Что означает электронный птс
Что представляет собой Электронный ПТС
Электронный ПТС – это документ на автомобиль, который не имеет бумажного носителя. Это новый стандарт ПТС, все данные машины и ФИО владельца фиксируются только в электронном виде. Первые ЭПТС в России начали выдаваться относительно недавно – с ноября 2019 года. В ближайшее время планируется полный переход на электронные ПТС. Но это не значит, что владельцев с бумажными паспортами будут принуждать менять их.
Преимущества электронного ПТС:
Где и как проверить оригинальность Электронного ПТС
Вы легко сможете самостоятельно проверить подлинность Электронного ПТС. Процедура абсолютно бесплатная. Для этого нужно подать запрос оператору ЭПТС – «Система электронных паспортов», обратиться в МФЦ или воспользоваться сервисом «ГосУслуги». Для проверки необходимо указать VIN-номер автомобиля или номер электронного паспорта. Эти сведения можно запросить у собственника машины.
Серия и номер ЭПТС указывается в договоре купли-продажи ТС, а также в свидетельстве о регистрации ТС. Там же можно посмотреть VIN-номер.
Еще один способ проверить оригинальность ПТС – обратиться в специализированные сервисы, которые осуществляют платные проверки машин. За 150-350 рублей вы получите полный отчет об автомобиле, включающий количество владельцев по ПТС, информацию о нахождении в залоге, участие в ДТП, все данные, указанные в ПТС, а также данные тех. осмотра и другую информацию.
Как проводить куплю-продажу автомобиля с ЭПТС
Если вы планируете приобрести новый автомобиль с электронным паспортом, не беспокойтесь! Процесс покупки ничем не отличается от приобретения машины с бумажным ПТС.
Осмотр автомобиля и проверка документов. Перед заключением сделки запишитесь на диагностику машины в специализированный сервис. Это позволит исключить неожиданности в виде серьезных поломок. Предварительно стоит проверить авто, запросив выписку. Поскольку все сведения сохранятся в реестре ЭПТС, вы получите полную информацию о транспорте.
Подпишите договор купли-продажи в трех экземплярах – один экземпляр остается у бывшего владельца, второй экземпляр остается у вас, а третий отдается в ГИБДД.
Заберите машину и документы. Вам нужно забрать 2 комплекта ключей и свидетельство о регистрации ТС. Получить электронный ПТС не получится, поскольку он не выдается на руки.
Оформите ОСАГО и поставьте машину на учет. Это нужно сделать в течение 10 дней с момента подписания договора. Если вы не успеете зарегистрировать машину в этот срок, придется заплатить штраф в размере 2 000 рублей.
Бывший собственник может внести изменения в электронный ПТС. Обычно это делается при продаже авто. Каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью владельца!
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Поворот от бумаги
Насколько система электронных паспортов готова к работе? Не рухнет ли она от наплыва большого количества оформляющих электронный ПТС?
Борис Ионов: Система работает уже больше года. Сегодня в ней оформлено более 1,4 миллиона электронных ПТС. До момента, когда она набрала большое количество данных, проводились тестирования, проводили нагрузочные испытания, все это делалось как раз для того, чтобы проверить ее работоспособность. Пока на сегодняшний день проблем со стороны системы электронных паспортов не зафиксировано. Иногда возникают проблемы, связанные с коммуникациями, в частности с взаимодействием с госорганами: с МВД, таможней, налоговой. Где-то бывают иногда сбои, мы это проверяем, обзваниваем все службы поддержки, стараемся решать эти проблемы максимально быстро и оперативно, чтобы исключить негативные последствия.
Готовы ли подразделения ГИБДД оформлять машины по электронным паспортам?
Роман Мишуров: Подразделения ГИБДД уже оформляют автомобили по электронным паспортам. Из более 1,4 миллиона машин с такими паспортами уже 85-90 процентов прошли регистрацию. Бывает, связь иногда нестабильно работает, но это оперативно решается.
На новые автомобили электронные ПТС оформляют производители или импортеры. Как должны будут действовать те, кто ввозит автомобили сам?
Хватит ли этих лабораторий? Сколько их всего?
Борис Ионов: Всего по России сейчас 19 лабораторий, которые имеют техническую и юридическую возможности оформлять электронные паспорта. Они все представлены и на сайте минпромторга в соответствующем реестре, и на нашем сайте.
А как с регистрацией таких автомобилей?
То есть сейчас все проходит достаточно гладко?
Роман Мишуров: Если гражданин получит выписку из электронного паспорта, он уже будет видеть, что статус еще не действующий и смысла ему ехать в подразделение ГИБДД нет, поскольку у него документ еще до конца не вступил в силу.
Что я смогу узнать из электронного паспорта? Например, на бумаге я вижу, сколько у машины собственников. Будет ли доступ к такой информации?
Борис Ионов: На нашем сайте есть возможность получить вход через портал «Госуслуги» абсолютно любому желающему, не важно, собственник он автомобиля с электронным паспортом или нет. Можно проверить наличие этого ПТС, проверить его статус, а также увидеть ограничения, если они есть, которые в частности накладывают таможенные органы.
Бумажные паспорта менять на электронные никто никого не обяжет. А имеет ли это смысл?
Роман Мишуров: У нас свободная страна и каждый может выбирать, что ему нравится. Лично мне нравится читать бумажный документ. Его можно потрогать, спрятать в сейф. Кому-то больше нравится электронный документ, с точки зрения удобства. Здесь каждый волен выбирать сам.
