, что «слово böri не может быть разъяснено с помощью тюркологических средств». [163] Но уже к этому времени были известны индо-иранские прототипы древнетюрк. böri: согд. wyrk, авест. vəhrka, древнеперс. vŗkäna, хотано-сакское birgga, осетинское (resp. аланское?) bīräγ, beräγ. [164]
Согдийцы в каганате. ^
Первые известия о согдийцах при дворе тюркских каганов в Монголии относятся ко времени правления Дулань-кагана (588-599). [177] В год вступления кагана на престол в Китае была уничтожена династия Чэнь и страна окончательно объединена под властью дома Суй. Уцелевшие члены свергнутой династии и их приближённые ещё пытались взять реванш. Один из чэньских вельмож, Ян Цинь, бежал в тюркскую ставку (593 г.), где вместе с другими китайскими эмигрантами рассчитывал воспользоваться покровительством жены кагана, чэньской принцессы Да-и, и добиться осуществления своих планов. Расчёты Ян Циня оправдались — принцесса приняла участие в его деле, но склонить кагана к активной помощи заговорщикам она поручила своему фавориту, согдийцу Ань Суй-цзя, одному из приближённых Дуланя. Суйский посол Чжан-сунь Шэн сумел предотвратить неблагоприятное для новой династии развитие событий. Он потребовал выдачи Ян Циня. Каган ответил, что не знает такого человека. Подкупив охрану Ян Циня, Чжан-сунь Шэн схватил главу заговора и представил его кагану; одновременно он обвинил китайскую жену Дуланя в неверности. Ань Суй-цзя и чэньские вельможи были выданы послу и отправлены в Китай, а принцесса Да-и вскоре убита. [178]
Последующие события, относящиеся ко времени правления Шиби-кагана (609-619), показали, что высокое положение согдийца в каганской ставке и занятая им политическая позиция не случайны. При Шиби наметился подъём политического могущества Восточнотюркского каганата. Пытаясь предотвратить усиление опасного северного соседа, суйский двор прибег к хорошо проверенной в предшествующие годы тактике подкупа
Центральной фигурой во внешней политике Китая стал в 607 г. Пэй Цзюй, осуществивший в 593 г. план окончательного устранения принцессы Да-и. [180] Пэй Цзюй, тогда наместник Западного края, спровоцировал войну между теле и тугухунями и распространил китайский протекторат на весь Восточный Туркестан. Здесь он делал всё от него зависящее для поощрения согдийской торговли, но именно согдийцы оказались его опаснейшими политическими противниками в Монголии. [181] После неудачи с Чжиги-шадом Пэй Цзюй обратился к императору со следующим донесением: «Тюрки сами по себе простодушны и недальновидны, и можно внести между ними раздор. К сожалению, среди них живёт много ху (согдийцев), которые хитры и коварны; они научают и направляют (тюрков)! Как я слышал, особенно много коварных планов у (согдийца) Шишухуси, и он пользуется расположением Шиби-кагана. Я прошу дозволения погубить его хитростью». [182] Император одобрил замысел Пэй Цзюя. К Шишухуси был послан лазутчик, сообщивший ему о готовящейся в крепости Ма-и (Шаньси) распродаже ценных вещей из императорской казны: «Кто первый придёт, тому достанутся лучшие товары!» Пэй Цзюй не ошибся — бросив все дела, даже не испросив разрешения кагана, Шишухуси со всеми своими многочисленными сородичами кинулся в Ма-и. Там его ждала засада и казнь. Пэй Цзюй сообщил кагану о мнимой измене Шишухуси, но Шиби хорошо знал своего советника и хорошо знал Пэй Цзюя. [183]
Если во времена Шиби отмечается многочисленность и влиятельное положение согдийцев среди восточных тюрков, то при последнем кагане первого Восточнотюркского каганата Хели (620-630) их влияние ещё более возросло. Внешнеполитическая обстановка была исключительно благоприятна для Хели в начале его царствования. В 618 г., после опустошивших страну внутренних войн, в Китае воцарилась династия Тан. Новые правители империи прилагали все силы для укрепления своей власти в государстве и восстановления разрушенного хозяйства. Хели-каган, «полагаясь на стяжание, собранное отцом и старшим его братом, имея многочисленную и отличную конницу. возносился гордостью. Стоя на ступень выше всех кочевых народов, он с презрением смотрел на Срединное государство, дерзко изъяснялся и на письме и на словах; производил большие требования. Император в то время занят был восстановлением порядка в империи, почему должен был унижаться пред ханом и делать большие пожертвования; но несмотря на большие дары и награды, хан ещё был недоволен и предъявил неограниченные требования». [185]
В течение 620-629 гг. Хели и его военачальники организовали 67 нападений на различные районы Северного Китая. [186] В сентябре 626 г. каган во главе 100-тысячной армии появился под стенами Чанани. Лишь мужество и находчивость императора Тайцзуна [187] — крупнейшего политического деятеля и полководца средневекового Китая — спасли столицу. Хели заключил мир и покинул империю. [188] Но уже в следующем году наступил перелом в соотношении сил. Подъём хозяйства страны и реорганизованная армия позволили Тайцзуну начать подготовку к войне с тюрками на их собственной территории. В то же время каганат испытывал серьёзные лишения — джуты 627-629 гг. привели к падежу скота и голоду. [189] Хозяйственные трудности дали толчок к обострению социальных и внутриполитических противоречий. Начались восстания и переход на сторону империи подчинённых кагану племени [племён], прежде всего телеских (огузских). Но самым страшным для Хели оказалась потеря поддержки собственного народа.
Давно минули времена, когда всё племя тÿрк, стоявшее на высшей ступени варварства, видело в грабительских походах нормальный и доходный промысел. Восьмидесятилетний путь исторического развития созданного тюрками государства привёл к глубоким качественным изменениям общества. Абсолютная
власть военного вождя племени переросла в деспотическую власть кагана — правителя государства. Каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, в значительной мере оторвавшейся от своих корней в роду и племени. Война стала выгодной только для правящего класса каганата, которому доставалась львиная доля добычи и дани. Основная масса населения жила доходами скотоводческого хозяйства, часть продукции которого обменивалась на продукты земледелия и ремесла. Иногда Хели, считаясь с насущными нуждами своих подданных, прекращал на время грабёж и обращался к императору с просьбой разрешить меновой торг. [190] Однако такие события были исключением, постоянной была лишь война. Между тем рядовые кочевники были заинтересованы не в походах за рабами и драгоценностями, не в дани шёлком, а в мирной меновой торговле.
Непрерывные войны требовали бесперебойного снабжения огромной армии кагана, постоянного ремонта конного состава и многих других затрат. В результате Хели, не довольствуясь данью и добычей, усилил обложение податями и сборами собственного народа. Подати оказались особенно тяжёлыми в годы джута. [191] Противоречие между народными массами и правящей верхушкой каганата ярко выразилось в изменении управления. Хели, следуя по пути, проложенному его предшественниками, перешёл к формам и методам осуществления власти, свойственным социально более развитым обществам. Не полагаясь на старые органы управления, представители которых были в какой-то степени связаны родо-племенными традициями, Хели заместил должностных лиц, занимавших ключевые посты гражданского управления, китайцами и согдийцами. Наибольшим доверием пользовались согдийцы, так как лояль