Электронный ПТС: как это работает
Российские автовладельцы постепенно переходят на электронные паспорта транспортных средств. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года.
Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – в нашем материале.
Новый стандарт ПТС
Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.
Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.
«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.
Для чего вводят электронные ПТС
По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.
Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.
Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.
Как оформить и получить электронный ПТС
Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.
При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.
Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.
События, связанные с этим
LADA XRAY Cross: открывая новые направления и дороги
История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна
Электронный ПТС (ЭПТС): что это и как оформить? Отличия ЭПТС от бумажного ПТС
Электронные ПТС (паспорта транспортного средства) были введены относительно недавно, в 2022 году. Пока можно воспользоваться бумажными носителями, но существует информация, что в ближайшее время их полностью заменят цифровые эквиваленты.
Электронные ПТС (паспорта транспортного средства) были введены относительно недавно, в 2022 году. Пока можно воспользоваться бумажными носителями, но существует информация, что в ближайшее время их полностью заменят цифровые эквиваленты.
Электронный ПТС и его определение
Электронный ПТС и его отличие от бумажного аналога
ЭПТС отличается от своего бумажного эквивалента тем, что не имеет носителя. По сути это часть базы данных, состоящая из пятнадцатизначного кода. Её невозможно потерять, испортить, или деформировать другим образом. А вот если нечто подобное произойдет с бумажным документом, придется запрашивать его копию. Это важно, поскольку исключает обман с документом.
Также ПТС в электронном видепозволяет указать больше информации об автомобиле. Для примера, старый образец содержит двадцать одно поле, тогда как электронный вариант может содержать до 150 полей. Информация, которая в них вносится, может быть обязательной (тех.данные авто) и дополнительной (кто собственник, данные о кредите, залоге, страховке и т.п.).
Чтобы внести информацию в ЭПТС, нужно иметь на это право. Такими полномочиями обладают: таможня, ГИБДД, заводы, занимающиеся изготовлением. Информацию могут вносить операторы техосмотра, работники налоговой, кредитные организации. Но их доступ ограничен. Данные, что уже были внесены, не подлежат корректировке. Их можно только дополнять. Удаление происходит только одним способом – если новый владелец не пожелал сохранить информацию о старом. Но эти сведения все равно останутся в ГИБДД.
Владельцы автомобиля могут получить выписку на электронный ПТС. В ней указан минимум информации о транспорте. Рассматриваемый инструмент используется, чтобы оформить ОСАГО.
Электронный ПТС и его положительные стороны
Последнее на что следует обратить внимание – стоимость вопроса. Электронный документ немного дешевле – за него вы заплатите 600 рублей, против 800 рублей за бумажный вариант. Но учтите, что внесение информации является платным, и стоит 250 рублей.
Оформить электронный ПТС: обязательно ли это или можно остаться с бумажным?
Электронный ПТС на машину можно не получать, если у вас ещё действует бумажный. Но есть ситуации, когда замена обязательная. Получить новый формат документа необходимо в следующих случаях:
Обратитесь в ГИБДД или таможню. Иметь на один автомобиль два формата документа одновременно нельзя.
ЭПТС и как с ним установить авто на учете
ЭПТС уже есть на всех автомобилях, которые продаются в салонах, потому при покупке номер паспорта вносится в договор. Оформленный договор нужно отнести в страховую, а получив страховку – в ГИБДД.
Покупая авто с рук, нужно отправить запрос в специализированные органы, чтобы информация о смене владельца была внесена в базу. Заявка оформляется используя Госуслуги. Также оформление возможно в МФЦ или в системе электронных паспортов (только если есть цифровая подпись). Прежде чем вносить изменения нужно получить согласие предыдущего владельца и заплатить за услугу 250 рублей.
Электронный ПТС или бумажный: покупка б/у авто со старым документом
Регистрация ТС нужна после того, как купили машину. Но общая процедура для владельцев ЭПТС и документов старого образца не поменяется – она остается классической. Новоявленный собственник уже по своему желанию может заменить старый образец на электронный.
ЭПТС: можно ли приобрести автомобиль в кредите?
Теперь документ никто у вас не заберет, но электронный ПТС позволяет работать прямо в системе. Что касается процедуры покупки, она схожая со стандартной. Но поменять сведения о кредитах способен только банк.
Как получить электронный ПТС и продать транспорт
Если пропустить сроки, придется заплатить штраф 2 тысячи рублей. К тому же это рискованно, поскольку бывший владелец может внести изменения в электронный ПТС.
Электронный ПТС: как продать с ним автомобиль
Также можно пойти в МФЦ. Там данные в ЭПТС внесут сотрудники центра.
ЭПТС: продажа транспорта с кредитом
Электронный ПТС учитывает все сведения о кредитах, которые «висят» на машине. Сотрудники ГИБДД не сделают никаких манипуляций, что запрещены для автомобилей в кредите.
Электронный ПТС: где и как проверить его оригинальность
Электронный паспортлегко проверить даже самостоятельно. Для этого достаточно обратиться к оператору ЭПТС, МФЦ или воспользовавшись Госуслугами. Укажите VIN-номер авто, на который проходила регистрация ТС. Эта информация есть у владельца.
Электронный ПТС: как это работает?
Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?
Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.
Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.
Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.
А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.
В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.
Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).
В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.
Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.
По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.
Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.
Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.
Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.
Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать
Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.
Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.
Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.
У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.
РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.
Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.
За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.
Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.
Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».